Коблов П.С.,
научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового
и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр БДД МВД России»
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕВЫШЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности зарубежных стран по предупреждению правонарушений, связанных с превышением установленной скорости движения транспортных средств, анализируются основные инженерно-технические средства, при помощи которых водители транспортных средств двигаются с установленной скоростью движения, особенности организации дорожного движения в целях соблюдения предусмотренной скорости, инновационные системы транспортных средств, способствующие поддержанию водителем соблюдения скоростного режима, а также правоприменительная практика по привлечению к ответственности за превышение установленной скорости.
Ключевые слова: скорость, водитель, искусственная неровность, технические средства автоматической фотовидеофиксации, инженерно-технические средства, организация дорожного движения, правоприменительная практика
Koblov P.S.,
researcher of the Accident analysis division, Department for studying problems of regulatory legal and analytical support of Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry
of the Interior of the Russian Federation»
CERTAIN ASPECTS FOREIGN EXPERIENCE
IN THE PREVENTION OF OFFENSES RELATED TO EXCEEDING THE ESTABLISHED SPEED OF MOVEMENT OF VEHICLES
Abstract. The article considers the problem of establishing the order of traffic on the roads personal electric vehicles low power, suggests possible solutions, but also expresses author's opinion on the effectiveness of prospective changes in traffic regulations, submitted by the Ministry of transport of the Russian Federation, in part related to the topic at hand.
Keywords: driver, pedestrian, means of individual mobility, personal electric vehicle of low power, legal status
Прежде всего, стоить отметить, что, анализируя зарубежный опыт предупреждения водителями превышения скоростного режима, можно сказать, что наиболее традиционным средствами являются комплексы автоматической фиксации нарушений скоростного режима (далее - комплексы) и соответствующая организация дорожного движения. Однако, с проблемой соблюдения ограничений скоростного режима борются системно, деятельность ведется по всем направлениям с привлечением широкого круга государственных органов и общества.
Для того, чтобы скоростной режим соблюдался, необходимо установить соответствующие множеству факторов ограничения. Зарубежный опыт показывает, что при ограничении скорости движения разными странами в приоритет ставятся разнообразные факторы. Таким образом, на первоначальном этапе контроля за соблюдением водителями скоростных ограничений стоит задача по объективному, обоснованному и разумному установлению скоростных ограничений. Практика показывает, что
2021 №1-
зарубежные страны идут по разным путям в этой сфере, ставя в приоритет разнообразные факторы.
Так, например, во Французском медицинском центре, который специализируется на дорожно-транспортном травматизме, было проведено исследование о зависимости тяжести ранений пешехода от скорости движения автомобиля в момент совершения наезда [1], результаты которого отражены на рис. 1 Как мы можем заметить, при диапазоне скоростей от 40 до 60 км/ч происходит резкое увеличение вероятности летального исхода для пешехода. Медицинский центр объясняет это тем, что при экстренном торможении (на сухом покрытии) транспортное средство, движущееся на скорости 40 км/ч - остановится через 20 м, а на скорости 60 км/ч - через 20 м автомобиль все еще двигается со скоростью 55 км/ч.
Нао снованииэтихданных, которые подтвердились дорожной полицией и медицинскими учреждениями Франции, разрешенная скорость в населенных пунктах ряда европейских стран не превышает 50 км/ч. Кроме того, Французскими органами власти
_ 15
было проведено исследование относительно зависимости между шириной полосы движения и фактическими максимальными скоростями движения, результаты которого отражены на рис. 2.
Зависимость обуславливается тем, что при физическом сужении полосы водитель подсознательно снижает скорость, т.к. требуется более точное соблюдение траектории движения автомобиля.
Скорость движения автомобиля в hsh*bi Kutfli ни п*шаз»да, кн/iu Сфепеяъ тяжёс.ти ранения пешехода и нрмткесть «го гиб*ли
ДО 20 Легкая теонтузич, вероятность летального искова - во
20-30 Консузия без тяжелых последствий, вероятность летального искода 510%
30-40 гяагелые последствия с возмсзскостями инвалидности, вероятность летального искода 1020%
40-50 вероятность легального искода составляет 20-503
50-60 Вероятность летального искода достигает 50-65%
ее-то вероятность легального искода достигает 35-95%
Свыше 70 Летальный исход
Рис. 1. Зависимость тяжести ранения пешеходов от скорости движения автомобиля в момент
совершения наезда
Ширина полодо движения Фактическая максимальная скорость движения легкового »втомобил*
3.0 М 65 КМ/час
3.5 М 90 км/час
Рис. 2. Зависимость между шириной полосы движения и скоростями, которые подсознательно
устанавливают для себя водители
Зависимость обуславливается тем, что при физическом сужении полосы водитель подсознательно снижает скорость, т.к. требуется более точное соблюдение траектории движения автомобиля. Чем меньше физическая или кажущаяся ширина полосы, тем выше психическое напряжение водителя и, соответственно, выбираемая им скорость движения.
