Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕРМАНИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
экономические преступления / Германия / Россия / международное сотрудничество / economic crimes / Germany / Russia / international cooperation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зинковская Дарья Викторовна

Статья посвящена анализу подходов противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности в Российской Федерации и Германии. Приведён анализ мер, осуществляемых сравниваемыми странами направленных на предупреждение экономических преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF COUNTERING ECONOMIC CRIMES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND GERMANY

The article is devoted to the analysis of approaches to combating crimes in the sphere of economic activity in the Russian Federation and Germany. An analysis of the measures taken by the compared countries aimed at preventing economic crimes is given.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕРМАНИИ»

А л Л<

УДК 340

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГЕРМАНИИ

SOME ASPECTS OF COUNTERING ECONOMIC CRIMES IN THE RUSSIAN FEDERATION AND GERMANY

© Зинковская Дарья Викторовна

Darya V. Zinkovskaya

магистрант кафедры уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

Master's student of the Department of Criminal, Environmental Law and Criminology, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).

И dariaviktorov@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу подходов противодействия преступлениям в сфере экономической деятельности в Российской Федерации и Германии. Приведён анализ мер, осуществляемых сравниваемыми странами направленных на предупреждение экономических преступлений.

Ключевые слова: экономические преступления, Германия, Россия, международное сотрудничество.

Abstract. The article is devoted to the analysis of approaches to combating crimes in the sphere of economic activity in the Russian Federation and Germany. An analysis of the measures taken by the compared countries aimed at preventing economic crimes is given.

Keywords: economic crimes, Germany, Russia, international cooperation.

в;

► современных условиях развинтил всех сфер общественной жизни формирующегося правового государства в России, которое, по мнению Ф. А. Вестова, (правовое государство) является, с одной стороны двигателем модернизационных процессов в государственном и общественном строительстве, а с другой является их индикатором в целях обеспечения стабильного политического и экономического развития [1]. Особо важным является модернизация экономической сферы, направленной на формирование сбалансированной системы отраслей в рамках хозяйствующего механизма Российского государства для обеспечения удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан России. Однако и в настоящее время отдельные граждане, используя возможности цифровых технологий, совершают противоправные действия, направленные на личное обогащение [2]. Данная категория преступлений наносит урон экономической безопасности государства, причиняет вред или создаёт

угрозу причинения вреда материальным интересам общества, личности и государства.

Согласно статистическим данным, опубликованным на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, за период с января по декабрь 2022 года на территории Саратовской области зарегистрировали - 1874, в Якутии - 699, в Камчатском крае - 257 преступления экономической направленности [3].

Экономические преступления в 2022 году зафиксированы в каждом субъекте Российской Федерации. Безусловно, проблема экономических преступлений свойственна не только Российской Федерации, она является острой для каждой страны. Экономические преступления наносят огромный ущерб обществу и государству. На сайте Statista опубликованы диаграммы, показывающие размер ущерба, причинённого экономической преступностью Германии с 2006 по 2021 год. В 2021 году экономическая преступность нанесла ущерб Германии примерно на 2,4 миллиарда евро [4].

Система противодействия, выявления, пресечения и расследований экономических преступлений в Российской Федерации является общеизвестной и привычной для нас.

Анализируя работы различных авторов, рассматривающих данную тематику, можно выделить ряд предложений по улучшению методов надзора и противодействия экономическим преступлениям. В научных работах ведутся споры о корректировке функций органов внутренних дел, о сужении и расширении их полномочий для более эффективной борьбы с экономическими преступлениями.

В рамках настоящей статьи рассмотрим зарубежный опыт борьбы с экономическим преступлениями. Полагаем, что обмен опытом между странами может способствовать выработке единых действенных подходов в противодействии экономическим преступлениям.

В 2021 году на официальном сайте Bundesministerium des Innern und für Heimat (Федеральное министерство внутренних дел и родины Германии) опубликовали отчёт о борьбе силовых структур с беловоротничковой (экономической) преступностью.

