Научная статья на тему 'Отбывание воинской повинности евреями в армии Российской империи во второй половине XIX века'

Отбывание воинской повинности евреями в армии Российской империи во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
401
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / ПОВРЕМЕННЫЕ ИЗДАНИЯ / «ГОЛОС» / «БИРЖЕВЫЕ ВЕДОМОСТИ» / «РУССКИЙ МИР» / ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС / ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлов А. С.

В статье на основе анализа периодических изданий, выходивших в Российской империи во второй половине XIX в., рассматривается вопрос об отбывании воинской повинности еврейским населением в армии. Показывается отношение периодических изданий «Голос», «Биржевые ведомости», «Русский мир» к данному вопросу. Газеты сходились во мнении, что необходимо привести в соответствие с действительностью метрические книги, чтобы достоверно посчитать количество евреев в России, и предлагали свои способы решения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отбывание воинской повинности евреями в армии Российской империи во второй половине XIX века»

УДК 355:94 (470) "19"

ОТБЫВАНИЕ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ ЕВРЕЯМИ В АРМИИ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

© 2019 А. С. Орлов

канд. ист. наук e-mail: orlov-orlamail.ru

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации

В статье на основе анализа периодических изданий, выходивших в Российской империи во второй половине XIX в., рассматривается вопрос об отбывании воинской повинности еврейским населением в армии. Показывается отношение периодических изданий «Голос», «Биржевые ведомости», «Русский мир» к данному вопросу. Газеты сходились во мнении, что необходимо привести в соответствие с действительностью метрические книги, чтобы достоверно посчитать количество евреев в России, и предлагали свои способы решения данного вопроса.

Ключевые слова: армия, повременные издания, «Голос», «Биржевые ведомости», «Русский мир», еврейский вопрос, всеобщая воинская повинность

Сила государства не в одной численности войска, но преимущественно в нравственных и умственных его качествах1.

XIX век явился для Российской империи временем бурного развития экономики, промышленности, культуры, происходило становление и развитие общественно-политической мысли страны. В России проводилось большое количество реформ и преобразований в различных сферах жизни. Одним из масштабных изменений явилась военная реформа Александра II, которая началась под влиянием последствий Крымской войны 1853-1856 гг. и затронула практически все сферы деятельности военной организации Российского государства. Были произведены преобразования в области военного управления, военно-судебной части, перевооружения и подготовки военных кадров, приняты новые принципы комплектования армии, введена всеобщая воинская повинность. Общество пыталось понять суть происходящих преобразований и относилось к ним по-разному. Выразителем общественного мнения являлась пресса. Наиболее активными проводниками общественных взглядов были такие повременные издания, как «Московские ведомости», «Голос», «Весть», «Биржевые ведомости», «Русский мир» и другие. На страницах данных газет происходило бурное обсуждение насущных вопросов реформы. Наряду с вышеуказанными преобразованиями пресса не обошла стороной и вопроса об отбывании воинской повинности в армии инородцами.

Россия на протяжении всей своей истории являлась многонациональным государством. Приводим статистические данные о народонаселении Российской империи во второй половине XIX в. [Риттих 1875: 2]:

