Научная статья на тему 'Управленческий аспект и роль финансового контроля в современных условиях'

Управленческий аспект и роль финансового контроля в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТ / ВНЕШНИЙ АУДИТ / MANAGEMENT / FINANCIAL CONTROL / BUDGET / EXTERNAL AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Елена Валентиновна

В статье раскрывается концептуальный взгляд на роль финансового контроля в процессе управленческой деятельности предприятий. Проводится анализ методических и нормативных правовых документов, регламентирующих проведение внешнего финансового контроля в деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article exposes the conceptual view of the role of financial control in the management of enterprises. The analysis of the methodical and standard legal documents regulating carrying out of the external financial control in the enterprise.

Текст научной работы на тему «Управленческий аспект и роль финансового контроля в современных условиях»

Рябова Е.В. Управленческий аспект и роль финансового контроля в

современных условиях Дата: 14/12/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: В статье раскрывается концептуальный взгляд на роль финансового контроля в процессе управленческой деятельности предприятий. Проводится анализ методических и нормативных правовых документов, регламентирующих проведение внешнего финансового контроля в деятельности предприятий.

Ключевые слова: управление, финансовый контроль, бюджет, внешний аудит.

Abstract: The article exposes the conceptual view of the role of financial control in the management of enterprises. The analysis of the methodical and standard legal documents regulating carrying out of the external financial control in the enterprise.

Keywords: management, financial control, budget, external audit.

Рябова Елена Валентиновна кандидат экономических наук, доцент Поволжский государственный университет сервиса

[email protected]

Выходные данные статьи: Рябова Е.В. Уравленческий аспект и роль финансового контроля в современных условиях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

Контроль как одна из функций управления представляет собой целенаправленное воздействие на объект управления с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения. Также среди задач контроля рассматривают мониторинг и выявление отклонений от требований решений, устранение неблагоприятных ситуаций и осуществление корректировки действий. Акцент на управленческий аспект в сущности изучения финансового контроля подтверждается многими современными исследованиями, что связано с тем, что на практике финансовый контроль, являясь функцией управления, осуществляется субъектами управления. Сущность финансового контроля, на наш взгляд, целесообразнее рассматривать сквозь призму практических действий и мер, а также организационно-правовых аспектов. Так финансовый контроль можно представить как функцию системы управления, заключающуюся в отслеживание правильности функционирования субъектов отношений на уровне конкретного управляемого объекта, в определении обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, а также своевременном выявлении отклонений. Вышеизложенное характеризует финансовый контроль как сложную систему, основу которой составляют разные экономические категории, такие как финансы,

управление, функции субъектов управления разных уровней и информационные технологии.

Существуют различные варианты классификации финансового контроля. Рассматривают обязательный и инициативный финансовый контроль. В зависимости от времени проведения можно выделить также предварительный, текущий и последующий. Такие виды контроля осуществляют все контролирующие органы. Особое внимание следует уделить классификации в зависимости от субъектов, осуществляющих контроль. Возможны и другие критерии классификации финансового контроля.

Осуществление финансового контроля органами представительной власти за деятельностью органов исполнительной власти подтверждает важную роль финансового контроля и определяет его новое содержание, что отражает собой принцип разделения властей. Основы этого закреплены в Конституции РФ.

Рассмотрим более подробно специфику проведения внешнего финансового контроля в муниципальных образованиях. Наличие в муниципальном образовании бюджета предполагает вопрос контроля его исполнения. Если исходить из того, что Бюджетным кодексом РФ устанавливаются общие принципы организации, а также функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовой статус субъектов, реализующих бюджетные правоотношения и т.д., то можно говорить о том, что государственный контроль исполнения бюджетов должен присутствовать на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ содержит отдельную главу, посвященную основам государственного и муниципального контроля. При этом органы государственного (муниципального) контроля являются участниками процесса и, в зависимости от того на каком уровне бюджетной системы создаются и функционируют органы государственного финансового контроля, разделяют на федеральный, региональный, местный уровни [4]. Бюджетным кодексом устанавливается общий круг задач: осуществление контроля за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов, проведение экспертизы проектов бюджетов, целевых программ федерального и регионального уровня, а также иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные полномочия, статус, задачи и функции органов государственного (муниципального) финансового контроля определяются Бюджетным кодексом, Федеральными законами, а именно ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", нормативно-правовыми актами, законами о контрольных органах субъектов Российской Федерации.

