Научная статья на тему 'Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины в системе управления качеством профессионального образования'

Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины в системе управления качеством профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТОД / ОЦЕНКА / КОНТРОЛЬ / КРИТЕРИИ / ОТЧЕТ / EDUCATION RESULTS / METHOD / ASSESSMENT / CONTROL / CRITERIA / REPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна, Хусаинова Резеда Мунировна, Чиркина Светлана Евгеньевна

Современный этап развития высшего образования в России предполагает внедрение новых способов и форм определения и измерения образовательных результатов учебной деятельности студентов. Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины является важным компонентом системы управления качеством профессионального образования. В статье рассматривается форма отчета преподавателя о реализации учебной дисциплины. Основными методами проведенного исследования являются педагогический эксперимент и анализ отчетных материалов преподавателей отдельного модуля. В отчете преподавателя по реализации дисциплины содержится описание не только того, каким образом были сформированы образовательные результаты, но и как система оценки оказалась встроена в образовательный процесс и в систему управления качеством профессионального образования. Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины направлен на совершенствование системы проверки образовательных достижений обучающимися и может быть использован при апробации рабочих программ дисциплин основных образовательных программ. Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины поможет не только в анализе учебных результатов обучающихся, но и в анализе результатов работы самого преподавателя, в коррекции содержания рабочих учебных программ по дисциплинам, учебно-методических комплексов, измерительных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна, Хусаинова Резеда Мунировна, Чиркина Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER''S REPORT ON REALIZATION OF AN ACADEMIC DISCIPLINE IN THE SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

The modern stage of development of higher education in Russia involves the introduction of new methods and forms of defining and assessing students’ education results. The teacher’s report on realization of an academic discipline is an important component of the quality management system of professional education. The article discusses the form of the teacher's report on realization of an academic discipline. The main methods of research are pedagogical experiment and analysis of the teachers’ records of individual modules. The teacher’s report on realization of an academic discipline describes not only the manner in which the learning results have been achieved, but also how the system of assessment was "integrated" in the educational process and in the quality management system of professional education. The teacher’s report on realization of an academic discipline is aimed at improving the system of students’ educational achievements assessment and can be used for testing the working programs of disciplines of basic educational programs. The teacher’s report on realization of an academic discipline will not only help in the analysis of students’ education results, but also in the analysis of teacher’s activity results, in correcting the content of working curricula of disciplines, teaching materials and assessment tools.

Текст научной работы на тему «Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины в системе управления качеством профессионального образования»

УДК 378.12

ББК Ч448.042+Ч448.047 ГСНТИ 14.35.01; 14.07.05 Код ВАК 13.00.01

Габдрахманова Рашида Габдельбакиевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методологии обучения и воспитания; Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет; 420021, Казань, ул. М. Межлаука, д. 1, к. 24; e-mail: rashgabdra@mail.ru

Хусаинова Резеда Мунировна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет; 420021, Казань, ул. М. Межлаука, д. 1, к. 24 (для Р. М. Хусаиновой); e-mail: rezedakhusainova @ mail.ru

Чиркина Светлана Евгеньевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Институт психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет; 420021, Казань, ул. М. Межлаука, д. 1, к. 24; e-mail: sch_61@mail.ru

ОТЧЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ О РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательные результаты; метод; оценка; контроль; критерии; отчет.

АННОТАЦИЯ. Современный этап развития высшего образования в России предполагает внедрение новых способов и форм определения и измерения образовательных результатов учебной деятельности студентов. Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины является важным компонентом системы управления качеством профессионального образования. В статье рассматривается форма отчета преподавателя о реализации учебной дисциплины. Основными методами проведенного исследования являются педагогический эксперимент и анализ отчетных материалов преподавателей отдельного модуля. В отчете преподавателя по реализации дисциплины содержится описание не только того, каким образом были сформированы образовательные результаты, но и как система оценки оказалась встроена в образовательный процесс и в систему управления качеством профессионального образования. Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины направлен на совершенствование системы проверки образовательных достижений обучающимися и может быть использован при апробации рабочих программ дисциплин основных образовательных программ. Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины поможет не только в анализе учебных результатов обучающихся, но и в анализе результатов работы самого преподавателя, в коррекции содержания рабочих учебных программ по дисциплинам, учебно-методических комплексов, измерительных материалов.

