Гуров Данил Валерьевич
кандидат педагогических наук, доцент,
начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])_'_
Деятельность оперативных подразделений при обеспечении массовых мероприятий
В данной статье указывается, что оперативный поиск - это комплекс осуществляемых оперативными аппаратами оперативно-разыскных и иных мероприятий, обеспечивающих получение информации о лицах, фактах, обстоятельствах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел.
Ключевые слова: массовые мероприятия, преступление, оперативно-технические средства.
D.V. Gurov, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Head of a Chair of Operative and Detective Activity and Special Technics of the Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Activity of operational divisions when ensuring mass actions
In this article it is said that quick search is a complex of the carried-out expeditious devices operative-investigation and other actions providing obtaining information on persons, the facts, the circumstances representing operational interest for law-enforcement bodies. Key words: mass actions, crime, operating-technical means.
Массовые мероприятия можно условно разделить на две группы:
1. Санкционированные (запланированные:
а) проходящие по плану (осуществляется обеспечение безопасности от внешних источников угроз);
б) переросшие в совершение преступлений, таких как массовые беспорядки, теракт и др. (осуществляется обеспечение безопасности от внутренних угроз).
2. Несанкционированные:
а) организованные;
б) стихийные.
Основная деятельность оперативных подразделений ОВД в любом из указанных случаев заключается в проведении оперативного поиска.
Оперативный поиск - это комплекс осуществляемых оперативными аппаратами оперативно-разыскных и иных мероприятий, обеспечивающих получение информации о лицах, фактах, обстоятельствах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел, а также ее проверку и использование в целях предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников.
Оперативный поиск призван обеспечить поступление в оперативные аппараты информации:
о лицах, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ожидать совершения преступления, а также о тех, кто за-
мышляет или подготавливает, совершает или уже совершил преступления либо разыскивается в связи с их совершением;
о фактах подготовки, покушения и совершения преступлений;
об обстоятельствах, выступающих в качестве причин и условий совершения преступлений.
Оперативный поиск осуществляется: 1) оперативными работниками; 2) внештатными сотрудниками; 3) другими подразделениями ОВД (патрульно-постовой службой, участковыми уполномоченными, ФМС, ГИБДД и др.);
4) представителями общественных организаций; 5) населением. При этом используются: 1) оперативные учеты; 2) наведение справок; 3) специальная техника; 4) опрос граждан;
5) осмотр; 6) личный сыск, наблюдение; 7) отождествление личности; 8) фиксация и анализ слухов, мониторинг конфликтных ситуаций; 9) оперативный анализ.
Оперативный поиск проводится в толпе, среди участников массовых беспорядков, а также вне зоны локализации массовых беспорядков, с учетом естественно складывающейся обстановки или искусственно создаваемых сотрудниками органов внутренних дел условий.
В рамках оперативного поиска для оперативных подразделений ОВД существуют следующие возможности по пресечению массовых беспорядков:
оперативно-технические (средства связи, средства фиксации информации, специальные химические вещества и т.д.);
52
оперативно-тактические (проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий).
Выделяют три временных этапа по пресечению массовых беспорядков:
1. Назревание, подготовка массовых беспорядков - в зависимости от их характера (стихийного либо спланированного):
выявление и устранение криминообразу-ющих факторов, способствующих возникновению массовых беспорядков;
выявление лиц, являющихся организаторами, зачинщиками, потенциальными участниками массовых беспорядков, и оказание на них необходимого оперативно-профилактического воздействия с целью отказа от совершения преступных действий;
выявление групп экстремистского характера и проведение мероприятий по их разобщению тельности.
2. Возникновение, осуществление массовых беспорядков:
выявление организаторов, подстрекателей, наиболее активных участников массовых беспорядков;
документирование преступной деятельности, задержание;
принятие мер к пресечению преступлений, сопутствующих массовым беспорядкам (мародерство, грабежи и т.д.).
3. Ликвидация, прекращение массовых беспорядков:
проведение оперативно-разыскных мероприятий на месте возникновения и осуществления массовых беспорядков;
проведение мероприятий, направленных на выявление очевидцев преступной деятельности конкретных лиц;
организация работы с задержанными лицами; организация работы с целью получения оперативно значимой информации об организаторах, подстрекателях, активных участниках, а также их преступных связях.
В ходе оперативного поиска постоянно выявляются лица, представляющие оперативный интерес.
Лица, представляющие оперативный интерес, - это лица, совершившие преступление, причастные и прикосновенные к нему, в частности:
а) исполнители, т.е. лица, непосредственно совершающие преступления;
б) организаторы, т.е. лица, организовавшие совершение преступлений или руководившие их совершением;
в) подстрекатели, т.е. лица, склоняющие других к совершению преступлений;
г) пособники, т.е. лица, содействующие совершению преступлений советами, указаниями, предоставлением средств или устранением
препятствий, заранее обещавшие скрыть преступника, орудия и средства совершения преступлений, следы преступлений либо предметы, добытые преступным путем;
д) лица, прикосновенные к преступлениям, т.е. не принимавшие участия в преступлении, но осуществляющие общественно опасную деятельность, препятствующую разоблачению виновных.