В данном отчёте примечателен тот факт, что несмотря на то, что с 2020 года в Германии увеличилось количество экономических преступлений, уровень их раскрываемости и пресечения вырос и равен почти на 90 процентам.

В год коронавирусной инфекции увеличилась преступность среди белых воротничков. Зафиксировали более чем 49 000 случаев экономически преступлений в Германии, что означает увеличение таких преступлений на 20 процентов по сравнению с предыдущим годом. Такой вывод следует из федерального отчёта о ситуации с беловоротничковой преступностью, опубликованного Федеральным управлением уголовной полиции.

В основном увеличение экономических преступлений связано с мошенничеством с субсидиями при экстренной помощи. Федеральный министр внутренних дел Bundesinnenminister Horst Seehofer в криминальной статистике отмечал, что в 2020 году беловоротничковая преступность нанесла ущерб в размере 3 миллиардов евро.

Несмотря на то, что экономические преступления в Германии отражаются в регулярно обновляемой полицейской статистике преступности, юридического определения беловорот-ничковой преступности в Германии не существует. Перечень экономических правонарушений отражён в разделе 74c Закона о Конституции судов, который определяет юрисдикцию палаты по борьбе с беловоротничковой преступностью и может дать представление о том, что такое беловоротничковая преступность [5]. Проанализировав закон о «Конституции судов», можно сделать вывод, что к явлениям белово-ротничковой преступности относятся следующие виды правонарушений:

- инвестиционные преступления;

- финансирование преступлений;

- банкротство;

- трудовые преступления;

SIS-I^'

- конкурентные преступления;

- преступления против здоровья.

Беловоротничковая преступность имеет свои особенности. Она регулярно наносит большую часть общего объёма ущерба от всех преступлений, зарегистрированных в полицейской статистике преступности (ПСП), что подчёркивает их значительное влияние.

Данные в ПСП могут лишь в ограниченной степени отражать фактические масштабы бело-воротничковой преступности. С одной стороны, это связано с тем, что в полицейской статистике не учитываются экономические преступления, которые расследовались непосредственно прокуратурой или налоговыми органами без участия полиции (например, трудовые преступления и мошенничество с субсидиями). С другой стороны, латентность обеспечивается интересами потерпевших, например, при вложении незаконных средств или боязни потери имиджа жертва экономического преступления не обращается в правоохранительные органы.

Можно выделить следующие уровни борьбы с экономическими преступлениями в Германии:

1) Центральные офисы Федерального управления уголовной полиции являются центральным офисом немецкой полиции. Они поддерживают федеральную полицию и полицию штатов при выполнении ими своих функций по предотвращению и преследованию уголовных преступлений транснационального, международного или другого важного значения. Все важные сообщения о преступлениях и правонарушителях, которые носят не только местный или региональный характер, отправляются в Центральные офисы и оцениваются там. Государственные учреждения немедленно информируются, если получена относящаяся к ним информация или установлены связи. Являясь центральным органом уголовной полиции Германии, он также координирует борьбу с преступностью на международном уровне. Центральный офис немецкой полиции отвечает за официальные отношения полиции с полицией и судебными органами, а также с другими государственными органами в других странах. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью очень важно и центральный офис полиции поддерживает тесные связи практически со всеми полицейскими управлениями по всему миру.

В рамках своих задач центрального ведомства и международного сотрудничества Федеральное управление уголовной полиции также несёт основную ответственность за бело-воротничковую преступность.

2) Задачи, выполняемые полицией в рамках расследований, обычно выполняются органами полиции в федеральных землях.

Федеральное управление уголовной полиции не несёт первоначальной ответственности за расследование. Тем не менее, Федеральному

управлению уголовной полиции может быть предложено провести полицейское расследование в отношении преступлений белых воротничков.

