Hill
Khurshida Abzalova,
Acting associate professor of the Department of Criminal law and criminology of TSUL,
PhD in law khabzalova@gmail. com
GENERAL SOCIAL MEASURES TO PREVENT LIFE-THREATENING VIOLENCE
AGAINST MINORS IN THE FAMILY IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC
Abstract: In this article, the author analyzed the issues of prevention of life-threatening violence against minors, the adoption of a set of measures of a general social nature in the context of a pandemic. At the end of the article, the author justified the importance of taking economic, legal and social measures, developing a National strategy for the protection of motherhood and childhood in the Republic of Uzbekistan.
Key words: coronavirus, measures, prevention, life, health, violence, family, minors, state.
Хуршида Абзалова,
и.о. доцента кафедры "Уголовное право и криминология" Ташкентского государственного юридического университета, кандидат юридических наук khabzalova@gmail. com
ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОПАСНОГО ДЛЯ ЖИЗНИ НАСИЛИЯ ПРОТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ
ПАНДЕМИИ
Аннотация: в данной статье автор проанализировал вопросы предупреждения насилия, опасного для жизни, в отношении несовершеннолетних, принятия комплекса мер общесоциального характера в условиях пандемии. В конце статьи автор обосновал важность принятия экономических, правовых и социальных мер, разработки Национальной стратегии действий по защите материнства и детства в Республике Узбекистан.
Ключевые слова: коронавирус, меры, предупреждение, жизнь, здоровье, насилие, семья, несовершеннолетние, государство.
Хуршида Абзалова,
ТДЮУ "Жиноят хукуки ва криминология" кафедраси доценти в.б., юридик фанлар номзоди
Review of law sciences
ПАНДЕМИЯ ШАРОИТИДА ОИЛАДА ВОЯГА ЕТМАГАНЛАРГА ЦАРШИ ^АЁТ УЧУН ХАВФЛИ ЗУРЛИКНИ ОЛДИНИ ОЛИШНИНГ УМУМИЖТИМОИЙ
ЧОРАЛАРИ
Аннотация: мазкур мацолада муаллиф пандемия шароитида вояга етмаган шахсга нисбатан цаёт учун хавфли булган зурликнинг олдини олиш масалалари, умумижтимоий тусдаги чоралар мажмуини куриш тацлил этилган. Мацола сунггида муаллиф ицтисодий, цуцуций ва ижтимоий чоралар цуллаш лозимлигини, Узбекистон Республикасида оналик ва болаликни муцофаза цилиш буйича Миллий царакатлар стратегиясини ишлаб чицишни асослантирган.
Калит сузлар: коронавирус, чоралар, олдини олиш, цаёт, соглиц, зурлик, оила, вояга етмаган, давлат.
На сегодняшний день в условиях пандемии особую актуальность приобретают вопросы предупреждения насилия в семье. Сейчас миллиарды людей по всему миру из-за пандемии коронавируса остаются дома, проводят время в семейном кругу. Пребывание в замкнутом пространстве становится для многих тяжелым психологическим испытанием, в связи с чем повышает риск насилия в семье. Насилие в семье над несовершеннолетними детерминируется целым комплексом причин и условий, поэтому борьба с данным явлением должна носить комплексный характер.
В Республике Узбекистан положение семьи и детей должно рассматриваться как приоритетное направление государственной и общественной деятельности, как единая проблема, которую необходимо решать на всех уровнях государственной власти. С этой целью должны быть разработаны соответствующие экономические, политические, социальные концепции отношения государства и общества к институту семьи. На институте семьи, как показывает исследование, ярко отражаются сильные и слабые стороны государственной политики.
Стратегией действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в качестве приоритетной задачи указана дальнейшая реализация комплексных мер по укреплению здоровья семьи, охране материнства и детства, расширению доступа матерей и детей к качественным медицинским услугам, оказанию им специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, снижению младенческой и детской смертности [1].
