Научная статья на тему 'Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел Российской Федерации'

Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3624
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / РОЗЫСК ПРЕСТУПНИКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ / UNMANNED AERIAL VEHICLES / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / OPERATIONAL AND PREVENTIVE MEASURES / OPERATIONAL SEARCH MEASURES / CRIMINAL SEARCH / INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косовский Владислав Борисович, Мартынюк Сергей Николаевич

В статье рассмотрены основные направления использования беспилотных летательных аппаратов, их значение и роль при решении задач оперативно-разыскной и правоохранительной деятельности в целом. Проведено сравнение БПЛА с пилотируемыми летательными аппаратами. Среди главных направлений применения беспилотников при выполнении оперативно-служебных задач авторы определяют реализацию оперативно-разыскных и оперативно-профилактических мероприятий МВД, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников. Описываются ключевые элементы каждого из указанных направлений, возможности и особенности задействования БПЛА в их рамках. Обозначены некоторые проблемы, связанные с использованием подобных устройств на практике, например высокая стоимость комплекса БПЛА и большие затраты на его ремонт и содержание, отсутствие единого подразделения в системе МВД России, контролирующего применение БПЛА в оперативно-разыскных мероприятиях, недостаток специалистов по работе с беспилотниками, вероятность нарушения конституционных прав граждан при задействовании БПЛА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Issues of Practical Application of Unmanned Vehicles in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

The paper considers the main directions of possible use of unmanned aerial vehicles (UAVS), their significance and role in solving problems of operational search and law enforcement activities in general. The comparison of UAVS with manned aircraft is made. Among the main areas of application of UAVS in solving operational tasks the authors call their use for the implementation of operational-search and operational-preventive measures of the Ministry of Internal Affairs, for the detection, prevention, disclosure and investigation of crimes, for the search of criminals. The key elements of each of these areas, possibilities and features of using UAVS within them are described. At the same time, the authors identified some issues of a problematic nature related to the use of UAVS. These are, for example, the high cost of the UAVS complex and high costs for its repair and maintenance, the absence of a single unit of the Russian Interior Ministry that controls the use of UAVS in operational search activities, the lack of specialists in the use of UAVS, and the possibility of violating the constitutional rights of citizens when using UAVS.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы практического применения беспилотной техники в органах внутренних дел Российской Федерации»

УДК 62-52:343.985.7(470+571)

Косовский Владислав Борисович

преподаватель кафедры

специальных дисциплин Крымского филиала

Краснодарского университета МВД России

Мартынюк Сергей Николаевич

преподаватель кафедры

специальных дисциплин Крымского филиала

Краснодарского университета МВД России

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОЙ ТЕХНИКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Kosovsky Vladislav Borisovich

Lecturer of the Department of Special Subjects of the Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Martynyuk Sergey Nikolayevich

Lecturer of the Department of Special Subjects of the Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

TOPICAL ISSUES OF PRACTICAL APPLICATION OF UNMANNED VEHICLES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация:

В статье рассмотрены основные направления использования беспилотных летательных аппаратов, их значение и роль при решении задач оперативно-разыскной и правоохранительной деятельности в целом. Проведено сравнение БПЛА с пилотируемыми летательными аппаратами. Среди главных направлений применения беспилотников при выполнении оперативно-служебных задач авторы определяют реализацию оперативно-разыскных и оперативно-профилактических мероприятий МВД, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, розыск преступников. Описываются ключевые элементы каждого из указанных направлений, возможности и особенности задействования БПЛА в их рамках. Обозначены некоторые проблемы, связанные с использованием подобных устройств на практике, например высокая стоимость комплекса БПЛА и большие затраты на его ремонт и содержание, отсутствие единого подразделения в системе МВД России, контролирующего применение БПЛА в оперативно-разыскных мероприятиях, недостаток специалистов по работе с беспилотниками, вероятность нарушения конституционных прав граждан при задействовании БПЛА.

