Научная статья на тему 'Отдельные моменты организации налогообложения в ассоциациях и союзах, как некоммерческих организациях'

Отдельные моменты организации налогообложения в ассоциациях и союзах, как некоммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные моменты организации налогообложения в ассоциациях и союзах, как некоммерческих организациях»

Налогообложение

отдельные моменты организации налогообложения в

ассоциациях и союзах, как некоммерческих организациях

Л.Н. МЯКИНИНА, консультант по налогам ЗАО «ВКЙ-Интерком-Аудит»

Налогообложение некоммерческих организаций

Все некоммерческие организации, прошедшие государственную регистрацию и в соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) вставшие на учет в налоговых органах Российской Федерации, являются плательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством.

Некоммерческие организации (НКО), являясь субъектом права, несут, как и все коммерческие организации, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, достоверность предоставления финансовой информации налоговым органам Российской Федерации. Отличием деятельности всех НКО от коммерческих является то, что налоговые органы контролируют правильность и полноту использования средств целевого финансирования. Контроль производится путем проверки отчетности, предоставляемой в сроки сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, а также проверки бухгалтерской и прочей финансовой документации.

Некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на целевые средства, должны быть предельно внимательны и аккуратны в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности, так как при нарушении налогового законодательства и применении штрафных санкций происходит отвлечение целевых средств, что ведет к следующим штрафам — за нецелевое использование целевых средств.

Действующим налоговым законодательством не предусмотрена единая система льгот для НКО. В соответствии с п. 3 ст. 21 НК РФ право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, предоставлено всем налогопла-

тельщикам. Согласно этому особое внимание НКО стоит уделять правильности применения льгот.

Принцип налогообложения всех НКО, включая общественные объединения, в первую очередь зависит от наличия ведения предпринимательской деятельности. А именно, ведется ли параллельно с уставной деятельностью общественной организации любого рода предпринимательская деятельность.

Налогообложение НКО имеет свою специфику.

Налоговый кодекс устанавливает разные правила налогообложения для средств, полученных НКО на ведение уставной деятельности, и доходов от предпринимательской деятельности.

Напоминаем, что ассоциации и союзы лишены права ведения предпринимательской деятельности и что существуют они за счет использования целевых средств.

Целевые средства, поступившие на покрытие расходов по уставной деятельности НКО, не включаются в состав доходов. Однако при нецелевом использовании НКО таких средств они обязаны включать эти суммы в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Целевые средства НКО должны расходовать строго только на те цели, которые указаны организацией (физическим лицом) — источником целевых средств. В соответствии с п. 4 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) нецелевое использование пожертвования возможно только с согласия жертвователя. В случае использования пожертвования не в соответствии с назначением, указанным жертвователем, последнему дается право требовать возврата пожертвования.

Средства целевого финансирования и целевые поступления, использованные не по целево-

му назначению, признаются в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ внереализационным доходом и включаются в налоговую базу при исчислении налогооблагаемой прибыли. Это происходит в момент фактического использования целевых средств не по целевому назначению либо в момент нарушения условий, на которых они предоставлялись (подп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Таким образом, ассоциации и союзы должны организовать раздельный учет расходования целевых средств, поступивших на содержание и ведение уставной деятельности. Это, как уже отмечалось, можно осуществить с помощью сметы. Требования к составлению сметы законодательно не определены. НКО в соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» могут самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности. Финансовый план (смету) утверждает высший орган управления ассоциации или союза.

Если ассоциация или союз выполняет одновременно несколько целевых программ, то при распределении административно-хозяйственных расходов они вправе самостоятельно выбрать метод их учета и распределения. Выбранный метод нужно обязательно отразить в учетной политике.

Согласно ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Поэтому каждая ассоциация или союз должны разработать собственную методику ведения раздельного налогового учета. Ее нужно утвердить приказом об учетной политике для целей налогообложения.

Напоминаем, что нормами гл. 25 НК РФ для НКО установлена обязанность по ведению раздельного учета полученных средств целевого финансирования и целевых поступлений, а также расходов, произведенных в рамках каждого вида деятельности.

Налог на добавленную стоимость в ассоциациях и союзах

Основным отличием НКО от любой коммерческой структуры является то, что НКО не преследуют цель извлечения прибыли. Кроме того, получаемый в процессе деятельности НКО доход не распределяется между участниками (учредителями). В соответствии со ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (в том числе союзы и ассоциации) относятся к плательщикам НДС. Это означает, что даже при отсутствии объекта об-

ложения они обязаны представлять в налоговые органы декларацию по НДС в соответствии со ст. 174 НК РФ, не реже одного раза в квартал.