Gabdrakhmanova Rashida Gabdelbakievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Methods of Teaching and Education, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Khusainova Rezeda Munirovna,

Candidate of Psychology, .Associate Professor of Department of Psychology, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

Chirkina Svetlana Evgenievna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University, Kazan, Russia.

TEACHER'S REPORT ON REALIZATION OF AN ACADEMIC DISCIPLINE IN THE SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

KEY WORDS: education results; method; assessment; control; criteria; report.

ABSTRACT. The modern stage of development of higher education in Russia involves the introduction of new methods and forms of defining and assessing students' education results. The teacher's report on realization of an academic discipline is an important component of the quality management system of professional education. The article discusses the form of the teacher's report on realization of an academic discipline. The main methods of research are pedagogical experiment and analysis of the teachers' records of individual modules. The teacher's report on realization of an academic discipline describes not only the manner in which the learning results have been achieved, but also how the system of assessment was "integrated" in the educational process and in the quality management system of professional education. The teacher's report on realization of an academic discipline is aimed at improving the system of students' educational achievements assessment and can be used for testing the working programs of disciplines of basic educational programs. The teacher's report on realization of an academic discipline will not only help in the analysis of students' education results, but also in the analysis of teacher's activity results, in correcting the content of working curricula of disciplines, teaching materials and assessment tools.

Модернизация педагогического об- нальных стандартов педагога и других пе-

разования, актуализируя ФГОС дагогических работников, создает условия

УГСН «Образование и педагогические нау- для разработки и апробации образователь-

ки» с учетом утвержденных профессио- ных программ, направленных на ориента-

© Габдрахманова Р. Г., Хусаинова Р. М., Чиркина С. Е., 2015

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 6

21

цию всего процесса обучения на достижение планируемых образовательных результатов. Это создает прочную основу для повышения объективности оценки профессиональной подготовки студентов и обеспечивает возможность для совершенствования системы проверки образовательных достижений обучающихся [12; 13; 2; 6; 3; 4].

Изменение парадигмы - ориентация профессионального стандарта не на процессуальные нормы, а на состав требований к результату образования в условиях его вариативности - не только отвечает внешним потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы профессионального образования, но и коренным образом меняет положение процессов оценивания в системе профессионального образования. Результат является заключительным элементом триады «цели - средства -результаты». Оценка достижения планируемых результатов выполняет функцию обратной связи и регулирующего (управляющего) элемента системы, в значительной мере способствующего поддержанию единства всей системы образования. Более того, в этой парадигме система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества профессионального образования (или иных моделей контроля - контроля качества образовательного процесса, контроля качества знаний и т. д.) и оказывается принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества профессионального образования. Иными словами, система оценки призвана нести свою долю ответственности за обеспечение качества профессионального образования.

При создании системы оценки достижения требований к результатам учебной дисциплины преподаватель должен выделить ожидаемые образовательные результаты (описанные на языке компетенций), оценка которых возможна в «контрольных точках», например, в рамках текущих и итоговых процедур контроля [8].

Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины предполагает описание не только того, каким образом были сформированы образовательные результаты, но и того, как система оценки оказалась встроенной в образовательный процесс и в систему управления качеством профессионального образования.

Система оценки освоения дисциплины должна создаваться с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения дисциплины и осуществляться на основе критериально ориентированного подхода [10; 1; 4].

В педагогических измерениях различают три уровня результатов образования. Первый уровень - планируемый - тот, который заложен в ФГОС ВО и реализован в учебниках и методических пособиях. Второй уровень - реализуемый - характеризует те образовательные результаты, к которым стремится конкретный преподаватель в конкретной образовательной организации в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации. В процессе измерений появляется третий уровень - достигнутый - уровень реальных достижений обучающихся.

Итак, оценка, обладая информационной и диагностической функциями, свидетельствует об успешности/неуспешности в овладении необходимыми знаниями и умениями, указывает на причины недочетов в подготовке студента и самым превращается в результате в инструмент рефлексии, самооценки и самопознания. Соответственно, оценка обеспечивает процессу обучения ту обратную связь, без которой он не может быть эффективным. Выполнить свое назначение оценка может при условии, что она должна быть объективной и достоверной. Объективность и достоверность оценки образовательных результатов учебной дисциплины достигается в процессе разработки контрольно-изметрительных материалов (инструментария), критериев и оценочных процедур. Таким образом, в отчете по дисциплине преподаватель должен дать подробные разъяснения по использованию инструментов оценки сформированности образовательных результатов учебной дисциплины.

