Научная статья на тему 'Отчет комиссии Межгосударственного авиационного комитета о расследовании авиационного происшествия как объект анализа в прокурорской деятельности'

Отчет комиссии Межгосударственного авиационного комитета о расследовании авиационного происшествия как объект анализа в прокурорской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
508
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВИАКАТАСТРОФА / РАССЛЕДОВАНИЕ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ПРОКУРОР / СЛЕДОВАТЕЛЬ / КОМИССИЯ МАК / PLANE CRASH / INVESTIGATION / CRIMINAL CASE / PROSECUTOR / INVESTIGATOR / IAC COMMISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Непеин Григорий Григорьевич

В статье рассматриваются вопросы анализа прокурором результатов независимого расследования авиационного происшествия, проводимого комиссией Межгосударственного авиационного комитета. Автор обращает внимание на процессуальный статус отчета, анализирует ошибки, допускаемые членами комиссии МАК при расследовании авиакатастроф. Обращает внимание на положительную судебно-следственную практику окончания уголовных дел о преступлениях, связанных с авиакатастрофами, в отсутствие окончательных отчетов МАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPORT OF THE COMMISSION OF THE INTERSTATE AVIATION COMMITTEE ON THE INVESTIGATION OF AN AIRCRAFT ACCIDENT AS AN OBJECT OF ANALYSIS IN PROSECUTOR ACTIVITIES

The article is devoted to the analysis by the prosecutor of the results of an independent investigation into an accident conducted by a commission of the Interstate Aviation Committee. The author draws attention to the procedural status of the report, analyzes the errors made by members of the IAC commission in the investigation of air crashes. He draws attention to the positive practice of investigating criminal cases related to aircraft accident in the absence of IAC final reports.

Текст научной работы на тему «Отчет комиссии Межгосударственного авиационного комитета о расследовании авиационного происшествия как объект анализа в прокурорской деятельности»

КРИМИНАЛИСТИКА. СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Отчет комиссии межгосударственного авиационного комитета о расследовании авиационного происшествия как объект анализа в прокурорской деятельности

Непеин Григорий Григорьевич,

научный сотрудник криминалистической лаборатории, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы анализа прокурором результатов независимого расследования авиационного происшествия, проводимого комиссией Межгосударственного авиационного комитета. Автор обращает внимание на процессуальный статус отчета, анализирует ошибки, допускаемые членами комиссии МАК при расследовании авиакатастроф. Обращает внимание на положительную судебно-следственную практику окончания уголовных дел о преступлениях, связанных с авиакатастрофами, в отсутствие окончательных отчетов МАК.

Ключевые слова: авиакатастрофа, расследование, уголовное дело, прокурор, следователь, комиссия МАК.

S2

сэ см о см

Значительное развитие воздушного сообщения приводит к интенсивной эксплуатации различных видов авиатранспортных средств. Такая интенсивность создает предпосылки к увеличению количества случаев нарушения летным и наземным персоналом авиатранспортных предприятий правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, приводящего, в свою очередь, к авиационным происшествиям и инцидентам с гражданскими воздушными судами, включая самые тяжкие из них - катастрофы1.

Как показывают данные статистики, год от года растет число авиационных происшествий с человеческими жертвами (катастроф). Согласно опубликованным Межгосударственным авиационным комитетом сведениям в период с 2009 по 2018 годы на территории Российской Федерации произошло 190 катастроф воздушных судов, в которых погибло не менее 790 человек.

Расследование авиакатастроф представляет собой значительную сложность, в ходе которой следственными органами выполняется обширный комплекс следственных действий направленных, с целью установления всех обстоятельств произошедшей катастрофы, на сбор информации, имеющей доказательственное значение - осмотры места происшествия (прежде всего, места авиакатастрофы), допросы, выемки и обыска (в ходе которых изымаются летная, техническая и иная документация, и др.), назначаются и проводятся различные судебные экспертизы (летно- и авиатехническая, баллистическая, трассологическая, химическая, видео- и фоноскопическая, судебно-техническая экспертиза документов, молекулярно-генетическую и т.д.).

