Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LAW / FEDERAL LAW / EDUCATION / LAWS / TRAINING / DISTANCE TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Видясова Ирина Георгиевна, Худойкина Татьяна Викторовна

В данной статье раскрывается правовое регулирование образовательной деятельности на федеральном уровне. Указываются существенные преимущества Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого в 2012 году. Выявляются проблемные аспекты, не позволяющие достаточно эффективно регулировать образовательную деятельность. Предлагаются перспективные пути решения выявленных в ходе исследования проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Видясова Ирина Георгиевна, Худойкина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ASPECTS OF LEGAL REGULATION EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article reveals the legal regulation of educational activities at the federal level. The essential advantages of the Federal Law “On Education in the Russian Federation”, adopted in 2012, are indicated. The problematic aspects are revealed that do not allow to regulate educational activities effectively enough. Prospective ways of solving the problems identified during the study are proposed.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

УДК 34:378 https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/32

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

©Видясова И. Г., ORCID: 0000-0002-8785-62IX, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Россия irinkawidjasowa@mail.ru ©Худойкина Т. В., ORCID: 0000-0001-9876-1438, д-р юрид. наук, Национальный

исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,

г. Саранск, Россия, thudoykina@mail.ru

SEPARATE ASPECTS OF LEGAL REGULATION EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

©Vidyasova I., ORCID: 0000-0002-8785-62IX, OgarevMordovia State University, Saransk, Russia, irinkawidjasowa@mail.ru ©Khudoikina T., ORCID: 0000-0001-9876-1438, Dr. habil., Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia

Аннотация. В данной статье раскрывается правовое регулирование образовательной деятельности на федеральном уровне. Указываются существенные преимущества Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого в 2012 году. Выявляются проблемные аспекты, не позволяющие достаточно эффективно регулировать образовательную деятельность. Предлагаются перспективные пути решения выявленных в ходе исследования проблем.

Abstract. This article reveals the legal regulation of educational activities at the federal level. The essential advantages of the Federal Law "On Education in the Russian Federation", adopted in 2012, are indicated. The problematic aspects are revealed that do not allow to regulate educational activities effectively enough. Prospective ways of solving the problems identified during the study are proposed.

Ключевые слова: закон, федеральный закон, образование, законодательство, обучение, дистанционные технологии, образовательная деятельность, правовое регулирование.

Keywords: law, federal law, education, laws, training, distance technologies, educational activities, legal regulation.

Сфера образования является одной из важнейших сфер общественной жизни для любого государства. Главным направлением образовательной политики в Российской Федерации является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Образовательные отношения отнесены к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предполагает наличие федерального законодательства об образовании и законодательства об образовании субъектов РФ. Федеральное законодательство в сфере образовательной деятельности представляет совокупность следующих законов и подзаконных актов: Конституция РФ от 12 декабря 1993

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

г., Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 7 мая 2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Постановление Правительства от 7 декабря 2020 г. №2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. №885/390 «О практической подготовке обучающихся» и др.

Регулирование образовательных отношений субъектами Российской Федерации реализуется посредством региональных законов. Примером реализации нормотворческой функции субъектов могут выступать: Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. №53-З «Об образовании в Республике Мордовия», Закон Саратовской области от 28 ноября 2013 г. №215-ЗСО «Об образовании в Саратовской области», Закон Курской области от 9 декабря 2013 г. №121-ЗКО «Об образовании в Курской области» и т.д.

Основная задача нормативных правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить каждого гражданина правом на качественное и доступное образование [5, с. 179].

Базовым законом, регулирующим сферу образования является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — закон об образовании) [1]. Необходимость его принятия в 2012 г. была вызвана тем, что Закон РФ «Об образовании» 1992 г. и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. были несовершенны, недостаточно конкретизированы [4, с. 61].

В законе об образовании 2012 г. закреплены:

- правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации;

- основные принципы государственной политики в сфере образования;

- правовой статус субъектов в сфере образования.

К преимуществам нового закона об образовании следует отнести:

- во-первых, появились положения, регламентирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования;

- во-вторых, содержатся нормы, регулирующие использование электронных и дистанционных образовательных технологий;

- в-третьих, новый закон содержит положение о внутренней структуре образовательной организации, требования к принимаемым организацией локальным актам;

- в-четвертых, в законе об образовании появились положения, посвященные вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

- в-пятых, в закон об образовании были включены положения, регулирующие правовой статус педагогических работников, прописаны академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников;

- в-шестых, вводится институт педагогической экспертизы нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обучения и воспитания;

- в-седьмых, закон об образовании предусматривает открытость образовательных организаций. Она проявляется в том, что каждая образовательная организация должна иметь свой сайт в Интернете и обязана размещать информацию, доступную для участников образовательных отношений.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

Закон об образовании позволил сделать более урегулированными и унифицированными правоотношения в сфере образовательной деятельности. Однако, есть определенные недостатки и проблемы, касающиеся отдельных аспектов правового регулирования.