1 Высочайший манифест Александра II 1 января 1874 года

Ветвь Племя Народы и наречия Число душ 20-летки %

мужского пола

Арийская Славянское Великоруссы 16.919703 324858,29 49,41

Белоруссы 1.744300 33490,56 5,09

Малоруссы 7.084144 136015,56 20,68

Русских 25.748147 494364 75,18

Сербы 3826 73,45 0,01

Болгары 48516 931,50 0,14

Поляки 2.316689 44480,42 6,76

Чехи 3877 74,43 0,01

Всего 2.372908 45559 6,92

Итого 28.121055 539923 82,09

Литовское Литва 399647 7673,22 1,16

Жмудь 306313 5881,20 0,89

Латыши 505454 9704,68 1,47

Всего 1.211414 23259 3,52

Греко- Греки 38871 746,32 0,11

Романское Румыны (Молдаване) 339020 6509,18 0,98

Французы 573 11 0,001

Всего 378464 7266 1,091

Немцы

Германское Шведы 485948 9330,20 1,41

Англичане 4478 85,97 0,01

110 2,11 0,008

Всего

490536 9418 1,423

Иранское Армяне

Цыгане 17420 334,46 0,05

5822 111,78 0,01

Всего

23242 446 0,06

Итого 30.224711 580312 88,184

Кавказская Иверская Грузины 166 2,03 0,008

Адыге Нетухайцы 297 5,07 0,008

Итого 403 8 0,014

Семитическая Евреи 1.263786 242333,66 3,68

Каримы 1616 31,02 0,004

Итого 1.263786 24264 3,684

Урало-Алтайская Балтийских фин Корелы 92135 1768,99 0,26

Эвремейзетъ 14620 280,70 0,04

Савакотъ 21539 413,54 0,06

Ижора 8897 170,82 0,02

Сумь 115 2,20 0,0003

Вепсы 17017 326,72 0,04

Водь 5868 112,66 0,01

Эсты 363332 6975,97 1,06

Ливы 1210 23,23 0,0003

Всего 524733 10074 1,4533

Северных фин

Лопари 2921 56,08 0,008

Самоеды 2607 50,05 0,007

Приволжских Всего 5528 106 0,015

фин

Мордва 388368 7456,66 1,13

Черемисы 125969 2418,60 0,86

Вотяки 11520 2198,78 0,33

Угрьское Всего 628857 12074 1,82

Зыряне 41126 789,61 0,12

Пермяки 32199 618,22 0,09

Вогулы 971 18,64 0,002

Всего 74296 1426 0,212

Итого 1.233414 23680 3,5003

Туранская Тюркское Чуваши 278466 5346,54 0,81

Татары 604390 11604,28 1,76

Башкиры 374645 7193,18 1,09

Мещеряки 67566 1297,26 0,19

Тентяри 62528 1200,53 0,18

Бессермане 685 13,15 0,002

Киргизы 81352 1561,95 0,22

Каракалпаки 1116 21,42 0,003

Тюркмены 921 17,68 0,002

Всего 1.471669 28256 4,257

Монгольское Калмыки 54896 1054 0,16

Итого 1.526565 29310 4,417

Итого 34.248879 657574 100

С течением времени происходил территориальный рост государства. В Российскую империю постепенно входили различные народы со своими культурой, языком, религией, обычаями. Все мирно уживались на одной территории, и национальный вопрос не стоял на повестке дня вплоть до XIX в. К Российской империи в результате войн присоединились Царство Польское и Великое княжество Финляндское, Кавказ и Средняя Азия. Данное столетие явилось тем катализатором,

который показал проблемы в межнациональных отношениях в стране. И правительству необходимо было эти проблемы решать. Так, выдающийся российский философ В.С. Соловьев в 1883 г. считал, что «национальный вопрос для многих народов есть вопрос об их существовании. В России такого вопроса быть не может. Тысячелетнею историческою работой создалась Россия как единая, независимая и великая держава. Это есть дело сделанное, никакому вопросу не подлежащее. Но чем прочнее существует Россия, тем настоятельнее является вопрос: для чего и во имя чего она существует? Дело идет не о матетериальном факте, а об идеальной цели. Национальный вопрос в России есть вопрос не о существовании, а достойном существовании» [Соловьев 1990: 292]. Государство пыталось законодательно, в основном путем ограничений, регулировать межнациональные взаимоотношения, чем вызывало критику в свой адрес. Данная политика в отношении инородцев, как их тогда называли, получила в российской историографии название «российского государственного национализма».

Другой не менее известный общественный деятель конца XIX - начала XX в., Михаил Осипович Меньшиков, один из идеологов российского государственного национализма и человек, который пытался найти ответ на этот очень актуальный как тогда, так и сегодня вопрос, в своих дневниках писал следующее: «Чтобы народ был живым телом, нужна автономия отдельных органов. Пугаться всякого различия не следует, нужно добиваться его, если с ним связана какая-нибудь национальная функция исключительной силы. Надо не забывать основной закон: национализм есть (суть) индивидуальность расы и тот способ, которым природа достигает своих специальных целей. Высшей целью национализма является не бессмысленная борьба с другими племенами, а выработка в себе наивысших особенностей и дарований, которым мы можем быть полезны человечеству. Вот какую "народность" нужно спасать в России. Не господствующую в ущерб другим, а господствующую внутри себя, свободную от чужих засилий, способную развить максимум благородной и производительной энергии в обмен на такую же энергию сожительствующих народностей» [ЦХДЛСМ Ф. 202. Оп. 1. Д. 41. Л. 20 об.].

