Научная статья на тему 'Отчет о научно-практической работе «Анализ деятельности контрольных и надзорных подразделений территориальных структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению ими функций надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»'

Отчет о научно-практической работе «Анализ деятельности контрольных и надзорных подразделений территориальных структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению ими функций надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о научно-практической работе «Анализ деятельности контрольных и надзорных подразделений территориальных структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению ими функций надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»»

Уральский региональный центр по д*лам гражданской оборэпы, чрезвычайным ситуациям и лихвидащш пои/гдетаий стихийных бедега.чй

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ: «Анализ деятельности контрольных н надзорных подразделений территориальных структур федеральных органов исполнительной власти н органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению ими функций надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных сипгуацай»

(шифр «Нао*ор • 98»)

I осударственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера проводится в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий, готовности органов управления, должностных лиц, сил и средсгв к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, установленных требований по гражданской обороне.

В целях повышения эффективности деятельности надзорных органов исполнительной власти субъектов РФ по выполнению ими контрольных функций целесообразно работу с ними на уровне региона организовать и проводить в соответствии с задачами, возложенными на региональные центры по делам ГО и ЧС, и функциями региональных представителей федеральных органов исполнительной власти, касающихся вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Учитывая трудности в создании Совета инспекций надзорных органов при региональных центрах (несовпадение границ этих органов и регионального центра, границ между самими региональными надзорными органами, отеутолме единого законодательного w исполнительного регионального ор] она, способного законодательно оформлять решенкя Совета) и исходя из накопленного опыта работы с налзорными и контрольными органами в Уральском регионе, работу на региональном уровне эффективнее проводить на основе заключения двухстороннего взаимовыгодного соглашения (договора). При заключении соглашения с конкретным региональным надзорным органом в тексте отражаются специфические, свойственные только данному органу вопросы взаимодействия.

Такие соглашения заключены с Уральским округом Госатомнадзора, Уральским округом Госгортехнадзора, с Уралгидрометом В соглашениях (договорах) отражаются основные направления совместной деятельности при организации и осуществлении надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В качестве примера а научно-исследовательской работе «Альянс-96» нами было приведено соглашение между Уральским округом Госатомнадзора России и Уральским региональным центром.

Учитывая особенность работы Уральского таможенного управления, с целью координации взаимодействия с Уральским региональным центром по делам 10ЧС в состав созданной межведомственной региональной комиссии вяеден представитель Уральского ГЦ.

Работа организуется путем согласования с каждым надзорным органом 11ЛЗНЗ СОВм'.ГТНОЙ деятельности на год.

Основная ра^ілз с надзорными и контрольными органами должна быть сосредоточена в территориальной подсистеме РСЧС, где s єдиних границах сосредоточены основные надзорные и контрольне органы, в том числе есть представители (структурные подразделения) ртюна^ыодх структур.

Каждый субъект Российской Федерации имеет свою законодагс-къ-кую и исполнительную власть. Указанные органы уполномочены принимать в пределах сиоей территории местные законы, постановления, рас по-ряжения, обязательные для исполнения руководством объекта экономики, организации и т.п., т.е. субъект Российской Федерации способен реально влиять на руководителей объектов экономики и организаций в вопросах выполнения требований федеральных законен по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Работу в целях повышения эффективности предупреждения чрезвычайных ситуаций предлагается организовать следующим образом (на примере наработанного опыта в ГУ Челябинской области). При комиссии по чрезвычайным ситуациям создается Совет промышленной и экологической безопасности. В Совет входят представители надзорных и контрольных органов. Персональный состав. Положение о Совете утверждается постановлением губернатора области.

Основные задачи Совета:

координация деятельности гесиадзорных органов по проверке потенциально опасных объектов, цейс'1вуто1<дач на территории области;

подготовка и внесение на рассмотрение КЧС, Правительства области предпожений по вопросам предупреждения ЧС;

заслушивание сообщений представителей надзорных органов, потенциально опасных объектов по вопросам обеспечения безопасности индустриально-промышленного комплекса, энергетики, транспорта.

