Научная статья на тему 'Анализ упрощенных форм бухгалтерской отчетности малых предприятий'

Анализ упрощенных форм бухгалтерской отчетности малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3239
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / УПРОЩЕННАЯ ФОРМА / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кемаева С. А., Бондаренко В. В.

В статье исследуются вопросы формирования упрощенных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных законодательством РФ для малых предприятий. Даются рекомендации по заполнению указанных форм субъектами малого бизнеса по данным бухгалтерского учета. Рассматриваются результаты анализа упрощенных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и их информативность для различных групп заинтересованных пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ упрощенных форм бухгалтерской отчетности малых предприятий»

26 (329) - 2013

Анализ бухгалтерской отчетности

УДК 338.1

АНАЛИЗ УПРОЩЕННЫХ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ*

С. А. КЕМАЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита E-mail: s. kemaeva@mail. ru

В. В. БОНДАРЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита E-mail: verabond052@mail. ru Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

В статье исследуются вопросы формирования упрощенных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных законодательством РФ для малых предприятий. Даются рекомендации по заполнению указанных форм субъектами малого бизнеса по данным бухгалтерского учета. Рассматриваются результаты анализа упрощенных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и их информативность для различных групп заинтересованных пользователей.

Ключевые слова: малое предпринимательство, бухгалтерский учет, упрощенная форма, бухгалтерская (финансовая) отчетность, анализ.

* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.

С 1 января 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4] (далее - Закон № 402-ФЗ), в соответствии с которым все организации - субъекты малого предпринимательства обязаны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Упрощенные формы бухгалтерской отчетности для малых предприятий, утвержденные Минфином России, вызывают дискуссии по поводу их информативности для внешних пользователей. Проанализируем порядок заполнения упрощенных форм бухгалтерской отчетности, сравним с соответствующими «полными» формами и дадим отдельные рекомендации по анализу бухгалтерской отчетности малых предприятий.

Представление качественной информации о финансовом положении организации и о финансовых

результатах ее деятельности в формах бухгалтерской отчетности - одна из важнейших задач для всех экономических субъектов. В соответствии с новым Законом № 402-ФЗ бухгалтерский учет нацелен на формирование итоговой информации в виде бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Отсутствие достоверной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности малых предприятий сдерживает развитие малого бизнеса, снижает приток инвестиций. Для получения кредитов или участия в тендерах малым предприятиям необходим полноценный бухгалтерский учет. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий производится с помощью ряда показателей:

- финансовой устойчивости;

- платежеспособности и ликвидности;

- оборачиваемости активов и собственного капитала;

- рентабельности капитала;

- величины чистых активов и др.

Все приведенные коэффициенты рассчитывают на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Критерии признания организаций су!

С 2013 г. субъекты малого предпринимательства (МП) осуществляют ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с общепринятыми правилами учета, установленными законодательством РФ для юридических лиц [4]. Только индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством [3].

Дополнительной регистрации организации в качестве субъекта МП не требуется. Однако при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСНО) или при сдаче бухгалтерской отчетности в упрощенной форме проверяется соблюдение установленных требований.

По законодательству РФ к субъектам МП относятся организации, которые соответствуют критериям Федерального закона [7] (табл. 1).

До вступления в силу Закона № 402-ФЗ малые предприятия, применяющие упрощенный режим налогообложения, освобождались от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением

Таблица 1

ектами малого предпринимательства

Показатель Характеристика Основание

Организационно-правовая форма Потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в ЕГРЮЛ Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) (п. 1 ст. 4)

Суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства Не должна превышать 25 %*

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год для МП 100 чел. Закон № 209-ФЗ (п. 1 ст. 4)

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год для микропредприятий 15 чел. Закон № 209-ФЗ (п. 1 ст. 4)

Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС) 400 млн руб. Постановление Правительства РФ [6] (абз. 3 п. 1)

Выручка от реализации товаров, работ, услуг микропредприятий 60 млн руб. Постановление Правительства РФ [6] (абз. 3 п. 1)

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета) Не установлено

* Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования.

