2016 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 13 Вып. 3
ГЕОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА И КОДЫ КУЛЬТУР АЗИИ И АФРИКИ
УДК 398
О. Ю. Завьялова
СИСТЕМА И ПОНЯТИЕ ДЖАМУ У МАНДЕН (ГВИНЕЯ) ПО УСТНЫМ ИСТОЧНИКАМ
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург,
Университетская наб., 7-9
Статья посвящена одному из наиболее интересных вопросов в африканистике — системе клановых имен джаму. Задача статьи — описание самой системы джаму и ее происхождения исходя из того, как ее понимают сами носители — представители народов манден. Исследования основывались как на фольклорных источниках, так и на материалах экспедиций в Гвинею 1999 и 2014 гг. В статье представлены собранные во время экспедиций сведения о джаму Гвинеи (область Сигири): их брачные запреты и предпочтения, имена и легенды о предках-основателях джаму, тотемы, а также их сенанку (семьи, с которыми представители данного джаму находится в «шуточном родстве»). Система джаму, как и деление на касты, появилась для организации взаимоотношений народов манден, а также присоединившихся к ним семей сусу, сонинке и фульбе в империи Мали. Именно манден занимают в иерархии более высокие позиции согласно их вкладу в победу и становление империи Мали. Сами имена джаму воспринимаются как хвалебные имена, и основная их история происхождения зафиксирована в эпосе о Сундьяте. Библиогр. 17 назв.
Ключевые слова: Джаму, устная традиция, народы манден.
THE SYSTEM AND CONCEPT OF DYAMU FROM MANDING (GUINEA), BASED ON ORAL SOURCES
O. Y. Zavyalova
Saint Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
This article is devoted to one of the most interesting problem in African studies — the system of dyamu, clan names. The purpose of this article is a description of the system and its origin, dyamu based on how it is understood by the carriers themselves — representatives of the peoples of the Manding. The researches were based both on folklore sources, and on materials of expeditions to Guinea 1999 and 2014. The article presents the collected information about dyamu of Guinea (Siguiri district), their marriage prohibitions and preferences, names and legends of dyamu clans ancestors-founders, totems, as well as their senanku (families with whom the representatives of the dyamu clan is in 'the joking relationship'). The dyamu system of castes division has appeared for the organization of relationships of the maden people, as well as joined to them Susu, Soninke and Fulani families in the Mali Empire. The Manden families occupied the higher positions in the hierarchy in according to their contribution to the victory and the establishment of the Empire of Mali. Dyamu names themselves are perceived as laudatory names and their main origin stories are recorded in the epic of Sundyate. Refs. 17.
Keywords: Dyamu, oral tradition, peoples of the Manding.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016
У народов манден довольно сложная социальная система. Одна из наиболее значимых ее частей — так называемые клановые имена джаму. Система джаму1 народов манден, про которую написано большое количество работ2, все еще до конца не ясна. Задача статьи — попытаться ее описать исходя из того, как ее понимают сами носители — представители народов манден3.
Джаму — это не только родовая система, так как, когда люди действительно хотят рассказать о своих предках или о своем происхождении, они оперируют понятиями «потомки такого-то», и, как правило, это не пересекается с происхождением самого джаму. В Гвинеи, например, часто в деревне или даже области доминирует одно джаму, например, в районе Ньягассоля области Манден (округ Сигири, Северная Гвинея) в основном проживают Кейта. Не все они воспринимают друг друга как родственников. Таким образом, для понимания родственных связей джаму не является главным, однако эта система — основа социальной организации.
Сегодня знаниями о системе джаму, так же как и о пересекающемся с ней институте сенанкуя4, обладают в полной мере гриоты (традиционные сказители, хранители эпических сказаний и генеалогий) и представители семей вождей, т. е. те, кто реально ею оперирует. В Гвинее, а далее речь пойдет именно о системе джаму манинка Гвинеи (так как в Мали у бамана используются другие джаму, которые при этом эквивалентны гвинейским), более 30 основных джаму. У каждого джаму есть свой предок-основатель, который первым получил это имя, свои сенанку-джаму, состоящие с данным джаму в «шуточном родстве», животное или растение тотем, джаму, с которыми существует запрет на брак, и джаму, с которыми предпочтительно вступать в брак.
Во время экспедиции 2014 г. в Гвинею мы говорили с наиболее известными грио-тами Дьябате (|аЬа1е) в округе Сигири и в самом Сигири, а также с гриотами Куяте (Киуа1е5) в деревне Ньягоссаля и Сигири (ведущие гриоты данной семьи в Манден), одновременно мы общались и с носителями самих джаму, а также с семьями Кейта (КеНа) из Ньягассоля, Баланинкоро, вождей манден. Часть информации была получена в 1999 г. в ходе первой экспедиции и была полностью подтверждена сейчас.
Судя по опросам, которые мы провели в различных городах Гвинеи, молодежь уже не сведуща в этой системе, в лучшем случае молодые люди могут назвать своих сенанку (джаму, с которыми они находятся в так называемом «шуточном родстве») и иногда семьи брачного запрета, но ни предков, ни тотем они не знают. Сегодня отмирание традиций ускорилось в связи с явной исламизацией региона, системы взаимоотношений меняются и рушатся, уступая место новым схемам. В скором времени изменится вся сложная система взаимоотношений в Западной Африке,
1 Джаму, можно сказать, клановые имена. Сегодня это фамилии жителей Западного Судана, количество их ограничено. По джаму раньше можно было определить основной род занятий и место происхождения. В настоящее время эта система в значительной степени размыта.
2 История изучения системы джаму достаточно хорошо описана в статье Е. А. Богачева, А. А. Горшенева и А. А. Маслова [1], а наиболее полным списком джаму (370) можно считать словарь джаму на сайте корпуса языка бамана, основанный на данных, полученных В. Ф. Выдриным [2].
3 Исследование проходило в ходе экспедиции в феврале-марте 2014 г. в Гвинее, в основном в районе Северной Гвинеи (Сигири, Ньягоссаля).
