УДК 343.85
О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОРЫСТНО-НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
ON THE CONCEPT AND CONTENT OF GENERAL SOCIAL-BASED PREVENTION OF ACQUISITIVE AND VIOLENT CRIME
Леонтьева Юлия Вадимовна,
заместитель начальника научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела — начальник отделения (редакторское отделение) Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
Овчинко Оксана Аркадьевна,
преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
Ключевые слова:
грабежи, разбои, предупреждение пре ступности, общесоциальные меры.
В статье рассматриваются направления деятельности органов госу-дарственной власти и общественных организаций в сфере общесоциального предупреждения корыстно-насильственной преступности, в частности грабежей и разбоев. Делается вывод о том, что профилактика грабежей и разбоев есть многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на нейтрализацию и устранение причин и условий корыстно-насильственной преступности, осуществляемая в обществе безотносительно к отдельным сферам и отраслям хозяйственной деятельности.
Keywords:
robberies, armed robberies, crime
prevention, general social-based measures.
The activities of public authorities and organizations in the field of general social-based prevention of acquisitive and violent crime, in particular robberies and armed robberies are considered in the article. It is concluded that the prevention of robberies and armed robberies is a multi-level system of state and public activities aimed at neutralizing and eliminating the causes and condi-tions of acquisitive and violent crime, carried out in society re-gardless of particular economic spheres and sectors.
Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации, осложненная кризисными явлениями, сопровождающаяся искажением нравственных и культурных ценностей, чему во многом способствует современная интернет-культура и культивируемые современным обществом потребления приоритеты, а также тотальная безграмотность населения в плане знаний истории, литературы, языка своего государства на фоне отсутствия государственной идеологии привели к пониманию частью населения любого способа обогащения приемлемым с позиции силы. Широко освещаемые в последние годы коррупционные скандалы, когда лица, имеющие высокое положение в обществе, материально обеспеченные, оказывается, достигают этого путем не только незаконного обогащения, но зачастую физического устранения являющихся препятствием этому лиц, с неизбежностью порождают уверенность в том, что неправомерные способы обеспечения комфортного существования вполне допустимы в современном обществе. Все это не может не сказываться на выборе населением путей достижения своих целей, в том числе цели материального обеспечения, одним из которых является совершение преступлений.
Грабеж и разбой - преступления, входящие в блок корыстно-насильственных, являются особым криминальным явлением. При их совершении осуществляется не только посягательство на чужое имущество, но и наносится физический и во всех случаях психологический и моральный вред потерпевшим.
Анализ динамики преступной агрессии в России позволяет определить ее общее и абсолютное снижение в течение последних пяти лет. Что касается качественной составляющей анализируемых видов преступлений, здесь следует указать, что, несмотря на снижение как абсолютных цифр, так и удельного веса в общем числе зарегистрированных преступлений, в качественном отношении в последние годы происходит стабильное ухудшение в показателях. Так, в структуре анализируемых видов преступности растет удельный вес преступлений, совершаемых с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище. Кроме того, нельзя не указать на такое изменение качественной стороны анализируемых преступлений, как их групповое совершение в значительном количестве, что также позволяет говорить о повышении
их общественной опасности. Под-тверждением данного положения является и проведенный нами анализ опубликованных приговоров по ст. 161 и 162 УК РФ1.
Вообще, несколько отвлекаясь от статистических данных, укажем, что современные грабеж и разбой по качественным характеристиками все более сближаются, особенно четко это прослеживается в отношении грабежа, соединенного с насилием, и разбоя. Подтверждением подобного сближения можно указать тот факт, что многие уголовные законы зарубежных стран не разграничивают грабежи и разбои, относя их к единому виду насильственных преступлений. [3, с. 387-388] Так, «в законодательстве США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и многих других государств принято единое понимание насильственного завладения имуществом - «Robbery» (англ.), «Raub» (нем.), «Les vols violens» (фр.), которые можно перевести как грабеж, разбой или насильственная кража» [8].
Также исследователями отмечается, что лица, совершившие грабежи, устойчиво составляют 5-7% осужденных, находящихся в местах лишения свободы, разбои - 7-8%. [4, с. 94]
Предупреждение преступности, предполагающее целенаправленное воздействие на ее причинный комплекс, представляет собой важнейшую подструктуру противодействия преступности. [7] Вместе с тем единого закона о профилактике преступлений, насколько нам известно, нет ни в одной стране мира.
