НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Ьо1: 10.19181/!БРГГ.2022.18.3.11 EDN: WKIZWV
Ноосферизм - новая идеология и Стратегия эволюционного прорыва России и человечества в XXI веке: 13 аудио-лекций профессора А.И. Субетто
Виктор Васильевич Семикин
Научный центр изучения Арктики, Салехард, Россия, ([email protected]), (https://orcid.org/0000-0002-6596-8288)
Для цитирования: Семикин В.В. Ноосферизм - новая идеология и Стратегия эволюционного прорыва России и человечества в XXI веке: 13 аудио-лекций профессора А.И. Субетто // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. № 3. С. 404-408. DOI: 10.19181/1^.2022.18.3.11
Известный в России и в мире учёный, философ, мыслитель нашего времени, почётный президент и основатель Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент и академик-учредитель Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, член Президиума Международного Высшего Учёного Совета, почётный член Международного Профессорского Клуба, директор Центра ноосферного развития Северо-Западного института управления - филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, почётный профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, профессор, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат премии Правительства РФ (2011), Лауреат Премии и серебряной медали Н.Д. Кондратьева (1995), Лауреат премии П.А. Сорокина (2011), Лауреат Международной Золотой Медали Мира Махатмы Ганди (2019) Субетто Александр Иванович, в течение апреля-месяца этого, 2022-го года, прочитал по просьбе главы Русского Космического Общества (РКО) Гапо-нова Алексея Алексеевича цикл из 13-ти видеолекций на тему «Ноосферизм - новая идеология и стратегия эволюционного прорыва России и человечества в XXI веке», которые снимались аппаратурой на кинопленку Сергеевой Екатериной Вячеславовной. Руководил этим процессом председатель Санкт-Петербургского отделения РКО Макаров Владимир Витальевич.
А.И. Субетто - глава научной школы Ноос-феризма, автор более чем 1500 научных и публицистических работ, в том числе более 400 книг в виде монографий, очерков, научно-философских эссе, включая коллективные монографии, как правило, изданные под его руководством, автор 10-томного собрания «Сочинений. Ноосферизм», изданного в период с 2006 по 2011 годы (16-ти
книг). Под его руководством с 2007 по 2011 гг. проведено 3 Ноосферных Северных Форума «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества» с изданием 3-томов капитальных монографий, 11 Международных научных конференций (с 2009 г. по 2021 г.) «Но-осферное образование в евразийском пространстве» (с изданием 11-ти томов коллективных монографий по данной тематике).
Александру Ивановичу Субетто исполнилось 28 января этого года 85 лет. Несмотря на этот довольно солидный возраст, он и физически, и духовно, и интеллектуально крепок, продолжает жить и работать так, как будто ему не 85, а 25 лет. Им разработана ещё 30 лет назад целая концепция творческого долгожительства, включающая в себя такие законы долгой творческой жизни, открытые им, как закон креативно-стереотипной волны, закон лево-правополушарной (рационально-иррациональной) волны, культура радости и счастья и культура красоты и гармонии, как базовые культуры творческого долгожительства, и другие, и представленные в легендарной его книге «Творчество, жизнь, здоровье и гармония (этюды креативной онтологии)», опубликованной в 1992 годы в Москве издательской фирмой «Логос». Похоже, А.И. Субетто не только создал целое научное направление, которое он назвал наукой о творчестве - креатологией, но и применяет добытые знания по отношению к себе, демонстрируя творческую динамику и продуктивность, которыми не обладают многие представители молодого и среднего поколений в науке и культуре в России и в мире.
Все свои научные достижения за свою долгую творческую жизнь А.И. Субетто эффективно и системно объединил в мощный научно-мировоззренческий комплекс, который он назвал «Ноос-феризмом», подчеркивая этим преемственность этой системы с учением о переходе Биосферы в Ноосферу, как законе глобальной эволюции, В.И. Вернадского.