Не менее важное доказательственное значение, влияющее на установление обстоятельства произошедшей авиакатастрофы, носят результаты независимого расследования авиационного происшествия, проводимого комиссией Межго-

1 В соответствии с п. 1.2.2.2. Постановления Правительства РФ от 18.06.1998 № 609 (ред. от 07.12.2011) «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации» катастрофой является авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

сударственного авиационного комитета (далее -МАК).

Как показывает анализ криминалистической литературы, основные исследования, посвященные проблемам расследования авиационных катастроф, освещают особенности взаимодействия следственных органов с комиссией по расследованию авиационного происшествия [2. с. 75; 3, с. 101; 4, с. 22; 6, с. 62-65; 7, с. 52-53; 8, с. 20-23]. При этом, исследователями не затрагивались вопросы анализа Окончательного отчета о расследовании авиационного происшествия, составляемого комиссией МАК (далее - Отчет МАК), который оказывает следственным органам существенную помощь в выдвижении версий и организации расследования преступных нарушений Правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, повлекших за собой катастрофу воздушного судна.

Порядок проведения МАК расследования авиационного происшествия, формирование и назначение им независимой комиссии определен Приложением № 13 к Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (далее - Конвенция ИКАО), Стандартом ИКАО Doc 9756 AN/965, утвержденный Генеральным секретарем ИКАО в 2000 году - Руководством по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (далее - Руководство), Межправительственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30.12.1991, Воздушным кодексом Российской Федерации и Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 № 609 (далее - ПРАПИ-98).

Как следует из содержания Конвенции ИКАО целью расследования комиссией МАК авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами, является выяснение, без установления чьей-либо вины или ответственности, объективных причин произошедшего авиационного происшествия либо инцидента и выработка рекомендаций, направленных на предотвращение подобных происшествий в будущем. При этом, пунктом 3.2.6 части IV Руководства Комиссиям, при издании окончательного Отчета, указывается на необходимость формулирования причины авиакатастрофы таким образом, чтобы, насколько это возможно, минимально отмечать чью либо вину или ответственность за произошедшее авиапроисшествие [10].

В соответствии с п. 2.1.1. ПРАПИ-98, комиссия по расследованию авиационного происшествия, в состав которой входят компетентные специалисты, обладающие специальными познаниями в области авиации, имеет статус государственной комиссии. Возглавляет комиссию председатель. В зависимости от сложности расследования у него есть один или несколько заместителей. Кро-

ме того, к работе в составе подкомиссий (летной, инженерно-технической и административной подкомиссии), а также рабочих групп (по составлению схемы (кроков) места происшествия, группа опроса и т.д.) привлекаются специалисты и эксперты, имеющие соответствующую квалификацию.

Как следует из содержания ПРАПИ-98 в качестве членов комиссии, а также специалистов и экспертов могут привлекаться: представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, работники организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники, аэропортов, авиаремонтных организаций, авиационно-технических баз и центров, учебных заведений, организаций ОВД, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений.

При этом, пунктом 2.1.3. ПРАПИ-98 установлен прямой запрет на привлечение к работе в комиссии, в качестве специалистов и экспертов, лиц, связанных с непосредственной ответственностью за авиационное происшествие. Связано это, прежде всего с тем, что привлеченные к работе в составе комиссии сотрудники авиатранспортных предприятий, в силу занимаемой должности, либо выполняемой трудовой функции непосредственно связанных с произошедшим авиационным происшествием, могут иметь личную заинтересованность в результатах расследования катастрофы. В связи с чем, прокурору, либо следователю, подвергающему анализу Отчет МАК, необходимо обращать особое внимание на состав лиц, привлеченных к работе в подкомиссиях и рабочих группах.

Между тем, как показывает личный опыт1, а также интервьюирование следователей СевероЗападного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, неоднократно принимавших участие в расследовании уголовных дел о преступных нарушениях Правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта, при формировании комиссии по расследованию катастроф с летательными аппаратами авиации общего назначения, к работе в составах подкомиссий и рабочих групп имели место случаи привлечения работников организаций-эксплуатантов потерпевших катастрофу летательных аппаратов.