4 Система так называемого «шуточного родства», отражающаяся в шутливых, дружеских взаимоотношениях определенных групп.
5 Киуа1е — главенствующая семья гриотов у народов манден со времен империи Мали.
как и другие ее институты. Но поскольку очевидно, что бесполезных институтов не бывает, как и бесполезных традиций, пока еще возможно, имеет смысл изучить то, что работает.
По рассказам гриотов, сама система джаму появилась во время основания империи Мали как предмет договора представителей основных родов, воевавших вместе с легендарным основателем империи Сундьятой. Надо отметить, что все основные решения, принимаемые у народов манден, являлись предметом договоренности представителей основных родов. И сегодня мы можем увидеть место сборов 33 представителей основных родов Ке-бен-со-коро (Ke-ben-so-koro) — «место встречи мужчин под бобовым деревом (изоберлинии)», которое находится между деревнями Крикура и Баланинкоро, округ Сигири, Северная Гвинея. Там можно увидеть 34 камня: 33 — для старейшин основных родов6 (это потомки сыновей Сун-дьяты, представители всех джаму, и три вождя деревень Ньягассоля, Баланинкоро и Баландугу) и один камень, на котором сидел Сундьята, легендарный основатель империи Мали. Можно предположить, что описываемое место встречи аналогично (или является фольклорным эквивалентом) Kurukan Fuga, где, согласно традиции, была принята хартия манден, о которой речь пойдет ниже.
Количество джаму, принятых у манинка, меньше, нежели основных родов. В частности, для Кейта деление на рода по происхождению является основным, как, полагаю, и для остальных мансаре (потомков Сундьяты, четыре правящие джаму).
Все представители джаму знают, кто их прародитель или основатель данного джаму. Для четырех джаму именно Сундьята является основоположником, все они mansare (правящий род): это Keita, наиболее близки им Konate (их даже считают одним и тем же) — старшие, Kulibali и Danwo — младшие. У Кейта основателем джаму называют Sunjata и Lawali Simbon, у Konate — Sonjata и Kabala Simbon (Sim-bon — титул великого охотника), у Danwo — Sunjata и Kanin Simbon, у Kulibali — Sunjata, Kaninpogon Simbon и Biton Kulibali. Согласно преданиям, все произошли от Билали (Билали Бунама, сподвижник Мухаммеда [4, с. 129], у которого был сын Mamadu Kanu, который, в свою очередь, имел трех сыновей: Kanu Simbon, Kanu Nyogon Simbon, Lawali Simbon (из Крикорони).
Джаму, по представлениям манден, изначально хвалебное имя, им всегда гордятся. Необходимо отметить, что у каждого джаму есть своя хвалебная мелодия fasa, ее знают все представители рода. Она исполняется гриотами для того, чтобы почтить представителей данного джаму. Практически все джаму имеют объяснения появления своего имени — легенду о происхождении (народная этимология). Именно поэтому эпос о Сундьяте является историей для многих джаму — именно в нем берут начало легенды о том, как первый представитель данного джаму получил свое хвалебное имя. Сами манинка говорят о некоем договоре о разделении по джаму и взаимоотношениях между ними.
Объяснение появления института джаму у гвинейцев следующее7.
После победы Сундьяты над Сумаоро и империей Сусу (XIII в.) все предки основных родов манден встретились в Манден (в Курукан Фуган) под предводительством Сундьяты, там были Фа Коли, Сиби Куруля Каманджан (предок Камара),
6 Гриот Фадиги Сисоко в своем эпосе о Сундьяте говорит также, что есть 33 благородных клана (tuntan mogo) [3].
7 Информация получена от гриотов Джабате и Куяте и подтверждена опросами.
Даман Джавара и другие. Sunjata bora ka soro jamu pini 'Сунндьята вышел и стал искать (придумывать) джаму'.
В Курукан Фуган была принята так называемая «хартия». Скорее не хартия, а договор, определяющий порядок и организацию социума в новой империи Мали. Понятие договора является базовым в отношениях у манден. Это соотносится с поддержанием баланса, основной нормой поведения с чужими и в своем социуме. Например, все основатели деревень, приходя на место поселения, заключали договор с джина — духом-хозяином земли.
Хартия была принята после победы Сундьяты во время собрания основных вождей и военачальников манден. Как и вся история империи Мали, она принадлежит к устной традиции и хранится и передается гриотами, поэтому, разумеется, с исторической точки зрения степень ее достоверности аналогична любому эпическому повествованию.
В самой хартии говорится о социальном членении общества на «воинов», «ремесленников» и «рабов». Но гриоты и вожди говорят, что и деление на джаму появилось в результате данного договора. Одновременно это и результат Mande Kalikan — клятвы охотников, также касающейся правил взаимодействия в социуме манден [5]. Надо отметить, что джаму называют иногда кастами, так как за каждым джаму закреплена профессия или род деятельности. Есть джаму, относящиеся к «свободным, благородным» horon, сейчас слово horon не употребляют в этом смысле (своего рода политкорректность)8, а называют их только tontigi — «хозяевами колчанов», так как основное их занятие — земледелие и война, профессиональные же касты кузнецов, гриотов, фина, а также кожевенников называют nyamakala. Сами манден объясняют появление кланового профессионального деления тем, что основные ремесла требуют долгого обучения, а также владения определенными «секретами», которые, как правило, были получены основателями родов от духов. Согласно традиции, только к 40 годам человек полностью овладевает секретами своего ремесла.
В 1236 г. «на следующий день после сражения под Кирина, когда Сундьята (Sunjata Keita) одержал победу над Сумаоро Канте (Sumaoro Kante), была принята хартия в Курукан Фуга под предводительством Камадьяна Камара (Kamajan Kamara), правителя Сиби. Принимали ее представители из 12 провинций новой империи; обсуждение длилось 12 дней под предводительством Самади Бобо (Samadi Bobo), правителя Бобо» [6].
