Научная статья на тему 'Отдельные аспекты применения нормативно-правовых актов в строительстве'

Отдельные аспекты применения нормативно-правовых актов в строительстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПЛАН / КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаболкина Оксана Ивановна, Галкина Александра Сергеевна,

В данной статье рассмотрена проблема внедрения государством новых положений, актов и изменений как в Градостроительном кодексе, так и в нормативно-правовую базу Российской Федерации, что имеет свои последствия. Проанализированы характерные особенности новоиспеченных положений, которые оказывают влияние на компетентность и работу специалистов, а также на строительство в целом. На основе данного анализа были даны рекомендации, которые позволят избежать последствия, вызванные изменениями в строительных нормах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаболкина Оксана Ивановна, Галкина Александра Сергеевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты применения нормативно-правовых актов в строительстве»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 69.009

Шаболкина Оксана Ивановна

студент 3 курс ВолгГТУ г. Волгоград, РФ Email: schabolckina@yandex.ru Галкина Александра Сергеевна студент 2 курс ВолгГТУ Г. Волгоград, РФ Email: aleksandra.galckina@yandex.ru Научный руководитель: Бабалич Валентин Степанович

канд. тех. наук, доцент ВолгГТУ г. Волгоград, РФ Email: vbabalich@yandex.ru

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ

АКТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема внедрения государством новых положений, актов и изменений как в Градостроительном кодексе, так и в нормативно-правовую базу Российской Федерации, что имеет свои последствия. Проанализированы характерные особенности новоиспеченных положений, которые оказывают влияние на компетентность и работу специалистов, а также на строительство в целом. На основе данного анализа были даны рекомендации, которые позволят избежать последствия, вызванные изменениями в строительных нормах.

Ключевые слова:

градостроительный кодекс, нормативная база, градостроительный план, капитальное строительство, земельный участок.

Современная нормативная база Российской Федерации в строительной отрасли постоянно совершенствуется: ежегодно вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, действующие своды правил, принимаются новые нормативные акты для устранения административных барьеров. Государство упрощает порядок оформления недвижимости, например, в сфере индивидуального жилищного строительства, что должно существенно, положительно повлиять на решение жилищной проблемы в России. Однако существующая нормативно-правовая база и активное нормотворчество различных ведомств, зачастую со взаимными противоречиями и не увязанные с действующим законодательством, не обеспечивают эффективного функционирования органов местного самоуправления для решения жилищных нужд граждан и приводят к неоднозначным аспектам правоприменительной практики в этой сфере.

Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, неоднозначно трактуемые, нормативно-правовые акты. Так, в силу принятого федерального закона от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены существенные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Например, новой трактовкой статьи 51 Градостроительного кодекса, в части индивидуального жилищного строительства (ИЖС), законодатель существенно упростил систему оформления ИЖС, заменив получение разрешения на строительство (реконструкцию) уведомлением - о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС. Указанное положение исключает

необходимость изготовления градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), что означает отсутствие необходимости определения зоны застройки объекта капитального строительства и определения технической возможности подключения объекта ИЖС к сетям инженерно-технического обеспечения. Для получения разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома теперь достаточно указать отступы от границ участка до проектируемого объекта ИЖС, изобразив их схематично, и они не должны быть не менее предельных отступов для строительства объектов капитального строительства, утвержденных правилами землепользования и застройки органа местного самоуправления (ПЗЗ). Не рассматриваются теперь и противопожарные расстояния между близлежащими зданиями, что противоречит требованиям федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» и действующим сводам правил. Ведь имеет место сложившаяся застройка, то есть жилые дома, которые были построены до принятия ПЗЗ. Это означает, что если соседний жилой дом расположен на границе земельных участков с проектируемым объектом ИЖС, то противопожарный разрыв между домами сокращается и застройщик объекта ИЖС грубо нарушает противопожарные нормы и правила.

Данные нарушения порождают конфликтную ситуацию между собственниками земельных участков, так как противопожарные расстояния между объектами капитального строительства для проезда пожарной техники в случае пожара, уменьшаются до менее допустимых градостроительными нормами.

Вышеуказанный пример касается не только объектов ИЖС. Введенная в действие федеральным законом Э7Э-ФЗ от 03.07. 2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» статья 57.3. Градостроительного кодекса Российской Федерации определила порядок изготовления градостроительного плана земельного участка. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 741/пр от 25.04.2017 г. «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» была утверждена очередная форма ГПЗУ и порядок ее заполнения. Отметим особенности применения данной статьи на практике. При разработке чертежа ГПЗУ учитываются только предельные параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства (ОКС) и минимальные отступы от границ земельного участка. Зона застройки проектируемого ОКС определяется странным образом: не берется в учет близлежащая застройка, инженерные коммуникации, не учитываются высотные отметки окружающей местности. Зона застройки определяется только в границах застраиваемого земельного участка. Охранные зоны сетей инженерно-технического обеспечения теперь тоже не отображаются на чертеже ГПЗУ. Расположенные в границах земельного участка объекты капитального строительства тоже входят в зону застройки. Возникают определенные сложности привязки объект капитального строительства к существующей застройке без учета топографических материалов смежных земельных участков. Законодатель предусматривает изготовление проектной документации объекта капитального строительства на основании представленного заказчиком градостроительного плана земельного участка. Если раньше зона застройки ОКС определялась с учетом всех строительных норм и правил, которые считались обязательными к исполнению, и применялись ко всем окружающим объектам недвижимости и коммуникациям, то в настоящее время законодатель рассматривает только зону в границах координат земельного участка. Кроме противопожарных норм должны учитываться и нормы инсоляции, и санитарные нормы, и нормативная документация по благоустройству территории и многое другое. Всё градостроительное законодательство должно быть применено при разработке градостроительного плана земельного участка. Ранее в ГПЗУ указывались предполагаемые проектные характеристики будущего ОКС: размеры, площадь, объем, высотность проектируемого здания или сооружения, место его размещения в определяемой зоне застройки. Раздел «иные показатели» содержал подробное описание проектируемого объекта, предполагаемого вида деятельности, правоустанавливающих документов на земельный участок и его вида разрешенного использования. В новой утвержденной форме ГПЗУ данные показатели не указываются. В тексте ГПЗУ вообще не идет речь о проектируемом объекте капитального строительства.

