302
А.И. Субетто
НООСФЕРНАЯ ПАРАДИГМА РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В XXI ВЕКЕ
ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЕКЦИИ, СОСТОЯВШЕЙСЯ 24 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОСЕННЕЙ СЕССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО КОНГРЕССА «ГЛОБАЛИСТИКА - 2023: ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СМЕНЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УКЛАДОВ», ПОСВЯЩЕННОГО 270-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА М.В. ЛОМОНОСОВА, 220-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ИСПЫТАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ И 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО (23-27 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА)
© Субетто Александр Иванович - доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Северо-Западный Институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
3
ю О
Секция на тему «Ноосферная парадигма решения глобальных и региональных экологических проблем в XXI веке» прошла в очно-заочной форме, с использованием в том числе выступлений в «on-line» - режиме, на базе Кафедры общественных наук Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ.
Модераторами в работе Секции выступили: профессор кафедры общественных наук Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.И. Субетто; заведующий кафедрой общественных наук и научный руководитель Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, профессор, Действительный Государственный Советник РФ I-го класса Владимир Александрович Шамахов; заместитель заведующего кафедрой общественных наук Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ кандидат политических наук, доцент Сергей Александрович Оськин.
В секции были представлены 32 доклада, в том числе 2 доклада из Республик Казахстан и Азербайджан.
Модераторы А.И. Субетто, В.А. Шамахов, С.А. Оськин открыли заседание секции докладом «Ноосферная парадигма решения глобальных и региональных проблем в XXI веке». В докладе было раскрыто главное утверждение: решение экологических проблем, как глобального, так и регионального, масштабов, по сути - стратегия выхода человечества из экологического тупика стихийной истории в форме идущих уже более 30 лет процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы,
возможно только через переход человечества к ноосферной парадигме устойчивого развития в виде научного управления Со-цио-Биосферной Эволюцией.
Это означает, что действующий императив экологического выживания актуализирует учение о переходе Биосферы в Ноосферу В.И. Вернадского на новой качественной основе, придавая этому переходу смысл стратегии спасения человечества от экологической гибели, именно через переход к научному управлению столь сложным объектом, каким является социопри-родная эволюция.
Это в свою очередь требует становления во всех странах мира, начиная с России, научно-образовательного общества, Научно-образовательное общество есть базис будущего ноосферного развития с соблюдением требований опережающего развития качества человека, качество общественного интеллекта и качества системы образования и воспитания. Вследствие прошедшего качественного скачка в наукоемкости, ин-теллектоемкости, образованиеемкости экономических и социальных процессов, процессов в управлении образование в таком обществе выполняет миссию «базиса базиса» духовного и материального воспроизводства, а наука становится не только главной производительной силой, но и «силой управления», т.е. призвана обеспечить эффективность управления социоприродной эволюцией и значит - решение глобальных и региональных экологических проблем, вставших перед коллективным разумом -общественным интеллектом - человечества.
Ноосферной парадигме решения глобальных и региональных экологических проблем было посвящено порядка пятнадцати докладов.
Не меньше внимание было уделено проблеме человека и экологии человека,
в том числе отражению влияния экологии на здоровье человека и населения в целом, т.е. на здоровье нации. Это направление докладов на Секции, по сути, раскрывало действие Принципа Большого Эколого-Ан-тропного Дополнения в теоретической системе Ноосферизма: без решения проблемы человека, перехода к обществу возвышения человека - экологические проблемы не могут быть решены. В этом блоке было представлено четырнадцать докладов.
И, наконец, 3-й блок представленных докладов был посвящен проблемам применения информационных технологий и искусственного интеллекта (ИИ) в контексте развития современной системы образования и воспитания, в том числе в логике становления ноосферного образования.
