Научная статья на тему 'Деятельностный подход к работе оперативного сотрудника: триада властных полномочий и правосознание'

Деятельностный подход к работе оперативного сотрудника: триада властных полномочий и правосознание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПРАВОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ПОЛНОМОЧИЯ / AUTHORITY / OPERATIONS OFFICER / ОПЕРАТИВНЫЙ СОТРУДНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попандопуло Дмитрий Валерьевич

В статье на основе деятельностного подхода и анализа законодательства Российской Федерации рассматриваются вопросы правоприменения оперативно-разыскного, административного и уголовно-процессуального законодательства оперативными сотрудниками, влияющие на формирование правосознания правоохранителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попандопуло Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE APPROACH TO THE OPERATIONAL TEAM MEMBER WORK: TRIAD OF POWERS AND THE SENSE OF JUSTICE

In article on the basis of the activity approach and analysis of the legislation of the Russian Federation examined the issue of law enforcement investigative, administrative and criminal-procedural legislation, the operational staff, the formation of legal consciousness of law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к работе оперативного сотрудника: триада властных полномочий и правосознание»

2. Керимов Д. А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2003.

3. Колесникова Л. В. Юридический дискурс как результат категоризации и концептуализации действительности: на материале предметно-терминологической области «Международное частное право»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2007.

4. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М., 2003.

5. Палашевская И. В. Функции юридического дискурса и действия его участников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5 (2).

6. Русакова О. Ф. PR-дискурс: теоретико-методологический анализ. Екатеринбург, 2008.

7. Eliot T. S. Critical essays. Warsaw, 1972.

8. Fairclough N. Language and Power. L.; N.-Y., 1989.

9. Graham S. J. H., Merges R. P., Samuelson P., Sichelman T. High technology enterpreneurs and the patent system: results of the 2008 berkeley patent survey. URL: http://www.btlj.org/data/articles/ 24_feature.pdf

10. Knake R. N. The Supreme Court's Increased Attention to the Law of Lawyering: Mere Coincidence or Something More? URL: http://www.wcl. american.edu/j ournal/lawrev/60/knake.pdf

11. Legal Abbreviations. A free online legal abbreviations search engine for definitions of law terminology & legal terms. URL: http://www.legal-abbreviations.org

2. Kerimov D. A. Methodology of law. The object, functions, problems of philosophy of law. Moscow, 2003.

3. Kolesnikova L. V. The legal discourse as a result of categorization and conceptualization of reality: on the subject of material and a terminology field of «Private International law»: abstract of dis. ... PhD in philology. Stavropol, 2007.

4. Makarov M. L. Fundamentals of the theory of discourse. Moscow, 2003.

5. Palashevskaya I. V. The functions of legal discourse and the actions of its actors // Proceedings of Samara scientific center of the Russian Academy of sciences. 2010. Vol. 12. № 5 (2).

6. Rusakova O. F. PR-discourse: theoretical and methodological analysis. Ekaterinburg, 2008.

7. Eliot T. S. Critical essays. Warsaw, 1972.

8. Fairclough N. Language and the power. London; New York, 1989.

9. Graham S. J. H., Merges R. P., Samuelson P., Sichelman T. High technology of entrepreneurs and the patent system: results of the 2008 berkeley patent survey. URL: http://www.btlj.org/data/articles/ 24_feature.pdf

10. Knake R. N. Supreme Court's Increased Attention to the law of layering: mere coincidence or something more? URL: http://www.wcl. american. edu/journal/lawrev/60/knake.pdf

11. Legal Abbreviations. A free online legal abbreviations search engine for definitions of law terminology & legal terms. URL: http://www.legal-abbreviations.org

УДК 351.745.7 ББК 67.99

Д. В. Попандопуло

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА: ТРИАДА ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ПРАВОСОЗНАНИЕ

В статье на основе деятельностного подхода и анализа законодательства Российской Федерации рассматриваются вопросы правоприменения оперативно-разыскного, административного и уголовно-процессуального законодательства оперативными сотрудниками, влияющие на формирование правосознания правоохранителей.