Учитывая проведенные организационно-штатные мероприятия по реорганизации штабов по делам ГОЧС субъектов федерации в Главные управления (ГУ) по делам ГОЧС и получение ими статуса структурного подразделения администрации области, целесообразно председателем Совета рекомендовать начальника ГУ по делам ГОЧС, он же заместитель председателя КЧС.

Для ведения организационной и текущей работы секретарем Совета целесообразно назначать сотрудников ГУ по делам ГОЧС, которые по своим функциональным обязанностям занимаются организацией взаимодействия с надзорными и контрольными органами (в данном случае начальник отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций ГУ по делам ГОЧС).

Работа Совета организуется на основе плана, который подписывается секретарем и утверждается председателем Совета. Заседания Совета рекомендуется проводить не реже одного раза в квартал. Перед проведением заседания секретарь Совета составляет план его проведения. Завершается заседание оформлением протокола заседания Совета. Протокол подписывает председатель Совета и секретарь

Для практической работы с надзорными органами по предупреждению чрезвычайных ситуаций составляется план (сводный план) взаимодействия Главного управления по делам ГОЧС области с госнадзорными органами по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций Для придания документу юридической силы план подписываегся председателем Совета и утверждается председателем КЧС (в данном случае заместитель Председателя Правительства Челябинской области).

В плане отражаются мероприятия, проводимые со всеми надзорными и контрольными органами, от работы которых зависит предупреждение чрезвычайных ситуации. Перед утверждением намеченные совместные мероприятия согласуются с заинтересованными надзорными органами о чем делается отметка па .тосте согласования. !1'*ан составляется с учетом мероприятий* проводимых итлспекцией региональною центра но проветкс крупных потеы]д*о2ьно опасных объектов. Разработку Ппана необходимо завершить до начала календарного года (хотя выполнение н этот срок затруднено ю-за того, что Пианы вышестоящих надзорных 0р1ТШ0в утверждаются, как правило, в начале следующего календарного года).

С учетом того, в каком районе (городе) субъекта РФ находится потенциально-опасный объект, к участию в проверке привлекаются специалисты управления (отдела) по делам ГОЧС района (города). Для комплексной проверки объекта могут одновременно привлекаться специалисты нескольких надзорных органов (I осгортехнадзора, противопожарной службы, нефтеинспекции и др.). К гроверке крупных объектов, представляющих наибольшую опасность, рекомендуется привлекать специалистов Гпавного управления по делам ГОЧС области (субъекта РФ) и приглашать специалистов из регионального центра

Выписка из утвержденного сводного плана направляется в нижестоящие управления (отделы) по делам ГОЧС городов (районов).

Нижестоящие управления (отделы) по делам ГОЧС с получетшем соответствующей выписки разрабатывают свой план с учетом деятельности своих надзорных и контрольных органов, расположенных территории города (района).

Периодичность проверок определяется руководящими документами надэор’шх и хоютюдышх органов. По результатам проверок составляются акты, тцлиигл предписании.

Информация о результатах проверок направляется вышестоящему руководству данного объекта. При непринятии мер по устоанению недостатков руководители объектов приглашаются для отчета на заседание КЧС, где принимается решение, которое оформляется Постановлением администрации области, имеющим юридическую силу на территории субъект а Федерации.

Следует также отметить, что нормальной работе по осуществлению надзора и контроля в области защиты населения и территорий ог чрезвычайных ситуаций мешают межведомст венные барьеры и отсутствие необходимой норма1 ивно-правовой базы на федеральном уровне по организации взаимодействия между МЧС и надзорными (контрольными) структурами федеральных органов исполнительной власти.

Заключение

Накопленный опыт и анализ совместной деятельности с надзорными и контрольными органами в Уральском регионе позволяет сделать следующие выводы:

! Не целесообразно создавать координирующий орган (Совет инспекций/ д к орггнгсации взаимодемс вия деятельности кошрольакх и надзоршлх подразделений территориальных структур федеральных органов исполнительной власти на региональном уровне Эту рабогу региональных центров по делам ГОЧС с региональными надворными и контрольными органами целесообразно проводить на основе заключения соответствующих соглашений.