Ключевые слова:

беспилотные летательные аппараты, правоохранительные органы, оперативно-профилактические мероприятия, оперативно-разыскные мероприятия, розыск преступника, органы внутренних дел РФ.

Summary:

The paper considers the main directions of possible use of unmanned aerial vehicles (UAVS), their significance and role in solving problems of operational search and law enforcement activities in general. The comparison of UAVS with manned aircraft is made. Among the main areas of application of UAVS in solving operational tasks the authors call their use for the implementation of operational-search and operational-preventive measures of the Ministry of Internal Affairs, for the detection, prevention, disclosure and investigation of crimes, for the search of criminals. The key elements of each of these areas, possibilities and features of using UAVS within them are described. At the same time, the authors identified some issues of a problematic nature related to the use of UAVS. These are, for example, the high cost of the UAVS complex and high costs for its repair and maintenance, the absence of a single unit of the Russian Interior Ministry that controls the use of UAVS in operational search activities, the lack of specialists in the use of UAVS, and the possibility of violating the constitutional rights of citizens when using UAVS.

Keywords:

unmanned aerial vehicles, law enforcement agencies, operational and preventive measures, operational search measures, criminal search, Internal Affairs agencies of the Russian Federation.

В условиях современного развивающегося государства криминальные структуры все чаще используют для реализации преступных намерений достижения цифрового, технологического и научно-технического прогресса. Исходя из этого, от правоохранительных органов требуются новые, более эффективные методы противодействия, включающие применение перспективных технических средств борьбы с преступностью.

Роботизированные комплексы и инновационные технологий способствуют эффективному решению вопросов в области совершенствования мер по обеспечению правопорядка. Особое место современные технические разработки занимают в оперативно-разыскной деятельности (ОРД) силовых структур. Новейшими техническими средствами, применяемыми в рамках ОРД, являются беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Подобного рода устройства и их комплексы в условиях стремительного возрастания потребностей в использовании новшеств в различных сферах

жизнедеятельности человека являются одними из основных динамично развивающихся систем военного, правоохранительного и гражданского назначения. В связи с этим целью работы выступают описание возможностей задействования БПЛА правоохранительными органами при решении оперативно-служебных задач, а также выявление некоторых проблем, связанных с их применением.

В последнее время прослеживается тенденция активного внедрения научно-технических разработок в области беспилотной техники и ее комплексов в правоохранительную систему. В частности, Д. Козлов приводит выдержки из доклада начальника лаборатории НИИ спецтехники ГУ НПО «Спецтехника и связь» А. Тузкова о том, что интерес к БПЛА в МВД постоянно возрастает. В первую очередь это обусловлено технологическими достижениями, которые позволили применять подобные устройства в органах внутренних дел [1]. По мнению А. Тузкова, ситуация с использованием беспилотников в системе авиации МВД изменилась тогда, когда технологический прорыв позволил создать рассматриваемые летательные аппараты микро- и мини-формата. При этом их эффективность заключается прежде всего в объединенном функционале системы навигации, автоматической системы пилотирования, фиксации видеоизображения и передачи его оператору в режиме реального времени [2]. К имеющимся преимуществам можно добавить возможность установки дополнительного оборудования, необходимого для решения задач, стоящих перед органами внутренних дел. Отсюда возникает перспектива их практического применения при обеспечении охраны общественного порядка, осуществлении контроля за безопасностью дорожного движения, проведении оперативно-разыскных, поисковых и других мероприятий, где беспилотные комплексы обеспечили бы их максимально результативную реализацию.

На сегодняшний день органами внутренних дел беспилотные устройства используются при выполнении множества различных задач, для решения которых ранее задействовалась малая авиация. С применением автономной летательной техники появляется возможность улучшить некоторые аспекты гуманитарных миссий, что полезно для гражданского населения, которому оказывается помощь, при этом снижается риск для личного состава служб, участвующих в операции. Кроме того, автономные системы становятся незаменимыми для поисковых мероприятий в опасных районах или при реализации заданий, сопряженных с большой опасностью, таких как обезвреживание взрывоопасных предметов или разминирование помещения [3].

