Научная статья на тему 'Отчет об экспедиции в Гвинею (03. 02. 2014-03. 03. 2014)'

Отчет об экспедиции в Гвинею (03. 02. 2014-03. 03. 2014) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет об экспедиции в Гвинею (03. 02. 2014-03. 03. 2014)»

Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2014. Вып. 3

О. Ю. Завьялова

ОТЧЕТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ В ГВИНЕЮ (03.02.2014-03.03.2014)

Экспедиция в Гвинею была предпринята в рамках научно-исследовательской работы по проекту «Языки народов Африки южнее Сахары: от структурного морфосинтаксического анализа к функциональному синтезу парадигматических элементов языковой картины мира» (шифр: 2.38.524.2013, руководитель А. Ю. Желтов).

Экспедицию можно назвать комплексной, так как она предполагала сбор новых данных по мировоззренческим особенностям народов манден на основе исследования устной традиции, анкетирования и опросов, а также уточнение данных, собранных в ходе предыдущих экспедиций. Состав экспедиционной группы: О. Ю. Завьялова, В. Е. Казимиров. Все исследование было комплексным, в процессе экспедиции изучались разноуровневые взаимоотношения и ценности в среде манинка Гвинеи: этностереотипы и степень толерантности манинка, роль в традиции и социуме института джаму (основных имен родов манден) и связанного с ним института се-нанкуя (так называемого «шуточного родства»).

Первый этап экспедиции состоял в изучении межэтнических отношений и стереотипов среди основных народов, населяющих Гвинею. Данные исследования имело смысл проводить в больших городах, где можно было произвести массовое анкетирование в университетах, поскольку основной акцент делался на мировоззрение манинка, были составлены также анкеты по изучению ценностных ориентаций и взаимоотношений и роли джаму (кланового имени) в обществе манинка. Исследования проходили в трех основных городах Гвинеи. В столице Гвинеи городе Конакри группа провела анкетирование в одном из лицеев (с преобладанием учащихся манинка). Далее — анкетирование в университете г. Канкана (Средняя Гвинея), анкетирование в университете г. Нзерекоре (Лесная Гвинея).

Анкетирование в учебных заведениях позволяло использовать французский язык и соответственно письменные опросники, а также ориентироваться на манинка в своих исследованиях. Надо отметить, что весьма помогало искреннее желание помочь во всем преподавателей университетов и лицея, особенно тех, кто получал образование в России, а таких очень много.

В бесписьменных районах были проведены устные опросы на тему ценностных ориента-ций, самоидентификации и этностереотипов, для выявления традиционной картины мира ма-нинка. Также экспедиционная группа собрала материалы по социальной организации манден, в частности джаму и сенанку, а также фольклорные тексты (исторические рассказы, рассказы об основателях джаму и героях манден).

И если в городах возможно было использовать объективные методы (однако же со значительным участием самого исследователя), то в деревнях были доступны только беседы и другие диалогические методы — местное население не владеет письмом и французским языком. Отметим, что в силу специфики общения и мышления манинка диалогические методы дают намного более интересные результаты для более глубокого исследования. С методологической точки зрения весьма продуктивно оказалось и пересечение различных исследований: этнопсихологические исследования с ведением диалогов, опросов, моделированием ситуаций приводят к более открытому общению и способствуют получению интересной информации по культуре и истории; и наоборот, беседы о культуре и традициях, об организации социума дают великолепный материал для психологических наблюдений.

Второй этап экспедиции проходил в северных районах (Верхняя Гвинея), основной области манден: городе Сигири и в районе деревни Ньягассоля. В Сигири и соседних деревнях основными информантами были гриоты Дьябате и Куйте. Именно гриоты (клановые сказители) более всего знают о социальной организации своего общества и истории возникновения семей, они же основные хранители устной традиции. На современном этапе гриоты вместе с фина Камара явля-

ются организаторами и ведущими всех значимых мероприятий. Во время пребывания в Сигири благодаря нашему другу Мамади Дьябате мы посетили два «жертвоприношения» с участием всех значимых персон города, а также министров Гвинеи. Первое было в деревне Тиньетигибакоро, в честь открытия новой школы в деревне одного из известных просветитетелей Гвинеи1. Второе «жертвоприношение» было в честь процветания города Сигири. Оба мероприятия были схожи. Они представляли собой смешение традиции и современных мероприятий. Основным жертвоприношением (кстати, уже не понятно кому, так как большинство населения Гвинеи на сегодняшний день исповедует ислам) являлись именно хвалебные слова в честь правительства, страны и города, которые произносили по очереди все высокопоставленные особы в сопровождении гриотов. Одновременно принесли в жертву барана (в деревне) и трех коров на мероприятии в честь Сигири (мясо раздавали участникам). Таким образом, данные мероприятия напоминали партийные собрания, совмещенные с традиционными жертвоприношениями.

В деревне Ньягассоля и соседних с ней Баландугу и Баланинкоро участники экспедиции проводили как фольклорные, так и этнопсихологические исследования, беседовали с гриотами и другими местными жителями по поводу джаму, а также этнических предпочтений и взаимоотношений, общались с охотниками и фетишерами. Особый интерес представлял тот факт, что я уже бывала с экспедицией в этих местах 15 лет назад и соответственно могла наблюдать изменения, произошедшие как в жизни народа, так и в его психологии и мировосприятии. Основные изменения произошли в свете исламизации населения: практически забыты места поклонения духам и легенды про них, как, собственно, и легенды об истории происхождения деревень и семей. Очень странно сам народ воспринимает данные изменения: с одной стороны, они гордятся исламизацией, с другой — говорят, что теперь люди могут вести себя хуже и делать что угодно (что люди и стали хуже), потому что раньше человек отвечал перед другими людьми и не мог себя с ними плохо вести, каждый поступок был на виду, а теперь можно делать любые плохие вещи — никто не накажет, достаточно просто пойти помолиться, а Аллах простит.

В принципе, на мой взгляд, жизнь в Гвинеи за прошедшие 15 лет значительно ухудшилась, народ обнищал. Деревни опустели, так как все начали уходить в города на заработки, которых в общем-то там нет. В Конакри сложилась катастрофически плохая экологическая ситуация, сейчас его называют «мусорной столицей мира», что есть абсолютная правда. Кроме того, отсутствие света и постоянные двух-, а то и трехчасовые пробки на дорогах делают жизнь в столице очень тяжелой. Однако местное население (манинка и сусу) испытывает глубокие патриотические чувства и гордится собственным правительством. Надо отметить, что правительство честно пытается решать проблемы в Конакри, расширяет дороги, повышает зарплаты (которые, однако, полностью гасятся инфляцией). Еще один интересный факт: если 15 лет назад все слушали африканский регги или африканскую поп-музыку, а иногда и западную, то теперь абсолютно везде можно услышать только гриотов с традиционными песнями и повествованиями. То есть заинтересованность в традиционной культуре сильно повысилась, что, как правило, указывает на ухудшение экономической обстановки.

Подытожив, можно сказать, что в ходе работы экспедиции были собраны новые интереснейшие сведения как о современных межэтнических взаимоотношениях и ценностях народов Гвинеи, в частности манинка, так и о традиционной картине мира манден.

Контактная информация

Завьялова Ольга Ю. — кандидат филологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]

1 В эту деревню съехались не только главные фетишеры, представители ведущих семей гриотов Мали и Гвинеи, но и префект Сигири, несколько министров Гвинеи, военный оркестр и лучшие гвинейские певицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.