Научная статья на тему 'Отчуждение недвижимого имущества, находящегося в общей собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд'

Отчуждение недвижимого имущества, находящегося в общей собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
581
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
недвижимое имущество / общая собственность / земельный участок / жилой дом / государственные нужды / real estate / common property / land plot / residential building / state needs.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиханова Гульнар Алтынбековна

В данной статье исследуются правовые вопросы, возникающие при отчуждении недвижимого имущества, принадлежащего на праве общей собственности нескольким лицам. Предметом исследования являются правовые нормы действующего законодательства Республики Казахстан, регламентирующие вопросы общей собственности, а также порядок изъятия недвижимого имущества для государственных нужд. В настоящее время на законодательном уровне этот вопрос решен только в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности. Вопросы отчуждения иного недвижимого имущества, находящегося в общей собственности, требуют правовой регламентации. В настоящей статье комплексно с позиций гражданского, земельного, жилищного, градостроительного и гражданского процессуального законодательства рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы изъятия земельных участков и находящихся на них недвижимых объектов для государственных нужд, с учетом судебной практики, а также вопросы защиты права собственности и иных прав при изъятии земельного участка. На основе анализа законодательства и правоприменительной практики показаны пробелы и противоречия в законодательстве, обоснованы предложения по его совершенствованию и совершенствованию правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALIENATION OF REAL ESTATE IN COMMON OWNERSHIP IN CONNECTION WITH THE SEIZURE OF LAND FOR STATE NEEDS

This article explores the legal issues that arise when alienating real estate owned by several persons under the right of common ownership. The subject of the study is the legal norms of the current legislation of the Republic of Kazakhstan, regulating issues of common property, as well as the procedure for the withdrawal of real estate for state needs. Currently, at the legislative level, this issue is resolved only in respect of land plots that are in common ownership. Issues of alienation of other real estate that is in common ownership require legal regulation. In this article, from the standpoint of civil, land, housing, urban planning and civil procedure legislation, the current theoretical and practical issues of seizure of land plots and immovable objects located on them for state needs are considered, taking into account judicial practice, as well as issues of protection of property rights and other rights in case of seizure of a land plot. Based on the analysis of legislation and law enforcement practice, gaps and contradictions in the legislation are shown, and suggestions for improving it and improving law enforcement practice are substantiated.

Текст научной работы на тему «Отчуждение недвижимого имущества, находящегося в общей собственности, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд»

Азаматтыц жэне азаматтыц ^ ЖYргiзу цуцыгы

УДК 347.2/.3

ОТЧУЖДЕНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ, В СВЯЗИ С ИЗЪЯТИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Алиханова Гульнар Алтынбековна

Академический профессор Высшей школы права «Эдшет», главный научный сотрудник научно-исследовательского института частного права Каспийского общественного университета,доктор юридических наук, г. Алматы, Республика Казахстан

Ключевые слова: недвижимое имущество, общая собственность, земельный участок, жилой дом, государственные нужды.

Аннотация. В данной статье исследуются правовые вопросы, возникающие при отчуждении недвижимого имущества, принадлежащего на праве общей собственности нескольким лицам. Предметом исследования являются правовые нормы действующего законодательства Республики Казахстан, регламентирующие вопросы общей собственности, а также порядок изъятия недвижимого имущества для государственных нужд. В настоящее время на законодательном уровне этот вопрос решен только в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности. Вопросы отчуждения иного недвижимого имущества, находящегося в общей собственности, требуют правовой регламентации.

В настоящей статье комплексно с позиций гражданского, земельного, жилищного, градостроительного и гражданского процессуального законодательства рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы изъятия земельных участков и находящихся на них недвижимых объектов для государственных нужд, с учетом судебной практики, а также вопросы защиты права собственности и иных прав при изъятии земельного участка.

На основе анализа законодательства и правоприменительной практики показаны пробелы и противоречия в законодательстве, обоснованы предложения по его совершенствованию и совершенствованию правоприменительной практики.

