Научная статья на тему 'НООСФЕРИЗМ - ДОКТРИНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

НООСФЕРИЗМ - ДОКТРИНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Субетто Александр Иванович

Доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Центра ноосферного развития научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития Северо-Западного института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ Александр Иванович Субетто (АИС) отвечает на вопросы доктора педагогических наук, профессора Виктора Витальевича Лукоянова (ВВЛ). Интервью 26-27 мая 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НООСФЕРИЗМ - ДОКТРИНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

в школах и вузах. Смещение этого баланса в пользу распространения дистанционных форм обучения ведет к существенным рискам. И рисков этих гораздо больше, чем реальной пользы от распространения разных форм дистанционного обучения. Изучение рисков является предметом исследований социологии образования.

Риски связаны с существенным снижением качества образования, особенно высшего, поскольку возникает опасность подмены фундаментального образования сиюминутным, упрощенным, усредненным онлайн-образо-ванием, провоцируется возможность получения узких, очень ограниченных специалистов с крайне призрачными перспективами трудоустройства. Как отмечалось на конференции, в Латинской Америке, где сравнительно давно получили широкое распространение онлайн-университеты, и есть большой опыт организации онлайн-обучения (особенно и прежде всего в частных вузах), такие вузы уже называют просто - «игровые автоматы», поскольку гармоничный, много-ранный, сбалансированный классический образовательный процесс там почти полностью подменен виртуальными онлайн-тех-нологиями обучения со всеми вытекающими негативными последствиями для выпускников таких учебных заведений. Зачастую их ждет разочарование на реальном рынке труда, и, как следствие, негодование в связи со зря потраченными временем и деньгами. Ставка на использование в основном или исключительно онлайн-технологий в обучении существенно снижает прикладную ориентированность образования, а ведь подготовка по многим специальностям требует опыта и навыков лабораторной работы, участия в эмпирических полевых исследованиях, практических знаний. Не менее важным становится и риск существенного увеличения неравенства в возможностях получения образования, прежде всего высшего, ведь при распространении простого и сравнительно

дешевого онлайн-образования классическое образование может стать более дорогим и, соответственно, более недоступным для большинства. Соответственно, возникает и риск нанесения существенного ущерба основному конкурентному преимуществу стран в современной глобальной экономике - человеческому капиталу, что, как особо подчеркнул в своем докладе И.В. Турицын, может оказать негативное воздействие на реализацию целей устойчивого экономического развития.

Таким образом, одной из задач развития современных систем образования разных стран, и Россия, и Китай здесь не исключение, должно стать гармоничное сочетание разных форм образования. При этом дистанционное обучение вполне может выполнять вспомогательную функцию, но не должно стать основной (и, тем более, единственной) формой организации образовательного процесса в системе современных обществ, при всей их информатизации. В качестве примера возможного сочетания офф-лайн и онлайн обучения и организации научной работы профессор СПбГУ А.В. Петров подробно рассказал участникам конференции о 16-летней научной и образовательной деятельности Российско-китайского центра факультета социологии СПбГУ, которая осуществляется, в том числе, и в виртуальной реальности посредством развития интернет-коммуникаций с коллегами из различных ВУЗов и научных центров КНР, а студенты, обучающиеся по программе магистратуры «Социология в России и Китае« СПбГУ, проводят социологические исследования, посвященные различным процессам становления информационного общества, онлайн-образования, социальным аспектам развития телекоммуникационных технологий в России и Китае.

Материалы конференции опубликованы в ежегодном сборнике статей Российско-китайского центра факультета социологии СПбГУ, а также в российских и китайских научных изданиях.

НООСФЕРИЗМ - ДОКТРИНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Центра ноосферного развития научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития Северо-Западного института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ Александр Иванович Субетто (АИС) отвечает на вопросы доктора педагогических наук, профессора Виктора Витальевича Лукоянова (ВВЛ). Интервью 26-27 мая 2020 г.

