Научная статья на тему 'Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» как неотъемлемый инновационный сегмент совершенствования обеспечения общественной безопасности территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации'

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» как неотъемлемый инновационный сегмент совершенствования обеспечения общественной безопасности территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» / правоохранительный сегмент / общественная безопасность / внедрение / развитие / субъекты Российской Федерации / государственные органы / hardware and software complex «Safe City» / law enforcement segment / public safety / implementation / development / subjects of the Russian Federation / state bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руслан Ансарович Низаметдинов

Рассматриваются основные направления создания и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Российской Федерации с учетом статистических данных МВД России. Новизна статьи заключается в анализе применения правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации и раскрытии проблемных вопросов, а также предложении путей совершенствования деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации с использованием аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Руслан Ансарович Низаметдинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hardware and software complex «Safe City» as an integral innovative segment of improving public safety by territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the subjects of the Russian Federation

The main directions of creation and development of the hardware and software complex «Safe City» in the Russian Federation is being considered, taking into account the statistical data of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The novelty of the article lies in the analysis of the application of the law enforcement segment of the agroindustrial complex «Safe City» in the subjects of the Russian Federation by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the disclosure of problematic issues, as well as ways to improve the activities of authorized state bodies, as well as local self-government bodies, other bodies and organizations involved in ensuring public safety on the basis of the legislation of the Russian Federation using hardware «Safe City» software package.

Текст научной работы на тему «Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» как неотъемлемый инновационный сегмент совершенствования обеспечения общественной безопасности территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-158-162 EDN: https://elibrary.ru/emaqfu NIION: 2003-0059-4/23-747 MOSURED: 77/27-003-2023-04-946

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» как неотъемлемый инновационный сегмент совершенствования обеспечения общественной безопасности территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации

Руслан Ансарович Низаметдинов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

ruslan.nizametdinov1999@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются основные направления создания и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Российской Федерации с учетом статистических данных МВД России. Новизна статьи заключается в анализе применения правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации и раскрытии проблемных вопросов, а также предложении путей совершенствования деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации с использованием аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Ключевые слова: аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», правоохранительный сегмент, общественная безопасность, внедрение, развитие, субъекты Российской Федерации, государственные органы

Для цитирования: Низаметдинов Р. А. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» как неотъемлемый инновационный сегмент совершенствования обеспечения общественной безопасности территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 158-162. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-158-162. EDN: EMAQFU.

Original article

Hardware and software complex «Safe City» as an integral innovative segment of improving public safety by territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the subjects of the Russian Federation

Ruslan A. Nizametdinov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,

ruslan.nizametdinov1999@yandex.ru

Abstract. The main directions of creation and development of the hardware and software complex «Safe City» in the Russian Federation is being considered, taking into account the statistical data of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The novelty of the article lies in the analysis of the application of the law enforcement segment of the agro-industrial complex «Safe City» in the subjects of the Russian Federation by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the disclosure of problematic issues, as well as ways to improve the activities of authorized state bodies, as well as local self-government bodies, other bodies and organizations involved in ensuring public safety on the basis of the legislation of the Russian Federation using hardware «Safe City» software package.

Keywords: hardware and software complex «Safe City», law enforcement segment, public safety, implementation, development, subjects of the Russian Federation, state bodies

For citation: Nizametdinov R. A. Hardware and software complex «Safe City» as an integral innovative segment of improving public safety by territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the subjects of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):158-162. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-158-162. EDN: EMAQFU.

© Низаметдинов Р. А., 2023

JURISPRUDENCE

Обеспечение общественной безопасности в Российской Федерации является необходимым условием жизнедеятельности граждан, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования систем управления, экономики, городского хозяйства, транспорта и связи, развития социальной и духовной сфер общества. На фоне проведения специальной военной операции образуются новые вызовы и угрозы, связанные со стремлением ряда иностранных государств дестабилизировать социально-политическую и криминогенную обстановку в России. В складывающейся обстановке возникает необходимость повышения эффективности координации и взаимодействия органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, организаций и учреждений, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из приоритетных направлений такого взаимодействия является создание и функционирование на базе межмуниципальных и муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года № Пр-1175 была разработана и утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 № 2446-р «Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» [1; 2]. Целью построения и развития данного комплекса является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности объектов жизнедеятельности путем координации деятельности государственных органов, организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации с использованием аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Безусловно, аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (далее — АПК «Безопасный город») играет серьезную позитивную роль в обеспечении безопасности граждан, общества и государства в целом, является не только ведущим инструментом повышения уровней безопасности, но и существенно улучшает координацию деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач путем внедрения на базе муниципальных образований различных автоматизированных систем, обеспечивающих прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений [3].

