УДК 347.637 DOI 10.51980/2686-939X_2022_2_37
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
SEPARATE SOCIAL WAYS OF PREVENTION VIOLENCE AGAINST JUVENILES
Климчук Максим Владимирович,
помощник судьи Советского районного суда (г. Красноярск),магистрант Юридического института Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
Ключевые слова:
несовершеннолетние, физическое насилие, предупреждение преступлений, борьба с алкоголизмом, популяризация здорового образа жизни.
В статье рассмотрена проблема насилия над детьми и общесоциальные способы его предупреждения. Автор предлагает комплекс мероприятий, прививающих нетерпимость к насилию в отношении детей. Предлагается популяризация здорового образа жизни и борьба с алкоголизмом как способы устранения криминогенных факторов, обуславливающих совершение насилия в отношение несовершеннолетних.
Keywords:
minors, physical violence, crime prevention, alcohol abuse treatment, popularization of healthy life style.
The article deals with the issue of violence against minors and social ways of its prevention. The author proposes system of activities leading to intolerance to a violence against minors. It is suggested that popularization of healthy life style and alcohol abuse treatment are the ways of eliminating criminal violence against minors.
Насилие над детьми - одна из самых острых проблем, представляющих угрозу развитию современного общества. Дети, являющиеся жертвами насилия, в будущем чаще проявляют склонность к насилию, а также попадают в группу риска становления жертвой насилия. Кроме того, насилие влияет и
на здоровье детей - помимо травм, полученных непосредственно от насилия, жертвы насилия чаще страдают от депрессии и различного рода зависимостей (например, алкоголь, курение). При этом «под насильственным преступлением допустимо понимать не только противоправное деяние, заключающееся в акте физического воздействия, но и деяние, состоящее в психическом принуждении. Соответственно, в криминологической доктрине традиционно под насильственной преступностью понимается совокупность деяний, сопряженных как с физическим, так и психическим насилием над личностью» [3, с. 63].
Насилию в отношении несовершеннолетних способствуют много факторов, поэтому борьба с ним должна носить комплексный характер. Одним из направлений профилактики насилия в отношении несовершеннолетних является так называемое «общесоциальное» предупреждение насилия, сущность которого заключается в проведении крупномасштабных мероприятий, направленных на позитивное развитие в обществе таких сфер, как социально-экономическая, политическая, духовная и нравственная. Данные мероприятия направлены на более глобальные цели и задачи, они воздействуют на минимизацию преступности опосредованно.
В действующих нормативных правовых актах различных уровней закреплена недопустимость физического насилия как в целом, так и в отношении детей. Статья 21 Конституции РФ устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. В соответствии со ст. 65 Семейного Кодекса РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Данные положения являются логическим продолжением международных правовых актов. Основополагающим актом в сфере защиты прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ст. 5 указанной декларации провозглашено, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Согласно принципу 9 Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г. ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Статья 19 Конвенции ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка» предусматривает, что государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия,
оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Указанные положения направлены на охрану и защиту ребенка от насилия, его прав, свобод и интересов. Главным образом они носят декларативный характер, устанавливая недопустимость применения насилия к несовершеннолетним. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что реализация данных положений происходит в условиях «либерализации уголовного закона» [4, с. 51].
Первое и главное направление работы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних - пропаганда недопустимости насилия в семье в отношении несовершеннолетних. Несмотря на большое количество действующих норм, запрещающих насилие в отношении несовершеннолетних, эта проблема стоит очень остро, поскольку в силу своего возраста дети не способны оказать сопротивление и постоять за себя, а также они не способны отличить и осознать факты совершения в их отношении преступных деяний со стороны взрослых. Взрослые, в свою очередь, в случае применения насилия не оценивают свое поведение как противоправное, считают насилие законным и допустимым способом наказания и воспитания.
Здесь можно и нужно использовать весь потенциал средств массовой информации (далее - СМИ): радио, телевидения, сети Интернет, печатных изданий, социальных сетей и др. В первую очередь необходимо воздействовать на правосознание взрослых. Нужно донести до них, что насилие и воспитание не должны пересекаться. Зачастую взрослые в силу недостаточных знаний о детской психологии не понимают, что с ребенком любого возраста можно и нужно договариваться, и не знают, как это делать, что в последствии и приводит к срывам и применению насилия. На наш взгляд, эффективным может быть распространение информации через образовательные учреждения посредством привлечения внимания к этому вопросу на родительских собраниях, распространения печатных материалов (брошюр), а также с помощью социальных сетей. Более того, оказать воздействие может и демонстрация в СМИ долгосрочных последствий применения физического насилия к детям. Далеко не каждый родитель осознает, что применение насилия к ребенку способствует повышению его криминогенного потенциала. Об этом можно и нужно говорить, освещая преступления, совершаемые взрослыми. Такое информационное воздействие заставит родителей задуматься и пересмотреть свои взгляды на насилие «в воспитательных целях».
