Научная статья на тему 'Отдельные правовые аспекты совершенствования работы должностных лиц по допуску к сведениям, составляющим государственную тайну'

Отдельные правовые аспекты совершенствования работы должностных лиц по допуску к сведениям, составляющим государственную тайну Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
738
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
STATE SECRET / REGIME OF SECRECY / ACCESS TO STATE SECRET / DEGREE OF SECRECY / SECRET / TOP SECRET / OF SPECIAL IMPORTANCE / LICENSING / FORM OF ADMISSION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / РЕЖИМ СЕКРЕТНОСТИ / ДОПУСК К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ / ДОСТУП К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ / СТЕПЕНЬ СЕКРЕТНОСТИ / СЕКРЕТНО / СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО / ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ФОРМА ДОПУСКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнаухова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы, касающиеся трактовки отдельных терминов, используемых в допускной работе. Подробно описывается процедура лицензирования деятельности по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. На основе проведенного анализа предлагаются изменения нормативной правовой базы в сфере допускной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корнаухова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN LEGAL ASPECTS OF IMPROVING THE WORK OF OFFICIALS ON ADMISSION TO INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET

The article deals with some problematic issues relating to the interpretation of certain terms used in the admission work, describes in detail the licensing procedure for activities related to the use of information constituting a state secret, focuses on the features of registration of access to state secrets of cadets and students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. On the basis of the analysis proposed changes in the regulatory framework in the field of admission work.

Текст научной работы на тему «Отдельные правовые аспекты совершенствования работы должностных лиц по допуску к сведениям, составляющим государственную тайну»

УДК 351.746 ББК 67.629

© 2019 г. Корнаухова Наталья Геннадьевна,

заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России.

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ДОПУСКУ К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы, касающиеся трактовки отдельных терминов, используемых в допускной работе. Подробно описывается процедура лицензирования деятельности по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. На основе проведенного анализа предлагаются изменения нормативной правовой базы в сфере допускной работы.

Ключевые слова: государственная тайна, режим секретности, допуск к государственной тайне, доступ к государственной тайне, степень секретности, секретно, совершенно секретно, особой важности, лицензирование, форма допуска.

Kornaukhova Natalia Gennadevna - deputy head of the Department of operative search activity and special

equipment of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

CERTAIN LEGAL ASPECTS OF IMPROVING THE WORK OF OFFICIALS ON ADMISSION

TO INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET

The article deals with some problematic issues relating to the interpretation of certain terms used in the admission work, describes in detail the licensing procedure for activities related to the use of information constituting a state secret, focuses on the features ofregistration ofaccess to state secrets of cadets and students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. On the basis of the analysis proposed changes in the regulatory framework in the field of admission work.

Keywords: state secret, regime of secrecy, access to state secret, access to state secret, degree of secrecy, secret, top secret, of special importance, licensing, form of admission.

Государством установлен особый режим в деятельности государственных органов и предприятий по обращению со сведениями, составляющими государственную тайну. Секретность представляется важным средством по обеспечению государственной безопасности, которое предполагает ограниченность доступа к сведениям, являющимся государственной и иной охраняемой законом тайной, что обуславливает наличие некоторых ограничений права граждан свободно искать, получать, производить и распространять информацию любыми законными способами, предусмотренными в ст. 29 Конституции РФ.

Неотъемлемой частью содержания режима секретности является порядок допуска граждан к работам, документам и изделиям, содержащим государственную тайну. Прежде чем приступить к анализу отдельных особенностей этой работы, необходимо рассмотреть суть таких понятий как «допуск к государственной тайне» и «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну». Исходя из положений ст. 2 Закона РФ «О государствен-

ной тайне» от 21 июля 1993 г. №9 5485-1 (далее - Закон «О государственной тайне»), допуск к государственной тайне (далее - ГТ) можно трактовать как процедуру, разрешающую на определенных условиях доступ к сведениям, составляющим ГТ, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений. Мы видим, что субъектами, имеющими право получения допуска, могут быть как юридические, так и физические лица.