К сожалению, в настоящее время многие проектировщики изготавливают проектную документацию, не выходя из кабинета, не рассматривая проектируемый объект на местности, без учета близлежащих зданий и окружающей топографии. Современная техника совершенствуется, существуют разные расчетные комплексы. Однако для проектирования объекта капитального строительства одним из главных документов градостроительного планирования является градостроительный план земельного участка, изготавливаемый, как правило, на топографической основе, выполненной кадастровым инженером. Поэтому считаю, что основы для проектирования ОКС должны быть отражены именно в этом документе. Проектировщик должен четко видеть и понимать, как определена зона застройки для будущего здания или сооружения. Исходя из этого, считаем, что при изготовлении ГПЗУ и определения зоны застройки необходимо руководствоваться не только правилами землепользования и застройки органа местного самоуправления, а всей действующей нормативно-правовой базой, применяемой при проектировании ОКС.

К сожалению, региональные контролирующие органы принимают именно такой порядок оформления градостроительного плана земельного участка и понимают его буквально. Толковать градостроительное законодательство можно по-разному. И именно от них органы местного самоуправления ждут подробных комментариев по вносимым изменениям в Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты и по применению этих изменений в работе отделов архитектуры. Ведь специалисты отделов архитектуры непосредственно работают с застройщиками. И при применении на практике градостроительного законодательства обнаруживается много ошибок и несоответствий. Комитет архитектуры и строительства должен тесно взаимодействовать с органами местного самоуправления. При этом акцент этого взаимодействия должен быть направлен не на контроль их функционирования, с многочисленными актами проверки и малоинформативными отчетами, а направлять их на эффективную работу с применением инженерных подходов, а не юридических.

Отдельно следует отметить тенденцию снижения уровня компетентности специалистов строительного комплекса, архитектуры и градостроительства, что связано с отсутствием их регулярного повышения квалификации, участием в тематических семинарах, обмена опытом.

Безусловным резервом повышения профессиональных компетенций является применение в градостроительной деятельности утвержденных Минтрудом профстандартов для специалистов. Указанное обстоятельство определенным образом, позволит резко снизить правовой нигилизм специалистов строительного комплекса, что, несомненно, скажется на параметрах качества, надежности и долговечности возводимых объектов.

Кардинальным образом изменило бы правоприменительную практику современной нормативной базы разработка и введение единого документа (свода правил), который отобразит в себе систему нормативных документов в строительстве, связанных между собой, и станет общим для применения в работе проектировщиками и строителями. При разработке СП или изменений в них следует, как можно шире использовать накопленный опыт территориальных строительных норм.

Немало важно издавать официальные разъяснения принятых нормативных актов от органов их утвердивших с целью правильного толкования норм и правил и исключения трактовки нормативных требований по своему усмотрению.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон № 340-ФЗ от 03.08.2018 г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";

2. Федеральный закон № 373-ФЗ от 03.07.2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;

3. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «О требованиях пожарной безопасности»;

4. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 741/пр от 25.04.2017 г. «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка

ее заполнения»;

5. Федеральный закон 190-ФЗ от 29.12.2004 г. «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

6. Бабалич, В.С. Краткий анализ современного состояния нормативной базы проектирования и строительства / В.С. Бабалич, Т.О. Воловик // Надёжность и долговечность строительных материалов, конструкций и оснований фундаментов : материалы VI междунар. науч.-техн. конф. (г. Волгоград, 13-14 октября 2011 г.) / ВолгГАСУ. - Волгоград, 2011. - С. 34-38.

© Шаболкина О.И., Галкина А.С., 2019

УДК 694.142.5

Губайдуллина Алиса Шамилевна

студент, Уфимского государственного нефтяного университета,

Россия, г. Уфа E-mail: alisa.gubaydullina@bk.ru Хуснутдинов Рамзи Файзиевич научный руководитель, доцент, канд. тех. наук, Уфимский государственный нефтяной университет, Россия, г. Уфа

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ НОРМАТИВНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ОБЛАСТИ РАСЧЕТА НАГЕЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ДЕРЕВЯННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Аннотация

В данной статье я провожу сравнительный анализ нормативной Европейской и Российской технической документации в области расчета нагельных соединений деревянных конструкций.

Ключевые слова: Деревянные конструкции, нагели, нормативные документы.

Образец (рис 1.) изготовлен из стандартной древесины без пороков в зоне размещения нагелей и представляет собой симметричные двухсрезные нагельные соединения. Размещение нагелей в образце были соблюдены требованиям СП 64.13330.2017 [1], определяющих наименьшие допустимые расстояния Sl; S2;

Sз для предотвращения преждевременного скалывания и раскалывания древесины нагельных гнезд.

Исходные данные Sl=61 мм, S2=33 мм, Sз=27 мм ,а=37 мм, с=39 мм, dн=8 мм.

Рисунок 1 - Образец испытания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.