Научная статья на тему 'ОТЗЫВ НА МОНОГРАФИЮ А.И. СУБЕТТО "XXI ВЕК КАК ЭПОХА НООСФЕРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РАЗУМЕ И В СИСТЕМЕ СМЫСЛОВ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА (ОСНОВЫ НООСФЕРНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, НАУКИ И ПРАКТИКИ)"'

ОТЗЫВ НА МОНОГРАФИЮ А.И. СУБЕТТО "XXI ВЕК КАК ЭПОХА НООСФЕРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РАЗУМЕ И В СИСТЕМЕ СМЫСЛОВ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА (ОСНОВЫ НООСФЕРНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, НАУКИ И ПРАКТИКИ)" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
86
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТЗЫВ НА МОНОГРАФИЮ А.И. СУБЕТТО "XXI ВЕК КАК ЭПОХА НООСФЕРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РАЗУМЕ И В СИСТЕМЕ СМЫСЛОВ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА (ОСНОВЫ НООСФЕРНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, НАУКИ И ПРАКТИКИ)"»

РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ

131

Отзыв на монографию А.И. Субетто «XXI век как эпоха ноосферной революции в разуме и в системе смыслов бытия человека (основы ноосферных мировоззрения, науки и практики)»

Берендеева Алла Борисовна

доктор экономических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Иваново, Российская Федерация E-mail: [email protected]

В 2021г. в Санкт-Петербурге в издательстве «Астерион» была издана монография «XXI век как эпоха ноосферной революции в разуме и в системе смыслов бытия человека (основы ноосферных мировоззрения, науки и практики)» под научной редакцией Президента Петровской академии наук и искусств, доктора философских наук, профессора А.В. Воронцова. Автор монографии Александр Иванович Субетто - советский инженер и экономист; российский философ, специалист по социальной философии, философии науки и философии техники, создатель концепции системогенетической философии науки и техники, кандидат технических наук, доктор экономических наук, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, полковник запаса, Президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств.

Данная монография А.И. Субетто - это система взаимосвязанных очерков, докладов, интервью автора за апрель-июль 2021года. Как отмечает автор, «главная идея работы, которая разворачивается в теоретическую систему, - это прогнозное видение миссии ХХ1века как целой эпохи, представляющей собой ноосферную революцию в разуме и в системе смыслов бытия человека», а саму монографию Александр Иванович предлагает рассматривать «как систему основ ноосферных мировоззрения, науки и практики» (с.2).

Представленная книга (256с.) состоит из 13частей, которые объединяет единая идея, вытекающая из сделанной автором диагностики переживаемой человечеством и Россией исторической эпохи. Данная диагностика привела А.И. Субетто к следующим выводам:

1.«Глобальный экологический кризис на рубеже 80-х-90-хгодов ХХ века перешел в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, процессы которой стремительно развиваются...».

2.«Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы определила вхождение человечества в Эпоху Великого Эволюционного Перелома.».

3.«Возникший императив экологического выживания человечества есть императив его перехода к новой, невиданной - ноосферной парадигме своей прогрессивной эволюции на Земле, предполагающей «рождение» в лице нового ноосферного человечества Разума всей Биосферы, т.е. Ноосферного разума, что одновременно означает собой начавшийся переход Биосферы в Ноосферу.».

4.«Ноосферизм предстает, с одной стороны, как предстоящий ноосферогенетический синтез всех наук, а, с другой стороны, как новый путь развития человечества и России в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма.».

5.«Поэтому XXI век - это век ноосферной революции, охватывающей всю систему смыслов бытия человека на Земле и в Космосе.».

6.«Россия - особая, евразийская, общинная, с самым большим пространством-временем

© Берендеева А.Б., 2022

(хронотопом) бытия, самая холодная, и поэтому с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни общества и с доминированием Закона Кооперации, цивилизация, которая... призвана стать Лидером Ноосферного Прорыва человечества в XXI веке».

7.«Эпоха Великого Эволюционного Перелома - это Экологическое Отрицание не только рыночно-капиталистической системы развития и хозяйствования на Земле, но и всей Стихийной Истории; на арену Истории вышла Большая Логика Социоприродной Эволюции, которая в свои императивы включает переход человечества: (1) к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, (2) к научному управлению социоприродной эволюцией, (3) к доминирующей роли Закона Кооперации, как основы Будущего в виде Планетарной Кооперации народов-этносов, Ноосферного Союза Цивилизацией и Мира без Войн и Насилия».

В преддверии изложения основной части книги автор публикует «Открытое письмо всем в России, кто не потерял историческую память», в котором автор глубоко и проникновенно как дитя войны пишет о фашизме и капиталорасизме, о новой опасности глобального технотронного в том числе «цифро-тронного» фашизма, о глобальном империализме и мировой капиталократии (с.11-13).