Однако в ст. 146 НК РФ сказано, что полученные организацией средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), не включаются в расчет налогооблагаемой базы по НДС. Следовательно, целевые средства, полученные ассоциациями и союзами, не являются объектом налогообложения по НДС.

НДС, уплаченный поставщикам при приобретении за счет целевых средств товаров (имущества, работ, услуг), к вычету не принимается. Ведь эти товары (имущество, работы, услуги) будут использоваться для осуществления некоммерческой (уставной) деятельности, которая не связана с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг). То есть в операциях, не облагаемых НДС. Поэтому суммы «входного» НДС должны быть включены ассоциациями и союзами в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Фактически суммы налога покрываются за счет целевых средств.

На основании подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ целевые средства, полученные ассоциациями и союзами общественных объединений, не являются объектом обложения НДС. При этом полученные средства не должны быть связаны с реализацией каких-либо товаров, выполнением каких-либо работ или оказанием услуг, так как, согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На основании ст. 39 НК РФ под реализацией понимается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. В ст. 146 НК РФ также определено, что реализацией товаров (работ, услуг) в целях исчисления НДС является и передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе. Поэтому в случае безвозмездной передачи НКО каких-либо товаров (работ, услуг) коммерческим организациям и физическим лицам у нее в общем случае возникает объект налогообложения по НДС.

Следует особо отметить случаи безвозмездной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в рамках благотворительной деятельности (за исключением подакцизных товаров). Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим

лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Пример.

Частное лицо передало общественному объединению денежные средства в размере 30 000руб. для оказания необходимой помощи лицам, пострадавшим от землетрясения. Общественное объединение приобрело на эти средства лекарства и передало пострадавшим.

В учете НКО будут сделаны следующие проводки:

В соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» такие операции освобождаются от обложения НДС на основании подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ. Следует отметить, что передача товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит обложению НДС только при представлении в налоговые органы определенного перечня документов:

• договор (контракт) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;

• копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг);

• документ, подтверждающий фактическое получение товаров (работ, услуг) получателем — физическим лицом.

К благотворительной деятельности не могут быть отнесены:

• направление денежных и других материальных средств, а также оказание помощи в иных формах коммерческим организациям;

• поддержка политических партий, движений, групп и кампаний.

Таким образом, в случае безвозмездной передачи общественным объединением каких-либо товаров (работ, услуг) коммерческим организациям и физическим лицам, за исключением благотворительной деятельности, у организации (союза) возникает объект налогообложения по НДС.

Суммы НДС, уплаченные общественными объединениями при приобретении имущества за счет средств целевого финансирования и предназначенного для осуществления уставной деятельности союзами, учитываются в стоимости этого имущества на основании п. 8 ПБУ 6/01.

При реализации объектов основных средств у союзов возникает объект обложения НДС. Рассмотрим порядок отражения в учете НДС при реализации основных средств, приобретенных за счет средств целевого финансирования.

В соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного при приобретении НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Следует помнить, что такой порядок расчета НДС применяется только в случае, если реализуются основные средства, принятые на учет с учетом уплаченного налога.

Согласно ст. 168 НК РФ для этого необходимо выполнение следующих условий:

• выделение суммы НДС отдельной строкой в расчетных документах на приобретение основных средств, первичных учетных документах и счетах-фактурах;

• наличие счета-фактуры, выставленного поставщиком.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то у налогоплательщика могут возникнуть спорные ситуации с налоговыми органами, связанные с отсутствием документального подтверждения факта присутствия НДС в балансовой стоимости имущества.

Ассоциации и союзы исчисляют и уплачивают НДС в общеустановленном порядке.

В случае реализации НКО основных средств, нематериальных активов и иного имущества (полученного на осуществление основной уставной деятельности) сторонним организациям, инди-

Корреспонденция счетов Сумма, руб. Содержание операции

Дебет Кредит

51 86 30 000 Отражено поступление добровольного пожертвования

60 51 30 000 Оплачены приобретаемые лекарственные средства

41 60 30 000 Приняты к учету купленные материальные ценности

76 41 30 000 Переданы материальные ценности пострадавшим

86 76 30 000 Произведенные расходы признаны целевыми

видуальным предпринимателям или физическим лицам (в соответствии со ст. 146 НК РФ) НДС исчисляется и уплачивается ассоциациями и союзами в общеустановленном порядке. У стороны, передавшей этим НКО имущество без налога, в указанном случае объект налогообложения не возникает.

