Научная статья
NIION: 2021-0084-1/22-047 MOSURED: 77/27-026-2022-1-246
Безопасность дорожного движения -
© Соколова Т.С., Дмитриев О.Н., 2022
УДК 343.985.7:343.346(470)
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Татьяна Сергеевна Соколова, Олег Николаевич Дмитриев
'Уфимский юридический институт МВД России 2УГИБДД МВД по Республике Башкортостан '[email protected] [email protected]
Аннотация. Рассмотрены отдельные аспекты методики расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения.
Ключевые слова: преступление, правила дорожного движения, доказывание, методика расследования
Для цитирования: Соколова Т.С., Дмитриев О.Н. Отдельные аспекты расследования преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения // Безопасность дорожного движения. 2022. № 1. С. 48-51.
CERTAIN ASPECTS OF THE INVESTIGATION OF CRIMES RELATED TO VIOLATION OF TRAFFIC RULES
Tatiana S. Sokolova, Oleg N. Dmitriev
1Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
2UGIBDD of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Bashkortosta
Abstract. Certain aspects of the methodology for investigating crimes related to traffic violations are considered. Keywords: crime, traffic rules, proof, investigation methodology
For citation: Sokolova T.S., Dmitriev O.N. Certain aspects of the investigation of crimes related to violation of traffic rules // Road safety. 2022. № 1. P. 48-51.
Состояние безопасности дорожного движения относится к числу важнейших социально-экономических и демографических проблем России. Так, в соответствии с официальной статистикой аварийности по стране за 12 месяцев 2020 г. на территории Российской Федерации количество дорожно-транспортных происшествий (далее также ДТП) снизилось на 3,1% и составило 133 331, число погибших - на 5,8% (14 874), (167 856) [1]. Почти каждый четвертый погибший зарегистрирован в ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения и произошедших по вине водителя. Каждый девятый погибший получил смертельное ранение в ДТП, произошедшем из-за несоответствия скорости конкретным условиям движения.
Вопреки тенденции предыдущих лет, в 2020 г. отмечено снижение основных показателей аварийности, что можно объяснить воздействием ограничительных мер, связанных с распространением новой коронави-русной инфекции СОУГО-19. Количество ДТП сократилось на 33,3%, число погибших - на 16,6%, раненых - на 33,4%, однако в целом ситуацию это не изменило, и она остается крайне серьезной.
По статистике аварий за 2020 г. среди других стран мира Российская Федерация занимает 72 место из 175 [2].
В целях решения проблем, связанных с гибелью и травмированием людей в ДТП, государство предпринимает меры по ужесточению уголовного законодательства в области безопасности дорожного движения. Однако только карательными мерами добиться положительного результата, на наш взгляд, невозможно. Одними из способов сокращения количества ДТП являются профилактика и совершенствование методики расследования. В части профилактики ДТП в Госу-
дарственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) созданы отделы пропаганды, которые работают с населением, а в уголовное законодательство неоднократно вносились изменения, в том числе вводились новые статьи, касающиеся нарушения правил дорожного движения, а также ужесточения наказания.
Расследование дел о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является наиболее сложным и трудоемким, так как требует установления механизма развития события, что предполагает воссоздание обстановки, максимально совпадающей с существовавшей в момент происшествия.
Особую сложность для принятия объективного решения представляют, во-первых, связь расследования дорожно-транспортных происшествий с различными науками: физикой, химией, математикой, медициной, психологией и юриспруденцией, а, во-вторых, глобализация, обуславливающая рост технической оснащенности автомобильного парка в целом.
В этой связи комплексное изучение организации и особенностей методики расследования уголовных дел, связанных с нарушением правил дорожного движения, выработка рекомендаций и предложений по их совершенствованию в настоящее время всегда остаются на первом месте.
В основе расследования уголовного дела по преступлениям, связанным с нарушением правил дорожного движения, находится планирование. Планирование не означает, что следователь после возбуждения уголовного дела ограничится только проведением неотложных следственных действий, ведь абсолютно одинаковых ситуаций не бывает. По каждому случаю (преступлению) имеются пределы доказывания, их
границы определяются следователем, в производстве которого находится уголовное дело.
Вместе с тем актуальными вопросами при расследовании уголовных дел анализируемой категории всегда остаются организация и тактика производства отдельных следственных действий, установление обстоятельств исходя из анализа следственной ситуации. Именно поэтому расследование указанного вида преступлений должно поручаться следователям со стажем службы в следственных подразделениях не менее 5 лет.