Так, при расследовании катастрофы воздушного судна, произошедшего на территории Ленинградской области, следственными органами рассматривалась версия о причастности к нарушению правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта лиц, занимавшихся техниче-

1 В период с 2011 по 2015 годы автор проходил службу на руководящих должностях в органах Следственного комитета Российской Федерации занимающихся расследованием преступлений в сфере транспортной безопасности.

5 -о

сз

<

ским обслуживанием летательных аппаратов [11]. При формировании комиссии МАК по расследованию данной авиакатастрофы, в качестве одного из специалистов был привлечен работник авиапредприятия, с которого производился вылет потерпевшего катастрофу самолета.

Согласно положениям ПРАПИ-98, а также Соглашения о сотрудничестве между Следственным комитетом Российской Федерации и Межгосударственным авиационным комитетом от 15 сентября 2017 года, члены комиссии МАК принимают участие в производстве различных следственных действий, в том числе, в осмотре места происшествия и вещественных доказательств.

Также на МАК возложена обязанность по выкладке фрагментов воздушного судна, исследованию обстоятельств, приведших к авиационному происшествию, анализу действий наземного и летного персонала, выявлению конструктивных недостатков воздушных судов. Специалисты лаборатории по научно-техническому обеспечению расследования авиационных происшествий МАК восстанавливают информационную картину в кабине летательного аппарата и на основании различных исследований проводят комплексную оценку состояния и действия экипажа и отдельных его членов в процессе возникновения и развития аварийной ситуации. Пунктом 2.3.4. ПРАПИ-98 предусмотрено, что только специалисты комиссии МАК могут вскрывать, прослушивать и расшифровывать записи наземных и бортовых устройств регистрации.

Кроме того, как следует из положений ПРА-ПИ-98, на МАК также возложена обязанность по хранению элементов воздушного судна, деталей узлов и агрегатов, прошедших лабораторные исследования, а также документов на них и т.д.

Срок расследования комиссией МАК авиационного происшествия, согласно п. 2.1.1. ПРАПИ-98, составляет 30 суток. В случае невозможности его завершения в указанный срок, составляется промежуточный отчет (предварительная справка), который направляется в соответствующий орган предварительного расследования, осуществляющий следствие по уголовному делу.

По окончанию расследования, в соответствии со Стандартом ИКАО Doc 9756 AN/965 и ПРА-ПИ-98 составляется Окончательный отчет о расследовании авиационного происшествия. В Отчет МАК включаются записи всех соответствующих фактов (включая любое противоречивое показание), их анализ, а также выводы в форме заключений и причин.

Структурно Отчет состоит из Введения, 4 разделов (фактическая информация, анализ, вывод и рекомендации по обеспечению полетов) и, при необходимости, дополнения к отчету. Е Раздел Отчета МАК «Фактическая информа-S2 ция» являясь описательной по характеру и сопровождаясь подтверждающими документами, еЗ в частности фотографиями, диаграммами, необ-5в ходимыми выписками данных бортовых самопис-

цев и технических отчетов, включает в себя подробный перечень фактов и обстоятельств, выявленных в ходе расследования. В данном разделе отражается:

1. история полета - хронологическое перечисление событий, предшествовавших авиационному происшествию. Данные сведения основываются на объективных данных БУР, записях организаций воздушного движения, свидетельских показаниях. В сведения о происшествии должны быть включены географические координаты места катастрофы, точное время и время суток;

2. телесные повреждения - повреждения полученные лицами, находившимися на борту, (в том числе в случае наступления их гибели либо последующей смерти;

3. повреждения самого воздушного судна;

4. сведения о членах летного экипажа (уровень квалификации, опыт летной работы, возраст, пол и т.д.) и наземного авиаперсонала;

5. сведения о воздушном судне - информация о летной годности и техническом обслуживании летательного аппарата, описывается часть или система воздушного судна, процедуры выполнения полета, ограничение характеристик и другие обстоятельства, имевшие отношение к авиационному происшествию;

