Научная статья на тему 'Отдельные аспекты использования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений'

Отдельные аспекты использования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Безопасный город» / раскрытие преступлений / камеры видеонаблюдения / оперативные подразделения / оперативно-розыскная деятельность / «Safe city» / crime detection / CCTV cameras / operational units / operational investigative activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Александрович Кузьмин, Татьяна Николаевна Кузьмина

Исследуются вопросы использования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений. Раскрывается сущность системы АПК «Безопасный город» применительно к целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, ее развитии и современных возможностях в борьбе с преступностью; приводятся данные о раскрытии преступлений с использованием системы АПК «Безопасный город» в г. Москве. Анализируется практика деятельности оперативных сотрудников ГУ МВД России по г. Москве по использованию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николай Александрович Кузьмин, Татьяна Николаевна Кузьмина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain aspects of the use of hardware and software complex «Safe City» in crime detection

The issues of using hardware-software complex «Safe City» in crime detection are studied. The essence of the system APK «Safe City», in relation to the goals and objectives of operational and investigative activities, its development and modern capabilities in the fight against crime is disclosed; the data on the detection of crimes using the system APK «Safe City» in Moscow are given. The practice of operational officers of the Main Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow on the use of hardware and software complex «Safe City» in solving crimes is analyzed.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты использования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 343.7

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-135-139 EDN: https://elibrary.ru/ylpxaz NIION: 2003-0059-5/23-793 MOSURED: 77/27-003-2023-05-992

Отдельные аспекты использования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений

Николай Александрович Кузьмин1, Татьяна Николаевна Кузьмина2

'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

'■2 kyzminn80@mail.ru

Аннотация. Исследуются вопросы использования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений. Раскрывается сущность системы АПК «Безопасный город» применительно к целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, ее развитии и современных возможностях в борьбе с преступностью; приводятся данные о раскрытии преступлений с использованием системы АПК «Безопасный город» в г. Москве. Анализируется практика деятельности оперативных сотрудников ГУ МВД России по г. Москве по использованию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений.

Ключевые слова: «Безопасный город», раскрытие преступлений, камеры видеонаблюдения, оперативные подразделения, оперативно-розыскная деятельность

Для цитирования: Кузьмин Н. А., Кузьмина Т. Н. Отдельные аспекты использования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2023. N° 5. С. 135139. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-135-139. EDN: YLPXAZ.

Original article

Certain aspects of the use of hardware and software complex «Safe City» in crime detection

Nikolay A. Kuzmin1, Tatiana N. Kuzmina2

'■2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

'•2 kyzminn80@mail.ru

Abstract. The issues of using hardware-software complex «Safe City» in crime detection are studied. The essence of the system APK «Safe City», in relation to the goals and objectives of operational and investigative activities, its development and modern capabilities in the fight against crime is disclosed; the data on the detection of crimes using the system APK «Safe City» in Moscow are given. The practice of operational officers of the Main Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow on the use of hardware and software complex «Safe City» in solving crimes is analyzed.

Keywords: «Safe city», crime detection, CCTV cameras, operational units, operational investigative activities

For citation: Kuzmin N. A., Kuzmina T. N. Certain aspects of the use of hardware and software complex «Safe City» in crime detection. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5): 135-139. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-135-139. EDN: YLPXAZ.

В сегодняшних реалиях развития науки и техники все больший акцент при раскрытии преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел делается на использование современных технических средств и программных продуктов. Одним из таких средств является аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», который в совокупности с использованием ведомственных баз данных, открыл существенные перспективы по раскрытию преступлений, а также проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Флагманом в развитии аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в нашей стране является г. Москва и поэтому основные аспекты его использования при раскрытии преступлений будут рассмотрены на примере данного мегаполиса.

В последние годы туризм стал одним из драйверов развития экономики г. Москвы. В этой связи остро встает вопрос обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, в зонах популярных туристических объектов.

© Кузьмин Н. А., Кузьмина Т. Н., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наряду с этим, стоит отметить, что в условиях глобализации наблюдается увеличение скорости миграционных потоков и перемещения граждан. Такие процессы представляются закономерным результатом политического, социокультурного и экономического развития современных городов. Это, в свою очередь, создает определенные угрозы безопасности города, ведет к обострению криминогенной обстановки, увеличению числа совершаемых преступлений, повышению уровня террористических угроз и т. д.