Таким образом, АПК «Безопасный город» представляет собой совокупность существующих и перспективных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем на местном уровне, объединенных для решения задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обще-

ственной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также взаимодействующих с ними автоматизированных систем в рамках единой региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры [4].

Стремительное внедрение информационно-телекоммуникационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, практически во все сферы жизни предоставляет субъектам обеспечения общественной безопасности оперативно получать информацию, решать комплексные задачи и формировать качественную аналитику для принятия управленческих решений. Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством принципиального запрета на использование систем видеонаблюдения, включая технологии искусственного интеллекта1 нет, а полномочия органов внутренних дел в данной сфере регламентируются Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [5].

В рамках обеспечения общественной безопасности и правопорядка на территориях муниципальных образований, органами внутренних дел Российской Федерации проводится большой объем работы по развертыванию необходимых компонентов (подсистем) правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город». В частности, территориальными органами МВД России на региональном уровне осуществляется взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам разработки и реализации региональных (муниципальных) программ на развитие и эксплуатацию правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город».

По данным МВД России [6] в 1 593 населенных пунктах Российской Федерации для обеспечения правопорядка и безопасности граждан на улицах и в иных общественных местах развернуты и функционируют свыше 520 тыс. камер видеонаблюдения, из них 214 тыс. — в местах массового пребывания граждан [по данным: 7].

С помощью технических средств правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» зафиксировано более 86,5 млн преступлений и правонарушений, раскрыто 17,6 тыс. преступлений.

Наиболее успешно в 2022 году реализовано развертывание систем видеонаблюдения в Краснодарском, Красноярском, Хабаровском краях, Брянской, Волгоградской, Костромской, Курганской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Сахалинской, Тюменской областях, г. Москве и Ямало-Ненецком автономном округе.

Вместе с тем, доля интеллектуальных камер (ситуационного видеонаблюдения) в системе видеонаблюдения составляет всего 2 % (10 тыс.); камер, позволяющих определять биометрические параметры лица человека — 22,8 % (118,6 тыс.), а вывод информации в органы внутренних дел осуществляется только с 70

1 Например, использование систем по распознавания лиц для идентификации и розыска людей.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

% видеокамер, что существенно ограничивает возможность обеспечения сотрудников территориальных органов МВД России удаленным оперативным доступом к ресурсам хранилищ фото и видеоинформации АПК и, как следствие, существенно снижает эффективность работы по раскрытию преступлений (в том числе, «по горячим следам»).

Отдельного внимания заслуживает развитие системы видеонаблюдения на базе государственной информационной системы «Единый центр хранения и обработки данных»1, а также сервис подсистемы автоматической регистрации сценариев индексирования видеоинформации города Москвы2 и Московской области «Безопасный регион» и, по распознаванию лиц, где уже накоплен значительный опыт, позволяющий оценить преимущества и недостатки построения систем видеонаблюдения на базе АПК «Безопасный город».

За 10 месяцев 2022 года в Москве с использованием АПК «Безопасный город» раскрыто свыше 7,7 тыс. преступлений3, задержано 695 лиц, находившихся в федеральном розыске, по фактам несоблюдения ограничения в виде запрета покидать место жительство составлено 1 576 административных протоколов в отношении 659 поднадзорных лиц по статье 19.24 КоАП РФ4, выявлено 213 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков5, по линии противодействия экстремизму установлено 1 591 лицо.

1 В настоящее время в ГИС «Единый центр хранения и обработки данных» Москвы поступают изображения с более чем 163 тыс. камер видеонаблюдения, интегрированных в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 24-ПП «Об утверждении положения о государственной информационной системе «Единый центр хранения и обработки данных», более 53 тыс. локальных систем видеонаблюдения предприятий и организаций города. Кроме того, проводятся мероприятия по техническому оснащению образовательных организаций (учреждений) согласно присвоенной категории опасности (из 98 тыс. камер видеонаблюдения 26 тыс. интегрированы в ГИС).

2 Компания Surfshark опубликовала рейтинг крупнейших городов мира по количеству камер на один квадратный километр. Столица России заняла 30-ю строчку. На одном квадратном километре находятся порядка 77 камер видеонаблюдения, сообщает пресс-службы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. В тридцатку аналитики также включили Сеул и Барселону. На первом месте — индийский город Ченнаи. Здесь установлено камер видеонаблюдения в 8,5 раз больше, в чем в Москве. Второе место в рейтинге досталось также индийскому мегаполису Хайдарабад (480 камер на 1 км2). В пятёрку лидеров вошли также два города Китая — Харбин (410 камер на 1 км2) и Сямэнь (385 камера на 1 км2). Кроме того, в топ-5 попала столица Великобритании, Лондон с результатом в 399 камер видеонаблюдения на 1 квадратный километр [8].