ВВЛ: Уважаемый Александр Иванович! тесь постоянным пленарным докладчиком ^ Осенью этого, 2020 года, состоится уже XIII Конгрессов, начиная с IV по счету. Ноосфе- о Всемирный научный конгресс. Вы являе- ризм как разработанная Вами научно-ми-

о см о

О

ровоззренческая система XXI века и одновременно - в Вашей же трактовке - новая парадигма будущей управляемой истории человечества и основание Ноосферно-Кос-мического Прорыва человечества в XXI веке, приобретает все больший резонанс в интеллектуальных кругах, как в Международных организациях - в ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, так в разных странах Европы и мира, в том числе, конечно, и в России -на родине появления учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И. Вернадского. Многие ученые мира, представители ряда «элит» стран мира начинают характеризовать переживаемую человечеством эпоху с разных позиций - как «особый период», меняющий основы бытия человека на Земле, как рукотворный «Апокалипсис», как эпоху смены духовно-нравственных ориентиров и смысла жизни человека на Земле, как эпоху крутой ломки социальной организации жизни обществ на Земле.

Как Вы соотносите связь разрабатываемого Вами теоретического комплекса Но-осферизма и переживаемой человечеством эпохи в начале XXI века?

АИС: Уважаемый Виктор Витальевич!

Время, которое мы переживаем, я, при разработке теоретических основ Ноосфериз-ма, как нового пути развития человечества, доктрины его спасения от возможной экологической гибели уже в XXI веке, назвал Эпохой Великого Эволюционного Перелома.

Сам по себе вход человечества в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, как момент эволюции системы «Биосфера + Человечество», есть факт, отражающий экстремальную ситуацию выживания всего человечества на Земле.

Почему экстремальную? - Потому что Природа поставила Экологические Пределы всем прежним механизмам воспроизводства жизни человечества, и в первую очередь -рынку, конкуренции, системе частной капиталистической собственности на средства производства и капитал, глобальному капитализму в виде строя мировой финансовой капиталократии. И времени на перестройку всей системы воспроизводства жизни человечества на Земле, чтобы она могла удовлетворять единственной стратегии устойчивого развития человечества - управляемой социо-природной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма, осталось очень мало - до середины XXI века, т.е. около 30 лет.

Это действительно и экстремальная, и трагическая эпоха, но одновременно и Эпо-

ха Действительного зарождения и Истинного, т.е. Ноосферного, Разума, и Действительного, Истинного Человечества, которое начинает строить Космическую Цивилизацию на Земле и в Солнечной системе на базе Законов Гармонии и Кооперации.

Величие и заслуга Карла Маркса состоит в том, что он идеал коммунизма, который всё время сопровождал историческое движение человечества к созданию на Земле справедливого общества, поставил на научную основу, связал его с подлинным, действительным гуманизмом. Он писал: «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности... и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека... есть действительное разрешение противоречия между ним и природой».

Выделяю этот важный признак коммунизма в марксовском определении, который был затемненным под давлением «классового прочтения» коммунизма, но который актуализируется в начале XXI века на фоне процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы: «есть действительное разрешение противоречия между [человеком] и природой».

Величие и заслуга перед историей человечества Владимира Ильича Ленина, 150-летие со дня рождения которого мы отметили 22 апреля 2020 года, состоит в том, что он в Российской империи, с доминирующим крестьянским населением, которая де-факто, встав на путь капиталистического развития в начале ХХ века, превратилась, в моей оценке, в экономическую колонию системы империализма Западной Европы и США (по данным нашего современного историка Андрея Ильича Фурсова по состоянию на июль 1917 года почти 80% активов промышленности, производства по добыче нефти и угля, банковского капитала находилось в России в подчинении у французского, американского, британского капиталов), возглавил социалистическую революцию, которую я предложил назвать Великой Русской Социалистической Революцией.

Ленинизм стал развитием марксизма в эпоху империализма. Он обеспечил теоретическое обоснование и теоретический прогноз, что переход человечества к социализму, и в отдаленной перспективе - к коммунизму, будет осуществляться не из стран «метрополии» мировой системы империализма, т.е. не из стран «развитого капитализма», а из стран «периферии», для которых борьба за социализм и независимость связана с антикапиталистической, переходящей в социалистическую, революцией.

В.И. Ленин и И.В. Сталин навсегда вошли в Историю, как вожди и первопроходцы Социалистической Управляемой Истории ХХ века, с которой связаны: появление впервые в мире плановой, управляемой экономики, новая социалистическая организация духовного и материального воспроизводства, в центре которого стояли Труд, Созидание, Творчество, Наука, Образование, Культура. Сталинский 15-летний план лесонасаждений (в борьбе против засух), который был начат в 1948 году (и прерван Н.С. Хрущевым в 1954 году), и который не имеет аналогов в мире, я считаю, можно назвать первым опытом ноосферного обеспечения взаимодействия общества с природой.

