Научная статья на тему 'Значение морально-волевых и психофизиологических качеств следователей, участвующих в осмотре места авиационного происшествия'

Значение морально-волевых и психофизиологических качеств следователей, участвующих в осмотре места авиационного происшествия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ / АВИАЦИОННОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АВИАЦИОННАЯ КАТАСТРОФА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ACCIDENT SCENE INSPECTION / AVIATION ACCIDENT INVESTIGATION / AVIATION ACCIDENT / AIR CRASH / PSYCHOLOGICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митрофанова Алена Андреевна

Автор отмечает, что при выезде на место авиационного происшествия следователи, как правило, попадают в психологически напряженную обстановку, обусловленную целым рядом факторов: значительным количеством пострадавших и погибших, большими размерами территории, подлежащей осмотру, зачастую труднодоступностью места происшествия и др. Поэтому одной из обязательных составляющих профессионального соответствия следователя, выезжающего на место авиационного происшествия, следует признать нравственно-психологический критерий, зависящий от его морально-волевых и психофизиологических качеств. В статье приводятся наиболее важные, по мнению автора, морально-волевые и психофизиологические качества, которыми должны обладать следователи, участвующие в осмотре места авиационного происшествия, а также меры, которые можно предпринять в целях снижения психологической дискомфортности, возникающей при производстве такого осмотра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Митрофанова Алена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value of moral and volitional and psycho-physiological qualities of investigators involved in the aviation accident scene inspection

The author notes that when leaving the scene of the aviation accident investigators tend to fall into psychologically tense situation caused by a combination of factors: a significant number of casualties and fatalities, the large size of the territory to be inspected, often due to the accident scene, etc. Therefore, one of the essential components of the professional compliance investigator travelling to the scene of the aviation accident, should recognize the moral and psychological criteria based on the moral and volitional and psycho-physiological qualities. This article describes the most important, according to the author, the moral and volitional and psycho-physiological qualities required of investigators involved in the aviation accident scene inspection, as well as measures that can be taken to reduce psychological unease arising in the production of such inspection.

Текст научной работы на тему «Значение морально-волевых и психофизиологических качеств следователей, участвующих в осмотре места авиационного происшествия»

УДК 343.98

А.А. Митрофанова

ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОСМОТРЕ МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Автор отмечает, что при выезде на место авиационного происшествия следователи, как правило, попадают в психологически напряженную обстановку, обусловленную целым рядом факторов: значительным количеством пострадавших и погибших, большими размерами территории, подлежащей осмотру, зачастую труднодоступностью места происшествия и др. Поэтому одной из обязательных составляющих профессионального соответствия следователя, выезжающего на место авиационного происшествия, следует признать нравственно-психологический критерий, зависящий от его морально-волевых и психофизиологических качеств. В статье приводятся наиболее важные, по мнению автора, морально-волевые и психофизиологические качества, которыми должны обладать следователи, участвующие в осмотре места авиационного происшествия, а также меры, которые можно предпринять в целях снижения психологической дискомфортности, возникающей при производстве такого осмотра.

Ключевые слова: осмотр места происшествия, расследование авиационных происшествий, авиационное происшествие, авиационная катастрофа, психологическая устойчивость.

A.A. Mitrofanova

THE VALUE OF MORAL AND VOLITIONAL AND PSYCHO-PHYSIOLOGICAL QUALITIES OF INVESTIGATORS INVOLVED IN THE AVIATION ACCIDENT SCENE INSPECTION

The author notes that when leaving the scene of the aviation accident investigators tend to fall into psychologically tense situation caused by a combination of factors: a significant number of casualties and fatalities, the large size of the territory to be inspected, often due to the accident scene, etc. Therefore, one of the essential components of the professional

91

compliance investigator travelling to the scene of the aviation accident, should recognize the moral and psychological criteria based on the moral and volitional and psycho-physiological qualities. This article describes the most important, according to the author, the moral and volitional and psycho-physiological qualities required of investigators involved in the aviation accident scene inspection, as well as measures that can be taken to reduce psychological unease arising in the production of such inspection.

Keywords: accident scene inspection, aviation accident investigation, aviation accident, air crash, psychological stability.

Основной целью расследования авиационного происшествия является выяснение фактов, условий и обстоятельств, относящихся к происшествию, для определения его вероятной причины и установления виновных. При этом результат расследования авиационного происшествия во многом зависит от своевременности, полноты и информативности осмотра места происшествия [1, с. 34], а в отдельных случаях данное следственное действие может являться единственным источником установления истины по делу, позволяющим определить причину авиационного происшествия и виновных в нем лиц [2, с. 79].