Итак, при реализации приобретенного ранее основного средства ассоциации и союзы обязаны начислить НДС на стоимость указанного основного средства в общеустановленном порядке по ставке 18%.

В соответствии с ПБУ 6/01 и ст. 257 НК РФ стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому и налоговому учету, не подлежит изменению, кроме случаев ее изменения в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Таким образом, после постановки основного средства на учет с включением в его первоначальную стоимость сумм НДС изменения данной первоначальной стоимости (уменьшения на сумму НДС, ранее учтенную в стоимости основного средства) не происходит, в том числе и в момент реализации этого основного средства по балансовой стоимости с начислением на нее налога по ставке 18%. В данном случае у НКО (ассоциации или союза) отсутствует право на вычет сумм НДС, ранее включенных в первоначальную стоимость реализуемого основного средства.

Налог на прибыль в ассоциациях и союзах

Согласно ст. 246 НК РФ все НКО как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль. В ст. 251 и 270 НК РФ соответственно приведены перечни доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложении прибыли.

К доходам, не облагаемым налогом на прибыль, относятся целевые средства. Согласно гл. 25 НК РФ они в целях налогообложения прибыли подразделяются на средства целевого финансирования и целевые поступления.

В подпункте 14 п. 1 ст. 251 НК РФ приведен закрытый перечень средств целевого финансирования. В частности, к ним относится имущество, полученное общественными объединениями в виде грантов.

Обратите внимание! С 1 января 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 10.01.2006 № 58-ФЗ, в соответствии

с которыми гранты от иностранных физических лиц подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. Теперь нет необходимости иностранным и международным организациям и объединениям доказывать статус НКО в соответствии с российским законодательством.

От налога на прибыль освобождаются гранты на осуществление конкретных программ в области охраны здоровья населения (направления: СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез). Никакие другие направления охраны здоровья населения не освобождаются от налогообложения.

Освобождаются от налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации — направление гранта должно иметь ссылку хотя бы на конкретную статью Конституции РФ. Также освобождаются от уплаты налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан — конкретная программа должна быть в наличии.

Главой 25 НК РФ определено понятие целевых поступлений. На основании п. 2 ст. 251 НК РФ ими являются целевые поступления на содержание НКО (в том числе ассоциаций или союзов) и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. К таким целевым поступлениям на содержание ассоциаций или союзов и ведение ими уставной деятельности относятся:

• осуществленные в соответствии с законодательством о НКО вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми ГК РФ;

• имущество, переходящее НКО по завещанию в порядке наследования;

• средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;

• использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям.

Целевые поступления являются доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, но только при условии, что они используются по назначению (на содержание

организации или на ведение уставной деятельности), и союзы ведут раздельный учет доходов и расходов целевых поступлений и иных доходов и расходов.

Целевые поступления на содержание ассоциаций и союзов и ведение ими уставной деятельности, использованные не по своему целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Поэтому в подтверждение целевого использования средств, предназначенных для содержания ассоциаций и союзов и ведения уставной деятельности, по окончании налогового периода в налоговые органы должен представляться отчет о целевом использовании полученных средств.

Рассмотрим подробнее вопрос о налогообложении грантов. Согласно п. 14 ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования: в виде полученных грантов.

Под грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, НКО, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2002 № 923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов» утвержден перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежит налогообложению.

Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований. Гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Следуя вышеизложенному, не являются объектом обложения налогом на прибыль гранты, по-

лученные НКО для осуществления целевых программ, относящихся к их уставной деятельности при условии их фактического использования на указанные цели. Все иные доходы, получаемые НКО, включаются в состав доходов для целей налогообложения в общеустановленном порядке независимо от того, осуществляется предпринимательская деятельность или нет.

Ассоциации и союзы не должны начислять амортизацию в налоговом учете, поскольку они не ведут предпринимательской деятельности.