В целях коренного совершенствования системы социальной реабилитации и адаптации, профилактики семейно-бытового насилия, а также с учетом задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах 2 июля 2018 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3827 «О мерах по совершенствованию системы социальной реабилитации и адаптации, а также профилактики семейно-бытового насилия». Постановлением указывается важность ранней профилактики семейных и межличностных конфликтов, депрессивных ситуаций, способных спровоцировать суицидальное поведение и другие случаи, негативно влияющие на духовно-нравственную атмосферу в обществе и семье, а также обеспечение активного участия широкой общественности в этом процессе; формирования эффективной системы взаимодействия государственных органов, в том числе с институтами гражданского общества, в налаживании системы социальной
реабилитации и адаптации, разрешении возникающих конфликтных ситуаций, в первую очередь семейно-бытовых; широкого привлечения институтов гражданского общества к ранней профилактике конфликтных ситуаций, совершенствованию системы социальной реабилитации и адаптации, прежде всего, посредством оказания адресной поддержки лицам и семьям из «группы риска» [2].
Как отмечает Ю.В.Зырьянова, под предупреждением насилия в отношении несовершеннолетних в данном исследовании понимается многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию его причин и условий и усиление антикриминогенных факторов [3].
Как и в целом система предупреждения преступлений, предупреждение насилия в семье над несовершеннолетними должно носить многоцелевой, многофункциональный, многосубъектный характер, отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, научности, справедливости.
Криминологическая наука предполагает различные классификации мер, направленных на предупреждение преступности, по различным основаниям: по уровню, по масштабу, по времени и др.
Стоит отметить, что предупреждение преступности, в том числе и в отношении несовершеннолетних в семьях, общесоциальными средствами осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих развитие общества в экономической, политической, духовной, семейно-бытовой и других сферах. Эти мероприятия преследуют гораздо более глобальные и широкие цели, чем борьба с преступностью, и не исчерпываются исключительно последним. Среди общесоциальных мер предупреждения насилия в семье над несовершеннолетними необходимо выделить следующие.
Экономические меры
Комплекс мер на данном уровне должен быть направлен на стабилизацию обстановки в экономической сфере и решение социальных проблем, повышение материального благосостояния семей и общества в целом, решение проблемы трудоустройства, снижения уровня безработицы, повышение уровня качества жизни, размера минимальной заработной платы и др. Государство и его субъекты должны проводить целенаправленную семейную политику, в том числе обеспечить достойное существование семей, имеющих несовершеннолетних членов, защитить детей, обеспечив соблюдение их прав и свобод.
Экономическая политика в контексте предупреждения внутрисемейного насилия в отношении несовершеннолетних должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение и реализацию следующих мер.
Меры, направленные на повышение уровня жизни людей, обеспечение реального прожиточного минимума для семей
Государство должно принять меры по упрощению процедуры получения молодыми семьями помощи по соответствующим программам. На современном этапе надо перейти к решению жилищного вопроса для более широких категорий граждан: молодых семей, специалистов социальной сферы, врачей, учителей, учёных, инженеров, принять меры по увеличению ввода доступного жилья эконом-класса, а также значительно расширить возможности аренды жилья. В ряде регионов уже идут пилотные проекты, на базе которых отрабатываются различные формы поддержки рынка арендного жилья. Такое жильё должно быть доступно для работающего человека.
Меры, направленные на обеспечение занятости населения
Анализ работы органов занятости и трудовых отношений показывает, что органы государственной власти на местах через центры занятости стараются выполнять государственную задачу по снижению социальной напряженности посредством развития гибкого рынка труда, повышения сбалансированности предложения рабочей силы и рабочих мест, предупреждения безработицы, повышения мобильности трудовых ресурсов. Иными словами, такой криминогенный фактор, как безработица, не остается за пределами внимания органов государственной власти. Однако в настоящее время, несмотря на все предпринимаемые меры, проблемным является вопрос трудоустройства лиц с образованием. Говоря об экономических мерах предупреждения, касающихся сферы занятости, применительно к теме исследования, следует отметить, что актуальным является вопрос занятости не только «родителей», но и «детей» (несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет). В данном случае занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время является социально полезной, предотвращает в ряде случаев развитие различных криминогенных ситуаций, когда несовершеннолетний, находясь дома, не зная, чем себя занять, может провоцировать совершение в отношении него преступления. Кроме того, занятость населения, пусть в небольшой степени, но способствует решению материальных проблем, стимулирует социально одобряемое поведение несовершеннолетнего и обеспечивает так или иначе организацию досуга молодежи.
