МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
01.09.2013) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.11.2015).
2. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.11.2015).
3.Медиация в сфере исполнительного производства или на вооружении новые методы работы [Электронный ресурс] // Федеральная служба судебных приставов России [Офиц. сайт]. URL: http://fssprf.ru/news/133210-mediatsiya-v-sfere-ispolnitelnogo.html (дата обращения: 29.11.2015).
© Лукьянчикова Е.Ф., Верещагина Е.А., 2016
УДК 342
Н.К. Маматазизова
к.ю.н., доцент Академии МВД КР г. Бишкек, Кыргызская Республика
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОДЕКСА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
В статье делается критический анализ отдельных аспектов Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности.
Ключевые слова
Административное право, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности,
административные правонарушения.
Развитие науки и отрасли административного права за последние два десятилетия в Кыргызстане претерпело кардинальные изменения. Теория и законодательство о государственном управлении стало развиваться в соответствии с тенденциями построения и развития независимого государства.
Рыночные инструменты серьезно потеснили старую систему государственного управления, внедрив более гибкие инструменты регулирования, поставив государство в один ряд с иными собственниками и хозяйствующими субъектами.
Появились новые институты административного права, такие как институт государственных услуг. На развитие административного законодательства все большее влияние оказывают финансовые интересы государства. Административные методы и основания из применения все больше подстраиваются под экономические обстоятельства, чему примером является современная политика привлечения иностранных инвестиций, или политика развития собственных внутренних ресурсов зарабатывания денег (местный туризм, сфера услуг и пр.)
Определенной константой в кардинальной реформе административного права продолжает оставаться институт административной ответственности.
В условиях развитого рынка, государственное принуждение продолжает оставаться эффективным инструментом обеспечения законности. И в системе юридической ответственности важное место продолжает занимать институт административной ответственности.
Что особо важно в современных экономических отношениях, где важную роль играет деятельность юридических лиц и предпринимателей как основных субъектов товарных, финансовых, производственных и иных отношений. Вместе с тем, они и становятся одним из непосредственных субъектов административных
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
правонарушений. При этом административная ответственность продолжает оставаться единственным способом принудительного характера в обеспечении соблюдения законов юридическими лицами.
Следует вспомнить о том, что институт административной ответственности присущ странам постсоветского пространства как наследие советского периода. Если заглядывать в еще более ранний период, то в начале XIX века еще в царской России произошло разграничение «предметного обособления государственного права, уголовного права и других новых отраслей, промежуточный этап развития института маловажных преступлений завершился их формальным выделением в самостоятельный вид уголовно-правовых деликтов (проступков)».
Разграничение правонарушений на значительные и малозначительные стало основой разграничения уголовного и административно-деликатного права. Этот принцип сохранен и по сей день. Этот же принцип лег в основу формирования нового доселе института - уголовного проступка.
Отечественное административно-деликтное законодательство имеет достаточно эффективную практику кодифицирования. Кодекс КР об административной ответственности от 4 августа 1998 года продолжает традиции раннего законодательства.
Вместе с тем, проведенные в 2015 году реформы кодификации юридической ответственности привели к разграничиванию преступления, проступка и правонарушения.
Новое законодательство Кыргызстана внесло серьезные коррективы в понимание и разграничение уголовных преступлений и административных правонарушений. Это стало возможным благодаря разработке такого понятия как проступок, которые были систематизированы в зависимости от тяжести причиненного ущерба и получили свое закрепление в отдельном Кодексе о проступках. То есть в основном это бывшие преступления небольшой тяжести. Вместе с тем, из Кодекса об административной ответственности в Кодекс о проступках было передано 33 статьи.
Уголовный Кодекс Республики Казахстан трактует проступок как «по которым признается совершенное субъектом виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или создающее угрозу его причинения личности, обществу или государству, наказание за которое предусмотрено Кодексом».
При этом со временем трансформируется понятие административного нарушения. Природа административной ответственности это ответственность чиновника за свои деяния перед обществом. Это иски частных лиц к должностным лицам государственных или муниципальных органов на предмет их незаконных действий.
Сегодня ученые административисты вынуждены начать формировать концепцию современного отечественного административного деликатного права. Начинается критическое осмысление и концептуальное уточнение норм КоАО КР видов, характеристик, пределов и сфер применения административных санкций. Следует отметить, что разработчики норм особенной части КоАО КР придерживались старой схемы систематизации, разделяя их по объекту правонарушения, но при этом нужно помнить и о том, что КоАО КР был принят в начале 90х годов и устарел как исторически, так и содержательно.
Профессор Л. Сыдыкова отмечает об уголовном законодательстве: «Прошло уже более 15 лет с тех пор, как начал действовать новый Уголовный кодекс. За это время стали понятны его положительные и отрицательные стороны. Ясно, что кодекс нужно совершенствовать, причем в корне. За последние годы столько поправок в него вносили, и многие из них совершенно непродуманные, что порой диву даешься! Создается впечатление, что идет какой-то конкурс на то, кто внесет больше изменений или дополнений в УК. Нет ни концепции, ни криминологической обоснованности их внесения»[1]. То тоже самое можно сказать и об административном законодательстве. Действительно, нет ни концепции ни ее обоснованности в отношении законодательства об административной ответственности Кыргызской Республики.
Особо на наш взгляд, следует остановиться на вопросах систематизации действующего законодательства об административной ответственности Кыргызской Республики.
В теории административного права определено, что объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности[2]. Специфика объекта
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
правонарушении определена тем, что это общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права и охраняемые нормами законодательства об административных правонарушениях.