6. сведения о бортовых устройствах регистрации - их наличие, состояние, результаты расшифровки;

7. метеорологическая информация;

8. навигационные средства - указывается наличие навигационных и посадочных средств на аэродроме, оборудование воздушного судна и т.д.;

9. связь - оборудование средствами связи воздушного судна, переговоры с диспетчерами УВД и т.д.;

10. сведения об аэродроме;

11. сведение об обломках и ударе - описывается место авиационного происшествия, характер разброса обломков летательного аппарата, последняя часть траектории полета воздушного судна, направление удара, следы разрушения на строениях, деревьях, кустах и иных объектах произведенных при крушении летательным аппаратом. Указывается курс, пространственное положение воздушного судна (тангаж, крен и снос) и конфигурация воздушного судна в момент удара. В данный подраздел Отчета МАК прикладываются схемы разброса обломков, диаграммы и фотографии;

12. медицинские и патологические сведения -результаты медицинских и патологических обследований членов летного экипажа, исследования телесных повреждений, болезни и факторы, которые нарушили действия человека, в частности содержание окиси углерода, кислородное голодание, наличие алкоголя, лекарственных препаратов;

13. сведения о возгорании воздушного судна -указывается время начала пожара - во время выполнения полета, либо после столкновения с зем-

лей. В случае если возгорание произошло во время выполнения полета, то эффективность действий систем предупреждения о пожаре на борту воздушного судна. Определение происхождения пожара, источника воспламенения, горючих материалов, продолжительности пожара, его силы и воздействия на конструкцию воздушного судна и пассажиров на борту;

14. результаты всех проверок и исследований проведенных во время расследования - включаются сведения о летных испытаниях, испытаниях на тренажере, компьютерное моделирование летно-технических характеристик воздушного судна и т.д.;

Кроме того, в этот раздел включается информация об организациях-эксплуатантах и их административной деятельности, факторы выживания членов экипажа и пассажиров, иная дополнительная информация, а также успешные или эффективные методы расследования, возможность применения которых не исключается во время будущих расследований.

Раздел Отчета МАК «Анализ» является основным разделом отчета. В нем рассматриваются и анализируются значения соответствующих фактов и обстоятельств, изложенных в I разделе отчета. В данном разделе обосновывается логическая связь, между собранной комиссией МАК информацией и выводами, которая приводит к пониманию причин, произошедшей катастрофы воздушного судна.

Вся необходимая для понимания и обоснования анализа фактическая информация включается в текст анализа непосредственно или в качестве приложения к Окончательному отчету. При необходимости даются точные ссылки на другие материалы расследования.

В разделе Отчета МАК «Выводы» комиссией формулируются, при тщательном, беспристрастном и объективном анализе всех собранных в ходе расследования вещественных доказательствах, причины авиационного происшествия с указанием конкретных источников, которые вызвали наступление этого происшествия.

В соответствии с п. 3.2.1 Добавления 1 к главе 1 Форма и содержание окончательного отчета Руководства, причиной авиационного происшествия может являться - действие, упущение, условие или обстоятельство, исключив или устранив которые, можно было бы предотвратить его наступление, либо уменьшить число пострадавших или разрушений.

Как следует из содержания Руководства, в перечень причин происшествия должны включаться не только те непосредственные обстоятельства, приведшие к катастрофе воздушного судна, но и более глубокие, системные причины. К этим причинам относятся все выявленные при расследовании недостатки в подготовке экипажа и персонала наземных служб обеспечения полетов, руководящих документов, а также конструктивные и конструктивно-производственные недостатки которые не оказали непосредственного влияния

на исход полета, но отрицательно влияют в целом на безопасность полетов. Их сопоставление и позволяет объяснить комиссии, почему произошло авиационное происшествие.

Раздел Отчета МАК «Рекомендации по обеспечению безопасности полетов» является разделом, направленным на устранение всех выявленных, при расследовании авиационного происшествия, недостатков.

