Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
490
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛНОМОЧИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Снеговой Андрей Валентинович

Актуальность: представленный в статье материал касается вопросов правового регулирования полномочий органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах. Угроза возникновения такого рода событий и явлений, влекущих опасность для жизни и здоровья людей, сегодня высока. Многие задачи в рассматриваемых условиях органы внутренних дел выполняют во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти с применением мер государственного принуждения, в том числе чрезвычайных. Постановка проблемы: полномочия органов внутренних дел, реализуемые ими в условиях чрезвычайных обстоятельств, в определенной мере трансформируются и приобретают кардинально новое значение. В частности, выполнение органами внутренних дел ряда задач при чрезвычайных обстоятельствах обусловлено введением специально предусмотренных законодательством правовых режимов. При этом анализ законодательства и практики деятельности показывает, что условием успешного выполнения всего комплекса задач при чрезвычайных обстоятельствах может стать проработка и закрепление в законодательстве соответствующего массива нормативных правовых актов, регламентирующих порядок немедленного реагирования на резкие осложнения обстановки для пресечения преступных посягательств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, в том числе с применением чрезвычайных мер. Цель исследования: на основе анализа положений законодательства, регулирующего рассматриваемую сферу общественных отношений, сформулировать научно обоснованные предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах. Методы исследования: общенаучные и специальные методы, выработанные в правоведении. Применялись следующие методы научного познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, логический и др. Результаты и ключевые выводы: определение направлений совершенствования и обоснование конкретных предложений по внесению изменений в законодательство, регламентирующее полномочия органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, сможет позитивно повлиять на состояние правопорядка в стране и на минимизацию угроз общественной безопасности в будущем. Это поможет создать сбалансированные условия для обеспечения защищенности населения в рассматриваемых условиях. Предложенные подходы к совершенствованию правовой регламентации деятельности органов внутренних дел и иных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств могут быть использованы в нормотворческой деятельности и при проведении дальнейших научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Снеговой Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN FEATURES OF THE POWERS EXERCISED BY THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER EXTRAORDINARY CIRCUMSTANCES

Relevance: the material presented in the article concerns the issues of legal regulation of the powers of the internal affairs bodies of the Russian Federation in emergency circumstances. The threat of such events and phenomena entailing danger to human life and health is high today. Many tasks in the conditions under consideration are performed by the internal affairs bodies in cooperation with the other federal executive authorities with the use of state coercion measures, including emergency ones. Statement of the problem: the powers of the internal affairs bodies, implemented by them in conditions of emergency, are transformed to a certain extent and acquire a radically new meaning. In particular, the fulfillment by the internal affairs bodies of a number of tasks in emergency circumstances is due to the introduction of legal regimes specifically provided for by legislation. At the same time, the analysis of legislation and practice shows that the condition for the successful implementation of the entire set of tasks in emergency circumstances can be the elaboration and consolidation in legislation of the relevant array of regulatory legal acts regulating the procedure for immediate response to sudden complications of the situation to prevent criminal encroachments that threaten people’s lives and health, including with the use of emergency measures. The purpose of the study: based on the analysis of the provisions of the legislation regulating the sphere of public relations under consideration, to formulate scientifically sound proposals for improving the legal regulation of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in emergency circumstances. Research methods: general scientific and special methods developed in jurisprudence. The following methods of scientific cognition were used: dialectical, historical, comparative legal, logical, etc. Results and key conclusions: identification of areas for improvement and justification of specific proposals for amendments to the legislation regulating the powers of the internal affairs bodies of the Russian Federation in emergency circumstances will have a positive impact on the state of law and order in the country and on minimizing threats to public safety in the future. This will help to create balanced conditions for ensuring the protection of the population in the conditions under consideration. The proposed approaches to improving the legal regulation of the activities of internal affairs bodies and the other federal executive authorities to ensure public safety in the event of emergency circumstances can be used in standard setting activities and in conducting further scientific research.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛНОМОЧИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ»

152

Andrey Valentinovich Snegovoy,

Candidate of Law, Associate Professor,

Head of the Department of Management of Bodies

and Units of the Internal Affairs in Special Conditions

of the Center for Command Staff Trainings,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: [email protected]

Scientific Specialty: 12.00.11 - Judicial Activity, Prosecutorial Activity, Human Rights And Law Enforcement Activities (5.1.2. Public Law (State Law) Sciences)

Снеговой Андрей Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность (5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки)

УДК 351.741

DOI 10.24412/2072-9391-2022-262-152-159

Дата поступления: 31 марта 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2022 г.