После окончания неудачной Крымской войны стала очевидной необходимость проведения преобразований в военной сфере. В 1861 г. император Александр II начал военную реформу, нацеленную на изменение всех сфер жизни армии. Одним из итогов реформы явилось введение 1 января 1874 г. всеобщей воинской повинности: теперь все сословия обязаны были проходить военную службу в армии. В связи с этим пришлось решать проблему и с отбыванием воинской повинности инородцами, в том числе еврейским населением страны. До 1874 г. в российской прессе не раз поднимался данный вопрос и производились попытки разобраться в нем. Еврейское население начало нести рекрутскую повинность с 1827 г., и это стало одним из драматичных моментов истории евреев в Российской империи [Леванда 1874]. Так, «Биржевые ведомости» отмечали, что в 1871 г. вопрос о национальности не был обойден вниманием комиссией об устройстве личной военной повинности. Высказывалось два мнения по поводу предоставления евреям таких же прав, как у других народов Российской империи. Одна часть комиссии считала, что уравнять евреев в правах с другими народами будет преждевременно, а другая была за предоставление соответствующих прав, но только окончившим высшие учебные заведения [Биржевые ведомости 1871]. Газета «Голос» еще в 1872 году обращала внимание на зависимость, в которой находятся боевая готовность войск и нравственные качества воина от национального состава подразделения [Голос 1875]. До введения всеобщей воинской повинности российская армия преимущественно состояла из русских рекрутов, и поэтому она представляла собой «однообразную массу» [Риттих 1875: 2].

В России XIX в. на повестке дня остро стоял «еврейский вопрос». Для иудейского населения устанавливалась черта оседлости. Им позволялось проживать на территории 9 губерний Российской империи (Ковенская, Сувальская, Виленская, Витебская, Могилевская, Черниговская, Полтавская, Екатеринославская, Таврическая, Херсонская, Бессарабская губернии) и 9 губерний Царства Польского. Евреям давалось право заниматься только определенными видами деятельности, вводились различные налоги (коробочный и свечной сборы). Всего в отношении еврейского населения России в период с 1649 по 1874 г. было издано более 600 законодательных актов [Леванда 1874]. Вне черты оседлости не имели права жить 94% иудейского населения страны. Эти правила представляли «много стеснительных и ограничительных условий для евреев», но и в то же время давали им «способ обойти эти правила в большинстве случаев» [Голос 1863: № 167]. Самой тяжелой из натуральных повинностей была, конечно же, повинность рекрутская, поэтому иудейское население всячески стремилось избежать ее.

В Своде законов Российской империи относительно отбывания воинской повинности сказано следующее: «Евреи подлежат рекрутской повинности наравне с другими подданными, ее отправляющими». Однако для иудейского населения страны существовал особый устав: «Общие законы и учреждения о других подданных в рассуждении рекрутской повинности постановленные, распространяются на евреев во всех случаях и отношениях, в которых оные не противны правилам, в особом уставе подписанном... общие учреждения, не сходные с ним уставом, могут быть также распространяемы и на евреев, только не иначе, как по предварительном соображении главного предводительства, имеющего в своем ведении еврейские дела, и в высочайшей воли о таковом распространении». Также с рекрутским набором связаны следующие факты.

В 1821 г. было принято постановление, в соответствии с которым евреям при объявлении рекрутского набора позволялось вместо рекрут предоставлять определенную сумму денег, но лишь при условии отсутствия в еврейском обществе неуплаченных налогов. По рекрутскому уставу «.все права на свободу и льготу от рекрутства, данные евреям условно, уничтожаются, сколь скоро уничтожено самое условие; ... когда раввин будет лишен своего звания; ... когда велено обращать евреев в военную службу без зачета, права их на свободу или льготу от рекрутской повинности считаются недействительными и не принимаются ни в какое уважение.; если семейство состоит на очереди и имеет способного по летам и здоровью рекрута, а правила "ясно" не позволяют освободить такое семейство от рекрутской обязанности, то оно ни в каком случае от нее не освобождается; .если евреи состоят на рекрутской очереди при первом имеющем быть наборе, а между тем пожелают перейти в купцы, то такой переход, на основании законов, позволяет [им это]; но они не избавляются таким переходом от исполнения настоящей очереди и считаются, по праву купцов, свободными от рекрутства с того только времени, когда исполнят эту очередь. Притом, если евреи в подобных случаях переходят в купцы иного уезда или тем более иной губернии, то при позволении такого перехода принимаются верные меры к обеспечению прежнего их общества относительно исполнения наставшей рекрутской очереди» [Голос 1863: №169].