учета внеоборотных средств (основных средств и нематериальных активов). Поэтому для восстановления учетных записей в конце отчетного года необходимо было провести сплошную инвентаризацию и вывести остатки по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 31 декабря 2012 г. Общеизвестно, что в ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств организации. Но поскольку в утвержденной Минфином России форме бухгалтерского баланса данные о финансовом положении организаций приводятся за три последовательных года, то формирование показателей об остатках хозяйственных средств и источников их финансирования следовало осуществить в декабре 2011 г. (после опубликования Закона № 402-ФЗ), когда стало известно о новых законодательных требованиях.

Однако новый Закон № 402-ФЗ вступил в действие только с 1 января 2013 г., и многие субъекты малого бизнеса в течение 2012 г. не вели бухгалтерский учет по общим правилам, надеясь на изменения. Поэтому «вывести» остатки по счетам бухгалтерского учета они смогли только на 31 декабря 2012 г. (по результатам проведенной инвентаризации).

Таким образом, составляя бухгалтерский баланс за соответствующие отчетные периоды 2013 г. (промежуточную отчетность), субъекты МП должны привести соответствующие показатели на 31 декабря прошлого 2012 г. и, по возможности, на 31 декабря 2011 г. В соответствии с приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (далее - ПБУ 4/99) по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. При этом при отсутствии числовых показателей за год, предшествующий предыдущему, ставятся прочерки [9].

В соответствии с Законом № 402-ФЗ руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя, но и другие формы организации бухгалтерского учета, а именно, введение в штат должности бухгалтера либо заключение договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета со сторонней организацией (специалистом), остаются возможными.

В отношении периодичности формирования бухгалтерской отчетности законом предусмотрено составление только годовой отчетности, с оговоркой, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета [4]. Так, например, в соответствии с ПБУ 4/99 экономические субъекты должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года не позднее 30 дней по окончании отчетного периода [9]. В Законе № 402-ФЗ промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

По мнению авторов, формирование промежуточной бухгалтерской отчетности необходимо. Более того, поскольку содержание отчетности не может являться коммерческой тайной, то допустимы и иные отчетные периоды, за которые она будет предоставляться по требованию заинтересованных пользователей.

Что же касается форм бухгалтерской отчетности, то их упрощенный вариант для субъектов малого бизнеса разработан в соответствии с принципами регулирования бухгалтерского учета, регламентированными Законом № 402-ФЗ. В частности, к ним относится упрощение способов ведения бухгалтерского учета и содержания форм бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Можно констатировать тот факт, что за последние годы в РФ произошли значительные изменения структуры и содержания форм бухгалтерской финансовой отчетности. Они связаны с изменением статей бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отдельных пояснений к ним. Как уже было отмечено, одним из нововведений в 2012 г. является изменение форм бухгалтерской отчетности для субъектов МП [6]. При этом на средний бизнес новые упрощенные формы отчетности не распространяются. В табл. 2 и 3 представлены формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, рекомендуемые Министерством финансов РФ для предприятий малого бизнеса.

Анализ табл. 2 показывает, что в новой форме бухгалтерского баланса для малых предприятий отсутствуют типовые разделы активов и пассивов, не обособлены показатели дебиторской задолжен-

Таблица 2

Форма бухгалтерского баланса для субъектов МП, тыс. руб.

