Научная статья на тему 'Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Республике Мали'

Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Республике Мали Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИE / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ШУТОЧНОЕ РОДСТВО / СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / RАБУЛИ АХБОР / ETHNO-CULTURAL CONTEXT / PROFESSIONAL CULTURE / FORMATION / FUTURE TEACHER / JOKING RELATIONSHIPS / SENSE OF FAMILY / RESPONSIBLE SOLIDARITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усман Кулибали

В статье рассматривается проблематика формирования профессиональной культурой будущих педагогов в Республике Мали, что обусловливается нынешней социокультурной конфигурацией страны. В этой связи, возникает потребность в подготовке компетентных специалистов, способных не только оперировать в полиэтнической среде, но и сочетать национальные и интернациональные интересы.. Этнокультурные ценности являются базой для формирования личностной и профессиональной культуры будущего педагога, они регламентируют педагогическую деятельность. В статье дается определение понятий «этнокультурный контекст», «этнокультурные ценности» и описывается этнический и языковой состав малийского населения. В ней подробно рассматриваюся сущность, содержание и значение некоторых важных этнокультурных педагогических ценностей, соcтавляющих тот надежный фундамент, на котором строится жизнь малийского общества. К таким ценностям относятся «Сананкуья» или шуточное родство, «Диатигийя» или гостеприимство, «Семейственность», «Ответственная солидарность», «Должное уважение к старшим, пожилым людям и инвалидам», «Честь и достоинство», «Патриотизм и самоотверженность» и т.д. Автор делает вывод, что включение этнокультурного компонента в образовательный процесс подготовки будущих педагогов способствует их приобщению к национальным культурным ценностям и тем самим к сохранению культурной самобытности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL CONTEXT OF THE FORMATION OF PROFESIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN THE REPUBLIC OF MALI

The article focuses on the problem of formation of professional culture of the future teachers in the Republic of Mali, which is due to the current sociocultural configuration. In this regard, there is a need for preparing competent teachers,who are able not only to operate in a multiethnic environment, but also to combine national and international interests. Ethno-cultural values are the basis for the formation of personal and professional culture of the future teacher, they regulate teaching activities. The article defines the concepts of "ethno-cultural context", "ethno-cultural values" and describes the ethnic and linguistic composition of the Malian population. It examines in detail the nature, content and meaning of some important ethno-cultural pedagogical values that make up a solid foundation on which the life of Malian society is built. These values include "Sanankuya" or joking relationships,"Diatigiya" or hospitality, "The sense of family", "Responsible solidarity","Due respect to the elders, elderly and the disabled people," "Honor and dignity", "Patriotism and devotion" etc. The author concludes that the inclusion of ethno-cultural component in the educational process of preparing future teachers will help to introduce them to the national cultural values and therefore to therefore to maintain the cultural identity

Текст научной работы на тему «Этнокультурный контекст формирования профессиональной культуры будущих педагогов в Республике Мали»

УДК 378.035.6+378026.9

13.00.00. Педагогические науки

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В РЕСПУБЛИКЕ МАЛИ

Усман Кулибали

РИНЦ SPIN-код: 1943-0896

Аспирант кафедры общей педагогики

ФБГОУ ВПО Орловский госудрастенный

университет, Орел, Россия

Орел 302026, ул. Мопра 16,

ouscoul6@gmail.com

В статье рассматривается проблематика формирования профессиональной культурой будущих педагогов в Республике Мали, что обусловливается нынешней социокультурной конфигурацией страны. В этой связи, возникает потребность в подготовке компетентных специалистов, способных не только оперировать в полиэтнической среде, но и сочетать национальные и интернациональные интересы..