Последний раздел - «Добавления», включается в Отчет МАК по мере необходимости и представляет собой любую дополнительную информацию, предназначенную для понимания Отчета (глоссарий, сопроводительные технические отчеты, схемы места авиационного происшествия, фотографии и данные бортовых самописцев).

Кроме того, при направлении в следственные органы Отчета МАК к нему прилагаются расшифровки записей переговоров; считывания информации с самописца полетных данных; план полета и загрузочная ведомость; отчеты о результатах технического расследования; соответствующие записи о техническом обслуживании; карты и диаграммы; фотографии; соответствующие страницы руководств и справочников.

В соответствии с требованиями ПРАПИ-98 Отчет МАК составляется и подписывается председателем Комиссии, его заместителями и членами Комиссии. Подлинник отчета в 10-дневный срок с момента его утверждения, с приложением отчетов подкомиссий, рабочих групп и прилагаемых к ним материалов, направляется в соответствующий правоохранительный орган, проводящий предварительное следствие - Следственный комитет Российской Федерации.

Как указывалось выше, окончательный отчет о расследовании авиационного происшествия, составляемого комиссией МАК, является одним из доказательств по уголовным делам о преступных нарушениях правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта. При этом, данный Отчет обладает процессуальным статусом иного документа, и он выступает в качестве самостоятельного доказательства, не являясь заключением специалиста, либо эксперта. В Отчете излагаются определенные обстоятельства и факты, имеющие значение для дела и, чье содержание обладает определенной, криминалистически значимой для расследования авиакатастрофы, информацией.

Анализ информации, изложенной в Отчете МАК, оказывает существенную помощь следователю, осуществляющему предварительное расследование и прокурору, изучающему материалы уголовного дела, в формировании объективной картины произошедшего события, так как члена- р ми комиссии исследуется большая часть всех об- Д стоятельств, которые необходимо установить в хо- Ч

т

де расследования данного преступления. Специ- К алистами и экспертами МАК определяется что, ё каким образом и почему произошла авиаката- у строфа, а также устанавливаются иные факторы, А

которые могли содействовать наступлению общественно опасных последствий.

Между тем, как показывает практика и научные исследования, органы предварительного расследования зачастую считают, что выводы специалистов МАК о причинах катастрофы воздушного судна являются обязательными для них [1, с. 48; 5, с. 124]. Однако, подвергая анализу Отчет МАК, следователю, а в последующем и прокурору, следует принимать во внимание тот факт, что в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и МАК от 20.10.1995, об условиях его пребывания на территории Российской Федерации, ратифицированного Федеральным законом от 14.12.1995 № 198-ФЗ [9], должностные лица МАКа фактически не подлежат судебной ответственности за действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. То есть МАК не несет ответственности за результаты расследования авиационных происшествий.

Кроме того, в следственной практике имели место быть случаи, когда выводы экспертов МАК вызывали сомнения в их обоснованности.

Так, в июне 2015 года в районе аэродрома «Центральный» города Бугуруслана Оренбургской области потерпело катастрофу учебно-тренировочное воздушное судно DA-40 NG, принадлежащее Бугурусланскому летному училищу гражданской авиации - филиалу Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. В результате катастрофы погибли находившиеся на борту инструктор - командир воздушного судна и курсант училища.

Согласно выводам комиссии МАК, одним из факторов, способствовавших авиационному происшествию, явилось состояние алкогольного опьянения летчика, так как в его крови был обнаружен этиловый спирт в количестве 0,7%.

Вместе с тем, из показаний лиц, непосредственно общавшихся перед вылетом с пилотом, а также сотрудника медсанчасти, осуществлявшего его медицинское освидетельствование, допроса эксперта, проводившего судебно-медицинские исследования и изучения методической литературы позволило следствию прийти к выводу о том, что обнаруженные при исследовании крови и мочи погибшего следы ацетона, изопропанола и про-панола могли образоваться в результате постмор-тального гнилостного неогенеза [12].