Отдельные особенности полномочий, осуществляемых органами внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах

Certain Features of the Powers Exercised by the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation under Extraordinary Circumstances

Аннотация

Актуальность: представленный в статье материал касается вопросов правового регулирования полномочий органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах. Угроза возникновения такого рода событий и явлений, влекущих опасность для жизни и здоровья людей, сегодня высока. Многие задачи в рассматриваемых условиях органы внутренних дел выполняют во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти с применением мер государственного принуждения, в том числе чрезвычайных.

Постановка проблемы: полномочия органов внутренних дел, реализуемые ими в условиях чрезвычайных обстоятельств, в определенной мере трансформируются и приобретают кардинально новое значение. В частности, выполнение органами внутренних дел ряда задач при

Abstract

Relevance: the material presented in the article concerns the issues of legal regulation of the powers of the internal affairs bodies of the Russian Federation in emergency circumstances. The threat of such events and phenomena entailing danger to human life and health is high today. Many tasks in the conditions under consideration are performed by the internal affairs bodies in cooperation with the other federal executive authorities with the use of state coercion measures, including emergency ones.

Statement of the problem: the powers of the internal affairs bodies, implemented by them in conditions of emergency, are transformed to a certain extent and acquire a radically new meaning. In particular, the fulfillment by the internal affairs bodies of a number of tasks in emergency circumstances is due to the introduction of legal regimes specifically provided for by legislation. At the same time,

чрезвычайных обстоятельствах обусловлено введением специально предусмотренных законодательством правовых режимов. При этом анализ законодательства и практики деятельности показывает, что условием успешного выполнения всего комплекса задач при чрезвычайных обстоятельствах может стать проработка и закрепление в законодательстве соответствующего массива нормативных правовых актов, регламентирующих порядок немедленного реагирования на резкие осложнения обстановки для пресечения преступных посягательств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, в том числе с применением чрезвычайных мер.

Цель исследования: на основе анализа положений законодательства, регулирующего рассматриваемую сферу общественных отношений, сформулировать научно обоснованные предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах.

Методы исследования: общенаучные и специальные методы, выработанные в правоведении. Применялись следующие методы научного познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, логический и др.

Результаты и ключевые выводы: определение направлений совершенствования и обоснование конкретных предложений по внесению изменений в законодательство, регламентирующее полномочия органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах, сможет позитивно повлиять на состояние правопорядка в стране и на минимизацию угроз общественной безопасности в будущем. Это поможет создать сбалансированные условия для обеспечения защищенности населения в рассматриваемых условиях. Предложенные подходы к совершенствованию правовой регламентации деятельности органов внутренних дел и иных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств могут быть использованы в нормотвор-ческой деятельности и при проведении дальнейших научных исследований.

the analysis of legislation and practice shows that the condition for the successful implementation of the entire set of tasks in emergency circumstances can be the elaboration and consolidation in legislation of the relevant array of regulatory legal acts regulating the procedure for immediate response to sudden complications of the situation to prevent criminal encroachments that threaten people's lives and health, including with the use of emergency measures.

The purpose of the study: based on the analysis of the provisions of the legislation regulating the sphere of public relations under consideration, to formulate scientifically sound proposals for improving the legal regulation of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation in emergency circumstances.

Research methods: general scientific and special methods developed in jurisprudence. The following methods of scientific cognition were used: dialectical, historical, comparative legal, logical, etc.

