АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Научная статья С.21-25
УДК 351.74/.76
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Константин Юрьевич Поспеев
Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6466-7216
Аннотация. В представленной статье рассматривается деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах при проведении массовых мероприятий с использованием технических и специальные средства, а также инновационных технических устройств. Проводится анализ основных аппаратно-программных комплексов используемых для обеспечения правопорядка в общественных местах. Обращено внимание на проблему экипировки сотрудника полиции специальными техническими средствами видеофиксации, мобильными устройствами удаленного доступа к сервисам единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. На основе проведенного исследования автор предлагает оборудовать патрульные автомобили аппаратно-программным комплексом видеонаблюдения, а также использовать беспилотные летательные аппараты по обеспечению правопорядка в общественных местах при проведении массовых мероприятий. Для этих целей оснастить БПЛА камерами видеонаблюдения, работающими на базе правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». В результате проведенного исследования делается вывод о необходимости внедрения современных технологий в деятельность ОВД по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий.
Ключевые слова: проведение массового мероприятия, обеспечение правопорядка в общественных местах, технические и специальные средства
Для цитирования: Поспеев К. Ю. Применение современных технологий в деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 1 (32). С. 21-25.
© К. Ю. Поспеев
Original article
THE USE OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES TO ENSURE LAW AND ORDER DURING MASS EVENTS
Konstantin Yu. Pospeyev
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6466-7216
Abstract. The activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation to ensure law and order in public places during mass events using technical and special means, as well as innovative technical devices are examined in the presented article. The analysis of the main hardware and software complexes used to ensure law and order in public places is carried out. Attention is drawn to the problem of equipping a police officer with special technical means of video recording, mobile devices for remote access to the services of the unified information and analytical support system for the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Based on the conducted research, the author suggests equipping patrol cars with a video surveillance hardware and software complex, as well as using unmanned aerial vehicles to ensure law and order in public places during mass events. For these purposes, it is necessary to equip the UAV with video surveillance cameras operating on the basis of the law enforcement segment of the hardware and software complex "Safe City". As a result of the conducted research, it is concluded that it is necessary to introduce modern technologies into the activities of the Department of Internal Affairs to ensure law and order during mass events.
Keywords: holding a mass event, ensuring law and order in public places, technical and special means
For citation: Pospeyev K. Yu. The use of modern technologies in the activities of internal affairs bodies to ensure law and order during mass events. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2022;(1):21-25. (In Russ.)
Введение
В период проведения массового мероприятия перед органами внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД) стоит комплекс задач — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, защита собственности, противодействие преступности, обеспечение правопорядка в общественных местах. В том числе когда в несогласованных акциях принимают участие несовершеннолетние. Для их выполнения ОВД в своей деятельности используют различные технические и специальные средства.
В деятельности ОВД по обеспечению правопорядка в общественных местах при проведении массовых мероприятий применяются не только зарекомендовавшие себя технические и специальные средства, но и инновационные технические устройства.
Повысить эффективность деятельности ОВД по обеспечению правопорядка в общественных местах при проведении массовых мероприятий возможно при использовании современных информационных технологий и технических решений.
Описание проводимого исследования
Для проведения досмотра физических лиц используют различные специальные средства, такие как: рамки металлоискателя и рентген сумок, для досмотра транспортных средств пункты досмотра оборудуются: «носимой кнопкой тревожной сигнализации; камерами телевизионного наблюдения — по 2 камеры на полосу досмотра; шлагбаумом — на каждую полосу движения; противотаранными устройствами — на каждую полосу движения; громкоговорителями системы речевого оповещения; носимыми техническими средствами досмотра (портативный металлообнаружи-тель, рентгеновский сканер скрытых полостей, портативный газоанализатор паров взрывчатых веществ; средствами визуального досмотра (комплект досмотровых зеркал)» [6, с. 130].