МЕМЛЕКЕТТ1К М¥ЦТАЖДАР YШIН ЖЕР УЧАСКЕС1Н АЛЫП ЦОЮГА БАЙЛАНЫСТЫ ОРТАЦ МЕНШ1КТЕГ1 ЖЫЛЖЫМАЙТЫН МYЛIКТI ИЕЛ1КТЕН ШЫГАРУ

Алиханова Гульнар Алтынбековна

Каспий цогамдыц университеттщ «Эдшет» жогары цуцыц мектебтщ академиялъщ профессоры, жеке цуцыц зерттеу институтыныц бас маманы, зац гылымдарыныц докторы, Алматы ц., Цазацстан Республикасы

ТYШH свздер: жылжымайтын мYлiк, ортац меншгк, жер учаскес1, тургын Yй, мемле-кеттгк цажеттшктер.

Аннотация. Бул мацалада ортац менш1к цуцыгында б1рнеше адамга тиесш жылжымайтын мулгкт! иел\ктен шыгару кезтде туындайтын цуцыцтыц мэселелер зерттелед1. Зерттеудщ мэш ортац меншгк мэселелерт реттейтт Казацстан Республикасыныц цол-даныстагы зацнамасыныц цуцыцтыц нормалары, сондай-ац жылжымайтын мYлiктi мем-лекет муцтажы Yшiн алып цою тэртiбi болып табылады. Казiргi уацытта бул мэселе ортац Yлестiк меншiктегi жер учаскелерте цатысты гана зацнамалыц децгейде шештдь Ортац меншiктегi взге де жылжымайтын мYлiктi иелжтен шыгару мэселелерi цуцыцтыц регламенттеудi талап етедi.

Осы бапта азаматтыц, жер, тургын Yй, цала цурылысы жэне азаматтыц ^ ЖYргiзу зацнамасы тургысынан сот практикасын ескере отырып, жер учаскелерт жэне ондагы жылжымайтын объектiлердi мемлекет муцтажы Yшiн алып цоюдыц взектi теориялыц жэне практикалыц мэселелерт сондай-ац жер учаскест алып цою кезтде меншж цуцыгы мен взге де цуцыцтарды цоргау мэселелерi кешендi турде царалады.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

t I I

I

I I

I

I |

I

Зацнаманы жэне цуцыц цолдану практикасын талдау нег1з1нде зацнамадагы олцылыцтар мен цайшылыцтар корсеттген,оны жеттдгру жэне цуцыц цолдану практикасын жетт-д1ру жотндегi усыныстар нег1зделген.

ALIENATION OF REAL ESTATE IN COMMON OWNERSHIP IN CONNECTION WITH THE SEIZURE OF LAND FOR STATE NEEDS

Alikhanovа Gulnara Altynbekovna

Academic Professor ofAdilet Law School, chief scientific fellow of the Institute of Private Law of Caspian Public University, doctor of law, Almaty, Republic of Kazakhstan

Keywords: real estate, common property, land plot, residential building, state needs.

Abstract. This article explores the legal issues that arise when alienating real estate owned by several persons under the right of common ownership. The subject of the study is the legal norms of the current legislation of the Republic of Kazakhstan, regulating issues of common property, as well as the procedure for the withdrawal of real estate for state needs. Currently, at the legislative level, this issue is resolved only in respect of land plots that are in common ownership. Issues of alienation of other real estate that is in common ownership require legal regulation.

In this article, from the standpoint of civil, land, housing, urban planning and civil procedure legislation, the current theoretical and practical issues of seizure of land plots and immovable objects located on them for state needs are considered, taking into account judicial practice, as well as issues ofprotection ofproperty rights and other rights in case of seizure of a land plot.

Based on the analysis of legislation and law enforcement practice, gaps and contradictions in the legislation are shown, and suggestions for improving it and improving law enforcement practice are substantiated.