В частности было объявлено разделение общества на 16 родов ton tigiw, или «обладатели колчана» (благородные — horon, воины), четыре рода Mansa da или княжеские рода mansare (правители), пять родов Mori kanda — марабуты, четыре профессиональных клана Nyamakala — ремесленников (в данном случае это уже
8 Примечательно изменение отношения к некоторым словам и понятиям: происходит не только отказ от слова horon 'свободный, но и идет отрицание деления на рабов jonw и horonw. Невзирая на то что рабство у манден имеет мало общего с рабством в общепринятом значении и входит в традиционную социальную структуру, манинка отказываются от использования этих слов, ориентируясь, скорее, на европейское отношение к ним. Я была свидетелем интересного поведения старейшины семьи Таравеле в Ньягассаля, который 15 лет назад очень гордился тем, что его семья относилась к рабам и только ее члены могли быть принесены в жертву духу-покровителю деревни, до того как человеческие жертвы были заменены на жертвоприношение быка или коровы. Его отец рассказывал в беседе со мной (и он сам подтверждал), что дух-покровитель деревни Ньягассоля сказал, что только представитель семьи Таравеле может зайти в его жилище. Таким образом, благосостояние всей деревни зависело от семьи Таравеле. В 2014 г. он уже заявлял, что они не рабы (по клановой принадлежности), рабами никогда не были, а рабства у них нет уже сотни лет!
не рода, так как семей, например гриотов, несколько). Профессиональные касты — это кузнецы, гриоты, кожевенники и фина9. Что касается марабутов, то они должны были появиться позже, известно, что четыре их рода пришли в Манден из Вагаду.
Если вспомнить количество мест в fe-бен-со-коро, то там 30 мест для глав родов, три места для глав деревень и одно место для Сундьяты (правителя Манден).
Гриот Фадиги Сисоко в своем эпосе о Сундьяте говорит всего о ЗЗ кланах tun-tan mogo: 16 tuntan-jon — кланов воинов, четыре клана хранителей секретов — jabi-fin-jon, пять родов потомков Mamuru, пять кланов марабутов mori (один клан патриархов и четыре пришли позже) и один клан — mogofin- mogo (внекастовые) [3, с. 112]. Всего он говорит о 9G кланах (родах). В Sunjata Fasa (хвалебной песне Сундьяте) гриоты пели, что в большом собрании kalaben, где Сундьята со своими соратниками обсуждали создание социальной системы Мали, принимали участие: «Ton-ta-jon tan ni woro, Jalifen ce seegi, Mori kanda loolu Ani mogo-fe-mogo konondo» «16 кланов благородных, 8 кланов гриотов (ремесленников), 5 марабутов и 9 кланов иных (другие этнические группы, принимавшие участие в создании Мали)» [7, 31].
Гриот Ва ^миссоко в своем повествовании об истории Мали говорит о том, что все ЗЗ рода были воинами: "Tuma min na n'a ye Nyani Mamaru lasigi yen Manden yan o lon, nwana min be Manden yan, o ye siya bi saba ani saba le ye, o kelen kelen be y'a ta mako nye Manden" — Жогда Ниани Мамуру обосновался в Манден — 33 рода "рыцарей, воинов" было в Манден, все они служили Манден» [8, с. 82].
Вот какие пояснения к тексту хартии давал в 1998 г. Сириман ^яте, ведущий гриот семьи ^яте из Ньягассоля. Свободных (horon) всего 29 кланов: 1) 16 семей tontigiw (воинов: Traore, Conde, Camara, Kourouma, Kamissoko, Magassouba, Diawa-ra, Sako, Fofana, Koita, Dansouba, Diaby, Diallo, Diakite, Sidibe et Sangare1G; 2) Mansare (правящие кланы) — это Koulibaly, Douno, или Soumano, или Danhon или Somono, Konate и Keita. Но вожди империи — это Keita; 3) Mori (марабуты) — Cisse, Berete, Toure, Diane и Sylla, или Koma; 4) Jeli (гриоты) — Kouyate et les Diabate (сегодня — Keita, Conde, Kante, Kourouma, Koita, Toure, Diawara и т. д.); 5) Fina или Finè — только Kamara; 6) Numu (кузнецы) — Kante, Camara, Kourouma.
При этом кузнецы делятся на Numu fin (работают с железом, изготовляют все, женщины этого клана — горшечницы), Siaki (работают с драгоценными металлами, изготовляют украшения), Kule (работают по дереву, в частности изготовляя деревянные скульптуры, маски). Garanke — кожевенники, некоторые из них специально изготовляли конскую амуницию — это sake. В основном это были представители джаму Sylla. Все ньямакала не могли быть рабами, их опасались и обязаны были давать им средства к существованию и подарки [1G; 11, c. 12G].
Возрастные группы были организацией более высокого порядка, здесь правила действовали независимо от клановой принадлежности. Выше всех стояла структура Kangbè — представители старших классов, принимающие решения.
9 Numu — кузнецы, jeli — гриоты, garanke — кожевенники, fina — фина, особая каста, выполняет функции ораторов и ведущих мероприятий, часто в паре с гриотами, считают себя теми «чьи слова нравятся Богу», но ранее считались более низкой кастой. Фина — единственная каста, являющаяся брачным табу для всех кроме себя самих, то есть фина вступают в браки только с фина. У фина есть только одно джаму — Камара. Сейчас в большинстве мест запрет на браки с ними уже снят, как не работают и иные брачные табу.
10 В разных версиях хартии список кланов воинов может варьироваться, см., например, вариант хартии с гвинейского сайта, версия гриота Карамоо Адама Джабате [9].
