УДК 342.9 DOI 10.24411 /2073-0454-2020-10424
ББК 67.401 © И.В. Потапенкова, Е.Н. Ярмонова, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ирина Викторовна Потапенкова, заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: irina_abuzova@mail.ru
Елена Николаевна Ярмонова, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. Рассматриваются правовые основы ограничения иностранных граждан в правах на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, а также критерии реализации трудовых прав иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: иностранные граждане, трудовая деятельность, государственная гражданская службы, институт гражданства.
CERTAIN ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE RIGHT TO WORK BY FOREIGN CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Irina V. Potapenkova, Deputy Head of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: irina_abuzova@mail.ru
Elena N. Yarmonova, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs, Candidate of Legal Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: office@unity-dana.ru
Abstract. The legal basis for restricting the rights of foreign citizens to work in the Russian Federation, as well as the criteria for exercising the labour rights of foreign citizens in the territory of the Russian Federation, are being considered. Keywords: foreign citizens, labor activity, state civil service, institute of citizenship.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Потапенкова И.В., Ярмонова Е.Н. Отдельные аспекты реализации права на труд иностранными гражданами в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):244-248.
В Российской Федерации дискриминация иностранных граждан по каким-либо основаниям, в том числе в сфере права на труд, запрещена. При предоставлении трудовых прав иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии со ч. 3 ст. 62 Конституции РФ действует национальный режим.
Критерием разграничения законных требований работодателей от дискриминации является их правовое закрепление. В частности, требование о наличии регистрации по месту жительства (по месту пребывания) для устройства на работу не является обоснованным, поскольку законодательство такое условие не содержит. Однако, соблюдение данного условия является обязательным критерием законности нахождения иностранного гражданина на территории РФ.
Законодательство Российской Федерации устанавливает возможность ограничения реализации трудовых прав иностранных граждан в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Ограничения касаются:
1) занятия определенным видом трудовой деятельности;
2) работы на определенного вида предприятиях, учреждениях, организациях;
3) иные ограничения.
К первой выделенной категории относится замещение государственных должностей.
Перечень данных должностей утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».
В частности ст. 81, 97 Конституции РФ устанавливает запрет иностранцам быть избранными на пост Президента Российской Федерации и депутата Государственной Думы.
Ко второй категории относится государственная служба.
Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя:
1) государственную гражданскую службу;
2) военную службу;
3) государственную службу иных видов.
Запрет на поступление иностранных граждан на
государственную гражданскую службу содержится в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Необходимо отметить, что граждане России при наличии у них также гражданства иностранного государства, рассматриваются Российской Федерацией только как граждане Российской Федерации и не имеют статуса иностранного лица1. Вместе с тем, наличие двойного гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, влечет за собой запрет на прохождение государственной гражданской службы2.
Поступление иностранных граждан на военную службу возможно только по контракту и предусмотрено ст. 18.1 названного Федерального закона. Ей корреспондирует положение ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», которое дает ограниченный перечень должностей, которые могут замещать иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту. А именно — воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В отличие от граждан Российской Федерации, иностранные граждане первый контракт вправе заключать в возрасте до 30 лет (граждане Российской Федерации — 40 лет) и воспользоваться своим правом на заключение контракта только один раз3.
Относительно государственной службы иных видов возникает вопрос определения службы в том или ином государственном органе в качестве государственной службы иных видов.
Можно предположить, что к указанным государственным органам относятся лишь те, которые имеют правоохранительную направленность. К ним относятся МВД России, Росгвардия, МЧС России и др. Если придерживаться данной точки зрения, то сотрудниками данных органов могут являться только граждане Российской Федерации. Запрет на поступление на службу иностранных граждан связан с наделением сотрудников властными полномочиями и правом применения мер принуждения.
Однако, некоторые государственные органы иных видов в отдельных случаях допускают двойное гражданство. Например, гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации4.
При приеме иностранных граждан на работу, должностные обязанности по которой связаны с использованием оружия, необходимо учитывать положения Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».
В соответствии с данным нормативным правовым актом иностранные граждане могут приобретать на территории Российской Федерации гражданское оружие по лицензиям, выданным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, на основании ходатайств дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации, гражданами которых они являются, при условии вывоза ими оружия из Российской Федерации не позднее десяти дней со дня приобретения оружия.
Запрещаются ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации всех видов, типов и моделей оружия иностранными гражданами в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях, если это не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Как следует из Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Россий-
1 Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».
2 Статья 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3 Статья 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СПС «Кон-сультантПлюс».
4 Пункт 7 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
ской Федерации» по общему правилу иностранные граждане не могут быть приняты на муниципальную службу.
Вместе с тем, на муниципальную службу вправе поступать и находиться граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство в том случае, если гражданство приобретается у иностранного государства, являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе.
Что касается вопросов профессиональной деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, то ограничения, в частности, установлены для адвокатов иностранных государств, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Согласно Федеральному закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»:
1) адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства;
2) адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации;
3) адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;
4) без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.
Иностранные граждане не могут быть патентным поверенным (ч. 3 ст. 1247 ГК РФ), нотариусом, если это не предусмотрено международным договором (ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности будут регулироваться в зависимости от ее вида.
К данному виду деятельности можно отнести, например, частную детективную и охранную деятельность.
Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что иностранные граждане, граждане Российской
Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Отношение иностранных граждан к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности установлено в ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Иностранный гражданин не имеет права:
♦ замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
♦ являться членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, командиром гражданского воздушного судна;
♦ осуществлять трудовую деятельность на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;
♦ заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен законодательством РФ;
♦ замещать должность главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (кроме иностранных граждан временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и соответствующих требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации).