Оценка результатов выполнения контрольно-измерительной работы позволяет сделать вывод о присутствии или отсутствии у студента определенных знаний и умений, заданных в требованиях к образовательным результатам освоения учебной дисциплины, а также распределить обучающихся по состоянию их подготовки на различные группы в соответствии с тем, достигли или не достигли они определенного уровня подготовки. При таком подходе каждый уровень достижения образовательного результата учебной дисциплины можно содержательно описать в терминах умений, способностей, возможностей демонстрирования, которые освоили обучающиеся данной группы.

Обычно контрольно-измерительные материалы, целью которых является оценка уровня овладения содержанием курса или основными умениями, создается из заданий, объединенных в группы, каждая из которых является представительной выбор-

кой заданий, проверяющих освоение отдельной темы курса или одного требования

[11; 7; 5].

В проверочных работах, позволяющих оценить достижение требований профессионального стандарта, задания не являются представительными ни для отдельных тем, ни для отдельных умений, ни для предмета в целом. Каждое задание «привязано» к конкретному образовательному результату (возможно, описанному на языке компетенций), и интерпретация результатов выполнения теста или проверочной работы ограничена, т. к. по результатам выполнения нельзя говорить об усвоении учебного материала отдельных тем или курса в целом. Можно лишь констатировать уровень выполнения конкретных заданий теста и достижения конкретных требований профессионального стандарта [15].

В связи с этим предпочтительнее в УМК по дисциплине не только иметь требования, сформулированные в соответствии с целями и содержанием обучения, но и критерии, оценивающие достижение требований профессионального стандарта (компетенций).

Предлагаем систему оценки результатов образования переориентировать на другой принцип оценивания по сравнению с традиционно используемым в российской системе образования.

Знания обучающегося традиционно оцениваются по верхнему уровню достижений, из которого «вычитается» то, чего он не достиг. Поэтому, к примеру, отметка «3» является зыбкой границей между успехом и неуспехом, свидетельствуя о низком уровне подготовки, но не поддается четкой содержательной интерпретации. Проверка подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВО открывает возможность оценивать знания «методом сложения»: от достигнутого уровня к более высоким.

При условии введения планируемых результатов обучения, овладение которыми будет достаточно для продолжения обучения на следующей ступени, оценка овладения обязательными образовательными результатами приобретает новое значение: эти результаты (знания и умения) достаточны для освоения предмета (оценка «достаточно»), они удовлетворяют предъявляемым требованиям (оценка «удовлетворительно»), они могут быть зачтены как достижение обязательного уровня обученности (оценка «зачет»). Наряду с этими словес-

ными оценками может быть использована оценка «3».

В этом случае оценка «3» свидетельствует о достижении обучающимся уровня обязательной подготовки, отвечающей требованиям стандарта, и приобретает новый информационный и диагностический смысл. Из этих возможных наименований оценки достижения уровня обязательной подготовки предстоит выбрать наиболее приемлемую.

Соответствующим образом изменится и содержание оценки овладения более высокими уровнями подготовки. Для оценки уровня повышенной подготовки можно использовать принятые в практике отметки «4» и «5».

Таким образом, первым шагом к изменению шкалы оценок должно стать признание их нового содержательного смысла.

Для преподавателей, которые будут оценивать подготовку обучающихся в соответствии с образовательными результатами, потребуется специально разработанный и утвержденный локальный документ, в котором на примерах будет показано, как оцениваются различные уровни освоения заданных требований. При этом целесообразно для каждого требования задать обязательный уровень его освоения, т. е. показать какие задания должен выполнять ученик для получения уровня, достаточного для дальнейшего обучения.

Информация о достижении обучающимся обязательного уровня обученности даст возможность преподавателю дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс, определить выбор методических путей обучения.

В целях предоставления студентам возможности иметь адекватное представление об уровне своих достижений на различных этапах освоения учебной дисциплины рекомендуется: 1) ознакомить обучающихся с предполагаемыми образовательными результатами учебной дисциплины до начала изучения темы и разделов курса, 2) познакомить студента с системой оценивания достижений, которая должна быть прозрачной и однозначно трактуемой. Данные мероприятия позволят сделать студента полноправным участником процесса обучения, заинтересованным в его результатах и личных учебных достижениях.