Действия дежурного, начальника органа внутренних дел, участников оперативной группы, выезжающей на место ДТП, в значительной мере определяются ситуацией. Она влияет на организацию расследования, последовательность проведения отдельных следственных действий, организационных и оперативно-разыскных мероприятий.
Однако имеются типичные следственные действия и разыскные мероприятия, общие для всех ситуаций, которые необходимо включать в план расследования уголовного дела, который составляется после осмотра места происшествия. План является основой правильной организации расследования дорожно-транспортного преступления и должен предусматривать следующие мероприятия:
осмотр места происшествия, осмотр транспортных средств, участвовавших в ДТП;
освидетельствование лиц, участвовавших в ДТП; установление и опрос очевидцев и других свидетелей; розыск новых свидетелей;
определение тяжести телесных повреждений пострадавших либо подтверждение факта смерти;
проведение судебно-медицинских и криминалистических экспертиз;
организацию взаимодействия;
розыск транспорта и водителей, скрывшихся с места происшествия;
применение технических средств; помощь специалистов.
Неотъемлемой частью плана является поиск вещественных доказательств, включающий своевременное обнаружение следов, которые могут быть оставлены за пределами места происшествия, на придорожных объектах. Их обнаружение обычно затруднено из-за большого радиуса разброса, но они могут указывать на обстоятельства происшествия. Так, оставленный след на бордюре может указывать на то, что водитель полностью или частично потерял управление намного раньше, чем произошло ДТП, и пытался предотвратить аварийную ситуацию. Кроме того, обнаруженные следы, другие вещественные доказательства могут быть сопоставлены с повреждениями транспортных средств и служить установлению объективных причин ДТП и выявлению виновных лиц.
Немаловажным аспектом является правильное изъятие, упаковка и хранение вещественных доказательств. Указанная процедура урегулирована Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и направлена на то, чтобы обнаруженные вещественные доказательства не утратили своего значения.
Например, в ходе осмотра места происшествия в 50 м от столкновения следователем обнаружена деталь от рулевой тяги. Указанная деталь следователем изъята, однако упакована ненадлежащим образом (плохая упаковка, отсутствие пояснительной надписи и т.д.). В дальнейшем по результатам проведения судебных экспертиз установлено, что причиной ДТП послужил срыв именно той детали от рулевой тяги, изъятой с места происшествия. Однако из-за некачественной
упаковки деталь была утеряна, что привело к утрате основного вещественного доказательства, позволяющего установить и доказать вину лица [3]. И такие случаи, к сожалению, не единичны.
Вещественные доказательства, собранные на месте ДТП, не всегда дают следователю понять, что конкретно произошло, однако помогают сформулировать ключевые вопросы при допросе свидетелей, подтвердить или опровергнуть их показания, а также показания участников ДТП. В ряде случаев предъявление указанных доказательств допрашиваемым лицам также играет немаловажную роль.
Не всегда при расследовании уголовных дел исследуемой категории имеются свидетели, способные предоставить исчерпывающую информацию о произошедшем. В такой ситуации только качественная работа следователя и наличие вещественных доказательств могут послужить основанием для построения правильных версий, что в последующем позволит установить истину по уголовному делу. Стоит заметить, что в некоторых случаях свидетели умышленно дают недостоверные показания с целью ограждения водителя от ответственности. Например, указывают, что виновник ДТП находился в момент его совершения в другом месте, обеспечивая ему алиби, либо подтверждают показания о том, что автомобиль, на котором совершено ДТП, был угнан и т.д. Избежать таких фактов помогают вещественные доказательства, а также правильно собранный материал доследственной проверки и подготовленные вопросы допрашиваемым лицам.
Как указанно выше, следователь должен обладать знаниями конструкций автомототранспорта, позволяющими судить об их техническом состоянии, о неисправностях, имеющихся либо возможных образованиях на той или иной модели автомобиля, о поведении той или иной марки автомобиля на автодороге при определенных условиях, а также знать правила дорожного движения.
С учетом того, что рассматриваемая категория преступлений относится к числу совершенный по неосторожности, зачастую их причиной является техническая неисправность. Среди технических неисправностей, считаем, прежде всего следует выделить основные, к которым относятся неисправности тормозов, деталей рулевого механизма, повреждение шин. Соответственно, следователь должен знать типы тормозной системы на автомобилях.