Государственным органам следует направить свои усилия именно на привлечение к труду лиц с повышенной виктимностью, в том числе несовершеннолетних из «проблемных», малообеспеченных и неполных семей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов, на внутришкольном учете и др.
Социальные меры
К ним относятся меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований; устранение резкого социального расслоения общества; поддержку малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения; ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п [4]. Семья должна стать приоритетом социальной политики государства.
Как верно указано В.А.Мишота, «негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающие преобразования, проводимые в стране, прежде всего, ослабили семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь, здоровье детей, обеспечивающий их интеллектуальное и нравственное развитие» [6].
Необходима подготовка молодежи к вступлению в брак, к созданию семьи, обучение молодежи к разрешению конфликтов без насилия, начиная со школьной скамьи и др.
Государственная поддержка семей с детьми, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование мотивации к рождению детей на сегодняшний день является одним из направлений деятельности органов исполнительной власти Республики Узбекистан.
Меры, направленные на противодействие употреблению алкоголя, наркотиков, в том числе введение и «поддержание» жесткого контроля за реализацией данных товаров и выполнение соответствующих запретов
Как показывают исследования в странах СНГ, насильственные преступления в семье часто совершаются в состоянии алкогольного опьянения (наряду с алкогольным не исключается и наркотическое). В связи с чем необходима последовательная и настойчивая борьба с алкоголизмом и наркоманией.
Проведение антиалкогольной пропаганды предполагает информирование населения о тяжелых последствиях пьянства, формирование и воспитание сознания граждан, приобщение их к социальным, духовным ценностям и благам. Совершенно справедливо замечание Д.А.Шестакова, что антиалкогольная пропаганда должна адресоваться не только самим пьющим людям, но и членам их семей, а также любым семьям, имеющим детей. Такой подход позволяет включать семейный потенциал положительного воздействия на неблагополучную семью, осуществлять раннюю семейную профилактику алкоголизма молодежи [7].
Борьба с алкоголизмом и наркоманией способствовала бы снижению числа криминогенных факторов, способствующих возникновению конфликтных ситуаций. Давно доказано, что опьянение снимает ограничения и запреты, порождает агрессивное состояние, которое в некоторых случаях приводит к непоправимым последствиям.
Государству необходимо принять исчерпывающие меры, направленные на организацию антиалкогольной пропаганды в средствах массовой информации, расширить социальную рекламу, увеличить выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, наладить разработку и осуществлять популяризацию учебных программ, проводить широкое информирование населения о возможной опасности для жизни и здоровья людей в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией, о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие алкогольной продукции на здоровье человека, проводить пропаганду здорового образа жизни среди детей и молодежи, укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции, организовать разработку и реализацию мер антиалкогольной политики в местах работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости и др.
Правовые меры
Любые экономические и социальные мероприятия, чтобы стать достаточно эффективными для реального проведения в жизнь, должны не противоречить действующему законодательству. Закон должен стоять на страже физической неприкосновенности и достоинства любого человека, как взрослого, так и ребенка. Необходимо постоянное совершенствование законодательства, даже не нацеленного на предупреждение преступности прямо, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера (трудовых, семейных и т. д.), которые, будучи нормативно неупорядоченными, могут играть криминогенную роль [4]. Среди правовых мер, необходимость проведения которых назрела в настоящее время, можно выделить следующие.