Ключевые слова: деятельность, правосознание, полномочия, оперативный сотрудник.

ACTIVE APPROACH TO THE OPERATIONAL TEAM MEMBER WORK: TRIAD OF POWERS AND THE SENSE OF JUSTICE

In article on the basis of the activity approach and analysis of the legislation of the Russian Federation examined the issue of law enforcement investigative, administrative and criminal-procedural legislation, the operational staff, the formation of legal consciousness of law enforcement officers. Key words: activity, consciousness, authority, operations officer.

Работа сотрудника оперативного подразделения как должностного лица органа, создаваемого государством для защиты прав, свобод, законных интересов всех членов общества, является одним из важнейших общественно полезных видов деятельности.

Философско-энциклопедические издания определяют понятие «деятельность» как «специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование... Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность - реальная движущая сила как индивидуальной, так и общественной жизни и условие существования человека и общества» [1; 2].

Философская теория деятельности, с точки зрения Т. В. Науменко, ориентирована на реализацию объяснительного принципа в отношении различных явлений и процессов, проистекающих в обществе [3]. Под деятельностью исследователь понимает способ существования социальной формы движения, то есть способ, которым существует общество. Процесс совместной деятельности людей является основой всего социального. В этом заключена сущность деятельностно-го подхода как метода исследования общественных процессов. Как отмечает В. А. Бажанов, «дея-тельностный подход - философская концепция, придающая деятельности более фундаментальный онтологический статус, нежели констатация существования отдельных объектов-вещей. Понимание деятельности как особого вида действительности означает, что практика заключается в воздействии действительности "в форме деятельности" на действительность "в форме объекта", а субъект деятельности включен в качестве специфического фрагмента действительности (И. С. Алексеев)... С точки зрения деятель-ностного подхода сознание конструирует онтологию, приписывая миру те свойства, которые как бы заданы деятельностью и/или не противоречат самой возможности предстоящей деятельности» [4, с. 162-164]. По мнению Ю. В. Громыко, только мыследеятельностный подход позволяет процессуализировать и конструктивно представить социальные институты и человека как систему способностей и особых деяний в виде конкретных требований к организации процессов мышления, коммуникации, действия в конкретных ситуативных контекстах. Это «важнейшее завоевание деятельностного подхода» позволяет совершенно по-новому решать проблему взаимосвязи человека и социального института [5, с. 116-117].

Основываясь на вышеизложенном, вполне возможно применить деятельностный подход в исследовании методологических оснований различных аспектов работы оперативного сотрудника. В. Головин считает, что подобный подход позволяет полнее учесть отражательно-преобразующий характер оперативной работы и выразить диалектику активного отношения к действительности. Преимущества его заключаются в том, что он охватывает такие элементы деятельности, как субъект, объект, средства, формы, методы деятельности, а также ее результат, и рассматривает их в движении и взаимосвязи [6].

В рамках данной статьи мы рассмотрим лишь правовую проблему взаимосвязи основных видов деятельности при выявлении и пресечении преступлений в результате оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ), проводимых сотрудниками оперативных подразделений, исходя из законодательно определенных для них властных полномочий (на примере органов внутренних дел). Исследовать данную проблему, как представляется, необходимо с позиций юридического позитивизма, в противном случае правосознание оперативного сотрудника потребует слишком широкого анализа.

Традиционно принято считать, что любая осознанная деятельность предполагает наличие цели, средств (в самом широком понимании - и материальных, и идеальных), собственно процесса (действия) и результата. Включая в общее определение деятельности спонтанные и бессознательные действия, В. П. Павлов описывает структуру, в которой целенаправленная деятельность обусловливается взаимосвязью аналогичных компонентов: ситуации, цели, задачи и решения [7, с. 8]. Для исследователя деятельностный подход - это связующая основа системного, ситуационного и антропологического подходов в менеджменте (управлении, администрировании) через понятия «система», «ситуация» и «менталитет», а через виды деятельности с деятельностным подходом он связывает управление.

