Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР / TREATY / КОНЦЕССИЯ / CONCESSION / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / COMMERCIAL CONCESSION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шоваева Мария Владимировна, Кокшаева Мария Владимировна, Яшаева Даяна Станиславовна, Шонхоров Улюмджи Викторович, Иванов Очир Алексеевич

В статье говорится об аспектах договора коммерческой концессии. Коммерческая концессия для современного российского права понятие относительно новое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шоваева Мария Владимировна, Кокшаева Мария Владимировна, Яшаева Даяна Станиславовна, Шонхоров Улюмджи Викторович, Иванов Очир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain aspects of the commercial concession contract

The article talks about aspects of the commercial concession contract. Commercial concession for the modern Russian law is a relatively new concept.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ»

Гражданское право

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

ШОВАЕВА Мария Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. E-mail: ashtaeva.s@rambler.ru;

КОКШАЕВА Мария Владимировна,

магистрантка кафедры гражданского права и процесса Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. E-mail: ashtaeva.s@rambler.ru;

ЯШАЕВА Даяна Станиславовна,

магистрантка кафедры гражданского права и процесса Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. E-mail: ashtaeva.s@rambler.ru;

ШОНХОРОВ Улюмджи Викторович,

магистрант кафедры гражданского права и процесса Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. E-mail: ashtaeva.s@rambler.ru;

ИВАНОВ Очир Алексеевич,

магистрант кафедры гражданского права и процесса Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. E-mail: ashtaeva.s@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье говорится об аспектах договора коммерческой концессии. Коммерческая концессия для современного российского права понятие относительно новое.

Abstract: The article talks about aspects of the commercial concession contract. Commercial concession for the modern Russian law is a relatively new concept.

Ключевые слова: Договор; концессия; коммерческая концессия; предпринимательская деятельность.

Keywords: Treaty; the concession; commercial concession; entrepreneurial activity.

Для современного российского права понятие коммерческая концессия относительно новый элемент. В гражданском законодательстве РФ этот способ предпринимательской деятельности появился с вступлением в действие ст. 1027 ГК РФ.

Исследователи указывают, что термин «концессия» заимствовано из иностранного языка (от лат, conccssio - разрешение, уступка). В работе М.Л. Брагинского и В.В. Витрянского упоминается, что «понятие «коммерческая концессия» было использовано при подготовке ГК, как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising». О.В. Новосельцев в своей работе «Оценка коммерческой концессии» приводит следующие определения и соотношение понятий: «Термин «франчайзинг» образован от английского «franchising» - право, привилегия, а «франшиза» - от французского «franchise» -льгота привилегия. По своей сути эти термины рав-

нозначны и различия в их наименовании обусловлены особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и франкоязычной литературы[1].

Однако, не смотря на наличие в ГК РФ названия 54 главы «Коммерческая концессия», само определение коммерческой концессии в действующем законодательстве РФ - отсутствует.

В зарубежном законодательстве отечественное понятие договора коммерческой концессии определяется как «франчайзинг» или «франшиза». При реализации данных договоров основным условием является предоставление одним предпринимателем другому разрешения на коммерческое использование комплекса исключительных и иных прав. В зарубежных странах франшиза в основном предназначена для привлечения малого и среднего бизнеса к обслуживанию более известных торговых марок. В ры-

ночной экономике, в условиях жесткой конкуренции, для малого и среднего бизнеса деятельность на основе коммерческой концессии является наиболее результативной и экономически успешной.

В соответствии со ст. 3:301 «Принципов европейского договорного права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция» франшиза это договор, в соответствии с которым одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (фран-чайзи) за вознаграждение право вести предпринимательскую деятельность (франшизный бизнес) в сети франчайзера, с целью продажи определенной продукции от имени и в интересах франчайзи, в силу чего франчайзи имеет право и обязанность использовать торговое имя и торговую марку франчайзера и другие права интеллектуальной собственности, ноу-хау и метод ведения бизнеса[2].