В силу принципа законности, правоохранительные органы обязаны начать расследование, как только им станет известно о подозрении в совершении уголовного преступления. Возможные уголовно-процессуальные меры охватывают большой спектр действий по пресечению экономических преступлений.

Органы уголовного преследования в Германии имеют следующие практические возможности для борьбы с беловоротничковой преступностью на национальном и международном уровнях:

- проведение открытых и тайных следственных действий, таких как слежка за телекоммуникациями, обыски, конфискация/охрана улик, допрос свидетелей, аресты (например, для предотвращения действий по сокрытию и уничтожению улик).

- осуществление мер по защите свидетелей, в том числе в рамках международного сотрудничества.

- использование осведомителей и соответствующие гарантии защиты их личности в уголовном процессе.

- проведение финансовых расследований в стране и за рубежом в отношении местонахождения активов, полученных преступным путём.

- целевой розыск и осуществление экстрадиционных мер при бегстве за границу.

- тесное сотрудничество с иностранными правоохранительными органами, например, путём создания/инициирования формирования совместных следственных групп (ССГ).

Эффективная борьба с беловоротничковой преступностью требует не только доверительного сотрудничества правоохранительных органов и бизнеса. Особое значение имеет личная ответственность коммерческих предприятий за предотвращение беловоротничковой преступности.

Компании также должны быть осведомлены о существующих криминальных рисках и опасностях и принимать соответствующие контрмеры.

Беловоротничковая преступность может затронуть любую компанию. Малые и средние компании, а также крупные компании. Они, как двигатель экономики с их огромной инновационной мощью, представляют собой привлекательную мишень для беловоротничковых преступников.

Компаниям угрожает не только ущерб от преступных действий извне.

Внутри компаний есть опасность, которую нельзя недооценивать, — сотрудники организаций. Согласно исследованию аудиторской компании (PWC совместно с Университетом Мартина Лютера Галле — Виттенберг) о беловоротничковой преступности за 2011 год, каждое второе преступление в Германии было совершено преступниками, выходцами из собственной компании (52%). в основном долгосрочные сотрудники [6].

Комплаенс - это комплекс инициатив, направленный на предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение корпоративной бизнес-этики, основанной на соблюдении буквы закона.

Большое значение здесь имеет область комплаенс и установка эффективных систем комплаенс.

Комплаенс включает в себя соблюдение законов и внутренних правил компании, а также установление правил поведения в компаниях. Поэтому каждая компания должна внедрить эффективную систему комплаенс, которая индивидуально адаптирована к её потребностям/ процессам.

Это необходимо для выявления рисков в компаниях, их минимизации с помощью соответствующих мер, выявления имевших место нарушений комплаенса и надлежащего реагирования в интересах компании.

Минимизация рисков позволяет компаниям повысить свою эффективность и результативность деятельности [4].

В Германии, наличие в компании системы противодействия экономическим преступлениям рассматривают как конкурентное преимущество, и при соответствующем сообщении, она представляет собой положительную рекламу для внешнего мира.

Нами было проведено исследование, в рамках которого мы сравнивали предложения частных фирм по борьбе с экономическими преступлениями в Российской Федерации и в Германии. Результат исследования, следующий:

В Российской Федерации, эксперты, работающие с экономическими преступлениями, предлагают набор следующих услуг: обеспечение защиты интересов подозреваемого во время предварительного следствия, подготовка к допросам, разработка стратегии защиты на судебном процессе, взаимодействие органами государственной власти и так далее. Таким образом, частные фирмы в России предлагают помощь на этапе, когда уже совершено экономическое преступление и привлечены государственные органы к рассмотрению и разрешению данной проблемы.

Немецкая фирма Bär & Karrer говорит о себе: «мы действуем от имени корпораций или частных лиц, независимо от того, находятся ли они под следствием органов прокуратуры или являются жертвами преступного поведения.