С выходом высочайшего манифеста Александра II и введением с 1 января 1874 г. всеобщей воинской повинности еврейское население Российской империи стало прибегать к различным ухищрениям, для того чтобы уклониться от этой обязанности. Российская пресса не могла не среагировать на этот факт, и в ней стали появляться различные статьи на эту тему. Хотя евреи и ранее, с введением в 1827 г. рекрутского устава, пытались различными способами, в основном ссылаясь на иудейскую веру,

освобождаться от воинской службы: в талмуде говорилось: «Кто занимается еврейской наукой, тот освобождается от государственных повинностей» [Голос 1874: №279]. В силу этого правила религия освобождала еврейскую аристократию от воинской повинности, которую они отбывали в натуре с 1872 г. «Приведенное правило, действительно, буквально применяется в жизни евреев, достаточно указать хотя бы на тот факт, что между десятками тысяч евреев, прошедших с 1872 г. по настоящее время через ряды русской армии, и между тысячами еврейских солдат, состоящих ныне на службе, не было и нет ни одного еврея, знающего талмуд или даже вообще хорошо сведущего в еврейской грамоте» [Там же].

С 1 января 1874 г. еврейская аристократия была застигнута врасплох введением закона о всесословной воинской повинности, так как талмуд уже не мог «спасти своих питомцев от военной службы». Издание «Русский мир» высказывало мнение, что нигде, ни в одном народе Российской империи принятие реформы о введении всесословной воинской повинности не вызвало такого заметного волнения, как в среде еврейского населения. Для всех народов введение повинности представляло только некоторое экономическое и бытовое значение. На иудейское население, как считала газета, большое внимание оказали религиозные традиции и тернистый исторический путь, пройденный этим народом. И поэтому воинская повинность рассматривалась данным изданием как инструмент, который вытащит «на свет Божий копающуюся там в тине - живность» [Русский мир 1874: № 295].

Еврейское население страны стало различными способами нарушать данный закон: «в числе этих мер и, быть может, действительнее и надежнее уничтожение метрик, ложных показаний возраста и тому подобных, во всяком случае преступных деяний, является бегство за границу, что при полнейшей солидарности детей Израиля во всем мире, особенно же русских евреев и евреев соседних с нашими государств, не представляет ни малейшего затруднения» [Голос 1874: №279]. Конечно, же правительство пыталось различными способами бороться с подделкой документов с помощью проверки Министерством внутренних дел метрических книг и других документов, но сомневалось в целесообразности привлечения к таким проверкам и переписям лиц из еврейских общин: «Таким образом, несомненно: если предстоящая перепись будет составлена без участия евреев, она, конечно, будет не вполне удовлетворительна; при участии же еврейских сборщиков податей от этой переписи надо ожидать результатов, которые давали прежние переписи, признанные в настоящее время никуда не годными» [Там же].

«Голос» считал, что если правительство приведет в соответствие метрические книги и другие документы еврейского населения, то следующим шагом для полного влияния на данный народ общих законов в империи необходимо сделать невозможным и бегство за границу, что было частым явлением в среде евреев, не желавших служить в армии. По мнению газеты «Голос», необходимо это было сделать не только для исполнения закона о воинской повинности, но и для решения в Российской империи так называемого «еврейского вопроса» [Там же].

Газета «Русский мир» была солидарна с газетой «Голос» в том, что необходимо сначала привести метрики в соответствие с реальной численностью еврейского населения страны, и предлагала для этого еще одну меру: «сделать ответственными за неправильность внесения новорожденного в метрическую книгу лиц, совершающих обряд обрезания» [Русский Мир 1874: № 295]. Таким образом, можно сделать вывод: для страны было очень важно вовлечь в жизнь государства всех «инородцев», проживавших на территории Российской империи, чтобы они были полноценными членами российского общества.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Биржевые Ведомости. 1871. 17 окт. № 284. Голос. 1863. №167 (Еврейский вопрос в России) Голос. 1863. №169 (Еврейский вопрос в России) Голос. 1874. №279 (Евреи и воинская повинность) Голос. 1875. 22 янв. №22 Русский Мир. 1874. 27 окт. № 295

Центр хранения дел личных собраний Москвы. Ф. 202. Оп. 1. Д. 41. Л. 20 об.

Леванда В. О. Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев. СПб., 1874.

Риттих А. Ф. Племенной состав контингентов Русской армии и мужского населения

европейской России. СПб., 1875. С. 2

Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990. С. 292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.