Показатель Код | На 31.12.2012 На 31.12.2011

Актив

Материальные внеоборотные активы 1150 2 029 2 182

Нематериальные, финансовые и др. внеоборотные активы 1110 130 134

Запасы 1210 7 549 8 455

Денежные средства и денежные эквиваленты 1250 2 952 2 459

Финансовые и другие оборотные активы 1230 910 356

Баланс 1600 13 570 13 586

Пассив

Капитал и резервы 1300 9 120 8 500

Долгосрочные заемные средства 1410 - -

Другие долгосрочные обязательства 1450 - -

Краткосрочные заемные средства 1510 2 056 2 589

Кредиторская задолженность 1520 2 394 2 497

Другие краткосрочные обязательства 1550 - -

Баланс 1700 13 570 13 586

ности, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений. В отчете о финансовых результатах (см. табл. 3) отсутствуют статьи коммерческих и управленческих расходов, валовой прибыли, промежуточных результатов прибыли (убытка) от продаж, прибыли (убытка) до налогообложения, справочных сведений об отдельных доходах и расходах, совокупном финансовом результате периода и др.

При внимательном прочтении нормативного документа, связанного с формированием бухгалтерской отчетности, следует обратить внимание на тот факт, что если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность включа-

Таблица 3

Форма отчета о финансовых результатах

для субъектов МП, тыс. руб.

Показатель Код 2012 г 2011 г.

Выручка 2110 19 200 17 292

Расходы по обычной 2120* (14 568) (16 121)

деятельности

Проценты к уплате 2330 (110) (-)

Прочие доходы 2340 258 2 130

Прочие расходы 2350 (1 925) (944)

Налоги на прибыль 2410 (571) (471)

(доходы)

Чистая прибыль 2400 2 284 1 886

(убыток)

* Код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя [5].

ются соответствующие дополнительные показатели и пояснения [8].

Получается, что отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств малые предприятия могут не составлять (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), однако следует ли формировать дополнительные пояснения к статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах по требованиям нормативных документов - не совсем понятно. Решение остается за экономическим субъектом. При этом руководители малых предприятий не всегда согласны с детализацией показателей бухгалтерской отчетности и в настоящее время ориентируются на упрощенные формы.

В части раскрытия информации о существенных показателях отчетности по требованиям международных стандартов (МСФО) несущественные суммы необходимо объединять с аналогичными суммами по их значению и экономическому содержанию, а все существенные показатели представляются в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно. Информация признается существенной, если при ее отсутствии или неполном раскрытии пользователи могут принять неверные экономические решения в отношении финансового положения или финансовых результатов деятельности организации [5].

Поскольку в бухгалтерскую отчетность субъектов МП включаются только две основные формы, то для анализа доходов, расходов и прибыли этих организаций можно рекомендовать в отчете о финансовых результатах приводить соответствующие

показатели за три года: отчетный, предыдущий и предшествующий предыдущему, как в бухгалтерском балансе. По отчету о финансовых результатах (см. табл. 3) формирование чистой прибыли организации может быть представлено в виде схемы (см. рисунок). Как было отмечено ранее, в соответствующем отчете упрощенной формы отсутствуют показатели прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) до налогообложения, поэтому коды строк для этих промежуточных показателей на схеме отсутствуют.

Сравнение укрупненных показателей, приведенных в упрощенной форме бухгалтерского баланса МП, с показателями общепринятой формы по статьям актива приводится в табл. 4.

В пассиве бухгалтерского баланса укрупненные показатели в целом соответствуют итоговым разделам бухгалтерского баланса с выделением кредиторской задолженности и обобщением показателей собственного и заемного капитала. Если в бухгалтерскую отчетность отдельных категорий организаций включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя [8].

При заполнении бухгалтерской отчетности по упрощенной форме необходимо учитывать условия признания и классификацию соответствующих

объектов бухгалтерского учета, их экономическую сущность. Рабочий план счетов бухгалтерского учета организаций утверждается в составе учетной политики наряду с формами отчетности, формой бухгалтерского учета, системой организации внутреннего контроля, способами и вариантами учета фактов хозяйственной жизни, порядком документооборота и режимом налогообложения. Представленная в бухгалтерской отчетности информация должна отвечать требованиям полноты, достоверности, сопоставимости, существенности, нейтральности, объективности, последовательности [9].