В последнем случае, когда это уместно, мы сосредотачиваем наши усилия на отслеживании/ замораживании и восстановлении активов, чтобы добиться возмещения ущерба» [7]. Такой перечень услуг схож с теми, которые предоставляют фирмы в России.

Но есть и отличающиеся предложения, которые не распространены в России. Так, адвокат Др. Клаудия В. Бруннер, отвечающая за область экономической криминалистики, лектор и руководитель проекта в Институте финансовых услуг Цуга и партнёр в Jositsch Brunner Rechtsanwälte предлагает разработку и внедрение механизмов поддержки совета директоров в выявлении возможной преступной деятельности [8].

Компания Karsten Munscheck предлагает механизмы создания корпоративной культуры, направленной на недопущение и предотвращение экономических преступлений. При подозрении о совершённом или готовящимся экономическом преступлении, можно привлечь междисциплинарные команды, в которые входят: бизнес-криминалист, экономист, ИТ-специалист, внутренние следователи и юристы [9].

Таким образом, это перечень услуг, которые направленны на предотвращение экономических преступлений в рамках конкретной фирмы без участия правоохранительных органов.

Главный вывод, который можно сделать, рассмотрев подходы России и Германии в противодействии экономическим преступлениям, заключается в том, что государственные механизмы реагирования на экономические преступления очень схожи. Правоохранительные органы имеют одинаковые цели и задачи при расследовании экономических преступлений, они осу-

sis-l^'

ществляют схожие оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, сталкиваются одинаковыми трудностями при осуществлении своей специальной деятельности. Однако основное отличие - противодействие экономическим преступлениям на уровне отдельных фирм. На наш взгляд, такой подход очень эффективен, он позволяет предотвращать экономические преступления, минимизировать ущерб от них и снимает часть нагрузки с правоохранительных органов. Полагаем, что разработка системы не государственной помощи в борьбе с экономическими преступлениями в России, положительно отразится на безопасности государства в целом и значительно сократит ущерб, причиняемый рассматриваемым видом преступлений. Такой подход будет способствовать реализации основных идей правового государства, когда «российский законодатель на федеральном и местном уровнях власти формулирует свою позицию по какому-либо конкретному правовому вопросу, то он сообразует свои формулировки и своё понимание их смысла с тем, что решением этого вопроса будет управлять именно правовое государство. А также с тем, что решение вопроса не должно навредить вере граждан в свои возможности и дальше сотрудничать с государственными институтами на почве права...» [10, с. 18-19]. Бесспорно, регламентация данной проблемы, позволит заинтересованным предпринимателям предупреждать возможность совершения экономических преступлений на своём предприятии и повышать имидж своей организации.

Материалы поступили в редакцию 23.08.2023 г.

Библиографический список (References)

1. Вестов, Ф. А. Правовое государство как критерий модернизации России / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Правовая культура. - 2013. - № 1 (14). - С. 052057. - ISSN 1992-5867.

2. Вестов, Ф. А. Уголовная политика по использованию возможностей цифровых технологий в противодействии мошенничеству / Ф. А. Вестов, Н. Р. Шамьенов. - Текст : непосредственный // Основы экономики, управления и права. - 2020.

- № 6 (25). - С. 53-57.

3. Показатели преступности России // Генеральная прокуратура Российской федерации. - URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/ activity/crimestat/ (дата обращения: 20.08.2023).

- Текст : электронный.

4. Schadenssumme durch Wirtschaftskriminalität in Deutschland von 2006 bis 2021. - URL: https://de.statista.com/statistik/daten/ studie/200605/umfrage/schadenssumme-durch-wirtschaftskriminalitaet-in-deutschland/ (дата

1. Vestov, F. A., Fast, O. F. (2013). Pravovoe gosudarstvo kak kriterij modernizacii Rossii [The rule of law as a criterion of modernization of Russia]. Pravovaja kul'tura. No. 1 (14). P. 052-057. ISSN 1992-5867.