Следует отметить, что сегодня меняется структура преступности. В крупных городах растет количество мошенничеств и краж, совершаемых дистанционно. При этом способы дистанционного хищения средств с банковских карт и банкоматов становятся все более вариативными.

В этой связи, учитывая широкий спектр существующих возможностей АПК «Безопасный город», налаженную работу по включению в аппаратно-программный комплекс дополнительно камер видеонаблюдения коммерческих организаций, можно сделать вывод, что «Безопасный город» будет способствовать не только эффективному предупреждению, выявлению и раскрытию различного рода совершаемых на территории города преступлений общеуголовной направленности, но и позволит противодействовать обозначенным выше преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Заметим, что в г. Москве еще в 2001 г. появились первые камеры видеонаблюдения в многоквартирных жилых домах. Видео с камер поступало в Локальные центры мониторинга. В этих центрах располагались сотрудники, которые контролировали видеосигналы и выдавали архивы полиции.

Такое положение продолжалось до 2011 г. Реорганизация системы видеонаблюдения началась в 2011 г. с создания ядра централизованной системы видеонаблюдения.

На сегодняшний день существует Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в который входит государственная информационная система «Единый центр хранения данных» (далее — ГИС «ЕЦХД») [1], предусматривающая выполнение целого ряда мероприятий, направленных на контроль состояния инфраструктурных объектов; обеспечение безопасности транспортных средств; снижение количества право-

нарушений и криминогенных происшествий; прогнозирование опасных ситуаций; обеспечение безопасности граждан; оповещение населения в случаях чрезвычайных происшествий; определение мер по обеспечению безопасности; обеспечение порядка на дорогах; обеспечение межведомственного информационного взаимодействия.

Однако, в упомянутой выше Концепции ничего не говорится о том, что понимается под аппаратно-программным комплексом «Безопасный город».

Обратившись к другим источникам можно увидеть следующие взгляды на понятие АПК «Безопасный город». Так, в методических рекомендациях «АПК «Безопасный город» построение (развитие), внедрение и эксплуатация», утвержденных Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А. П. Чуп-рияном 22 февраля 2015 г. № 2-4-87-12-14 содержится определение АПК «Безопасный город». В нем констатируется, что АПК «Безопасный город» — это аппаратно-программный комплекс, включающий в себя системы автоматизации деятельности единой де-журно диспетчерской службы (далее — ЕДДС), муниципальных служб различных направлений, системы приема и обработки сообщений, системы обеспечения вызова экстренных и других муниципальных служб различных направлений деятельности, системы мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз, свойственных данному муниципальному образованию [2].

Однако, стоит подчеркнуть, что данное понятие выглядит весьма ограниченно, учитывая что оно охватывает в основном вопросы использования системы АПК «Безопасный город» силами МЧС России.

Весьма интересное определение АПК «Безопасный город» представлено в проекте Федерального закона «О единой системе обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности «Безопасный город». В нем аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (далее — АПК «Безопасный город») — определяется как совокупность государственных, муниципальных и иных информационных систем эр-гатического и эрготехнического характера в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности, действующие и создаваемые на федеральном уровне, в

JURISPRUDENCE

субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях [3].

Как можно увидеть приведенные определения АПК «Безопасный город» весьма отдаленно нацелены на решение задач оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями органов внутренних дел.

В этой связи будет уместно привести авторское определение аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», применительно к целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, под которым мы будем понимать, сложный технический комплекс, включающий в себя совокупность государственных, муниципальных и иных информационных систем, включая системы приема и обработки сообщений, системы мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз на территории муниципального образования, который направлен на решение конкретных задач в области обеспечения безопасности, а также на выявление, пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений.

Практика деятельности полиции в г. Москве показывает, что из года в год количество преступлений, раскрываемых с помощью АПК «Безопасный город» растет, и можно с уверенностью сказать, что при раскрытии большого количества преступления общеуголовной направленности АПК «Безопасный город» в той или иной степени используется оперативными сотрудниками.