Этнокультурные ценности являются базой для формирования личностной и профессиональной культуры будущего педагога, они регламентируют педагогическую деятельность. В статье дается определение понятий «этнокультурный контекст», «этнокультурные ценности» и описывается этнический и языковой состав малийского населения. В ней подробно рассматриваюся сущность, содержание и значение некоторых важных этнокультурных педагогических ценностей, составляющих тот надежный фундамент, на котором строится жизнь малийского общества. К таким ценностям относятся «Сананкуья» или шуточное родство, «Диатигийя» или гостеприимство, «Семейственность», «Ответственная солидарность», «Должное уважение к старшим, пожилым людям и инвалидам», «Честь и достоинство», «Патриотизм и самоотверженность» и т.д. Автор делает вывод, что включение этнокультурного компонента в образовательный процесс подготовки будущих педагогов способствует их приобщению к национальным культурным ценностям и тем самим к сохранению культурной самобытности

Ключевые слова: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ФОРМИРОВАНА, ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ, БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ, ШУТОЧНОЕ

UDC 378.035.6+378.026.9 Pedago gic sciences

ETHNO-CULTURAL CONTEXT OF THE FORMATION OF PROFESIONAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS IN THE REPUBLIC OF MALI

Ousmane Coulibaly

SPIN-code: 1943-0896

Post-graduate student of the

Department of General Pedagogy

FSBES HPE Orel State University, Orel, Russia

Orel 302026, Mopra 16, ouscoul6@gmail.соmr

The article focuses on the problem of formation of professional culture of the future teachers in the Republic of Mali, which is due to the current sociocultural configuration. In this regard, there is a need for preparing competent teachers,who are able not only to operate in a multiethnic environment, but also to combine national and international interests. Ethno-cultural values are the basis for the formation of personal and professional culture of the future teacher, they regulate teaching activities. The article defines the concepts of "ethno-cultural context", "ethno-cultural values" and describes the ethnic and linguistic composition of the Malian population. It examines in detail the nature, content and meaning of some important ethno-cultural pedagogical values that make up a solid foundation on which the life of Malian society is built. These values include "Sanankuya" or joking relationships,"Diatigiya" or hospitality, "The sense of family", "Responsible solidarity","Due respect to the elders, elderly and the disabled people," "Honor and dignity", "Patriotism and devotion" etc.

The author concludes that the inclusion of ethno-cultural component in the educational process of preparing future teachers will help to introduce them to the national cultural values and therefore to therefore to maintain the cultural identity

Keywords: ETHNO-CULTURAL CONTEXT, PROFESSIONAL CULTURE, FORMATION, ETHNO-CULTURAL VALUES, FUTURE TEACHER, JOKING RELATIONSHIPS, SENSE OF FAMILY, RESPONSIBLE SOLIDARITY

РОДСТВО, СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ,

ОТВЕТСТВЕННАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Современному миру свойственна амбивалентность цивилизационных процессов: с одной стороны необходимость унификации, с другой - острая потребность в сохранении этнокультурного своеобразия народов. Мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственного культурного этнического своеобразия наряду с владением культурой других народов. Следовательно, существует необходимость в подготовке компетентных педагогов, способных не только осознать национальные культурные ценности и ориентироваться на них, но и понимать и уважать чужие традиции.

Безусловным является тот факт, что этнокультурные ценности являются значимыми и проявляются не только на бытовом уровне, но и профессиональной сфере. Именно этнокультурные ценности и становятся базой для формирования личностной аксиосферы, определяющей профессионально-значимые ценности будущего учителя.

Обращаясь к проблеме педагогических ценностей, В.А. Сластенин характеризует их как «нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, то есть формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений» .[6].

Контекст в профессиональном образовании закладывается системой профессиональных ценностей. В рамках нашего исследования

аксиологической базой профессионального образования педагогов в Мали мы обосновываем этнокультурные ценности малийцев.

Контекст: (от лат. со^ехШБ - соединение - связь), - это набор характеристик, которые уточняют условия существования данного феномена, подлежащего изучению, т. е. локализуют события или процессы в пространстве и времени. Контекст - это совокупность причин, обстоятельств, влияющих на существование и развитие каких-л. явлений, ситуаций и т.п.

Понятие «Этнокультурный контекст» выражает набор характеристик личности в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, профессиональных компетенциях, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде.