В пункте 2 ст. 256 НК РФ перечислены случаи, когда основные средства не подлежат амортизации. Один из таких случаев — имущество НКО, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Если НКО приобрела основное средство за счет членских взносов, пожертвований, но стала использовать его в коммерческих целях, или же получила основное средство в качестве целевых поступлений, но использует также для предпринимательства, то стоимость таких основных средств включается в доход НКО (п. 14 ст. 250 НК РФ). Ведь здесь уже речь идет о нецелевом использовании средств, а также о незаконном предпринимательстве.

Необходимость начислять и уплачивать налог на прибыль организации возникает в ассоциациях и союзах в случаях:

• выявления излишков при инвентаризации;

• списания невостребованной кредиторской задолженности;

• реализации неиспользуемых основных средств.

Так как организационные формы некоммерческих организаций разнообразны, это вызывает образование некоторых особенностей в организации налогового учета. В связи с этим Минфин России в письме от 24.05.2005 № 03-03-01-04/289 дает следующие разъяснения.

Статья 251 НК РФ определяет перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ вступительные и членские взносы, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о НКО, являясь целевыми поступлениями, не учитываются НКО при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками по налогу на прибыль организаций признаются все российские организации. Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики не-

зависимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей. Таким образом, обязанность представлять декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что НКО, в том числе союзы, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы, независимо от того, возникает ли у них объект налогообложения или нет.

Пунктом 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации (ассоциации и союзы), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода представляют НКО, в том числе и союзы, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы.

Таким образом, религиозные организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларации по налогу на прибыль организаций только по истечении налогового периода.

Абзацем 2 п. 14 ст. 250 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы и услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной МНС России. Представляемая в таком объеме налоговая декларация необходима для осуществления контроля за использованием по целевому назначению целевых поступлений и других доходов, не учитываемых согласно НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций утвержден гл. 30 НК РФ и введен в действие Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 372 НК РФ предусматривает что налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налогоплательщиками признаются:

• российские организации;

• иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации. Объектом налогообложения для российских

организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Как уже отмечалось ранее, НКО не начисляют амортизацию, поэтому стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Остановимся немного подробнее на рассмотрении данного вопроса. До 1 января 2006 г. НКО начисляли износ в бухгалтерском учете только в конце календарного года. Это могло приводить к тому, что НКО в течение года переплачивали сумму налога на имущество. Для того чтобы избежать возможной переплаты налога, Минфин России в письме от 19.05.2004 № 04-05-06/57 и в письме от 18.04.2005 № 03-06-01-04/204 дал специальные разъяснения о том, как следует определять остаточную стоимость основных средств для цели налогообложения НКО. Начиная с 2006 г., такой проблемы больше не существует.

Дело в том, что приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Данные изменения среди прочих затронули и вопросы амортизации основных средств НКО. Так, в частности, в новой редакции п. 17 ПБУ 6/01 указывается: «По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 настоящего Положения».

Как отмечалось ранее, порядок начисления амортизации линейным способом определен в п. 19 ПБУ 6/01. В соответствии с этим порядком годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной в соответствии со сроком полезного использования данного объекта. Кроме того, в п. 19 ПБУ 6/01 сказано, что «в

течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы». Из всего этого следует, что НКО, начиная с 2006 г., обязаны начислять сумму износа и отражать ее ежемесячно на забалансовом счете 010 «Износ основных средств». Таким образом, новая редакция ПБУ 6/01 «Учет основных средств» снимает вопросы, которые возникали при определении налоговой базы по налогу на имущество НКО.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации. В соответствии с п. 5 ст. 376 НК РФ налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, указанного в п. 2 ст. 375 НК РФ, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база определяется отдельно:

• в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;

• в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

• в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

• в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки в соответствии со ст. 380 НК РФ устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Освобождение от налогообложения. В соответствии со ст. 381 НК РФ «Налоговые льготы» гл. 30 НК РФ освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. Обратите внимание, что при наличии оснований религиозные организации могут воспользоваться прочими льготами по налогу на имущество организаций, предусмотренными ст. 381 НК РФ, а также льготами, установленными законами субъектов РФ о налоге на имущество организаций;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

• организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность

инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов,—в отношенииимущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

7) организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

8) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ;

9) организации — в отношении космических объектов;

10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

12) имущество государственных научных центров.