В науке и практике права и государственного управления существуют многообразные классификации видов и форм деятельности: управленческая и исполнительская, материальная и духовная, трудовая и нетрудовая, индивидуальная и коллективная, рутинная и творческая, производственная и образовательная (учебная), правотворческая и правоприменительная и так далее. Деятельность сотрудников правоохранительных органов в основном осуществляется в форме правоприменения. Данный вид предполагает нали-

чие у его исполнителей не только государственно-властных полномочий, но и высокого уровня нравственности, способности к глубокому моральному осмыслению правовой реальности, позитивного отношения к праву и правовым институтам, умений и навыков применения права, твердых правовых установок, глубоких юридических знаний, то есть зрелого правосознания.

Государственное управление осуществляется через органы государственной власти. Органы власти, созданные для охраны права и осуществляющие правоохранительную деятельность, называют правоохранительными, к ним относятся и государственные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД). Последние, управляя определенными специфическими общественными процессами, по мнению ряда ученых, осуществляют административную деятельность. Так, Д. Н. Бахрах, анализируя понятие и виды юридического процесса в деятельности государственной администрации, по признаку субъекта властной деятельности выделяет процессы осуществления исполнительной власти и судопроизводства, не затрагивая напрямую уголовно-процессуальную деятельность, при этом ОРД относит к негласной административной деятельности [8, с. 144, 156]. Не в полной мере соглашаясь с подобным мнением, отметим, что более распространенным подходом является функциональное разделение видов деятельности государственных органов, в частности правоохранительных, образовавших к настоящему времени самостоятельные отрасли права. В рамках исследуемой проблемы нам ближе позиция А. А. Левченко, который утверждает, что функции органов внутренних дел «в общем плане включают в себя административную, оперативно-разыскную и уголовно-процессуальную деятельность» [9, с. 34]. Именно эти виды деятельности определяют основную триаду властных полномочий сотрудников оперативных подразделений, важнейшую для достижения задач и целей их профессиональной деятельности.

Триады в деятельностном подходе и в организации работы оперативных подразделений, их сотрудников встречаются не так редко. Например, С. М. Вишнякова определяет триаду продуктивной деятельности как единство трех главных предпосылок, обеспечивающих достижение положительных социально значимых результатов. Выражается она формулой «квалификация - компетентность - креативность», элементы которой представляет собой восходящие ступени развития способностей человека. Первый из них ха-

рактеризует субъекта как носителя рабочей силы, второй - как работника, третий - как личность [10]. В теории оперативно-разыскной деятельности традиционно используется триада сил ОРД (сотрудники, конфиденты, общественность), триада средств ОРД (техника, животные, учеты), триада форм деятельности (гласная, негласная, зашифрованная) и т. п. Триада властных полномочий, соответствующих видам правоохранительной деятельности, применяется на практике постоянно, однако ни в научной литературе, ни в сознании оперативных сотрудников она не укоренилась, что представляется существенным упущением и научного, и оперативно-разыскного сообщества. Фактически не созданы условия для мотивации правомерных действий, не сформировано позитивное правосознание сотрудника для работы как в стандартных, так и в экстремальных ситуациях, что приводит к вынужденному «творчеству» оперативных сотрудников, которое не всегда соответствует закону. Аналогичные действия могут быть вызваны и различным толкованием положений нормативных правовых актов должностными лицами множества руководящих, контролирующих и надзорных инстанций. С этим постоянно сталкиваются сотрудники оперативных подразделений, вплоть до обвинений их в фальсификации материалов ОРД.

Особое значение имеет деление деятельности на репродуктивную (направленную на получение предполагаемого результата известными же средствами) и продуктивную, или творческую, связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных результатов с помощью новых средств. Возможность репродуктивной деятельности в ОРД заложена общностью задач, целей и ожидаемых результатов, но многообразие тактических ситуаций требует от оперативного сотрудника быть способным к продуктивной деятельности, квалифицированным, компетентным и креативным, что далеко не всегда имеет место. Здесь поможет триада усвоения юридической информации, предложенная Е. А. Жуковым: формальное знание (наличие сведений о существовании правовой нормы и некоторых приемах и способах оперативной работы), правовая осведомленность (понимание требований к тем или иным ОРМ, связь ОРД с уголовно-процессуальными нормами, видение следственной перспективы дела) и, наконец, умение творчески относиться к использованию тактических приемов, построению версий, грамотно документировать преступные действия, навыки уголовно-правовой квалификации деяний [11, с. 7].

