Научная статья на тему 'Отдельные аспекты реализации дополнительных профессиональных программ в вузах МВД России'

Отдельные аспекты реализации дополнительных профессиональных программ в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТАЖИРОВКА / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОТРУДНИКИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS / PROFESSIONAL COMPETENCE / ADVANCED TRAINING / TRAINEESHIP / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов В.Ю.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих требования к реализации дополнительных профессиональных программ, позволяет сделать вывод о наличии некоторых противоречий в данной области. Автором исследуется структура, содержание и виды дополнительных профессиональных программ. Как правило, к проведению занятий по ним допускаются сотрудники из числа научно-педагогического состава, имеющие значительный педагогический стаж и ученую степень. Однако, являясь квалифицированными специалистами, они не всегда имеют достаточный опыт в области дополнительного профессионального образования и нуждаются в повышении квалификации. Обращено внимание на эффективность реализации программ дополнительного профессионального образования в форме стажировки по месту службы слушателей, значимость которой состоит в достижении цели не только практической направленности образовательной деятельности, но и экономии финансовых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунов В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of normative legal acts establishing the requirements for the implementation of additional professional programs allows the author to conclude that there are some contradictions in this field. The author investigates the structure, content and types of additional professional programs. As a rule, the scientific and pedagogical staff having a significant teaching experience and a scientific degree are allowed to conduct classes within the framework of these programs. However, being highly qualified professionals, they do not always have a sufficient experience in the field of additional vocational education and need further training. Attention is drawn to the effectiveness of the implementation of programs of additional vocational education in the form of traineeship at the trainees’ places of service. The importance of the traineeship is not only to achieve the goal of a practical orientation of educational activities, but also to save the financial resources.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты реализации дополнительных профессиональных программ в вузах МВД России»

12. Кадровое и морально-психологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов

ГОРБУНОВ В.Ю., кандидат юридических наук, доцент, 55556570@mail.ru Кафедра оперативно-разыскной и административной деятельности;

Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, 690087, г. Владивосток, ул. Котельникова, 21

GORBUNOV V.Yu., Candidate of Legal Sciences, associate professor, 55556570@mail.ru Chair of crime detection and administrative activities; Vladivostok branch of the Far East Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Kotelnikov St. 21, Vladivostok, 690087, Russian Federation

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

Аннотация. Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих требования к реализации дополнительных профессиональных программ, позволяет сделать вывод о наличии некоторых противоречий в данной области. Автором исследуется структура, содержание и виды дополнительных профессиональных программ. Как правило, к проведению занятий по ним допускаются сотрудники из числа научно-педагогического состава, имеющие значительный педагогический стаж и ученую степень. Однако, являясь квалифицированными специалистами, они не всегда имеют достаточный опыт в области дополнительного профессионального образования и нуждаются в повышении квалификации. Обращено внимание на эффективность реализации программ дополнительного профессионального образования в форме стажировки по месту службы слушателей, значимость которой состоит в достижении цели не только практической направленности образовательной деятельности, но и экономии финансовых средств.

Ключевые слова: дополнительные профессиональные программы; профессиональные компетенции; повышение квалификации; стажировка; научно-педагогические сотрудники.

SOME ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Annotation. The analysis of normative legal acts establishing the requirements for the implementation of additional professional programs allows the author to conclude that there are some contradictions in this field. The author investigates the structure, content and types of additional professional programs. As a rule, the scientific and pedagogical staff having a significant teaching experience and a scientific degree are allowed to conduct classes within the framework of these programs. However, being highly qualified professionals, they do not always have a sufficient experience in the field of additional vocational education and need further training. Attention is drawn to the effectiveness of the implementation of programs of additional vocational education in the form of traineeship at the trainees' places of service. The importance of the traineeship is not only to achieve the goal of a practical orientation of educational activities, but also to save the financial resources.

Keywords: additional professional programs; professional competence; advanced training; traineeship; scientific and pedagogical staff.

В системе квалификационных требований, предъявляемых к должностям в органах внутренних дел, выделяются требования к уровню образования, профессиональным знаниям и навыкам. Для соответствия им сотрудники, проходящие службу в органах, организациях и учреждениях системы МВД России (далее - сотрудники), наделены правом на прохождение профес-

сионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Реализация предоставленного права осуществляется путем подготовки сотрудников по соответствующим образовательным программам, среди которых, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на программы дополнительного профессионального образования.

В соответствии с ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность*. К их числу нормативно отнесены организации высшего и дополнительного профессионального образования**.

В целом порядок реализации рассматриваемых программ един для всех образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности. В то же время с учетом объема функциональной компетенции дополнительное профессиональное обучение в образовательных организациях высшего образования МВД России имеет свои особенности и сопряжено с определенными трудностями.