«Ноосферизм» им активно разрабатывается последние 25 лет и сразу же приобрел своих сторонников и оппонентов. Сразу же после выхода первой монографии А.И. Субетто «Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм» в 2001 году, на неё откликнулся в 2004 году в работе «Думы о будущем» академик Российской академии медицинских наук В.П. Казначеев. Он писал: «В «Но-осферизме» (2001) показано, что понятие ноо-сферного будущего человечеством может быть правильно осознано на основании новой парадигмы эволюционизма, в которой синтезируются дарвиновская, кропоткинская и берговская парадигмы эволюционизма и которая позволяет осознать механизмы своеобразного «оразумления» Космоса, неизбежно приводящие к появлению человеческого разума на Земле. Задача отечественных учёных - довести дело развития учения о ноосфере В.И. Вернадского до ноосферогенетического синтеза всех наук, имя которому - ноосферизм».
Отвечая ряду оппонентов, которые определили «ноосферизм» как квазирелигиозную систему, А.И. Субетто в 2006 году написал работу, получившую известность не только в России, но и за рубежом, и носившую красноречивое название «Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-мировоззренческая система (открытое письмо-ответ некоторым «борцам» против ноос-феризма)».
Цель, которую А.И. Субетто поставил перед собой, предложив вниманию слушателей свои 13 видео-лекций, состояла в том, чтобы донести до сознания слушателей «ноосферизм» как сложную, и одновременно логически стройную, систему, которая им одновременно определяется и как новая научная идеология, и как новое мировоззрение, и как программа синтеза наук в единую ноосферную меганауку, и как новый путь развития России и человечества, который грядёт, если люди на Земле поймут, что другой стратегии для их выживания на Земле не существует. Он решает непростую для лектора задачу: рассказать о сложном, как можно проще и доступнее для слушателей, основной состав которых - это представители молодёжного движения Русского Космического Общества.
Все 13 лекций (продолжительностью 50 минут), взаимосвязаны между собой и образуют, подчеркнём это, единый взаимосвязанный комплекс. А.И. Субетто очень строго относится к названиям лекций, и они имеют не случайные и целеориентированные смыслы. Перечислим название лекций:
Лекция 1. Ноосферизм - как научно-мировоззренческая система; основания, структура и базовые принципы;
Лекция 2. Наступившая историческая эпоха как Эпоха Великого Эволюционного Перелома;
Лекция 3. Быть или не быть человечеству на Земле? - Быть - это означает Роды Действительного Разума и переход человечества к научному управлению социоприродной эволюцией;
Лекция 4. Свобода или Ответственность за всё, что мы творим на Земле? На пути к новой, ноосферной науке об управлении;
Лекция 5. Какими должны быть образование и наука в XXI веке? - Становление Научно-образовательного общества как целевая установка образовательной политики и политики в сфере науки;
Лекция 6. О «природе» интеллекта человека с позиции ноосферной парадигмы универсального эволюционизма;
Лекция 7. Учение об общественном интеллекте как системе управления будущим со стороны общества как целого;
Лекция 8. Грядущий ноосферный синтез науки и власти как императив, входящий в императив экологического выживания человечества на Земле;
Лекция 9. Первая фаза Глобальный Экологической Катастрофы - «весть» об экологическом запрете со стороны Природы на рыночно-капи-талистическую форму хозяйствования человечества на Земле;
Лекция 10. «Ноосферный социализм» как социально-экономическая организация развития общества, обеспечивающая решение проблемы перехода Биосферы в Ноосферу;
Лекция 11. Зависимость Будущего Космического Прорыва человечества от успехов в ноос-ферном преобразовании основ бытия человечества на Земле;
Лекция 12. Новая ноосферная идеология и «идеал Будущего»;
Лекция 13. Стратегия эволюционного прорыва России и человечества в XXI веке и Ноосфе-ризм, как её научно-теоретическая база.