В свою очередь, доступом к сведениям, составляющим ГТ, является санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного должностного лица со сведениями, составляющими ГТ. Такое толкование рассматриваемого понятия, на наш взгляд, несколько узко. Действия должностного лица могут выражаться лишь в ознакомлении с защищаемой информацией. Большой толковый словарь русского языка дает нам следующее понимание термина «ознакомление»: приобретение каких-нибудь знаний, получение представления о чем-

нибудь [ 1, с. 558]. Данным термином, на наш взгляд, не охватывается полный комплекс действий, совершаемых должностным лицом в процессе работы со сведениями, составляющими ГТ. Считаем целесообразным внести соответствующие коррективы в ст. 2 Закона «О государственной тайне» и рассматривать доступ к сведениям, составляющим ГТ, как санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление, использование конкретным должностным лицом сведений, составляющих ГТ, а также получение новой информации секретного характера.

Таким образом, мы видим, что это два взаимосвязанных, но нетождественных понятия: допуск всегда предшествует доступу, так как допуск не всегда реализовывается в виде доступа. Например, наличие у должностного лица в установленном порядке оформленного допуска не означает, что он воспользуется правом доступа к секретным сведениям.

Следующим понятием, требующим уточнения, является «государственная тайна». До принятия Закона «О государственной тайне» ее составляли сведения, «несанкционированное распространение которых могло негативно повлиять на состояние военно-экономического потенциала страны или повлечь другие тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности, экономических и политических интересов СССР» [5, ст. 4]. К служебной тайне относились сведения, охраняемые государством в любой из областей науки, техники, производства и управления, разглашение которых может нанести ущерб интересам страны. ГТ делилась на государственные секреты - это «сведения особой важности», «совершенно секретные» и служебную тайну, которая имела гриф «секретно». В ней же были определены четыре формы допуска: к «совершенно секретным и особой важности», «совершенно секретным», «секретным» и еще раз «секретным» сведениям. Отличие состояло в том, что первые три формы допуска требовали обязательного согласования и проведения проверочных мероприятий органами КГБ СССР. Такое разделение до сих пор вносит путаницу в определение ГТ.

В настоящее время согласно Закону «О го-

и и | Т I 1 /— и

сударственной тайне» ГТ представляет собой «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведы-

вательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» [2, ст. 2].

Степень секретности определяется размером причиняемого ущерба безопасности государства при распространении сведений закрытого характера. Ущерб может быть имущественным, политическим, нравственным и т. д. В соответствии с механизмом отнесения сведений к различным степеням секретности, закрепленных в нормативных правовых актах, установлены степени секретности сведений, им же соответствуют и грифы секретности - это реквизиты, указывающие на степень секретности сведений, содержащихся в их носителях.

В соответствии с правилами отнесения сведений, составляющих ГТ, к различным степеням секретности, указанными в постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870, установлены три степени секретности:

- «особой важности» - ущерб при распространении будет нанесен РФ в одной или нескольких вышеперечисленных областях;

- «совершенно секретно» - ущерб причиняется интересам министерства или отрасли экономики в одной или нескольких перечисленных областях;

- «секретно» - ущерб будет нанесен интересам предприятия, учреждения или организации из указанных областей. Степеням секретности соответствуют формы допуска к сведениям, составляющим ГТ.

Далее рассмотрим последовательность процедуры получения лицензии подразделениями системы МВД РФ и оформления допусков сотрудникам органов внутренних дел.

Предприятия, учреждения или организации могут осуществлять свою деятельность, в рамках которой предполагается использование сведений, являющихся ГТ, разработка средств защиты охраняемой информации, а также выполнение мероприятий и (или) оказание услуг по ее защите, только после получения ими в установленном порядке лицензии на проведение работы со сведениями соответствующей степени секретности (за исключением подразделений, указанных в приказе МВД России от 21 января 2013 года № 33дсп «О порядке лицензирования деятельности по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в системе МВД Рос-

сии»). Эта процедура регламентирована Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 5 апреля 1995 г. № 333.

Процедура лицензирования любого подразделения начинается с подготовки и направления запроса, а также необходимых документов в территориальный орган безопасности, который в течение 30 дней с момента получения заявления должен дать ответ.

При положительном решении в лицензируемом органе будут проведены: специальная экспертиза, целью которой является оценка готовности его к выполнению требований законодательных и иных нормативных актов по обеспечению защиты сведений, составляющих ГТ, и государственная аттестация руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих ГТ, при выполнении следующих условий: знание нормативной правовой базы по обеспечению защиты секретных сведений в процессе работы с ними; наличие подразделений по защите секретных сведений; необходимое число специалистов в области защиты информации; наличие средств защиты информации, имеющих соответствующие сертификаты.