Во-первых, закон об образовании должен был собрать все нормативные предписания, касающиеся регулирования образовательных отношений и включить в себя нормы, содержащиеся в отмененных законах. Однако, в новом законе некоторые правовые нормы были потеряны, особенно данная проблема затронула ступень высшего образования. В законе об образовании регулированию высшего образования посвящено всего 5 статей, в отмененном же Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. содержалось 34 статьи. Количественный и качественный анализы позволяют сделать вывод о том, что высшее образование недостаточно урегулировано.

Во-вторых, в 2020 году в период распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) возникли проблемы с правовым регулированием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В ст. 13 закона об образовании указано, что в образовательных программах применяются различные виды образовательных технологий, в том числе дистанционные образовательные технологии. Но в законе отсутствуют их классификация и определения, детальная регламентация.

Закон об образовании не определяет перечень специальностей образования и профессий, где не допускается дистанционное обучение, а ссылается на федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по осуществлению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Остаются не раскрытыми законодателем понятия электронных образовательных и информационных ресурсов в ст. 18.

Законом об образовании не урегулированы основные критерии для введения электронного обучения — в частности, временные рамки проведения занятий по образовательным предметам и контрольных мероприятий, механизмы контроля присутствия обучающихся. Возможно, необходимо расширить финансово-экономическое содержание закона в части дополнительных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов регионов [2, с. 56]. Речь идет, в частности, о финансировании: технического оснащения образовательных организаций для обеспечения электронного обучения; проведении семинаров, посвященных электронному обучению педагогов (чтобы они овладевали техническими навыками и эффективными методиками дистанционного образования); создания единой электронной платформы для дистанционного обучения, обеспечивающей конфиденциальность информации и сохранность персональных данных участников образовательного процесса [3, с. 248].

В-третьих, в соответствие с п. 1. ст. 46 «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам». Данный пункт фактически означает, что занятие педагогической деятельностью не предполагает получения педагогического образования. Возможно, следует пересмотреть данную норму и указать, что образование для занятия педагогической деятельностью должно быть педагогического профиля. И обучаться необходимо в специализированных учебных заведениях или на специализированных факультетах.

Несмотря на эти недостатки, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», занимая приоритетное положение среди нормативных правовых актов в сфере

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №2. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/63

образования, оказывает значительное влияние на развитие образовательного законодательства России. Период пандемии показал, как важны современные перемены в образовательных учреждениях. Возможно, стоит уточнить и дополнить статьи, посвященные регулированию высшего образования и детализировать статьи, касающиеся дистанционного образования. Думается, ясность и регламентированность законодательного регулирования образовательной деятельности позволят сохранить высокое качество обучения в России в условиях существующих и вновь появляющихся изменений в обществе.

Список литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (c изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53.

2. Глотов С. А. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности: учебное пособие. М.: Белый ветер, 2020. 186 с.

3. Худойкина Т. В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. №4. С. 248-250.

4. Цыбуленко З. И. Конституционные права граждан России: проблемы осуществления и гражданско-правовой защиты // Власть закона. 2014. №1. С. 61.

5. Шкатулла В. И. Образовательное право России: учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2015. 774 с.

References:

1. On education in the Russian Federation: Feder. Law of December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended and supplemented). Collected. legislation Ros. Federation. 2012. No. 53. Art. 7598. (in Russian).

2. Glotov, S. A. (2020). Normativno-pravovoe regulirovanie obrazovatel'noi deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Moscow. (in Russian).

3. Khudoikina, T. V. (2016). Formirovanie pravovoi kul'tury shkol'nikov. Sotsial'no-politicheskie nauki, (4), 248-250. (in Russian).

4. Tsybulenko, Z. I. (2014). Konstitutsionnye prava grazhdan Rossii: problemy osushchestvleniya i grazhdansko-pravovoi zashchity. Vlast' zakona, (1), 61. (in Russian).

5. Shkatulla, V. I. (2015). Obrazovatel'noe pravo Rossii: uchebnik dlya vuzov. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 22.12.2020 г. 28.12.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Видясова И. Г., Худойкина Т. В. Отдельные аспекты правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №2. С. 287-290. https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/32

Cite as (APA):

Vidyasova, I., & Khudoikina, T. (2021). Separate Aspects of Legal Regulation Educational Activities in the Russian Federation. Bulletin of Science and Practice, 7(2), 287-290. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/63/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.