Научная статья на тему 'Отчуждение личности и тревожность как факторы отклоняющегося поведения'

Отчуждение личности и тревожность как факторы отклоняющегося поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1018
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ И НЕВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АНОМИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АУТИЗАЦИЯ / ЗАДАННОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ALIENATION AND IRRELEVANCE OF THE INDIVIDUAL / ANXIETY / SOCIAL NORMS / SOCIAL ANOMIE / SOCIAL AUTOSALE / THE GIVENNESS OF THE LIFE CYCLE / GOOD BEHAVIOR / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агамиров Карэн Владимирович, Григорьева Марина Анатольевна

В статье на конкретных примерах выявляется механизм взаимодействия и перевода отчуждения личности и тревожности в противоправный поведенческий акт. По мнению авторов, отчуждение личности и тревожность, являясь следствием невостребованности, одиночества и разобщенности людей, их переживаний по самым разным поводам, способствуют отклоняющемуся, в том числе преступному, поведению.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article on concrete examples reveals the mechanism of interaction and the alienation of personality and anxiety in illegal behavioral act. According to the authors, the alienation of the personality and anxiety is a consequence of uselessness, loneliness and disunity of people, their experiences for a variety of reasons contribute to the decline, including criminal behavior.

Текст научной работы на тему «Отчуждение личности и тревожность как факторы отклоняющегося поведения»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА;

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

***

ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ФАКТОРЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

АГАМИРОВ Карэн Владимирович, ГРИГОРЬЕВА Марина Анатольевна

Аннотация. В статье на конкретных примерах выявляется механизм взаимодействия и перевода отчуждения личности и тревожности в противоправный поведенческий акт. По мнению авторов, отчуждение личности и тревожность, являясь следствием невостребованности, одиночества и разобщенности людей, их переживаний по самым разным поводам, способствуют отклоняющемуся, в том числе преступному, поведению.

Annotation. In this article on concrete examples reveals the mechanism of interaction and the alienation ofpersonality and anxiety in illegal behavioral act. According to the authors, the alienation of the personality and anxiety is a consequence of uselessness, loneliness and disunity of people, their experiences for a variety of reasons contribute to the decline, including criminal behavior.

Ключевые слова: отчуждение и невостребованность личности, тревожность, социальные нормы, социальная аномия, социальная аутизация, заданность жизненного цикла, правомерное поведение, отклоняющееся поведение.

Keywords: alienation and irrelevance of the individual, anxiety, social norms, social anomie, social autosale, the givenness of the life cycle, good behavior, deviant behavior.

Тема отчуждения личности занимала и продолжает занимать философов, психологов, историков, юристов. Ее поднимали в своих трудах Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локк, Т. Гоббс и К.А. Гельвеций. Ученые рассматривали общество своего времени как институт отчуждения, социальные регуляторы которого - право, мораль, религия, искусство, обычаи и привычки -соединяют волю разных людей и в итоге становятся чуждыми каждому конкретному человеку, ограничивая личность заданными рамками и превращая ее в «дробную единицу». Наивысшая фаза изолированности людей находит свое выражение в деньгах, которые, по определению М. Гесса («О сущности денег»), являются продуктом взаимно отчужденных людей1.

Отчуждение преследует человека повсюду, отдаляя его от непонятного, инородного и часто враждебного мира, внушая абсурдность настоящего и страх перед будущим. «Ты здесь лишний и посторонний!» - доносится до него,

1 Cm.: Hess M. Über das Geldwesen // Rheinische Jahrbücher zur gesellschaftlichen Reform. Darmstadt, 1845. Bd. 1. S. 1-33.

и смещаются на обочину социальные ценности и нормы (социальная аномия), оттеняя невостребованность личности, ее невстроенность в социальную структуру общества. На работе и в семье, в общественно-политической жизни и межличностном общении современный человек ощущает бездушие и безразличие окружающего мира, тотальное одиночество и разобщенность и нередко теряется настолько, что впадает в тяжелейшую депрессию, результатом которой является угнетенное сознание и полный уход в свой внутренний мир (социальная аутизация).