На МАК, как указывалось выше, возложено проведение такой важной операции, как вскрытие и расшифровка бортовых самописцев, чьи данные являются важным источником объективной информации о произошедшей катастрофе. Между тем, как показывает следственная практика, членами комиссии МАК допускаются неточности в расшифровке записей, что вызывают у следЕ ствия сомнения в их результатах. S2 При расследовании катастрофы в аэропорту г. Иркутска самолета Airbus А-310 экспертами, еЗ проводившими комплексную летно-техническую ¡в экспертизу, было обращено внимание на нека-

чественную расшифровку специалистами МАК бортовых регистрирующих устройств, что привело к необходимости назначения и проведения повторной летно-технической экспертизе [13].

Кроме того, существует положительная судебно-следственная практика завершение предварительного следствия в отсутствии окончательного Отчета МАК. Однако, С.С. Юрьевым высказаны сомнения в правомерности окончания и направления в суд уголовных дел, о преступлениях, связанных с авиакатастрофами, без соответствующего мнения уполномоченного органа по расследованию происшествий в гражданской авиации [8, с. 22]. Мы не согласны с таким мнением названного автора, так как, как показывает практика, одной из причин затягивания следователями Следственного комитета Российской Федерации сроков расследования преступных нарушений правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта, является несвоевременность поступления в следственные органы отчетов МАК, которые во многом базируются, в том числе, на том комплексе экспертиз, назначенных и проведенных по поручению следствия.

Так, в июне 2016 года в Солнцевский районный суд г. Москвы направлено уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ, по факту авиакатастрофы в аэропорту Внуково (г. Москва) французского самолета Falcon-50EX, троих работников Внуковского центра ОВД филиала «Московский центр автоматизированного управления воздушным движением» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и двух работников аэродромной службы ОАО «Аэропорт Внуково» [15]. Расследование авиакатастрофы самой комиссией МАК, было завершено только в октябре 2016 года [16].

Аналогичным примером завершения расследования уголовного дела, в отсутствии окончательного Отчета МАК, является расследование катастрофы Авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95В авиакомпании «Аэрофлот» произошедшей 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево [17].

Как указывалось выше, основной целью расследования комиссией МАК авиационных происшествий является выяснение объективных причин произошедшей катастрофы, в связи с чем, подвергая анализу Отчет МАК, и сопоставляя его с материалами уголовного дела, прокурор сможет выявить те факты и события, которые могли остаться за пределами внимания следователя, осуществлявшего предварительное расследование катастрофы.

Так, по результатам расследования катастрофы единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) «Су-29», произошедшей в Ломоносовском районе Ленинградской области, следственными органами было вынесено постановление о прекращении уголовного дела.

Однако, подвергая анализу материалы уголовного дела, прокурором, при изучении Отчета МАК, выявлено, что следователь не подверг оцен-

ке факт несоответствия конструкции потерпевшего крушение летательного аппарата данным по воздушному судну, установленным требованиями к ЕЭВС и приведенным в приложении к заявке на сертификацию ЕЭВС самолёта «Су-29» RA-2828G - «Материалы, применяемые для изготовления самолёта Су-29 RA-2828G».

Данные замечания, изложенные в заключение комиссии МАК, указывали на некачественные оценку и осмотр летательного аппарата, проведенного Центром по сертификации ЕЭВС [14].

Подводя итог, следует отметить следующее -Окончательный отчет о расследовании авиационного происшествия, составляемый комиссией МАК, носит важное доказательственное значение, влияющее на установление всех обстоятельств произошедшей авиакатастрофы, при этом он обладает процессуальным статусом иного документа и является самостоятельным доказательством по уголовному делу о катастрофе воздушного судна. Отчет МАК оказывает следственным органам существенную помощь в выдвижении версий и организации расследования преступных нарушений Правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта. Такую же существенную помощь в выдвижении версий и таким же самостоятельным доказательством по делу является промежуточный отчет, который составляется в случае невозможности завершения комиссией МАК в 30-ти суточный срок независимого расследования.