Что касается появления и деления на определенные кланы, то хартия закрепила деление по профессиональному признаку за определенными джаму, следовательно, это произошло уже после победы Сундьяты. Когда речь заходит о джаму, то называют всегда воинов или свободных (семьи манден, фульбе и сонинке), мансаре (только манден — потомки Сундьяты), марабутов (сонинке), и кастовых ньямакала (манден — только гриоты; кузнецы — по происхождению сусу, так как произошли от правителя империи Сусу, фина — Камара сонинке). Интересно, что при опросе всегда оговаривается, что определенные джаму принадлежат фульбе, у остальных этническая принадлежность не маркируется. Более того, в разговоре гриот не относит фульбе ни к воинам, ни к кастовым, хотя фульбе, по определению Сиримана Куяте, принадлежат именно к воинам. Соответственно, сами народы манден оказались «свободными», или воинами, и немногочисленные из них — гриотами, кастой наиболее тесно связанной именно со «свободными», а точнее с мансаре11. Все остальные семьи из других народов заняли иные ниши в системе и стали профессиональными кастами или воинами. Сонинке из многочисленного клана Камара, которым принадлежала земля Манден, распределились и среди благородных, и среди кастовых (фина), также именно сонинке оказались марабутами. Присоединившиеся ранее скотоводы фульбе также заняли свое место. Надо отметить, что чаще всего на бамана или манинка в разговоре о ^аши употребляется слово в1уа 'народ'. Хотя марабуты заняли вполне профессиональную нишу, статус их значительно выше ньямакала и они относятся к благородным (но не к воинам).
Таким образом, можно выстроить следующую таблицу:
Социальная и профессиональная принадлежность Этническая принадлежность
свободные Ьогоп12 mansare (вожди) манден (манинка)
tontigiw (воины) манден, сонинке, фульбе
mori (марабуты) сонинке
кастовые nyamakala jeli (гриоты) манден (манинка)
numu (кузнецы) сусу?
garanke (кожевенники)
fina сонинке
рабы jon mine jon (захваченные на войне) и san jon (купленные) манден, фульбе, сонинке (все, кроме nyamakala)
woloso (рожденные в доме)
С системой джаму связан и институт сенанкуя (зепапкиуа)13, который вводит дополнительные связи между народами или родами. В хартии институт сенанкуя оговаривается отдельно, он появился предположительно еще в эпоху империи Га-
11 Отметим, что в хартии отдельно оговариваются позиция Кейта как главы Мали и позиция Куяте как главы всех гриотов со специальными функциями, иные джаму не упоминаются.
12 Ранее пуашака1а не входили в понятие Ьогоп, как и рабы, которые не относились к делению на касты. Позже Ьогоп стала антонимом рп 'раб'. Сейчас «свободные» все, слово поменяло значение, и теперь для каст воинов и земледельцев употребляют только 1опИд1 — «воин, хозяин колчана», рабов в принципе не стало.
13 Более подробно о системе сенанкуя — «шуточного родства» можно прочитать в статье Р. Джонс «Ты ешь бобы!» [12].
ны, однако официально закреплен именно в хартии как определенные отношения «шуточного родства» между соответственными джаму и определенными группа-
14
ми14.
Так или иначе именно эпос о Сундьяте является источником, повествующим о возникновении основных джаму. И сейчас он интересен не только с фольклористической точки зрения, но и с этнологической и этнопсихологической.
Надо иметь в виду, что манден — общество высоко коллективистское, следовательно, с большим делением по группам. Каждый член общества манден принадлежит к нескольким важным для него группам. Не только сенанку имеют право шутить друг над другом, такие же взаимоотношения есть внутри одного возрастного класса (те, кто вместе прошел обрезание, разница в возрасте 3-4 года), а также и между кросскузенами (kanima) или младшими родственниками по браку. Основные группы, к которым принадлежат члены общества манден, — это именно jamu и sede — возрастные классы, далее идут профессиональные сообщества (часть из них совпадает с джаму), но есть также сообщества охотников и фетишеров (don-sow и somaw), а также тайные союзы типа Koma или Konde.
Каждый человек связан с множеством групп в сложной системе взаимоотношений. Союз охотников — с системой правления: все вожди были также и охотниками. Охотники являются очень значимой группой, которая не только обеспечивает жителей мясом, но и следит за балансом и экологией своего региона и даже за соблюдением определенных социальных норм и правил. Система деления на кланы, джаму, как и системы возрастных классов и внутриродовых взаимоотношений, — все эти институты оговариваются в хартии. Каждый человек является определенной точкой в объемной системе координат. Даже сегодня не сразу можно понять, кто станет старостой-вождем деревни по очереди. Выбирается не просто представитель семьи Кейта, но старший из возрастного класса «отцов», при этом данный представитель по биологическому возрасту может быть значительно младше «сыновей».
У каждой группы есть свои секреты и фетиши. Собственно, у каждого джа-му есть свои секреты, касающиеся их основной деятельности, и семейные фетиши. Так, для кузнецов это секрет изготовления железа, а для правящего рода Кейта — секреты власти и управления, связанные с определенными фетишами, которые хранятся у старшего в роду и позволяют правильно руководить людьми. Также у каждого джаму есть свои духи-покровители и место поклонения15. В Ньягассоля, например, были духи-покровители самой деревни, охотников, рода Кейта и рода Канте (это только те, про которые нам точно было известно и легенды о которых были записаны).
Сегодня появилась группа более высокого порядка, значимая для манден, — религиозная общность — ислам, группа, объединяющая всю систему. Одновременно с этим остальные группы сегодня теряют свою силу и значимость, система координат упрощается. В принципе и система джаму сегодня меняет свое значение,
14 Sanankunya (шуточное родство), Машагепуа (между дедами, бабушками и внуками), №шодоуа (между мужем и младшими родственниками по браку и женой и младшими родственниками по браку), Иапуа (между представителями одного возрастного класса) [9; устные источники].
15 Сейчас все, что связано с духами, забывается вследствие наступления ислама, в деревне стараются не говорить об этом, считая неприличным.
становясь ближе просто к фамилиям. Ее функция, определяющая порядок взаимоотношений, родственных и профессиональных связей, уже практически утеряна. В городах молодежь не знает свой tana — животное-тотем, которое запрещено убивать и употреблять в пищу, своего предка, от которого пошло джаму, и даже брачные запреты и предпочтения. Удивительным образом наиболее живучей оказалась норма сенанкуя, хотя смысл ее уже тоже утерян — теперь все считают это просто шутками. Собственно утеря значимости и позволяет системе сенанкуя выживать (как и сказкам) в новой системе взаимоотношений. Сенанкуя связана и с джаму, и с tanamogoya (pacte du sang), или запретом на брак.