Приведем типичный пример. При передвижении грузового автомобиля по участку автодороги на спуске в тормозной системе произошла утечка тормозной жидкости, вследствие чего водитель потерял управление и совершил лобовое столкновение со встречным автомобилем. Водители транспортных средств от полученных травм скончались на месте происшествия. По результатам проведения судебной экспертизы установлено, что утечка произошла из-за износа тормозной системы, ввиду чего появились основания для привлечения в качестве обвиняемого механика организации, который осуществлял контроль за выпуском автомобилей на линию.
С целью профилактики указанного вида происшествий на опасных участках дороги оборудуются аварийные съезды протяженностью 50-100 м, покрытые песчано-гравийной смесью. Водители тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств с целью избежания таких ДТП оборудуют свои автомобили системой радиосвязи, чтобы иметь возможность предупредить других водителей о неисправности автомоби-
Безопасность до
ля, что, как показывает практика, часто помогает избежать серьезных последствий.
При расследовании дорожно-транспортных преступлений первоначальным, незаменимым и неотложным следственным действием является осмотр места ДТП. Данное следственное действие играет важную роль и предоставляет возможность следователю восстановить механизм произошедшего. В связи с этим, полагаем, что проводить осмотр места происшествия должен квалифицированный следователь и подходить к нему в зависимости от сложившейся ситуации, в противном случае результат производства данного следственного действия может привести к уничтожению значимых следов и объектов.
Продолжая тему осмотра места происшествия, считаем необходимым затронуть и территориальную разновидность осмотров. Отметим, что подобный осмотр места ДТП представляется наиболее сложным, обусловлен обстоятельствами, связанными с необходимостью его проведения в короткие сроки, например, по причине высокой интенсивности движения, плохих погодных условий, географических особенностей и т.д. Также осмотр места происшествия указанной категории преступлений обусловлен разнообразием и сложностью обнаруженных объектов. Кроме того, к данному следственному действию следует привлекать специалиста-автотехника, оперативных сотрудников, сотрудников дорожно-патрульной службы.
Как отмечено выше, результаты осмотра места ДТП имеют большое значение для назначения и производства судебной автотехнической экспертизы. Это характеризуется тем, что первоначально исследуются не только материальные объекты, но и исходные данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, как правило, влияющие на положительный результат производства. В связи с этим любые недостатки, допущенные в ходе данного следственного действия, могут отрицательно повлиять на результаты автотехнической экспертизы.
После поступления сообщения о ДТП сотрудники полиции, которые прибыли на место происшествия, как правило, это сотрудники ГИБДД, обязаны оказать первую помощь пострадавшим. Место, где произошло ДТП, должно быть ограждено специальными техническими средствами или лентой для сохранения следов и предметов, которые могут в дальнейшем повлиять на ход осмотра места происшествия и результаты судебных экспертиз. Имеющиеся следы транспортных средств, участвующих в происшествии, необходимо уберечь от различного вида воздействия, в частности от осадков в виде снега, дождя и т.п., без перемещения в другие места. Далее необходимо выявить очевидцев ДТП и выяснить их установочные данные. До прибытия следственно-оперативной группы рекомендуется находиться на месте.
Согласно следственной практике наряду с осмотром места происшествия проводится и следственный эксперимент, который дает возможность разрешить основные вопросы расследования (установление механизма ДТП, назначение экспертиз и др.). В связи с этим дальнейшее совершенствование правового регулирования следственного эксперимента, тактики и методики его производства является одним из актуальных вопросов современного уголовно-процессуального права и криминалистики. Следственные эксперименты, проводимые по уголовным делам о ДТП, позволяют установить конкретные обстоятельства каждого происшествия.
)жного движения -
На практике по уголовным делам о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств следственные эксперименты проводятся в большинстве случаев для установления механизма образования следов преступления [4]. Результаты следственного действия в ряде случаев являются единственным основанием для назначения автотехнической и иной экспертизы, а также условием правильного разрешения уголовного дела в целом.
По делам рассматриваемой категории следственный эксперимент проводится с целью определения скорости движения транспортного средства в момент ДТП. Данный показатель в большинстве случаев позволяет оценить степень виновности водителя. К производству следственного эксперимента стоит относиться ответственно. В ходе его планирования должен принимать участие руководитель следственного органа, так как любые недочеты и неправильное планирование могут привести к серьезным последствиям. Так, на практике имел место случай смертельного исхода участника при проведении следственного эксперимента ввиду неправильного расчета определенных действий без учета погодных условий.