При выезде на место авиационного происшествия следователи, как правило, попадают в психологически напряженную обстановку, обусловленную последствиями катастрофы или аварии воздушного судна. Это главным образом выражается в одновременно большом скоплении обезображенных трупов (или их фрагментов), а также раненых, находящихся в обломках воздушного судна или на территории разрушенных строений, с которыми столкнулся летательный аппарат. Авиатранспортные происшествия сопровождаются большим стечением людей и вспомогательной техники (противопожарная и поисково-спасательная службы МЧС, медицинские службы, прибывшие для разбора завалов военнослужащие и т. д.). Каждое подразделение строго выполняет поставленную перед ним задачу, которая не всегда согласуется с целью и действиями следователей, а зачастую и мешает им. К этому следует добавить, как правило, значительные размеры территории, подлежащей осмотру, возможные плохие метеорологические условия (мороз или жара, ветер, дождь, снег и т. д.), а также неблагоприятное время суток. Все это не способствует четкой и слаженной деятельности следственной группы на месте авиационного происшествия и может приводить к определенному нервному перенапря-

жению ее участников, которое, естественно, неблагоприятно сказывается на выполняемой ими работе по осмотру места происшествия1.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что одной из обязательных составляющих профессионального соответствия следователя, выезжающего на место авиационного происшествия, является нравственно-психологический критерий, зависящий от его морально-волевых и психофизиологических качеств.

Осмотр места авиационного происшествия осуществляется в строгих рамках закона и ограничивается временными интервалами, в пределах которых члены следственной группы должны стремиться «добыть» максимально достоверную и наиболее полную информацию об обстоятельствах и возможных причинах аварии или катастрофы воздушного судна. Работа следователя на месте авиационного происшествия носит выраженный познавательный характер и является примером применения профессиональных знаний, умений, навыков и опыта, а также научных данных в практической ситуации. Это требует от всех следователей, входящих в следственную группу, высокой профессиональной подготовленности.

Однако, помимо профессиональной квалификации, следователям, участвующим в осмотре места авиационного происшествия, необходимо обладать определенными морально-волевыми качествами, важнейшими из которых прежде всего следует признать:

- моральные: честность и объективность при изложении фактов; стремление к установлению истины; высокая мера ответственности за качество проведенных следственных действий; уважение к закону и нетерпимость к его нарушению; гуманизм, распространяющийся на всех участников процедуры выполнения следственных действий; тактичность в обращении с разными людьми;

- волевые: упорство и настойчивость в проведении расследования, зачастую в сложных или даже опасных условиях; целеустремленность; самостоятельность; последовательность в отстаивании своих суждений; дисциплинированность; организованность.

Попадая в необычную обстановку авиационной катастрофы или аварии, следователи должны быть готовы к любым стрессовым ситу-

1 Значение нравственно-психологических качеств судебно-медицинских экспертов на месте авиационного происшествия уже рассматривалось в специальной литературе [3].

ациям, которые могут привести к эмоциональным срывам людей. С этой целью подбор следователей, выезжающих на место авиационного происшествия, должен производиться еще и с учетом их возраста, состояния здоровья, психической и физической выносливости. Осмотр места происшествия при расследовании крупномасштабных авиационных катастроф, как правило, имеет значительную продолжительность во времени, проходит на открытой (нередко труднодоступной) местности и сложен в психологическом плане (связан с восприятием человеческих останков). Эти тяжелые, напряженные условия работы требуют от следователей хороших физиологических данных и психической устойчивости.

Высокая нервно-эмоциональная напряженность в процессе поисково-познавательной деятельности оказывает неблагоприятное воздействие на сотрудников, участвующих в осмотре места авиационного происшествия, во многом препятствует качественному проведению данного следственного действия. Снижение психологической дискомфортности, возникающей при производстве такого осмотра, может быть достигнуто за счет осуществления следующих мер:

- регламентации сроков выполнения работ членами следственной группы на рабочем этапе осмотра места авиационного происшествия;

- снижения индивидуальной нагрузки на членов следственной группы путем: распределения обязанностей между ними, оптимизации условий труда, привлечения дополнительных сил и средств;

- использования современных криминалистических методов и техники, что неизбежно приведет к снижению лимитов на производство осмотра места авиационного происшествия [4, с. 120].

Принятие решения о тех или иных тактических приемах осмотра места происшествия должно осуществляться после изучения обстановки, сложившейся на месте аварии или катастрофы воздушного судна. Необходимо учитывать время суток, время года и начало (конец) рабочей недели. Эти факторы оказывают влияние на деятельность всех служб, участвующих в расследовании авиационного происшествия [5, с. 50-51].

Важным источником данных о выборе тактических приемов следственного осмотра следует считать площадь осматриваемой территории. Так, при значительном разбросе обломков воздушного судна, особенно на сильно пересеченной и лесистой местности, рекомен-

дуется деление места происшествия на участки или секторы, каждый из которых осматривается самостоятельной группой [6, с. 45; 7, с. 317; 8, с. 41; 9, с. 16]. Для этого перед началом осмотра целесообразно проведение аэрофотосъемки места происшествия и сопоставление данных фотосъемки с детальным топогеодезическим планом местности. После чего площадь разбивается на секторы с точным определением границ каждого из них (установление при помощи GPS географических координат угловых точек сектора) и их визуальным разделением (ограничение опознавательной лентой, установление табличек с наименованием сектора и т. п.). За каждой следственной группой закрепляется участок (сектор), на котором ведутся поиски и предварительное изучение вещественных доказательств [10, с. 100].