3 В том числе 40 убийств, 162 умышленных причинения тяжкого вреда здоровью, 192 разбойных нападения, 557 грабежей, почти 3,8 тыс. краж, 87 хулиганств и более 1,2 тыс. мошенничеств.

4 «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре». В отношении 15 поднадзорных лиц, не прибывших к месту осуществления административного надзора, либо самовольно оставивших его, местонахождение которых установлено посредством подсистемы автоматической регистрации сценариев индексирования видеоинформации, возбуждено 15 уголовных дел по статье 314.1 УК РФ «Уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений».

5 Возбуждено 212 уголовных дел, изъято 41 512,39 гр. наркотиков, за-

держано 230 лиц.

При поддержке Губернатора и Правительства Московской области, в целях обеспечения общественной безопасности, комплекс АПК «Безопасный город» смонтирован на территории Московской области, включающий в себя следующие информационные системы: службы «112», комплексная система экстренного оповещения населения «КСЭОН», ЭРА-ГЛОНАСС (Экстренное реагирование при авариях), система мониторинга работы объектов коммунального хозяйства и систем жизнеобеспечения, Безопасный регион (Система видеонаблюдения).

Система «Безопасный регион» является сегментом АПК «Безопасный город» и реализуется на территории Московской области на основании постановления Правительства Московской области от 272015 № 23/3 «О создании в Московской области системы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления «Безопасный регион» (с изменениями на 03 декабря 2019 г. «Постановление Правительства № 913/42») и Распоряжений Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 30 июня 2015 г. № 10-17/РВ, от 04 сентября 2015 г. № 10-26/РВ «Об общих технических требованиях к комплексам видеонаблюдения, передаче данных комплексов и правилах их подключения к муниципальным центрам обработки и хранения видеоданных».

С целью повышения эффективности работы системы «Безопасный регион» развивается подсистема видео аналитики. По состоянию на 1 сентября к системе распознавания лиц подключено более 10,8 тыс. видеокамер.

По данным ГУ МВД России по Московской области в 2022 году с использованием систем видеонаблюдения раскрыто 2947 преступлений.

Ввиду увеличения количества камер видеонаблюдения в местах массового пребывания людей в Московской области наблюдается положительная динамика снижения уровня преступлений, совершенных на улицах на 8,4 %, в том числе тяжких и особо тяжких уголовно наказуемых деяний на 5,8% и иных общественных местах на 7,9 % (с 21949 до 20206, -1743) в том числе тяжких и особо тяжких уголовно наказуемых деяний на 7,3 % (с 3438 до 3187, -251).

Вместе с тем, внедрение и развитие в субъектах Российской Федерации систем видеонаблюдения АПК «Безопасный город позволяет выявить ряд проблемных вопросов, требующих всестороннего изучения и оценки. В частности, назрела необходимость установления обязательных требований к системам видеонаблюдения объектов независимо от форм собственно-сти6 и их интеграции в системы «Безопасный город»

6 При создании и эксплуатации систем видеонаблюдения владельцы инфраструктуры руководствуются собственными потребностями и техническими решениями. Возможность интеграции своих систем в государственную систему видеонаблюдения собственниками не рассматривается в принципе. В результате в каждом конкретном случае требуются отдельные проработки данного вопроса, при этом собственник не заинтересован в интеграции своих видеокамер в государственные информационные системы.

JURISPRUDENCE

(например, фасадные камеры (подъездные) многоквартирных домов, различных предприятий и организаций, объектов промышленности, объектов повышенной опасности и транспортной инфраструктуры1, торговых, рыночных и развлекательных комплексов, спортивных сооружений, объектов почтовой связи и т. д.), уровней технической защищенности используемого оборудования от несанкционированного доступа, специальных ограничений по доступу к накапливаемой информации в целях исключения доступа к ней лиц, которыми она может использоваться в противоправных целях.

Открытыми остаются вопросы принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности функционирования создаваемых систем видеонаблюдения АПК «Безопасный город»: отнесения их к категории значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а обрабатываемых и хранящихся видеопотоков, архивной видеоинформации и фотоизображений — к охраняемой законом информации; разграничение права и роли пользователей систем.

Данные проблемы характерны не только для систем видеонаблюдения города Москвы и Московской области, но и других регионов, где создаются системы видеонаблюдения в рамках развития систем АПК «Безопасный город».