Results and key conclusions: identification of areas for improvement and justification of specific proposals for amendments to the legislation regulating the powers of the internal affairs bodies of the Russian Federation in emergency circumstances will have a positive impact on the state of law and order in the country and on minimizing threats to public safety in the future. This will help to create balanced conditions for ensuring the protection of the population in the conditions under consideration. The proposed approaches to improving the legal regulation of the activities of internal affairs bodies and the other federal executive authorities to ensure public safety in the event of emergency circumstances can be used in standard setting activities and in conducting further scientific research.

Ключевые слова: органы внутренних дел; полномочия; чрезвычайные обстоятельства.

Keywords: internal affairs bodies; powers; extraordinary circumstances.

Одной из непреходящих и актуальных проблем в жизни любой страны является обеспечение безопасности населения, устоев государства при чрезвычайных обстоя-

тельствах, включающих такие угрозы, как противоправные насильственные посягательства (террористические деяния, массовые беспорядки и др.), способные привести к гибели

154

людей, возникновению серьезной опасности для их жизни и здоровья, нарушению установленной Конституцией системы отношений, а также чрезвычайные ситуации, причинами которых могут быть события и явления в техногенной и природной сферах.

К сожалению, события, происходившие в последние годы в странах, поддерживающих союзнические межгосударственные отношения с Российской Федерацией, а именно в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, свидетельствуют о том, что неблагоприятная ситуация в любой из стран может быть использована деструктивными силами с целью дальнейшей дестабилизации обстановки и достижения разрушительных целей, противоречащих интересам безопасности общества, государства.

В Российской Федерации современное состояние общественной безопасности, по мнению ученых, также характеризуется нестабильностью, адекватный уровень общественной безопасности не достигнут [1, с. 49].

Статистика свидетельствует, что за предыдущий год, к примеру, увеличилось число массовых беспорядков (с 2 до 17), возбуждений ненависти либо вражды, а равно унижений человеческого достоинства (+36,5 %), публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (+36,5 %) и организаций экстремистского сообщества (с 21 до 36) [2, с. 40].

Возникновение чрезвычайных обстоятельств на территории оперативного обслуживания значительно расширяет спектр повседневно выполняемых органами внутренних дел задач и предполагает наделение их сотрудников совокупностью соответствующих прав и обязанностей.

В частности, исходя из положений Федерального закона «О полиции», к основным обязанностям, осуществляемым полицией в условиях чрезвычайных обстоятельств, можно отнести следующие: выполнение необходимых мероприятий при установлении карантина, содействие спасателям МЧС России, спасение людей, охрана ценностей и имущества при чрезвычайных ситуациях; предоставление помощи подразделениям ФСИН России в период розыскных мероприятий и обезвреживания лиц, совершивших побег из-под стражи, а также в ходе введенного режима особых условий в исправительных учреждениях; проведение мероприятий по противодействию проявлениям экстремизма; способствование осуществлению принимаемых мер противодействия террористическим проявлениям; обеспечение мероприятий в рамках предусмотренных Конституцией правовых режимов чрезвычайного положения и военного положения; способствование установленными законом процедурами

осуществлению мероприятии, проводимых по-гранорганами ФСБ России в рамках защиты Государственной границы нашей страны1. При этом при чрезвычайных обстоятельствах полицейские, помимо повседневных полномочий, наделяются правом на применение тех ограничений и мер, которые предусмотрены соответствующими правовыми режимами — контртеррористической операции, чрезвычайного положения, военного положения.

Проведенный анализ показывает, что понятие «чрезвычайные обстоятельства» в федеральных законах не оформлено, а любая попытка определить их через перечисление различных ситуаций, не раскрывая их содержания, не может быть признана удачной, поскольку такой перечень никогда не будет исчерпывающим [4, с. 25].

Заслуживающим внимания является тот факт, что в МЧС России в числе терминов, используемых в деятельности названного органа власти, применяется понятие «чрезвычайное обстоятельство». Согласно формулировке указанного ведомства чрезвычайные обстоятельства могут вызывать либо источники чрезвычайной ситуации, либо массовые беспорядки2. По нашему мнению, круг возможных источников возникновения чрезвычайных обстоятельств в указанном понимании весьма заужен. При этом обращает на себя внимание акцентуация лишь на одном из исследуемых обстоятельств — массовых беспорядках, по той причине, видимо, что массовые беспорядки — это наиболее яркий пример чрезвычайных обстоятельств, характеризующийся весьма высокой степенью общественной опасности.