Признаки, по которым выявляются данные лица, можно классифицировать следующим образом:
1) групповые:
а) относимость обнаруженного человека к категории лиц, представляющих оперативный интерес (характерные признаки поведения);
б) относимость конкретного явления, обстоятельства к подготавливаемому или совершенному преступлению (общие для группы преступлений); поведенческие признаки (активные призывы к массовым беспорядкам, снабжение участников массовых беспорядков веществами и предметами, ограниченными или запрещенными в гражданском обороте, алкогольными напитками, распространение агитационных материалов и др.);
2) индивидуальные:
а) не связанные с совершением данным лицом преступления: внешнее строение тела человека (анатомические); двигательные, речевые и другие внешне проявляемые функции (функциональные), такие как чрезмерная наблюдательность, нервозность, сосредоточенность на каком-либо объекте, оглядывание по сторонам и т.д., приметы одежды, обуви, украшений, признаки внешности, указывающие на принадлежность к неформальным экстремистским организациям, например специфическая одежда, характерная стрижка, татуировки и др.;
б) возникшие в связи с подготовкой или совершением преступления: следы борьбы с жертвой преступления на теле или одежде; следы химических веществ; наличие немотивированных предметов и вещей (агитационные листовки, памятки для участников массовых беспорядков, письменные призывы к массовым противоправным действиям и т.д.).
Основная цель любых оперативно-разыскных мероприятий - это документирование преступных действий, которое включает в себя несколько операций:
1) задержание с поличным;
2) изъятие документов, предметов, веществ, образцов для идентификации;
3) фиксацию преступных действий на видео-, аудионосители, пометки специальными химическими веществами с последующим задержанием.
53
Проведение оперативно-разыскных и поисковых мероприятий невозможно без применения специальных технических средств.
Специальные технические средства, применяемые сотрудниками ОВД при проведении массовых мероприятий, можно объединить в три группы:
1) средства поиска взрывных устройств: ме-таллоискатели, нелинейные локаторы, беспилотные летательные аппараты;
2) средства контроля доступа: металлоиска-тели, рентгеновские аппараты, детектор паров взрывчатых веществ, обнаружители оптических устройств, блокираторы радиовзрывателей;
3) средства фиксации информации (документирования): аудио-, видеозапись, беспилотные летательные аппараты, средства контроля связи, специальные химические вещества.
В первую очередь, необходимо научить сотрудников полиции обнаруживать и идентифицировать взрывные устройства по характерным демаскирующим признакам, прогнозировать и контролировать возможные места установки исполнительных приборов, места расположения подрывников с командно-передающими приборами визуально и с помощью существующих средств поиска: металлоискателей, нелинейных радиолокаторов и других технических средств, например беспилотных летательных аппаратов, а также посредством фотографирования.
В настоящее время на первое место выходит проблема поиска мест установки радиоуправляемых взрывных устройств. Необходимо, в частности, совершенствовать методы их распознавания на фоне местности и ложных объектов техническими средствами, например, используя дополнительные частные признаки переизлученных сигналов нелинейных радиолокаторов. Информация о местах недавней установки радиоуправляемых взрывных устройств может быть получена с использованием беспилотных летательных аппаратов, на которых установлены тепловизоры. Тепловизионная техника способна обнаруживать радиоуправляемые взрывные устройства по температурному контрасту исполнительного прибора и фона.
Средства контроля доступа необходимо применять во всех случаях, когда существует
возможность ограничить бесконтрольное проникновение граждан на территорию проведения массовых мероприятий. Целью применения этих средств является выявление террористов-смертников или лиц, способных пронести радиоуправляемые взрывные устройства.
Специальные технические средства фиксации информации можно разделить на средства фиксации визуальной информации (фотоаппараты различного типа); средства фиксации аудиальной информации (диктофоны, рекордеры, узконаправленные микрофоны); комбинированные средства фиксации информации (видеокамеры различного типа). Необходимо отметить, что технические средства данной группы имеют универсальный характер, т.е. могут использоваться как для наблюдения, так и для одновременной фиксации информации, позволяют наблюдать за действиями конкретных лиц в темное время суток с одновременной записью информации.
Заключительную группу специальных средств, используемых в ходе выявления и документирования действий организаторов, подстрекателей, активных участников массовых беспорядков, образуют специальные химические вещества. Оперативные сотрудники, работающие в толпе, наиболее часто используют люминесциру-ющие вещества (порошки, карандаши, аэрозоли). Представляется, что наиболее целесообразным и эффективным для пометки одежды, открытых участков тела лиц - объектов документирования является использование различных люминесцирующих порошков, так как в данном случае достигается оптимальное соотношение простоты и безопасности использования специального химического вещества (имеется в виду опасность демаскировки оперативного сотрудника). Использование же лю-минесцирующего карандаша или аэрозоля может быть замечено окружающими или самим объектом документирования. Пометка специальными химическими веществами осуществляется сотрудниками группы выявления и документирования с целью определения причастности конкретных лиц к организации или активному участию в массовых беспорядках для их последующего задержания, например, в зоне локализации массовых беспорядков, а также на прилегающей территории во время или после их проведения и ликвидации.
54