Как правило, триады властных полномочий применяются в документировании и использовании результатов ОРМ при пресечении выявленных преступлений, связанных с моментом завершения ОРД и переходом к иным видам деятельности. Например, на практике постоянно возникают вопросы о том, чем завершаются результаты ОРМ «Проверочная закупка» или «Оперативный эксперимент» (выявлением факта преступления, задержанием с поличным преступника или же полным сбором материалов с опросом всех участников и изъятием предмета преступного посягательства), с какого момента требуется работа следователя на месте происшествия, как документировать действия оперативных сотрудников в случае его отсутствия. Проблемы связаны с неурегулированностью многих механизмов реализации результатов ОРД именно на законодательном уровне, и для формирования правосознания оперативного сотрудника требуется скрупулезный комплексный анализ законодательных актов Российской Федерации.

Выявление и пресечение преступлений Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее - закон «Об ОРД») [12] устанавливает в числе задач данного специфического вида деятельности, осуществляемого только оперативными подразделениями государственных органов. В рамках указанного закона решение данных задач предписывается осуществлять путем проведения ОРМ.

По сути, выявление преступлений оперативными подразделениями - это непроцессуальные действия сотрудников оперативных подразделений, в ходе и в результате которых производится собирание и документирование информации о событиях, имеющих признаки преступлений, их времени, месте, способе, других обстоятельствах совершения и причастных к ним лицах. Обнаружить событие преступления сотрудник может опосредованно, получив сведения от физических или юридических лиц, из средств массовой информации или иных источников, либо непосредственно, лично став его очевидцем, изучив документы и т. п. В соответствии со своей квалификацией и компетентностью он обязан проанализировать собранную им информацию о событии и определить наличие необходимых признаков преступления, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Выявление им указанных признаков, надлежащее документирование и фиксация полученной информации (даже при отсутствии полных сведений обо всех лицах, причастных к преступлению) означают, что за-

дача ОРД по выявлению преступлений решена и данная деятельность может быть на этом закончена. По сути, должно завершаться и проведение ОРМ.

Выявление в результате завершаемого ОРМ лица, замышляющего, подготавливающего или совершающего преступление, в большинстве случаев предшествует следующей задаче ОРД -пресечению преступлений, которое можно понимать как недопущение противоправных действий лица путем их прерывания по независящим от него обстоятельствам на этапе реализации умысла на совершение преступления (приготовления или покушения). В определенных условиях задача по пресечению преступления на завершающем этапе ОРМ может быть решена сотрудником при опосредованном его выявлении, но, как правило, она возникает и решается при непосредственном обнаружении признаков подготавливаемого или совершаемого преступления.

Однако путем проведения собственно оперативно-разыскных мероприятий, исключительный перечень которых установлен ст. 6 закона «Об ОРД», невозможно пресечь выявленное преступление, поскольку ни одно действие по предотвращению преступлений не входит в перечень ОРМ. Необходимо согласиться с В. А. Гусевым [13] в том, что оперативно-разыскное законодательство к действиям по пресечению преступлений относит изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывание услуг связи, которые вправе осуществить оперативное подразделение при проведении ОРМ (ст. 15 закона «Об ОРД»), и не предоставляет права осуществлять задержание и доставление граждан. Но и В. А. Гусев, и А. Ю. Шумилов [ 1], и ряд других ученых, а также практические сотрудники считают, что в ОРД используются такие практические мероприятия, как захват, блокирование, задержание (с поличным), досмотр, засада и т. п. Подобные действия неоднократно предлагалось внести в оперативно-разыскное законодательство, в том числе как принудительные меры обеспечения оперативно-разыскного производства [15, с. 176.]. Здесь необходимо отметить, что действующее оперативно-разыскное законодательство России не предусматривает проведения мероприятий, которые были бы связаны с фактическим лишением основных прав и свобод человека и гражданина, а установлена лишь возможность временного ограничения отдельных прав и свобод (на тайну телефонных переговоров, неприкосновенность жилища и т. п.) при соблюдении определенных ст. 8 закона «Об ОРД» условий.

