Научная статья на тему 'Авиакатастрофы: особенности и проблемы осмотра места происшествия'

Авиакатастрофы: особенности и проблемы осмотра места происшествия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2448
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАКАТАСТРОФ / SURVEY OR THE SCENE / INCIDENT SITE INSPECTION / AIR CRASH / AIR CRASH INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Почунская Дарья Леонидовна

В статье рассматриваются особенности осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф. Автор делает акцент на некоторых актуальных проблемах, возникающих при производстве данного следственного действия, и определяются возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Air crash: features and problems of incident site inspection

The author of the paper analyzes some peculiarities of incident site inspection during air crash investigation. The authorpoints out some essential problems which occur during execution of given investigative action and defines the possible ways of solution.

Текст научной работы на тему «Авиакатастрофы: особенности и проблемы осмотра места происшествия»

УДК343.98.4 ББК 67.522.1

Д.Л. Почунская

АВИАКАТАСТРОФЫ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

В статье рассматриваются особенности осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф. Автор делает акцент на некоторых актуальных проблемах, возникающих при производстве данного следственного действия, и определяются возможные пути их решения.

Ключевые слова: осмотр места происшествия; авиационное происшествие; расследование авиакатастроф.

D.L. Pochunskaya

AIR CRASH: FEATURES AND PROBLEMS OF INCIDENT

SITE INSPECTION

The author of the paper analyzes some peculiarities of incident site inspection during air crash investigation. The authorpoints out some essential problems which occur during execution of given investigative action and defines the possible ways of solution.

Keywords: incident site inspection;survey or the scene; air crash; air crash investigation.

Россия вошла в число стран с наибольшим количеством авиационных катастроф. Большую озабоченность у специалистов вызывает состояние с безопасностью полетов. Доля России в объеме пассажирских авиаперевозок составляет 5 % от общемирового объема; но при этом доля авиакатастроф составляет 20 % от общемировых показателей. Уголовных дел по авиационным происшествиям возбуждается относительно немного, однако в ходе их расследования следователи сталкиваются с существенными трудностями. Они возникают в основном из-за сложности авиационной техники, трудоемких экспертных исследований, значительного числа потерпевших и т.д. [2, с. 3]. Так, по данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК) за 2012 год было расследовано 41 авиационное происшествие, что

примерно равно количеству происшествий за 2011 год и в два раза превышает показатели за 2010 год.

Для начала, следует разобраться, что же такое авиационная катастрофа? Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) — авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна. При отсутствии жертв или без пропажи таковых происшествие следует называть аварией [3].

Процесс расследования авиационного происшествия включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчета и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.

При осмотре места происшествия возникает большое количество проблем. Возьмем во внимание основные важные аспекты:

1. Сложность организации работы, обширность территории

Обширность территории и множество объектов, подлежащих обязательному осмотру и исследованию, предполагает участие большого количества специалистов на большой территории одновременно.

Серьезные трудности имеются при подборе высококвалифицированных и независимых специалистов для участия в осмотре места происшествия и других следственных действиях, а также для производства экспертиз. Очень важно привлечь персонал с опытом работы в авиации, имеющий квалификацию пилота или инженера по ТОВС.

Можно рекомендовать следующий порядок работы следственной группы на месте происшествия. Ее руководитель контактирует со служебной комиссией, присутствует на ее заседаниях, контролирует качество и полноту осмотра места происшествия и трупов и других следственных действий.

Первая группа следователей производит осмотр материальной части воздушного судна, фиксирует в протоколе местонахождение и состояние воздушного судна, элементов его конструкции, контролирующих приборов, следы касания воздушным судном земли и различных препятствий.

Вторая группа следователей с судебно-медицинским экспертом или врачом производит первоначальный осмотр трупов погибших пассажиров и членов экипажа на месте происшествия, составляет бо-

лее подробные протоколы осмотров трупов, предъявляет трупы, их одежду и находящиеся при них предметы для опознания прибывающим родственникам.

Третья группа следователей выезжает в больницы, куда помещены оставшиеся в живых пассажиры и члены экипажа воздушного суда, для выяснения их личности, допросов тех, кому позволяет это состояние здоровья, и признания их потерпевшими (кроме членов экипажа, которых не следует торопиться признавать потерпевшими).

Такой порядок организации работы на первоначальном этапе расследования является лишь рекомендацией. Обширность подлежащей осмотру территории, значительное число погибших влекут необходимость участия в осмотре места происшествия большого числа следователей и судебно-медицинских экспертов.