Учитывая относительно небольшую стоимость эксплуатации и комплектующих механизмов по сравнению с затратами на обслуживание вертолетной техники даже самого легкого класса, а также то, что управлению и обслуживанию БПЛА можно обучить любого сотрудника в кратчайший срок, становится очевидной экономическая выгода применения БПЛА.

Исходя из сказанного, предпринята попытка определить основные задачи, поставленные перед органами внутренних дел, эффективность выполнения которых в значительной мере может быть повышена с помощью беспилотной техники. Так, одним из возможных направлений применения БПЛА являются предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений. Например, при поиске угнанного автомобиля беспилотник позволит существенно ускорить процесс осмотра мест его возможного укрытия и в дальнейшем установить место нахождения транспортного средства. При этом отпадает необходимость в привлечении к данным оперативным мероприятиям большого количества личного состава подразделений ОВД.

Не менее полезным будет применение БПЛА при преследовании преступника, пытающегося скрыться. Здесь оператор, управляющий беспилотником, может контролировать и в онлайн-режиме передавать направление движения подозреваемого, что позволит группам преследования выбрать оптимальный маршрут и район для его задержания, а в случае попытки укрыться в здании или сооружении - определить адрес либо место.

Отдельного внимания заслуживает деятельность ОВД по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, а также без вести пропавших. В качестве простейшего примера можно рассмотреть мероприятия, направленные на поиск и поимку человека, который после совершения преступления предпринял попытку укрыться в густых высоких зарослях деревьев, кустарников, камыша и т. п. [4]. Как правило, в этом случае для установления его местонахождения и задержания задействуется значительное количество сотрудников и специальной техники. Однако в отдельных регионах сил и средств бывает недостаточно, а для прибытия дополнительных ресурсов необходимо время, которое подозреваемый сможет использовать для поиска более надежного укрытия, что в итоге осложнит его розыск. В такой ситуации БПЛА, оснащенный камерой, работающей в инфракрасном диапазоне, и тепловым датчиком, способен охватить значительные по площади территории и вне зависимости от времени суток обеспечить скорейшее обнаружение разыскиваемого, а в последствии и его задержание.

Становится неоспоримым факт, что в подобных мероприятиях задействование беспилот-ника способно заменить разыскную группу, количественно равную штату личного состава неболь-

шого отдела полиции, и обеспечить контроль над районом предполагаемого нахождения преступника без угрозы обнаружения. Таким же образом более эффективным будет и поиск людей, заблудившихся в лесных массивах или горной местности.

При проведении оперативно-разыскного мероприятия (ОРМ), целью которого является получение оперативной информации, используются специальные технические средства передачи голосовой, звуковой либо видеоинформации, замаскированные под различные аксессуары или встроенные в бытовые приборы. При этом существует потенциальная угроза их обнаружения. Применение БПЛА, оснащенного соответствующим оборудованием, значительно снижает вероятность возникновения этой проблемы и дает возможность получения дополнительных сведений по рассматриваемому делу.

В целом беспилотные устройства можно считать достаточно эффективным средством наблюдения и визуального контроля в любых местах, куда доступ затруднен или ограничен, а также при негласном документировании различных действий. Наличие инфракрасной камеры или камеры ночного видения позволяет фиксировать эти процессы в темное время суток.

Кроме того, в процессе расследования преступлений иногда возникает необходимость осмотра места происшествия с высоты для выявления всех улик в целях их последующей фиксации. Видеозапись с места происшествия, выполненная оператором БПЛА, может быть представлена в качестве приложения к протоколу осмотра на цифровом носителе. Также данный аппарат способен фиксировать проведение иных следственных действий (например, проверку показаний на месте), результатом может выступать отснятый на камеру цифровой материал, подлежащий предъявлению суду в качестве доказательства.