Этнокультурный контекст республики Мали Республика Мали находится в западной Африке с площадью более 1,240 млн. кт2 и насчитывает около 15 млн. жителей.В стране насчитывается около 60 этнических групп. Почти 40% населения (38,7%) принадлежат к большой этнической группе мандинго ; Большую часть составляет Бамбара (25%), Сенуфо (12,2%), Сонгай (8,9%), Сонинке (8,8%), Бозо (4,6%), Кассонке (1,3%), Ганадугу (0,8%), Дунгома (0,7%), Джула (0,5%),Фулани (0,5%) и т.д.

Другие менее важные этнические группы составляют Фулани(8%), Фульбе (8%), Малинке (7,9%), Догоны (5,5%), туареги Тамашек (2,8%),туареги Тамажак (2,1%), Мавры (2,8%), Бобо (1,5%), Тукулеры (1,4%), южно-сахарские арабы (1,3%), Бедуин (0,9%), Итаксахак (0,8%), Уассулу (0,4%), Сиаму(0,1%), Кангоро(0,2%), Мосси (0,2%), Марка (0,2%),Уолоф (0,3%) и т.д.

Страна имеет яркое языковое разнообразие, включающее около 35 языков, но только на десяти из них говорят более ста тысяч человек и тринадцать были признаны Указом № 159 ЯМ РС19-го июля 1989 года национальными языками, например Баманакан, Батю, фульфульде, Бозо,Догозо, Хасанья, Мамара, Маникакан, Сонинке, Сонгай, Сенуфо, Тамашек, Кассонке. Каждый из них имеет свой алфавит с 1967 года. Среди выделенных языков баманакан является самым распространенными нем говорят 80% населения, среди которого 40% используют его как средство общения и остальное - в качестве родного языка.

Французский язык, являющийся официальным языком Мали, используется в административных областях. На нем говорят 5-10%населения и в основном интеллектуальная и экономическая элиты. Он является также более использованным языком в системе образования, даже если в некоторых частях страны обучение идет на национальных языках.

Этнокультурные ценности рассматриваются как совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, предпочтительных черт характера представителей данного этноса, которые сами этнофоры считают наиболее характерными и важными для самосохранения и развития своего народа, для дальнейшего будущего человечества в целом и для реализации предназначения своего народа в мировой истории. «Современное состояние культуры позволяет выделить следующую проблему: исчезновение многих элементов традиционной культуры в условиях массового общества, распространения массовой культуры приводит к образованию в сознании людей своеобразного вакуума»[1, С.106].

Наряду с так называемыми универсальными ценностями, касаюящимися моральных качеств (честность, добросовестность, трудолюбие, терпение, справедливость и т.д.), малийкий народ располагает своеобразными культурными ценностями, необходимыми для его

существования и развития. Поэтому важная задача образовательных учреждений является тем, чтобы основывать учебно-воспитательный процесс, профессиональную подготовку будущих педагогов в вузе на следующих этнокультурных ценностных: «Сананкуья или «шуточное родство», «Диатигийя или гостеприимство»,

«Семейственность»,«Ответственная солидарность», «Должное уважение к старшим, пожилым людям и инвалидам», «Честь и достоинство», «Джелийя или гриотская деятельность», « Патриотизм и самоотверженность», «

Справедливость и равенство», « Диалог и прощение», « Единство и братство», «Любовь к хорошо выполненной работе» и т д.

Ценность «Сананкуйя» или шуточного родства

Шуточное родство или «Сананкуйя» в языке бамбана (самый распространенный в стране) является одной из важных этнокультурных ценностей, присущей малийскому обществу и переданной нашими предками со Средних Веков в процессе формирования Великой малийской империи.

Первоначально слово «Сананкуйя» обозначало священный договор между двумя князями о союзе, основанном на клятве с целью скрепления примирения. Но союз, следовательно, обязывает договаривающиеся стороны и их потомков, сохраняет идею фиктивного родства, которое проявляется в форме юмора, шуток любезных насмешек. Этот традиционный метод является «системой управления многообразием, которое выходит за пределы кланов, этнических групп, каст и возрастов. Он гарантирует достоинство другого в любых обстоятельствах, потому что его золотое правило-никогда не навредить.