Для того чтобы раскрыть тему данной статьи, необходимо дать краткий анализ трем значимым в гражданском обороте понятиям: недвижимое имущество, общая собственность и изъятие для государственных нужд.

Когда идет процесс изъятия земельного участка для государственных нужд, изымается и иное недвижимое имущество, находящееся на этом участке. Это недвижимое имущество может принадлежать на праве собственности как одному лицу, так и нескольким лицам на праве общей собственности. Нас интересуют именно особенности отчуждения недвижимого имущества, находящегося в общей собственности нескольких лиц.

Для исследования этого вопроса, во-первых, надо исходить из того, что казахстанский законодатель понимает под недвижимым имуществом. К данному понятию законодатель применяют три термина-синонима. Это недвижимость, недвижимые вещи и недвижимое имущество (ст.117 ГК РК1). Используя метод перечисления, при этом на первое место в списке помещает земельные участки, а затем уже указывает на здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей. За-

конодатель также предлагает применять к данной категории некий общий критерий, который выражается в следующей формуле: «объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно».

В-вторых, к недвижимости закон приравнивает подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, космические объекты, которые также могут находиться в общей собственности (за некоторыми исключениями), но не могут быть изъяты в связи с изъятием земельных участков, поскольку здесь нет связи с землей. Поэтому эти объекты не подпадают под предмет исследования данной статьи.

В-третьих, в ст.117 Гражданского кодекса РК (в дальнейшем по тексту ГК РК) особо выделяются квартиры, иные жилые помещения, а также нежилые помещения, находящиеся в составе объекта кондоминиума. Данные объекты могут находиться в общей собственности и могут быть изъяты при изъятии земельных участков для государственных нужд, на что обращается особое внимание в статье.

Если провести сравнительный анализ

1 Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года //Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., N 23-24 (приложение).

Вестник Института законодательства и правовой информации РК ОЛ

№1 (59) - 2020 39

Азаматтыц жэне азаматтыц ^ ЖYргiзу цуцыгы

с российским гражданским законодательством, то можно обнаружить некоторые отличия в законодательных подходах. Так, по мнению Л.В. Щенниковой, предлагаемый перечень недвижимостей не совпадает в ГК РФ и ГК РК. В Республике Казахстан в общий список помимо земельных участков, зданий и сооружений включены многолетние насаждения. Второе отличие выражается в том, что в числе объектов строительной деятельности ГК России упоминает объекты незавершенного строительства, рассматривая их самостоятельной разновидностью недвижимых вещей. В ГК Казахстана подобного упоминания нет. Законодатель ограничивается указанием на здания и сооружения. Третье отличие: в России суда и космические объекты закон относит к недвижимым вещам. В Казахстане эти объекты приравниваются к недвижимости. Четвертое отличие: в казахстанском варианте список судов дополнен судами плавания «река-море». Кроме того, к числу объектов, приравненных к недвижимым вещам, в него отнесены магистральные трубопроводы, вернее их линейная часть. Пятое отличие: по-разному определено в законах место зданий и сооружений. В России они помещены в список прочих объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В Казахстане здания и сооружения занимают почетные второе и третье места основного перечня наряду с земельными участками и многолетними насаждениями [1, с. 119].

Отмечая общее и особенное в гражданско-правовом регулировании недвижимости в наших странах, следует констатировать, что вопросы правового регулирования недвижимости остаются актуальными, а нормы претерпевают существенные редакционные изменения и дополнения.

Изъятие недвижимого имущества для государственных нужд - это действия государственных органов, направленные на прекращение права собственности на земельный участок и иное недвижимое имущество, производимые в исключительных случаях, которые установлены законодательством РК с условием обязательного равноценного возмещения стоимости земельного участка и иного недвижимого имущества и убытков, причиненных собственнику. Согласно подп.25) ст.1 Закона РК от 1 марта 2011 г. «О государственном имуществе»2

под принудительным отчуждением имущества для государственных нужд понимается изъятие принадлежащего физическим лицам или негосударственным юридическим лицам земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка в состав государственного имущества, реквизиция, национализация, производимые для государственных нужд в исключительных случаях, установленных законами Республики Казахстан, и при условии равноценного возмещения.