Рассчитывать среднегодовую стоимость нужно в соответствии со ст. 376 НК РФ следующим образом: сложить остаточную стоимость основных средств на начало каждого месяца отчетного (или налогового) периода и стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за этим периодом. Результат надо разделить на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на 1.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период (п. 1 ст. 382 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в п. 2 ст. 375 НК РФ, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за

налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения.

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовым платежам) и инструкции по ее заполнению» Код формы — 1152001. При применении указанного приказа следует учитывать, что Федеральным законом № 58-ФЗ полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и порядка их заполнения переданы Минфину России. В соответствии со ст. 78 данного закона, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу Федерального закона от 29.06.2004 № САЭ-3-21/224, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных право-

вых актов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Данная форма декларации заполняется только в том случае, если в том субъекте РФ, в котором подлежит налогообложению имущество организации, не установлена иная форма отчетности по налогу на имущество. Многие регионы воспользовались правом, предоставленным ст. 372 НК РФ, и установили свои формы отчетности по налогу на имущество.

Регионы также самостоятельно определяют ставку налога в пределах 2,2%, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей.

Если формы отчетности, налоговые ставки и сроки уплаты налога и авансовых платежей в субъектах могут различаться, то сроки сдачи отчетности для всех одни.

Отчитываться нужно по форме, которая действует на той территории, где расположено головное предприятие, обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, объект недвижимости.

Декларация, утвержденная приказом МНС РФ от 29.06.2004 № САЭ-3-21/224, состоит из титульного листа и пяти разделов. При этом титульный лист и первые два раздела сдают все организации.

Сумму налога исчисляют ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества. Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, определяют с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

транспортный налог

Транспортный налог установлен гл. 28 НК РФ и введен в действие Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».

Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены методические рекомендации по применению гл. 28 НК РФ.

Федеральным законом от20.10.2005 № 131-ФЗ «О внесении изменений в гл. 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2006 г.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта РФ.

Законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ в своих законодательных актах могут определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ.

Вводя транспортный налог на своей территории, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, а также, порядок и сроки его уплаты. Кроме того, в законе о транспортном налоге они могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Обратите внимание, изменения, внесенные в ст. 356 НК РФ Федеральным законом № 131-ФЗ, лишили законодательные (представительные) органы субъектов РФ права разрабатывать и утверждать формы отчетности по транспортному налогу.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно гл. 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ.

Таким образом, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога необходимо руководствоваться НК РФ и законодательными актами субъектов РФ в части, предусмотренной НК РФ.

Объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ) признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до

100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Налоговая база в соответствии со статьей 359 НК РФ определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подп. 1 и 2, — как единица транспортного средства.

В отношении транспортных средств, указанных в пп. 1 и 2, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в п. 3, налоговая база определяется отдельно.

Статьей 360 НК РФ установлено, что налого-

вым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Обратите внимание. Федеральным законом № 131-ФЗ внесены дополнения в ст. 360 НК РФ.

Во-первых, для налогоплательщиков, являющихся организациями, определены отчетные периоды, которыми признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года.

Во-вторых, при установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право не устанавливать отчетные периоды для своего региона.

Налоговые ставки, установленные ст. 361 НК РФ, являются лишь ориентировочными. Налоговые ставки, применяемые налогоплательщиками при расчете суммы налога, устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства на базе налоговых ставок, приведенных в НК РФ.

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка, руб.

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5

свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 7

свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 10

свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 15

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 30

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2

свыше 20 до 35 л.с. (свыше 14,7 до 25,74 кВт) включительно 4

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 10

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 10

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 20

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5

свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) включительно 8

свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно 10

свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) включительно 13

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 17

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка, руб.

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 5

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 10

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200

Налоговые ставки, утвержденные законами субъектов РФ, могут быть увеличены или уменьшены по сравнению с «базовыми», но не более чем в 5 раз. Допускается также установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Статья 362 НК РФ устанавливает порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по транспортному налогу. В соответствии с этим порядком налогоплательщики, являющиеся организациями, обязаны самостоятельно исчислять сумму налога и сумму авансового платежа по налогу.