Эти лекции подкреплены автором списком из 13-ти его работ, которые выставлены на сайтах в Интернете:
1. Субетто А.И. Сочинений. Ноосферизм. Тома I - IX, XI;
2. Субетто А.И., Лукоянов В.В. Диалоги: ноос-феризм - будущее человечества;
3. Субетто А.И. Идеология XXI века;
4. Субетто А.И. Ноосферная Россия: стратегия прорыва;
5. Субетто А.И. Ноосферная миссия России в XXI веке;
6. Субетто А.И. Ноосферизм и новая парадигма бытия человека и развития цивилизации на Земле и в Космосе;
7. Субетто А.И. XXI век как эпоха ноосфер-ной революции в разуме и системе смыслов бытия человека;
8. Субетто А.И. Арктический Ноосферизм;
9. Субетто А.И. Ноосферное развитие. Ноос-ферный гуманизм. Ноосферная телеология;
10. Субетто А.И. Грядущий ноосферный синтез науки и власти;
11. Субетто А.И. Научно-образовательное общество как стратегия развития России в XXI веке;
12. Субетто А.И. Роды Действительного Разума;
13. Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма.
Первая лекция А.И. Субетто - вводная. Её задача - это раскрытие оснований, а главное -структуры и базовых принципов Ноосферизма.
A.И. Субетто отвечая на вопрос «Чем принципиально отличается Ноосферизм от учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И. Вернадского?», заостряет внимание, что «Ноосферизм» появляется в России, развивая учение о Ноосфере
B.И.Вернадского, в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, «старт» которой дал переход глобального экологического кризиса, по А.И. Субетто, на рубеже 80-х - 90-х годов в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Возник императив экологического выживания человечества как синтез ноосферного и социалистического императивов, в свою очередь определяющий необходимость перехода обществ стран мира к Ноосферному Социализму, как базовому условию решения глобальных экологических проблем.
Вторая лекция раскрывает содержание, тенденции, действующие закономерности и механизмы Эпохи Великого Эволюционного Перелома. Здесь А.И. Субетто вводит основную научную категорию - Большую Логику Социоприродной Эволюции, которая и заявила о себе, с одной стороны, первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы, а с другой стороны, - ноосферным императивом перехода человечества к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества. Поэтому эта Эпоха по А.И.Субетто становится своеобразными «Родами» истинного, т.е. управляющего развитием Ноосферы, Разума в лице Человечества.
Отсюда следует содержание третьей лекции, которая раскрывает «логику» ответа на вопрос «Быть или не быть человечеству на Земле?». И ответ «быть» и означает, по А.И. Субетто, успешные «роды» нового, ноосферного Разума у человека на Земле, переход от состояния «Разум-для-Се-бя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли,
Космоса». За этим стоит стратегия перехода и России, и других обществ - на Земле, к научному управлению социоприродной эволюцией, что
по-новому ставит вопрос о призвании науки как социального института в обществе и государстве.
Четвертая лекция поднимает важный аспект этих «родов» - вопрос о соотношении «Свободы» и «Ответственности». Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы означает, что наступил Экологический предел не только рыноч-но-капиталистической системе хозяйственного природопотребления, но и рыночно-капитали-стическому человеку, его «свободе», как «свобо-ды-от», т.е. Экологический Предел либерализму, как идеологии свободы, свободы сверхобогащения и сверхпотребления. На передний план выходит категория «Ответственность», тесно связанная с понятийным аппаратом новой, ноо-сферной науки об управлении, с ноосферной кибернетикой.
Пятая лекция - это ответ А.И. Субетто на вопрос о механизмах Ноосферного Прорыва человечества из России. Таким важным механизмом является становление «Научно-образовательного общества», которое должно стать основным целеполаганием научно-образовательной политики российского государства в ближайшие годы. Концепция научно-образовательного общества, как важнейший теоретический компонент Ноосферизма, разрабатывается и развивается А.И. Субетто уже 30 лет. Это сложная категория. Автор связывает её с реализацией двух законов ноосферного развития - Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе и Закона опережения прогрессом человека научно-технического, в том числе и «цифрового», прогресса. По А.И. Субетто -научно-образовательное общество есть такое общество, в котором наука становится не только производительной силой (по К.Марксу), но и «силой управления», а образование есть «базис базиса» духовного и материального воспроизводства, т.е. всей экономики, именно вследствие происшедшего скачка в наукоёмкости, интеллек-тоёмкости, образованиеёмкости всех воспроизводственных процессов и процессов управления общественным развитием.