Система джаму — это система построения империи Мали, поэтому в нее входили значимые семьи сонинке, сусу и фульбе, взаимодействующие с манден и проживающие на их территории. Гриот Сиссоко, например, говорит о 12 кланах сонинке (maraka) родом из Вагаду и о фульбе также из Вагаду16 [3, с. 109]. Можно предположить, что одна из функций эпических сказаний о Сундьяте — объяснение истории происхождения родов. Сенанкуя, в свою очередь, сглаживала оппозиции между правящими родами и остальными, а также между определенными кастами. Поэтому в Манден говорят, что поскольку в данной области правят везде Кейта — они сенанку всем остальным.
Остается вопрос с семьей Камара, наверное, наиболее интересной с точки зрения социальных ролей и истории. Камара есть и «свободные» (иногда их причисляют к правителям), и кастовые, а главное — только они могут быть фина, которые могут вступать в браки только между собой, для остальных брак с ними под запретом. При этом гриоты Куяте и Дьябате говорили, что все земли манден изначально принадлежали именно Камара, посему они столь многочисленны, и все они были просто Камара (Kamara gansan), без деления на профессиональные кланы. Их не завоевывали и не сгоняли с земель, остальные просто поселились рядом, после того как заключили определенный договор с Камара (подчеркивалось в устных рассказах и беседах)17. Основоположником рода Камара был Niani Mansa Kara Kamara18. Гвинейский историк Тамсир Ниани писал, что в Курукан Фуган Сундьята разделил мир, он сохранил для своего народа благословленную страну Кита, но Камара остались хозяевами земли [14]. Однако есть и другие трактовки истории Камара. В частности, Камара Лей писал, что Камара не соглашался склониться перед Сун-дьятой и был убит отравленной стрелой Фа Коли [15].
Далее мы представляем таблицу, основанную на опросах в Ньягассоля и Сиги-ри. В таблице отражены сами джаму, их статус, сенанку отдельно по записям, сделанным в Ньягассоля, и по записям гриотов из Сигири, запреты на брак furutana (джаму, с которыми нельзя вступать в брачные союзы), тотем sogotana (животное, которое запрещено в пищу), предок-основатель джаму. Незаполненные графы означают, что, поскольку в данном регионе этих семей нет или почти нет, гриоты о них слышали, но не знают достаточно информации.
16 Sise, Jane, Berete, Sako и фульбе Jawara, Nyare, Tunkara. Предок Jawara — Damangele, предок Nyare — Nyenenba Nyare, предок Tunkara — Farin Burama из Mema, который присоединился к Сундьяте.
17 В варианте хартии Карамоо Джабате говорилось, что земля Манден принадлежит Камара, а власть на ней — Кейта (ст. 38) [9].
18 Niani Massa Kara был правителем Ниани и основоположником рода Камара [13, с. 65], его потомок Sibi Nwanan Faran Kamara стал сподвижником, союзником и военачальником Сундьяты.
Как правило, есть джаму, которые воспринимаются как одно и то же, например Сумаоро и Канте19 (иногда гриоты говорят, что имя Сумаоро — хвалебное для Канте) или Таравеле и Джабате. У всех подобных джаму будут совпадать большая часть сенанку и запреты, так как они имеют одного предка. Есть группы имен, которые также имеют практически одинаковые сенанку и запреты и также являются «одним и тем же», т. е. имеют одинакового предка — это все мансаре (четыре правящих рода). Объединяются и марабуты mande morí, имеющие общее происхождение: Berete, Jane, Sise, Ture, Sílla — все они сонинке из Вагаду. Так, при опросе гриоты, например, называли все запреты и сенанку Кейта, а для остальных представителей мансаре запреты не назывались, так как совпадали, только дополнялись сенанку, поскольку они могли варьироваться от районов доминирования данного джаму, а также иногда упоминались в доказательство их первостепенности (например, «все мансаре Кулибали» — означало, что среди всех мансаре именно Кулибали, по мнению грио-тов, были основными сенанку для данного джаму среди мансаре).
Таким образом, мы можем подвести некоторые итоги: система джаму, как и деление на касты, появилась для организации взаимоотношений народов ман-ден и присоединившихся к ним семьей сусу, сонинке и фульбе в империи Мали (хотя некоторые имена джаму существовали и ранее). Соответственно, именно манден занимают в иерархии более высокие позиции согласно их вкладу в победу и становление империи Мали. Сами имена джаму воспринимаются как хвалебные, и основная история их происхождения зафиксирована в эпосе о Сундьяте. Часто и истоки сенанкуя можно найти там же, как, например взаимоотношения Джабате, Таравеле и Конате (история того, как два брата-охотника привели в Манден будущую мать Сундьяты).
Когда мы проводили опрос среди молодежи о том, какие качества присущи представителям того или иного джаму20, в основном все называли профессиональные качества. Это говорит о том, что и сегодня джаму ассоциируются в первую очередь с профессиями. Не были выявлены никакие стереотипы по отношению к различным джаму, нет и пренебрежительного отношения «благородных» джаму к «кастовым». При этом, когда мы просили назвать известные джаму манинка и написать по три характеризующих их слова, абсолютное большинство назвало Кейта и Куяте, остальные джаму были представлены мало. Так, например, характеризовались представители этих двух кланов: «Keita — могущественный, авторитетный, вождь, воин, вождь манден, добрый, любезный, честный/верный, принимающий решения и распределяющий доходы и расходы21. Kuyate — много говорит, энергичный, любезный, хозяин слова, образованный, историки, умеющий получать прибыль, "кладезь" речей, умный, мирный, объединяющий людей».
