УДК 343.982 В.Н. КИТАЕВА
ББК 67.52 кандидат юридических наук, доцент
Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск
e-mail: [email protected]
А.А. МИТРОФАНОВА
студентка Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ АВИАКАТАСТРОФ
Анализируются особенности осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф, а также рассматриваются проблемы, возникающие при производстве данного следственного действия, и определяются возможные пути их решения.
Ключевые слова: расследование авиакатастроф, осмотр места происшествия, авиационное происшествие.
V.N. KITAEVA
PhD in Law, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
A.A. MITROFANOVA
student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
ESSENTIAL PROBLEMS OF INCIDENT SITE INSPECTION DURING AIR CRASH INVESTIGATION
The authors analyze some peculiarities of incident site inspection during air crash investigation, study the problems which occur during execution of given investigative action and defines the possible ways of solution.
Keywords: air crash investigation, scene inspection, air crash.
Уголовных дел по авиакатастрофам возбуждается не так много, однако в ходе их расследования следователи сталкиваются с существенными трудностями. В то же время основа для успешного расследования закладывается во время работы на месте происшествия [2, с. 106].
К катастрофам относятся авиационные происшествия, приведшие к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа, а также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из воздушного судна (п. 1.2.2.2 ПРАПИ-98 [8]). Все остальные авиационные происшествия относятся к авариям (п. 1.2.2.3 ПРАПИ-98).
Место авиационного происшествия — это территория, на которой находятся воздушное судно, элементы его конструкции и обломки, груз, багаж пассажиров, а также
другие предметы, имеющие к нему отношение, трупы пассажиров и членов экипажа, следы соприкосновения воздушного судна с различными препятствиями (деревьями, строениями и т.д.). Если авиапроисшествие произошло над водной поверхностью или от удара воздушного судна об нее, то местом происшествия будет дно водоема и в определенной мере его поверхность [6, с. 314].
При осмотре места авиакатастрофы возникает достаточно много проблем. Рассмотрим некоторые из них:
1. Как правило, обстановка места авиакатастрофы изменяется до его осмотра (в ходе спасания раненых, тушения пожара, извлечения трупов и т.д.). В связи с этим к осмотру нужно приступать немедленно, несмотря на темное время суток и неблагоприятные погодные условия.
© В.Н. Китаева, АА. Митрофанова, 2011
2. Место авиакатастрофы зачастую труднодоступно (удалено от населенных пунктов, расположено в лесу, болоте и т.д.) [6, с. 314]. В этом случае целесообразно привлекать к участию в поисковых мероприятиях органы МЧС РФ, которые смогут оказать помощь следователям во время осмотра места происшествия [3, с. 6].
3. Одновременно со следователями осмотр места авиакатастрофы проводится и комиссией, производящей служебное расследование, что в определенной мере затрудняет работу следователей. В соответствии с п. 2.1.1 ПРАПИ-98, расследование авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами Российской Федерации и гражданскими воздушными судами иностранных государств на территории России организует и проводит Межгосударственный авиационный комитет (МАК) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. МАК формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного происшествия, которая имеет статус государственной комиссии.
Следователь не должен мешать работе комиссии, например собирая важные документы, записи средств объективного контроля (самописцев и бортового магнитофона) и не всегда своевременно выдавая их членам комиссии. Наоборот, он должен стремиться всемерно облегчить их работу, свести к минимуму различные формальные моменты. Члены комиссии хорошо знают правила поведения на месте происшествия, соблюдают очередность статического и динамического методов осмотра, у них есть наработанные методики выполнения ряда операций. В связи с этим необходимо (по возможности) осмотр проводить параллельно с членами комиссии [7, с. 5]. Если же следователь прибыл на место происшествия до приезда комиссии, то осмотр производится статическим методом [6, с. 315].
Таким образом, деловое сотрудничество следователя со служебной комиссией, состоящей из высококвалифицированных специалистов в самых различных областях авиации, зачастую является определяющим в успешном расследовании уголовного дела [там же, с. 4-6].
4. Обширность подлежащей осмотру территории, большое число пострадавших
и погибших (например, в авиакатастрофе Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 г. погибли 96 человек [9]), значительные разрушения на земле влекут необходимость участия в осмотре места происшествия большого числа следователей и судебно-медицинских экспертов (так, на месте гибели самолета под Смоленском работали 37 следователей из Следственного комитета при прокуратуре России и более 40 судебно-медицинских экспертов, также в следственных действиях принимали участие 11 следователей и прокуроров из Польши [11]). При этом необходимо наиболее рационально организовать порядок работы следственной группы на месте авиакатастрофы.
Можно рекомендовать следующий порядок работы. Руководитель следственной группы контактирует со служебной комиссией, присутствует на ее заседаниях, контролирует качество и полноту осмотра места происшествия и трупов и других следственных действий. Первая группа следователей производит осмотр материальной части воздушного судна, фиксирует в протоколе местонахождение и состояние воздушного судна, элементов его конструкции, контролирующих приборов, следы касания воздушным судном земли и различных препятствий. Вторая группа следователей совместно с судебно-медицинским экспертом или врачом производит первоначальный осмотр трупов погибших пассажиров и членов экипажа на месте происшествия, фиксируя результаты в отдельном протоколе осмотра трупов.