Таким образом, не имея прав, например, на фактическое лишение свободы передвижения, должностное лицо любого оперативного подразделения, уполномоченное на осуществление ОРД, при выявлении противоправного деяния в ходе завершения ОРМ не может в рамках данной деятельности принять меры пресечения совершаемого преступления, задержав преступника. Следует отметить, что и в теории, и в практике ОРД имеют место ситуации, которые позволяют оперативному сотруднику законно не принимать немедленно меры по пресечению обнаруженного непосредственно преступного деяния. Возможность исключения ряда обязанностей, ограничений и запретов, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности, предусмотрена и в законах [16, ч. 2 ст. 29]. Это обусловлено выполняемыми в конкретный момент времени целями негласного ОРМ, вопросами защиты государственной тайны или безопасности участников ОРД и т. п.

Между тем и в обычных условиях задача по пресечению оперативным сотрудником большинства выявленных преступлений представляется невыполнимой в рамках ОРД. Однако, как отмечалось выше, правоохранительная деятельность оперативных сотрудников не ограничивается только оперативно-разыскными компетенциями.

Оперативное подразделение ОВД, уполномоченное на осуществление ОРД, одновременно обладает компетенциями полиции, являясь в соответствии с указами Президента Российской Федерации [17; 18] ее подразделением. В правах полиции и ее сотрудников, согласно ст. 13, 27 и другим положениям Федерального закона от 07.02.2011 № 3 «О полиции», предусмотрено достаточно мер по пресечению противоправного поведения.

В момент завершения ОРМ, результатом которого стало выявление события, подпадающего под признаки преступления, и лица, виновно-причастного к данному событию, проводивший его сотрудник оперативного подразделения ОВД как сотрудник полиции обязан принять меры по предотвращению и (или) пресечению преступления, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления и сообщить об этом в территориальный ОВД или подразделение полиции (п. 2 ч. 2 ст. 27 закона «О полиции»). Закон в данном случае позволяет ему применить меры государственного принуждения, включая задержание, доставление, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и т. п., в зависимости от складывающейся ситуации.

Выявив преступление, после его пресечения зафиксировав это событие любым доступным способом, сотрудник полиции вправе получить от участников и очевидцев необходимые объяснения, справки, документы или их копии. Однако факт совершения преступления корреспондирует нас к другому законодательному нормативному правовому акту - Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (далее - УПК РФ), в соответствии с которым осуществляется процесс привлечения виновных в совершении преступлений к ответственности.

С момента поступления сообщения о преступлении (заявления, иного сообщения, в том числе переданного по каналам и сетям связи или в виде рапорта сотрудника), являющегося поводом для возбуждения уголовного дела, начинается процесс досудебного производства, а обеспечение дальнейшей законности связано с уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел и входящих в их состав территориальных и линейных управлений (отделов, отделений) полиции как органов дознания. Согласно ст. 40 УПК РФ любой ОВД является органом дознания, обладающим определенными компетенциями по проведению неотложных действий и предварительному расследованию, а также полномочиями уголовно-процессуального пресечения преступлений.

На практике, учитывая подследственность и территориальность, руководствуясь ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, для первичной проверки зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях руководители ОВД направляют на место их совершения следственно-оперативную группу (далее - СОГ). Дальнейшие действия сотрудников оперативного подразделения ОВД как органа дознания, включая проведение оперативно-разыскных мероприятий и представление результатов ОРД, осуществляются на основе решений руководителя СОГ, которым является следователь или штатный дознаватель либо лицо, возбудившее и принявшее к производству уголовное дело. В зависимости от гласного или негласного характера проведенных для выявления преступления или в ходе проверки ОРМ решение о сроках представления и объеме результатов ОРД лицу, производящему проверку или расследование, принимает уполномоченный руководитель органа, осуществляющего ОРД [19, п. 2], с соблюдением требований защиты государственной тайны и правил конспирации, а также с учетом необходимости изучения в уголовном судопроизводстве оснований для избрания меры пресечения задержанному.

