ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СУБЪЕКТАХ МАЛОГО БИЗНЕСА
Н.В. Макарова, канд. экон. наук, доцент
Самарский государственный технический университет
(Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-2-145-150
Аннотация. В соответствии с российским законодательством все субъекты предпринимательства обязаны вести бухгалтерский учет. Тем не менее, бухгалтерская отчетность не содержит всю необходимую для бизнеса информацию. Большинство предприятий, в том числе субъекты малого бизнеса, для принятия решений используют управленческую отчетность. В данной статье раскрываются особенности составления внутренней управленческой отчетности в субъектах малого бизнеса, представлены примерные формы такой отчетности, а также раскрыты показатели, которые должны быть включены в отчетность.
Ключевые слова: малый бизнес, управленческая отчетность, субъекты малого бизнеса, формы управленческой отчетности, управленческий учет.
Любое коммерческое предприятие первоначальной целью своей деятельности ставит получение прибыли. Достижение данной цели, в первую очередь, предполагает принятие грамотных управленческих решений, определяемых качеством предоставляемой информации.
Бухгалтерская отчетность, составляемая в соответствии с законодательством РФ, не содержит всю необходимую для бизнеса информацию. Большинство предприятий, по этой причине, ведут управленческую отчетность. Управленческая отчетность в данном случае является подсистемой бухгалтерского учета, обеспечивающей информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью.
Организация управленческого учета на предприятии своей целью ставит своевременное, достоверное получение информации о деятельности компании, в целях осуществления контроля над использованием ресурсов и управления деятельностью организации.
Управленческая отчетность является внутренней отчетностью, доступной для внутренних пользователей организации. В отличии от бухгалтерской отчетности, управленская отчетность формируется по запросу пользователей в тех формах, которые необходимы. Состав и структура
управленческой отчетности определяется предприятием самостоятельно.
Особое влияние на экономику государства оказывают субъекты малого предпринимательства. Благодаря ценовой и неценовой конкуренции среди субъектов малого предпринимательства, происходит стабилизация цен, улучшение качества продукции, сокращается безработица за счет создания рабочих мест.
Как в любой другой организации, целью составления управленской отчетности в малом предприятии является удовлетворение внутренних пользователей в информации для управления. А в связи с тем, что информация, отражаемая в типовых формах бухгалтерского учета в большей степени направлена на удовлетворение интереса внешних пользователей, а не внутренних, разработка форм управленческой отчетности в субъектах малого предпринимательства обретает особую актуальность.
В управленческую отчетность, помимо официальных цифр, выручки, чеков и прочего, может входить статистика - количество посетителей, клиентов и пр. Такие отчеты будут способствовать принятию обоснованных управленческих решений. Основными проблемами при ведении управленческого учета на предприятии, являются:
- отсутствие нормативно-правовых документов, регламентирующих ведение управленческой отчетности;
- внедрение самостоятельно организациями содержания, сроков, состава отчетности;
- маленький штат сотрудников малого предприятия, и, как следствие, отсутствие ресурсов для ведения управленческого учета.
Для того, чтобы внедрить управленческий учет, субъект малого предпринимательства должен решить следующие задачи:
- определить принципы построения внутренней отчетности, учитывая специфику деятельности организации и потребность в информации внутренних пользователей;
- определить алгоритм формирования показателей для внутренней отчетности;
- разработать формы внутренней отчетности [1].
Одним из основных критериев для информации, предоставляемой в правленческой отчетности, является доступность. Данный критерий говорит о том, что вся информация, которая формируется в рамках управленческой отчетности, должна быть понятна пользователю этой отчетности. Данное требование представляется абсолютно логичным, т.к. пользователь отчетности, в частности руководители предприятий, не будут тратить дополнительное время на прочтение отчетности или ее корректировку в целях принятия управленческого решения. Реализация данного критерия возможна через признаки, определяющие формы внутренней отчетности, представленной на рисунке 1.
Остановимся подробнее на каждой из представленных форм классификации.
По содержанию внутренняя отчетность может быть:
1. Комплексной итоговой, содержащей информацию для общей экономической оценки и контроля финансового состояния предприятия. Предоставляется информация за месяц, квартал, полгода, год.
2. Тематические отчеты могут быть сформированы по ключевым показателям, их формирование производится по мере необходимости. Это могут быть графики производства, поставки товаров.
3. Аналитические отчеты могут быть составлены по запросу руководителя и отражают информацию о причинах и следствиях каких-либо результатов деятельности компании.
