Научная статья на тему 'Отдельные этические аспекты оказания психологической помощи в условиях воинской части специалистом-психологом'

Отдельные этические аспекты оказания психологической помощи в условиях воинской части специалистом-психологом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

509
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое консультирование / психологическая коррекция / этика психолога / психолог организации / военный психолог / psychological counseling / psychological correction / ethics of a psychologist / organization psychologist / military psychologist

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Е.А.

Устоявшиеся требования к этической составляющей оказания психологической помощи не в полной мере могут выполняться в ситуациях особых условий деятельности отдельных психологов. В предложенной статье указаны специфические условия, в которых организована деятельность психологов воинских частей, и сложности, которые они вызывают с точки зрения этической состав ляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Некрасова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some ethical aspects of providing psychological assistance in a military unit by a psychologist

Well-established requirements for the ethical component of providing psychological assistance may not be fully met in situations of special conditions for some psychologists. The proposed article describes the specific conditions in which the activity of psychologists of military units is organized and the difficulties that they cause from the point of view of the ethical part.

Текст научной работы на тему «Отдельные этические аспекты оказания психологической помощи в условиях воинской части специалистом-психологом»

Отдельные этические аспекты оказания психологической помощи в условиях воинской части специалистом-психологом

Некрасова Е.А. (Москва) ВУМО РФ kariffa@yandex.ru

Аннотация. Устоявшиеся требования к этической составляющей оказания психологической помощи не в полной мере могут выполняться в ситуациях особых условий деятельности отдельных психологов. В предложенной статье указаны специфические условия, в которых организована деятельность психологов воинских частей, и сложности, которые они вызывают с точки зрения этической составляющей.

Ключевые слова: психологическое консультирование, психологическая коррекция, этика психолога, психолог организации, военный психолог.

Some ethical aspects of providing psychological assistance in a military unit by a psychologist

E. A. Nekrasova (Moscow) VU MO RF

Abstract. Well-established requirements for the ethical component of providing psychological assistance may not be fully met in situations of special conditions for some psychologists. The proposed article describes the specific conditions in which the activity of psychologists of military units is organized and the difficulties that they cause from the point of view of the ethical part.

Keywords: psychological counseling, psychological correction, ethics of a psychologist, organization psychologist, military psychologist.

По мере развития культуры оказания психологической помощи все более остро встает вопрос о соблюдении этических норм со стороны помогающих специалистов. На сегодняшний день этические нормы - это не только совместные договоренности специалистов, но и потребность самого профессионального сообщества для сохранения реноме и повышения доверия со стороны обращающихся. Соблюдение этических норм и контроль за их соблюдением становятся необходимым условием для существования внутри сообщества.

Вместе с тем, психологическую помощь оказывают не только частные специалисты или специалисты, чьи должностные инструкции включают в себя только психологическую помощь. Работа психолога в организации также предполагает оказание психологической помощи в экспресс, экстренном и краткосрочных форматах [6]. Однако сама работа в организации приводит к возникновению ряда сложностей [2] в части, касающейся строгого соблюдения этических норм оказания помощи.

Рассмотрим подробнее условия, в которых работает специалист-психолог в воинской части. Его должностные обязанности включают в себя ряд сфер, такие как психологическое изучение, психологическая подготовка, психологическая профилактика, психологическое просвещение и, в числе прочих, психологическая помощь.

Психолог воинской части знает или должен знать всех военнослужащих, с частью из них его могут связывать приятельские, дружеские отношения, они могут пересекаться в разных аспектах в ходе своей служебной жизнедеятельности [3]. Таким образом, при обращении военнослужащего за психологической помощью существует очень высокая вероятность, что до этого военнослужащий уже взаимодействовал с психологом или как психологом в одной из других его ролей (например, психолог-диагност) или по служебным вопросам.

Помимо этого, при изолированности расположения воинской части, и (или) компактном проживании, психолог может взаимодействовать с военнослужащими и вне служебного времени: на детской площадке, в поликлинике, как соседи или родители детей, ходящих в одну группу детского сада. И при таком отдельном проживании, в случае

необходимости оказания психологической помощи, иных специалистов, кроме психолога воинской части может не быть в доступе, даже для проведения работы дистанционно.

С точки зрения этики работа по оказанию психологом психологической помощи при наличии различных взаимодействий и отношений вне кабинета может восприниматься крайне негативно, однако неоказание такой помощи может привести к ситуациям повышенного риска психологическому состоянию военнослужащего, за которое психолог несет ответственность [8]. Следовательно, психолог вынужден оказывать подобную помощь и учитывать этот аспект при работе.

В связи с вышесказанным также не представляется возможным отсутствие взаимодействия психолога с лицами, получающими или получившими психологическую помощь за рамками встречи. То же самое касается работы с военнослужащими, являющимися знакомыми либо друзьями или родственниками. Работа с ними будет строиться по необходимости, и условий для того, чтобы не работать с ними одновременно, нет в силу штатной численности психологов.

При этом работа с отдельными военнослужащими не влияет на деятельность психолога в остальных сферах, как проведение психологических обследований или мероприятий психологического просвещения. Таким образом, психолог может оказываться выполняющим несколько ролей параллельно, что также должно им учитываться и не влиять на качество психологической помощи.