Немаловажным способом обеспечения правопорядка и безопасности являются электронные и аппаратно-программные комплексы. Их реализация происходит путем создания центров управления, основной задачей которых является получение, обработка, хранение и предоставление информации о состоянии правопорядка и безопасности, и уже
на основе этой информации оперативное реагирование на устранение возможных угроз и ликвидация последствий. Примером подобного комплекса является положительно зарекомендовавший себя правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город».
А. Б. Сизоненко отмечает, что «...целью создания видеонаблюдения правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» является повышение уровня безопасности по основным направлениям жизнедеятельности населения города, в том числе антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов различной степени важности, а также повышение оперативности работы правоохранительных органов за счет оптимизации управления силами и средствами органов внутренних дел» [8, с. 223]. Одной из функций правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» является создание универсальной сети фото и видеофиксации независимо от удаленности объекта наблюдения.
В качестве основных преимуществ можно выделить систему биометрической идентификации человека и функции интеллектуальной настройки. Например, можно осуществлять обнаружение мест и времени пребывания людей, их поиск по фотографиям, находящимся в оперативной разработке, обнаружение лиц в видеопотоке и идентификацию личности в режиме реального времени по запросу.
Аппаратно-программные комплекса активно используют так же для поиска участвующих в незаконных публичных мероприятиях, нарушающих порядок организации и проведения массовых мероприятий, нарушающих общественный порядок, а затем привлечения их к предусмотренной законом ответственности. Например, 23.01.2021 г. А. вместе со своим отцом посетили митинг в поддержку Алексея Навального в г. Москве. Спустя неделю домой к молодому человеку пришли сотрудники полиции и предъявили обвинение за участие в несанкционированном митинге. В качестве доказательства был предъявлен снимок уличной камеры видеонаблюдения «Умный город», где в тот день была толпа протестующих. Суд признал виновным А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ1.
Так же собираются видеозаписи с мобильных телефонов, стационарных камер, записи
1 Протестующих находит московский «Старший брат». Придут ли ко всем? // BBC News Русская служба [сайт]. URL: https://www.bbc.com/russian/ features-56000110 (дата обращения: 30.11.2021).
с городских камер видеонаблюдения, а так же переписываются прямые эфиры СМИ. Все видео и фото из разных источников собираются в одну базу. Затем с помощью специальной программы, распознающую лица, данную информацию используются для аналитической и оперативной работы2.
Хотелось бы так же отметить, что часто при проведении массовых мероприятий возникают ситуации, когда сотрудникам полиции приходится доказывать правомерность своих действий при пресечении противоправных деяний (например, применение физической силы) или происходит нападение на сотрудников полиции. В этих целях всех сотрудников полиции, для соблюдения законности в правоприменительной деятельности по обеспечению правопорядка в общественных местах при проведении массовых мероприятий, необходимо снабжать специальными средствами — видеорегистратором носимым с фиксирующим креплением, мобильным устройством удаленного доступа к сервисам ИСОД МВД России, а патрульные автомобили оборудовать аппаратно-программным комплексом видеонаблюдения.
В научных кругах вопрос о внедрении современных технологий в деятельность ОВД по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий также является актуальным.
Так Г. К. ЛобачеваА. С. Киосе В. А. Шити-кова в своем исследовании предлагают создание одноразовых специальных браслетов — средств идентификации личности по штрих-коду и контроля доступа с использованием радиочастотной метки, и отмечают, что «данный браслет может помочь пресечь неправомерные действия при проведении массовых мероприятий, предотвратить террористический акт» [5, с. 84].
А. М. Ахметвалеев указывает на перспективные возможности внедрения технологий бесконтактного выявления потенциально опасных лиц по измерению диаметру зрачка, который может указывать на наличие алкогольного или наркотического опьянения. Их реализация заключается в следующем: в пунктах досмотра и прохода производится видеорегистрация лица человека, а именно области глаз и относительные диаметры зрачков, полученные данные анализируются специальными методами обработки
2 «Зальют фото и найдут нарушителей». Что будет с теми, кто попал в объективы камер на митинге в Екатеринбурге // E1.RU. URL: https://www.e1.ru/news/spool/ news_id-69722761.html (дата обращения 30.11.2021).