Регулированию специфических общественных отношений при возникновении чрезвычайных обстоятельств в мирное время непосредственно посвящен ряд норм, содержащихся в Конституции (ст. 56, 88, 102, 109). Эти нормы, в свою очередь, вытекают из положений международного права, допускающих возможность введения любым из государств чрезвычайного положения на своей территории3. Анализ законодательства показывает, что перечень обстоятельств введения рассматриваемого правового режима, устранение которых без применения

1 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (п. 7 ч. 1 ст. 12) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2 Термины МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/ ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/346 (дата обращения: 22.01.2022). Чрезвычайное обстоятельство - негативное событие, вызванное источником чрезвычайной ситуации либо массовыми беспорядками и приведшее к гибели людей или угрозе их жизни и здоровью, ущербу государственной и другим видам собственности, личному имуществу граждан и окружающей природной среде на определенной территории.

3 Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (ст. 4) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. № 12. Ст. 291.

чрезвычайных мер невозможно, приведен в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении»4. При этом указанный перечень во многом соответствует тем чрезвычайным обстоятельствам, о которых имеется упоминание в различных отраслях современного российского права: гражданском, налоговом, административном, уголовно-процессуальном, жилищном, земельном, трудовом5 и др.

В ходе изучения действующих норм права усматривается определенное тождество между исследуемыми нами обязанностями полиции в чрезвычайных обстоятельствах и обозначенными в действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации задачами, решение которых позволяет достигнуть целей обеспечения такого стратегического приоритета, как общественная и государственная безопасность6. Указанное сходство абсолютно логично, так как полиция, как и органы внутренних дел в целом, является одним из институтов власти, который воплощает в жизнь либо же в определенной мере участвует в осуществлении политики по обеспечению безопасности государства и общества. В то же время общеизвестно, что институты публичной власти для осуществления государственной политики в области обеспечения безопасности наделены соответствующими инструментами — правовыми, организационными, информационными и др.

Как уже отмечалось, возникновение чрезвычайных обстоятельств влечет осуществление органами внутренних дел специфических полномочий, предопределяющих те задачи, которые указанный орган исполнительной власти выполняет в мирное время при введении правового режима контртеррористической операции, правового режима чрезвычайного положения7,

4 О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ (ст. 3) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

5 См., напр.: Гражданский кодекс РФ: ст. 202 (Приостановление течения срока исковой давности), ст. 242 (Реквизиция), ст. 401 (Основания ответственности за нарушение обязательства), ст. 887 (Форма договора хранения), ст. 1129 (Завещание в чрезвычайных обстоятельствах); Налоговый кодекс РФ (ред. от 28.12.2016): ст. 111 (Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения); Кодекс РФ об административных правонарушениях: ст. 4.3 (Обстоятельства, отягчающие административную ответственность); Жилищный кодекс РФ: ст. 3 (Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения), ст. 95 (Назначение жилых помещений маневренного фонда); Уголовно-процессуальный кодекс РФ: ст. 281 (Оглашение показаний потерпевшего и свидетеля); Земельный кодекс РФ: ст. 51 (Реквизиция земельного участка), ст. 93 (Земли обороны и безопасности); Трудовой кодекс РФ: ст. 4 (Запрещение принудительного труда), ст. 72.2 (Временный перевод на другую работу), ст. 83 (Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон), ст. 99 (Сверхурочная работа), ст. 227 (Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету).

6 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // СЗ РФ. 2021. № 27. Ст. 5351.

7 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ

(п. 7 ч. 1 ст. 12, 13) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

а также в иных кризисных ситуациях, в том числе с применением предусмотренных законодательством мер государственного принуждения8.

