аграрного налога. Уменьшились доходы от налогов на товары и обслуживание, лицензионные и регистрационные пошлины. К данным налогам и сборам относятся акцизы, лицензионные и регистрационные пошлины и налог с продаж [4, с. 60].
Таким образом, в общей структуре доходов наибольший удельный вес у налоговых доходов [5, с. 269], однако темпы увеличения выше у доходов от неналоговых доходов, что считается позитивным фактором при формировании доходов.
Статьи доходов местного бюджета Шалинского района, в максимальной степени могут управляться и создаваться местными органами. В случае если, местное самоуправление в незначительной степени может оказывать влияние на управление формированием доходов, точно также и система налогообложения и ставки ратифицируются на федеральном уровне, то предоставленная концепция доходов в наибольшей мере формируется за счет проводимой политики местного самоуправления.
Литература
1. Махметдинова С-В. М.Бюджет Чеченской Республики: система управления бюджетом. М: Оффисбук, 2014. 348 с.
2. Вайловская А. Н. Бюджетная политика. СПб.: Север, 2015. 450 с.
3. Шишкин П. Я. Аналитика. Расходы местного бюджета, 2010.
4. Смайловин Р. У. Система формирования и управления бюджетами: экономика России на стыке развала. М.: Просвещение, 2014. 280 с.
5. Смайловин В. А. Экономика: комплексная система управления бюджетными доходами, СПб.: Север, 2014. 430 с.
Отдельные аспекты финансового контроля Боташева Л. С.1, Ильясова З. М.2, Эльгайтарова Н. Т.3
1Боташева Лейла Султановна /Botasheva Leila Sultanovna - доцент;
2Ильсова Зарема Муссовна / Il 'sova Zerema Mussovna - магистрант;
3Эльгайтарова Наргиз Тахировна / Elgaitarova Nargiz Tahirovna - доцент, кафедра бухгалтерского учёта, Институт экономики и управления Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты финансового контроля, а также роль и задачи Счётной палаты Российской Федерации в обеспечении эффективности финансового контроля.
Ключевые слова: аудит, бюджет, задачи, контроль, субъекты контроля, Счетная палата, финансовый контроль.
В современных условиях одним из инструментов определения эффективности использования бюджетных средств является финансовый контроль. Государственный финансовый контроль является одним из основных средств осуществления бюджетной и финансово-правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой стратегии и тактики, целесообразном и эффективном распределении и использовании финансовых ресурсов. Высокий уровень законности и дисциплины в сфере формирования, распределения и использования публичных денежных фондов
Под финансовым контролем Шохин С. О. рассматривает «многовариантную межотраслевую систему организации надзорных функций с контрольными функциями государственных и общественных органов за процессами финансовой
11
и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций для получения реальных оценок экономической эффективности их финансово -хозяйственной деятельности, установления легитимности и оптимальности финансово-хозяйственных операций и поиск имеющихся резервов доходов государственного бюджета» [3].
В своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент РФ В. В. Путин, касаясь вопросов финансового контроля, отметил: «Следует существенно ужесточить контроль за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства. Считаю, что их нужно перечислять конечному получателю только через казначейские счета. Доходы государства не должны уходить, что называется, мимо кассы. Из-за «серых» схем при уплате таможенных сборов, акцизов на алкоголь, табак и горюче-смазочные материалы бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей. Это прямое воровство» [2]. Также В. В. Путин предложил сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.
С точки зрения значимости контрольных функций в деятельности субъектов управления и контроля выделяют следующие уровни финансово -хозяйственного контроля:
• 1-й уровень - Государственные органы, осуществляющие внутренний финансовый контроль;
• 2-й уровень - представители Президента РФ в федеральных административных округах;
• 3-й уровень - Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ, Департамент государственного финансового контроля Минфина России.
Субъекты государственного финансового контроля 1- уровня выполняют контрольные функции для реализации тех функций, которые за ними закреплены непосредственно, т. е. для них контроль является сопутствующим видом деятельности. Субъекты этого уровня - все государственные органы (за исключением контрольных) в пределах, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами, осуществляющие внутренний контроль, а также все работники государственных организаций (в частности, лица, исполняющие обязанности по государственным должностям), осуществляющие в пределах своих должностных обязанностей и прав контроль и ревизию.
В обязанности субъектов контроля 2-го уровня входят как контрольные, так иные функции, но финансово-хозяйственный контроль является одним из основных видов или направлений их деятельности.
В кругу обязанностей Субъектов контроля 3 -го уровня контроль является определяющим (главным) видом деятельности. В основном это - Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ, Департамент государственного финансового контроля, бухгалтерского учета, анализа и аудита Минфина России, Росфиннадзор, Главное контрольное управление Президента РФ, осуществляющее функции финансового контроля в рамках контроля исполнения органами государственной власти и организациями федеральных законов, указов и распоряжений (поручений) Президента РФ, касающихся и финансовых вопросов.
За прошедшее время бюджетный процесс неоднократно реформировался и постоянно совершенствовался, накоплен большой и разнообразный опыт контрольной деятельности государства в бюджетной сфере. Реальный объем деятельности Счетной палаты расширялся, аккуратно, но неизбежно преодолевая установленные первоначально рамки. Палата получила признание зарубежных коллег, стала членом авторитетных международных организаций финансовых контролеров, успешно осваивает принятые ими профессиональные нормы и принципы.