В шестой лекции А.И. Субетто остановился на «природе» интеллекта человека с позиции им же разработанной ноосферной парадигмы универсального эволюционизма (или ноо-космо-номо-генеза), синтезирующей парадигмы, выдвинутые Ч. Дарвиным, П.А. Кропоткиным и Л.С. Бергом. Им вводится эволюционное определение «интеллекта» любой системы, как «опережающей обрат-
ной связи» или «управления будущим» со стороны этой системы. И в этом качестве «интеллект» выступает антиподом механизму «естественного отбора» и сопровождает в эволюции действие закона кооперации. По А.И. Субетто действуют два метазакона, сопровождающие любую прогрессивную эволюцию, в том числе эволюцию Биосферы и социальную эволюцию человечества: (1) метазакон Сдвига от доминирования закона конкуренции и механизма «естественного отбора» -к доминанте закона кооперации и механизма «интеллекта»; (2) метазакона «оразумления» или интеллектуализации прогрессивной эволюции. И наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома - и есть в социальной эволюции Человечества переход к доминирующий роли Закона Кооперации и общественного интеллекта - коллективного разума.
Седьмая лекция, опираясь на положения, представленные в шестой лекции, раскрывает основания и начала теории общественного интеллекта. Заметим, что диссертация по социальной философии, защищённая А.И. Субетто, с присвоением учёной степени доктора философских наук, в мае 1995 года, носила название «Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания (основы и начала теории общественного интеллекта)».
Восьмая лекция показывает, в развитие теории научно-образовательного общества, что как часть императива экологического выживания человечества действует императив грядущего ноосферного синтеза науки и власти. Эта лекция, по сути, воспроизводила опубликованное автором в 2016 году содержание книги «Грядущий ноосферный синтез науки и власти (восемь положений-теорем)».
Девятая лекция раскрывала ещё очень важное «измерение» в решении проблемы ноосфер-ной стратегии изменения основ бытия человека на Земле - это наступивший, вместе с первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы, экологический запрет именно со стороны Природы Земли на рыночно-капиталистическую систему. Наступил Конец всей стихийной парадигме истории, в том числе и Экологический Запрет и на рынок, и на строй капиталократии, и на частную собственность. А.И. Субетто в лекции представил свои обобщения по решению этой проблемы. Показал, что экологический запрет на частную капиталистическую собственность был раскрыт ещё Б. Коммонером в книге «Замыкающийся круг» в начале 70-х годов ХХ-го века, что экологический запрет на механизм рынка в развитии экономики был сформулирован еще в 1991 году в Докладе Мировому Банку, написанном под руководством
Р. Гудленда, Г. Дейли и С. Эль-Серафи. И то, что эти вердикты мировой финансовой капиталокра-тией и служащими ей правительствами в США и Западной Европе проигнорированы, оборачивается только тем, что капиталогенный и рыночный экоцид планеты и биосферы усиливается и нарастает скорость погружения человечества в «пучину» экологической гибели в XXI веке.
Десятая лекция продолжила девятую и показала, что только Ноосферный Экологический Духовный Социализм сможет спасти человечество от экологической гибели в XXI веке и обеспечить переход Биосферы в Ноосферу, который спрогнозировал В.И. Вернадский 80-90 лет назад.
В одиннадцатой лекции Александр Иванович Субетто обратился к вопросу о судьбе Космического Прорыва человечества, который начался в СССР с запуска первого спутника Земли 4 октября 1957 года и с первого запуска в ближнее космическое пространство Земли первого советского лётчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, и продолжается в XXI веке. Космический Прорыв, по А.И. Субетто, в XXI веке продолжится только тогда, когда человечество сумеет совершить Ноосферный Прорыв, т.е. перейти к Ноос-ферной Истории в форме научно-управляемой социоприродной эволюции.