Согласно некоторым исследованиям великий император СундьатаКейтане только установил этику фиктивного родства, но узаконил его в пользу малийской империи в 1235 году после победы

объединившихся народов над князем Сумангуру Канте на поляне Кирины возле деревни Кангаба. В 1236 году в Курукан Фуге состоялась большая ассамблея, на которой все вожди провинций Манде поклялись в верности императору. В результате обсуждений была принята хартия из 44 уставов, так называемая Хартия Курукан Фуги, ставшая конституцией малийской империи. Некоторые исследователи не стесняются назвать эту хартию самой первой декларацией прав человека. Поскольку не все люди могли быть дворянами, марабутами или гриотами, то именно хартия определила место каждого патронима (родового имени) в мандингском обществе. Итак, патронимы Кейта, Конате, Кулибали, Джара и т.д. являются всегда дворянами, а Куяте, Думбия, Диабате и т.д. остаются гриотами. Смысл хартии заключился в том, чтобы сблизить народы, поставляя одних на службу другим.

У каждого джаму (фамилия) есть не только родственники, но и сананку, т.е«шуточные родственники».В качестве примеров можно назвать союзы между фамалиямиДиарра и Траоре; Кейта и Кулибали, Туре-Сиссе и Диаби, Бачили и Сумаре и т.д. «Шуточное родство» может иметь межэтнический характер - уникальное явление в мире (напр. между Мандииго-Фульбе, Баманан-Фульбе, Сонрай-Догон, Догон-Бозо, Минианка-Сенуфо и т.д.), а также связывать этнические группы с кастами (напр.,Фульбе-Кузнецы) или касты между собой («Нуму»-Кузнецы, «Джели» -Гриоты, «Гаранге» - Сапожники и т.п.).[5].

Но помимо этого игрового, шутливого аспекта, Эти отношения «подшучивания» играют важную роль в предотвращений конфликтов и способствуют, таким образом, укреплению норм социального регулирования.

Ценность «Диатигийя» или гостеприимства (от бамбараского слова «Jatigi» - попечитель, опекун) является многовековой традицией, распространяющей концепцию о госте, особенно, о незнакомце как о

человеке, которому следует дать почувствовать себя, как дома и необходимо защитить.

Посетитель незнакомец считается священным гостем и следовательно оказывать ему гостеприимство считается обязанностью. Такой смысл обозначает пословицамалинке:"Когда незнакомец приходит к нам домой, единственное, на что он может жаловаться, это то, что он обжег себе руку во время еды". Это чувство гостеприимства, толерантности и защиты незнакомца считается культурным фундаментом малийского народа.С незапамятных времен наши предки всегда принимали радушно, без задних мыслей, незнакомцев.

Народная мудрость гласит: «mogo miya sebo a kono koro kana ife, otigi ka fusa iyé », что означает «тот, кто утруждается навешать тебя, лучше тебя» и следовательно заслуживает особого обращения. Путешественник или незнакомец не нуждается в том, чтобы загружаться бесполезными грузами: в каждой деревне, где он останавливается, он становится гостем главы и следовательно бесплатно получает помощь от других (пища, ночлег, защита, и т.д.). Он может пробыть там столько времени, сколько понадобится, и может, в некоторых случаях, стать членом сообщества.

Диатигийя обеспечивает иностранцам приятное пребывание и делает общения очень дружественными.Многие посетители имеют незабываемые воспоминания от пребывания в Мали.[3].

Ценность ответственной солидарности рассматривается в качестве основы взаимных обязательств между членами сообщества, которые дают право набескорыстную помощь, защиту или обязанность совместно работать, разделять горе или радости с общиной и т.д.