Ресурс применения БПЛА как специального технического средства весьма велик и может быть реализован как в отдельном устройстве, так и в комплексе с другой аппаратурой, используемой на практике. При этом следует отметить, что возможности беспилотников постоянно расширяются, они становятся практически незаменимыми при проведении оперативно-профилактических операций МВД России.

В частности, можно рассмотреть вариант использования БПЛ для реализации ОРМ «Отождествление личности». Как показывает практика, задача компьютерного определения личности по фото не всегда успешна, поскольку по фотографии узнать человека, проходящего мимо камер наблюдения, весьма затруднительно. У методов идентификации по ДНК и отпечаткам пальцев также есть свои, пусть и незначительные, недостатки. Например, отпечатки у большинства пожилых людей имеют нечеткие папиллярные узоры, а процедура анализа ДНК требует много времени и усилий.

Таким образом, идентификацию личности по внешним признакам можно будет осуществлять с помощью БПЛА, оснастив их специальными цифровыми устройствами, способными выделять в видеопотоке лица людей, строить их 3D-модели и информировать оператора о совпадении, сохраняя информацию в базе данных. При этом появляется возможность использования таких комплексов, в частности, при проведении массовых мероприятий, где стационарные системы наблюдения технически установить сложно.

В качестве еще одного примера следует привести операции по выявлению незаконных посевов наркосодержащих растений, а также очагов их дикого произрастания, где способность БПЛА облетать труднодоступные участки местности значительно увеличивает эффективность борьбы с этим видом преступлений. Также технические ресурсы беспилотного оборудования позволят увеличить продуктивность противодействия браконьерству, незаконной добыче ископаемых, вырубке лесных насаждений и т. д.

К сожалению, немаловажной проблемой в последнее время стало использование летающих дронов криминальными и террористическими организациями в целях реализации преступных намерений: для наблюдения за режимными и другими объектами, доставки взрывчатых веществ, различных малогабаритных грузов заключенным в места лишения свободы, транспортировки наркотических средств и т. п. Государством и руководством правоохранительных органов принимаются меры, направленные на борьбу с этим явлением. Так, для пресечения подобных действий часть 1 ст. 13 «Права полиции» федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» была дополнена пунктом 40, а часть 3 ст. 23 «Применение огнестрельного оружия» - пунктом 5. Содержание п. 40 ч. 1 ст. 13 дает сотруднику полиции право «пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов» [5].

Это действительно эффективный способ борьбы с незаконно находящимися в воздушном пространстве БПЛА. Однако возникает вопрос о массовом оснащении подразделений техническими устройствами, позволяющими блокировать работу беспилотников.

Также на основании п. 5 ч. 3 ст. 23 закона «О полиции» сотрудник имеет право применять огнестрельное оружие «для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных п. 40 ч. 1 ст. 13 настоящего федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным» [6]. Тем не менее нужно понимать, что поразить движущуюся цель относительно небольших размеров на значительной высоте затруднительно даже хорошо подготовленному стрелку. При этом если незаконно находящийся в воздухе беспилотник входит в район проведения массовых мероприятий, то часть 6 ст. 23 данного нормативного акта лишает представителя полиции права использовать оружие при скоплении граждан, если в результате этого могут пострадать случайные лица [7].

В подобной ситуации, по нашему мнению, в качестве дополнительной меры можно задействовать БПЛА со специальным снаряжением, позволяющим производить захват летающего объекта, что в итоге даст возможность специалистам изучить данный аппарат, установить происхождение и принадлежность конкретному лицу. При этом очевидно, что по мощности, скорости и грузоподъемности беспилотник, используемый правоохранителями, должен значительно превосходить соперника.

Все же под футуристическим лоском возможностей беспилотной техники кроется множество вопросов проблемного характера, на некоторых из них необходимо остановиться. В частности, А.А. Кежов, Ю.А. Грачев и И.В. Степанов отмечают, что использование такого оборудования, несмотря на существенные преимущества, все равно остается дорогостоящим мероприятием. Цена комплекса БПЛА иногда запредельна, не считая затрат на его ремонт и содержание, что является одной из причин недостаточного оснащения ими подразделений МВД России. Кроме того, отсутствует централизованная система управления отделениями, применяются беспилот-ники, действующие на базе самых разных структурных подразделений МВД. В неполном объеме реализовано обучение специалистов по обращению с БПЛА [8, с. 42].