Таким образом, отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины может соответствовать структуре, показанной в таблице 1 [14].

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 6 23

Таблица 1

Трудоемкость дисциплины

Дисцип- Трудоемкость в часах Трудоемкость в баллах /кредитах

лина Всего Аудиторная работа Работа в ЭОР Самостоятельная работа Аттестация

1. Образовательные результаты учебной дисциплины.

2. «Работа/вклад» конкретного учебного задания на конкретный образовательный результат.

3. Контрольно-оценочные материалы и оценочные процедуры контрольных точек учебной дисциплины.

Отчет должен содержать требования к формату итоговых и промежуточных работ, ориентированных на выявление уровня достижений студентов. Обучающемуся кон-

трольные точки дают возможность получить информацию о своей учебной деятельности, помогают понять, каких успехов он добился в освоении знаний, увидеть пробелы и недостатки в них.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, проектов, исследований (таблица 2).

Таблица 2

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Образовательные результаты Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Экспертная оценка сформированности компетенций

Перечисляются все усвоенные знания, умения, навыки, способности, указанные в УМК. Формы контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины В качестве экспертов рекомендуются потенциальные работодатели, представители профессиональных сообществ, работающих в рамках проекта

1 2 3

4. Критерии оценки образовательных результатов (в пунктах 4 и 5 надо показать, как запланированные критерии оценки образовательных результатов и оценочные процедуры будут способствовать достижению поставленных образовательных целей).

5. Процесс личностного и профессионального роста студентов. Нужно сделать вывод о достижении или отсутствии у студентов группы определенных образовательных результатов. Описать состав сложившихся групп в соответствии с определенным уровнем подготовки (можно опи-

раться на особенности и потребности контингента обучающихся, специфику местных условий и требований). Должна быть продумана процедура «входного» контроля образовательных результатов и «выходного» контроля по окончании дисциплины.

6. Прописать, как согласуются ожидаемые образовательные результаты, уровни образовательных результатов, уровень достижения конкретных требований профессионального стандарта, результаты освоения учебной дисциплины (таблица 3).

Таблица 3

Результаты освоения учебной дисциплины

Ожидаемые образовательные результаты Уровни образовательных результатов Уровень достижения конкретных требований профессионального стандарта Результаты освоения УД

Пла-нируе мый Реали зуе-мый Достигну-тый Лич-ност-ные Мета-предметные Предметные

1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендации по заполнению таблицы 3 - планируемый (в соответствии с ком-

• Уровни образовательных результатов: петенциями, прописанными в ФГОС ВО и

внесенными в УМК учебной дисциплины);

- реализуемый (в соответствии с прописанными целями учебной дисциплины);

- достигнутый (уровень реальных достижений обучающихся - определяется через результаты освоения учебной дисциплины (УД).

• Уровень достижения конкретных требований профессионального стандарта.

Необходимо прописать, какие конкретные ожидаемые образовательные результаты учебной дисциплины «привязаны» к конкретным требованиям профессионального стандарта и в какой мере соответствуют ему (не соответствуют в полной мере, частично не соответствуют, частично соответствуют, соответствуют в полной мере).

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафова Е. В., Голованова И. И. Формирование компетенций преподавателей и персонала учебно-методических служб по проектированию и реализации образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 23-29.

2. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32-41.

3. Валеева Р. А. Содержательные и организационно-педагогические основания модернизации психолого-педагогического образования / / Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 16-23.

4. Васягина Н. Н., Казаева Е. А. Школьно-вузовское партнерство как ресурс практико-ориентирован-ной подготовки педагога-психолога // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 29-34.

5. Габдрахманова Р. Г., Хусаинова Р. М., Чиркина С. Е. Рефлексивная деятельность студента в системе психолого-педагогического образования как показатель его готовности к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 55-61.

6. Гафуров И. Р., Калимуллин А. М. Организационная и содержательная модернизация педагогического образования в Казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 3-10.

7. Деменева И. А., Красных О. А. Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО / / Пермский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 63-69.

8. Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 87-104.

9. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41-58.

10. Марголис А. А. Требования к модернизации основных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 105-126.

11. Панфилов А. Н., Льдокова Г. М., Шагифалеева Г. Р. Упражнения и контрольно-измерительные материалы по психологии // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 7. С. 76-77.