Существенным отличием договора франшизы от используемой в отечественном законодательстве конструкции коммерческой концессии является условие о ведении бизнеса франчайзи в пределах торговой сети франчайзера. Такое положение договора франшизы выгодна франчайзеру (правообладателю), поскольку он:

1) привлекает к распространению своего бизнеса (торговой марки и торгового имени) основные средства сторонних собственников, существенно расширяя сферу распространения на рынке своей торговой марки или знака;

2) имеет возможность осуществления контроля над соблюдением передаваемых франчайзи технологий ноу-хау и методов ведения бизнеса. Для франчайзи (пользователя) такое соглашение открывает возможность достаточно простого доступа на рынки товаров; быстрого овладения навыками и технологиями франчайзера; отсутствие необходимости произведения затрат на развитие собственного бизнеса; кроме того, за представление на рынке торговой марки и торгового имени франчайзера, а также за продвижение иных его интеллектуальных прав и технологий на новых территориях франчайзи получает от правообладателя вознаграждение^].

С момента принятия (1996г.) в российском гражданском законодательстве договора коммерческой концессии, в юридическом сообществе отсутствует единое мнение и о тождественности договора коммерческой концессии и франчайзинга. Взгляды специалистов на соотношение вышеупомянутых понятий достаточно противоречивы. Однако, четкое

уяснение их соотношения представляется совершенно необходимым, так как неправильное понимание и использование терминов может привести к ошибочным выводам в исследовании, возникновению логических ошибок (например, подмена тезиса). Данный вопрос представляет также практическую ценность, особенно, учитывая то, что в настоящее время бурно развиваются международные контакты субъектов предпринимательской деятельности и неправильное истолкование и понимание используемых сторонами терминов и понятий может привести к возникновению споров и разногласий, судебных споров и как следствие - к экономическому ущербу для деятельности обеих сторон[4].

В соответствии ГК РФ договор коммерческой концессии - это договор, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)[5].

Таким образом, правообладатель фактически предоставляет право на использование своей деловой репутации и коммерческого опыта правообладателю.

Договор концессии регламентируется помимо гл. 54 ГК РФ специальными законами об охране исключительных прав. Первые подобные договоры (они именовались лицензионными) были заключены, когда на российский рынок вышли такие фирмы как «Макдоналдс», «Пицца-хат» и «Баскин Роббинс».

Одной из целей института коммерческой концессии является защита прав и законных интересов субъектов договора. Стороны берут на себя особые обязательства, регулирующие совместную деятельность.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме (ст. 434 ГК РФ). Договор подлежит государственной регистрации в соответствующем органе, ведущем реестр юридических лиц и граждан-предпринимателей (п. 3 ст. 433 ГК РФ) и регистрации в Роспатенте, если по договору передаются права на использование объектов, охраняемых патентом или свидетельством, зарегистри-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2016. № 11(143)

рованным и выданным Комитетом. Для договора коммерческой концессии предусмотрена специальная регистрационная процедура, обусловленная особенностями регистрационной системы возникновения и закрепления исключительных прав на фирменные наименования, товарные знаки и другие объекты, а также вытекающими отсюда специальными правилами передачи прав. Несоблюдение требований, предъявляемых к моменту и форме заключения договора коммерческой концессии, влечет признание договора недействительным (ст. 167 ГК).

Субъектами договора коммерческой концессии могут быть как коммерческие организации, так и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). Исключается участие в коммерческих концессиях некоммерческих организаций. Договоры коммерческой концессии могут быть только на возмездной основе. Существенным условием договора является размер вознаграждения, вследствие чего размер вознаграждения специально оговаривается. В основном вознаграждение включает в себя ряд выплат, т.е. носит комплексный характер. Выплаты производятся как регулярные или периодические, так и фиксированные разовые (роялти). Сумму платежей можно установить в виде отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи, или в любой другой форме, указанной в договоре.

Договор коммерческой концессии как правило заключается на определенный срок, однако это условие не является существенным (ст. 1027 ГК РФ). Стороны могут заключить договор и без указания срока - любая из сторон договора, заблаговременно уведомив, может по своему усмотрению отказаться от договора.