Во-первых, научно-педагогические сотрудники (работники), реализующие образовательные программы высшего образования, ориентированы на обучение курсантов и слушателей по определенным специальностям и направлениям подготовки. При этом учебный процесс направлен на получение новых знаний, умений и навыков в рамках общекультурных и профессиональных компетенций, которыми обучаемые ранее не обладали. В то же время структура образовательных программ дополнительного профессионального образования включает в себя перечень профессиональных компетенций, которые необходимо качественно изменить в результате обучения либо получить компетенции для выполнения нового вида профессиональной деятельности, т.е. получить новую квалификацию***. Конкретное

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020.

** Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. N 385. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

*** Часть 5 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. N 53. Ст. 7598).

содержание профессиональных компетенций будет зависеть от вида программы (повышение квалификации или профессиональная переподготовка).

Во-вторых, учебная база высших учебных заведений, как правило, помимо аудиторий включает только спецкабинеты, полигоны и площадки, учитывающие их специализацию. При этом широкий перечень категорий сотрудников органов внутренних дел, проходящих соответствующую подготовку, вызывает необходимость увеличения количества необходимых специализированных объектов и их «адаптации» к соответствующим категориям обучающихся.

Как отмечается в юридической литературе, «Необходимым условием для решения задач и достижения целей дополнительных образовательных программ, а также планируемых результатов их освоения становится разработка их содержания и (или) отдельных компонентов (дисциплин (модулей), практик» [1, с. 258]. При этом, на наш взгляд, должны учитываться как категория обучаемых, так и степень их подготовленности, продолжительность службы в органах внутренних дел и по замещаемой должности, прохождение службы в городской или сельской местности, экономические особенности региона (добыча лесных, рыбных и иных биологических ресурсов и т.д.).

Конечно, сформулированные в образовательных программах цели могут быть достигнуты только при их надлежащем научно-методическом обеспечении. В связи с этим представляется возможным согласиться с позицией Н.А. Игошина, который, исследуя вопросы научно-методического обеспечения профессиональной подготовки сотрудников полиции, высказал следующее мнение: «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников полиции следует определить как синтез процесса научного познания причин и условий, влияющих на качество подготовки полицейских, а также процесса насыщения учебного процесса современными педагогическими методиками и технологиями, направленными на формирование профессионально важных компетенций, повышение эффективности и качества педагогического труда» [2, с. 164].

Учитывая широкий спектр необходимых знаний, умений и навыков, которые должны передаваться обучаемым, повышаются требования и к самим преподавателям, участвующим в учебном процессе. Как правило, к проведению занятий допускаются научно-педагогические сотрудники, имеющие значительный педагогический стаж и ученую степень кандидата или доктора наук. В то же время, являясь квалифицированными специалистами, они не всегда имеют достаточный опыт в области дополнительного профессионального образования. С целью качественного изменения имеющихся у них компетенций, не реже одного раза в 5 лет проводится обучение по программам повышения квалификации как непосредственно, так и с использованием системы дистанционных образовательных технологий. Однако, по нашему мнению, повышение квалификации осуществляется преимущественно по направлениям педагогической деятельности сотрудника, в рамках реализуемых им программ высшего образования. В связи с этим представляется необходимым включать в программы повышения квалификации научно-педагогических сотрудников приобретение профессиональных компетенций в области дополнительного профессионального образования.

Кроме того, должны соблюдаться требования к структуре дополнительной профессиональной программы, которая определена в п. 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Причем установленный порядок является обязательным для всех образовательных организаций (далее -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности).

Анализ ведомственных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о наличии некоторых противоречий, возникающих в рассматриваемой области. В частности, требует уточнения само наименование реализуемых программ. В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности установлено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессио-

нальных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), никаких других видов программ по структуре, содержанию либо наименованию им не предусмотрено.

В то же время пункт 80 приказа МВД России от 31 марта 2015 г. N 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - Порядок организации подготовки кадров в ОВД) обязывает организации, осуществляющие образовательную деятельность, при отсутствии примерных программ дополнительного профессионального образования по соответствующим категориям должностей сотрудников разрабатывать рабочие учебные программы, согласовывать их с органами, организациями, подразделениями МВД России по направлениям оперативно-служебной деятельности и самостоятельно утверждать. В результате этого у научно-педагогических сотрудников возникает два вопроса: «Какую из программ необходимо готовить?» и «Какова ее структура?». Проблема усугубляется тем, что в рассматриваемом случае нормативно установлены требования к структуре и содержанию только дополнительных профессиональных программ (см. пункты 8-9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности). При этом требования к рабочим учебным программам Порядком организации подготовки кадров в ОВД не устанавливаются, а в соответствии с пунктом 78 «конкретный срок и содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки для каждой категории должностей сотрудников определяются соответствующими рабочими учебными программами, которые разрабатываются, утверждаются и реализуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе примерных программ».