Однако встречаются ситуации, когда следователь по объективным и субъективным причинам на место совершения выявленного преступления не выезжает и, соответственно, участия в первоначальных действиях не принимает. В этом случае сотрудники оперативного подразделения действуют в порядке, предусмотренном ст. 144-146, 156, 157 УПК РФ, если полномочия дознавателя начальником органа дознания или его заместителем ранее были возложены на сотрудников данного оперативного подразделения ОВД. Однако сотрудник, непосредственно участвовавший в ОРМ, не вправе проводить следственные и иные процессуальные действия в качестве дознавателя (ч. 2 ст. 41 УПК РФ), это может делать любой другой сотрудник органа дознания, уполномоченный соответствующим руководителем.

В качестве выводов настоящей статьи предлагается рассматривать компетенцию оперативных сотрудников в триединстве их властных полномочий, предусмотренных оперативно-разыскной, административной и уголовно-процессуальной отраслями законодательства. ОВД, являясь органом дознания и имея уголовно-процессуальные полномочия, включают в себя подразделения полиции, обладающие широкими административными полномочиями по выявлению и пресечению противоправных деяний в соответствии с законом «О полиции». Входящие в число подразделений полиции ОВД оперативные подразделения ОВД, руководствуясь оперативно-разыскным законодательством, располагают гласными и негласными методами и средствами, позволяющими выявлять преступления, получать и документировать сведения о подготавливаемых, совершаемых и совершенных противоправных деяниях при проведении ОРМ, принимать отдельные меры пресечения, не связанные с ограничением свободы и личной неприкосновенностью человека.

Практическое значение настоящей статьи заключается в формировании правосознания сотрудников оперативных подразделений в части законности их действий при завершении ОРМ, в результате которых было выявлено преступление и лицо, к нему причастное. Сложность

Литература

1. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и другие. М., 1983.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. М., 2001.

3. Науменко Т. В. Деятельностный подход как объяснительный принцип современной социальной философии // Credo new. 2013. № 1.

состоит именно в переходе от одного вида деятельности к другому на практике, поскольку схожие по содержанию задачи и полномочия предусматриваются смежными законами. Законность же зависит от того вида деятельности, которая в этот момент осуществляется, - оперативно-разыскная, административная или уголовно-процессуальная.

Достигнув при проведении конкретного ОРМ задачи ОРД по выявлению преступлений и лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, оперативный сотрудник может использовать оперативно-разыскные меры пресечения незаконных действий, не связанные с ограничением свободы и личной неприкосновенностью преступников, и завершить ОРМ. При этом, прекращая ОРД и переходя к административной деятельности, сотрудник обязан пресечь выявленные преступные действия, применяя свои полномочия как сотрудника полиции, и одновременно зафиксировать выявленное событие преступления путем административно обусловленных, учетно-регистрационных действий, сообщив об этом соответствующему руководителю ОВД или полиции, приняв заявление или подготовив рапорт об обнаружении признаков преступления, принять меры по охране места его совершения. Для физического пресечения преступных действий, задержания и доставления преступника в ОВД используются полномочия, предусмотренные законом «О полиции».

Философские подходы призваны внести смысл в довольно хаотичный и непоследовательный процесс изменения российской правовой системы, определив его основные ориентиры [20, с. 11]. Как представляется, осознание и выполнение сотрудниками ОВД предложенной последовательности действий, их документальное оформление при завершении ОРМ в полной мере будут соответствовать действующему законодательству и подзаконным нормативным правовым актам, способствовать обеспечению законности в деятельности оперативных подразделений ОВД, формированию правосознания их сотрудников.