Следующая группа ограничений содержит ограничения на осуществление трудовой деятельности на определенного вида предприятиях, учреждениях, организациях.
Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 и включает в себя.
1. Объекты и организации Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^
2. Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций.
3. Организации, в состав которых входят радиа-ционно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, испытания, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия.
4. Структурные подразделения организаций, осуществляющие соответственно разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и предназначенных для решения задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства радиационных источников, а также структурные подразделения этих организаций, обеспечивающие безопасность их функционирования.
5. Суда и иные плавсредства с ядерными установками, а также атомные станции, в том числе строящиеся (по согласованию с ФСБ России допускается прием на работу иностранных граждан на строящуюся атомную станцию и работа на ней иностранных граждан до поставки ядерного топлива на территорию атомной станции).
Таким образом, в зависимости от правового статуса государственного органа (организации), стоящих перед ним задач (целей), функций, специфики прохождения службы (осуществления трудовой деятельности), объема полномочий устанавливается запрет на замещение должностей (занятие деятельностью) либо ограничения (условия, необходимые для выполнения). В широком смысле установление данных ограничений направлено на обеспечение правопорядка в нашей стране, национальной безопасности и сохранение суверенитета государства.
Иные виды ограничений иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности вытекают из административно-правового статуса данных лиц.
К такого рода ограничениям могут быть отнесены:
1) ограничения по возрасту. Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента, могут трудиться на территории Российской Федерации только с 18 лет. На остальные категории иностранных граждан данное ограничение не распространяется;
2) ограничения по территориальному принципу. Например, осуществление трудовой деятельности в том субъекте Российской Федерации, в котором было выдано разрешение на работу или патент;
3) осуществление только того вида деятельности и по той специальности, которые указаны в разрешении на работу или патенте;
4) иные ограничения.
В некоторых сферах деятельности имеются допустимые квоты иностранных работников, которые устанавливаются постановлениями Правительства РФ ежегодно. На 2019 г. квоты установлены постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2018 г. № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».
В соответствии с п. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» региональные власти вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан РФ устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.
При этом устанавливается срок приведения в соответствие с данным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, установленного трудовым законодательством РФ.
Данные запреты распространяются только на одну категорию иностранцев, которая называется «иностранные работники». С точки зрения российского законодательства ими являются иностранные граждане, временно пребывающие на территорию РФ и осуществляющие трудовую деятельность на основании патента или разрешения на работу.
Если иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание или вид на жительство, то у него уже не статус временно пребывающего, а статус временно проживающего или постоянно проживающего на территории России. И данные ограничения на него уже не распространяются.
Точно также не распространяются ограничения занимать ту или иную должность, профессию или специальность на граждан ЕАЭС. Так как им, как и иностранцам с РВП и ВНЖ патент или разрешение на работу оформлять не нужно.
Кроме того, в силу п. 1 и 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня
1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» граждане Белоруссии имеют равные права с гражданами РФ в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
Важно отметить некоторые законодательно установленные правила, которые ошибочно воспринимают как исключительно направленные на ограничение прав иностранных граждан.
Так, необходимость подтверждения иностранного диплома не относится к ограничениям прав иностранных граждан, поскольку такая обязанность имеется и у граждан Российской Федерации, если образование ими было получено за рубежом.
В соответствии с ч. 3 ст. 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в РФ признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в РФ, устанавливается Правительством РФ.
Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2019 г. № 798-р5.
Также не является привязанным к гражданству РФ ограничение использования водительского удостоверения работниками-водителями.
Статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»6 устанавливает, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с п. 13 ст. 25 данного Федерального закона.
Не является ограничением и вакцинация иностранных граждан. Данное мероприятие проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-
ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФот 6 марта 2019 г. № 2 «О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации» с 23 марта 2019 г. все работодатели, у которых числятся иностранцы, или которые только собираются принимать на работу таких работников, должны привить их от кори. Данное обязательство распространяется на тех иностранных работников, которые не болели корью и не имеют прививок или сведений о прививках против кори. Срок вакцинации — до 31 декабря 2019 г.
Работодателей, которые не организовали обязательную вакцинацию сотрудников, органы СЭС могут оштрафовать за невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Также за это нарушение может грозить приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Необходимо понимать, что любые сотрудники — как граждане Российской Федерации, так и находящиеся у нас в стране иностранцы — вправе отказаться от профилактических прививок. Отказ должен быть оформлен письменно на имя работодателя.
Получив от сотрудника письменный отказ от прививки, работодатель имеет полное право отстранить его от работы либо отказать ему в приеме на работу. Но это касается только тех, кто занят на работах, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ закрытый. В нем фигурируют, в частности, работы:
♦ в образовательных организациях;
♦ по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;
♦ по отлову, содержанию безнадзорных животных;
♦ с больными инфекционными заболеваниями;
♦ с кровью и биологическими жидкостями человека.
Таким образом, следует отметить, что трудовая деятельность иностранных граждан на территории РФ неоднородна. Существует целая система правовых норм, регламентирующих критерии ограничения в реализации права на труд иностранных граждан. Данные нормы права включают в себя, в том числе, и международные договоры РФ и иностранных государств по вопросам трудовой деятельности и взаимным обязательствам в данной сфере.
5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2019 г. № 798-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
6 СПС «Консультант Плюс».