Следует обратить особое внимание на то, что вопросы правовой регламентации, организационного обеспечения деятельности органов внутренних дел и иных органов государственной власти в условиях чрезвычайных обстоятельств наиболее полно проработаны для событий, связанных с необходимостью парирования террористических проявлений, а также угроз техногенных, природных. Такой вывод можно сделать в силу того, что правовое регулирование в указанных сферах осуществлено соответствующими федеральными законами9 и подзаконными нормативными правовыми актами.

Что касается реагирования на массовые беспорядки и ряд иных противоправных действий, приводящих к возникновению чрезвычайных обстоятельств, то организационные аспекты деятельности органов исполнительной власти в указанных условиях (планирование, осуществление первоочередных мероприятий, проведение совместных действий по пресечению совершаемых преступных деяний, минимизации их последствий) в законе детально не определены. При этом на ведомственном уровне указанные выше аспекты деятельности свою регламентацию имеют.

В то же время, как и иные органы исполнительной власти, полиция должна действовать в точном соответствии с законом, а любые ограничения прав, лимитация интересов физических и юридических лиц возможны лишь в рамках порядка, предусмотренного федеральным законом 10.

Указанные особенности правовой регламентации вызывают необходимость реализации мер по конструированию и наполнению системы нормативных правовых актов, отвечающих потребностям практической деятельности в нестандартных, критических условиях и определяющих роль и место, степень участия, алгоритмы действий органов внутренних дел и иных взаимодействующих органов исполнительной власти при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Одновременно требуется проработка вопросов по недопущению наделения органов внутренних дел (как и иных субъектов исследуемой деятельности) избыточными и несвойственными функциями при чрезвычайных обстоятельствах, а также возложения полномо-

8 Там же. Ст. 14.

9 О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

10 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (п. 7 ч. 1 ст. 6) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

156

чий, не установленных законодательством Российской Федерации.

При чрезвычайных обстоятельствах значительная часть усилий органов внутренних дел перенаправляется на осуществление следующих специфических мероприятий:

— создание ограничений по реализации передвижения (въезда-выезда, пребывания на определенной территории) в случае введения правовых режимов (контртеррористической операции, чрезвычайного положения);

— форсирование мер по охране объектов, подлежащих защите со стороны государства, а также объектов жизнедеятельности, транспорта и общественного порядка в целом;

— проведение досмотра транспорта, вещей, людей, ограничивание перемещений пешеходов, дорожного движения;

— установление личности, проверка документов, перемещение (удаление) людей и транспортных средств с каких-либо местностей, территорий;

— участие в эвакуировании, в карантинных и других мероприятиях;

— организация взаимодействия с подразделениями и органами иных институтов публичной власти.

Названные мероприятия предполагают значительный объем обеспечительных действий, которые нередко актуализируют необходимость их должного правового регулирования. Следует отметить, что определенные меры по надлежащей регламентации рассматриваемой сферы общественных отношений законодателем принимаются. Так, в декабре 2021 г. в Федеральный закон «О полиции» включены нормы, регламентирующие, в частности, открытие сотрудниками-полицейскими средств транспорта, скорректированы обстоятельства, порядок блокирования (оцепления) местности, построек. Кроме того, оговорено право доступа полицейских в помещения и на территорию собственников для задержания лиц, на которых указывают свидетели либо жертвы преступлений, а также с целью захвата лиц, которые обнаружены в месте осуществления преступного деяния или пытаются скрыться.

В обозримой перспективе вполне возможным является появление у органов внутренних дел и иных задач (например, в сфере контроля за оборотом оружия, боеприпасов и т. п.), к выполнению которых полиция будет привлечена и при введении соответствующих правовых режимов. В этой связи заслуживающим внимания является тот факт, что совсем недавно Следственный комитет Российской Федерации выступил с инициативами по подключению Министерства внутренних дел к контролю

над оружием после нескольких «резонансных происшествий»11.

Анализ указанных выше полномочий органов внутренних дел, реализуемых ими при чрезвычайных обстоятельствах, а также изучение результатов практической деятельности свидетельствует о том, что объем задач в рассматриваемых условиях значительно возрастает. Отдельные задачи выполняются так же, как и в повседневных условиях, но в условиях чрезвычайных обстоятельств приобретают кардинально новое значение.