Отмечаем, что действующее законодательство не содержат императивных предписаний органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного по построению и развитию аппаратно-программных комплекса «Безопасный город», а именно не конкретизированы права и обязанности участников единой системы обеспечения общественной безопасности в данной сфере, а также механизм финансирования проводимых мероприятий.

Принимая во внимание разнообразие в подходах построения и развития АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации в целях противодействия указанным угрозам, назрела необходимость в едином системном подходе к развитию и внедрению АПК «Безопасный город» на различных уровнях, включая правовые и организационные аспекты.

Также в рамках совершенствования правоохранительного сегмента предусмотреть постепенную интеграцию в АПК «Безопасный город» видео ресурсов, установленных не только в на улицах и иных общественных местах, но и в жилом секторе, а также на территориях различных учреждений, организаций, предприятий и иных объектов не зависимости от формы собственности на безвозмездной основе, а также определить перечень систем видеонаблюдения, которые входят в правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город» для учета выявленных (раскрытых) преступлений и иных правонарушений.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в современных условиях аппаратно-

1 Не подпадающие под действие Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

программный комплекс «Безопасный город» является неотъемлемым инновационным сегментом обеспечения общественной безопасности территориальными органами МВД России в субъектах Российской Федерации.

Библиографический список

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 17.01.2023).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 № 2446-р «Концепция построения и развития АПК «Безопасный город» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.01.2023).

3. Тарасенко А. А., Болтенкова Ю. В. Влияние информатизации городского пространства на обеспечение общественной безопасности // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 4. С. 48-53.

4. Колеганов С. В., Кувшинов Д. Л., Пигина С. В., Федотов А. В., Щедров И. Ю. «Безопасный город» в регионах мира : сравнительный анализ с российской концепцией // Безопасность в чрезвычайных ситуациях «Технологии гражданской безопасности», том 18, 2021, № 3 (69).

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 17.01.2023).

6. Информационно-справочные материалы МВД России по состоянию на 01.10.2022.

7. Статическая отчетность МВД России «ИТ-СиЗИ» (форма 520), утвержденной Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1164.

8. Информационно-аналитический журнал «РУБЕЖ» // https://ru-bezh.ru.

9. Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю. И. Борисова от 25 июля 2018 г. № ЮБ-П4-440.

Bibliographic list

1. The National Security Strategy of the Russian Federation until 2020, approved by Decree of the President of the Russian Federation № 537 of May 12, 2009 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 17.01.2023).

2. Decree of the Government of the Russian Federation № 2446-r of December 03, 2014 «The concept of construction and development of the agro-industrial complex «Safe City» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 17.01.2023).

3. Tarasenko A. A., Boltenkova Yu. V. Influence of informatization of urban space on public safety // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

I.D. Putilin. 2020. № 4. P. 48-53.

4. Koleganov S. V., Kuvshinov D. L., Pigina S. V., Fedotov A.V., Shchedrov I. Yu. «Safe city» in the regions of the world : comparative analysis with the Russian concept // Security in emergency situations «"Civil Security Technologies», vol. 18, 2021, № 3 (69).

5. Federal Law № 144-FZ of August 12, 1995 «On operational investigative activities» (with amendments and additions) // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 17.01.2023).

6. Information and reference materials of the Ministry of Internal Affairs of Russia as of 01.10.2022.

7. Static reporting of the Ministry of Internal Affairs of Russia «ITSiZI» (form 520), approved by the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated December 31, 2012 № 1164.

8. Information and analytical journal «RUBEZH» // https://ru-bezh.ru.

9. Order of the Deputy Chairman of the Government of the Russian Federation Yu. I. Borisov dated July 25, 2018 № YB-P4-440.

Информация об авторе

Р. А. Низаметдинов — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров по кафедре административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author R. A. Nizametdinov — Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel at the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 20.04.2023; принята к публикации 19.06.2023.

The article was submitted 13.02.2023; approved after reviewing 20.04.2023; accepted for publication 19.06.2023.

Административная деятельность полиции. Учебник. Под ред. О.В. Зи-борова, В.В. Кардашевского. 3-е изд., перераб. и доп. 703 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Административная деятельность полиции

Учебник

Тоетьс издание

Учебник подготовлен с учетом фундаментальных положений теории административного права на основе действующего законодательства.

Раскрываются понятие, содержание, принципы, формы и методы административной деятельности полиции по реализации целей и задач, возлагаемых на нее Федеральным законом «О полиции».

Особое внимание уделяется вопросам контрольно-надзорной и админи-стративно-юрисдикционной деятельности полиции. Рассматриваются основные аспекты деятельности служб и подразделений полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охране общественного порядка и общественной безопасности.

Для студентов, аспирантов (адъюнктов), курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов-практиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.