Предупреждение преступности в целом как система включает в себя комплекс мер общесоциального и специального характера, причем последние включают в себя меры, составляющие содержание уголовной политики, и меры криминологического предупреждения. [11, с. 5-12]
Направленность общесоциального предупреждения грабежей и разбоев состоит в укреплении и развитии имеющегося антикриминогенного потенциала общества, нейтрализации могущих перерасти в криминогенную мотивацию антиобщественных свойств личности у лиц с различными видами социально отклоняющегося поведения. Соответственно, объектом общесоциологической профилактики грабежей и разбоев является содержащая детерминанты данной преступности социальная среда. Меры данного предупреждения обеспечивают реализацию задач общесоциального характера и повседневную деятельность социальных институтов.
Содержание мер общесоциального предупреждения состоит в реализации укрепляющих антикриминогенный потенциал и общественную безопасность общегосударственных социально ориентированных программ. Субъектами реализации данных мер являются государственные органы Российской
1 Нами были изучены 42 приговора по делам изучаемой категории, опубликованных на сайтах: URL: https://rospravosudie.com; http://sudact.ru; http://судебныерешения.рф. Выбор изучаемых приговоров - случаен. Единственное условие - наличие в приговоре данных о подсудимом.
Федерации и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования, реализующие социальные программы, а также создаваемые при их содействии общественные организации, деятельность которых связана с реализацией общесоциальных программ в обществе.
В первую очередь, на наш взгляд, основу общесоциального воздействия должны составлять меры, направленные на снятие социальной напряженности в обществе. Данная задача во многом зависит от последовательного проведения политических и экономических преобразований, направленных на повышение благосостояния и духовной реализации граждан. Этому, в частности, будут способствовать преодоление безработицы, развитие социальной инфраструктуры городов, возрождения агропромышленного комплекса и улучшение качества жизни сельского населения, строительство жилья, возможность и доступность получения образования и т.д.
Здесь необходимо говорить об утверждении общечеловеческих ценностей, реализации принципов социальной справедливости и гуманизации, укреплении и развитии морально-нравственных основ человеческого общежития. При этом особо отметить работу по воспитанию в человеке совестливости, милосердия, сострадания, отвращения к распущенности и вседозволенности, нетерпимости к любым актам насилия, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма, привитие ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, возрождение утраченных традиций взаимопомощи. [5, с. 434-435] Кроме того, следует обратить внимание на нейтрализацию негативных последствий вынужденной миграции из села, ближнего зарубежья, зон экологического бедствия и национальных конфликтов.
Важнейшим фактором, направленным на нейтрализацию причинного комплекса грабежей и разбоев, выступают организационные и правовые барьеры распространения и пропаганды культа насилия. В связи с этим большое значение имеет вытеснение криминальной субкультуры за пределы духовной жизни общества. [2, с. 94] Необходимо отказаться от ее использования в официальных выступлениях, средствах массовой информации, информационных каналах, театре, рекламе, литературе и др. Этому в определенной мере будет способствовать активная поддержка здорового образа жизни населения, формирование государственной антиалкогольной политики, что позволит сузить круг лиц, втягивающихся в сферу идеологии криминального насилия.
Положительно скажется на профилактике преступности, в том числе грабежей и разбоев, преодоление правового нигилизма и усиление правового обучения граждан. Важно «приучить людей к тому, что жить по закону выгодно, прилично комфортно, это признак хорошего тона, культуры, интеллигентности. И, напротив, жить вопреки закону - позорно, аморально, небезопасно» [9, с. 28].
Сформированное правосознание позитивно отразится на понимании необходимости в правомерном поведении, солидарности с правовыми нормами, а также разрушение стереотипов всесилия преступности, несправедливости законов и безнаказанности за совершенные преступления. [10] Это позволит гражданам уметь правильно оценивать наиболее распространенные преступления, находить законные средства решения конфликтов и сформировать установку именно на законные средства разрешения конфликтов.
Не менее важное место в предупреждении грабежей и разбоев отведено укреплению антикриминогенного потенциала процесса социализации, поскольку личность охраняется не только различными нормами права, но и разветвленной системой социологических институтов.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на недопустимость отчуждения личности и семьи, что приобретает особую актуальность при учете доли лиц молодежного возраста, совершающих анализируемые деяния. Деятельность, связанная с коррекцией семьей социально-отклоняющегося поведения, в большей степени достигает позитивного результата и побуждает лицо к позитивному поведению. Меры позитивной семейной социализации связаны с отбором и контролем старшими членами семьи потока информации, формирующего мировоззрение подростков. [6, с. 350-351]
Важнейшей предпосылкой профилактики преступности, в частности грабежей и разбоев, является эффективность проводимой политики по борьбе с преступностью. В связи с этим очень актуально обратить внимание на совершенствование правоприменительной, в том числе и карательной практики.