Под исключительными случаями понимается отсутствие иного способа удовлетворения государственных нужд.

Исключительные случаи для принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд предусмотрены в п. 2 ст. 84 Земельного кодекса РК3.

К ним относятся:

1) международные обязательства, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;

2) предоставление земель для нужд обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон;

3) обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых;

4) строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, строительство (реконструкция) аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей, объектов нефтеперерабатывающего производства, отнесенных к стратегическим объектам, реализация концессионных проектов, объектов общего пользования населенных пунктов;

5) удовлетворение нужд населения в пастбищных угодьях для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О пастбищах»;

6) обеспечение потребности населения в земельных участках для индивидуального

2

Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 г. №413-IV //«Казахстанская правда» от 10.03.2011 г., № 86-87 (26507-26508); «Егемен Цазацстан» 2011 жылгы 10 наурыздагы № 72-75 (26477); 2011 жылгы 11 наурыздагы № 76-80 (26482); Ведомости Парламента РК, 2011 г., № 5 (2582), ст. 42.

3 Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 №442-11//Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13, ст. 99; «Казахстанская правда» от 26 июня 2003 года № 183-184.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

I

I I I I I I

I

I I I

I I

I I I

жилищного строительства в соответствии с генеральным планом или схемой развития и застройки населенных пунктов;

7) исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных настоящей статьей, а также строительство объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, за счет бюджетных средств.

Принудительным отчуждением земельного участка для государственных нужд не может быть признано любое отчуждение, преследующее коммерческие цели и цели удовлетворения негосударственных интересов, либо иное отчуждение, не вытекающее из целей осуществления государственных функций и не преследующее общественно значимые цели.

Принудительное отчуждение земельного участка допускается только в том объеме, в каком это необходимо для удовлетворения государственных нужд.

Одним из оснований прекращения права собственности, в том числе и общей собственности, в принудительном порядке является отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка. Земельный участок может принадлежать как одному лицу, так и нескольким лицам одновременно на праве собственности либо праве землепользования (подп.5) п.2 ст.249 ГК РК).

Согласно п.1 ст.209 ГК РК имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность подразделяется на долевую (с определением долей участников) и совместную (без определения долей).

Как правило, общая собственность является долевой. Образование совместной собственности может быть установлено только законом.

На основании п.3 ст.53 Земельного кодекса РК, земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). На праве общей совместной собственности земельный участок может принадлежать супругам, а также членам крестьянского хозяйства. В

остальных случаях земельный участок может принадлежать на праве общей долевой собственности.

Поскольку собственников может быть два и более, то в договоре об изъятии должны быть указаны все сособственники, если изымаемое имущество принадлежит на праве общей совместной собственности. Если изымаемое имущество принадлежит на праве общей долевой собственности с определением доли каждого из сособственников, то с каждым из них заключается самостоятельный договор.

На основании п.11 Нормативного постановления Верховного Суда от 25 декабря 2006 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд»4, если земельный участок принадлежит нескольким собственникам на праве общей долевой собственности, то каждый из них имеет право на получение в собственность отдельного земельного участка и (или) на получение иной компенсации, предусмотренной законодательством». Следовательно, если земельный участок, изымаемый для государственных нужд, находится в общей долевой собственности, то владелец доли имеет право на получение отдельного земельного участка либо на получение иной компенсации, соразмерно своей доле.