2. Vestov, F. A., Sham'enov, N. R. (2020).

Ugolovnaja politika po ispol'zovaniju vozmozhnostej cifrovyh tehnologij v protivodejstvii moshennichestvu [Criminal policy on the use of digital technologies in countering fraud]. Osnovy jekonomiki, upravlenija iprava. No. 6 (25). P. 5357.

3. (2023). Pokazateli prestupnosti Rossii. General'naja prokuratura Rossijskoj federacii [Indicators of crime in Russia. The Prosecutor General's Office of the Russian Federation]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/ crimestat/ (accessed 20 August, 2023).

4. (2021). Schadenssumme durch Wirtschaftskriminalitat in Deutschland von 2006 bis 2021. URL: https://de.statista.com/statistik/ daten/studie/200605/umfrage/schadenssumme-

обращения: 20.08.2023). - Текст : электронный.

5. Майке Кульмер. Lage und Bekämpfung der Wirtschaftskriminalität aus Sicht des Bundeskriminalamtes. 4/13/Veko.

6. Engelhart, M. Sanktionierung von Unternehmen und Compliance - Eine rechtsvergleichende Analyse des Straf- und Ordnungswidrigkeitenrechts in Deutschland und den USA.2. Aufl. - Duncker & Humblot. Berlin (2012).

7. Bär & Karrer. Über uns. - URL: https:// www.baerkarrer.ch/de/ueber-uns/ (дата обращения: 20.08.2023). - Текст : электронный. 2020

8. Hochschule Luzern. Corporate Crime, Wirtschaftskriminalistik. 2020. -URL: https://hub.hslu.ch/economiccrime/die-verantwortung-des-verwaltungsrats-zur-verhinderung-von-wirtschaftskriminalitaet-im-unternehmen/ (дата обращения: 20.08.2023). - Текст : электронный.

9. Hochschule Fresenius. - URL: https:// www.hs-fresenius.de/pressemitteilung/ tatort-unternehmen-wie-kommt-man-wirtschaftskriminellen-auf-die-schliche/ (дата обращения: 20.08.2023). - Текст : электронный.

10. Вестов, Ф. А. Отдельные аспекты политических идей, реализуемых в правовом и социальном государстве / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Базис. - 2022. - № 1 (11). - С. 18-24. - ISSN 2587-8042.

durch-wirtschaftskriminalitaet-in-deutschland/ (accessed 20 August, 2023).

5. Majke Kul'mer. (2023). Lage und Bekämpfung der Wirtschaftskriminalität aus Sicht des Bundeskriminalamtes. 4/13/Veko.

6. Engelhart, M. (2012). Sanktionierung von Unternehmen und Compliance - Eine rechtsvergleichende Analyse des Straf- und Ordnungswidrigkeitenrechts in Deutschland und den USA.2. Aufl. Duncker & Humblot. Berlin.

7. (2020). Bär & Karrer. Über uns. URL: https:// www.baerkarrer.ch/de/ueber-uns/ (accessed 20 August, 2023).

8. Hochschule Luzern. (2020). Corporate Crime, Wirtschaftskriminalistik. URL: https:// hub.hslu.ch/economiccrime/die-verantwortung-des-verwaltungsrats-zur-verhinderung-von-wirtschaftskriminalitaet-im-unternehmen/ (accessed 20 August, 2023).

9. Hochschule Fresenius (2023). URL: https://www.hs-fresenius.de/pressemitteilung/ tatort-unternehmen-wie-kommt-man-wirtschaftskriminellen-auf-die-schliche/ (accessed 20 August, 2023).

10. Vestov, F. A., Fast, O. F. (2022). Otdel'nye aspekty politicheskih idej, realizuemyh v pravovom i social'nom gosudarstve [Some aspects of political ideas implemented in a legal and social state]. Basis. No. 1 (11). P. 18-24. ISSN 2587-8042.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.