Не следует, конечно же, сгущать краски, ибо в этом мире много красоты и радости, однако следует признать, что проблема отчуждения людей друг от друга никогда не стояла так остро, как в наш век глобальной информатизации. Социальные сети, скайп, электронная и смс-переписка, играя, несомненно, позитивную роль, вместе с тем сделали человека заложником удаленного общения, трансформируя процесс отчуждения в отчужденность как его закономерный результат.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Признаками тревожного состояния являются изменения стратегий поведения, моторики движений, мимики, речи, функционирования внутренних органов, частоты сердечных сокращений, артериального давления, ритма дыхания, интенсивности потоотделения, нарушения режима сна и бодрствования. Состояние повышенной тревожности, неопределенности отрицательно влияет на критическое осмысление сложившейся ситуации, лишает участника правоотношений возможности обдумать ситуацию и сознательно принять решение. Это психическое явление следует рассматривать в прямой взаимосвязи с отчуждением. Обособляясь от внешнего мира, «расчлененные личности»2 наиболее подвержены всевозможным фобиям, основой которых служит тревожность. В рамках настоящей статьи нас интересует, в какой мере отчуждение и тревожность способствуют отклоняющемуся, в том числе преступному, поведению, каковы составные части механизма взаимодействия и перевода этих рядоположен-ных неправовых категорий в противоправный поведенческий акт.

Охватить все ситуации и даже наибольшую их часть - задача практически невыполнимая, поэтому остановимся на наиболее характерных. Авторы опираются как на проведенные ими исследования среди осужденных, так и на уже имеющиеся данные. Начнем с самого опасного вида злодеяний - тяжких преступлений против личности.

Распространенное мнение о том, что убийца непременно должен быть с устрашающей внешностью (стеклянные холодные глаза, налитые кровью, загнутый вниз нос, развитые клыки, челюсти и скулы и пр.) и набором таких личностных характеристик, как непомерное тщеславие, нечувствительность, отсутствие сострадания и угрызений совести, необузданность и непостоянство3, имеет право на существование, но далеко не отражает истинного положения вещей. Мы не можем говорить о процентном соотношении, поскольку точных сведений нет и не будет, однако очень многие

2 См.: Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Преступление и наказание. М., 2016. С. 81.

3 См.: Ломброзо Ч. Человек преступный / пер. с итал. Г.Б. Гордона, К. Тетюшиновой (Г.И. Тетющиновой). М., 2015.

люди, переступившие через «не убий», обладают как раз повышенной чувствительностью, ведущей к рассмотренной выше тревожности.

Все начинается с отчуждения от общества. Человек утрачивает чувство принадлежности к этому миру, его жизнь сопровождает постоянное ощущение беспокойства, его одолевают всевозможные страхи. Тревожность обычно трактуют как беспредметный страх, однако это не так. Подсознание не обманывает человека, и беспричинной тревоги не бывает. Дело в том, что у чувствительной личности значительно сильнее развито ощущение исходящей извне опасности, которую практически невозможно предупредить. Лишенный власти, богатства, охраны и прочих атрибутов сильных мира сего, человек замещает реальное противодействие опасности внутренними переживаниями, а когда они переливаются через край, наступает то пограничное состояние, за которым следует поведенческий акт.

Такой акт совсем не обязательно должен быть противоправным; это может быть не преследуемое законом бытовое пьянство и аморальное поведение, а иногда и поддерживаемая обществом творческая самореализация (пример великого нидерландского художника Винсента Ван Гога, перманентно находившегося в пограничном состоянии, без которого он просто не мог творить, яркое тому подтверждение). Однако случаев, когда социальная необустроенность и следующие за ней отчуждение личности и тревожность являются факторами преступного поведения, очень много.

Что касается убийц, то многие из них, как они объясняли, лишали жизни другого человека, выливая тем самым свое отчаяние вовне, и очень часто на безвинную жертву. Так, Л., забивший на улице до смерти случайного прохожего только за то, что тот «не так на него посмотрел», объяснял свои действия готовностью с раннего детства к отражению возможного нападения. Отец Л. избивал мать и его, не работал, попал под электричку и погиб. Мать сдала сына в детский дом, злоупотребляла спиртными напитками, спилась и выбросилась с девятого этажа. В детском доме Л. вступал в постоянные конфликты с другими воспитанниками, в подростковом возрасте промышлял карманным воровством. После женитьбы он вроде бы встал на законопослушный путь, поступил на заочное отделение высшего учебного заведения, но в результате межнациональ-

ного конфликта с сокурсниками из Средней Азии был отчислен. На работу устроиться не мог, жена ушла к другому. Занимался кражами на вокзалах. Л. постоянно вступал в потасовки в общественных местах, борясь, как он утверждал, за справедливость, а как-то раз, повздорив с прохожим из-за сделанного замечания о распитии спиртных напитков на детской площадке, нанес последнему тяжкие телесные повреждения.