На данный момент в соответствии с п.2 ст. 166 Земельного кодекса РК, в размер компенсации включаются: рыночная стоимость земельного участка или права землепользования, рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения, стоимость затрат, связанных с освоением участка, его эксплуатацией, все убытки, причиняемые владельцам собственности в связи с изъятием земельного участка, в том числе убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, а также упущенная выгода. Определение убытков, причиненных собственникам при изъятии земельного участка, а также размер их компенсации устанавливаются соглашением сторон. Если соглашение не достигнуто, то размер компенсации устанавливается судом.

На основании п.1 ст.15 Закона «О жилищных отношениях»5, при сносе жилого

4 Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами законодательства о принудительном отчуждении земельных участков для государственных нужд» от 25 декабря 2006 г. №8 // Бюллетень Верховного Суда РК, N1, 2007 г.; «Казахстанская правда» от 1 февраля 2007 года N17 (25262).

5 Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94-1 // «Казахстанская правда» от 19.04.1997 г., № 92-93 (22342-22343); «Егемен Казацстан» 19.04.1997 ж., № 77 (21542); Ведомости Парламента РК 1997 г., № 8, ст. 84 подписано в печать 20.09.1997 г.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020 4 I

Азаматтыц жэне азаматтыц ^ ЖYргiзу цуцыгы

дома в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных нужд собственнику до сноса его жилища по его выбору предоставляется в собственность благоустроенное жилище или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища. Но жилое помещение может принадлежать на праве собственности как одному лицу, так и нескольким - на праве общей собственности. Равно как и иные объекты гражданских правоотношений, жилое помещение может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Двое или более граждан могут приобрести право общей долевой собственности на жилище в случае совместного строительства, приобретения жилого дома посредством гражданско-правовых сделок или в наследство и в других случаях, не противоречащих законодательству Республики Казахстан (п.1 ст.16 Закона РК «О жилищных отношениях»).

Статья 212 ГК РК предусматривает, что распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (или иначе сособственников). Поскольку, отчуждение недвижимого имущества, находящегося в общей собственности, путем изъятия для государственных нужд является одной из форм распоряжения имуществом, то должно производиться с согласия всех сособственников. Следовательно, в договоре с местными исполнительными органами об отчуждении жилого дома должны быть указаны все участники общей долевой собственности (сособственники). Размер денежной компенсации за долю в праве общей собственности на жилище определяется в договоре. Если соглашение не достигнуто, то размер компенсации устанавливается судом, исходя из рыночной стоимости жилища на момент его изъятия, которая устанавливается соответствующими специалистами - оценщиками недвижимости с учетом района, года постройки, материалов, потребительских качеств, а также других, имеющих значение для правильной оценки жилища, обстоятельств.

На основании п.2 ст.212 ГК РК, каждый участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, заложить свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением правил преимущественной покупки доли, предусмотренной ст.216 ГК РК.

Это означает, что продавец доли обязан

известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на жилое помещение в течение месяца со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

Поскольку доля в праве собственности является самостоятельным объектом гражданских правоотношений, то, следовательно, она может быть самостоятельным объектом отчуждения при изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.

Согласно п.2 ст.29 Закона «О жилищных отношениях», при принудительном прекращении права собственности на жилище по такому основанию, как принудительное отчуждения земельного участка, на котором расположен дом для государственных нужд, собственнику должна быть предоставлена по его выбору либо денежная компенсация, выплачиваемая собственнику до прекращения права собственности либо благоустроенное жилище (квартира или жилой дом) в собственность. При этом денежная компенсация включает в себя рыночные стоимости жилища и земельного участка, а также возмещение в полном объеме убытков, причиненных собственнику в порядке, предусмотренном ст.15 Закона о жилищных отношениях.