КоАО КР разграничивает правонарушения в соответствии с родовым объектом, который представляет собой определенный круг односторонних общественных отношений или ценностей, охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта.
Действующее законодательство определило 31 вид родовых объектов, которые затрагивают и сферу защиты прав и свобод граждан в различных видах отношений, сферы государственной собственности, охрану окружающей среды, сельское хозяйство, связь, торговлю, финансовый сектор и прочее.
C одной стороны, такая точная систематизация позволяет пользователям кодекса с учетом специфики того или иного правонарушения быстро ориентироваться в документе. Конечно понятно, что в данный документ постоянно вносились изменения и дополнения, вызванные так называемыми «производственными необходимостями». Однако, нагромождение глав особенной части КоАО КР не выдерживают никакой критики.
Так, например, Глава 9 Административные правонарушения в сфере социального страхования и Глава 24-1Административные правонарушения в сфере аудиторской, лотерейной, страховой деятельности, деятельности негосударственных пенсионных фондов, компаний, управляющих пенсионными активами, на наш взгляд, перекликаются, о чем можно судить и по анализу составов правонарушений Главы 9. Статьи главы 9 могли бы быть продолжением Главы 8 КоАО Административные правонарушения, посягающие на охрану труда и социальную защиту граждан, так как по своему содержанию социальное страхование является составной частью социальной защиты населения.
Еще одним немаловажным, на наш взгляд, недостатком КоАО, является содержание статей Главы 7. Административные правонарушения, посягающие на права и свободы граждан в котором из 38 статей первые 16 относятся непосредственно к правонарушениям в области избирательного права, организации и проведения предвыборной агитации, голосования, обнародования результатов и прочих процедур проведения выборов в Кыргызстане. Действительно, волеизъявление граждан на выборах является важнейшим правом граждан КР в комплексе политических прав. Однако, на наш взгляд, то, что статьи касаются больше нарушения процессуальных аспектов проведения выборов, то эти статьи нужно объединить в отдельный раздел Нарушения выборного законодательства КР. Тогда как в данном разделе относительно прав граждан возможно оставить статьи о не предоставлении гражданам возможности голосовать либо объективных сведении о кандидатах. То есть в данном случае, законодатель завуалировал интересы выборного законодательства под права граждан.
Дальнейший анализ показывает отсутствие в Кодексе должного научного подхода к систематизации.
Охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления все это бессистемно раскидано в особенной части Кодекса. Так, между Главами 7 Административные правонарушения, посягающие на права и свободы граждан и Главой 10 Административные правонарушения, посягающие на охрану здоровья граждан законодатель «вставил» Главу 9 Административные правонарушения в сфере социального страхования и Главу 9-1 Административные правонарушения в сфере учетно-бухгалтерской деятельности. Вместе с тем, в кодексе нет более никаких разделов касающихся иных прав граждан, например в социальной сфере, в сфере охраны трудовых прав, в семейно бытовых правоотношениях и прочее. Вместе с тем, целесообразно было бы выделить отдельную главу о правонарушениях по правам личности, как например, это сделано в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях 2014 года.
Особо следует отметить и то, что в Кодексе отсутствует раздел по вопросам защиты прав несовершеннолетних, тогда как именно данный вопрос наиболее активно муссируется в современном обществе, выявлены серьезные нарушения прав детей, их социальной защиты и прочее.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Вместе с тем, существующее содержание Кодекса показывает то, что в его содержании отдается предпочтение охране установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления.
Само содержание КоАО КР показывает его моральное несоответствие. Он конечно позволяет разрешать вопросы при совершении противоправных действии, однако, объективно назревает необходимость принятия нового кодекса, соответствующим современным тенденциям и преобразованиям в сфере юридической ответственности. Институт административной ответственности будет продолжать оставаться весьма значимым и будет разрешать вопросы наказания за совершение противоправных деянии, которые не могут оставаться безнаказанными, тем более что число сфер таких правоотношении постоянно нарастает, например сферы информационной безопасности и пр.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что административная ответственность за правонарушения представляет собой довольно многоаспектное и сложное явление и может рассматриваться как совокупность урегулированных нормами административного права отношений, которые направлены на исполнение субъектами обязанностей, возложенных на них обязанностей. Список использованной литературы:
1. Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000235.
2. Москаленко Д.В. К вопросу об административной ответственности правонарушения в финансовой сфере // http://nauchforum.ru/node/2532
3. Сыдыкова Л.Ч. Мы четко разграничили преступления и проступки //http://www.vb.kg/doc/289407_leyla_sydykova:_my_chetko_razgranichili_prestypleniia_i_prostypki.html.
© Маматазизова Н. К., 2016
УДК 347.97/.99
Л.В. Мандриева
Магистрант
Факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Г. Ростов - на - Дону, Российская Федерация
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ: ПРОБЛЕМЫ И
СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
Чтобы исследовать механизм и проблематику реализации функций судебной власти в РФ, следует обратиться к наиболее важной функции судебной власти - защите и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, выделить структурные элементы правового статуса личности, познать особенности их реализации и взаимодействия. Вообще проблематику реализации функций судебной власти в РФ предлагается рассмотреть именно на примере данной основополагающей функции.
Вопросы реализации правового статуса, его структурных элементов обычно рассматриваются в контексте механизма правового регулирования общественных отношений, в частности, такого его аспекта, как реализация правовых норм.
Ключевые слова
Судебная власть. Функции судебной власти. Права и свободы. Статус личности.
Проблема реализации норм права исследована в юридической литературе с позиций различия форм