19 Согласно эпосу, правителем государства Сусу, которого победил Сундьята, звали Сумаоро Канте. Таким образом, и оба его имени (или имя и джаму) стали джаму в империи Мали. Поскольку сам он был кузнецом и колдуном, все его потомки и представители этих джаму — кузнецы, которые, как правило, в народе считаются колдунами, в частности именно они проводят обряд обрезания.
20 Данный опрос был предложен студентам манинка II-III курсов Политехнического университета города Канкана в 2014 г. Надо отметить, что, когда мы попросили остаться только манинка отвечать на анкету по джаму, осталось также и много фульбе, интегрированных в систему джаму манден.
21 Негативные качества упоминались очень редко при характеристике представителей всех джаму. У манинка не принято отзываться о людях плохо.
Система сенанку, призванная снять напряженность в социальном взаимодействии различных каст или джаму и в других группах, подразумевающих неравенство, так же как и джаму, окончательно оформилась после принятия хартии. Объяснения происхождения джаму и взаимоотношений сенанку между джаму в большинстве своем относятся к эпосу о Сундьяте, истории победы народов манден [16; 17; 3; 7].
Таблица джаму
Jamu / Джаму Senanku / Сенанку Furutana / Запрет на брак Sogotana / Табу Benbaake/ Предок джаму
Niagassola (и деревни округа) Sigiri
Berete = Jane, Sise,Ture, Silla сонинке mande mori22 mori mansare bee (все мансаре), Keita, Kulibali, Konate, Kuyate Kuyate mansare bee, Dumbiya= Kuruma= Fakoli tudu (sa) змея африканская гадюка (gon, kudu, sula) Maganjan
Dauno(Dante, Danko Dumano) mansare horon23 см. Keita см. Keita Sunjata Kani Simbon "Dan ko!" (очень сильный, безгранично)
Donsoko horon Kulubali, Kamisôgô mansare bee, Kuyate, Kamissoko Kuyate
Dumbiya horon numu, jeli (сейчас) Kuyate Kamara, Magassuba, Kuyate Kuyate, Jawara soli (типа пантеры) kodo варан Fa Koli Как и Фа Коли, отличаются огромной силой (kumba 'большой')
Jabate = Tarawele_ jeli Keita, Konde, Kante Konde, mansare, Tarawele, Kante foloko/soli ястреб, пантера Dan mansa Wulanba24
Jabi (Jabo) Mori (нет в Манден) Kante wolo куропатка jefurufurulen (птица)
22 У всех Mande mori одинаковые сенанку и табу.
23 Horon — здесь это tontigi.
24 Легенда о происхождении джаму Джабате и Таравеле связана, как и многие другие, с эпосом о Сундьяте. Это эпизод о двух братьях-охотниках, которые освободили страну До от гигантского буйвола, пожиравшего посевы. Два брата-охотника — Dan mansa Wulanin (младший) и Dan mansa Wulanba (старший) — должны были сразиться с буйволом. Когда старший его увидел, то испугался и залез на дерево, а оттуда стал хвалить храбрость младшего брата, который и один может справиться с буйволом, поскольку могуч и храбр. И так он красиво говорил и хвалил, что брат сказал ему: "Ni i kera Jeli i jenbaga tun te soro" — «Если ты стал гриотом, никто с тобой не сравнится» (также объясняют происхождение имени: «Нет человека, который мог бы тебе отказать»). Отсюда появилось джаму Jabate. А поскольку младший брат победил буйвола, придя на помощь на зов народа До: "I tara wele" — «Ты пришел на зов», он получил джаму Tarawele. Продолжение легенды сделало Конате сенанку для потомков обоих братьев и брачным табу.
Jalo25 фульбе mansare, Keita mansare Kante wolo
Jakite фульбе mansare, Keita mansare Kante
Jane Sameka (Sameka) mori Keita, Sila, Jawara, Kulibali, Fofana Keita(mansare bee), Sila, Jawara, Fofana Kuyate, Kante, Kamara fina26 mbakun бык Surakata Makareme из сонинке makaremme 'ребенок из Мекки'
Jawara jeli horon, numu, mori (сейчас) сонинке Traore, Bagayogo, Jabate Jabate, Kuyate Konde Bagakun трехцветная коза kumankono kamankono птица? получили имя от предка Куяте во время войны с Сумаоро
Fofana horon mori Kamara horon Jane, Kamara, Jakite, фульбе jeli kana (kudu) варан
Kaba mori (jeli женщины) в Kankan, сонинке из Мали, м.б. гриотами, но не женщины Kamara fina, Kuyate jeli, Keita, Kante, Jabate jeli все horon
Kamara horon Kamara fina, Kuyate jeli, Kante Dumbiya, Konate jeli foloko/ soli suluko пантера Kamanjan Kamara (воевал вместе с Сундьятой) "Ka a mara" — «хранить»
Kamara numu Kamara fina, Kuyate jeli, Keita, Dumbiya, Fofana
Kamara fina Kamara fina, Kamara horon, Dembaya, Fofana женятся только на Kamara fina foloko/ soli suluko пантера
Kamisogo horon numu, jeli, jon (сейчас) Kulubali, Kamara Kulubali (основные), jeli kana варан Surusiriman (Suru Suleimankan) — donso ani soma (охотник, фети-шер). Этимология: "Be mogo siyaman sogo" — «заколол многих людей»27 Seliyoro jine Suleiman (место поклонения духа Сулеймана) умеют сращивать кости
25 Karamogo Kuyate говорил, что есть четыре рода фульбе в Манден: Jalo, Jakite, Sidibe, Sankare. У них общий tana — wolo (куропатка), и они родом из Фута (происхождение от Futa Malalu).
26 Kamara fina являются брачным запретом для всех, кроме себя самих. Единственная эндогамная каста.
27 Будучи колдуном на войне, одной стрелой пронзил сразу большое количество воинов.