Величие и заслуга Владимира Ивановича Вернадского состоит в том, что он исходя из системы представлений о глобальной эволюции Биосферы и учения о живом веществе, а также из открытия, что коллективная научная мысль, как планетное явление, вооруженная мощью освоенных сил и энергии природы, превратилась в фактор, сравнимый с другими масштабными геологическими факторами этой эволюции, создал учение о закономерном переходе Биосферы в новое состояние - Ноосферу. При этом, к концу своей жизни, все время размышляя о ноосфере, как о новом качестве системы взаимодействия Биосферы и Человечества, он пришел к выводу, что социальной основой такого перехода Биосферы в Ноосферу может служить только социализм.

В начале XXI века, когда человечество вошло, в рамках стихийной, рыночно-ка-питалистической парадигмы исторического развития, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, возник императив экологического выживания человечества, который может быть реализован тогда и только тогда, когда он соединит в себе социалистический и ноосферный императивы. Это принципиально новое теоретическое положение, которое вошло в теоретическую базу Ноосферизма, я впервые опубликовал в 1990 году в работе «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта - социалистический императив».

Ноосферизм стал мною разрабатываться в эпоху, резко отличную от той эпохи, в которой жил В.И. Вернадский, в Эпоху, когда первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы поставила Экологические Пределы всей рыночно-капиталистической системе хозяйственного взаимодействия человечества с Природой - Биосферой и планетой Земля, как суперорганизмами, имеющими собственные гомеостатические механизмы.

Это и есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома, которая выражает собой не только перелом в социальной эволюции человечества, но и перелом в эволюции Биосферы, переход её в Ноосферу.

Ноосферизм есть научно-теоретическая система, которую можно трактовать и как доктрину стратегии экологического спасения человечества в XXI веке через его переход к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, и к планетарной кооперации народов-этносов, с сохранением разнообразия - этнического, культурного и цивилизационного, адекватного разнообразию биогеоценозов, т.е. разнообразию Биосферы в системе планетарных координат.

Доклад «Планетарная кооперация этносов - основа гармоничного развития человечества в XXI веке» был мною представлен научной общественности на IV Всемирном научном конгрессе в 2012 г., а доклад «Ноос-феризм - новая обобщающая научная идея и новая парадигма истории человечества» - на IX Всемирном научном конгрессе в 2017 г.

Ноосферизм принимает теоретическую эстафету от всех 3-х предшествующих составляющих:

• учения К. Маркса о капитале и коммунизме, предложившего формационный подход к пониманию «логики» истории и к пониманию неотвратимости смены капиталистической формации коммунистической по основаниям Внутренней (формационной) Логики Социального Развития;

• учения В.И. Ленина - ленинизма, раскрывшего логику перехода от империализма к социализму через поток социалистических революций, которые начинаются со стран «периферии» в системе глобального империализма - экономических колоний, - и начался этот переход с Великой Русской Социалистической Революции, которой руководила партия коммунистов-большевиков во главе с Лениным;

• учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И. Вернадского, осознавшего тот факт, что человечество, рожденная им наука и открытые ею новые источники природных сил и энергии, которые через хозяйственное природопотребление увеличили воздействие на ход биосферной эволюции, стали своеобразным механизмом становления Ноосферы - новой целостности во взаимодействии Биосферы и Человечества.

В соответствии с разработанным мною Ноосферизмом Эпоха Великого Эволюционного Перелома предстает и как Эпоха Глобальной Ноосферно-Социалистической Революции, которая охватит, по моему прогнозу, весь XXI век. Аргументации этого

о см о

О

вывода и этого прогноза я посвятил специальную монографию «Ноосферная социалистическая революция XXI века: основания теории», изданную в 2016 г.