Старики, больные, инвалиды, вдовы и сироты не оставляются на произвол судьбы (вплоть до нищенского существования, как это нередко сегодня происходит в некоторых обществах). Малийская солидарность представляет собой высшую человеческую ценность, потому что община

заботится обо всех и предоставляет каждому необходимую помощь. Особенно данная солидарность проявляется, когда члены сообщества сталкиваются с одним из трех событий, которые соответствуют трем основным стадиям изменения состояния личности и ее преобразования (взросления): рождение ребенка, свадебные торжества, строительство жилья и похороны. Друзья, соседи, знакомые участвуют в расходах, облегчают заботы, и таким образом, способствуют укреплению социальных и дружеских связей между членами сообщества. Сегодня данная ценность поддерживается на государственном уровне, так как октябрь был объявлен месяцем солидарности и борьбы против социальной изоляции. В этот период государственные и частные организации раздают нуждающимся семьям продукты питания и денежные пособия. [4].

Ценность должного уважения к старикам, пожилым людям и инвалидам всегда представляло собой очень важную традиционную ценность в малийском обществе. Оно основано на иерархии возрастов, которая определяет, по возрастным ступенькам место, которое каждый должен занимать в группе.

Каждый находится на своем уровне и должен проявлять уважение к тем, которые занимают ранги повыше. Например, принято, чтобы незнакомые люди, по любезности, поздоровались при встрече. А также недопустимо, чтобы во время какой-либо церемонии или ритуала молодой человек сидел, в то время, как пожилые люди стоят, или, чтобы молодой человек пассивно смотрел, как пожилые люди носят слишком тяжелые грузы, не оказав им помощь.

Мы обязаны уважать и ценить инвалидов и больных, которых природа лишала возможности наслаждаться движением и трудом, а также беженцев и иностранцев, которых непредвиденные обстоятельства жизни (происшествия) оторвали от своей родины, работы, надеясь, что нам ответят тем же, в случае суровых испытаний.

Возраст имеет огромное значение во всех социальных структурах страны: семейной, общинной, а также организационно-управленческой (бюрократия, бизнес). В этих структурах старейшина, по возрасту и социальному положению, которые ему присвоены, обладает большим авторитетом. Он является лидером клана. Он отвечает за организацию жизни клана и принимает все решения (управление земельными участками,

распределение богатства, соблюдение общественного порядка и справедливости и т.д.). Как хранитель традиций и обладатель мудростью предков, старейшина является уважаемым и священным лицом и обладает способностью проклинать и благословлять, а также играет роль советника и является объектом подражания для молодежи. [2].

Ценность семьи

Одной из особенностей малийской семьи является ее размер. Ее реальный размер выходит за рамки самой молекулярной семьи постепенно распространается на различных компонентов линии, начиная от близких до дальних членов родового клана.Малийская концепция семьи основана на братской солидарности и включает в себя по мимо отца, матери и детей, братьев, сестер, дядей, теть, двоюродных братьев и сестер, а также бабушек и дедушек. Все они чувствуют себя солидарными друг с другом, как братья и сестры.

Семья является «пуповиной», которая связывает человека с семьей. Это означает, что можно наблюдать характер полученного воспитания через поведение детей. Как ценность, семья передает близость, которая характеризуется чувством обмена, подчинение родительской власти, сдержанность, а также открытость, которая характеризуется услужливость, вежливость и гостеприимство.

Семья является социально-экономической базой группы в землепользовании. Этот тип социально- политической и экономической

организации развивал ряд основных ценностей, которые являются общими дляряд африканских стран. Среди них можно перечислить чувство солидарности и чести, чувство общинных и личных отношений, чувство диалога и т.д. Эти ценности занимают достойное место и, вероятно, будут интегрированы в процесс развития. Все члены семьи считают, что произошли от общего предка. Родственные связи существуют не только по природе, но по культуре. Живые людиощущают себя в процессе ежедневного общения с предками. Семья абсолютна, чтобы линия жизни не прерывалась. Кроме того, семьяимеет коллективныйхарактер и нравственное воспитание детей становится коллективной ответственностью клана. Старейшина следит за тем, чтобы потребности всех членов были удовлетворены.