Kante = mansare bee) Keita kaana варан Sumaworo28 —
Sumaworo Keita Kulibali, le свинья правитель
numu, hDrDn KonatE, Kamara fina nyuma tutu (gnamatutu) sa "birra" тотемы у Suma-oro — также называли s£g£len — орла империи Сусу. "I kan t£" — «Нет голоса» (сказали, когда Сумаоро исчез в пещере, превратившись в птицу)
Keita = Konat£,Kulibali, Kuyate, Kante, Kamara Kuyate (основные) waraba_neB mali29 Sunjata Lawali Simbon
Danwo fina,Ture, Kante бегемот (умел превра-
Mansare hDrDn, Traore В Манден — щаться во льва)
numu , jeli, fina все кроме mansare "K£ i ta!" («Возьми свое!») — сказали Лавали, когда он брал власть)
Konat£=Keita Kamara fina, См. Keita waraba, Sunjata
mansare, hDrDn Kuyate, Kante mali Kabala Simbon от имени матери Сундьяты — "Kona t£!" — «Не бесплодна!»
Konde = K6n£ (=Jara Traore, Jawara Kuyate, Jawara Sis£, Traore, sulawulen = warabilen
=Tambura) Jabate обезьяна,
hDrDn jeli (сейчас) mininyan питон, foloko
Kulubali Kamisoko, См. Keita Keita mali, Sunjata;
Mansare hDrDn, Donsoko Jane, Sako, мб waraba KaninpDgDn
numu, jeli, jon (сейчас) [Mali — Samake, Nyare, Tonno, Berete ] Keita (не всегда называют) Simbon; Biton "Kulu-bali" — «не собирается с толпой»
Kuyate Kamara h3r3n, Mansare, Berete kana варан, Bala Fas£k£ (гриот
jeli (ведущие гриоты) Kamara fina, Kuyate, Keita,Traore, Kante, Kulubali, Konde Berete s£g£len орел Сундьяты)30, второе имя Jankuma Duga
28 Сам Сумаоро получил имя '^и та шого" — «Такой, как он, никогда не родился», так как по легенде его вынашивали три матери по три месяца каждая, одной женщине было его не выносить.
29 Табу у мансаре — лев, как у потомков Сундьяты, но называют и бегемота, хотя намного реже, у Кулибали, наоборот, основное табу — бегемот, но называют иногда и льва. Легенда гласит, что первый Кейта встретил льва, у которого была огромная заноза в лапе, но льва он не испугался, а достал из лапы занозу и вылечил его. Лев за это пообещал никогда не трогать Кейта. Также бегемот помог спастись от погони Битону Кулибали, переправив его через реку, и Кулибали пообещал никогда не трогать бегемотов.
30 Когда гриот Сундьяты Фа Сеге был отправлен с посланием к Сумаоро, тот перерезал гриоту сухожилия и сказал, что больше гриот играть не сможет: "Ко уе а 1е". Отсюда появилось джаму Киуа1е для всех его потомков
Magasuba hDrDn Jawara Jawara, Dumbiya Simagan (Mali garankE) / Sise Jeli (Kuyate, Jabate...) / Jawara, Sise wanjalonka (wara — вид кошачьих) Megetre был колдуном и воином, воевал вместе с Сундьятой "MDgD-subaga" — «человек- колдун»
Sankare фульбе Keita Senayogo, Kante31 Keita sEgElen Yoro Sankare знатный скотовод пришел из Эфиопии "Muso kelen den si nani" — «4 рода от одной женщины»
Sano = Dunkara (~mansare) mori, hDrDn Jawara, Keita Kuruma/ Keita, Kante sa змея sise (wolo) Sidibe
Sidibe фульбе Keita Kante Keita
Silla32 mori, hDrDn, garankE Sis£, Kuyate, Jabate, Konde/ mansare Jane,Keita Jeli/ SisE/ mansare sa / basa ящерица Fore Kaba Sila
Sis£ mori Kamara fina, Kuyate, Keita, Jabate, Kante Mansare bEE. Magussuba / Berete, Kante jeli, Kulubali sa Kamanbana SisE из Wagadu
Sisókó jeli,hDrDn(сейчас) numu Berete
Tarawele hDrDn/ tana Konde, Jawara DambElE, JabatE, Konde, Jawara/ Koyita Jawara/ Koyita foloko (пантера) Dan mansa Wulannin "Tara wele" — «Пришел на зов»
Ture mori, hDrDn сонинке Mansare: Keita, Kulibali, KonatE/ Keita, Kuyate, Jabate, Kante Mansare, Kamara fina, Kuyate, Kante Jeli(N), mansare (S) mano/ sa / sama Silamakan (Siriman) Ture
Bagayógó = Kante Кот-д'Ивуар, Мали numu mansare kana Sumaworo
Balo numu Fula/ mansare Fula/ mansare soli/ gbon, sula
Haidara mori, hDrDn «шариф» — наследники Пророка
Koyita = Makalu Berete, Keita Mansare + Dembuya sa
31 Сенанку фульбе — кузнецы.
32 Silla и Simakan — два клана garanke.
Suko — Keita muso Mali la (жены Кейта в Мали)
Tambura= Tamura= Samura — Sunjata ka k£l£mansaw (группа джаму) военные вожди Сундьяты maninka mori
Литература
1. Богачева Е. А., Горшенев А. А., Маслов А. А. Имена джаму, распространенные среди народов Западного Судана, их значение и отношения между ними // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2015. Вып. 4. С. 50-66.
2. URL: https://github.com/maslinych/bamadaba/blob/master/jamuw.txt (дата обращения: 16.01.2016).
3. Johnson J. Son-jara. The mande epic. Indiana: Indiana UP, 2003. 350 p.
4. Niane D. T. Mali and the second Mandingo expansion // Africa from the twelfth to the sixteenth century / еА D. T. Niane; Unesco. International Scientific Committee for the Drafting of a General History of Africa. London; Berkeley: Heinemann; University of California Press, 1984.
5. Charte de Kurukan Fuga. Р. 2008. URL: http://unipd-centrodirittiumani.it/public/docs/Charte_de_ Kurukan_Fuga.pdf (дата обращения: 13.01.2016).
6. La charte de Kurukanfuga. URL: http://www.humiliationstudies.org/documents/KaboreLaCharte-DeKurukafuga.pdf (дата обращения: 12.03.2016).