Далее идет «Ноосферно-космический завет России», написанный автором качестве отклика на книгу писателя Степана Андреевича Зотова «Мир Героев». Здесь Александр Иванович пишет о необходимости становления в народе, в обществе героев - «героев духа», «героев поступка», «героев идеи», о том, что «мир Героев» - это «мир героического подвига всего человечества, и в ее составе - и России. «Мир героев» требует «Великого Отказа от ценностей рынка, прибыли, наживы, обогащения, денег, индивидуализма, «свободы-для-себя», «наслаждений-для-себя», конкуренции, властолюбия (стремления к власти ради власти над людьми и миром), частной собственности, капиталократии.» (с.15).

По мнению А.И. Субетто книга С.А. Зотова - «одно из «семян», которое «наше время» «бросает» в «почву истории России начала XXI века», на базе которых (т.е. посеянных «семян» новых идей) вырастает в России «идеология XXI века» - Ноосферно-Космическая Идеология».

Александр Иванович пишет, что «человечество нуждается в объединении, в Мире без Войн и Насилия», отмечает примат действия Закона Кооперации над Законом Конкуренции в России, что российская цивилизация «всегда рождала большую национальную идею, способствующую той политэтнической кооперации (выражаясь языком С.А. Зотова - «империуму») во главе с Русским Народом, которая сложилась и развивалась на ее евразийских просторах (с.16).

Именно это качество породило, по мнению А.И. Субетто, такие явления культуры, как «Русский Космизм», «Эпоха Русского Возрождения». Поэтому, как пишет автор, «рождающаяся в России, благодаря достижениям философии, культуры, науки, образования, разработок в области техники и технологий, ноосферная стратегия экологического выживания человечества в ХХ1веке и на ее основе - Ноосферно-Космический Прорыв.есть социо-культурный и историко-цивилизационный НООСФЕРНО-КОСМИЧЕСКИЙ ЗАВЕТ РОССИИ!» (с.17).

Родоначальниками концепции ноосферизма автор называет В.И. Вернадского, академиков АН СССР - РАН А.Л. Яншина, Н.Н. Моисеева, академика РАМН В.П.Казначеева, академика АН Молдавской ССР А.Д.Урсула. Среди современников автор называет таких единомышленников, как П.Г. Никитенко (монография «Ноосферная экономика и социальная политика», 2006), Н.Н. Лукъянчиков, Л.Д. Гагут, А.А. Улитин (концепция ноосферного организационно-экономического механизма), др. (с.63-64)

В своих работах, посвященных философии истории России и Ноосферизму Александр Иванович выделяет несколько «измерений».

Первое «измерение»: Эпоха Великого Эволюционного Перелома. Так, в части1 «Ноосферное призвание России ХХ1века» автор монографии доказывает, что важнейший целевой ориентир в стратегии Ноосферного Прорыва - Общество жизнесозидающего ноосферного труда, и Россия должна стать первопроходцем в реализации этой стратегии. Автор цитирует труды Карла Маркса,

Исраэля Шамира (книга «Каббала власти»), американского философа Иммануила Валлерстайна (книга «Конец (известного нам) Света»), Б. Коммонера (книга «Замыкающийся круг»), Р. Гудленда, Г. Дейли и С. Эль-Серафи (Доклад Мировому Банку, 1991г.), В.П. Казначеева (книга «Думы о будущем»), Дж. Сороса (книга «Кризис мирового капитализма»), др.

А.И. Субетто ссылается на законы Э. Бауэра-В.И. Вернадского, квантитативно-компенсаторной функции Биосферы А.Л. Чижевского. Опираясь на исследования Ф. Спира, Александр Иванович доказывает, что ХХ век предстает как «Большой Энергетический Взрыв» или «Энергетическая революция» (с.21-23).

Второе измерение: ноо-космо-номогенез и переход человечества к управляемой ноосферной истории, как истории на базе доминирования Закона Кооперации.

Автор предлагает новый тип универсального эволюционизма - ноосферную парадигму универсального эволюционизма или ноо-космо-номогенез - построенный на синтезе 3-х ключевых парадигм:

• дарвиновской парадигмы (автор - Чарльз Дарвин; понятия: наследственность, изменчивость, отбор; закон конкуренции; селектогенез);

• кропоткинской парадигмы (автор - Петр Алексеевич Кропоткин; теория биологической эволюции, критика теории Ч. Дарвина, тезис о ведущей роли в эволюции сотрудничества, взаимопомощи, любви);

• берговской парадигмы (автор - Лев Семенович Берг; законы, направляющие биологическую эволюцию по определенному руслу, - «номос»; парадигма «номогенеза») (с.24).

При этом А.И. Субетто называет кропоткинскую парадигму «коогенезом», который противостоит дарвиновскому «селектогенезу»), вводит два метазакона: 1)метазакон сдвига от доминирования Закона конкуренции и механизма естественного отбора - к доминированию Закона кооперации и механизма интеллекта; 2)метазакон «Оразумления» или Интеллектуализации прогрессивной эволюции (с.24).