Все это подтверждается весьма убедительными цифрами раскрытых с использованием АПК «Безопасный город» преступлений в г. Москве. Так, если в 2020 г. с использованием системы АПК «Безопасный город» было раскрыто 5085 преступлений [4], то в 2023 г. выступая на заседании коллегии столичной полиции по итогам работы за 2022 г., начальник ГУ МВД России по г. Москве генерал-лейтенант полиции О. А. Баранов озвучил, что в столице с помощью камер городского видеонаблюдения было раскрыто уже более 9 тыс. преступлений [5]. Как можно увидеть, рост числа раскрытых преступлений с использованием камер видеонаблюдения за два года составил более 40 %, и это при том, что при раскрытии большинства преступлений общеуголовной направленности камеры «Безопасного города» используются в той или иной степени.

Этому способствует постоянное совершенствование АПК «Безопасный город», включение в систему

высокотехнологичных камер, интеграцию камер Московской области и Санкт-Петербурга, объектов транспортной системы и камер коммерческих организаций.

Далее мы фрагментарно остановимся на отдельных вопросах использования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в раскрытии преступлений.

Важным аспектом является этап поступления информации о совершенном преступлении, на котором сотрудник, использующий АПК «Безопасный город», изучает обстоятельства происшествия, время и место его совершения, после чего определяется порядок работы и круг поиска, а именно в случаях если:

♦ преступление попало в зону обзора камеры «Единого центра хранения и обработки данных», то фактически объект либо объекты наблюдения изначально привязаны к конкретному месту, а также времени, и дальнейшая работа строится в порядке изучения маршрута движения преступников как до, так и после совершения преступления;

♦ место преступления не охватывалось зонами контроля систем видеонаблюдения, а тем более, если время его совершения не точно и имеет определенный период, то первичный этап работы сводится к установлению объекта наблюдения. Для этой цели определяется перечень камер, расположенных в непосредственной близости от места преступления, информация с которых подлежит изучению до установления имеющих значение событий.

Особую актуальность в раскрытии преступлений сегодня приобретает использование модулей видео аналитики. В этом контексте можно выделить два основных продукта:

♦ государственную автоматизированную информационную систему «Сфера», камеры видеонаблюдения которой расположены на входах и выходах со станций Московского метрополитена;

♦ модуль видеоаналитики подсистемы автоматической регистрации сценариев индексирования видеоинформации.

С учетом проведенной апробации использования камер видеонаблюдения с функцией видеоаналитики было установлено, что данные системы существенно упрощают и оптимизируют работу ГИС «Единый центр хранения данных», а именно:

♦ сокращают не менее чем в два раза время обработки видеоархива, не затрачивая время на просмотр участков видео, не имеющих событий;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ дают возможность просмотра, отождествления и мониторинга лиц при входе их в подъезды и метро.

Стоит отметить, что ранее таких возможностей у оперативных подразделений не имелось.

В настоящее время, помимо подъездных видеокамер, камер метрополитена, модуль видеоаналитики используется на уличных видеокамерах, установленных ДИТ г. Москвы на некоторых улицах центральной части города.

Эффективность работы по раскрытию преступлений с использованием систем видеонаблюдения повышается, если вместе с обозначенными возможностями используется сразу комплекс информационных ресурсов АПК «Безопасный город»: камеры ГИБДД, транспортные камеры, уличные камеры и камеры с функцией видео аналитики.

Так, анализируя практику деятельности оперативных сотрудников ГУ МВД России по г. Москве можно выделить наиболее типичный алгоритм действий.

Во-первых, с использованием камер видеонаблюдения, в том числе с функцией распознавания лиц, устанавливается фотоизображение преступника, место его фактического проживания, а в дальнейшем и личность.

Во-вторых, анализ архивной информации с камер видеонаблюдения позволяет уточнить нахождение преступника по адресу проживания.

В-третьих, камеры видеонаблюдения позволяют установить иных соучастников преступления и лиц, которые оказывали помощь преступнику.

В этой связи следует констатировать, что использование возможностей аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» органами внутренних дел позволяет достигать весьма эффективных результатов, которые способствуют раскрытию преступлений. К наиболее значимым из них следует отнести:

♦ выявление фактов и событий, предшествующих совершению преступлений, а также процесса подготовки к совершению преступлений;

♦ установление непосредственно обстоятельств совершения преступлений или правонарушений;

♦ подготовку транспортных средств к совершению преступных деяний;

♦ подготовку предметов, впоследствии явившихся орудиями преступлений, либо предметами преступных посягательств;

♦ подмену предполагаемыми преступниками государственных регистрационных знаков на транспортных средствах;

♦ встречи предполагаемых преступников;

♦ наблюдение предполагаемыми преступниками за объектами преступного посягательства;

♦ оставление или сокрытие подозреваемыми лицами похищенного, а также орудий преступления;

♦ мультимедийную информацию о внешности предполагаемых преступников;

♦ другие действия или события, находящиеся в причинно-следственной связи с преступлением.