Если подвести общие итоги, отражающие содержание представленных на секцию 32-х докладов (в очной, заочной и дистанционной формах), то они сводятся к следующим положениям:
Первое. Устойчивое развитие человечества, и одновременно выход его из Экологического Тупика истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, возможны в Будущем только через переход человечества и России к научно-управляемой социоприродной эволюции и соответственно- к ноосферной парадигме решения глобальных и региональных экологических проблем на Земле, что в свою очередь требует перехода обществ в странах мира, и общества России, в состояние, которое можно определить как научно-образовательное общество. Экология как наука претерпевает революционные изменения, становясь ноосферной экологией. Это положение в той или иной степенью раскрытия представлено в докладах А.И. Субетто, В.А. Шамахова, С.А. Оськина, Е.М. Лысенко, Г.М. Иманова, В.В. Семикина, В.В. Лу-коянова, В.И. Патрушева, В.В. Чекмарева, И.В. Катковой, Е.Е. Морозовой и других.
Второе. Ноосферизм как научно-мировоззренческая система и программа но-осферно-ориентированного синтеза наук предстает одновременно и как теоретическая база и программа перехода человечества, его коллективного разума - к научному управлению Социо-Биосферной, или соци-оприродной, эволюцией.
Для этого предстоит преодолеть «Барьер Сложности», вставший перед современным человеком, - что и означает, переход от Стихийной парадигмы истории - к Управленческой парадигме, да еще именно как управляемой социоприродной эволюции.
Это положение было раскрыто с той или иной степенью полноты в докладе модераторов секции, а также в докладах. Е.М. Лысенко, В.И. Оноприенко, В.В. Лу-коянова, П.М. Коловангина, И.Ф. Кефели, В.В. Семикина, В.В. Концевого, Г.М. Иманова, В.В. Спасенникова, А.А. Кузьменко, А.В. Киричека.
Президент Ноосферной академии наук В.В. Семикин в своем выступлении отнес «настоящий исторический период», которое переживает человечество к его «подростковому возрасту», поскольку в нем доминируют ценность эгоизма и эгоцентризм. Преодоление в рефлексии людей и народов мира эгоизма, эгоцентризма и крайнего индивидуализма станет «важным признаком Рождения Глобального Экологического Духовного Разума Человечества в развивающейся Земной Ноосфере». Иными, словами преодоление «Барьера Сложности» и преодоление «капитализма, как доминирующей общественной формации на данном историческом этапе» (по В.В. Семикину), образуют единство и входят в императив стратегии экологического выживания человечества, и России в его составе, в XXI веке.
Третье. Действует Принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения, являющийся одним из важных принципов Ноосферизма по А.И. Субетто. Решение проблем человека, высший приоритет развития науки и образования с переходом обществ стран мира к научно-образовательному обществу, в котором образование предстает как «базиса базиса» духовного и материального воспроизводства, а наука начинает выполнять миссию не только производительной силы, но и основы научного управления ноосферным развитием -социоприродной эволюцией, - становится базовым условием решения глобальных и региональных экологических проблем в мире. На это полвека назад в книге «Человеческие качества» указал А. Печчеи, подчеркнув, что решение глобальных экологических проблем требует «человеческой революции». Императивы ноосферной человеческой революции, становления ноосферного образования и воспитания в России, проблемы ноосферной педагогики в контексте решения экологических проблем, стоящих перед сообществами людей разного масштаба были отмечены в докладах У.Ж. Алиева, В.В. Семикина, Е.Е. Морозовой, В.В. Чекмарева, В.В. Концевого, О.А. Рагимовой, И.Ф. Кефели, С.И. Филатова, А.Ж. Овчинниковой, Л.П. Фоминой, Г.В. Шерстюк, А.А. Гапонова, В.Н. Бобкова,
Н.В. Бобкова, Вл.В. Чекмарева, Т.А. Моло-диченко, В.В. Спасенникова, А.А. Кузьмен-ко, А.В. Киричека, Е.Б. Мишина.