Третье измерение: ведущая роль именно России, как цивилизации, в ноосферной парадигме стратегии выхода человечества из сложившегося Экологического Тупика Истории. Это направление исследований автор называет «ноосферным россиеведением» (с.26). Автор ссылается на труды православного философа С.Н. Булгакова, заложившего основы становления Русской Школы Философии Хозяйства (работа «Философия хозяйства»), пишет о «Меморандуме С.Н. Булгакова - В.И. Вернадского - А.Л.Чижевского» и цитирует написанную в 2020г. «Декларацию ноосферной миссии России в ХХ1веке», подготовленную автором совместно с В.В. Семикиным (с.28). При этом автор также опирается на труды А.С. Панарина, В.С. Соловьева, А.П. Федотова (книга «Глобалистика»)., Ю.М. Горского и В. Лавшука (работа «Жизнь или смерть цивилизации: модель, прогноз, роль интеллекта и информации»), др.

А.И. Субетто доказывает тезис, что «качество управления социоприродной эволюцией - базовый критерий становления Действительного - Ноосферного - Разума». Это теоретическое положение авторобосновывает в виде двух теоретических блоков в Ноосферизме - теории общественного интеллекта и философии «управляющего разума» (с.30-31).

Отстаиваются идеи ноосферного преобразования науки; образования и воспитания, перехода от «общества потребительства» к «обществу жизнесозидающего ноосферного труда и созидания», реализации требований Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе; реализации требований Закона опережения человека научно-технического прогресса. Автор, развивая понятие «интеллектуальная черная дыра», введенное В.П.Казначеевым, говорит о феномене «Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры» (с.32, 37).

В части11 «Проблемы и императивы в развитии региональной и муниципальной науки в Эпоху ноосферного преобразования мира» Александр Иванович Субетто заостряет внимание на

становлении региональной и муниципальной науки в контексте действия ноосферного императива. Ссылаясь на идею В.И. Вернадского о необходимости перехода от предметно-дисциплинарной организации к проблемно-ориентированной организации науки, «императив К. Маркса», труды современников, например, Н.Н. Моисеева (монография «Расставание с простотой»), автор книги поднимает вопросы узкой специализации в науке, становления в России системы непрерывного ноосферного образования как отечественный «ответ» на императив К. Маркса - В.И. Вернадского -А. Эйнштейна - В.А. Легасова (с.39).

В своем труде А.И. Субетто неоднократно обращается к идее управляемой социо-проиродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и соответственно - управляемой ноосферной экономике. Речь идет о новой ноосферной парадигме содержания категории «управление», и одновременно о новой ноосферной парадигме науки об управлении, включая ноосферную кибернетику. По мнению автора книги, «будущая перспектива в развитии региональной и муниципальной науки - это ее участие в становлении Ноосферы, ее «сегментов» в России, и в целом - на Земле» (с.41-42).

Автор постоянно убедительно доказывает, что в России высокая энергетическая стоимость воспроизводства жизни и экономики определила особые цивилизационные законы ее развития, в том числе ведущую роль Закона Кооперации, а также законов плановой регуляции (закона примата плана над рынком), идеократии (власти большой национальной идеи), централизации управления, необходимости ее энергостоимостного районирования и дифференциации механизма изъятия природных рент. А проблема управляемости на уровне региональных систем и муниципальных образований тесно связана с надежностью базовых федеральных систем (с.44-45).

Заслуживает интереса терминология Александра Ивановича Субетто: «Барьер Сложности», с которым столкнулись Мир, человеческий Разум и наука (с.37), «ноосферное преобразование мира» (с.35), «человек как управляющая сердцевина биосферы» (с.41), «региональные клетки» географического организма всей российской цивилизации (с.45), «Россия - цивилизация Правды, цивилизация «цивилизационного социализма» (с.47). Безусловно, заслуживает внимания идея подготовки Национальной программы создания сети крестьянских университетов как важнейшего и эффективного механизма возрождения аграрного социума (с.46).

Сама идея построения Ноосферного Экологического Духовного Социализма как «стартовой площадки» становления на Земле в лице человечества Ноосферно-Космической Цивилизации дискуссионная, но, можно согласиться с автором, это - вполне вдохновенная ноосферная идея для молодежи и может стать основой становления ноосферного образования и воспитания в XXI веке (с.48).

В частиШ «Ноосферизм - стратегия выхода человечества из экологического тупика стихийной истории, рождающаяся в России» представлены ответы на вопросы, данные А.И. Субетто главному редактору журнала «Берега» Л.В. Давыденко. Автор тезисно отвечает на вопросы о сути концепции социального ноосферизма, об условиях формирования общественного интеллекта как единства науки, власти и образования, о глобальном экологическом крахе системы глобального империализма и мировой финансовой капиталократии, системы экономического колониализма, о Наступившей Эпохе Великого Эволюционного Перелома и необходимости новой Ноосферной Науки и нового Ноосферного образования, др. Затрагиваются острые вопросы рыночного геноцида, капитализма как мира «играющего человека», рыночно-капиталистической системы, превратившейся в систему экологического самоуничтожения человечества (с.50-59).