О получении лицензии орган внутренних дел уведомляет Министерство внутренних дел РФ и приступает к работе по оформлению допусков к ГТ сотрудникам, которым по роду службы он необходим.

Сущностью оформления допуска к ГТ граждан является осознанное добровольное принятие ими на себя обязательств перед государством по неразглашению доверенных ему сведений, составляющих ГТ; временные частичные ограничения прав; письменное согласие на проведение в отношении него проверочных мероприятий; принятие руководителем организации письменного решения о допуске и заключение с гражданином договора (контракта) [4, ст. 4673]. Коротко остановимся на главных, с нашей точки зрения, этапах процедуры оформления допусков к государственной тайне сотрудников органов внутренних дел.

Руководитель органа внутренних дел совместно с режимно-секретным подразделением, проанализировав объем, характер работ, определив перечень должностей, при назначении на которые гражданам должен оформляться допуск к ГТ, составляют проект номенклатуры должностей, подлежащих оформлению на допуск на основании штатного расписания. После согласования с территориальным органом безопасности номенклатура должностей будет являться основным документом, который дает право на оформление допусков к ГТ.

После соответствующего утверждения и согласования кадровый аппарат занимается подготовкой материалов на сотрудников, оформляемых на допуск к документам различной степени секретности. Оформляющиеся сотрудники собственноручно заполняют анкету установленного образца, в которой обязаны указать достоверные данные. Анкета заверяется подписью кадрового работника и печатью.

На практике возникает неопределенность в части организации порядка хранения анкет сотрудников, которым оформлялся допуск к ГТ по третьей форме без проведения проверочных мероприятий. Ни постановление Правительства РФ [4], ни разработанный на его основе приказ МВД России [6] не дает ответа на этот вопрос. Мы полагаем возможным приобщать заполненные анкеты к личным делам таких сотрудников и в связи с этим предлагаем дополнить указанные выше постановление Правительства РФ пунктом 30.1. и приказ МВД России пунктом 28.1. следующего содержания: «После оформления допуска заполненные анкеты сотрудника (кандидата), которому оформляется допуск к государственной тайне, приобщаются к личным делам таких сотрудников и хранятся в кадровом подразделении.».

Оформление допусков по первой и второй формам к «сведениям особой важности» и «совершенно секретным сведениям» оформляются только после проведения органами федеральной службы безопасности проверочных мероприятий для установления наличия (или отсутствия) оснований, препятствующих допуску или послуживших основанием для отказа в допуске. По результатам проведенных проверок решение о допуске принимает руководитель органа внутренних дел, при этом неся персональную ответственность.

Оформление допусков сотрудникам по третьей форме к сведениям с грифом «секретно» осуществляется руководителем органа внутренних дел без проведения проверочных мероприятий.

Завершающим этапом оформления допусков по всем трем формам является подписание обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о ГТ, которые отражаются в трудовом договоре (контракте). Обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки.

На наш взгляд, стоит уделить особое внимание процедуре оформления допуска к государственной тайне курсантам и слушателям учебных заведений системы МВД России, так как она имеет свои особенности.

Согласно требованиям вышеуказанных нормативных актов курсанты и слушатели на весь период обучения допускаются к работам только с секретными сведениями, соответственно, им оформляется третья форма допуска к ГТ. Нам видится такой подход несколько сомнительным. Изучение отдельных учебных дисциплин предполагает ознакомление с нормативной правовой базой, содержащей совершенно секретные сведения. Особенно это актуально для подготовки специалистов в области оперативно-розыскной деятельности. Несомненно, достаточно ограничиться изучением учебной литературы и учебно-методическими материалами, имеющими более низкий гриф секретности. Но цель обучения состоит в том, чтобы научить руководствоваться ведомственными приказами в профессиональной деятельности, уметь грамотно толковать их, давать правильное разъяснение по их сущности.

Кроме того, анализ сложившейся практики свидетельствует о том, что, даже приступив к выполнению своих служебных обязанностей после окончания обучения, выпускники не имеют возможности ознакомиться с этой закрытой информацией.

Во-первых, это связано с тем, что нормативные документы поступают в органы внутренних дел в одном-двух экземплярах и, как правило, хранятся у руководителя. Изучение

мнений опрошенных нами лиц свидетельствует о том, что у 7,8 % из них есть возможность ежедневного ознакомления с нормативной правовой базой в сфере обеспечения режима секретности, у 12 % опрошенных -один раз в неделю, ежемесячно - 35,9 %, один раз в полугодие - 20,4 %, а у 23,9 % респондентов вообще нет такой возможности*.