Четвертое. Одновременно на Секции были обсуждены (и представлены их решения) конкретные региональные экологические проблемы, а также целые направления экологической политики в России, в частности в области агроэкологии, связи здоровья населения и экологического состояния в регионах России, в докладах ученых из Казани - Н.К. Мазитова, В.Д. Машкова, а также в докладах из Санкт-Петербурга -В.И. Алексевича, Г.И. Мазурова, К.Ш. Хай-рулина, В.Б. Сапунова, В.В. Концевого, в докладе представителя «Научного центра изучения Арктики» (ГАУ ЯНАО) Р.А. Колесникова, ученых из Саратова - О.А. Раги-мовой, Е.Е. Морозовой.
Пятое. Проблемы связи цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта и решения экологических проблем, становления ноосферного образования затронули доклады В.А. Золотухина и Д.А. Кокко.
Шестое. Становление ноосферной экономики и ноосферного технологического базиса - базовое условие решения глобальных и региональных экологических проблем. Это нашло с той или иной степенью полноты в докладах модераторов, П.М. Ко-ловангина, И.Ф. Кефели, Д.А. Кокко, В.В. Чекмарева, Вл.В. Чекмарева, Е.Е. Морозовой, Е.Б. Мишина.
На заключительном заседании были обсуждены и приняты предложения в общую резолюцию Международного научного конгресса «Глобалистика - 2023» (по осенней сессии), состоящие в следующих поло-
жениях:
3
ю О
1. Считать единственно возможной парадигмой устойчивого развития человечества в XXI веке только ноосферную парадигму, состоящую в переходе человечества, обществ стран мира к научно-управляемой социоприродной эволюции. Это в свою очередь требует в изменении приоритетов во внутренней политике стран мира - перехода к высшим приоритетам развития науки и образования и соответственно перехода к новому типу общества - научно-образовательному обществу. За понятием «научно-образовательное общество» стоит понимание роли образования как «базиса базиса» воспроизводства (ставших наукоемкими, образо-ваниеемкими и интеллектоемкими) эконо-
мики и общества, как социальной системы, и роли науки - как производительной силы и базиса научного управления социопри-родной эволюцией.
2. «Глобалистика» как наука и как научное направление обновления стратегии глобального развития человечества в XXI веке, включая установление многополярного мира и дружественного диалога цивилизаций, в XXI веке, может быть адекватно определена, в контексте выхода из Экологического тупика Стихийной Истории в форме процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, как ноосферная глобалистика.
Ноосферная глобалистика в переживаемую Эпоху Великого Эволюционного Перелома - это научно-глобальное движение к Ноосферному Союзу Цивилизаций, к но-осферно-планетарной кооперации народов и цивилизаций.
3. В России сложилась Ноосферная научная школа мирового значения, основания которой были заложены разработкой учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И. Вернадским, русским ученым-энциклопедистом, 160-летие со дня рождения, которого мы отмечаем в этом, 2023-м, году. Эту школу украшают научные исследования и разработки таких крупных ученых СССР и современной России, как Н.Н. Моисеев, И.Т. Ефремов, Б.Л. Личков, А.Л. Яншин, В.П. Казначеев, А.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс, В.Г. Афанасьев, Б.С. Соколов, Э.В. Гирусов, А.Г. Назаров, А.В. Трофимовы, О.Л. Кузнецов, Б.Е. Большаков, Ю.В. Яковец, С.И. Григорьев, Н.И. Захаров, И.А. Козиков, А.А. Яшин и другие. В Санкт-Петербурге с 2009 года развивается Ноосферная академия наук, на базе которой проходят свое становление Научные школы Ноосферизма и Ноосферного образования.
Ноосферную научную школу в России мы рассматриваем как тот научно-организационный базис, который призван стать основой осуществления Ноосферного Прорыва человечества из России в ближайшие десятилетия. И ноосферная глобалистика должна стать одним из важных теоретических блоков в реализации стратегии развития человечества в XXI веке, с одновременным решением глобальных и региональных экологических проблем, стоящих перед странами мира, и всем человечеством, как единым Целым в его взаимодействии с Биосферой Земли и с Космосом.