ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.983 ББК 67.5
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО МАТЕРИАЛАМ, СОДЕРЖАЩИМ СВЕДЕНИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ
ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА ВОЙТОВА,
научный сотрудник учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.12 — криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность E-mail: olga.voitova@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На основе анализа законодательства и экспертной практики рассматривается проблема производства судебных экспертиз по материалам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.
Ключевые слова: судебная экспертиза, государственная тайна, эффективность экспертной деятельности.
Annotation. In article on the basis of analysis of legislation and practice expert considers the problem of production of judicial examinations on the materials, the containing data making the state secret.
Keywords: forensic examination, a state secret, the effectiveness of expertise.
Порядок производства судебных экспертиз в России определены уголовно-процессуальным кодексом, Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности» и нормативными актами министерств и ведомств, где созданы и функционируют экспертные службы. Однако, не на все проблемные вопросы экспертной деятельности даны ответы в вышеуказанных источниках. Среди них — вопрос о проведении экспертизы по материалам, содержащим сведения той или иной степени секретности.
На первый взгляд проблема не очевидна, поскольку при заведомо известной степени секретности того или иного объекта экспертиза назначается либо в организацию, имеющую лицензию на работу с секретными документами, либо в ФСБ России, где эксперты имеют соответствующие допуски.
Однако, проблема может проявиться при исследовании документов, не имеющих грифа секретности, но содержащих секретную информацию, в «обычных» экспертных учреждениях в следующих случаях:
когда секретность документа, являющегося объектом экспертизы, неочевидна как для эксперта, так и для лица, назначившего экспертизу (известно, что по делам, например, о разглашении государственной тайны зачастую требуется проведение экспертизы для установления самого факта секретности содер-
жимого того или иного документа);
содержимое секретного документа может стать известно эксперту «попутно», при исследовании ряда аналогичных документов.
Согласно статьи 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 54851 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» в перечень сведений, составляющих государственную тайну включены:
• сведения в военной области;
• сведения в области экономики, науки и техники;
• сведения в области внешней политики и экономики;
• сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.
Если изучить достаточно объёмный список сведений по каждому из вышеуказанных пунктов, то становится очевидно, что проблемы охраны государственной тайны могут возникнуть в ходе производства экспертиз при расследовании террористических актов, экспертизы документов на предмет их технической подделки, компьютерной экспертизы, а также при исследованиях других объектов, которые так или иначе могут быть связаны с Перечнем сведений, со-
32
Вестник Московского университета МВД России
№ 2/2017
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ставляющих государственную тайну.
И здесь возникает правовая коллизия.
С одной стороны, законодатель в статье 14 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 обязывает эксперта «не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну», тем самым фактически относя его к категории лиц, допускаемых к государственной тайне.
С другой стороны, постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» определен порядок оформления допуска к государственной тайне, исходя из номенклатуры должностей в конкретной организации.
При этом допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
• принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
• согласие на частичные, временные ограничения их прав;
• письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
• определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных Законом о государственной тайне;
• ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
• принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации (государственного экспертного учреждения) о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Однако, в соответствии с номенклатурой должностей и действующими приказами в экспертных подразделениях системы МВД экспертам оформляется, как правило, третья форма допуска, позволяющая работать лишь с документами, имеющими гриф «для служебного пользования». Проведение же экспертиз по материалам, имеющим более высокую степень секретности, поручается руководителям экспертных подразделений. В негосударственных же экспертных учреждениях вопросы секретности, как правило, даже не поднимаются.
Такой порядок организации производства экспертиз по материалам, составляющим государственную тайну, возможно, оправдан в случаях очевидной секретности объектов исследования.
При неочевидной же секретности объекта исследования результаты экспертизы, проведённой экспертом, не имеющим допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, могут быть впоследствии опротестованы стороной защиты (известны примеры судебной практики, например, по делам, одной из сторон в которых является подразделение или учреждение Минобороны) на том основании, что эксперт не предупреждается и не даёт подписки об ответственности по ст. 283 УК РФ за разглашение государственной тайны, ставшей ему известной в ходе производства экспертизы.
Отметим, что давая между тем подписку об ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, хотя обе эти обязанности эксперта фактически равнозначны.
Исходя из вышеизложенного, поскольку неурегулированность данного вопроса может негативно отразиться как на результатах судебной экспертизы, так и расследовании ряда преступлений, представляется необходимым законодательное закрепление порядка оформления допуска судебного эксперта к сведениям, составляющим государственную тайну, как условия, необходимого для обеспечения легитимности заключения эксперта в спорных ситуациях, связанных с охраной государственной тайны.
Литература
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
3. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;
4. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. Инфра-М, 2011.
Reference
1. Criminal procedure code of the Russian Federation;
2. Federal law of 31 may 2001 № 73-FZ "On state forensic activities in the Russian Federation";
3. The decree of the RF Government dated 06.02.2010 No. 63 (ed. by 18.03.2016) "On approval of the Instruction about the order of admission of officials and citizens of the Russian Federation to the state secret";
4. Rossinsky E. R. Forensic examination in civil, arbitration, administrative and criminal proceedings. Infra-M, 2011.
№ 2/2017
Вестник Московского университета МВД России
33