Обратите внимание! Начиная с 1 января 2006 г., организации обязаны ежеквартально самостоятельно исчислять и сумму авансовых платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной

суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Пунктом 2.1 ст. 362 НК РФ определен порядок исчисления суммы авансовых платежей по истечении отчетного периода. В соответствии с ним налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пунктом 3 ст. 362 НК РФ установлено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Обратите внимание! В связи с тем, что налогоплательщики, начиная с 1 января 2006 г., обязаны исчислять и уплачивать в бюджет аванс по налогу, то этот порядок исчисления налога в случае регистрации транспортного средства и (или) его снятия с регистрации в течение налогового периода распространен и на порядок исчисления авансовых платежей.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Обратите внимание! Пунктом 6 ст. 362 НК РФ

установлено, что законодательным (представительным) органам субъекта РФ даны полномочия при установлении налога предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. В эту статью Федеральным законом №131-ФЗ также внесены изменения и дополнения, которые касаются установления порядка и сроков уплаты авансовых платежей по налогу. В соответствии с правилами данной статьи уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ.

Если законами субъектов РФ не предусмотрено иное, то в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, а по истечении налогового периода — сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 362 НК РФ.

Напоминаем, что в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Глава 28 НК РФ вообще не устанавливает льгот по транспортному налогу, в том числе и в отношении некоммерческих организаций. В то же время закон субъекта РФ может как устанавливать, так и не устанавливать налоговые льготы.

Минфин России в письме от 17.01.2006 № 03-06-04-04/01 дает следующие разъяснения по вопросу о том, как учитывать транспортный налог, если организация существует на взносы своих членов и является некоммерческой:

«согласно ст. 357 гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. При этом данной главой Кодекса не предусмотрены налоговые льготы для некоммерческих организаций. В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая

организация ведет бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предусмотрено, что счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и другого. Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26«Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации, в том числе и уплату транспортного налога».

Льготы по транспортному налогу могут предоставляться бюджетным организациям, органам социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, и т.д.

О конкретных сроках уплаты и льготах по транспортному налогу можно узнать, ознакомившись с законом о транспортном налоге соответствующего субъекта РФ. Можно также обратиться и в налоговый орган за получением консультации. Разъяснения о льготах по налогу, а также порядке их предоставления можно получить в органах государственной власти субъекта РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, в соответствии с правилами статьи 363.1 НК РФ по истечении налогового периода, но не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода, но не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Обратите внимание! Форма налоговой декларации и форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Минфином России.

Разработана форма налоговой декларации по транспортному налогу, а также Инструкция по ее заполнению (приказ МНС России от 29.12.2003 № БГ-3-21/724 «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению» (далее — приказ № БГ-3-21/724).

Как известно, на Минфин России нормами п. 7 ст. 80 НК РФ возложена обязанность по разработке инструкций по заполнению всех налоговых деклараций, в частности по региональным налогам, к которым относится и транспортный налог. Кроме того, при применении приказа № БГ-3-21/724 следует учитывать, что Федеральным законом № 58-ФЗ полномочия по утверждению форм налоговых деклараций и порядка их заполнения переданы Минфину России. В соответствии со ст. 78 Закона № 58-ФЗ: «Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти».

Декларация состоит из титульного листа и трех разделов:

1. Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

2. Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному налогу.

3. Сведения о количестве транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика.

Заполнение титульного листа Декларации производится в общеустановленном порядке и поэтому не приводится.

Раздел 1 содержит сведения:

• об исчисленной в целом по организации сумме транспортного налога;

• о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет

по итогам отчетного (налогового) периода.

Показатель «Исчисленная сумма налога» является обобщающим. Он определяется сложением сумм налога, рассчитанных по каждому транспортному средству, числящемуся на балансе организации, и отраженных в разд. 2 Декларации. В том случае если налоговая база по транспортному налогу определяется нарастающим итогом с начала года, при расчете суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, учитывается сумма налога, исчисленная за предыдущие отчетные периоды.

Расчет налоговой базы и суммы налога осуществляется по каждой единице транспортного

средства. Соответствующие данные отражаются в разд. 2 Декларации. Этот раздел является основным, поскольку его данные используются для заполнения разд. 1 и 3. Поэтому начать заполнение Декларации целесообразно именно с него.

Отдельная страница этого раздела заполняется организацией на каждую единицу транспортного средства, числящегося на балансе организации (включая транспортные средства, освобожденные от налогообложения по п. 2 ст. 358 НК РФ или в отношении которых законом субъекта РФ установлена льгота). Таким образом, количество страниц данного раздела должно быть равно количеству транспортных средств, зарегистрированных организацией.