Изучение Отчета МАК позволяет прокурору, как и следователю, сформировать объективную, информационную картину произошедшего события. При этом, подвергая анализу Отчет МАК, прокурор, как и следователь, должен оценивать его как на предмет допустимости и объективности, так и в совокупности с другими собранными по делу доказательствами. Сопоставляя Отчет МАК с иными материалами уголовного дела, прокурор сможет выявить те факты и события, которые остались за пределами внимания следователя, осуществлявшего расследование катастрофы воздушного судна.

Литература

1. Особенности первоначального этапа расследования авиационных происшествий / Д.В. Алехин, Н.Н. Ильин, В.А. Передерий; под ред. А.М. Багмета. - М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2017. - 50 с.;

2. Кравец И.П. Правовое обеспечение взаимодействия следователя со служебной комиссией при расследовании авиационных происшествий // Пробелы в российском законодательстве. - 2016. - № 1. - С. 73-76;

3. Малинин В.Г., Федоров В.М., Шамраев К.А. Методика расследования происшествий на железнодорожном и авиатранспорте / под общ. ред. В.А. Морозова. - М.: ИНФРА-М, 2001. -158с.;

4. Мулкиджанов И. К., Кофман В.Д., Красот-кин А.А. Расследование авиационных происшествий. - М.: МАИ, 2012. - 225 с.;

5. Митрофанова А.А. Криминалистическое обеспечение первоначального этапа расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ): актуальные проблемы теории и практики: дис. канд. юрид. наук: 12.00.12. Иркутск., 2017. - 309 с.;

6. Степаненко Д.А., Митрофанова А.А. Формы и методы взаимодействия следственных органов с комиссией Межгосударственного авиационного комитета при расследовании авиационных происшествий // Российская юстиция. -2017. - № 8. С. 62-65.

7. Эминов В.Е. Соотношение процессуального и служебного расследования при построении методики предварительного следствия // Методика расследования преступлений. Общие положения: материалы научно-практической конференции (г. Одесса, ноябрь 1976 г.) - М., 1976. - С. 49-55.;

8. Юрьев С.С. Расследование авиапроисшествий в аспекте взаимосвязи уголовно-процессуального и воздушного законодательства // Транспортное право. 2016. № 2. С. 2023.

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Межгосударственным авиационным комитетом об условиях его пребывания на территории Российской Федерации: заключено в г. Москве 20.10.1995 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004. - № 2. - Ст. 111. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

10. Руководство по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, Стандарт ИКАО Doc 9756 AN/965, утвержденный Генеральным секретарем ИКАО в 2000 году. - URL: http:// aviadocs.com/icaodocs/Docs/9756_p4_cons_ ru.pdf. (дата обращения: 10.11.2019);

11. Уголовное дело № 1-3/2019 // Архив Ломоносовского районного суда Ленинградской области

12. Материалы надзорной практики Уральской транспортной прокуратуры за 2016 год.

13. Материалы надзорной практики ВосточноСибирской транспортной прокуратуры за 2010 год.

14. Материалы надзорной практики СевероЗападной транспортной прокуратуры за I квартал 2020 года.

15. Перед судом предстанут фигуранты уголовного дела о катастрофе французского самолета «Falcon-50EX» [Электронный ресурс] // Офици- р альный сайт Следственного комитета Россий- Д ской Федерации. - URL: https://sledcom.ru/news/ Е item/1048533/ (дата обращения: 25.11.2019). К

16. Расследование авиационной катастрофы S Falcon-50EX 20.10.2014 [Электронный ресурс] // у Официальный сайт Межгосударственного ави- А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ационного комитета. - URL: https://mak-iac.org/ rassledovaniya/falcon-50ex-f-glsa-20-10-2014/ (дата обращения: 25.11.2019). 17. Интервью заместителя Председателя Следственного комитета России Игоря Краснова газете «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. - URL: https://sledcom. ru/press/interview/item/1427723/?print=1 (дата обращения: 17.02.2020).

REPORT OF THE COMMISSION OF THE INTERSTATE AVIATION COMMITTEE ON THE INVESTIGATION OF AN AIRCRAFT ACCIDENT AS AN OBJECT OF ANALYSIS IN PROSECUTOR ACTIVITIES

Nepein G.G.