Также при выборе тактических приемов осмотра места авиационного происшествия необходимо учитывать климатические факторы (температуру, влажность воздуха, направление и скорость ветра, наличие (отсутствие) атмосферных осадков), которые оказывают наиболее существенное воздействие на объекты осмотра и работу следственно-оперативной группы на месте авиационного происшествия. По мнению некоторых ученых [8, с. 41; 11, с. 175], при масштабных авиационных катастрофах и плохих метеоусловиях деятельность на месте происшествия следует организовывать вахтовым методом, когда на одних и тех же участках в течение непродолжительного времени работают несколько следственных групп, последовательно сменяя друг друга. После завершения работ на одном участке, деятельность в рамках следственного действия последовательно организовывается на другом. Напротив, при благоприятных погодных условиях возможна организация деятельности групп на всей территории одновременно с целью наиболее полного и качественного осмотра места авиационного происшествия.

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что авиационное происшествие может вызвать серьезный стресс и другие неблагоприятные психические состояния (подавленность, растерянность и пр.) у следователей, участвующих в осмотре места происшествия. Подобные состояния оказывают негативное воздействие на качество и эффективность данного следственного действия, могут приводить к ошибкам и упущениям при его производстве. В связи с этим представляется целесообразным осуществлять профессиональный отбор следователей, выезжающих на место авиатранспортного происше-

ствия, с учетом их морально-волевых и психофизиологических качеств. В обязательном порядке необходимо учитывать, что высокое нервно-эмоциональное напряжение членов следственной группы, связанное с работой на месте авиакатастрофы, в последующем может потребовать проведения определенных профессиональных, психологических и медицинских реабилитационных мероприятий [4, с. 120].

Список использованной литературы

1. Неупокоева И.А. Некоторые особенности осмотра места авиационного происшествия / И.А. Неупокоева // Законодательство и практика. — 2014. — № 2. — С. 34-36.

2. Балашов Д.Н. Методика расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ : дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 / Д.Н. Балашов. — М., 2000. — 218 с.

3. Колкутин В.В. Значение морально-волевых качеств и психологической устойчивости судебно-медицинских экспертов на месте авиационного происшествия / В.В. Колкутин, А.А. Болдарян // Военно-юридический вестник Приволжского региона : сб. науч. тр. / под общ. ред. С.И. Воронова, А.М. Сироты, В.И. Толмосова. — Самара : Содружество, 2005. — Вып. 3, ч. I. — С. 174-176.

4. Белавин А.В. Собирание доказательственной информации при осмотре мест чрезвычайных происшествий на воздушном и железнодорожном транспорте : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / А.В. Белавин. — М., 2001. — 207 с.

5. Яковлев Д.Ю. Комплексная идентификация останков человека при расследовании авиационных катастроф : дис. . канд. юрид. наук : 12.00.09 / Д.Ю. Яковлев. — Иркутск, 2002. — 177 с.

6. Расследование и предупреждение авиационных происшествий / В.Е. Эминов [и др.] ; отв. ред. Н.В. Жогин. — М. : ВНИИ прокуратуры СССР, 1977. — 222 с.

7. Осмотр места происшествия : практ. пособие / под ред. А.И. Дворкина. — М. : Юристъ, 2000. — 336 с.

8. Солодун Ю.В. Проблемы комплексной идентификации останков человека при расследовании авиационных катастроф / Ю.В. Со-лодун, Д.Ю. Яковлев. — Иркутск : Изд-во Иркут. ин-та повышения квалификации прокурор. работников, 2004. — 138 с.

9. Особенности расследования авиационных катастроф : ин-форм.-метод. сб., подгот. Отд. криминалистики Зап.-Сиб. следств. упр. на транспорте. — Новосибирск, 2010. — 92 с.

10. Митрофанова А.А. Актуальные проблемы осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф / А.А. Митрофанова, В.Н. Китаева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2011. — № 4 (78). — С. 163-166.

Информация об авторе

Митрофанова Алена Андреевна — аспирант кафедры криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11; e-mail: alena_mitrofanova@bk.ru.

Научный руководитель: Степаненко Диана Аркадьевна — профессор кафедры криминалистики, судебных экспертиз и юридической психологии, доктор юридических наук, профессор, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11; e-mail: diana-stepanenko@mail.ru.

Information about the author

Mitrofanova, Alyona A. — PhD Student, Department of Criminalistics, Judicial Examinations and Legal Psychology, Baikal State University, 11, Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: alena_mitrofanova@bk.ru.

Academic advisor: Stepanenko, Diana A. — Professor of Department of Criminalistics, Judicial Examinations and Legal Psychology, Doctor of Law, Professor, Baikal State University, 11, Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: diana-stepanenko@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.