Кроме того, в целях предотвращения насилия можно и нужно донести до ребенка, что применение насилия к нему не является нормой и не может быть следствием его плохого поведения. Каждый ребенок должен знать свои пра-
ва и их значение, а также способы их защиты (куда и к кому он может обратиться). Дети должны понимать, что безвыходных ситуаций не бывает, что государство защитит каждого ребенка. К этому процессу должны обязательно подключаться школы, разъясняя детям механизм защиты их прав на регулярной основе. Руководству образовательных учреждений, учителям и воспитателям, психологам следует быть внимательными по отношению к детям, обращать внимание на психическое и физическое состояние каждого конкретного ребенка, при необходимости принимать меры в рамках своей компетенции.
Помимо терпимости к насилию, есть еще один не менее значимый фактор совершения насилия в отношении несовершеннолетних. Важной нравственно-психологической характеристикой личности насильственных преступников является, как правило, пристрастие к спиртным напиткам или наркотикам. Нередки случаи, когда лица вне состояния алкогольного опьянения характеризуются положительно, а насилие совершают в состоянии алкогольного опьянения. В связи с этим необходима борьба с алкоголизмом и наркоманией.
Представляется, что популяризация здорового образа совместно с освещением в СМИ негативных последствий употребления алкоголя и наркотиков способна положительно повлиять на уровень алкогольной и наркотической зависимости населения и опосредованно снизить уровень насилия в состоянии алкогольного опьянения. Однако необходимо учитывать, что «даже при работе с условно благополучными социальными группами, например в ситуациях первичной профилактики, непрофессиональная антинаркотическая реклама может легко превратиться в пропаганду наркотических средств» [4, с. 100].
По нашему мнению, лучшим способом снизить потребление алкоголя станет личный пример первых лиц государства и медийных личностей. Например, если в преддверии новогодних праздников о полном отказе от алкоголя заявят первые лица государства, региональные и муниципальные чиновники, а также публичные и медийные персоны, это потенциально может снизить уровень потребления алкоголя отдельных категорий граждан, наиболее подверженных такому влиянию.
Кроме положительного примера, необходимы также регулярные напоминания и демонстрация негативных последствий употребления алкоголя.
Следует отметить, что благотворное влияние на уровень потребления алкоголя может оказать популяризация спорта и здорового образа жизни. В частности, различные массовые соревнования, забеги, заезды на лыжах, а также массовые бесплатные спортивные мероприятия опосредованно окажут влияние и снизят потребление алкоголя. Общегородские оздоровительные зарядки проводились в г. Красноярске в конце «нулевых» (по данным СМИ, удалось установить, что, как минимум, они проводились с 2004 по 2009 гг.) и имели широкое освещение в СМИ. В 2019 г. проект возродили, но популярность его была
заметно ниже, чем десятилетием ранее (500 человек за сезон вместо 5000 тысяч, по данным СМИ). Пандемия внесла коррективы, и зарядки вновь были возобновлены в 2021 г. Представляется, что данный проект способен положительно повлиять на популяризацию здорового образа жизни в городе.
Рассматривая проблему употребления алкоголя в свете предупреждения насилия, следует также обратить внимание на вновь принятый Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российский Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или итого токсического опьянения». Он устанавливает для регионов возможность создания медицинских учреждений, так называемых «вытрезвителей», для помощи гражданам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке. Порядок доставления таких лиц в медицинские или специализированные организации определен приказом МВД России от 13 апреля 2021 г. № 212 «Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции». При более детальном рассмотрении данного приказа обращает на себя внимание пункт 11, согласно которому доставление сотрудниками полиции лиц, находящихся в жилище в состоянии опьянения, осуществляется по письменному заявлению граждан, находящихся в жилище с таким лицом, при наличии основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу. Соответствующие изменения вышеназванным Федеральным законом были внесены и в п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». По нашему мнению, установление законодательно такой возможности снизит количество бытовых преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Согласно вышеуказанному приказу МВД России для доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения из жилища в специализированную медицинскую организацию, необходим вызов бригады скорой медицинской помощи, а также составление акта об этом. При принятии медицинскими работниками решения об отсутствии необходимости медицинской эвакуации лиц, находящихся в жилище в состоянии опьянения, или отказе таких лиц от медицинского вмешательства, они доставляются сотрудниками полиции в специализированные организации, а при наличии оснований для задержания - в территориальные органы МВД России, указанным лицам проводится медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии с установленными правилами.
Представляется, что данные меры способны предотвращать бытовое насилие в отношении несовершеннолетних при наличии непосредственной угрозы его совершения. Однако следует обратить внимание на то, что законом созданы условия для создания таких медицинских организаций на основе моделей государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства. В Красноярском крае таких организаций в настоящее время не создано. Региональным властям следовало бы использовать предоставленную законодателем возможность в целях профилактики негативных последствий употребления алкоголя.