7. Smith M.C. The mande kora: a West African system of thought. Collected writings, essays, and interviews from 35 years of ethnic music research. Tuebingen, Germany, 2011. URL: http://www.uma.edu/ wp-content/uploads/2016/01/THEMANDEK0RA.ta_.rev_.pdf (дата обращения: 18.02.2016).
8. Cisse Youssouf Tata, Kamissoko Wâ. La grande geste du Mali. Karthala; Paris, 2000. Т. 1. Des origines à la fondation de l'Empire. 416 p.
9. URL: http://www.mandiana.com/publications/la-charte-du-mandingue (дата обращения: 11.01.2016).
10. La Charte de Kurukan Fuga aux sources d'une pensee politique en Afrique par le professeur Djibril Tamsir Niane. URL: http://caremali.com/docs/charte.pdf (дата обращения: 18.01.2016).
11. Mamadou Kouyate. La variabilité dans quatre versions de l'épopée mandingue. Linguistics Université Michel de Montaigne — Bordeaux III, 2015. URL: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-01203724 (дата обращения: 21.03.2016).
12. Jones R. A. "You Eat Beans!": Kin-based Joking Relationships, Obligations, and Identity in Urban Mali (2007). Honors Projects. Paper 2. URL: http://digitalcommons.macalester.edu/anth_honors/2 A. Jones (дата обращения: 17.01.2016).
13. Cisse Youssouf Tata, Kamissoko Wâ. La grande geste du Mali. Karthala; Paris, 2009. T. 2. Soundjata la gloire du Mali. 300 p.
14. Djibril Tamsir Niane. Soundjata ou l'épopée mandingue. Paris: Présence africaine. 1960. 212 p.
15. Camara Laye. L'Enfant Noir. Editions Plon. Paris: Editions Plon, 1953, 221 p.
16. Innes G. Sunjata: Three Mandinka Versions. London: SOAS, 1974. 335 p.
17. Niane D. T. Sundiata: An Epic of Old Mali. Hong Kong: Longman African Classics, 1992. 120 p.
Для цитирования: Завьялова О. Ю. Система и понятие джаму у манден (Гвинея) по устным источникам // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2016. Вып. 3. С. 101-115. DOI: 10.21638/11701/spbu13.2016.308
References
1. Bogacheva E. A., Gorshenev A. A., Maslov A. A. Imena dzhamu, rasprostranennye sredi narodov Zapadnogo Sudana, ikh znachenie i otnosheniia mezhdu nimi [Jamu names of Western Sudan: denotation
and relations]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 13. Asian Studies. African Studies, 2015, issue 4, pp. 50-66. (In Russian)
2. Available at: https://github.com/maslinych/bamadaba/blob/master/jamuw.txt (accessed: 16.01.2016).
3. Johnson J. Son-jara. The mande epic. Indiana, Indiana UP, 2003. 350 p.
4. Niane D. T. Mali and the second Mandingo expansion. Africa from the twelfth to the sixteenth century. Ed. D. T. Niane; Unesco. International Scientific Committee for the Drafting of a General History of Africa. London, Berkeley, Heinemann, University of California Press, 1984.
5. Charte de Kurukan Fuga. Р. 2008. Available at: http://unipd-centrodirittiumani.it/public/docs/ Charte_de_Kurukan_Fuga.pdf (accessed: 13.01.2016).
6. La charte de Kurukanfuga. Available at: http://www.humiliationstudies.org/documents/KaboreLa-CharteDeKurukafuga.pdf (accessed: 12.03.2016).
7. Smith M.C. The mande kora: a West African system of thought. Collected writings, essays, and interviews from 35 years of ethnic music research. Tuebingen, Germany, 2011. Available at: http://www.uma.edu/ wp-content/uploads/2016/01/THEMANDEK0RA.ta_.rev_.pdf (accessed: 18.02.2016).
8. Cisse Youssouf Tata, Kamissoko Wâ. La grande geste du Mali. Karthala, Paris, 2000. Т. 1. Des origines à la fondation de l'Empire. 416 p.
9. Available at: http://www.mandiana.com/publications/la-charte-du-mandingue (accessed: 11.01.2016).
10. La Charte de Kurukan Fuga aux sources d'une pensee politique en Afrique par le professeur Djibril Tamsir Niane. Available at: http://caremali.com/docs/charte.pdf (accessed: 18.01.2016).
11. Mamadou Kouyate. La variabilité dans quatre versions de l'épopée mandingue. Linguistics Université Michel de Montaigne — Bordeaux III, 2015. Available at: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-01203724 (accessed: 21.03.2016).
12. Jones R. A. "You Eat Beans!": Kin-based Joking Relationships, Obligations, and Identity in Urban Mali (2007). Honors Projects. Paper 2. Available at: http://digitalcommons.macalester.edu/anth_honors/2 A. Jones (accessed: 17.01.2016).
13. Cisse Youssouf Tata, Kamissoko Wâ. La grande geste du Mali. Karthala, Paris, 2009. T. 2. Soundjata la gloire du Mali. 300 p.
14. Djibril Tamsir Niane. Soundjata ou l'épopée mandingue. Paris, Présence africaine, 1960. 212 p.
15. Camara Laye. L'Enfant Noir. Editions Plon. Paris, Editions Plon, 1953, 221 p.
16. Innes G. Sunjata: Three Mandinka Versions. London, SOAS, 1974. 335 p.
17. Niane D. T. Sundiata: An Epic of Old Mali. Hong Kong, Longman African Classics, 1992. 120 p.
For citation: Zavyalova O. Y. The System and Concept of dyamu from Manding (Guinea), based on oral sources. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 13. Asian Studies. African Studies, 2016, issue 3, pp. 101115. DOI: 10.21638/11701/spbu13.2016.308
Статья поступила в редакцию 21 апреля 2016 г.
Контактная информация
Завьялова Ольга Юрьевна — кандидат филологических наук; [email protected]
Zavyalova Olga Yu. — PhD; [email protected]