Для рационального осмотра всей площади целесообразно наметить примерные границы территории, которую нужно осмотреть, произвести общее ознакомление с данной территорией (при ее обширности это осуществляется как с земли, так и с воздуха с помощью вертолета) и разбить территорию осмотра на участки или секторы, каждый из которых осматривается самостоятельной группой.

Если в районе места происшествия имеются водные пространства (реки, водоемы и т.п.), то следует по возможности с помощью водолазов проверить, не упали ли в воду отдельные части воздушного судна.

2. Сотрудничество с МАК и МЧС

В соответствии с п. 2.1.1 ПРАПИ-98 расследование авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами Российской Федерации и гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории России организует и проводит Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Деловое сотрудничество следователя со служебной комиссией, состоящей из высококвалифицированных специалистов в самых различных областях авиации, зачастую является определяющим в успешном расследовании уголовного дела.

Основное правило, которое неукоснительно следует соблюдать при осмотрах мест катастроф воздушных судов при совместном ведомственном и прокурорском расследовании — это то, что руководитель следственной бригады должен быть всегда полностью осведомлен обо всех результатах, получаемых членами комиссий.

Осмотр производится одновременно с комиссией, проводящей служебное расследование. Данное обстоятельство, в какой-то мере

затрудняющее работу следователя, в то же время дает ему возможность на месте консультироваться со специалистами, пользоваться составляемыми комиссией кроками, что облегчает изготовление схемы места происшествия, и т.д.

Не следует без согласования с членами служебной комиссии изменять положение отдельных частей самолета, производить отборы топлива и т.д. Члены комиссии хорошо знают правила поведения на месте происшествия, соблюдают очередность статического и динамического методов осмотра, у них есть наработанные методики выполнения ряда операций.

Следователь не должен мешать работе комиссии.

Органы МЧС России тоже могут подключаться к поисковым мероприятиям и в случае обнаружения воздушного судна, ликвидируют опасные последствия авиакатастрофы, оказывают помощь пострадавшим, помогают следователям во время осмотра места происшествия.

Положительным примером является работа органов МЧС России по Пермскому краю совместно со следователями Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и следователями следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Пермскому краю при ликвидации последствий авиакатастрофы самолета Боинга «737-505» в городе Перми. Сотрудники МЧС России совместно со следователями участвовали в собирании деталей и обломков самолета, погрузке их в транспортные средства для передачи МАК. На высоком уровне органами МЧС обеспечивалась работа следователей: было организовано своевременное питание, оборудованы места для отдыха, следователи получили необходимую одежду и обувь.

3. Техника безопасности и охрана

Перед началом осмотра места происшествия необходимо обеспечить оцепление территории. Охрана осуществляется сотрудниками органов внутренних дел, а также солдатами срочной службы.

Следует обеспечить должный отбор и контроль над лицами, охраняющими территорию, чтобы они не пускали посторонних лиц и сами самостоятельно не ходили по территории и не трогали вещи в кабине самолета или вертолета. Составить необходимые списки.

При наличии оснований полагать, что авиакатастрофа могла произойти в результате теракта, необходимо, с привлечением соответствующих специалистов и технических средств, принять меры к поиску следов взрыва и фрагментов взрывных устройств, а также с участием

оперативных сотрудников органов внутренних дел и федеральной службы безопасности запланировать и провести проверку данной версии.

Очень важно осмотреть абсолютно все обломки, т.к. только в ходе их обследования могут быть обнаружены следы взрыва или обгоревшие части.

4. Съемка с воздуха и кроки

Все обнаруженные предметы (части самолета, обломки и т.д.) нужно точно локализовать и нанести на схему. Если воздушное судно касалось деревьев, столбов, строений и др., то нужно отразить повреждения, обращая особое внимание на их высоту и на то обстоятельство, что в местах повреждений могут быть обнаружены части воздушного судна.

Ориентирующая съемка проводится для фиксации общего вида места происшествия в целом с окружающей его обстановкой с нескольких точек. Они выбираются с таким расчетом, чтобы на снимках можно было проследить (предположить) траекторию полета воздушного судна и характер полученных им разрушений.

Ориентирующую съемку места авиационного происшествия целесообразно выполнять путем воздушной съемки с использованием вертолета, аэростата или беспилотного самолета по согласованию с комиссией. Для проведения воздушной съемки лучше всего приглашать специалистов аэрофотосъемочных партий.