Иначе говоря, структура и содержание рабочей учебной программы должны соответствовать примерной программе, а та, в свою очередь, должна быть разработана в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом. Применительно к программам

дополнительного профессионального образования таким актом является Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, утвержденный Ми-нобрнауки России. В связи с этим, на наш взгляд, наименования рассматриваемых программ, требования к их содержанию и структуре должны быть едиными и соответствовать указанному нормативному правовому акту. Как справедливо отмечается в специальной литературе, «...назрела необходимость в создании типового документа о требованиях к дополнительной профессиональной программе. До сегодняшнего дня существовала такая практика, что программы делались по образцам, периодически рекомендуемым ДГСК МВД России. Это привело к отсутствию определенных подходов к написанию программ. Каждый разработчик должен иметь перед собой четкий образец» [3, с. 72].

Наряду с определением структуры и содержания дополнительных образовательных программ, актуальным является вопрос о придании им практической направленности. Как уже отмечалось выше, одной из проблем реализации программ дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях высшего образования системы МВД России является специализированность имеющихся у них спецкабинетов, полигонов, площадок в рамках программ высшего образования и необходимость расширения количества таких объектов с учетом категорий слушателей, проходящих соответствующую профессиональную подготовку. Это необходимо для приобретения и совершенствования умений и навыков сотрудников, повышающих свою квалификацию либо проходящих переподготовку в рамках профессиональных компетенций. В связи с этим представляется возможным согласиться с мнением Г.Д. Хорошавиной, которая считает: «Целью образовательной деятельности по профессионально направленным программам повышения квалификации кадров становится как повышение профессиональных знаний специалистов по направлениям обучения, так и совершенствование их деловых качеств...» [4, с. 215].

Одним из способов совершенство-в ан ия п рофессион а ль н о-дел овы х ка ч еств сотрудников органов внутренних дел при

реализации дополнительных профессиональных программ, по нашему мнению, является прохождение ими стажировки. Такая возможность закреплена как в пункте 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, так и в пункте 80 Порядка организации подготовки кадров в ОВД. Причем в форме стажировки дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут реализовываться полностью либо частично. Полагаем, что рассматриваемая форма реализации программ будет способствовать не только достижению целей практической направленности образовательной деятельности, но и экономии финансовых средств, выделяемых на организацию подготовки кадров в органах внутренних дел по программам дополнительного профессионального образования.

Во-первых, стажировку, осуществляемую в органах, организациях, подразделениях МВД России, сотрудник может проходить по месту службы. В совокупности с применением средств дистанционных образовательных технологий можно реализовать соответствующую программу без длительного отрыва сотрудника от исполнения обязанностей по замещаемой должности и перемещения его в другой регион с оплатой проезда, проживания и т.д. В то же время, как отмечается в юридической литературе, «при реализации образовательных программ с применением электронного обучения или дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, или его филиала, независимо от места нахождения обучающегося» [5, с. 165].

Во-вторых, некоторые образцы специальной и иной техники поступают в территориальные органы МВД России быстрее, чем в образовательные организации, и сотрудники, проходящие стажировку, будут иметь возможность непосредственно с ней ознакомиться и приобрести навыки работы.

В-третьих, широкий спектр видов деятельности сотрудников в процессе прохождения стажировки при надлежащем методическом обеспечении позволит

им самостоятельно работать с учебными изданиями, изучить организацию оперативно-служебной деятельности, принять непосредственное участие в планировании работы территориального органа или подразделения МВД России, а также проведении совещаний, деловых встреч и т.д.

В завершение необходимо отметить, что проведенное исследование представляет собой попытку постановки проблем,

возникающих в процессе реализации дополнительных профессиональных программ в образовательных организациях высшего образования МВД России, с целью их дальнейшего изучения, научного обобщения и последующего формирования выводов, направленных на совершенствование деятельности образовательных организаций системы МВД России в рассматриваемой области.

Список литературы

1. Хорошавина Г.Д., Стымковский В.И. Реализация дополнительных профессиональных программ как условие получения обучающимися новых профессиональных компетенций // Социально-экономические явления и процессы. 2013. N 12. С. 257-259.

2. Игошин Н.А. Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников полиции: постановка проблемы // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. N 3 (33). С. 163-169.

3. Иванова Л.В. О некоторых организационно-правовых проблемах дополнительного профессионального образования в системе МВД России // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2014. N 2 (30). С. 71-73.

4. Хорошавина Г.Д Профессиональная направленность программ повышения квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологии МГТУ им. Н.Э. Баумана как один из основных дидактических принципов // Социально-экономические явления и процессы. 2014. N 3 (61). С. 214-216.

5. Амелина К.Е., Стымковский В.И. Общегосударственное законодательство координации образовательной политики государства как гарант качественного дополнительного образования // Социально-экономические явления и процессы. 2013. N 11 (57). С. 164-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.