В настоящее время органы государственного (внешнего) финансового контроля успешно функционируют в 83 субъектах Российской Федерации, при этом статус юридического лица имеют 73 контрольно-счетных органа.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается, что основными задачами функционирования контрольного органа муниципального образования, к которому относят контрольно-счетную палату, ревизионную комиссию и другие организации, является соблюдение этапов подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, контроль за ходом исполнения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также соблюдение и контроль за законностью порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Следует учитывать, что

формирование контрольного органа муниципального образования реализуется посредством муниципальных выборов или представительным органом муниципального образования. Однако, исходя из смысла Бюджетного кодекса РФ, предусматривается также право представительных органов местного самоуправления создавать собственные контрольные органы (контрольные палаты, иные представительные органы местного самоуправления) для проведения внешнего финансового контроля бюджетов, оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты, а также до начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета проведение предварительной внешней проверки отчета, которая должна осуществляться соответствующими контрольными органами.

Так, законодательно установлено, что для того, чтобы решение о принятии отчета об исполнении было законным, соответствующий отчет об исполнении бюджета должен пройти установленную процедуру - внешнюю проверку. Законодатель определил, кто осуществляет внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета - контрольные органы представительных органов местного самоуправления. Следовательно, можно говорить о том, что органы внешнего финансового контроля должны работать во всех муниципальных образованиях. Устав муниципального образования является исходным началом, регламентирующим весь бюджетный процесс в муниципальном образовании, от проекта составления бюджета на очередной год до утверждения об его исполнении. Внешний финансовый контроль выступает как неотъемлемый элемент бюджетного процесса муниципального образования. При этом под внешней проверкой отчета об исполнении местного бюджета мы понимаем процесс, посредством которого компетентные сотрудники независимых органов финансового контроля накапливают, количественно и качественно оценивают свидетельства об информации, касающейся исполнения местного бюджета. По результатам проверки в своем заключении они выражают мнение о степени соответствия фактических показателей принятым нормам, об эффективности мер, принимаемых органами местного самоуправления по реализации вопросов местного значения, по обеспечению полномочий, наделенных государственными органами, по достижению целей развития муниципального образования.

Исходя из норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также по аналогии с Конституцией РФ, в Уставе муниципального образования, как основного правового акта, должны найти отражение положения по организации проведения внешнего финансового контроля местного бюджета (внешний аудит бюджета). Следующим нормативным документом, регламентирующим бюджетный процесс в муниципальном образовании, является Положение о бюджетном процессе. В качестве путей решения проблемы организации внешнего финансового контроля в муниципальных образованиях можно рассматривать следующие:

1. Создание собственного контрольного органа;

2. Привлечение к осуществлению этой деятельности независимых аудиторов, имеющих соответствующую аккредитацию;

3. На основании соответствующих соглашений привлекать к проведению внешнего аудита местного бюджета контрольно-счетный орган субъекта РФ. Привлечение независимых аудиторов - один из путей решения проблемы. Однако, независимые аудиторы, как правило, не имеют соответствующей квалификации и опыта работы в бюджетной сфере. Особо следует обратить внимание на объем средств, необходимых для оплаты проведения внешнего

аудита бюджетов в случае привлечения коммерческих аудиторов и на то, что абсолютное большинство местных бюджетов в России в настоящее время имеют дефицит.

7. Модель привлечения к проведению внешнего аудита бюджета муниципального образования контрольного органа, созданного законодательным органом субъекта Российской Федерации, является, по нашему мнению, наиболее оптимальной в настоящий момент. Тем более, что в ситуации, когда большинство местных бюджетов получают различные трансферты из бюджетов субъектов Федерации, субъект Федерации получает право проверять целевой характер и эффективность расходования переданных им органам местного самоуправления средств.