Близки сердцу проблемы сохранения русского языка и русской культуры - народообъединяющие язык и культура в России как евразийской цивилизации; поднятия «человека Труда» на ту духовную высоту, которая присутствовала в духовном пространстве советской культуры (с.55).

В ответах на вопросы Александр Иванович перечисляет десятки фамилий российских ученых, которые развивают идеи автора данной книги, в том числе представляют Ноосферную общественную

академию наук.

В части1У «Ноосферная экономика - основа стратегии развития общества в XXI веке» автор, ссылаясь на А.Дж. Тойнби, пишет о Вызовах, рождаемых диалектикой взаимодействия двух Логик развития - Внутренней Логики Социального Развития (ВЛСР) и Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ), пишет об углублении Глобальной Экологической Катастрофы, которая носит рыночно-генный и капиталогенный характер (с.62-63).

Автор выступает за парадигмальную (ноосферно-экологическую парадигмальную) революцию в основаниях экономической науки, итогом которой будет ноосферная экономика, олицетворяющая собой ноосферно-экономическую науку, в которой реализуется ноосферная парадигма организации экономических знаний (с.64).

Автор выделяет три фундаментальных противоречия в развитии человечества в XXI веке, которые определяют ноосферную революцию и шесть характеристик Ноосферной политической или теоретической экономии. При этом используются понятия: «экономика научно-образовательного общества», «энергономика» и «потребительно-стоимостная экономика», «ноосферно-глобальная экономика, с ноосферной (биосферной) стратификацией экономических систем», «эколого-мобилизационный режим трансформации экономических систем», «ноосферная экономика как интеллектоемкая, наукоемкая, образованиеемкая, квалитативная экономика».

А.И. Субетто выделяет четыре типа экономической ценности: стоимость, потребительная стоимость, витально-экологическая стоимость и энергетическая стоимость. Покоряет идея принципа управляемости как ведущего принципа будущей единой экономической науки в единстве с принципом социальной справедливости (с.65-67).

Общий вывод, который делает автор в данном разделе: «Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть эпоха становления ноосферной парадигмы организации экономических знаний - ноосферной экономики, как науки, как базового условия перехода России и человечества к единственной модели устойчивого развития - управляемой социоприродной эволюции». При этом, по мнению автора, особое значение приобретает инновационно-ноосферное развитие северных территорий России: их устойчивое развитие - только в рамках ноосферной парадигмы развития (с.67-68).

В части У «Россия как Лидер ноосферной стратегии выживания человечества» автор обозначает императив, обращенный к России XXI века, - стать Лидером Ноосферного Прорыва человечества. Автор поднимает проблемы экологического тупика и ноосферной безопасности. Цитируя зарубежных авторов (К. Шваба, Д.К. и Д.Л. Медоузов и Й. Рандерса, Р. Гудленда, Г. Дейли и С. Эль-Серафи), отечественных ученых (В. Аристархова, М. Делягина, В. Зубакова, А. Кобякова, А. Назарова, С. и Ю. Черняховских и др.) поднимает вопрос о будущем человечества, долгосрочных целях развития, приводит предупреждения-прогнозы (с.73-75). Здесь Александр Иванович развивает учение В.И. Вернадского о переходе Биосферы в Ноосферу, когда переход Биосферы в Ноосферу является законом глобальной эволюции Биосферы. Автор концентрирует внимание на Большой Логике Социоприродной Эволюции и Законе интеллектно-информационно-энергетического баланса и доказывает формирование нового типа диалектики, условно называя ее ноосферной, или социоприродной, диалектикой, - диалектикой взаимодействия Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ) с Внутренней Логикой Социального Развития (ВЛСР) (с.75).

На протяжении всех разделов автор пишет о новой эпохе, называя ее эпохой «Родов» Действительного - Ноосферного - Разума. «Эти «Роды», означают одновременно и ноосферное преобразование философии, науки и образования, являются.. .частью ноосферной стратегии выживания человечества» (с.76). Александр Иванович ссылаясь на закон квантативно-компенсаторной функции Биосферы А.Л. Чижевского, описывает открытый им Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса (соответствия), вводит понятие Ноо-космономогенез как развитие понятия номогенеза Л.С. Берга, пишет о ноосферной Человеческой революции, перехода Разума из состояния

«Разум-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса» (с.76-80).

Ссылаясь на Н. Моисеева автор предлагает нам «расставание с простотой», «расставание с прагматизмом», т.е. расставание с «рыночной формой интеллектуальной рефлексии», за «утверждение ноосферного и космического призвания человека, на доминирующую роль ценностей любви, сотрудничества, взаимопомощи, солидарности, правды, кооперации, товарищества, справедливости», за планетарную (и ноосферную одновременно) кооперацию народов-этносов, в Ноосферном Союзе Цивилизаций (с.80-82).

В части VI «Сбережение коренных малочисленных народов Севера как часть императива выживания человечества» автор, ссылаясь на исследования Научного центра изучения Арктики в Ямало-Ненецком автономном округе, академика РАМН В.П. Казначеева (книгу «Здоровье нации. Просвещение. Образование», 1996), связывает проблему сохранения малых народностей на планете Земля с проблемой выживания всего человечества в XXI веке, т.к. «сбережение этнического разнообразия народонаселения на планете является частью стратегии выживания человечества, сохранения его глобального здоровья и будущей его трансформации в Ноосферно-Космическую Цивилизацию» (с.89).