Обязанностью правообладателя является предоставление пользователю комплекса имущественных прав. Эта обязанность требует определенных действий правообладателя на протяжении всего срока концессии - в ином случае права пользователя окажутся номинальными - он реально не сможет применять переданный ему имущество в своей деятельности. Некоторые аспекты этой обязанности прямо урегулированы законом, иные можно вывести из смысла законодательства. Например, если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан (п. 2 ст. 1028 ГК РФ) обеспечить государственную регистрацию договора

коммерческой концессии; (п. 1 ст. 1031 ГК РФ) передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

Правообладатель обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации в установленных договором пределах (п. 2 ст. 1237 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1030 ГК РФ пользователь обязан произвести уплату вознаграждения правообладателю. Размер вознаграждения может фиксироваться как в твердой сумме (единовременной либо исчисляемой с каждой единицы продукции), так и в процентах от выручки или прибыли правообладателя. Нарушение обязанности по уплате вознаграждения в установленный договором срок является нарушением договора и правообладатель может отказаться от лицензионного договора и может потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением такого договора (п. 4 ст. 1237 ГК РФ).

Существенной обязанностью пользователя является использование предоставленных по договору прав на средства индивидуализации (п. 1 ст. 1032 ГК). Минимальный объем использования предоставляемых прав специально оговаривается сторонами и отражается в договоре. Невыполнение этого условия может повлечь предусмотренные договором санкции вплоть до досрочного прекращения коммерческой концессии по инициативе правообладателя.

Пользователь обязан соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав в деловой практике правообладателя.

Договор коммерческой концессии является одним из немногих видов обязательств, для которых ГК РФ прямо предусмотрена возможность принятия сторонами договорных ограничений на осуществление предпринимательской деятельности. Указанные ограничения могут быть предусмотрены договором в виде некоторых дополнительных обязанностей, которые возлагаются на одну из сторон договора (п. 1 ст. 1033 ГК РФ).

В ГК РФ установлены два критерия недопустимости включения в договор ограничений для сторон договора. Это предоставление правообладателю возможности определять цену продаваемых пользователем товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг и возложение на пользователя обязанности ограничивать круг потребителей (покупателей, заказчиков) в зависимости от их принадлежности к определенной категории или от места нахождения.

Особенностью ответственности сторон по договору коммерческой концессии является возложение на одну из сторон ответственности за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) другой стороной ее обязательств перед контрагентами этой другой стороны. Такая ответственность возникает на основании двух договоров: собственно договора коммерческой концессии и договора пользователя с третьим лицом (покупателем либо субконцессионером).

После расторжения договора пользователь обязан прекратить использование предоставленных ему объектов интеллектуальной собственности, в частности, исключить из своего собственного названия элементы, которые являются сходными либо полностью или частично совпадают с коммерческим обозначением или товарным знаком правообладателя.

Необходимо отметить, что нормы, регулирующие правоотношения в области коммерческой концессии, в большей степени направлены на защиту интересов правообладателя и этот аспект можно

Библиография:

рассматривать как противоречие принципам равноправия сторон таких договоров.

Из приведенных выше ряду отличительных особенностей можно выделить договор коммерческой концессии, как самостоятельный гражданско -правовой договор.

Договор коммерческой концессии еще не в полной мере вошел не только в хозяйственную практику России, но и в регламентирующие её нормативные акты. Это связано, прежде всего, со слабым развитием малого и среднего бизнеса в России. На данном этапе существует большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность. Однако законодательного укрепления коммерческих начал развития малого бизнеса, несмотря на положительный эффект, связанный с принятием данных нормативных документов, оказалось недостаточно для решения проблемы становления и развития малого бизнеса и его адаптации к развивающимся рыночным отношениям[6].

В условиях коммерческой концессии построение бизнеса на уже апробированных схемах значительно повысит эффективность предпринимательской деятельности. Изучение опыта зарубежной практики о франчайзинге позволит поднять уровень развития предпринимательства, активизирует нормотворческую деятельность, касающуюся, в первую очередь, развития малого и среднего бизнеса в России.

1. Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии // Хозяйство и право. 2000. № 3. С. 100.

2. Принципы европейского договорного права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция // Коммерческое право. 2011. № 1. С. 176-198.

3. Егорова М.А. Коммерческое право: Учебник для вузов. М.: Статут, 2013. С. 436-437.

4. Лукашова А.С. Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Юрист. 2016. № 14. С. 10 - 14.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 мая 2016 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410,

6. Забелин П. Е. Правовая природа коммерческой концессии // Молодой ученый. 2009. № 12. С. 299-304.

7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М.: Статут, 2011. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг.

8. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2012.

9. Васильева Е.Н., Сосна С.А. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: Академкнига, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.