Bibliography

1. Philosophical encyclopedic dictionary / ed. by L. F. Ilichev, P. N. Fedoseev and others. Moscow, 1983.

2. New philosophical encyclopedia: in 4 volumes / Under the editorship of V. S. Stepin. Moscow, 2001.

3. Naumenko T. V. Activity approach as an explanatory principle of modern social philosophy // New Credo. 2013. №. 1.

4. Бажанов В. А. Обсуждаем статьи о деятельности // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. XIII. № 3.

5. Громыко Ю. В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопросы философии. 2001. № 2.

6. Головин В. Нормативно-правовое регулирование деятельности ФСБ // Обозреватель-ОЬ-server. 2006. № 3.

7. Павлов В. П. Философские основания менеджмента (деятельностный подход): дис. ... канд. филос. наук. Казань, 2004.

8. Бахрах Д. Н. Административное право. М., 2000.

9. Левченко А. А. Мотивация правового поведения сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.

10. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999.

11. Жуков Е. А. Профессиональное правосознание сотрудников уголовного розыска: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1997.

12. Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. 18 августа.

13. Гусев В. А. Права оперативных подразделений полиции: законодательство и практика: монография. М., 2014.

14. Краткая сыскная энциклопедия: деятельность оперативно-розыскная, контрразведывательная, частная сыскная (детективная) / авт.-сост. А. Б. Шумилов. М., 2000.

15. Луговик В. Ф. Оперативно-разыскное право и кодификация // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-разыскной деятельности: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2015.

16. Федеральный закон РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

17. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Примечание к структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 2 марта.

18. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1336.

19. Приказ МВД России от 19.06.2012 № 608 // Российская газета. 2012. 21 июня.

20. Баранов П. П., Шпак В. Ю., Несмеянов Е. Е. и другие. Философия права: учебное пособие. Ростов н/Д, 2002.

4. Bazhanov V. A. Discuss article about the activity // Epistemology and philosophy of science. 2007. T. XIII. № 3.

5. Gromyko Y. V. Activity approach, new lines of research // Problems of philosophy. 2001. № 2.

6. Golovin V. Normative-legal regulation of the activities of the FSB // Obozrevatel-Observer. 2006. № 3.

7. Pavlov V. P. Philosophical foundations of management (activity approach): dis. ... PhD in philosophy. Kazan, 2004.

8. Bakhrakh D. N. Administrative law. Moscow, 2000.

9. Levchenko A. A. Motivation legal behavior of employees of internal Affairs bodies: dis. ... PhD in law. Rostov-on-Don, 2002.

10. Vishnyakova M. S. Vocational education. Dictionary. Key concepts, terminology and relevant vocabulary. Moscow, 1999.

11. Zhukov E. A. Professional awareness of employees of criminal investigation: auth. of dis. ... PhD in law. Rostov-on-Don, 1997.

12. Federal law of the Russian Federation from 12.08.1995 № 144 «About operatively-search activity» // Rossiyskaya Gazeta. 1995. August 18.

13. Gusev V. A. Rights operational police units: legislation and practice: monograph. Moscow, 2014.

14. Brief detective Encyclopedia: operatively-search activity, counterintelligence, private detective (detective) / avt.-status A. B. Shumilov. Moscow, 2000.

15. Lugovik V. F. Investigative law and codification // Actual problems of theory and practice of operational-investigative activity: materials of III an Russian. nauch.-practical. Krasnodar, 2015.

16. Federal law dated 07.02.2011 № 3 «On police» // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.

17. Note the Structure of the Central apparatus of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation dated 01.03.2011 № 248 // Russian newspaper. 2011. March 02.

18. The organization of the police: the decree of the President of the Russian Federation dated 01.03.2011 № 250 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. № 10. Art. 1336.

19. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 19.06.2012 № 608 // Rus. newsp. 2012. June 21.

20. Baranov P. P., Shpak V. Yu., Nesmeyanov E. E. and other. Philosophy of law: a training manual. Rostov-on-Don, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.