На полноту и достоверность отчетных показателей малых предприятий оказывает влияние целый ряд факторов:

- нерегулярное ведение учетных записей, если бухгалтерский учет ведется специалистом со стороны, не состоящим в штате организации;

- невозможность разделения ответственности и полномочий по различным участкам бухгалтерского и налогового учета при наличии в организации одного-двух бухгалтеров;

- применение одного-двух компьютеров с упрощенной программой бухгалтерского учета, что позволяет вводить в систему операции задним числом либо проводить операции, не утвержденные в установленном порядке и др.

В связи с этим актуальными являются требования нового Закона № 402-ФЗ о создании в каждой

Шаг I

Выручка- нетто от продажи товаров, продукции, работ услуг (строка 2110)

Расходы по обычной деятельности (строка 2120)

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаг II

Проценты к уплате (строка 2330)

+

Шаг III

Прочие расходы (строка 2340)

Шаг IV Прочие расходы (строка 2350) = Прибыль (убыток) до налогообложения

Формирование чистой прибыли (убытка) по отчету о финансовых результатах

Шаг V

Налоги на прибыль (строка 2410)

Чистая прибыль (убыток) (строка 2400)

Таблица 4

Формирование показателей актива бухгалтерского баланса

Статья в активе бухгалтерского баланса упрощенной формы Сальдо по счетам бухгалтерского учета, которые учитываются по данной статье Соответствующая статья актива бухгалтерского баланса общепринятой формы Код строки

Материальные внеоборотные активы Сч. 08 (по соответствующим субсчетам) + Сч. 01 + Сч. 03 - Сч. 02 Основные средства 1150

Незавершенные капитальные вложения 1155

Доходные вложения в материальные ценности 1160

Материальные поисковые активы 1140

Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы Сч. 08 (по соответствующим субсчетам) + Сч. 04 - Сч. 05 + Сч. 58 + + Сч. 55, субсчет «Депозитные счета» -- Сч. 59 + Сч. 09 (если применяется) и др. Нематериальные активы 1110

Результаты исследований и разработок 1120

Нематериальные поисковые активы 1130

Финансовые вложения 1170

Отложенные налоговые активы 1180

Прочие внеоборотные активы 1190

Запасы Сч. 10 + Сч. 11 + Сч. 15 ± Сч. 16 + + Сч. 20 + Сч. 21 + Сч. 23 + Сч. 28 + + Сч. 29 + Сч. 41 - Сч. 42 + Сч. 43 -- Сч. 14 + Сч. 44 + Сч. 45 + Сч. 97 Запасы 1210

Денежные средства и денежные эквиваленты Сч. 50 + Сч. 51 + Сч. 52 + Сч. 55 (кроме срочных депозитных вкладов) + Сч. 57 Денежные средства и денежные эквиваленты 1250

Финансовые и другие оборотные активы Сч. 58 + Сч. 55, субсчет «Депозитные вклады» - Сч. 59 + Сч. 19 + дебетовое Сч. 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76 -- Сч. 63 Дебиторская задолженность 1230

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 1240

Прочие оборотные активы 1260

организации эффективной системы внутреннего контроля, благодаря которой предупреждаются нежелательные риски развития бизнеса и искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Необходимость совершенствования контроля и анализа деятельности малых предприятий подтверждается наличием различного рода исследований современных ученых-экономистов. В литературе по анализу финансового состояния предприятий различают оценку платежеспособности и финансовой устойчивости [1, 2]. Концепции выделения стадий жизненных циклов предприятия представлены в работах Н. П. Любушина, Л. Е. Басовского, И. А. Бланка и др. Методика анализа и контроля за деятельностью малых субъектов хозяйствования, основанная на сгруппированных стадиях жизненного цикла предприятия, позволяет разрабатывать планы развития организации на долгосрочную и краткосрочную перспективы, выявлять основные направления, требующие особого внимания со стороны руководства, т. е. внутренних пользователей учетно-экономической информации [10].