По уровням отчетности выделяют:
1. Оперативные отчеты, предоставляемые на нижнем уровне управления и содержащие подробную информацию для принятия текущих решений. Могут быть составлены ежедневно или еженедельно.
2. Текущие отчеты. Такие формы отчетности составляются обычно для менеджеров среднего звена, имеют периодичность - месяц. В таких отчетах представляется обобщенная информация, необходимая для организации деятельности структурного подразделения.
3. Сводные отчеты. Составляются для менеджеров высшего звена с периодичностью от одного месяца до одного года. В такой отчетности обычно отражается общая информация об имущественном и финансовом положении организации, итоги инвестиционной деятельности.
Рис. 1. Классификация форм внутренней отчетности в субъектах малого бизнеса
По объему информации внутренние отчеты могут быть классифицированы как:
1. Сводки (включают в себя исходную информацию о текущих операциях, происходящих в структурных подразделениях фирмы).
2. Итоговые отчеты (включают в себя сводные данные о работе структурного подразделения или результатах работы по заказу/проекту за определенный период).
3. Общие (сводные) отчеты (на основе данных отчетов формируется агрегированная информация о деятельности всего предприятия).
Формы представления внутренней отчетности отличаются многообразием: табличной, графической, текстовой. Наиболее традиционной является табличная форма с комментариями по показателям. Графическая форма позволяет отразить динамику показателей, но при том является менее информативной. Текстовая форма может быть применима в случаях небольшого объема информации [2].
Чаще всего, информация, необходимая для ведения управленческого учета, имеет следующие направления (рис. 2).
Рис. 2. Информация, необходимая для целей управленческого учета
Малые предприятия могут применять дальнейшем финансовую устойчивость упрощенную форму баланса организации предприятия, его ликвидность. (табл. 1) Данная форма позволит оценить в
Таблица 1. Упрощенный баланс малого ^ предприятия
Наименование показателя Код На 31 декабря 2G г.1 На 31 декабря 2G _г.2 На 31 декабря 2G _г.3
АКТИВ Материальные внеоборотные активы
Нематериальные внеоборотные активы5
Запасы
Денежные средства и денежные эквиваленты
Другие оборотные активы
БАЛАНС
ПАССИВ Капитал и резервы
Долгосрочные заемные средства
Краткосрочные заемные средства
Кредиторская задолженность
БАЛАНС
Существует вариация данного баланса, используемая для целей управленческого учета - управленческий баланс. Его структура идентичная бухгалтерскому балансу, однако здесь составитель отчета не ограничен законодательными нормами и требованиями к содержанию отчета. Таким образом, компания может отражать показатели удобным для нее способом.
Управленческий баланс некоторым образом является «снимком» финансового состояния малого предприятия, то есть отражает реальную ситуацию и финансовое состояние компании на момент составления баланса. Благодаря управленческому балансу, организация может определить, откуда пришли средства, на какие цели они были израсходованы, и какие вообще средства есть у компании в настоящий момент. Благодаря управленческому балансу, компания может произвести расчет показателей чистого оборотного капитала, рентабельность собственного капитала,
оборачиваемости запасов, длительности хранения запасов, длительности кредиторской и дебиторской задолженности и пр.
Отчет о финансовых результатах позволяет увидеть суммы прибыли предприятия, проанализировать расходы и чистую прибыль, оценить деловую активность компании. Его форма также может быть упрощенной.
Исходя из деятельности субъекта малого предпринимательства, она может иметь различные виды. К примеру, для торгового предприятия отчет о финансовых результатах может быть составлен следующим образом (табл. 2). Его отличительной чертой является тот факт, что в данный вид отчета вносятся только признанные в текущем периоде расходы и доходы. Иначе говоря, деньги признаются потраченными или заработанными исключительно после передачи права собственности или подписи акта сдачи-приемки [3].
Таблица 2. Пример отчета о финансовых результатах для торговой компании, являющейся субъектом малого предпринимательства__
Показатель Сумма, тыс. руб.
Выручка от реализации товаров
Себестоимость реализованных товаров
Расходы, связанные с реализацией продукции
Маржинальная прибыль
Административные расходы
EBITDA
Амортизация основных средств
Амортизация НМА
EBIT
Прибыль от обычной деятельности
Прочие доходы
Прочие расходы
Прибыль до налогообложения
Расходы по налогу на прибыль
Чистая прибыль
Это перечень финансовых отчетов, принятых во всех компаниях, в том числе в субъектах малого предпринимательства. Все отчеты содержат стоимостные показатели.
Есть множество вариаций различных форм внутренней отчетности, присущих компаниям, осуществляющим какую-либо хозяйственную деятельность.