Руководствуясь выводами Французского исследования, подтвержденными статистикой медицинских учреждений и дорожной полиции Франции, разрешенная скорость в населенных пунктах ряда европейских стран составляет не более 50 км/ч. В число таких стран входят: Швеция, Великобритания, Нидерланды и Франция. Все страны являются участниками международной программы по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях «Vision Zero» [2].
В том случае, если обоснованные ограничения скоростного режима не повлияли на правосознание водителей и превышения установленной скорости до сих пор составляют большую долю среди правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, зарубежные страны применяют инженерно-технические средства организации дорожного движения для достижения со-16 _
блюдения водителями скоростных ограничений.
Так, Шведская компания <^еуа» разработала новый инновационный метод предупреждения скоростного режима [3] под названием «АсйЬитр» (рис.3), который заключается в том, что незаметная искусственная неровность, находящаяся на уровне дороги, поднимается в случае установления факта превышения водителям установленной скорости движения. В таком случае водителю необходимо будет прибегнуть к торможению во избежание повреждения ходовой части автомобиля.
В Великобритании принцип технических средства автоматической фотовидеофиксации заключается в том, что, зафиксировав у водителя превышение установленной скорости, комплекс автоматической фиксации нарушений скоростного режима предупреждает водителя однократной вспышкой. Это свидетельствует о том, что установлен факт превышения установленной скорости. Два таких сигнала обеспечивают водителю административный штраф и говорят о том, что водитель не успел привести скорость своего транспортного средства в соответствие. В случае третьего сигнала размер административного штрафа многократно увеличивается и показывает пренебрежительное отношение водителя к соблюдению скоростного режима [4]. - 2021 №1
Кроме особенной организации дорожного движения, зарубежные производители автомобилей, которые таким же образом заинтересованы в соблюдении скоростного режима, разрабатывают инновационные системы и методы, при помощи которых транспортное средство само будет контролировать скоростной режим транспортного средства. Например, достигнуто предварительное соглашение Европейского совета по безопасности дорожного движения (ETSC) и Еврокомиссии о том, что с 2022 года все производимые в Евросоюзе автомобили будут оборудованы системой «ISA» (далее - интеллектуальная коррекция скорости). Ее суть заключается в том, что специальная камера, находящаяся на передней части транспортного средства, будет следить за дорожной ситуацией, считывать дорожные знаки, а компьютер искусственно придерживать установленную скорость. Однако, для совершения обгона или других маневров, ограничение можно будет сбросить сильным нажатием на педаль. В том случае, если нажатие на педаль будет продолжительное, система будет автоматически замедлять автомобиль до установленной скорости движения на данном дорожном участке [5].
Одной из самых инновационных систем является «AEB» (далее - система автономного экстренного торможения). Ее суть заключается в том, что происходит постоянный мониторинг дорожной обстановки и водителю обеспечивается поддержка посредством автоматического срабатывания тормозной системы при осутствии незамедлительной реакции на ситуацию, ведущую к столкновению или превышению установленной скорости. В Соединенных Штатах Америки двадцать производителей автомобилей, представляющие 99% национального рынка, взяли на себя обязательство не позднее 2022 года включить систему автономного экстренного торможения в список стандартных характеристик всех новых автомобилей [6].
Кроме того, помимо вышеперечисленных мер и средств достижения соблюдения скоростного режима, необходимо на постоянной основе формировать у водителей установку на запрет превышения установленной скорости, информировать население о привлеченных к ответственности лицах, а также об опасностях, связанных с превышением скорости.
Анализируя зарубежный опыт образовательной деятельности по подготовке водителей транспортных средств, можно заметить, что многие страны делают акцент на том, что необходимо научить водителя - новичка ехать с установленной скоростью. Даже при отсутствии видимых ограничений или комплексов контроля скорости, водители обязан уметь вести автомобиль со скоростью, соответствующей обстановке.