Под жилищем понимается отдельная жилая единица в виде индивидуального жилого дома или квартиры, предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным санитарно-эпидемиологическим, техническим и другим обязательным требованиям (подп.28) ст.2 Закона о жилищных отношениях)

Таким образом, право выбора между компенсацией в размере рыночной стоимости жилища или предоставляемым в собственность благоустроенным жильем сохраняется за собственниками. Собственник вправе требовать, чтобы застройщик предоставил ему взамен другое благоустроенное жилище (квартиру или жилой дом). Компенсация начисляется за имущество только собственникам недвижимости, без учета количества прописанных людей и их родственных связей. А сами собственники могут получить компенсацию, только если их право

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

I

I

I $

I I I

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I I i

I

I

I I I

собственности правильно оформлено, т.е. имеются все правоустанавливающие и пра-воудостоверяющие документы на недвижимость, в частности на изымаемый земельный участок и сносимое жилище.

Следовательно, каждый участник общей собственности (сособственник) имеет право либо на компенсацию своей доли в праве собственности на недвижимое имущество при изъятии этого недвижимого имущества для государственных нужд, либо на получение в собственность благоустроенного жилища, соразмерно стоимости своей доли. Данная возможность прямо не предусмотрена в действующем законодательстве, однако и прямых запретов тоже нет. Поскольку на основании подп.4) п.1 ст.29 Закона РК «О жилищных отношениях», принудительное (помимо воли собственника) прекращение права собственности на жилище допускается в случае принудительного отчуждения земельного участка, на котором расположен дом, для государственных нужд, то аналогично правилам, предусмотренным в п.11 Нормативного постановления Верховного суда от 25 декабря 2006 г. №8, если жилище принадлежит нескольким собственникам на праве общей долевой собственности, то каждый из них имеет право при изъятии на получение в собственность благоустроенного жилища либо денежной компенсации соразмерно стоимости своей доли. Если стоимость предоставляемого жилища окажется выше стоимости доли в общей собственности на сносимое жилище, то разница в их стоимости с собственника не будет взиматься. Если стоимость доли в общей собственности на сносимое жилище окажется выше стоимости предоставляемых жилищ, то разница в их стоимости должна возмещаться каждому сособственнику (на основании п.2 и п.3 ст.15 Закона о жилищных отношениях»).

В случае сноса жилища в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных нужд, между застройщиком, производящим снос, и собственниками (нанимателями) жилищ может быть заключен договор о предоставлении в собственность (внаем) других жилищ во

вновь построенных на этом же или другом земельном участке жилых домах бывшим собственникам (нанимателям) взамен снесенных жилых помещений (п.1 ст.116 Закона о жилищных отношениях). В этом случае застройщик обязан предоставить собственнику (нанимателю) благоустроенное жилище, отвечающее требованиям п. 1 ст.75 Закона о жилищных отношениях, в размере не менее пятнадцати квадратных метров и не более восемнадцати квадратных метров полезной площади на человека, но не менее однокомнатной квартиры или комнаты в общежитии, а собственники (наниматели) жилищ, подлежащих сносу, обязаны освободить занимаемые ими помещения в обусловленный договором срок. По согласованию сторон в договоре могут быть предусмотрены иные условия и сроки предоставления благоустроенного жилища, суммы возможной компенсации, размеры жилища, этажность, количество комнат и другие затрагивающие интересы сторон условия.

Государственная регистрация прекращения прав собственников или возникновения прав государства на данное имущество осуществляется при условии представления органу, осуществляющему государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документа, подтверждающего выплату компенсации. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, а также убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода. В случае если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щенникова Л.В. Цивилистические записки о недвижимом имуществе // Гражданское законодательство: статьи, комментарии, практика. Вып. 42. Под ред. д.ю.н., профессора А.Г. Диденко. - Алматы: «Раритет», 2013. - С. 118-127.

REFERENCES

1. Shchennikova L.V. Tsivilisticheskiye zapiski o nedvizhimom imushchestve // Grazhdanskoye zakonodatel'stvo: stat'i, kommentarii, praktika. Vyp.42. Pod red. d.yu.n., professora A.G. Didenko. -Almaty: «Raritet», 2013. - S. 118-127.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК А О

№1 (59) - 2020 43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.