2. Основную работу с надзорными и контрольными органами по предупреждению чрезвычайных ситуаций необходимо сосредоточить в субъектах Российской Федерации. Для повышения эффективности ее работы возглавлять координационные советы (Советы инспекций) должны представители Главных управлений по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации

3. Существенно затрудняет координационную деятельность слабое финансирование и отсутствие необходимой нормативно-правовой базы на федеральном уровне по организации взаимодействия между МЧС и надзорными (контрольными) структурами федеральных органов исполнительной власти

Примерный план работы Совета по промышленной и экологической безопасности показан в приложении \

735

ИЛА Н

работы Совета по промышленной п экологической безопасности па 1998 год

і ' хГ • г/п Наименование мероприятии Срок ВиШОЛІІСІІІІЯ Исполнители 0 гметка выполнен

-і 1 ] 2 .3 4 5

{_/! 1 1. I ' 1 1 1 1 1 - 1 ! Заседание Совета по промышленной и экологической безопасности . Повестка дня: 1. Доклад о состоянии госнадзорной деятельности в 1997 году зю Предупреждению ЧС и задачи на 1998 год. | 2. Содоклады : г) о сосгоянии пожарной безопасности; б) о состоянии экологической безопасности; - январь Начальник Гл. управления ГОЧС - председатель Совета по промышленной и экологической безопасности. Начальник УГПС УВД области Председатель Комитета по экологии и природопользованию.

736

! г 2

\ \ 1 * 1 з) с состоянии промышленной безопасности, | 3. Утверждение плана работ на 1998 год. ! Заседание Совета по промышленной и экологической

! 2.

I безопасности.

1 Повестка дня:

{ ] 1. О готовности сил у. средств городов и районов к весеннему

I 1 \ кавсдк>.

1 1 1 2 О состоянии и мерах по соблюдению правил пожаркой

] 1 безопасности в весенне-летний период.

| 1. Обсуждение проекта Закона Челябинской области “О

1 промышленной безопасности опасных производственных

( объектов"’.

Г "Г" Заседай; яе Совета по промышленной и экологической

! безопасности.

: Полсстка дня:

1 ). О ре?уиьтатал комплексных проверок Главным управлением

I г»о делам Г О и ЧС и надзорных органов состояния работы че

1 прс дуптн;ждению чрезвычайных ситуаций на объектах

1 1 | экономики. |

1 I 1 2. О мерах по соблюдению иравил безопасности при перевозке

1 1 опасных грузов автомобильным и железнодорожным

! ! | 1 } транспортом. * 1

марі - апрель

июль

Начальник Челябинского окруїа Госгортехнадзора. -Начальник Гл.управления ГОЧС - председатель Совета по промышленной и экологической безопасности.

Начальник Гл.управления по делам ГОЧС области,

Председатель Комитета по водному хозяйству, начальник центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Начальник УГПС УВД области.

Члены Совета по промышленной и экологической безопасности.

Секретарь Совета по промышленной и экологической безопасности, члены Совета.

Начальник Челябинского отделения Ространсянспекцин, начальник инспекции по надзору на железнодорожном транспорте_____________________і

737

,г": ■ ■ 2 - - 1 3 4 5

( ?■. О состоянии и мерах по соблюдению правил пожарлсЕ бпопаокоста в осенний период. Начальник УГПС УВД Челябинской области.

4. 1 I I І I I I I Зас еданье Совета по промышленной и экологической I бе^па^в- кггн. ¡Повесгк? дня: | !. Доклэд о состоянии юс надзорной деятельности в 199^ тс,ду [ ло .предупреждению чрезвычайных ситуаций и осущестдлекчю контроля за готовностью органов управления, сил и срелсгв подсистемы и звеньев РСЧС к действиям при их ыозиикнивечнн и задачи нь 1999 год. 2. Содоклады: а/ О состоянии промышпенной безопасности; 6) О состоянии экологической безопасности: ь) О состоянии пожарной безопасности; г) О состоянии радиационной и эпидемиологической безопасности. 3. V те^рждеяие Плана работы Совета по промышленной и экологичной безопасности на 1999 год. декабрь і і Начальник Главного управления по делам ГОЧС обл. Начальник Челябинского округа Госгортехнадзора России. Председатель комитета по экологии и природопользованию. Начальник УГПС УВД области. Главный государственный санитарный врач Челябинской области. Председатель и члены Совета

Секретарь Совета - начальник отдела лреду -и-г:<де;шя ЧС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.