8. Важной новацией бюджетного законодательства, внесенных Федеральным законом от 26 апреля 2007 года «О внесении изменений по регулированию бюджетного процесса в Бюджетный кодекс Российской Федерации и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов» стало требование к составу отчетности. В данном документе нормы, посвященные отчетной стадии бюджетного процесса, вступили в силу с 1 января 2008 года и применялись к составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований за 2007 год.

9. Единый порядок сдачи бюджетной отчетности установлен «Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина РФ.

В Бюджетном кодексе теме внешней проверке отчета об исполнении бюджета посвящен отдельный раздел - «Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности». В новых нормах Бюджетного кодекса закреплены три этапа отчетной стадии:

1. Составление бюджетной отчетности;

2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета;

3. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Все три этапа будут применяться при годовых отчетностях [3].

Таким образом, финансовый контроль осуществляется в качестве проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета, проводится органом муниципального финансового контроля, формируемый на муниципальных выборах, и представительным органом муниципального образования в установленном законом порядке.

Из-за скудности бюджетов поселений, небольших их объемов, контрольные органы не созданы ни в одном поселении. Вместе с тем, Бюджетный кодекс требует проведения внешней проверки годового отчета бюджета поселения.

Выход из этой ситуации есть - нужно воспользоваться нормой абзаца Бюджетного кодекса:

- проверка исполнения бюджета поселения проводится на основе внешней проверки годового отчета, может проводиться контрольным органом муниципального района, если соответствующее обращение будет принято представительным органом поселения. Бюджетный кодекс в настоящей редакции не содержит норм, по каким правилам и стандартам следует проводить внешнюю проверку и готовить заключение на отчет - все это отнесено к компетенции внешнего аудитора.

При проведении внешней проверки нужно отталкиваться от расходных обязательств. Расходные обязательства - это обязанности местного образования, обусловленные нормативно-правовыми актами, договором или соглашением предоставить указанным в законодательстве субъектам средства из соответствующего бюджета.

Расходы бюджетов формируются, основываясь на расходных обязательствах, прописанными муниципальными нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями, в реестре расходных обязательств должны быть отражены: наименование и реквизиты, номер статьи, части, пункта, подпункта, абзаца, дата вступления в силу, срок действия.

Порядок ведения реестра должен быть определен правовым актом местной администрации. Нужно иметь в виду, что финансированию из бюджета подлежат только расходы, обязательства по которым включены в реестр, нужно отследить, чтобы в бюджете очередного финансового года были действующие обязательства. Обратить внимание на новые обязательства - почему появились, потребовать нормативный акт. Определить, что хотел сделать орган власти за эти расходы, сделать запрос главному распорядителю бюджетных средств. Необходимо учитывать, что новые обязательства принимаются в объеме разницы между бюджетом действующих обязательств и реалистично прогнозируемым объемом доходов.

Заключение на отчет об исполнении бюджета может быть подготовлено и без сплошной ежегодной проверки каждого главного администратора бюджетных средств, учитывая например, результаты прошлогодних проверок, оценка качества управления муниципальными финансами (охарактеризовать отдельные показатели финансового состояния и управления средствами бюджета муниципального образования, проверки, заключающие отдельные направления деятельности главного администратора бюджетных средств). В заключении должно найти отражение насколько были эффективны исполнительные органы власти в использовании муниципальных средств.

Библиографический список:

1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс РФ. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 181-ФЗ).

2. Российская Федерация. Законы. О Счетной палате РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.11.2004 № 186-ФЗ).

3. Белобжецкий, И.А. Финансовый контроль и новый финансовый механизм [Текст] : учебное пособие / И.А. Белобжецкий - М.: ЮНИТИ, 2008. - 279 с.

4. Шохин, С.О. Бюджетно-финансовый контроль и аудит [Текст] : учебное пособие / С.О. Шохин, Л.И. Воронина - М.: Финансы и статистика, 2009. - 145 с.

М гос. рег. статьи 0421000034/

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.