Федеральный закон № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [1] установил, что Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля). Опубликованная по поводу его подписания Справка Государственного правового управления Президента РФ обращает внимание, прежде всего, на это обстоятельство. Ранее Счетная палата действовала в качестве постоянного органа государственного финансового контроля.
Названное нововведение имеет принципиальное значение, определяет тон и содержание всего законодательного акта. Создана правовая основа для того, чтобы палаты Федерального Собрания РФ могли посредством формирования Счетной палаты осуществлять парламентский контроль. Счетная палата призвана обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля).
В соответствии со ст. 5 Закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Задачами Счетной палаты являются:
1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;
3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;
4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
5) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;
6) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;
9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции [1].
Выделим еще проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг,
осуществляемых объектами аудита (контроля). Как известно, действующая контрактная система, реорганизация которой затягивается, открывает без преувеличения мало чем ограниченные возможности для всех видов коррупционной активности, включая откаты, вымогательство, заранее назначенных победителей конкурсов, мизерную разницу в цене проектов.
Подробно специальными статьями Закона регламентированы такие виды контрольной деятельности Палаты, как предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, оперативный анализ и контроль за организацией исполнения федерального бюджета, последующий контроль за исполнением бюджетов. То же относится к внешнему
13
государственному аудиту (контролю) состояния государственного внутреннего и внешнего долга России.
Государственный аудит - это система внешнего, независимого публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными). Постоянная и некритическая замена термина «государственный аудит» термином «государственный контроль» не является адекватной. В первом случае речь идет об инструменте в руках общества, с помощью которого оно участвует в управлении общественными ресурсами. Во втором - об инструменте в руках государства (контроль), с помощью которого органы власти управляют общественными финансами.
Принятый акт придал такому пониманию силу закона и ввел его в контрольную практику. Существенно важна и другая составляющая этого решения. Счетная палата официально получила статус высшего контрольного органа, каковым она фактически много лет уже является. Подчеркнем, что такой статус имеют аналогичные государственные органы большинства развитых стран. Положение высшего органа влияет на роль и возможности контроля и формально, и содержательно.
Значительно увеличить влияние как на стратегию развития страны, так и на текущее состояние государственных дел, призвано решение Палатой наряду с ее традиционной деятельностью таких задач, как: аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации; определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально; экономического развития Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.
Названные задачи тесно связаны с положением на приоритетных направлениях государственной политики. Их решение позволит достичь более высоких результатов хозяйственно—экономической деятельности, обеспечить рост благосостояния людей, повысить качество жизни российского общества.
В заключение отметим, что для эффективного развития местного самоуправления необходимо значительно увеличить доходную часть местных бюджетов вслед за ее увеличением, несомненно, нужно совершенствовать систему контроля за расходованием этих средств. Как отмечает С. М. Шахрай [3], в Российской Федерации до настоящего времени «не существует «вертикали», осуществляющей от имени общества аудит деятельности органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Субъекты Российской Федерации формируют самостоятельные контрольно-счетные органы (в КЧР - Счетная палата), правовой статус которых определяется региональным законодательством. Последующий государственный финансовый контроль в КЧР за исполнением республиканского бюджета в части контроля за использованием средств республиканского бюджета осуществляет структурное подразделение органа исполнительной власти -Контрольно-ревизионный отдел Министерства финансов КЧР.
Литература
1. О Счетной палате Российской Федерации. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // Российская газета, № 275 от 4 декабря 2015 г.
3. Шахрай С. М. Конституционная модель государственного аудита в России // Право и финансовый контроль / Н. М. Казанцев и др. Инст-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2013.
4. Шохин С. О. Бюджетно-финансовый контроль в России. М.: Прометей, 1995.
Информационные возможности современной управленческой
отчетности Лашкина И. А.
Лашкина Инна Алексеевна /Lashkina Inna Alekseevna - студент магистратуры, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Тула
Аннотация: в статье рассматривается необходимость формирования управленческой отчетности. Использование управленческой отчетности должно давать возможность менеджменту организации проводить на ее основе анализ и обоснование широкого спектра управленческих решений.
Ключевые слова: анализ, управленческая отчетность, классификация, информация, РСБУ, МСФО, GAAP.
В коммерческих организациях сегодня имеется большое количество работников экономических служб, довольно инертных, имеющих образование, которое базируется на старых традициях и не использует лучших мировых практик. В этой связи необходимо изменение менталитета не только работников экономических служб, но и руководства, которое должно требовать от бухгалтеров и экономистов составления такой отчетности, которая была бы для них инструментом в управлении компанией. Чем в большей степени руководитель ориентирован на достижение результата, тем в большей степени он нуждается в информации обратной связи через систему внутренней управленческой отчетности. При этом, чем выше уровень менеджмента, тем реже представление отчетности и меньше детализация и наоборот.
Необходимость формирования управленческой отчетности, исключающей дублирование одних и тех же показателей, требует их четкой классификации. Н. Адамов, Г. Адамова делят управленческую отчетность в соответствии с рис. 1.
По форме представления По видам деятельно- По уровню представления По объему информации По содержанию
• табличные • графические • текстовые • отчеты по закупке и заготовлению • отчеты по производств у • отчеты по реализации • отчеты для высшего руководства • отчеты для менеджеров структурных подразделений • отчеты для менеджеров низшего звена • оперативные отчеты • текущие отчеты • сводные отчеты • комплексные отчеты • отчеты по ключевым позициям • аналитические отчеты
Рис. 1. Классификация управленческой отчетности по Н. Адамову, Г. Адамовой [1 ]