изображений и выдается результат о наличии или отсутствии опьянения, после чего принимается решения о допуске (или недопуске) лица на территорию [1].
На наш взгляд, эффективным направлением в деятельности ОВД по обеспечению правопорядка в общественных местах при проведении массовых мероприятий является использование беспилотных летательных аппаратов.
Беспилотный летательный аппарат (далее — БПЛА) — это «искусственный мобильный объект многоразового применения, не имеющий на борту экипажа (пилота) и способный самостоятельно передвигаться в воздухе для выполнения всевозможных функций в автономном режиме (с помощью своей управляющей программы) или с помощью дистанционного управления, осуществляемого человеком-оператором со стационарного или мобильного пункта управления» [3, с. 55].
БПЛА могут применяться в виде компактных, готовых к полету мультикоптеров (имеющих от 3 до 12 электродвигателей с воздушными винтами), а также многофункциональных полетных платформ и беспилотных комплексов.
Сегодня БПЛА широко применяются полицейскими подразделениями многих стран в антитеррористических операциях, для поиска пропавших, преследования преступников, борьбы с браконьерством и т. д. Например, в Израиле используют беспилотный летательный аппарат, который оснащен датчиками для распознавания взрывчатки и самодельных взрывных устройств, полиция Франции используют в своей деятельности БПЛА для наблюдения за скоплением людей дистанционно, а в АОЭ применяют БПЛА для обеспечения экологического порядка [7, с. 122].
В научных кругах активно обсуждаются отдельные вопросы применения БПЛА в деятельности правоохранительных органов. Например К. В. Барышников М. Э. Червяков акцентируют внимание на современных возможностях аэрофотосъемки и аэровидеозаписи при осмотре места происшествия с использованием в этих целях БПЛА [2, с. 20], В. Д. Коссовский М. С. Мартынюк указывают на возможности успешного применения БПЛА при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, розыск лиц, скрывающихся от органов следствия, дознания и суда, при розыске без вести пропавших), а также охране общественного порядка [4, с. 27].
БПЛА могут применяться для мониторинга оператором обстановки в режиме реального времени или осуществлять патрулирование самостоятельно, сигнализируя о нарушениях общественного порядка без участия человека. Высотный видеоконтроль позволяет охватить значительную часть территории, что, в свою очередь, обеспечивает объективность оценки ситуации и своевременность выявлений нарушения правопорядка.
Считаем перспективной возможность оснащения БПЛА камерами видеонаблюдения, работающими на базе правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город», что позволит идентифицировать лиц, находящихся в розыске, либо представляющих оперативный интерес, так как установка стационарных камер в этих целях не представляется целесообразной (ввиду временного характера мероприятия и ограниченного поля зрения стационарной видеокамеры).
В условиях пандемии актуальным является вопрос соблюдения противоэпиде-миологических мер, особенно при проведении массовых мероприятий. Полагаем, что с помощью БПЛА возможно контролировать соблюдение участниками дистанции, масочного режима, а наличие инфракрасного датчика позволит выявлять лиц с повышенной температурой тела.
К основным направления применения БПЛА органами внутренних дел в целях решения задач по охране правопорядка при проведении массовых мероприятий можно отнести:
— патрулирование территории в целях выявления преступлений и административных правонарушений;
— видео- и фото документирование;
— передача информации на пункт управления для быстрого реагирования нарядов полиции;
— содействие при проведении антитеррористических мероприятий.
При этом полагаем необходимым внедрять данную технологию и обеспечивать её применение хотя бы точечно, для решения задач в определенных условиях, что позволит раскрыть реальный потенциал БПЛА в условиях функционирования системы МВД России.