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что для обеспечения надлежащего технического уровня проведения оперативно-разыскных мероприятий и систематизации работы по реализации ресурсов беспилотное оборудование должно находиться в ведении специально созданного единого подразделения в системе МВД России. Перед осуществлением органами оперативно-разыскных операций необходима подготовка соответствующего задания с указанием цели, задачи, района или места применения БПЛА. При этом следует сделать акцент на том, что если он используется в целях видеофиксации над частной собственностью разрабатываемого лица, то нужно получить разрешение суда на проведение данного мероприятия, чтобы не нарушать права гражданина, гарантируемые Конституцией Российской Федерации.

Для создания благоприятных условий применения рассматриваемой техники, помимо устранения правовых проблем, связанных с разрешением ее задействования со стороны властей, важно определить правовые пределы использования в соответствии с конституционными правами граждан и иных защищаемых государством лиц и объектов. Сейчас это регламентируется нормами Конституции, уголовного права и решениями Верховного суда, которые, в частности, определяют понятие «жилище». Однако считаем, что здесь есть потенциал для совершенствования правовых позиций.

Для полноценной реализации ресурсов БПЛА в ОРД к ним предъявляют ряд требований: они должны быть компактными, надежными, незаметными и др. Разумеется, используемая техника, возможно, еще далека от совершенства, но перспектива ее применения предопределяет дальнейший генезис. Как подчеркивает Б. Кастерс, технология беспилотного пилотирования на определенном уровне уже доступна, но в некоторой степени все еще находится в развитии [9].

Таким образом, БПЛА не является совершенным образцом научно-технического прогресса. В настоящий период активно развиваются технологии, направленные на расширение возможностей беспилотных роботизированных систем, способных эффективно выполнять поставленные задачи не только в воздухе, но и на земле, под землей, на поверхности воды и под водой. Подобные технические средства могут оказать огромную помощь оперативным подразделениям органов внутренних дел при решении оперативно-служебных задач.

В заключение отметим, что беспилотные аппараты имеют большой технический потенциал в рамках совершенствования работы правоохранительных органов, а повсеместное обращение к ним при осуществлении оперативно-разыскной деятельности является вопросом времени. В то же время необходимо четко определить стандарты и требования к данной технике, наделить полномочиями ее использования единое подразделение в составе силовых структур, обеспечив

качественную подготовку персонала и оснастив его современным оборудованием, что позволит постоянно повышать эффективность его применения.

Ссылки:

1. Козлов Д. Интерес к применению БЛА в системе МВД постоянно возрастает [Электронный ресурс] // Новости ВПК. 2008. 11 февр. URL: https://vpk.name/news/13599_interes_k_primeneniyu_bla_v_sisteme_mvd_postoyanno_vozrastaet.html (дата обращения: 11.03.2020).

2. Там же.

3. Диндал Г.Л., Бернцен Т.А., Редсе-Йохансен С. Автономные военные БПЛА перестали быть научной фантастикой [Электронный ресурс] // Вестник НАТО. 2017. 28 июля. URL: https://www.nato.int/docu/review/2017/Also-in-2017/auton-omous-military-drones-no-longer-science-fiction/RU/index.htm (дата обращения: 11.03.2020).

4. Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г. Об использовании беспилотных летательных аппаратов в оперативно-разыскной деятельности // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2019. № 1 (46). С. 125-130.

5. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ : в ред. от 27 дек. 2019 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Там же.

7. Там же.

8. Кежов А.А., Грачев Ю.А., Степанов И.В. Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 40-43.

9. The Future of Drone Use. Opportunities and Threats from Ethical and Legal Perspectives / ed. by B. Custers. Berlin, 2016. 394 p. https://doi.org/10.1007/978-94-6265-132-6.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.