В структуре правового воздействия на преступность особая роль отведена уголовному законодательству, тому, насколько уголовно-правые нормы реальны и достаточны, а также своевременно, полно и квалифицированно реализованы. Уголовно-правовое предупреждение означает использование арсенала принудительных мер (назначение и исполнение наказания, применение принудительных мер медицинского характера), возможность превентивного характера (устрашение уголовным наказанием, лишение физической возможности совершать преступление), а также воспитательное воздействие и исправление преступников.
В связи с этим в профилактике грабежей и разбоев необходимо обратить внимание на особую значимость уголовно-правовых и административно-правовых норм с двойной превенцией, так как при привлечении к ответственности устраняются причины и условия для совершения иных преступлений, в том числе грабежей и разбоев. Поэтому правоприменителю стоит в особенности обратить внимание на выявление и привлечение к ответственности лиц за незаконный оборот оружия (ст. 222, 222.1, 223-226 УК РФ), хулиганство и мелкое хулиганство (ст. 213 УК РФ, ст. 20.1 КоАП РФ), организацию либо содержание
притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ), незаконные продажу, передачу или изготовление пневматического оружия (ст. 20.10 КоАП РФ), пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12 КоАП РФ) и др.
Не менее важным средством в профилактике грабежей и разбоев является уголовное наказание, которое продолжает оставаться важнейшим правовым средством борьбы с преступлениями.
В настоящее время порой прослеживается лояльный подход судов к назначению наказания за грабежи и разбои. Так, при максимальной санкции за квалифицированный разбой (ч. 2 ст. 162 УК РФ) 10 лет лишения свободы реальное наказание, назначаемое судами по изученным приговорам, может составлять 2-4 года2 и даже быть условным3; по ч. 4 ст. 162 УК РФ (максимальный срок 15 лет) - 8-9 лет4. Мы вовсе не агитируем за поголовное назначение максимально возможного срока лишения свободы в любом случае, однако мотивы, которыми руководствовался суд при назначении наказания, не всегда понятны. Так, Беловский городской суд (Кемеровская область) трем обвиняемым, совершившим преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 111, п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ, назначил наказание по 7 лет условно5. Конечно, при назначении наказания суд учел наличие на иждивении несовершеннолетних детей и отсутствие судимостей, а также положительные характеристики подсудимых, сочтя совокупность смягчающих обстоятельств исключительной, однако обстоятельства совершенного деяния, на наш взгляд, все же требовали более адекватного наказания -трое мужчин в состоянии алкогольного опьянения ворвались в дом к пожилой женщине, выбив окна и выломав щеколду, требовали денег, избивая ее руками, ногами и металлическим ковшом, этим же ковшом ее изнасиловали - все эти издевательства повлекли смерть бабушки. Также вызывает ряд вопросов приговор Сосновоборского городского суда6 (Красноярский край) , которым не
2 Напр.: дело №1-246/2011 в отношении 4 лиц по ч. 2 ст. 162 УК РФ в совершении разбоя группой лиц. - URL: https://rospravosudie.com/court-aleksandrovskij-gorodskoj-sud-vladimirskaya-oblast-s/act-101086001; приговор от 19.01.2012 с изменениями в отношении осужденных Кацанкова Е.В. по ч. 2 ст. 162, п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, Мацута П.С. по ч. 2 ст. 162 УК РФ, Румянцева С.М. по ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 162 УК РФ. - URL: https://rospravosudie.com/court-sosnovoborskij-gorodskoj-sud-leningradskaya-oblast-s/ act-105103650; обвинительный приговор по ч. 2 ст. 162 УК РФ, дело № 1-320/12. URL: https://rospravosudie. com/court-oktyabrskij-rajonnyj-sud-g-krasnoyarska-krasnoyarskij-kraj-s/act-106688189.
3 Напр.: уголовное дело №1-505/2010 по ч. 2 ст. 162, ч.2 ст. 162 УК РФ. - URL: https://rospravosudie. com/court-cherepoveckij-gorodskoj-sud-vologodskaya-oblast-s/act-100063551.