Двенадцатую лекцию А.И. Субетто, опираясь на предшествующие лекции, посвятил проблеме идеологии XXI века. Следует отметить, что в последние месяцы в средствах массовой информации вопрос об идеологии в России, с учетом роста напряжённости в мобилизации потенциала страны в контексте проводимой Вооруженными Силами военной специальной операции по денацификации и демилитаризации Украины, стоит очень остро. По-своему на него отвечает А.И. Субетто. Он считает, что Россия, как российская евразийская, общинная, с высокой энергостоимостью воспроизводства цивилизация, центр геополитической устойчивости - неустойчивости мира, должна предложить всему миру идеологию, спасающую всё человечество от экологической гибели в XXI веке (по рыноч-но-капиталистическим основаниям).
Такой научной идеологий, по А.И. Субет-то, и является Ноосферизм. Кстати, аргументации этого положения он посвятил в 2014 году специальную монографию «Идеология XXI века». Идеология включает в себя «идеал Будущего», она определяет в обобщенных характеристиках стратегию достижения этого «идеала Будущего». Таким «идеалом Будущего» становится по А.И. Субетто ноосферный социализм. Это новое понятие следует из диалектики взаимодействия двух «Логик» с большой буквы - Внутренней
Логики Социального Развития (все «модели будущего», которые производятся многими экспертами, учёными, политиками, конструируются на тех или иных интерпретациях этой Внутренней Логики Социального Развития, в большинстве случаев - на техно-технологическом детерминизме) и Большой Логики Социоприродной Эволюции. Именно Большая Логика Социоприродной Эволюции, которая продолжает оставаться вне поля зрения общественных наук и рефлексии правящих элит, «путает карты» в так называемой «Большой Игре» и отрицает любые прогнозные модели, не учитывающие её механизмы, в частности, открытый А.И.Субетто «Закон интеллек-тно-информационно-энергетического баланса», требующий опережающего роста лага упреждения (по отношению к росту энергетической мощи воздействия на Биосферу) в долгосрочном управлении социоприродной эволюцией.
Тринадцатая лекция - завершающая. Она обобщает выполненный лекционный цикл и подводит слушателя к пониманию названия всего 13-лекционного цикла. Эту лекцию А.И. Субет-то посвятил «стратегии эволюционного прорыва России и человечества в XXI веке» и обоснованию понимания Ноосферизма как научно-теоретической базы этого эволюционного прорыва.
Несомненно, выставленный уже на многих «площадках» в «ютубе» этот цикл лекций
А.И. Субетто, в том числе и на платформе Русского Космического Общества, уже можно охарактеризовать как значимое явление нашего времени, истинную оценку которому даст ближайшее будущее.
Мир нуждается в новой научной идеологии. Такой идеологией, и я согласен с А.И. Субетто, является Ноосферизм. Ноосферизм становится «предметом» коллективного «мозгового штурма», который осуществляется уже 20 лет в России.
Этим циклом лекций Александр Иванович Субетто продемонстрировал, что он не только замечательный учёный, мыслящий человек, обладающий мужеством браться за сверхсложные мировоззренческие проблемы, но и выдающийся просветитель, учитель. Лекции выполнены в манере бесед. Слушая их, погружаешься в ход мысли лектора. Этот стиль размышления вслух, и это хорошо видно на экране через мимику лица, выражение глаз, через интонационную ритмику речи, жесты рук, - обладает большим не только смысловым, но и эстетическим воздействием.
Эпоха Великого Эволюционного Перелома -это эпоха онтологической правды, или правды истории, которая стала разговаривать с нами на своём «языке». Вспоминаются слова Александра Невского «Не в силе - Бог, а - в Правде!». Время такой Правды наступило. Эта Правда и есть Ноосферизм!
Президент Ноосферной общественной академии наук, доктор психологических наук, профессор
В. В. Семикин