Достаточно сказать, что лишь для усиления охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях потребуется значительное увеличение количества сотрудников органов внутренних дел, привлечение дополнительных сил из подразделений иных субъектов правоохра-ны. А совокупность действий по осуществлению возможных запретов на проведение собраний и иных массовых мероприятий должна обеспечиваться органами внутренних дел в тесном взаимодействии с соответствующими органами власти и предполагает регулярный обмен информацией по фактам организации и проведения несанкционированных акций. Целесообразной является и организация на территории оперативного обслуживания оперативно-профилактических операций и мероприятий, позволяющих не допустить осложнений обстановки.

Сфера правоотношений, складывающихся в период возникновения чрезвычайных обстоятельств, регламентируется разными по юридической силе нормативными правовыми актами. При этом можно согласиться с учеными, определяющими исследуемую совокупность нормативных правовых актов как «чрезвычайное законодательство», которое «является составной частью обычного законодательства государства и имеет или, по крайней мере, должно иметь системный характер» [3, с. 26].

В то же время из анализа законодательства, регламентирующего рассматриваемую сферу деятельности, следует, что правовое регулирование в исчерпывающем объеме охватывает лишь часть общественных отношений, складывающихся при чрезвычайных обстоятельствах.

Так, заслуживающим внимания является вопрос о том, каким образом и насколько полно регламентированы сегодня порядок планирования и проведения мероприятий, необходимых для реагирования на возникающие чрезвычайные обстоятельства криминального характера. Ученые утверждают, и с этим нельзя не согласиться, что в сфере реагирования на чрезвычай-

11 Бастрыкин предложил вернуть МВД контроль за оборотом оружия. URL: https://www.rbc.ru/society/13/01/2022/61df92e49a794 768bc6fa298 (дата обращения: 21.01.2022).

ные обстоятельства криминального характера «нуждаются в уточнении многие вопросы, например, вопросы понятийного характера, степень участия и меры ответственности субъектов в борьбе с терроризмом; полномочия, ответственность, а также административные и уголовные процедуры в условиях чрезвычайного положения и т. д.» [4, с. 42].

Заслуживающим внимания является утвержденное соответствующим нормативным правовым актом МВД России Положение об Оперативном штабе Министерства внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств. В качестве функций указанного внештатного органа управления, в частности, определены: согласование применения органов внутренних дел и подразделений иных органов исполнительной власти при выполнении рассматриваемых нами задач; планирование действий группировки сил и средств по выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах; координация действий сил и средств в ходе проведения специальных операций в рассматриваемых условиях12.

В содержании рассматриваемого нормативного правового акта определена роль оперативного штаба (далее — ОШ) при проведении специальной операции и иные аспекты организации управления при чрезвычайных обстоятельствах. При этом, как известно, определения термина «специальная операция» ни в одном акте, обладающем высшей юридической силой, нет. Нет упоминаний в федеральных законах и о вопросах организации планирования действий группировки сил и средств, и о необходимости создания и функционирования ОШ в исследуемых условиях [5, с. 175]. Следует заметить, что о необходимости заблаговременной регламентации [2, с. 275] указанных вопросов не раз заявляли ученые и специалисты [6, с. 108].

Кроме того, в связи с тем что в подавляющем большинстве случаев рассматриваемые нами задачи при чрезвычайных обстоятельствах выполняются силами разных министерств и федеральных служб, возникают вопросы и по закреплению в федеральных законах компетенции органов внутренних дел при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств различного характера как в качестве головного, так и в качестве содействующего органа.

Таким образом, усматривается пробельность в исследуемом нами чрезвычайном законода-

12 Об утверждении Положения об Оперативном штабе Министерства внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств, типовых положений об оперативных штабах (группах управления) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций): приказ МВД России от 31 декабря 2020 г. № 927.