Позитивной практикой по снижению уровня потребления алкоголя стало ограничение продажи алкоголя по времени суток. Статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания. В частности, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 до 8 часов по местному времени, за исключением некоторых случаев. Однако законодательством многих регионов в этом вопросе установлены дополнительные ограничения. Так, Законом Республики Дагестан от 29 апреля 2013 г. № 27 «Об установлении дополнительных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Дагестан» установлен запрет на продажу алкоголя с 20 до 10 часов, а также в мусульманский месяц Рамадан, в дни мусульманских праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также в дни проведения мероприятий, посвященных празднику последнего звонка, Дню защиты детей (1 июня), Дню молодежи (27 июня), Дню знаний (1 сентября). Подобные ограничения действуют и в других регионах РФ. Представляется, что распространение такой практики на другие регионы позволит существенно снизить уровень употребления алкоголя и обусловленного им насилия. Действительно, употребление алкоголя чаще происходит сразу после приобретения либо, как минимум, в день его приобретения. В случае возникновения спонтанного желания употребить алкоголь после наступления времени, когда его продажа уже запрещена, человек может отказаться от этого желания в силу нежелания заниматься поиском нелегальных способов его приобретения.
Отдельно следует затронуть меры, повышающие авторитет и ценности семьи в обществе. Как показывают результаты социологических мониторинговых исследований, «основными на современном этапе стали семейные и личностные ценности» [1, с. 98].
Итак, ранее было отмечено, что преступник по рассматриваемому виду общественно опасных деяний реже состоит в зарегистрированных брачных от-
ношениях, чем по другим категориям преступлений. Наличие семьи и зарегистрированного брака является значимым антикриминогенным фактором. В последнее время, несмотря на сложные экономические и политические условия, государство старается уделять больше внимания интересам семьи, материнства, детства и молодежи. Внесенные в 2020 г. изменения в Конституцию РФ подчеркивают значимость института семьи в современных российских реалиях. Так, согласно ст. 67.1 Конституции РФ «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному, физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения». Принятию поправок к Конституции РФ предшествовало Послание Президента РФ, которое начинается с признания комплекса серьезных детских проблем и огромной важности их решения. «Судьба России, ее историческая перспектива зависит от того, ... сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет, какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны и какие ценности будут для них опорой в жизни. Каждый наш шаг, новый закон, государственную программу мы должны оценивать прежде всего с точки зрения высшего национального приоритета - сбережения и приумножения народа России», - подчеркнул глава государства1.
Также в новой редакции Конституции РФ отдельным пунктом ст. 72 в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов введена «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях». Несомненно, вынесение защиты семьи и детства в отдельный пункт с последующей поддержкой государством семей с детьми окажет благотворное влияние на снижение уровня внутрисемейного насилия в отношении детей.
Таким образом, общесоциальное предупреждение насилия заключается в проведении крупномасштабных мероприятий в различных сферах жизни общества, которые опосредованно воздействуют на снижение уровня насилия в отношении несовершеннолетних, а также в реализации комплекса мероприятий, прививающих нетерпимость к насилию в отношении детей, пропаганде недопустимости насилия в семье в отношении несовершеннолетних, популяризации здорового образа жизни, на основе государственно-частного и муни-
1 Послание Президента Федеральному Собранию. 15 января 2020 г. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/62582 (дата обращения: 25.06.2022).
ципально-частного партнерства при открытии специализированных медицинских организаций для помощи лицам, имеющим алкогольную, наркотическую или токсическую зависимость, распространении практики ограничений продажи алкоголя в вечерние и утренние часы, а также в праздничные дни на большее число регионов страны. Проводя комплексную работу по профилактике насилия, совершаемого в отношении несовершеннолетних, создается почва для стабильного будущего нашего государства.
Библиографический список
1. Невирко, Д.Д. Особенности наркоситуации в субъектах Сибирского федерального округа и основные направления антинаркотической профилактической деятельности в современных условиях (по результатам социологических исследований) / Д.Д. Невирко, П.В. Тепляшин, С.А. Ступина // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2014. - № 4. - С. 96-105.
2. Сергиенко, А.С. О системе смысловой регуляции субъекта в контексте коррекционного воздействия на делинквентную личность / А.С. Сергиенко, П.В. Тепляшин // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - Красноярск : СибЮИ ФСКН России, 2016. - № 4. - С. 97-104.
3. Тепляшин, П.В. Насильственная женская преступность в сфере незаконного оборота наркотиков: методологические контуры / П.В. Тепляшин // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXV международной научно-практической конференции (7-8 апреля 2022 г.) : в 2 ч. / отв. ред. Д.В. Ким. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2022. -Ч. 2. - С. 62-64.
4. Уголовно-правовая политика в Российской Федерации : учебное пособие / С.М. Мальков [и др.]. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2020. - 72 с.