В качестве примера, касающегося ответственности пешеходов, по вине которых произошло ДТП, приведем установленные на законодательном уровне правила, действующие в некоторых странах. Так, в случае наезда водителя на пешехода, если правоохранительными органами будет установлена именно вина последнего, он обязан возместить материальный ущерб (ремонт, лечение, выплаты страховым компаниям в порядке регресса). В случае смерти пешехода обязательства по возмещению причиненного вреда и понесенных расходов ложатся на его родственников. Введение данных норм носит в себе некую профилактическую направленность, так как, зная об ответственности за наступление последствий в результате нарушения правил дорожного движения, граждане будут допускать их гораздо реже.
В целях совершенствования работы в указанном направлении полагаем, что руководителям следственного органа необходимо стремиться к сокращению количества нераскрытых уголовных дел, а также к увеличению числа уголовных дел, направленных в суд, к уменьшению количества уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного следствия, а также организовать ежедневное заслушивание на оперативном совещании подчиненных следователей и разбор каждого уголовного дела с подготовкой плана работы. На уровне руководителей следует организовывать взаимодействие с органом дознания, инициируя еженедельные совместные совещания с целью планирования работы по отдельным материалам доследственной проверки и уголовным делам. Для качественного и своевременного исполнения поручений, направленных следователями в порядке ст. 38 УПК РФ органу дознания, руководителям следует лично заслушивать отчеты подчиненных о проделанной работе.
Для внедрения в практику положительного опыта расследования на постоянной основе необходимо осуществлять мониторинг преступлений и результатов расследования по всей Российской Федерации с дальнейшим доведением информации следователям в системе служебной подготовки, а также инициировать ежегодное обучение следователей в целях повышения квалификации.
Возвращаясь к вопросу профилактики, считаем необходимым кроме внесения представлений по уго-
ловным делам в порядке ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации в следственной практике активно применять немного иную форму профилактической работы - вносить обобщенные представления, основанные на изучении следственной практики по преступлениям, связанным с нарушением правил дорожного движения.
Список источников:
1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Никулин Е.Д., Сергунова А.С., Наумов С.Б., Царего-родцева Е.А., Князев А.С. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. 126 с.
2. Статистика ДТП в России за 2020 г. и прошлые периоды // URL: https://rosinfostat.ru/dtp (дата обращения: 20.02.2022).
3. Обобщение судебной практики рассмотрения судами Республики Тыва уголовных дел о преступлениях против безопас-
ности движения и эксплуатации транспорта в 2019 г. // URL:http:// www.vs.tva.sudrf.ru (дата обращения: 20.02.2022).
4. Драпкин Л.Я. Тактика следственных действий: учебно-практическое пособие. Екатеринбург. 2015. 133 с.
References:
1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A., Ermaganbetov A.S., Isaev M.M., Nikulin E.D., Sergunova A.S., Naumov S.B., Tsaregorodtseva E.A., Knyazev A.S. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». 2022. 126 p.
2. Statistics of road accidents in Russia for 2020 and past periods // URL: https://rosinfostat.ru/dtp (date of access: 20.02.2022).
3. Generalization of the judicial practice of consideration by the courts of the Republic of Tyva of criminal cases on crimes against traffic safety and operation of transport in 2019 // URL: http://www. vs.tva.sudrf.ru (date of access: 20.02.2022).
4. Drapkin L.Ya. Tactics of investigative actions: educational and practical. stipend. Yekaterinburg. 2015. 133 p.
Информация об авторах
Т.С. Соколова - старший преподаватель кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России Контакты: ул. Муксинова, д. 2, Уфа, Россия, 450103
О.Н. Дмитриев - заместитель начальника УГИБДДМВД по Республике Башкортостан Контакты: ул. проспект Октября, д. 147, Уфа, Россия, 450096
Information about the authors
T.S. Sokolova - Senior lecturer of the criminal procedure department of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Contacts: ul. Muksinova, d. 2, Ufa, Russia, 450103
O.N. Dmitriev - Deputy Head of the UGIBDD of the Ministry of Internal Affairs for the Republic of Bashkortostan Contacts: ul. prospekt Oktyabrya, d. 147, Ufa, Russia, 450096
Статья поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 16.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 16.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.