12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 11-31.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлениям подготовки бакалавриата. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/924.

14. Чиркина С. Е., Хусаинова Р. М., Габдрахманова Р. Г. Учебно-методическая документация для проведения и апробации новых модулей образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки Психолого-педагогические образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия. Казань : Казан ун-т, 2015.

15. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О., Потапова М. В. Организация педагогической практики при модульном построении основной профессиональной образовательной программы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.rU/pdf/2014/6/623.pdf.

LITERATURE

1. Asafova E. V., Golovanova I. I. Formirovanie kompetentsiy prepodavateley i personala uchebno-metodicheskikh sluzhb po proektirovaniyu i realizatsii obrazovatel'noy programmy v usloviyakh setevogo vzaimo-deystviya // Obrazovanie i samorazvitie. 2015. № 2 (44). S. 23-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bolotov V. A. K voprosam o reforme pedagogicheskogo obrazovaniya v RF // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 32-41.

Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины направлен на совершенствование системы проверки образовательных достижений обучающихся и может быть использован при апробации рабочих программ дисциплин основных образовательных программ. Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины поможет не только в анализе учебных результатов обучающихся, но и в анализе результатов работы самого преподавателя, в коррекции содержания рабочих учебных программ по дисциплинам, учебно-методических комплексов, измерительных материалов.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2015. № 6

25

3. Valeeva R. A. Soderzhatel'nye i organizatsionno-pedagogicheskie osnovaniya modernizatsii psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya / / Obrazovanie i samorazvitie. 2015. № 2 (44). S. 16-23.

4. Vasyagina N. N., Kazaeva E. A. Shkol'no-vuzovskoe partnerstvo kak resurs praktiko-orientirovannoy podgotovki pedagoga-psikhologa // Obrazovanie i samorazvitie. 2015. № 2 (44). S. 29-34.

5. Gabdrakhmanova R. G., Khusainova R. M., Chirkina S. E. Refleksivnaya deyatel'nost' studenta v sisteme psikhologo-pedagogicheskogo obrazovaniya kak pokazatel' ego gotovnosti k professional'noy deyatel'-nosti // Obrazovanie i samorazvitie. 2015. № 2 (44). S. 55-61.

6. Gafurov I. R., Kalimullin A. M. Organizatsionnaya i soderzhatel'naya modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Kazanskom federal'nom universitete / / Obrazovanie i samorazvitie. 2015. № 2 (44). S. 3-10.

7. Demeneva I. A., Krasnykh O. A. Mekhanizm razrabotki programmy «Sistema otsenki dostizheniya plani-ruemykh rezul'tatov osvoeniya osnovnoy obrazovatel'noy programmy» v usloviyakh perekhoda na FGOS NOO // Permskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012. № 3. S. 63-69.

8. Kasprzhak A. G., Kalashnikov S. P. Prioritet obrazovatel'nykh rezul'tatov kak instrument mo-dernizatsii programm podgotovki uchiteley // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 87-104.

9. Margolis A. A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF // Psikho-logicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 41-58.

10. Margolis A. A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizatsii deya-tel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Psikhologicheskaya nauka i ob-razovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 105-126.

11. Panfilov A. N., L'dokova G. M., Shagifaleeva G. R. Uprazhneniya i kontrol'no-izmeritel'nye materialy po psikhologii // Mezhdunar. zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 2011. № 7. S. 76-77.

12. Professional'nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obsh-chem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii)» // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. № 3. S. 11-31.

13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart po napravleniyam podgotovki bakalav-riata. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/924.

14. Chirkina S. E., Khusainova R. M., Gabdrakhmanova R. G. Uchebno-metodicheskaya dokumentatsiya dlya pro-vedeniya i aprobatsii novykh moduley obrazovatel'nykh programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki Psikhologo-pedagogicheskie obra-zovanie), predpolagayushchikh akademicheskuyu mobil'nost' studentov v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya. Kazan' : Kazan un-t, 2015.

15. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O., Potapova M. V. Organizatsiya pedagogicheskoy praktiki pri modul'nom postroenii osnovnoy professional'noy obrazovatel'noy programmy // Sovremennye problemy nauki i obrazova-niya. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/623.pdf.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Н. Н. Васягина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.