Наряду с положительными моментами использования возможностей камер с функцией видеоаналитики, следует отметить и ряд проблемных моментов. Так, необходимо учитывать, что одним из существенных минусов указанной системы является короткий срок хранения видеоинформации. Общее количество видеоинформации в ГИС «ЕЦХД» имеет объем равный почти 20 векам, поэтому вопрос оптимизации работы с видеоархивами является приоритетным. Поэтому на сегодняшний день необходима работа для преобразования видеоархивов в метаданные, которые позволяют задавать условия для оптимизации поиска и сокращения времени отработки информации.

В заключение можно сделать вывод, что современная практика деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел показывает высокую эффективность использования АПК «Безопасный город» в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений, что позволяет не только установить лицо, совершившее преступление, обеспечить розыск скрывающихся преступников, но и получить соответствующую доказательственную базу, обеспечив тем самым неотвратимость наказания.

Список источников

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в который входит государственная информационная система «Единый центр хранения данных» // ЭПС «Система Гарант».

2. Методические рекомендации «АПК «Безопасный город» построение (развитие), внедрение и эксплуатация», одобренные на заседании Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» под председательством заместителя Председателя

JURISPRUDENCE

Правительства Российской Федерации Д. О. Рогозина от 22 апреля 2015 г. (протокол № 5) и утвержденный Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А. П. Чуп-рияном 22 февраля 2015 г. № 2-4-87-12-14 // URL:// https://irkoЫ.ru/sites/gochs/methods/flles/metodica/безоп -город^^

3. Проект Федерального закона «О единой системе обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды жизнедеятельности «Безопасный город» // URL://https://docviewer.yan-dex.ru/view/1114862042/

4. Кузьмин Н. А., Половинка А. Ю. О некоторых возможностях использования искусственного интеллекта в системе АПК «Безопасный город» при раскрытии преступлений в городе Москве // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 5. С. 178.

5. Заседание коллегии Главного управления МВД России по городу Москве по итогам служебной деятельности в 2022 г. // URL://https://mvdme-dia.ru/news/official/stolichnym-zhumalistam-vrucheny-nagrady-mvd-rossii-/

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2446-r dated December 3, 2014 «On approval of the Concept of construction and development of the hardware and software complex «Safe City», which

includes the state information system «Unified Data Storage Center» // EPS «System Garant».

2. Methodological recommendations of the «Safe City Agro-industrial Complex» construction (development), implementation and operation» approved at the meeting of the Interdepartmental Commission on Issues related to the implementation and development of systems of the hardware and software complex of technical means «Safe City» under the chairmanship of Deputy Prime Minister of the Russian Federation D. O. Rogozin dated April 22, 2015 (Protocol No. 5) and approved by the Minister of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters A. P. Chupriyan on February 22, 2015. No. 2-4-87-12-14 // URL://http s://irkobl .ru/sites/gochs/metho ds/files/meto-dica/bezop-gorod.pdf.

3. Draft Federal Law «On the unified system for ensuring public safety, law and order and the safety of the environment of life "Safe City» // URL://https://docvie-wer.yandex.ru/view/1114862042/

4. Kuzmin N. A., Polovinka A. Yu. On some possibilities of using artificial intelligence in the agro-industrial complex «Safe City» in solving crimes in Moscow // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 5. P. 178.

5. Meeting of the Board of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow on the results of official activity in 2022 // URL://https:// mvdmedia.ru/news/official/stolichnym-zhurnalistam-vrucheny-nagrady-mvd-rossii-/

Информация об авторах

Н. А. Кузьмин — начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент;

Т. Н. Кузьмина — курсант Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

N. A. Kuzmin — Head of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor;

T. N. Kuzmina — Cadet of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.06.2023; одобрена после рецензирования 22.08.2023; принята к публикации 05.10.2023.

The article was submitted 06.06.2023; approved after reviewing 22.08.2023; accepted for publication 05.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.