тельстве и, прежде всего, на законодательном уровне. А как уже упоминалось, осуществление деятельности полиции, являющейся основной составляющей системы МВД России, возможно только в точном соответствии с законом. Тем более, когда речь идет о выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в тот период, который предполагает возможность ограничения прав и свобод населения путем введения соответствующих правовых режимов.

Для устранения рассматриваемого пробела в правовой регламентации целесообразны, на наш взгляд, разработка и принятие закона, который позволял бы наряду с уже имеющимися актами законодательного уровня, не затрагивающими вопросы реагирования на чрезвычайные социальные события нетеррористического характера, предусмотреть установление общих организационно-правовых норм в области защиты населения, обеспечения общественной безопасности при возникающих чрезвычайных обстоятельствах криминального характера.

В указанном нормативном правовом акте могли бы найти отражение: причины введения правового режима экстренного реагирования на возникновение чрезвычайных обстоятельств; полный перечень необходимых ограничений и мер, применяемых в период проведения специальной операции; порядок действий группировки сил и средств и органа оперативного управления, участвующих в проводимых мероприятиях.

Исходя из результатов сравнительного анализа предписаний действующих законов «О чрезвычайном положении», «О противодействии терроризму», можно констатировать, что ограничения и меры, применяемые в соответствии с указанными актами в рамках режима чрезвычайного положения и режима контртеррористической операции и реализуемые, в том числе, при участии органов внутренних дел, во многом идентичны. При этом введение обозначенных правовых режимов происходит далеко не однообразно. Так, чрезвычайное положение может быть введено только Президентом Российской Федерации, а режим контртеррористической операции — как правило, определенными должностными лицами органов безопасности.

Таким образом, можно предположить, что для защиты населения, обеспечения общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера следует регламентировать возможность введения правового режима чрезвычайных обстоятельств. Кстати, «о промежуточном, более мягком, чем чрезвычайное положение, режиме» в своих трудах на протяжении многих лет говорит профессор С. А. Старостин, доказывая, что «такой мягкий режим следует закрепить законодательно» [7, с. 30].

158

По нашему мнению, рассматриваемый режим чрезвычайных обстоятельств криминального характера должен быть отнюдь не мягким в силу того, что в рамках указанного режима могут быть предусмотрены необходимые меры и ограничения, во многом аналогичные тем средствам и действиям, которые предусмотрены и применяются при введении уже апробированных правовых режимов — контртеррористической операции и чрезвычайного положения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важной особенностью режима чрезвычайных обстоятельств криминального характера может стать наличие мероприятий, выделенных из общего перечня и осуществляемых экстренно в период прогнозируемой угрозы или возникновения чрезвычайных обстоятельств. Такие в первоочередном порядке выполняемые действия могут включать: блокирование, оцепление определенной территории; наращивание усилий по обеспечению безопасности населения и по охране общественного порядка, различных объектов особой важности; сбор сведений в формате оперативно-розыскной деятельности; прекращение предоставления сервисов связи; ограничения в деятельности объектов с высокой потенциальной опасностью; эвакуационные мероприятия.

С целью регулирования вопросов координации действий сил и средств органов исполнительной власти, организации планирования необходимых мероприятий и управления проведением специальных операций при чрезвычайных обстоятельствах следует рассмотреть возможность на подзаконном уровне (в рамках нормативного правового акта уровня указа Президента Российской Федерации) регламентировать создание межведомственного органа управления (оперативного штаба при возникновении чрезвычайных обстоятельств) и порядок применения сил и средств, задействуемых для минимизации последствий чрезвычайных обстоятельств, нормализации обстановки.

Такое решение позволило бы усовершенствовать управление органами исполнительной власти в период возникновения чрезвычайных обстоятельств и организации экстренного реагирования на них, а также однозначно определить компетенцию оперативных штабов как органов управления, создаваемых и в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и в территориальных органах МВД России. Кроме того, в положениях рассматрива-

Список литературы:

емого подзаконного нормативного правового акта можно было бы на надведомственном уровне установить структуру ОШ и отдельные полномочия должностных лиц, входящих в состав указанного субъекта управления. Должен быть предусмотрен, по нашему мнению, и обязательный характер исполнения решений рассматриваемого органа оперативного управления для всех участвующих в выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах.