Александр Иванович говорит о становлении Арктического Ноосферизма, ссылаясь на свою монографию «Арктический Ноосферизм» (2020), опять напоминает всем нам, что Россия - это «Кооперационная Цивилизация», ссылаясь при этом на М. Тэтчер, В.Т. Рязанова (книгу «Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв., 1998) и А.П. Паршева (книгу «Почему Россия не Америка», 1999) (с.93). Ссылаясь на используемые предшественниками категории «здоровье нации», «здоровье этноса», «историческое здоровье», автор в 2001г. в монографии «Ноосферизм» вводит понятия «глобальное здоровье» и «глобальная патология» и доказывает, что «сбережение популяционного здоровья коренных малочисленных народов Севера - одно из важных направлений в целеполагании в Российской арктической политике (с.94-96). И, безусловно, соглашаешься с Александром Ивановичем в том, что поскольку Арктическая Зона РФ относится к самым высокоэнергостоимостным районам России, то для выживания народонаселения в этих регионах должны действовать особые рентные механизмы, для обеспечения воспроизводства достойного уровня качества жизни людей (с.97). Заслуживает внимания призыв автора, что «Россия должна возглавить процесс становления Ноосферы Арктики и Антарктики, как своеобразный «пролог» к тотальной ноосферизации всех основ системы жизни человечества на Земле» (с.98).

В части VII «Борьба против глобального технотронного империализма - часть стратегии выживания человечества на Земле» (работа посвящается 80-летию начала Великой Отечественной войны, которая стала духовным подвигом советского народа всемирного значения) автор актуализирует труды В. Ленина, Р. Люксембург об империализме, капитализации мира и превращении его в «мировой трест», пишет о глобальном империализме мировой финансовой капиталократии, демонтаже СССР; вспоминает «Борьбу за мир» как движение, которое было широко распространено на базе именно борьбы СССР «за мир» и против империализма (с.101-102). Автор высказывает точку зрения, что «информационно-цифровая революция» в технологическом базисе глобального империализма «только усиливает его античеловеческую составляющую, направленную на расчеловечивание человека, которое как процесс ускоряет процессы экологической гибели строя мировой финансовой капиталократии, в том числе диктатуры капитала информационно-цифровых ТНК, только подчеркивая «кажимость», онтологическую ложь их пребывания на Земле».

Автор считает, что «война против фашизма и соответственно империализма на Земле. онтологически не закончилась, а продолжается и в XXI веке, перерастает в борьбу против глобального технотронного империализма, готового превратиться в глобальной технотронный -информационно-цифровой - фашизм, - как борьбу за экологическое выживание человечества на Земле, за его будущее» (с.103).

Как пишет А.И. Субетто, «за последние 300лет капитализм прошел три «волны» глобальной

колонизации и вступил на рубеже ХХ и XXI веков в состояние четвертой «волны» - американской империалистической глобализации»,...когда «демократия» служит прикрытием реально действующих механизмов капиталократии..., а империалистическая глобализация.предстает глобальным концентрационным лагерем для людей, не попавших в число счастливчиков, востребованных мировым капиталом» (с.104-105). По его мнению, глобальный империализм переходит в третьем десятилетии в глобально-технотропный информационно-цифровой фашизм (с.109). Идеи капиталократии автор развивает с 1990-хгг. и отразил в своей книге «Капиталократия» (2000).

В разделе 7.3. «Либерализм - идеология глобального империализма, с помощью которой осуществляется империалистическая глобализация» автор описывает идеалы этого глобального либерализма или неолиберализма, пишет, что «капиталократия, прикрываясь либерализмом, лишь усиливает свою диктатуру, ускоряет расчеловечивание человека, дегуманизирует все общества мира», что «либерализм как идеология антинаучен, утопичен и антибытиен», что «либерализм есть капиталистическая мифология свободы» (с.110-113).

В разделе 7.4. «Тотальность глобального империализма переходящая в глобальный информационно-цифровой фашизм» А.И. Субетто выделяет такие виды империализма, как экологический (который переходит в «ресурсный империализм» и «энергетический империализм»), культурный (соединяется с «продовольственным империализмом»), информационно-цифровой (который смыкается с культурным и религиозным империализмами - духовно-информационные войны), образовательный («образовательная колонизация»), технологический («технологическая пирамида по М.Г. Делягину, «технологическая война» и «технологическая разведка»), военный (гонка вооружений) (с. 115-121).

В своих трудах Александр Иванович пишет, что «сложилась Глобальная Капитал-Мегамашина перерабатывающая природу и человеческую жизнь в свой продукт - Капитал, концентрирующийся в банках мировой финансовой капиталократии, в последние десятилетия - в инвестиционных фондах, создающих информационные социальные платформы. Капитал-Мегамашина уничтожает человека, превращает его в «микро-капитал-машину», производящую прибыль, деньги, капитал, и которую он уничтожает, если она - эта «машина» - становится неспособной делать прибыль (с.109-110).