Для большей наглядности полезен такой прием, как последовательное фотографирование обстановки по движению воздушного судна: лицо, производящее фотографирование, делает снимки, перемещаясь по направлению движения воздушного судна, через интервалы порядка 20-40 метров. По мере приближения к важным участкам делается серия узловых и детальных снимков.

Важно делать панорамный снимок от места первого касания до зоны основного падения [4].

Видеозапись применяется в тех случаях, когда необходимо немедленно ликвидировать вредные последствия авиационного происшествия (извлечь из-под обломков раненых и трупы, очистить транспортные магистрали от частей, обломков и элементов конструкции воздушного судна и т.п.) [1].

При составлении кроков записываются абсолютно все обнаруженные детали.

5. Останки погибших

Основное отличие осмотра трупов на месте авиационного происшествия от осмотра «криминального» трупа — не надо искать сле-

ды, позволяющие обнаружить преступника (отпечатки пальцев рук, следы обуви и т.д.). В данном случае главное — определиться с числом погибших и установить их личность.

В связи с тем, что детальный осмотр трупов на месте происшествия затруднителен из-за наличия значительного числа людей и большого объема различных работ, целесообразно ограничиться фиксацией места обнаружения трупа, его позы, примерного возраста и пола, наружной одежды, после чего, маркировав трупы (например, привязав бирки), провести более подробный их осмотр в морге.

Практически в каждом случае расследования данной категории дел возникают существенные трудности при установлении личности (опознании) погибших и выдаче тел родственникам. Поэтому крайне важно принимать исчерпывающие меры к сохранности одежды или ее фрагментов, предметов, обнаруженных в одежде либо на трупах, — все эти предметы могут быть предъявлены родственникам погибших для опознания, если опознать сам труп затруднительно либо невозможно.

Для удобства следователю предлагается составление специальных таблиц.

Следует учитывать также возможные ошибки при проведении опознаний вследствие тяжелого психологического состояния опознающих из-за переживаний, вызванных гибелью родственников.

В недавней практике имел место случай, когда ошибочные опознания родственниками жертв авиакатастрофы привели в последующем к необходимости эксгумации более двадцати трупов и их перезахоронению уже по результатам генетических исследований.

Поэтому во избежание ошибок при идентификации трупов необходимо (если есть сомнения) принять меры к проведению сравнительных генетических исследований.

6. Поиск бортовых регистраторов

Если, например, стало известно, что кто-то нашел на месте происшествия аварийный самописец, то не следует пытаться опередить членов комиссии и самому изъять его. При попытке вскрыть броне-контейнер самописца может быть утрачена ценная информация, поэтому п. 2.3.4 ПРАПИ-98 запрещает вскрытие и прослушивание наземных и бортовых магнитофонов, а также вскрытие и расшифровку записей бортовых самописцев до прибытия комиссии.

Носители информации передаются членам комиссии для расшифровки, а по окончании служебного расследования приобщаются к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

По положению остановившихся стрелок наручных часов можно установить момент удара воздушного судна о землю либо иное препятствие.

Учитывая большое количество нерешенных проблем, необходимо все время разрабатывать новые рекомендации для следователей в целях повышения эффективности расследования дел. Рациональный, правильно спланированный, организованный и максимально детальный осмотр места происшествия поможет в дальнейшем более успешному расследованию дела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осмотр места происшествия по делам об авиационных катастрофах : практ. пособие / под ред. А.И. Дворкина — М., 2000. — 336 с.

2. Особенности осмотра места авиационного происшествия : метод. рек., подготовленные Ген. прокуратурой РФ, от 20.04.2007.

3. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 609 // СЗ РФ. — 1998. — № 25. — ст. 2918.

4. Семинар МАК [видеоматериалы] // Материалы ЗападноСибирского следственного управления на транспорте СК РФ. — 2010.

5. Коткин П.Н. Специфика организации и производства осмотра места авиационного происшествия / П.Н. Коткин, В.И. Елинский // Российский следователь. — 2009. — № 20. — С. 4-10.

Информация об авторе

Почунская Дарья Леонидовна — студент судебно-следственного факультета, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 11, e-mail: minora007@ gmail.com, тел. 89041110433; научный руководитель и рецензент — О.А. Егерева, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики БГУЭП, кандидат юридических наук.

Information about the author

Pochunskaya Dar'ya Leonidovna — student. Judicial Inquiry Department. BaikalState University of Economies and Law, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected], phone number 89041110433.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.