Показатели финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия могут интересовать не только внутренних пользователей (собственников и руководителей), но и внешних пользователей - кре-

диторов, потенциальных инвесторов, поставщиков и подрядчиков, кредитные организации и др. Эти организации интересует главным образом вопрос о платежеспособности данного предприятия и его деловой активности. Оценка финансового состояния и платежеспособности малого предприятия осуществляется, как правило, на основе бухгалтерской финансовой отчетности.

Под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные [2]. Общее финансовое состояние малого предприятия можно оценить на основании следующих показателей:

- структуры и динамики имуще ства и источников финансирования;

- ликвидности и платежеспособности;

- финансовой устойчивости;

- финансовых результатов деятельности. Рассмотрим, какую информацию можно извлечь из отчетности, которую в настоящее время рекомендуется составлять малым предприятиям.

Оценка структуры и динамики имущества (активов) дает представление о соотношении основного и оборотного капитала, доли запасов в оборотных активах, а также изменениях их стоимости за анализируемый период.

Структура и динамика источников финансирования (пассивов) показывает доли собственных, заемных и привлеченных средств, а также их изменение за анализируемый период, что является общеизвестным приемом анализа бухгалтерской отчетности.

Однако данная информация не имеет особой важности при оценке деятельности малого предприятия. Уставный капитал малого предприятия обычно небольшой. Свою текущую деятельность они осуществляют в основном за счет собственных средств и кредиторской задолженности. Торгово-закупочная деятельность и расчетные операции, как правило, проводятся на условиях предоплаты либо за счет получения коммерческого (товарного) кредита. Поэтому очень важным фактором является поддержание ликвидности и платежеспособности, которые характеризуют способность предприятия

своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты по текущим обязательствам.

С оценкой платежеспособности связано понятие «несостоятельность организации», при оценке которой используются два критерия: недостаточность имущества для оплаты задолженности и неспособность должников к платежам. Степень платежеспособности по текущим обязательствам Кт пл определяется как отношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации к среднемесячной валовой выручке [2]. Однако по отчету о финансовых результатах можем получить только показатель выручки-нетто (см. табл. 3).

Под ликвидностью какого-либо актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства. Чем короче период возможной трансформации в денежные средства, тем выше ликвидность активов. Под ликвидностью предприятия подразумевают наличие у предприятия оборотных активов в размере, достаточном для погашения текущих обязательств [1]. Для оценки уровня ликвидности рассчитываются показатели абсолютной, критической и текущей ликвидности (табл. 5).

Таблица 5

Расчет коэффициентов ликвидности и платежеспособности за 2011-2012 гг.

*

Коэффициент Формула Расчет по строкам баланса 2011 2012

Коэффициент текущей платежеспособности К , п < 3, т.пл' — ' где п - рекомендуемое значение показателя [2] К _ П + П т пл N / Т ' где П1 - кредиторская задолженность; П2 - краткосрочные заемные средства, оценочные и прочие обязательства; N - выручка; Т - число месяцев в рассматриваемом периоде К Строка 1510 + Строка 1520 Строка 2110/12 3,5 2,8

Коэффициент абсолютной ликвидности К, , аб.л' п > 0,2 - 0,5 К _ А1 К Строка 1250 0,5 0,7

"■6л П1 + П2' где А1 - денежные средства, денежные эквиваленты абл Строка 1510 + Строка 1520 + Строка 1550

Коэффициент критической ликвидности К , п > 1 к.л' — К А1 + А2 К Строка 1250 + Строка 1230 0,6 0,9

^ П1 + Пг' где А2 - финансовые вложения, дебиторская задолженность и другие оборотные активы кл Строка 1510 + Строка 1520 + Строка 1550

Коэффициент текущей ликвидности К , 1 < п < 2 т.л К _ А1 + А2 + А3 тл П1 + П2 , где А3 - запасы Строка 1250 + Строка 1230 + Строка 1210 Ктл _ Строка 1510 + Строка 1520 + Строка 1550 2,2 2,6

* На основе рассчитанных показателей можно сделать вывод о ликвидности средств анализируемого предприятия и его платежеспособности за отчетный 2012 г. (см. табл. 2).