Как и после совершенного много лет назад убийства, Л. объяснял свои действия тем, что пострадавший якобы намеревался причинить ему вред, и он пошел на опережение. Отверженный в детстве ребенок, Л. рос в атмосфере постоянной тревоги, характеризуется замкнутостью, ранимостью, гиперчувствительностью. Не найдя места в социальной структуре общества, он добывал средства противоправным путем, попутно самоутверждаясь во враждебном ему мире при помощи насилия, и в итоге совершил немотивированное убийство.

Возникает вопрос: почему в одних случаях жизненные невзгоды влекут за собой скатывание человека в пропасть, а в других - стимулируют к поиску законопослушных способов приспособиться к окружающей действительности? Известно немало случаев, когда такие же выходцы из крайне неблагополучных семей становились серьезными и уважаемыми людьми. Почему одного человека отторжение от общества (отчуждение) и тревога загоняют в угол, а другого подстегивают к поиску своего места в жизни?

Однозначно ответить на этот и подобные сакраментальные вопросы невозможно. Все зависит от внутреннего эго человека, которое у каждого индивидуальное. Очевидно одно: отчуждение и тревога так или иначе служат переходным мостиком к совершению противоправного действия, а уж какого конкретно, зависит опять же от определенной жизненной ситуации. В рассмотренном примере значительную, если не решающую, роль в неблагоприятном формировании у Л. насильственных наклонностей сыграло рукоприкладство в семье со стороны отца.

В некоторых ситуациях поведение матери способствует развитию иных противоестественных наклонностей. Так, мать О. вела распутный образ жизни, не уделяла сыну внимания, оставляла его дома одного, подвергая опасности. В результате у О. с возрастом раз-

вилось стойкое негативное отношение к женщинам, на которых он перенес всю свою ненависть к матери. Совершив первое изнасилование, О., по его словам, испытал необычайный подъем от унижения жертвы, которой он, безвинной, отомстил таким образом за свои детские страдания. Подобные преступления - из серии «замещения по Фрейду», когда субъект вымещает свои комплексы на постороннем лице.

Отчужденность и тревожность потенциального преступника часто активно подпитывает «встроенное» в общество окружение, подвергающее всяческим насмешкам своих коллег-аутсайдеров (нередко в качестве объекта выбирается один человек). Нашумевшее дело Дмитрия Виноградова4 - яркое тому свидетельство. Застреливший шестерых сослуживцев Виноградов распространил в Интернете до совершения преступления так называемый «манифест», в котором перенес свою ненависть к коллегам по работе на все человечество и выразил уверенность, что у него есть достаточные основания считать все человечество макроаналогом раковой опухоли живого организма, в роли которого выступает планета Земля. Виноградов в своем манифесте пылает враждой к человеческому обществу, в котором ему противно находиться и быть его частью, отвращением к бессмысленности человеческой жизни. Есть, по Виноградову, только один способ ее оправдать: уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста. Виноградов, замкнутый и ранимый молодой человек, до этого никогда и ни в чем противозаконном не замешанный, был осужден к пожизненному лишению свободы, оставив трудовым коллективам кровавое напутствие не зарываться, а криминологам, психологам и психиатрам еще одну загадку непознанной человеческой души.

В основе совершения многих корыстных преступлений также лежат отчужденность и тревожность. Субъект стремится компенсировать отсутствие возможности легального заработка или нежелание трудиться и преследующий его постоянный страх перед нуждой кражами и другими преступлениями корыстной направленности; эпизодические вначале, со временем они становятся образом жизни.

4 иЯЬ : https://ru.wikipedia.org/wiki/ Виноградов,_ Дмит-рий_Андреевич ; http://www.ntv.ru/novosti/365798 ; http://tverdyi-znak.livejournal.com/1105486.html

С. в силу неуживчивого характера выдерживал максимум три-четыре месяца работы на одном месте. Необщительный и дерзкий, он не имел ни семьи, ни друзей, жил вместе с престарелой больной матерью, в периоды отсутствия заработка, которые становились все более затяжными, на ее пенсию.