Например, в Малайзии управление скоростью транспортного средства входит в учебный план
2021 №1-
подготовки водителя, в рамках которого водитель должен пройти 120-часовое обучение (100 часов в дневное время и 20 часов в ночное время) в различных дорожных условиях (сухую погоду, мокрую автомобильную дорогу, трассу, грунтовую дорогу и в условиях города). При этом, при постоянном наблюдении наставника, имеющего профессиональную лицензию, а также с соблюдением установленной скорости движения [7].
В Австралии выдачи водительских удостоверений на право управления транспортными средствами происходит поэтапно [8]. Есть несколько уровней водительских удостоверений. Ученическое водительское удостоверение (уровень - L), с которыми можно управлять транспортным средством только с законным представителем или родственником, имеющим полноценное водительское удостоверение. При этом для каждого уровня предусмотрен свой ряд ограничений. Так, например, при уровне L предусмотрены следующие ограничения:
- максимально допустимая скорость на любых автомобильных дорогах не должна привышать 90 км/ч;
- использование мобильного телефона запрещено даже на подставке с комплектом «Hands Free», а также в качестве навигатора;
- транспортное средство не должно быть оборудовано туборнаддувом
- в салоне не более одного пассажира
Несоблюдение каких-либо из ограничений влечет лишение права управления транспортным средством на 3 месяца.
Исключительными случаями, когда превышение скорости уже зафиксировано, необходимо применить меры ответственности к нарушителю скоростного режима. Анализ зарубежного опыта показывает, что правоприменительная практика также имеет свои специфические особенности.
В Норвегии рост штрафов наступает с каждыми последующими 5 км/ч превышения скорости. За превышение в 5 км/ч заплатить штраф придется в размере 6 тыс. российских рублей, за 20 км/ч уже 43 тыс. Если более 26 км/ч, то размер штрафа будет составлять около 80 тыс. российских рублей с одновременным лишением права управления транспортными средствами на срок от 3 месяцев до 3 лет. В исключительных случаях, если превышение скорости составляет более 46 км/ч, предусмотрено лишение свободы сроком от 18 дней [9].
Особенности Швейцарской системы наказания заключаются в том, что в случае превышения скорости на 20 км/ч применяется, так называемый, «Tagessatz» - размер штрафа, который зависит от личного дохода лица. Так, например, в 2010 году 37-летний подданый Швеции двигался со скоростью 300 км/ч на автомобиле Mersedes-Benz SLS, превысив установленную скорость движения более чем в 2,5 раза и был оштрафован на 1 млн. долларов США [9].
17
В Эстонии размер штрафа увеличивается за каждый километр превышения на 3 евро. Если превысить установленную скорость движения более чем на 21 км/ч, то предусмотрена ответственность в виде штрафа около 28 тыс. рублей или лишение прав до 6 месяцев [10]. Таким образом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что многие положения зарубежного опыта относительно предупреждения и пресечения нарушений скоростного режима, представляют интерес для российского законодательства. Многие зарубежные страны уже сформировали правосознание водителей на соблюдение скоростных ограничений. Во многих населенных пунктах европейских стран действует ограничение скорости до 30 км/ч, адекватно воспринимаемые водителями.
Литература:
1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год. Информационно-аналитический обзор. - М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021.
2. Режим доступа: https://ador.ru/data/files/static/ audit 09.pdf (дата обращения: 29.04.2021);
3. Электронный ресурс : Режим доступа : https:// visionzero.global/ru (дата обращения 30.04.2021);
4. Электронный ресурс : Режим доступа : https://www.actibump.com/ (дата обращения 30.04.2021);
5. Режим доступа: https://www.gaseta.ru/ auto/2014/01/23_a_5862961.shtml (дата обращения: 30.04.2021);
6. Электронный ресурс : Режим доступа : https:// www.isa.org (дата обращения 30.04.2021);
7. Режим доСтупа: https://aebsystems.com/russia-russian.html (дата обращения: 30.04.2021);
8. Электронный ресурс: Режим доступа: https:// www.mot.gov.my/en/Documents/Act%20333%20 -%20Road%20Transport%20Act%201987.pdf (дата обращения 30.04.2021);
9. Электронный ресурс : Режим доступа https:// www.transport.wa.gov.au/licensing/step-4-gain-experience.asp (дата обращения 30.04.2021);
10. Электронный ресурс : Режим доступа : ttps://www.ssb.no/en/statbank/ (дата обращения 30.04.2021);
11. Режим доступа : tps://jalopnik.com/instead-of-a-ticket-some-speeders-in-estonia-are-getti-1838563926 (дата обращения: 30.04.2021);
18
2021 №1