Коэффициент абсолютной ликвидности Каб л характеризует степень покрытия текущих обязательств денежными средствами и их эквивалентами на отчетную дату. Нормативным считается значение 0,2 - 0,5 и более.

Коэффициент критической ликвидности Кк характеризует степень покрытия текущих обязательств наиболее ликвидными активами и ожидаемыми поступлениями от покупателей. По бухгалтерской отчетности, составленной по упрощенному варианту, он может рассчитываться следующим образом:

Ккл=Денежные средства и денежные эквиваленты + Финансовые и другие оборотные активы / Краткосрочные заемные средства + + Кредиторская задолженность + Другие

краткосрочные обязательства. Рекомендуемое значение Кк л > 1. Коэффициент текущей ликвидности Кт. л характеризует степень покрытия текущих обязательств оборотными средствами и может рассчитываться по формуле

Кт л = Денежные средства и денежные эквиваленты + Финансовые и другие оборотные активы + Запасы / Краткосрочные заемные средства + Кредиторская задолженность + + Другие краткосрочные обязательства. Оптимальным считается соотношение 2/1. Однако в балансовом отчете отражается состояние текущих активов и текущих обязательств на конец месяца, а впоследствии ситуация может значительно измениться. Это могут быть проблемы с задержкой платежей от покупателей и заказчиков, появление каких-либо финансовых затруднений. Кредитные организации для оценки платежеспособности обычно используют выписки с расчетного счета за анализируемый период, анализируя движение денежных средств на расчетных счетах организации.

Для оценки финансовой устойчивости могут быть использованы следующие относительные показатели, характеризующие состояние оборотных средств, структуру источников финансирования, финансовую независимость предприятия: 1) коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами Кб = СОС / ОА,

об.с.с '

где СОС - собственные оборотные средства; ОА - оборотные активы;

СОС = Капитал и резервы -Внеоборотные активы;

2) коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами

Кб = СОС / З,

об.м.з '

где З - запасы;

3) коэффициент маневренности собственного капитала

К = СОС / КР,

м.с.к

где КР - капитал и резервы;

4) коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств

Кдз = Долгосрочные заемные средства /

Собственные средства = ДЗС / КР, где КР - капитал и резервы;

5) коэффициент автономии - отношение собственного капитала к валюте баланса

К = КР / ВБ,

ав '

где ВБ - валюта баланса (общая стоимость источников финансирования);

6) коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) - соотношение заемных и собственных средств

Кф.а= (ДЗС + КЗС) / КР, где КЗС - краткосрочные заемные средства;

7) коэффициент финансовой устойчивости (доля долгосрочных источников финансирования в активах)

Кф.у = (КР +ДЗС) / ВБ. В табл. 6 обобщается порядок расчета рассмотренных коэффициентов по соответствующим кодам строк бухгалтерского баланса (см. табл. 2) и приводятся их рекомендуемые значения [1, 2].

Используя в аналитической практике показатели (см. табл. 6), необходимо иметь в виду, что они отражают финансовое состояние на уже прошедшую дату. Поэтому целесообразно рассматривать их в динамике за несколько отчетных периодов, что будет свидетельствовать об определенном постоянстве в деятельности предприятия. Кроме того, рекомендуемые значения указанных коэффициентов являются условными и зависят от особенностей финансово-хозяйственной деятельности, от внутренних и внешних экономических факторов.