Внесение изменений в действующее законодательство, необходимость ратифицировать и реализовывать «отдельные» международные акты, касающиеся прав ребенка, их обеспечения и защиты
В частности, необходимо, наконец, законодательно (в УК Республики Узбекистан, СК Республики Узбекистан) уточнить понятия, о которых на протяжении последних
десятилетий идет речь в научных исследованиях: «насилие», «жестокость», «жестокое обращение», «особая жестокость», «ребенок, находящийся в социально опасном положении либо в иной трудной жизненной ситуации» и др.
В части предупреждения внутрисемейного насилия важным элементом законодательного обеспечения прав детей является присоединение Республики Узбекистан к международным договорам и конвенциям, посвященным различным аспектам защиты прав детей, заключение международных договоров по этим вопросам и приведение законодательства Республики Узбекистан в соответствие с ними (например, ратификация Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, Европейской конвенции по осуществлению прав детей и др.). Принятие нормативно-правовых актов и соответствующих государственных программ, способствующих реализации интересов и прав детей, нормальному их развитию, поддержке института семьи как ячейки общества возможно на различных уровнях -государственном и региональном.
Назрела необходимость разработки и принятия Национальной стратегии действий по защите материнства и детства. В данной стратегии необходимо указать, что одной из самых опасных проблем является насилие над детьми, в частности насилие, опасное для жизни. Также следует указать на меры, направленные на предупреждение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей.
Основными задачами в данном направлении следует указать развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей, создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи правоохранительным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Также важное значение имеет правовая пропаганда, организация правового просвещения, распространение информации о правах ребенка и возможностях защиты данных прав. Несовершеннолетние не всегда понимают, что в отношении них совершаются преступления, родители и другие члены семьи, как бы странно это не звучало, в случае применения насилия не оценивают свое поведение как противоправное, считают насилие -способом наказания, разрядки, вполне «законным», возможным и допустимым [3]. В целом государство обязано создать в обществе атмосферу нетерпимости к притеснению и насилию в отношении несовершеннолетних, обеспечить защиту прав, свобод и законных интересов женщин от притеснения и насилия.
Таким образом, общесоциальные меры должны предусмотреть:
1. Предупреждение преступности, в том числе и в отношении несовершеннолетних в семьях, общесоциальными средствами осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий - принятие комплекса социальных, экономических и правовых мер.
2. Следует уделить внимание на развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей, создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности соответствующих учреждений.
3. Организацию правового воспитания, «искоренение» правового нигилизма и инфантилизма, формирование правовой культуры и в целом правосознания у граждан.
4. Необходимо быстрейшее принятие Национальной стратегии действий по защите материнства и детства в Республике Узбекистан, в которой будут отражены вопросы защиты детей от насилия.
Review of law sciences References:
1. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 7 fevralya 2017 goda № UP-4947 «O Strategii deystviy po dalneyshemu razvitiyu Respubliki Uzbekistan».
2. Postanovleniye Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 2 iyulya 2018 goda № PP-3827 «O merax po sovershenstvovaniyu sistemi sotsialnoy reabilitatsii i adaptatsii, a takje profilaktiki semeyno-bitovogo nasiliya»
3. Ziryanova Yu.V. Kriminologicheskaya xarakteristika nasiliya v otnoshenii nesovershennoletnix chlenov semi i yego preduprejdeniye (po materialam Yujno-Sibirskogo regiona): dis. ... k.yu.n.: 12.00.08. - M., 2017. - S 348.
4. Kriminologiya. Osobennaya chast: uchebnoye posobiye / pod obsh. red. V. Ya. Ribalskoy. Irkutsk: Izd-vo IGEA, 2011. - S 378.
5. Kriminologiya. Osobennaya chast: uchebnoye posobiye / pod obsh.red. V. Ya. Ribalskoy. Irkutsk: Izd-vo IGEA, 2015. - S 346.
6. Mishota V.A. Preduprejdeniye seksualnix prestupleniy protiv nesovershennoletnix: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. - M., 2000. - S 234.
7. Shestakov D. A. Semeynaya kriminologiya: Kriminofamilistika. - SPb., 2013. - S 246.