ВВЛ: Александр Иванович! Как я понимаю, из такого развернутого Вашего ответа следует, что мечта человечества о коммунизме как об идеале справедливого общества (в христианстве этот идеал получил отражение в понятии «царство бо-жие», в котором отсутствует эксплуатация человека человеком, все равны, все любят друг друга, все готовы прийти на помощь друг другу) приобретает в теоретической системе Ноосферизма новое содержание, понятие «справедливость» обретает черты ноосферной гармонии. Какую роль играет категория гармонии в теоретической системе Ноосферизма и соответственно - какое содержание приобретает система гармоничного развития человека и человечества в целом на Земле?

АИС: Концепция креативной онтологии (т.е. бытия как творчества) человека и мира, система взглядов на Природу как «Природу -Пантакреатор» или «Самотворящую - Себя -Природу» мною разрабатываются с начала 80-х годов ХХ века и вошли важнейшей теоретико-философской частью в научно-мировоззренческий комплекс Ноосферизма.

Гармония - закон креативного бытия любого Целого, т.е. закон бытия любой Системы.

Сам феномен «Гармонии» является сложным по своей сути. Закон гармонии - это закон, отражающий наличие отношений разных пропорций (чаще всего пропорций, относящихся к так называемым «рядам Фибоначчи» - открытым средневековым итальянским математиком Фибоначчи, -пределом которых служат знаменитые пропорции - «золотого сечения» или «золотого вурфа»), - определяющих соподчиненность разных частей в рамках единого Целого.

В этом плане креативный мир гармоничен. И гармония небесных сфер, которая звучит как мелодия, и открытая впервые Пифагором - это не оторванная от жизни «игра ума», а реальность.

Закон Биосферной Гармонии существует, но еще, как фундаментальный закон не раскрыт. Частными случаями проявления этого закона служит, например, определенное постоянство главных параметров атмосферы Земли на протяжении последних 500 млн лет, и в первую очередь по кислороду, обеспечивающему «окси-энергетику» большинства представителей живого мира, в том числе и человека. О подчинении закону

«золотого сечения» почв на Земле свидетельствуют исследования нашего отечественного агрохимика Э.С. Илларионовой.

Пятилучевая («звездная») симметрия живых систем - одно из проявлений этого Закона Биосферной Гармонии. Он как бы охватывает совокупность действий целого множества гомеостатов (гомеостатических механизмов), с учетом их иерархии, в мега-системах Биосферы и Планеты Земля, как суперорганизмов.

Переход Биосферы в Ноосферу включает в себя и изменение в качественном наполнении Закона Гармония - переход от Закона Биосферной Гармонии к Закону Ноосферной Гармонии, спектр механизмов реализации которого расширяется, включает в себя коллективный разум Человечества как уже Разум Биосферы, ставшей Ноосферой, т.е. Ноос-ферный Разум.

Биосфера Земли до сих пор эволюционировала в сторону растущей сложности и соответственно, по мере усложнения эволюционирующих живых систем, - в сторону усложнения интеллекта живых систем. В.И. Вернадский при построении своего учения о переходе Биосферы в Ноосферу учитывал закон растущей цефализации (по мере усложнения живых систем), открытых американским биологом-эволюционистом XIX века Даном.

На основе разработанной мною ноосфер-ной парадигмы универсального эволюционизма, в которой осуществляется синтез 3-х главных парадигм в системе научных взглядов на природу прогрессивной эволюции: Ч. Дарвина (доминирование конкуренции и механизма «естественного отбора»), П.А. Кропоткина (в моей интерпретации - доминирование кооперации, по П.А. Кропоткину - сотрудничества, любви, взаимопомощи, и механизма «интеллекта», который по моей концепции противостоит механизму «естественного отбора» и сопровождает рост кооперации в системе и соответственно её сложности) и Л.С. Берга (номогенез, наличие законов, направляющих прогрессивную эволюцию по определенному руслу; например, отражающих действие симметрий, характерных для кристаллов живого вещества), выдвинута мною Концепция Ноосферного номогенеза (или ноономогенеза).

В соответствии с этой концепцией любая прогрессивная эволюция, в том числе прогрессивная эволюция нашей Вселенной подчиняется действию двух метазаконов:

Метазакону Сдвига от доминанты Закона Конкуренции и механизма «естественного отбора» (или «запаздывающей» обратной связи) - к доминанте Закона Кооперации и

механизма «интеллекта» (или «опережающей» обратной связи);

Метазакону её Интеллектуализации или «Оразумления», из которого, как следствие, следует Закон обязательного наступления Ноосферного Этапа в прогрессивной эволюции, в котором закономерно появляющийся разум начинает управлять дальнейшим ходом прогрессивной эволюции.

Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть таким образом Эпоха Перехода Биосферной Эволюции (в результате появления и развития в её структуре человечества как Разума Биосферы в потенции) в Ноосферную Эволюцию - Управляемую Социо-Биосферную Эволюцию с одновременными Родами Действительного -Ноосферного - Разума в лице кооперативного человечества, как единого Целого.

Но такой переход одновременно есть и Ноосферная социалистическая революция, т.е. переход человечества к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, который будет обеспечивать выполнение требований Закона Гармонии Ноосферы как нового качества Биосферы, в структуре которого человеческий Разум выполняет миссию и Управляющего социоприродной эволюцией, и Ноосферного Гармонизатора.

ВВЛ: Александр Иванович! Коль скоро Ноосферизм в Вашей трактовке есть научно-теоретический комплекс, призванный обеспечить необходимое качество научного управления Социо-Биосферной, или соци-оприродной, т.е. Ноосферной, прогрессивной эволюцией, то, очевидно, в этом комплексе значительная роль принадлежит философии качества - квалитативизму и науке об измерении и оценке качества -квалиметрии. Можно ли говорить о ноос-ферной квалиметрии как необходимой составляющей ноосферной кибернетики или, в более широком контексте, ноосферной науки об управлении?

АИС: Уважаемый Виктор Витальевич! Вы правы. В разработанной мною теоретическом комплексе Ноосферизма «квали-тативизм» и «синтетическая квалиметрия» являются важнейшими его теоретическими блоками. С 2006 г. издается собрание моих сочинений «Ноосферизм», которое призвано раскрыть хотя бы, основные блоки Ноосфе-ризма. VIII том этих Сочинений называется «Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования», а IX том посвящен «Синтетической квали-метрии» Кроме того, в 2016 г. в издательстве

Северо-Западного института управления РАНХ и ГС при Президенте РФ была издана написанная мною малая энциклопедия «Квалиметрия».

Разработка «Ноосферной квалиметрии» -это важнейшая задача, которую я и мои соратники будем решать в логике становления целого комплекса ноосферной науки об управлении, частью которого будет и ноос-ферная кибернетика.

Это работа огромного масштаба, которая охватит собой весь XXI век. Заделы здесь созданы (в СССР и в России) большие. Это и гомеостатика как наука, и работы по моделированию определенных крупных подсистем Биосферы, которые выполнялись в СССР под руководством Н.Н. Моисеева и К.Я. Кондратьева. Мною в этом направлении опубликован ряд концептуальных работ: «Но-осферная социальная квалиметрия» (2006), «Управляющий разум и новая парадигма науки об управлении (в контексте ноосфер-ного императива XXI века)» (2015), «Мегакос-мическая проскопия Разума (общественного интеллекта) Человечества» (2015).

Создание ноосферной квалиметрии требует проведения огромного обобщения всего, что уже наработано в области экологической квалиметрии, планетарного космического мониторинга экологических проблем и ситуаций, и др.

Кстати, вполне возможно, что появление в 2020 году коронавируса и его быстрое распространение по планете в форме пандемии есть «реакция» Биосферы, её гомеостатиче-ских механизмов на рыночно-капиталисти-ческое антропогенное «давление» на эти механизмы и живое вещество Биосферы.

В 2017 г. международной группой ученых во главе с профессором из Университета Штата Орегон Уильямом Рипплом было опубликовано второе «Предупреждение человечеству», которое было поддержано своими подписями более чем 15-ю тысячами ученых из 184 стран мира. В этом «Предупреждении» отмечалось, что за прошедшие 25 лет (после первого «Предупреждения» в 1992 г., подписанного 1700 учеными) - с 1992 по 2017 гг. - произошло резкое ухудшение экологической ситуации по целому ряду показателей: (1) сокращение пресной воды на душу населения на 26%; (2) резкое (в разы) снижение улова «дикой рыбы» в мировом океане; (3) увеличение числа «мертвых зон» в океане на 75%; (4) истребление лесов на Земле, достигшее объема в 1,2 миллиона квадратных километров; (5) рост численности населения планеты на 35% при одновременным сокращении численности млекопитающих, рептилий, амфибий, птиц и рыб на 29%; и др.