Из паспорта транспортного средства (ПТС) или документа о регистрации транспортного средства организации потребуется только идентификационный номер транспортного средства для отражения его по строке 030 разд. 2, а из свидетельства о государственной регистрации — регистрационный знак, чтобы заполнить строку 040 этого раздела.

По наземным транспортным средствам по строке 030 указывается идентификационный номер VIN, по водным транспортным средствам — идентификационный номер судна ИМО, по воздушным транспортным средствам — серийный заводской номер судна.

Показатели «Вид транспортного средства» (строка 010) и «Код вида транспортного средства» (строка 020) заполняются на основе данных разд. VII «Коды видов транспортных средств» Инструкции по заполнению налоговой декларации. Перечень видов транспортных средств и их кодов разработан на основе подразд. 5 «Средства транспортные» разд. 10 Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

В отношении различных транспортных средств налоговая база по транспортному налогу согласно статье 359 НК РФ определяется как:

• мощность двигателя транспортного средства;

• его валовая вместимость;

• единица транспортного средства.

В строке 050 указывается одна из вышеуказанных характеристик транспортного средства. При наличии у транспортного средства нескольких двигателей его налоговая база определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах. В том случае если в течение налогового периода произошла замена двигателя на двигатель другой мощности, то по нему заполняются

два листа разд. 2 с указанием в каждом листе по строке 100 количества полных месяцев владения этим транспортным средством с учетом показателя мощности двигателя.

Если налоговая база определяется как единица транспортных средств, в строке 050 проставляется «1».

В строке 060 отражаются коды единиц измерения налоговой базы.

Если на балансе организации числятся транспортные средства, которые не являются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ, то такая организация в строке 070 должна указать код освобождения от налогообложения транспортным налогом. Данные коды приведены в п. 6.1 приказа МНС России от 29.12.2003 № БГ-3-21/724 «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению» разд. VI Инструкции.

В отношении льготируемых транспортных средств в строке 080 организация указывает код льготы по транспортному налогу, установленный законом субъекта РФ по месту нахождения транспортного средства. Эта строка заполняется на основании данных п. 6.2 разд. VI Инструкции «Коды освобождения от налогообложения (по п. 2 ст. 358 НК РФ) и коды налоговых льгот».

Некоммерческие организации, в том числе и общественные объединения (Общественные организации (объединения) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, Общественные объединения ветеранов и участников ВОВ, Отделения Российского Союза ветеранов Афганистана) могут получить льготу по налогу, которая, как было уже отмечено, устанавливается законами субъекта РФ.

Срок использования транспортного средства (полных календарных лет от года выпуска) отражается организацией в строке 090. Заполнять эту строку нужно только в том случае, если по отношению к данному транспортному средству применяется дифференцированная налоговая ставка, зависящая от срока его полезного использования.

Количество полных месяцев в налоговом периоде, в течение которых организация являлась

владельцем транспортного средства, указывается в строке 100. В случае постановки транспортного средства на учет в ГИБДД в течение года подсчет месяцев начинается с месяца его регистрации в ГИБДД. Аналогичным образом определяется количество полных месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета в ГИБДД в течение года. При этом месяц регистрации (снятия с регистрации) независимо от даты (числа) регистрации принимается за полный месяц.

В строке 110 указывается коэффициент, который применяется для исчисления транспортного налога. Для его расчета организации необходимо число полных месяцев владения транспортным средством (строка 100) поделить на число 12. Производить расчет этого коэффициента имеет смысл только в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с учета в течение календарного года.

В строке 120 указывается ставка транспортного налога, установленная законом соответствующего субъекта РФ по месту нахождения транспортного средства. Если законом субъекта РФ установлена льгота по транспортному налогу в виде снижения ставки налога, то организации в строке 120 необходимо указать новую (измененную) ставку налога.

Исчисленная сумма налога, которая отражается в строке 130, определяется как произведение показателей, указанных в строках 050, 110 и 120 разд. 2 налоговой Декларации. В том случае если транспортное средство не облагается транспортным налогом (по которому указан код освобождения в строке 070 или код льготы в строке 080), в строке 130 ставится прочерк.

Заполнив все страницы разд. 2 Декларации, используем полученные данные для заполнения раздела 1 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет».

По строке 010 указывается код бюджетной классификации, по которому зачисляется транспортный налог.

Болееподробносвопросами,касающимисяде-ятельности ассоциаций и союзов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Ассоциации и союзы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.