Как пишет Александр Иванович, «единственной альтернативой глобальному империализму выступает социализм, провозглашающий примат Труда над Капиталом, на место Власти Капитала ставящий Власть Труда». Автор считает, что «победа глобального империализма над СССР является временной.ХХ век - это только первая волна Глобальной Социалистической Цивилизационной Революции. XXI век - век ее «второй волны», в которой будет утверждаться Ноосферный Экологический Духовный Социализм» (с.106-107).

По его мнению, «трагизм переживаемой Эпохи Великого Эволюционного Перелома состоит в том, что в планетарно-исторический спор между глобальным империализмом.и социализмом Востока вмешалась Природа - «Земля-Гея», Биосфера, как оболочка живого вещества вокруг Земли, обладающие гомеостатическими механизмами, т.е. являющимися «суперорганизмами» (с.107).

В связи с обострившимися экологическими проблемами, с развитием «Глобальной Экологической Катастрофой» борьба с глобальным империализмом - это «есть не просто борьба за социальную справедливость, за право жить и трудиться всем народам мира, за гуманизм и человечность, но есть борьба за будущее человечества, за выход из «пропасти» возможной экологической гибели» (с.110, 128).

У России - особая миссия: и хотя наша страна - «центр устойчивости и неустойчивости мира...Россия должна стать первой в мире страной, которая укажет путь к «ноосфере будущего»

- гармонической ноосфере, к ноосферному социализму, к управляемой социоприродной гармонии на основе общественного интеллекта и научно-образовательного общества» (с.124-125). В этом

- кредо идеологии XX^^: ноосферный социализм и ноосферное «измерение» человеческого

бытия, борьба против глобального империализма, становление настоящего гуманизма (ноосферно-социалистического гуманизма) (с.131-135).

В частиУШ «Будущее за Ноосферным Экологическим Духовным Социализмом (ответ на критику «Ноосферизма» со стороны Л.М. Семашко)» автор критикует публикации социолога Л.М. Семашко против марксизма-ленинизма и монизма, называет его «Анти-Марксом», «Анти-Энгельсом», «Анти-Лениным» за то, что тот выступает против теории ноосферизма/социализма/коммунизма (по А.И. Субетто) и провозглашает сферную парадигму теории общества, «мировоззрение, идеологию, методологию плюрализма - тетризма/гармонизма сферонов». При этом Александр Иванович пишет «об историческом величии Маркса, Энгельса и Ленина», обосновывает марксизм-ленинизм как научно-мировоззренческую систему, которая составляла основу социалистического строительства и воспитания советских людей в СССР, раскрывает эволюцию «сферного учения Русского Космизма» и содержание Ноосферизма как проблемно-ориентированной политеоретической и одновременно научно-мировоззренческой системы (с.138-140, 143).

Автор в очередной раз пишет о рыночно-капиталистической системе, называя ее «онтологической ложью», «ложью истории» и дает характеристику Ноосферизма как теоретической мегасистемы, включающей в себя следующие теоретические блоки: теория общественного интеллекта; философия управляющего разума; учение о Ноосферном Экологическом Духовном Социализме; концепция управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма; квалитативизм, ноосферная квалиметрия и концепция ноосферного качества жизни; ноосферные науки (человековедение, обществоведение, естествознание, технознание, универсальный эволюционизм, кибернетика и ситемогенетика, экология); концепция ноосферной (ноосферно-космической) гармонии и креативного бытия; концепция Живой Этики Русского Космизма; принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения; презумпция «всеоживлйнности» Космоса Сущего и др. (с.145, 161, 162)

Часть IX «Феномен «информационно-цифровая экономика» в «зеркале» ноосферной эмансипации человека в Эпоху Великого Эволюционного Перелома» выступает как отклик А.И. Субетто на монографию В.Н. Тарасевича «Теоретическое измерение информационно-цифровых феноменов в экономике» (2021), на развитие «общей науки о новом» - неосологии» (с.168). При этом автор пишет о формационной логике истории, открытой К. Марксом, о развивающейся Русской научной школе философии хозяйства С.Н. Булгакова-Ю.М. Осипова), о развитии экономической неосологии. Рассматривая «информацию» как свойство бытия, Александр Иванович пишет о разрабатываемой им с конца 70-хгодов системогенетике как науке о законах преемственности или наследования - законе системного наследования, законе дуальности управления и организации систем, законе спиральной фрактальности системного времени, напоминает нам об эволюционной спирали развития (с.172-173).

Автор пишет о «товарно-рыночно-фетишном смоге»» и делает вывод, что «информационно-цифровая экономика - это фетиш современной экономической науки, находящейся в плену диктатуры товарно-фетишных кажимостей». В мире, по А.И. Субетто, царствует «диктатура кажимости», в «плену» которой находится мировоззрение большинства ученых, работающих в сфере обществоведения и человековедения. Автор говорит об агонии рыночно-капиталистического «Анти-Разума» и противопоставляет «постчеловека» как продукта рыночно-капиталистического, «пред-разума», и человека как «Разума Биосферы» (с.176, 178, 180).