Возможны и другие варианты осмотра, в частности деление места происшествия на участки или сектора, каждый из которых осматривается самостоятельной группой, и т.д. [6, с. 7].
5. Место авиакатастрофы на время ликвидации ее последствий находится в оцеплении, т.е. под охраной. Как правило, охрану осуществляют сотрудники органов внутренних дел либо солдаты срочной службы, при этом контроля за их действиями практически нет. Поэтому бывают случаи, когда лица, охраняющие место авиакатастрофы, превращаются в мародеров. В специальной литературе обнаружить упоминание об этом нам не удалось, но в средствах массовой информации встретить подобные примеры можно. Так, 6 июня 2010 г. польские СМИ
сообщили, что в день авиакатастрофы Ту-154 под Смоленском по банковским картам генерального секретаря польского Совета по охране памяти борьбы и мученичества Анджея Пшевозника совершались покупки. 8 июня Следственный комитет при прокуратуре РФ подтвердил факт мародерства и назвал имена подозреваемых. Ими оказались четверо солдат срочной службы, стоявших 10 апреля 2010 г. в оцеплении. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 158 УК РФ («кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору»), подозреваемым были предъявлены обвинения [5]. Похожий случай произошел и в Перми в 2008 г. Тогда было возбуждено уголовное дело в отношении двух сотрудников милиции, которые подозревались в хищении ювелирных изделий, оставшихся на жертвах авиакатастрофы «Боинга-737», произошедшей 14 сентября 2008 г. [1].
Представляется необходимым разработать рекомендации по отбору лиц, которые будут осуществлять охрану места авиакатастрофы, и контролю их деятельности.
6. При расследовании причин авиационных катастроф с соблюдением мер безопасности в первую очередь производятся видеозапись и фотографирование места происшествия, основных узлов воздушного судна, трупов и окружающей местности с различных точек. Но как отмечалось выше, место авиакатастрофы достаточно часто бывает труднодоступно. Поэтому в таких случаях рекомендована воздушная съемка с вертолета или самолета (для проведения воздушной съемки лучше всего приглашать специалистов аэрофотосъемочных партий). Например, при осмотре места крушения самолета «Боинг 737-505» в Перми в 2008 г. для ориентирующей и обзорной съемки применялись аэростат и радиоуправляемый беспилотный самолет.
Учитывая большие размеры территории, подлежащей осмотру, для большей наглядности полезно использовать такой прием, как последовательное фотографирование с воздуха обстановки по движению воздушного судна: лицо, производящее фотографирование, делает снимки, перемещаясь по направлению движения воздушного судна, через интервалы порядка 20-40 м. По мере приближения к важным участкам делается
серия узловых и детальных снимков. Расположение фотографий в фототаблице в указанном порядке позволяет представить, как развивались события [3, с. 7].
7. Следует отметить, что в ряде случаев при осмотре места происшествия вызывает определенные сложности обнаружение следов, свидетельствующих об умышленном характере происшествия (умышленный взрыв, совершенный в результате диверсии или террористического акта, отравление и др.).
Так произошло при расследовании причин авиакатастроф самолетов Ту-154 и Ту-134, произошедших почти одновременно в небе над Тульской и Ростовской областями в 2004 г. Признаки террористического акта были обнаружены не сразу [10, с. 107]. Например, при осмотре места падения самолета Ту-134 следы воздействия заряда взрывчатых веществ были обнаружены на осколках иллюминатора, оплавленных частях обшивки, останках тела террористки и ее личных вещах, найденных только на третий день примерно в 70 м от хвостовой части и в 800 м от фюзеляжа. Кроме того, здесь же был обнаружен клочок бумаги с рукописным текстом, выполненным на арабском языке.
В ходе дальнейшего расследования данного уголовного дела было установлено, что взрыв на борту самолета Ту-154Б был произведен жительницей Чеченской Республики Д. Ее останки были обнаружены только спустя месяц после катастрофы вследствие ошибки, допущенной в ходе первичного осмотра места происшествия руководителем следственной группы, который отказался от предложения провести прочесывание местности непосредственно от места падения воздушного судна по створу его полета до хутора Урывский. При повторном осмотре фрагментированные части трупа Д. были обнаружены вблизи данного хутора недалеко от места падения самолета. Это привело к необходимости назначения ряда дополнительных идентификационных экспертиз, в том числе и дорогостоящей молекулярногенетической экспертизы.
При наличии оснований полагать, что авиакатастрофа могла произойти в результате теракта, необходимо с привлечением соответствующих специалистов и технических средств принять меры к поиску следов взрыва и фрагментов взрывных устройств,
а также с участием оперативных сотрудников органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности запланировать и провести проверку данной версии [3, с. 6-10].