Заключение и вывод
Таким образом, внедрение современных технологий в деятельность ОВД по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий является перспективным направлением совершенствования указанного вида деятельности. Применение ОВД БПЛА позволит осуществлять мониторинг
обстановки на территории проведения массового мероприятия в режиме реального времени, в максимально короткие сроки передавать информацию на пункт управления, принимать решения и реагировать на изменения
оперативной обстановки, что повысит эффективность деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
Список источников
1. Ахметвалеев А. М. Технология бесконтактного превентивного выявления потенциально-опасных лиц в интеллектуальных системах поддержки принятия решений / / Аналитическая механика, устойчивость и управление : труды XI Международной Четаевской конференции (Казань, 13-17 июня 2017 г.). Казань, 2017. С. 309-316.
2. Барышников К. В., Червяков М. Э. К вопросу о применении беспилотных летательных аппаратов в ходе осмотра места происшествия // Эпоха науки. 2018. № 4. С. 18-22.
3. Белино-Белинович Т. С. Беспилотные летательные аппараты в деятельности органов внутренних дел // Проблемы и перспективы развития научно-технического пространства России. 2020. № 1. С. 55-57.
4. Коссвоский В. Д., Мартынюк С. Н. Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 3 (80). С. 25-29.
5. Лобачева Г. К., Киосе А. С., Шитикова В. А. Инновационная техника и технологии для обеспечения общественного порядка во время проведения массовых мероприятий // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С. 83-87.
6. Меняйло В. Д., Меняйло Л. Н., Иванова Ю. А. К вопросу об использовании информационных средств и методов при обеспечении безопасности граждан во время проведения массовых мероприятий // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 129-133.
7. Никишин А. В., Степанов И. В., Ларионова М. А. Дроны и преступность. Современный опыт использования беспилотных летательных аппаратов зарубежных стран // Экономика и управление: современные тенденции. 2019. № 1. С. 122-124.
8. Сизоненко А. Б. Специальная техника органов внутренних дел : учебник в 2 ч. Ч. 1. Москва : ДГСК МВД России, 2014. 264 с.
References
1. Akhmetvaleev AM. Technology of contactless preventive identification of potentially dangerous persons in intelligent decision support systems. Analiticheskaya mekhanika, ustojchivost' i upravlenie [Analytical mechanics, stability and control]; 2017:309-316. (In Russ.)
2. Baryshnikov KV, Chervyakov ME. On the issue of the use of unmanned aerial vehicles during the inspection of the scene. Epoha nauki [The age of science]. 2018;(4):18-22. (In Russ.)
3. Belino-Belinovich TS. Unmanned aerial vehicles in the activities of internal affairs bodies. Problemy i perspektivy razvitiya nauchno-tekhnicheskogo prostranstva Rossii [Problems and prospects of development of the scientific and technical space of Russia]. 2020;(1):55-57.
4. Kossvosky VD, Martynyuk SN. Topical issues of the practical application of unmanned vehicles in internal affairs bodies. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: politics, economics, law]. 2020;(3):25-29. (In Russ.)
5. Lobacheva G. K., Kiose A. S., Shitikova V. A. Innovative equipment and technologies for ensuring public order during mass events. Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti [Bulletin of Economic Security]. 2018;(1):83-87. (In Russ.)
6. Menyailo VD, Menyailo LN, Ivanova YuA. On the use of information tools and methods in ensuring the safety of citizens during mass events. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2019;(3):129-133. (In Russ.)
7. Nikishin AV, Stepanov IV, Larionova MA. Drones and crime. Modern experience of using unmanned aerial vehicles of foreign countries. Ekonomika i upravlenie: sovremennye tendencii [Economics and management: current trends]. 2019;(1):122-124. (In Russ.)
8. Sizonenko AB. Special equipment of internal affairs bodies [textbook at 2 a.m.]. DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014; Part 1. (In Russ.)
Дата поступления статьи / Received: 13.01.2022. Дата рецензирования статьи / Revised: 18.01.2022. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 09.03.2022.