Учитывая тот факт, что в соответствии с законодательством органы внутренних дел ряд задач при чрезвычайных обстоятельствах выполняют непосредственно, а в реализации отдельных мероприятий принимают участие, следует детально (в рамках наставлений, инструкций) регламентировать их деятельность, как представляется, в первом случае — ведомственным нормативным правовым актом МВД России, а в случаях оказания содействия иным федеральным органам исполнительной власти (ФСИН России, Пограничной службе ФСБ России, ФССП России и др.) — межведомственными нормативными правовыми актами.

Подводя итоги, можно сформулировать следующие выводы.

Выполняемые органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств задачи, а также полномочия указанного органа власти во многом корреспондируются с задачами, решение которых направлено на достижение целей обеспечения такого стратегического приоритета, как государственная и общественная безопасность.

Задачи органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах в значительной мере трансформируются, и проведенный анализ свидетельствует о необходимости дополнительной законотворческой работы по адекватному правовому регулированию функционирования органов управления и группировки сил и средств, выработки и закрепления алгоритмов их действий на этапе непосредственного применения, а также обеспечения необходимого уровня готовности к осуществлению мероприятий.

Законотворческая работа по установлению и устранению правовых пробелов в закреплении непосредственной компетенции органов внутренних дел и ее разграничении с иными субъектами деятельности при чрезвычайных обстоятельствах необходима на всех уровнях правового регулирования, начиная с законодательного.

References:

1. Гирько С. И. К вопросу о реализации концепции общественной безопасности Рос-

1. Gir'ko S. I. On implementation of the public security concept in the Russian Federation //

сийской Федерации // Административное право и процесс. 2019. № 9.

2. Гончарова М. В. [и др.]. Комплексный анализ 2. состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2021 года и ожидаемые тенденции ее развития: аналитический обзор. Москва, 2022.

3. Зиборов О. В. Современное чрезвычайное 3. законодательство: чрезмерная жестокость или единственный способ навести порядок? // Общество и право. 2014. № 2 (48). 4.

4. Мелёхин А. В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: монография. Москва, 5. 2013.

5. Милованов А. В., Снеговой А. В. О некоторых правовых и организационных аспектах планирования деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных об- 6. стоятельствах // Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 2.

6. Милованов А. В. О совершенствовании правового обеспечения вопросов, связанных с действиями территориальных орга- 7. нов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах // Аграрное и земельное право. 2020. № 8 (188).

7. Старостин С. А. Чрезвычайное положение: монография. Москва, 2019.

Administrâtivnoye pravo i process. 2019. № 9.

Goncharova M. V. [i dr.]. Kompleksnyj analiz sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii po itogam 2021 goda i ozhidayemyye tenden-cii yeye razvitiya: analiticheskij obzor. Moskva, 2022.

Ziborov O. V. Modern emergency legislation: the excessive cruelty, or the only way to restore order? // Society and Law. 2014. № 2 (48). Melyokhin A. V. Chrezvychajnoye

zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii: teoretich-eskiye, pravovyye i organizacionnyye problemy yego realizacii: monografiya. Moskva, 2013. Milovanov A. V., Snegovoy A. V. About some legal and organizational aspects of planning the activities of the territorial bodies of the Russian MVD under extraordinary circumstances // Gaps in Russian legislation. 2020. № 2. Milovanov A. V. On improving the legal provision of issues related to the actions of the territorial bodies of the Russian Interior Ministry under extraordinary circumstances // Agrarian and land law. 2020. № 8 (188). Starostin S. A. Chrezvychajnoye polozheniye: monografiya. Moskva, 2019.

Для цитирования:

For citation:

Снеговой Андрей Валентинович. Отдельные особенности полномочий, осуществляемых органами внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62). С. 152-159.

Snegovoy Andrey Valentinovich. Certain Features of the Powers Exercised by the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation under Extraordinary Circumstances // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2 (62). P. 152-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.