Одним из самых сложных аспектов, с которыми сталкиваются психологи воинских частей при работе с военнослужащими в условиях воинской части - это сохранение конфиденциальности, так как должностные лица, не относящиеся к психологической работе, зачастую пытаются получить от психолога сведения о военнослужащих. Сохранение конфиденциальной информации об обратившихся за психологической помощью является в этих условиях не только этической нормой, но и сложной задачей, затрагивающей ответственность психолога и субординацию.

Отдельные приемы психологической помощи могут использоваться в отрыве от полноценной работы, в связи с ситуативными условиями, что вызывает сложности в полноценном обсуждении консультативного контракта, так как применяются симптоматически.

Также особенностью работы зачастую является крайнее ограничение времени на оказание психологической помощи. В связи с чем работа может строиться более динамично, чем было бы удобно обратившемуся за помощью. Это обусловлено регламентацией деятельности как самого психолога, так и военнослужащих, с которыми он работает.

Отдельным вопросом является прохождение психологом воинской части супервизорской либо интервизорской работы. Супервизия и интервизия необходимы для предотвращения профессионального выгорания психологов [1]. Однако, если повышение квалификации осуществляется ведомственно и регулярно (раз в 5 лет), то интервизия либо супервизия лежат только в плоскости ответственности самого психолога в его личное время. И далеко не у всех есть финансовая, временная либо территориальная возможность принимать участие в подобной работе как эпизодически, так и на постоянной основе. Данные обстоятельства связаны с тем, что психологическая помощь не является ведущей деятельностью психолога воинской части, и на супервизию либо интервизию не выделяется время в структуре его работы [5].

Не все психологи имеют отдельные помещения для проведения мероприятий по психологической помощи. Так как каждый психолог отталкивается от тех условий, что есть именно у него в распоряжении, основным критерием является возможность конфиденциального разговора. Таким образом, не всегда помещения оптимально подходят для психологической помощи, и могут меняться от встречи к встрече.

Также особенностью оказания психологической помощи в воинской части является ее бесплатный характер, так как психолог находится на должности и получает за свою работу

заработную плату [4]. Это влияет на включенность обратившихся за помощью, а также то количество времени, которое может уделить психолог каждому из обратившихся.

Таким образом, отметим, что наиболее сильными особенностями, влияющими на оказание психологической помощи в воинской части, являются: плотное взаимодействие как служебного, так и межличностного характера, ограниченность во времени самого психолога и обратившихся за помощью, отсутствие возможностей для получения профессиональной поддержки на постоянной основе от коллег в форме супервизии или интервизии. Данные особенности с большой вероятностью схожи с проблемами психологов в других организациях, вынужденных совмещать психологическую помощь с иной психологической деятельностью [7], однако имеют и свои уникальные черты.

Вместе с тем, нельзя просто вывести психологическую помощь из задач психолога воинской части. Изолированность проживания, характер регламента служебной деятельности и количество служебных задач на местах, а также специфика, которую не надо объяснять «своему» специалисту, затрудняет обращение к сторонним гражданским психологам, оказывающим психологическую помощь частным порядком или в рамках специальных организаций.

Несмотря на специфические условия оказания психологической помощи психологами в воинских частях, специалисты-психологи руководствуются в своей деятельности этическими принципами оказания психологической помощи.

Литература

1. Жигулина М.А., Кузовкин В.В. Методы предотвращения профессионального выгорания // В сборнике: Психология психических состояний. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Под редакцией. А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. Казань, 2019. С. 355-358.

2. Камышанов А.А., Михно О.С., Щипаков В.Э. Основы профориентологии Москва, 2019

3. Кокурин А.В., Петров В.Е., Поздняков В.М., и др. Психология служебной деятельности // Учебник и практикум для вузов / Москва, 2020. Сер. Высшее образование

4. Мальцева Т., Реуцкая И.Е., Петров В.Е. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации //Москва, 2020. Сер. Высшее образование

5. Петров В.Е., Кокурин А.В. Сравнительный анализ особенностей проявления и причин эмоционального выгорания у специалистов силовых ведомств // В сборнике: Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2019). Материалы международной научно-практической конференции . Под редакцией Ю.А. Шаранова, В.А. Шаповала. 2019. С. 264-273

6. Сапьяник Е. Н. и др. Психологическое консультирование: учебное пособие для курсантов, обучающихся по специальностям «Психология служебной деятельности» и «Психология и педагогика девиантного поведения», слушателей и адъюнктов. / Е. Н. Сапьяник, Е. В. Митасова, Е. А. Некрасова, Е. В. Лаврова, Т. В. Иншакова, А. С. Черепанов, Е. О. Русина, С. А. Козолуп / М.: Военный университет Минобороны России, 2017. - 415 с..

7. Тюрин А.И., Носов А.В. Теоретические и методические аспекты оценки служебного поведения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных силах. 2010. № 10 (160). С. 33-35.

8. Черепанов А.С. Формирование антисуицидальных предпосылок как предмет психологической профилактики суицидального поведения членов организаций с регламентированной деятельностью // Юридическая психология. 2019. № 2. С. 38-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.