Во-вторых, в связи с достаточно большой загруженностью у них нет возможности для изучения требований приказов. Проанкетированные нами оперативные сотрудники, а также представители подразделений делопроизводства и режима указали, что нормативную правовую базу в сфере обеспечения режима секретности изучают самостоятельно - 26,1 %, знакомятся с ней в рамках занятий по профессиональной служебной и физической подготовке - 57 %, узнают о существующих режимных требованиях в процессе обмена опытом с коллегами - 16,9 %.

В-третьих, отдельные сотрудники даже не знают о существовании приказов, регламентирующих эту довольно закрытую и специфическую сферу оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Наряду с этим слушатели последних курсов направляются в оперативные подразделения территориальных органов для прохождения практики. В отчетных документах предусмотрено изучение деятельности этих подразделений, специфики их работы, ознакомление с нормативной правовой базой. Обучающиеся могут присутствовать при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий. Наличие третьей формы допуска к ГТ несколько ограничивает их деятельность, а также возможности наставников из числа сотрудников оперативных подразделений по качественному обучению практикантов.

Как показало анкетирование сотрудников оперативных подразделений, 73 % считают необходимым оформление второй формы допуска курсантам (слушателям) образовательных организаций системы МВД России, направляемым в оперативные подразделения территориальных органов внутренних дел для прохождения практики, т. к. вторая форма допуска им необходима для ознакомления с материалами дел оперативного учета, осно-

* Всего проанкетировано 142 человека (105 оперативных сотрудников и руководителей оперативных подразделений регионального уровня, а также 37 сотрудников и работников подразделений делопроизводства и режима образовательных организаций системы МВД России).

вами агентурной работы, участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также расширяет возможности наставников из числа оперативных подразделений по качественному обучению практикантов. И лишь 27 % опрошенных высказали мнение, что третьей формы допуска достаточно, т. к. в ходе прохождения практики они знакомятся только с секретными документами (сведениями).

В связи с вышеизложенным нам видится целесообразным всем кандидатам, направляемым в образовательные организации системы МВД России для обучения в качестве будущих сотрудников оперативных подразделений, оформлять допуск к ГТ по второй форме. С целью нормативного закрепления данного положения предлагаем изложить ч. 1 п. 48 приказа МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и ра-

Литература

1. Большой толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2004.

2. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 41.

3. Оперативно-розыскная деятельность: современное состояние, проблемы и пути повышения ее эффективности. М., 2014.

4. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 7.

5. Приказ МВД СССР № 0700-1975 г. «Об утверждении Инструкции по обеспечению сохранности государственной тайны в системе МВД СССР».

6. Приказ МВД России от 20 августа 2010 г. № 600 «Об утверждении инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне».

ботников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне» в следующей редакции:

«48. Слушатели (курсанты) образовательных учреждений МВД России очной формы обучения допускаются только к секретным или совершенно секретным сведениям.».

Изложенные в настоящей работе вопросы представляют собой попытку переосмысления основных положений, касающихся порядка оформления допуска сотрудников органов внутренних дел к государственной тайне. Предложения по изменению нормативной правовой базы в сфере допускной работы, на наш взгляд, могут способствовать совершенствованию порядка оформления допусков к государственной тайне сотрудников органов внутренних дел, в том числе обучающихся в ведомственных образовательных организациях системы МВД России.

Bibliography

1. Large explanatory dictionary of the Russian language. Ed. Ushakov. M., 2004.

2. Law of the Russian Federation of July 21, 1993 № 5485-1 «On state secret» // Collection of legislation of the Russian Federation. 1997. № 41.

3. Operational-investigative activities: current state, problems and ways to improve its efficiency. M., 2014.

4. Resolution of the Government of the Russian Federation from February, 6th, 2010 № 63 «About approval of the Instruction about the order of admission of officials and citizens of the Russian Federation to the state secret» // Collected legislation of the Russian Federation. 2010. № 7.

5. Order of the Ministry of internal Affairs of the USSR № 0700-1975 «On approval of Instructions to ensure the safety of state secrets in the USSR Ministry of internal Affairs».

6. The order of the Ministry of internal Affairs of Russia of August 20, 2010 № 600 «About the approval of the instruction on the order of the admission of employees, Federal public civil servants and employees of law-enforcement bodies, the military personnel and civil personnel of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia to the state secret».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.