Ценность патриотизма и самоотверженности История Мали основана на борьбе наших предков за формирование различных империй и королевств. Завоевание французских колонизаторов встречало ожесточенное сопротивлению со стороны наших храбрых предводителей, национальных героев, королей, таких как Эль Хадж Умар Таль, Самори Туре, Тиеба, Куми Диоссе и т.д..

После двух десятилетий борьбы, французским колониальным войскам, наконец, удалось завоевать Судан (нынешний Мали). Многие малийские воины погибли с оружием в руках, некоторые были депортированы, а другие предпочли смерть позору, среди которых самым известнымбыл Бабемба Траоре из Сикасо, который предпочел лучше умереть, чем стать свидетелем того, как его королевство попадает под гнет колонизаторов. Его лозунг - «Лучше смерть, чем позор» - стал правилом поведения малийских граждан. Именно подобные проявления патриотизма, понимания своего гражданского и профессионального долга должны выступать основой и составной частью профессиональных ценностей будущих педагогов в Республике Мали [5].

Ценность чести и достоинства

Каждый малиец, чтобы стать личностью и человеком чести, заслужить уважения со стороны окружения, должен вести себя порядочно, держать данное обещание, проявлять щедрость и никогда не уклоняться от своих "воинских" обязанностей, в случае если клан подвергается нападению.Человек чести постоянно опасается бесчестия, позора, как публичного, так и личностного. Каждый человек считает обязанностью почитать свой народ, свой клан, свою семью, не запятнать свою репутацию и не опозорить свой род. Каждая этногруппа, клан, род озабочены тем, чтобы улучшить и сохранить свой безупречный имидж. Повышение достоинств своей родословной и укрепление своей роли в группе является постоянной заботой, которая сопровождает и направляет все поступки личности на протяжении жизни, взросления, профессиональной деятельности.

В заключение следует отметить, что в связи с глубокими политическими и социально-экономическими изменениями, вызванными процессом глобализации, вестернизации культурных ценностей, многие африканские страны, в том числе и Мали, осознали необходимость внедрять этнокультурный компонент в образовательную программу профессиональной подготовки будущих педагогов и далее в учебный план школы. Это способствует, таким образом, формированию у будущих педагогов профессиональной культуры (ее этнокультурной основы), приобщению молодежи к основным ценностям национальной культуры и тем самим сохранению культурной самобытности.

Библиографический список

1. Алдошина М.И. Этнокультурные ценности и формирование эстетической культуры студентов // Вестник Брянского государственного университета, - №1, 2014, С.105-109.

2. Буалуел Ж.-П. Семья и негро- африканский вариант общества [Электронный ресурс]. Режим доступа : //www.ayaas.net/contribution/bwalwel.php

3. Конате Д."Эндогенные основы культуры мира в Мали. - Бамако.1977. 105 с.

4. Мунгала А. С. Традиционное воспитание в Африке и его основные ценности.-Гент, 1982, 311 с.

5. Ньянь Д.Т. Сундьята, или мандингская эпопея .- Париж.1960, Изд-во « Презансафрикен», 1-ое изд.,150 с.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н Педагогика.-М. 2002, «Академия», 576

с.

References

1. Aldoshina M.I. Jetnokul'turnye cennosti i formirovanie jesteticheskoj kul'tury studentov // Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta, - №1, 2014, S.105-109.

2. Bualuel Zh.-P. Sem'ja i negro- afrikanskij variant obshhestva [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa : //www.ayaas.net/contribution/bwalwel.php

3. Konate D."Jendogennye osnovy kul'tury mira v Mali. - Bamako.1977. 105 s.

4. Mungala A. S. Tradicionnoe vospitanie v Afrike i ego osnovnye cennosti.-Gent, 1982, 311 s.

5. N'jan' D.T. Sund'jata, ili mandingskaja jepopeja .- Parizh.I960, Izd-vo « Prezansafriken», 1-oe izd.,150 s.

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shijanov E.N Pedagogika.-M. 2002, «Akademija», 576

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.