4 Напр.: обвинительный приговор в отношении Хакимова А.Р., Мужагитова Ф.А., Давлетшина С.Г. по п.п. «а», «б» ч. 4 ст. 162, ч. 2 ст. 162 УК РФ. URL: https://rospravosudie.com/court-beloreckij-gorodskoj-sud-respublika-bashkortostan-s/act-101328613.
5 Приговор №1-114/2010;1-965/2009 1-19/2011 от 19.12.2011 по делу № 1-114/2010;1-965/2009. URL: http://sudact.ru/regular/doc/P5n1KeNhCWWt.
6 URL: https://rospravosudie.com/court-sosnovoborskij-gorodskoj-sud-krasnoyarskij-kraj-s/act-100379848.
работающему, ранее судимому подсудимому было назначено условное наказание за грабеж, совершенный в отношении несовершеннолетнего. Не совсем понятны мотивы, которыми руководствовался суд, придя к выводу о возможности исправления осужденного без изоляции от общества, коль уж изоляция от общества не смогла его исправить.
На наш взгляд, подобная практика назначения наказания ведет к тому, что закон теряет свою эффективность, так как применяется не в том объеме, который определен его содержанием. Необходимо отказаться от либерального подхода к назначению наказания за грабежи и особенно разбои, тем более квалифицированные, что, несомненно, скажется на совершенствовании правоприменительной практики и профилактике анализируемых деяний.
Важнейшей мерой в профилактике грабежей и разбоев выступает ужесточение контроля за оборотом оружия. Данные мероприятия возможны при создании препятствий к легализации деятельности конкретных преступных групп в сфере незаконного оборота оружия, вытеснении легализованных преступных групп из оружейного бизнеса, а также криминальных методов регулирования общественных отношений. [1, с. 122]
Таким образом, предупреждение грабежей и разбоев есть многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий корыстно-насильственной преступности.
Устранение либо нейтрализация причин, условий и других детерминант грабежей и разбоев общесоциального характера осуществляется безотносительно к отдельным отраслям и сферам хозяйственной деятельности.
Здесь можно выделить ряд направлений деятельности органов государственной власти:
- общая оптимизация социально-экономической обстановки в стране; устранение причин и условий, имеющих криминогенное влияние (в том числе алкоголизма, наркомании);
- решение проблем молодежного досуга, в том числе путем создания территориальных молодежных и подростковых клубов по интересам, спортивных секций;
- государственное урегулирование и финансирование вопросов культурно-массового и нравственно-идеологического воспитания молодежи;
- повышение правовой культуры населения и пропаганда законопослушного образа жизни, в том числе в средствах массовой информации;
- совершенствование законодательства, регламентирующего законный оборот оружия, усиление противодействия его незаконному обороту и интенсивное «разоружение» населения.
Библиографический список
1. Абызов, Р.М. Предупреждение незаконного оборота оружия : монография / Р.М. Абызов, В.П. Власов, С.Я. Лебедев. - Барнаул : БЮИ МВД РФ, 2002.
2. Глушкова, Е.М. Общесоциальный характер мер с профессиональной преступностью / Е.М. Глушкова // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия : Экономика и право. - 2016. - №6.
3. Колмаков, Д.А. Грабежи и разбои в уголовном законодательстве зарубежных стран / Д.А. Колмаков // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2011. - №12. - Т. 104.
4. Коробицина, Т.В. Структура аутоагрессивного поведения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы в Красноярском крае / Т.В. Коробицина, М.А. Березовская, Е.Г. Находкин // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2016. - №4.
5. Криминология / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : НИЦ ИНФРА-М, 2015.
6. Криминология / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.
7. Лопатин, А.А. Стратегия обеспечения криминологической безопасности личности, общества и государства и ее реализация органами внутренних дел : монография / А.А. Лопатин; под ред. С.Я. Лебедева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
8. Лунеев, В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции: мировой криминологический анализ / В.В. Лунеев. - М. : Волтерс Клувер, 2005. - URL: http://lawbook.org.ua/biblioteka/download/12-ugolovnoe-pravo-i-kriminologiya/l4l3-al459.
9. Матузов, Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни / Н.И. Матузов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012. - №4(87).
10. Новиков, В.С. Правовой нигилизм: проблемы и пути преодоления : учебно-методическое пособие / В.С. Новиков. - М., 2016. - URL: https://multiurok. ru/novikovvs/files/pravovoi-nighilizm-probliemy-i-puti-prieodolieniia-uchiebno-mietodichieskoie-posobiie.html.
11. Шеслер, А.В. Уголовно-правовая политика и ее реализация / А.В. Шеслер, С.М. Мальков. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2002.