о

CM

о

О

Итак, с момента Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. по проблеме перехода человечества (стран мира) к устойчивому развитию прошедшие 25 лет оказались потерянными.

Возникает странная глобально-интеллектуальная ситуация: на фоне ускорения научно-технического прогресса, мощного ускорения за эти же 25 лет в развитии Интернета и цифровых технологий (в России недавно уже приняли закон о введении информационного («цифрового») регистра на всех граждан в ближайшие годы), растет глобальное невежество человечества, особенно политических элит стран мира. Продолжает действовать пророчество древнеегипетского мыслителя Имхотепа, высказанное им 4700 лет назад и высеченное иероглифами на одной из стен пирамиды Хеопса: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира».

Великий Эволюционный Перелом, который встал на «повестку дня» XXI века, - это есть Ноосферный Прорыв человечества, который требует «великого переворота» в сознании и в духовно-нравственной системе людей на планете Земля, который может произойти только с одновременным Отказом от рыночно-капиталистической системы хозяйствования на Земле и переходом к Но-осферному Социализму - и соответственно к Ноосферизму, как новому пути развития человечества.

Стоит вспомнить об экологическом запрете, который был сформулирован в Докладе (по заказу Мирового банка), написанном группой ученых-экономистов-экологов во главе с Р. Гудлендом, Г. Дейли и С. Эль-Се-рафи в 1991 г.: в экологически заполненной земной нише, которую занимает человечество, рынок как механизм экономического развития, исчерпал себя.

Ноосферная квалиметрия необходима. Она должно стать одним из факторов создания адекватного планетарного ноосферного мониторинга и ликвидации Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры.

Пора вспомнить высказывание М. Горького в его пьесе «На дне»: «Человек! - Это звучит гордо!».

Чтобы звание «Человек» было «гордым званием», необходимо, чтобы он стал Ноос-ферным Человеком и соответственно - Ноос-ферным Разумом!

ВВЛ: Правильно ли я Вас понял, Александр Иванович, что глобальные экологические проблемы, а их количество растет: это растущий риск климатологической катастрофы с не совсем понятными возможны-

ми сценариями её развития, это и опасное сокращение бореальных лесов на планете и гибель планктона в приматериковых зонах мирового океана, которые увеличивают вероятность скачкообразного (эмерджентно-го) сокращения кислорода в атмосфере, и растущее «эндоэкологическое отравление» Биосферы, о котором писал наш ученый-геоэколог В.А. Зубаков, и которое по-видимому и породило пандемию коронавируса в 2020 году, и др., принципиально не могут быть решены в рыночно-капиталистиче-ской парадигме исторического развития. И поэтому экологическая гибель человечество в этой парадигме неотвратима.

И Ноосферизм, как теоретический мега-комплекс или меганаука, как Вы его системно раскрываете, включает в себя совершенно новую парадигму самой экологии как науки. Речь идет об особой - ноосферной -парадигме экологии.

Что Вы можете сказать о связи Ноосфе-ризма и «Экологии», как науки?

АИС: Уважаемый Виктор Витальевич!

Вы правы в своем утверждении, что Ноосферизм в своем «экологическом измерении» может трактоваться как «ноосферная экология».

Экология как наука, как ветвь комплексной науки о живых системах - биологии, возникла благодаря трудам Эрнеста Гекке-ля во второй половине XIX в. Она показала, что биологические виды в своем взаимодействии на Земле образуют сверхсложную систему. Возникло понятие экологической ниши, которую занимает тот или иной вид в Биосфере. В каком-то смысле с точки зрения интеграции разных научных отраслей в области биологии и наук о Земле экология как научный синтез стала предшественницей следующего шага в эволюции такого синтеза - биосфероведения, в развитии которого сыграли научные исследования и обобщения таких отечественных ученых, как В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман, Н.А. Сибирцев, А.М. Кузин, Н.В. Тимофеев-Ресовский, Э.С. Бауэр, Л.С. Берг, П.П. Лазарев, А.Л. Чижевский, А.Г. Гурвич, И.А. Ефремов, А.Л. Яншин, Н.Н. Моисеев, В.П. Казначеев, И.И. Шмальгаузен, Н.Ф. Рей-мерс и др. Во второй половине ХХ в., когда глобальные экологические проблемы стали «стучаться в дверь» нашего разума, в СССР вместе с развитием «Экологии» и вширь, и вглубь (назову появление таких направлений, как «социальная экология», «экология человека», «экология культуры» (развитию этого понятие посвятил ряд своих работ в 90-х годах ХХ века академик Д.С.Лихачев),

«антропоэкология» и «космоантропоэколо-гия», которые стала развивать научная школа В.П. Казначеева в Новосибирске), шло развитие учения о ноосфере В.И. Вернадского.