Рассмотрим основные формы отчетности, которые может внедрить компания для целей управленческого учета.
1. Отчеты об операционной деятельности. К данным видам отчетов, можно отнести отчеты, связанные с основной деятельности организации: производство, оказание услуг, то есть любая основная деятельность, за счет которой организация получает прибыль. Такая отчетность может содержать следующие показатели:
- производство продукции;
- приобретение (создание) запасов, включающие в себя не только сырье, материалы, комплектующие изделия, но и запасы готовой продукции;
- денежный поток;
- дебиторская задолженность.
То есть, это могут быть следующие виды отчетов:
- отчет о потребности в сырье и материалах;
- отчет о закупках комплектующих изделий и полуфабрикатов;
- отчет о производственных затратах;
- отчет о маркетинговых и сбытовых расходах.
2. Отчет об инвестиционной деятельности. Даже малые предприятия вкладывают часть своих денежных средств в развитие производства или деятельности. Такие отчеты могут содержать следующие показатели:
- покупка / продажа объектов основных средств;
- покупка / продажа объектов нематериальных активов;
- депозитные вклады, открываемые на длительный период;
- объем планируемых инвестиций.
Это могут быть отчеты:
- о движении денежных средств;
- об эффективности инвестиций.
3. Отчет о финансовой деятельности включает краткосрочные вложение, отражение движения заемного капитала, кредитование, управление наличными. Это могут быть следующие виды отчетов:
- отчет об изменениях в финансовых результатах деятельности;
- отчет об изменении дебиторской задолженности (в том числе и просроченной дебиторской задолженности);
- отчет об изменениях кредиторской задолженности (в том числе списанной в прибыль неистребованной кредиторской задолженности);
- отчет о движении денежных средств в рамках осуществления финансовой дея-
тельности (в частности, выплата дивидендов);
- отчет о формировании и использовании чистой прибыли, полученной по итогам года;
4. Отчет о продажах или услугах. Его составление необходимо для того, чтобы определить, в каком количестве и по какой стоимости была реализована продукция (оказаны услуги). Туда же можно включить динамику отгрузок, сведения о запасах. Могут быть следующие виды управленческой отчетности:
- отчет об объемах выпуска готовой продукции;
- отчет об остатках готовой продукции на складах;
- отчет о реализации готовой продукции в разрезе покупателей.
5. Отчеты о закупках, соответственно, включают отчетность компании о закупленных ею материалах, сырье, комплектующих и прочих производственных активов.
Классифицировать отчеты можно также и по объему информации, к примеру на промежуточно сводные, итоговые, общие.
Отчетность также может отличаться исходя из разных уровней управления.
Подведем итог вышеизложенному. Следует отметить тот факт, что нормативно-правовой базы по ведению управленческого учета в России нет, поэтому каждое предприятие может определять формы управленческой отчетности самостоятельно. Малые предприятия, точно также как и крупные, нуждаются в использовании в своей деятельности внутренней управленческой отчетности. Ведение эффективной деятельности предполагает наличие актуальной информации о текущем состоянии фирмы, а система бухгалтерского учета такие данные не предоставляет [3].
Грамотно составленная отчетность помогает предприятию обнаружить свои сильные и слабые стороны. Благодаря управленческой отчетности, руководители могут принять взвешенное и обоснованное решение, повысить производительность предприятия. Эффективная система организации и ведения управленческого учета определяет стабильность функционирования малого предприятия в современных условиях конкуренции.
Библиографический список
1. Хасанов Р.Н. Проблемы ведения управленческого учета // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заоч. науч. конф. - М.: Молодой специалист, 2017. -С. 45-48.
2. Хачатрян С.М., Малиновская Н.В. Проблемы формирования управленческой отчетности на малых предприятиях // Евразийский Научный Журнал. - 2017. - №4. - С. 98-105.
3. Чагин К.В. Управленческий учет // Бухгалтерский учет. - 2015. - № 5. - С. 25-32.
SOME ASPECTS OF FORMING MANAGEMENT REPORTING IN SMALL BUSINESS
N.V. Makarova, Candidate of Economy Sciences, Associate Professor Samara State Technical University (Russia, Samara)
Abstract. According to Russian law, all business entities are required to maintain accounting records. However, the financial statements don't contain all the information necessary for a business. Most businesses use management reporting to make decisions. This article contains the features of the preparation of internal management reporting in small business, approximate forms of such reporting are given, as well as the indicators that should be included in the reporting are disclosed.
Keywords: small business, management reporting, small business entities, management reporting forms, management accounting.