8. Изучение специальной литературы показало, что отсутствуют рекомендации для следователей по осмотру места происшествия, если местом авиакатастрофы является водоем. Имеются лишь публикации о деятельности различных специалистов при осмотре места происшествия в ходе расследования авиакатастроф, связанных с падением воздушного судна на водную поверхность [12, с. 26-28], а также работы по осмотру места происшест-
вия при авариях на водном транспорте [4]. Между тем существует ряд спорных моментов относительно действий следователя при проведении данного следственного действия.
Как видно, не все представленные проблемы на сегодняшний день имеют решение, и поэтому данная тема до сих пор актуальна. Безусловно, необходимо разрабатывать рекомендации для следователей по осмотру места авиакатастрофы, для того чтобы это следственное действие производилось более эффективно, так как именно оно является основой для успешного расследования авиакатастроф.
Список использованной литературы
1. Богданов В., Стерледев К. Мародеров взяли с поличным / / Российская газета (столич. вып.). 2008. 13 окт.
2. Долженко Н.И. Особенности планирования расследования авиапроисшествий // Вестник криминалистики. 2005. № 4 (16). С. 106-109.
3. Елинский В.И., Коткин П.Н. Специфика организации и производства осмотра места авиационного происшествия // Российский следователь. 2009. № 20. С. 4-10.
4. Мавлюдов А.К. Осмотр места происшествия по делам об авариях на водном транспорте. Саратов, 1985.
5. Мародерство на месте крушения польского Ту-154 // Lenta.ru: издание Rambler Media Group. URL: http://lenta.ru/story/marauders/.
6. Осмотр места происшествия: практ. пособие / под ред. А.И. Дворкина. М., 2000.
7. Особенности осмотра места авиационного происшествия: метод. рек., подготовл. Генер. прокуратурой РФ от 20.04.2007.
8. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 609 (в ред. от 19 нояб. 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 25. Ст. 2918.
9. Список погибших в авиакатастрофе Ту-154 в Смоленской области // Официальный сайт МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru/emergency/ detail.php?ID=31710&.
10. Следственный осмотр: Понятие, виды и доказательственное значение: учеб.-практ. пособие / отв. ред. О.А. Луценко. Элиста, 2007.
11. Фалалеев М. Борт № 1 погиб... // Российская газета (федер. вып.). 2010. 12 апр.
12. Федотов В.И. Особенности осмотра места происшествия при расследовании авиакатастроф, связанных с падением воздушного судна на водную поверхность / / Вестник криминалистики. 2007. Вып. 3 (23). С. 26-28.
Bibliography (transliterated)
1. Bogdanov V., Sterledev K. Maroderov vzyali s polichnym / / Rossiiskaya gazeta (stolich. vyp.). 2008. 13 okt.
2. Dolzhenko N.I. Osobennosti planirovaniya rassledovaniya aviaproisshestvii // Vestnik kriminalistiki. 2005. № 4 (16). S. 106-109.
3. Elinskii V.l., Kotkin P.N. Spetsifika organizatsii i proizvodstva osmotra mesta aviatsionnogo proisshestviya / / Rossiiskii sledovatel'. 2009. № 20. S. 4-10.
4. Mavlyudov A.K. Osmotr mesta proisshestviya po delam ob avariyakh na vodnom transporte. Saratov, 1985.
5. Maroderstvo na meste krusheniya pol'skogo Tu-154 / / Lenta.ru: izdanie Rambler Media Group. URL: http:// lenta.ru/story/marauders/.
6. Osmotr mesta proisshestviya: prakt. posobie / pod red. A.I. Dvorkina. M., 2000.
7. Osobennosti osmotra mesta aviatsionnogo proisshestviya: metod. rek., podgotovl. Gener. prokuraturoi RF ot 20.04.2007.
8. Pravila rassledovaniya aviatsionnykh proisshestvii i intsidentov s grazhdanskimi vozdushnymi sudami v Rossiiskoi Federatsii: utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 18 iyunya 1998 g. № 609 (v red. ot 19 noyab. 2008 g.) / / Sobranie zakonodatel'stva RF. 1998. № 25. St. 2918.
9. Spisok pogibshikh v aviakatastrofe Tu-154 v Smolenskoi oblasti // Ofitsial'nyi sait MChS Rossii. URL: http:// www.mchs.gov.ru / emergency/ detail.php?ID=31710&.
10. Sledstvennyi osmotr: Ponyatie, vidy i dokazatel'stvennoe znachenie: ucheb.-prakt. posobie / otv. red. O.A. Lutsenko. Elista, 2007.
11. Falaleev M. Bort № 1 pogib... / / Rossiiskaya gazeta (feder. vyp.). 2010. 12 apr.
12. Fedotov V.I. Osobennosti osmotra mesta proisshestviya pri rassledovanii aviakatastrof, svyazannykh s padeniem vozdushnogo sudna na vodnuyu poverkhnost' / / Vestnik kriminalistiki. 2007. Vyp. 3 (23). S. 26-28.