В части X «Народные профсоюзы - Школа Ноосферизма» автор продолжает эту мысль и отмечает, что в современных политических условиях «увлечение «цифровизацией» со стороны «бюрократической машины» российского государства опасно». Соглашаемся с Александром Ивановичем, что «власть, вся система государственного управления в России должны стать наукоемкими, интеллектоемкими, образованиеемкими» и солидарны с ним в том, что «ноосферная

наука становится «ядром» общественного интеллекта, в том числе специфическим «мозгом» государственной власти» (с.197).

Захватывает патриотизм Александра Ивановича, который пишет о «советском, духоподъемном народе, которого не знала История Человечества», выделяет ряд чудес советского народа - спасение мира от гитлеровско-фашистского рабства, восстановление народного хозяйства страны, создание ракетно-ядерного щита, Космический Прорыв Человечества. Автор размышляет о причинах падения качества руководящих кадров после смерти Сталина, процесса «обуржуазивания» их сознания, как и сознания значительной части интеллигенции и трудящихся масс, дает оценки «горбачевской перестройке», «ельциновской рыночно-капиталистической реформации», оценивает китайский социализм как рыночно-капиталистический социализм, «рыночный экоцид и Биосферы, и всех систем жизнеобеспечения человечества, грозя перейти в финальный процесс экологической гибели человечества» (с.200-203).

Автор поддерживает новую миссию профсоюзов - миссию борьбы людей труда «не только за достойную жизнь, но и за жизнь в гармонии с природой, за восстановление ведущей роли в жизни общества института семьи и возрождения репродуктивного здоровья нации, за превращение Труда с большой буквы, соединенного с высшими достижениями Науки, Культуры, научно-технического прогресса, в носителя новой и единственной модели устойчивого развития - ноосферного развития (с.188). Развивая идею В.И. Патрушева, что «Народные профсоюзы - Школа Ноосферизма», А.И. Субетто оценивает эту задачу как очень сложную и непростую, как стратегическую, охватывающую весь XXI век (с.203).

Ссылаясь на Н.Н. Моисеева, который назвал главным механизмом перехода человечества в «Эпоху Ноосферы» «Систему Учитель», автор пишет, что «такой «Системой Учитель» является научно-образовательное общество», а «Труд, спасающий человечество от возможной экологической гибели, - это Ноосферный Жизнесозидающий Труд...который исполняет на Земле «Человек Ноосферно-Разумный» - «Homo Noospheric Sapiens», а «Народные профсоюзы» в России могут взять на себя эту поистине задачу космического масштаба - стать школой формирования в Человеке Труда - Ноосферного Человека Жизнесозидающего Труда» (с.204).

В части XI «Место и значение научного творчества Аркадия Дмитриевича Урсула в пространстве Русской Ноосферной Революции XXI века» автор дает характеристику Ноосферной школе академика Аркадия Дмитриевича Урсула (1936-2020). Александр Иванович перечисляет исторические заслуги доктора философских наук А.Д. Урсула, оценивает масштабы его научного наследия, называет его ученым, философ, мыслителем космопланетарного масштаба и рассказывает об идеях, высказанных на «круглом» столе, посвященном 85-летию А.Д. Урсула (с.207-214).

Часть XII «Слово о Юрии Михайловиче Осипове» посвящена 80-летию со дня рождения доктора экономических наук Ю.М. Осипова. Александр Иванович Субетто дает характеристику идей научной школы философии хозяйства Ю.М. Осипова, перечисляет его важные заслуги по созданию Академии философии хозяйства, изданию журнала «Философия хозяйства» и пишет, что Ю.М. Осипов - «ученый и философ энциклопедического замеса, ... что является основным качеством Титана Эпохи Русского Возрождения» (с.215-222).

ЧастьXIII «Слово о Василии Владимировиче Чекмареве» посвящена 70-летию со дня рождения В.В. Чекмарева. автор перечисляет заслуги доктора экономических наук В.В. Чекмарева как организатора всероссийской научной школы «Экономика образования», оценивает разработанные им научные концепции, получившие общественное и научное признание, организационные заслуги по изданию научных журналов «Экономика образования», «Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова», «Проблемы новой экономической теории», «Квалиметрия образования» и «Вопросы системогенетики», монографий «Новая политическая экономия» (80книг) (с.223-238).

Одно из Приложений А.И. Субетто посвящает Давиду Викторовичу Джохадзе - известному российскому ученому-марксисту, доктору философских наук, «символу борьбы за правду и

достоинство философии в России». Автор перечисляет его заслуги, в том числе по организации деятельности академического теоретического семинара «Марксистские чтения» (с.241-244).