Н.Ф. Реймерс в начале 90-х годов опубликовал монографии, посвященные глобальной и концептуальной экологиям, в которых осуществляется фундаментальный подход, на базе системного представления об иерархии «сфер», к синтезу биосфероведения и экологии.

Ноосферизм опирается на эту традицию. Мною сформулирован в его теоретической системе «Принцип Большого Эколого-Ан-тропного Дополнения», в соответствие с которым экологические проблемы не могут быть решены до тех пор, пока не будут решены проблемы социальной справедливости, в том числе в планетарном масштабе, и пока не будут решены проблемы ноосферного образования и воспитания и соответственно не будет осуществлена Ноосферная человеческая революция и соответственно не произойдут «Роды Действительного - Ноосфер-ного - Разума», т.е. такого разума, который будет способен осуществить научное управление социоприродной эволюцией.

ВВЛ: Уважаемый Александр Иванович!

Большое спасибо за столь развернутые ответы на мои вопросы.

Думаю, эти ответы раскрывают то «проблемное поле» в развитии единой науки в XXI веке, которое связано с императивом экологического выживания человечества как ноосферным императивом.

Ноосферизм, судя по всему, начинает входить в систему современного мировоззрения и в систему представлений о призвании XXI века в исторической судьбе человечества, превращаясь в научно-теоретический базис стратегии его развития.

АИС: Какой будет историческая судьба Ноосферизма в истории науки и человечества в XXI веке? - На этот вопрос ответит только сама История.

Но какой-бы ни была эта судьба, я надеюсь, что теоретическая система Ноосфериз-ма и концепция Ноосферного Экологического Духовного Социализма внесут свой вклад как в понимание самой «логики» истории XXI века, так и в осознание каждым человеком на Земле и всем человечеством того факта, что если мы чувствуем себя «хозяевами» на Земле, то для того, чтобы у нас было Будущее, мы должны стать другими - ноосферно ответственными.

Человек - это существо, преодолевающее свои границы. Наступило время, когда мы должны преодолеть в себе поклонение «золотому тельцу», и подняться на Духовную Высоту Заботы о всей Природе на Земле. Это и есть Ноосферная человеческая революция, которая уже «на пороге» и которая есть выражение «Зова Будущего», олицетворяемого XXI веком.

ВВЛ: Уважаемый Александр Иванович, спасибо большое за столь подробные ответы. Желаю Вам дальнейших творческих успехов!

М.Н. Дробышева

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТЕАТРЫ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

(С 19 марта по 19 июня 2020 г.)

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: drob.55@mail.ru

Мариинский театр

10 июня Мариинский театр показал сотую трансляцию на тагпшку.^. Юбилейной трансляцией стала запись оперы Родиона Щедрина «Левша» под управлением Валерия Гергиева, сделанная в 2013 году на сцене Мариинского-2. Николай Лесков - один из любимейших писателей композитора. Сочинение Щедрина, воссоздавшее сказ о тульском мастере, подковавшем механическую блоху, дало возможность первым её исполнителям - Андрею Попову (Левша), Эдуарду Цанге (атаман Платов), Владимиру Морозу

(Александр I, Николай I), Кристине Алиевой (Блоха), раскрыть свои таланты вокалистов актеров. Постановку оперы осуществил Алексей Степанюк.

С 19 марта 2020 г. Мариинский театр осуществляет онлайн-показы каждый вечер, а по субботам их даже две: днем для юных зрителей и семейного просмотра, а вечером для более широкой аудитории. Пользователи из ста стран смогли увидеть 6 оперных и балетных записей, а также концертные и просветительские программы. Общее количество онлайн-просмотров - 90,9 миллиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.