Saint Petersburg law Institute (branch) University of the Prosecutor's office of the Russian Federation

The article is devoted to the analysis by the prosecutor of the results of an independent investigation into an accident conducted by a commission of the Interstate Aviation Committee. The author draws attention to the procedural status of the report, analyzes the errors made by members of the IAC commission in the investigation of air crashes. He draws attention to the positive practice of investigating criminal cases related to aircraft accident in the absence of IAC final reports.

Keywords: plane crash, investigation, criminal case, prosecutor, investigator, IAC commission.

References

1. Features of the initial stage of investigation of aviation accidents / D.V. Alyokhin, N.N. Ilyin, V. A. perederii; ed. by A.M. Bagmet. -Moscow: Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, 2017. - 50 p.;

2. Kravets I.P. Legal support for the interaction of the investigator with the service Commission in the investigation of aviation accidents // Gaps in Russian legislation. - 2016. - no. 1. - Pp. 73-76;

3. Malinin V. G., Fedorov V.M., Shamraev K.A. Methods of investigation of accidents on railway and air transport / ed. by V.A. Morozov. - Moscow: INFRA-M, 2001. - 158s.;

4. Mulkidzhanov I. K., Kofman V.D., Krasotkin A.A. Investigation of aviation accidents. - Moscow: MAI, 2012. - 225 p.;

5. Mitrofanova A.A. Criminalistic support of the initial stage of investigation of violations of traffic safety rules and operation of air transport (article 263 of the criminal code of the Russian Federation): actual problems of theory and practice: dis. kand. the faculty of law. Sciences: 12.00.12. Irkutsk, 2017, 309 p.;

6. Stepanenko D. A., Mitrofanova A.A. Forms and methods of interaction of investigative bodies with the Commission of the Interstate aviation Committee in the investigation of aviation accidents // The Russian justice. - 2017. - no. 8. P. 62-65.

7. Eminov V.E. The Ratio of procedural and service investigation in the construction of methods of preliminary investigation // Methods of investigation of crimes. General provisions: materials of the scientific and practical conference (Odessa, November 1976) - M., 1976. - Pp. 49-55.;

8. Yuriev S.S. Investigation of air accidents in the aspect of the relationship of criminal procedure and air legislation // Transport law. 2016. no. 2. Pp. 20-23.;

9. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Interstate aviation Committee on the conditions of its stay in the territory of the Russian Federation: concluded in Moscow on 20.10.1995 // Collection of legislation of the Russian Federation, 2004, no. 2, Article 111. Access from the SPS "Consultant Plus".

10. Accident and incident investigation Manual, ICAO standard Doc 9756 AN/965, approved by the Secretary-General of ICAO in 2000. - URL: http://aviadocs.com/icaodocs/Docs/9756_p4_ cons_ru.pdf. (date accessed: 10.11.2019);

11. Criminal case no. 1-3/2019 // Archive of the Lomonosov district court of the Leningrad region

12. Materials of the Supervisory practice of the Ural transport Prosecutor's office for 2016.

13. Materials of Supervisory practice of the East Siberian transport Prosecutor's office for 2010.

14. Materials of the Supervisory practice of the North-Western transport Prosecutor's office for the first quarter of 2020.

15. The defendants in the criminal case of the crash of the French plane "Falcon-50EX" will appear Before the court [Electronic resource] // Official website of the Investigative Committee of the Russian Federation. - URL: https://sledcom.ru/news/ item/1048533/ (accessed: 25.11.2019).

16. Investigation of the Falcon-50EX air crash 20.10.2014 [Electronic resource] // Official website of the Interstate aviation Committee. - URL: https://mak-iac.org/rassledovaniya/falcon-50ex-f-gl-sa-20-10-2014/ (accessed: 25.11.2019).

17. Interview of the Deputy Chairman of the Investigative Committee of Russia Igor Krasnov to the newspaper "Kommersant" [Electronic resource] // Official website of the Investigative Committee of the Russian Federation. - URL: https://sledcom.ru/press/ interview/item/1427723/?print=1 (date accessed: 17.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.