Представленная книга - это большой научный труд автора, насыщенный многообразными ссылками на выступления и публикации ученых, известных культурных и общественных деятелей, ссылками на многочисленные труды самого автора. Также Александр Иванович в конце книги представил «Топ-100» Ноосферизма, отражающий как авторские работы, так и ряд крупных коллективных научных монографий (с.246-254).

Как пишет Александр Иванович Субетто, «в России начала XX 1века развернулось мощное ноосферное научно-образовательное движение, но оно пока остается в «тени», не стало базой рефлексии ни нашей политической элиты, ни нашей культурной, даже философской, общественности» (с.59). Автором с 1987г. разрабатывается научно-мировоззренческая система Ноосферизма, издается 13-томное собрание «Сочинений» под общим названием «Ноосферизм». Издано уже 10томов, в том числе 4-й и 5-й том посвящены основаниям ноосферного человековедения и ноосферного обществоведения. Хочется пожелать автору успешно завершить издание полного собрания сочинений и продолжать активную научную и практическую деятельность в данном направлении, развивая идеи, расширяя круг единомышленников, вовлекая молодое поколение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Субетто А.И. XXI век как эпоха ноосферной революции в разуме и в системе смыслов бытия человека (основы ноосферных мировоззрения, науки и практики): монография /Под науч. ред. президента Петровской академии наук и искусств проф. А.В.Воронцова. - СПб.: Астерион, 2021. - 256с.

2. Берендеева А.Б. Отзыв на статью А.И. Субетто «Императив возрождения сильной государственности в России в контексте императива перехода человечества к ноосферной парадигме истории в XXIвеке» //Электронный научный журнал «Теоретическая экономика». 2020. №3 (63). С.110-116.

3. Вернадский В.И. и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография. В 3-х томах / Под науч. ред. А.И. Субетто и В.А. Шамахова. - СПб.: Астерион, 2013. - 1742с.

4. Казначеев В.П., Кисельников А.А., Мингазов И.Ф. Ноосферная экология и экономика человека /Под общ. ред. В.П.Казначеева. - Новосибирск: 2005. - 448с.

5. Катасонов В.Ю. Закат эпохи либерализма. Хроника финансового Апокалипсиса (Сер. «Финансовые хроники профессора Катасонова») (Вып.УШ). - М.: Книжный мир, 2019. - 512с.

6. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: АГРАФ, 1998. - 480с.

7. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 351с.

8. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. - М.: МГУ, 1990. - 382с.

9. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXIвеке. - М.: Логос, 1998. - 392с.

10. Смирнов Г.С. Образование ноосферы: локальное мёбиус глобальное. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2017. - 416с.

11. Субетто А.И. Арктический Ноосферизм: монография /Под науч. ред. президента Ноосфер-ной общественной академии наук проф. В.В.Семикина - СПб.: Астерион, 2020. - 208с.

12. Субетто А.И. Вирус и ноо-космо-номогенез (Развитие теоретических основ Ноосферизма)/ Под науч. ред. проф. В.А.Шамахова. - СПб.: Астерион, 2021. - 92с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Субетто А.И, Идеология XXIвека /Под науч. ред. проф. В.В.Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2014. - 92с.

14. Субетто А.И. Капиталократия и глобальный империализм. - СПб.: Астерион, 2009. - 572с.

15. Субетто А.И. Ноосферизм: новая парадигма бытия человека и развития цивилизации на Земле и в Космосе / Под науч. ред. проф., заслуженного испытателя и создателя космической техники В.В.Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2020. - 380с.

16. Субетто А.И. Ноосферная миссия России ХХ1века (философско-социально-экономические очерки)/ Вступ. статья Л.А.Зеленова; под науч. ред. президента Академии гуманитарных наук проф. В.Т.Пуляева - СПб.: Астерион, 2020. - 152с.

17. Субетто А.И. Ноосферная Россия: стратегия прорыва (основания ноосферного россиеведения): монография/ Под науч. ред. проф. В.В.Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2018. - 340с.

18. Субетто А.И. Ноосферное развитие. Ноосферный гуманизм. Ноосферная телеология (очерки ноосферной эмансипации человека): монография /Под науч. ред. проф. В.А.Шамахова. - СПб.: Астерион, 2021. - 222с.

19. Субетто А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в ХХ1веке. - СПб.: Астерион, 2010. -

544с.

20. Субетто А.И. Основания и императивы стратегии развития России в ХХ1веке (в логике противостояния глобальному империализму и ноосферно-социалистического прорыва). - СПб. - Кострома: Смольный ун-т РАО, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005, - 324с.

21. Субетто А.И. Роды Действительного Разума/Под науч. ред. проф. Л.А. Зеленова. - СПб.: Астерион, 2015. - 200с.

22. Субетто А.И. Теоретическая экономия в начале ХХ1века - к новым основаниям синтеза экономической науки в системе Ноосферизма. - СПб. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. - 98с.

23. Субетто А.И., Лукоянов В.В. Диалоги: Ноосферизм - Будущее Человечества /Под науч. ред. Президента Ноосферной общественной академии наук проф. В.В. Семикина. - СПб.: Астерион, 2020. - 183с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.