Финансовое состояние малого предприятия характеризуют и финансовые результаты деятельности. На основании отчета о финансовых результатах оценивается динамика доходов и расходов, чистой прибыли предприятия. Показатели рентабельности характеризуют прибыль на единицу затраченных ресурсов [2]. На основании упрощенных форм отчетности малого предприятия можно оценить следующие показатели:

Таблица 6

Показатели финансовой устойчивости

Показатель Рекомендуемое значение п Расчет по строкам баланса

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами > 0,1 К Строка 1300 - (Строка 1150 + Строка 110) обсс Строка 1210 + Строка 1250 + Строка 1230

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами от 0,6 4- 0,8 К Строка 1300 - (Строка 1150 + Строка 110)

Строка 1210

Коэффициент маневренности собственного капитала 0,5 К Строка 1300 - (Строка 1150 + Строка 110) Строка 1300

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств < 1 Строка 1410 д Строка 1300

Коэффициент автономии > 0,5 К Строка 1300 ™ Строка 1700

Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) К Строка 1410 + Строка1510 фа Строка 1300

Коэффициент финансовой устойчивости 0,5 4 0,7 К Строка 1300 + Строка1410 фу = Строка 1700

- рентабельность обычной деятельности

Выручка - Расходы по обычной

^ деятельности

о д Расходы по обычной деятельности '

- рентабельность всей деятельности малого предприятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чистая прибыль

лд =-;

Расходы по обычной деятельности +

+Прочие расходы

- предельную рентабельность

Чистая прибыль Расходы по обычным видам' деятельности

- рентабельность совокупных активов по чистой прибыли

Чистая прибыль

с.а 1—1 \ '

Средняя величина совокупных активов

- рентабельность оборотных средств по чистой прибыли

Чистая прибыль о с Средняя за период величина оборотных средств

Если есть возможность сравнить эти показатели с аналогичными средними показателями в

определенной сфере деятельности, то можно судить о степени эффективности бизнеса на данном предприятии, что является немаловажным для его финансовой устойчивости и платежеспособности.

О деловой активности и успешности бизнеса свидетельствуют показатели деловой активности. Наиболее наглядными из них являются периоды оборота дебиторской и кредиторской задолженности. Ведь в определенных экономических условиях, в которых работают все предприятия, складываются определенные средние показатели (например, сроки предоставления коммерческого кредита). На основании новых форм отчетности можно рассчитать лишь показатели оборачиваемости кредиторской задолженности, поскольку отсроченные денежные поступления от покупателей (дебиторская задолженность) в балансе не показаны, т. е.

К Выручка от продаж

об.к.з Л Л ~ *

Средняя величина кредиторской задолженности за период

Так как финансовое положение организации характеризуется активами, обязательствами и капиталом, вполне понятно, что данные отчетные показатели необходимо структурировать для информационных потребностей заинтересованных пользователей, так же как показатели доходов, расходов и финансовых результатов.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что субъекты малого бизнеса при формировании бухгалтерской отчетности в 2013 г. самостоятельно определяют форму этой отчетности (в упрощенном или полном варианте) и решают по своему усмотрению, какие статьи бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах необходимо детализировать, какие пояснения о наиболее существенных показателях деятельности следует привести в приложениях к основным отчетным формам (в табличной или текстовой форме).

В свою очередь оптимальное структурирование отчетной информации позволит всем группам заинтересованных пользователей принимать объективные экономические решения в отношении анализируемой организации. Что же касается возможностей анализа упрощенных форм бухгалтерской отчетности, то рассмотренные авторами направления и способы расчета важнейших экономических показателей достаточно подробно освещаются в специальной литературе.

Список литературы

1. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2006. 768 с.

2. Любушин Н. П. Экономический анализ: учеб. для студ. вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2010. 575с.

3. Налоговый кодекс РФ (глава 26.2 в ред. от 25.06.2012 № 94-ФЗ).

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений МСФО на территории РФ: приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н (IAS 1 «Представление финансовой отчетности»).

6. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556.

7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).

8. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. приказов Минфина России от

05.10.2011 № 124н, от 17.08.2012 № 113н, от

04.12.2012 № 154н).

9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. приказа Минфина России от 08.11.2010 № 142н).

10. Трубникова Л. С. Развитие системы контроля и анализа деятельности субъектов малого бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 25. С. 51-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.