Украв у зазевавшегося пассажира в вагоне метрополитена мобильный телефон и продав аппарат на рынке, С. постепенно вошел во вкус, и охота за гаджетами стала средством его существования. На вопрос дознавателя о том, почему он не искал законопослушных способов выхода из материальных неурядиц, С. ответил, что терпеть не может однообразия, и любой труд на одном и том же месте вызывает у него отвращение; он не видит смысла ходить каждый день на работу, когда есть возможность использовать для материальной подпитки «ловкость рук». С. описал свои эмоции после очередной удавшейся кражи как новое неизведанное чувство, посещающее его всякий раз, когда он проходит по лезвию ножа (попадется или не попадется?).

Здесь мы выходим на исключительно важную криминологическую проблему неудовлетворенности людей заданностью жизненного цикла, их подспудной тягой к чему-то неизведанному, в том числе опасному. Есть множество теорий, согласно которым даже войны считаются нормальным явлением, вытекающим из непреодолимой тяги агрессивного по природе человека к удовлетворению основных инстинктов, искусно используемых государственной машиной (Э. Дурбан, Дж. Боулби, З. Фрейд и др.). Вначале стремление к новизне и риску может замещаться поведением на грани, пока еще не преступным. К таким разновидностям отклоняющегося поведения относятся езда на автомобиле по местам скопления людей, «зацепинги» и т. д. Потом это может трансформироваться в более серьезные проступки, а завершиться совершением преступления, когда субъект проводит «испытание» не на себе, как «зацеперы», а на других. Известен случай, когда мужчина столкнул пассажира метрополитена под прибывающий состав, что повлекло трагические последствия. На вопрос

о том, зачем он это сделал, мужчина ответил, что таким образом хотел проверить на деле способность человека к преодолению смертельной опасности, в данном случае - удастся сброшенному под поезд выбраться назад или нет.

В некоторых ситуациях совершение преступных действий диктуется, как это ни парадоксально, страхом перед ними. Тревога за возможность совершения непроизвольных противоправных действий, накапливаясь, требует выхода и в один момент выливается в преступный поведенческий акт. Заядлый автомобилист Б. всегда очень боялся наезда на пешеходов, и со временем именно эта тревога привела к совершению неосторожного преступления. Б. решил проехать через «зебру» не останавливаясь, чтобы, как он объяснял, проверить свою способность проскочить между проходящими людьми, и в результате сбил человека.

Следует отметить, что отчуждение и тревога, будучи факторами преступного поведения, далеко не всегда выливаются в него. Они могут носить исключительно пассивный характер, и их носитель так и не причинит никому зла, кроме как, возможно, самому себе (самоубийство как способ преодоления оторванности от окружающей действительности и зашкаливающих страхов). В связи с этим при проведении профилактической работы нужно учитывать этапы отчуждения и тревоги: их возникновение, накопление и выход вовне.

На первом этапе следует сделать все возможное для максимального вовлечения человека в социальную структуру общества, его переориентации на позитивные стороны бытия. Второй этап подразумевает купирование возникшей напряженности, в том числе медикаментозными средствами. Если дело все-таки доходит до третьего этапа, то, не отменяя мероприятия первых двух, уже необходимо также вмешательство правоохранительных структур. Мы продолжаем отстаивать необходимость образования Федеральной службы по предупреждению правонарушений, одной из функций которой стала бы работа с потенциальными группами риска5.

5 См.: Агамиров К.В. Проблемы юридического прогнозирования: методология, теория, практика. М., 2015. С. 316.

Библиографический список

1. Агамиров, К.В. Проблемы юридического прогнозирования: методология, теория, практика. - М., 2015.

2. Антонян, Ю.М. Преступление и наказание / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. - М., 2016.

3. Ломброзо, Ч. Человек преступный / пер. с итал. Г.Б. Гордона, К. Тетюшиновой (Г.И. Тетющино-вой). - М., 2015.

4. Hess, M. Über das Geldwesen // Rheinische Jahrbücher zur gesellschaftlichen Reform. - Darmstadt, 1845. -Bd. 1.

5. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/Виноградов,Дмитрий_Андреевич.

6. URL : http://www.ntv.ru/novosti/365798.

7. URL : http://tverdyi-znak.livejournal.com/1105486.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.