А. К. Тихонов
К ПОЛИТИКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРАВОСЛАВНЫХ ИСПОВЕДАНИЙ во ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
(обзор источников)
Одной из главных проблем существования и развития Российского государства являлась проблема взаимоотношений властных органов с различными религиозными конфессиями на территории империи. Основное место занимали три из них: католичество, мусульманство и иудаизм. Каждая из вышеперечисленных была мировой и оказывала большое влияние на жизнь того региона, где компактно проживала. Центральным и особенно местным властям необходимо было найти контакты с этими слоями населения для эффективного управления вверенными им территориями. При этом нужно было добиться от иноверцев верности в служении государственным интересам и одновременно не нарушать и не вмешиваться в религиозную жизнь этих слоев населения.
Сложностей на этом пути было немало. Во-первых, главные религиозные святыни находились за границей, в тех странах и регионах, отношения с которыми у России в то время не всегда были дружественными. Это неизбежно поднимало проблему вмешательства со стороны этих стран во внутренние дела России через поддержку своих единоверцев. Во-вторых, необходимо было добиться постепенной ассимиляции иноверного населения с русским, что в условиях того времени считалось одной из основных задач политики защиты государственных интересов. Кроме того, представители данных религиозных конфессий проживали в «проблемных» регионах России, либо в недавно присоединенных: польские территории, губернии Западного края, Крым, Кавказ и Средняя Азия. Основную роль в раскрытии темы занимает наличие источниковой базы по проблеме.
Источниковую базу можно разделить на пять основных типов: законодательные акты, материалы делопроизводства, публицистика (газетные и журнальные статьи тех лет), статистические материалы и источники личного характера: письма, мемуары и переписка. Основная масса источников взята из Полного собрания законов Российской империи (ПСЗРИ), Российского государственного исторического архива (РГИА) и Российской национальной библиотеки (РНБ). Основу материалов Полного составляют законодательные акты, которые рассматривались начиная с 1649 г.(«Соборное уложение царя Алексея Михайловича») по 1905 г. (закон от 17 апреля 1905 г.. именуемый как «Именной Высочайший указ, данный Сенату: «Об укреплении начал веротерпимости»). Все законодательные акты разделены по трем основным неправославным исповеданиям, рассматриваемым в работе: католическому, мусульманскому и иудейскому.
В РНБ взяты публицистические материалы, статистика, источники личного характера (в основном, мемуары). Самый большой пласт источников дал РГИА. Это прежде всего материалы делопроизводства, статистические данные и источники личного характера: письма, переписка и неопубликованные мемуары. Рассмотрим каждую категорию источников.
Законодательные акты. В работе использовались следующие их виды: основные государственные законы, законы центральных и местных учреждений, уставы: о государственной службе, повинностях, податях и пошлинах, строительный, колониях иностранцев в империи,
© А. К. Тихонов, 2004
о паспортах и беглых. Государственные законы представлены в Полном собрании законов Российской империи по трем исповеданиям.
Большинство законов по католикам касается вопросов регламентации деятельности иезуитов на территории Российской империи, римско-католических монастырей и приходов, порядка сношений с римским двором, создания собственных структур для контроля над католической церковью в Российской империи (главным образом в вопросах соблюдения чистоты православной паствы в западных районах страны)1. Есть и опубликованные издания, в которых рассматривается организация управления римско-католической церковью в Российской империи2.
Документальные акты по мусульманам затрагивают вопросы определения государственной политики в отношении населения, исповедующего ислам, организации деятельности мусульманского духовенства на территории Российской империи, взаимоотношения православного и магометанского населения3.
Самый большой пласт законов касается иудаизма и определения его места в структуре российского общества, особенно после трех разделов Речи Посполитой во второй половине
XVIII в., когда в состав Российской империи вошли огромные анклавы с населением, исповедующим иудаизм. Большинство таких законов носило в той или иной мере ограничительный характер: начиная от проблемы пропуска в страну иудеев в XVII-XVIII вв. до ограничений на передвижение по стране и занятия теми или иными профессиями4. Отдельными книгами вышли также издания, где собраны ограничительные законы, касающиеся исповедующих иудаизм5. Самостоятельный пласт составили законы по евреям-караимам. Они направлены на подчеркивание различия между евреями-караимами с евреями-раввинистами6.
В целом такой вид источников, как законодательные акты, чрезвычайно важен, поскольку он определяет правовую систему отношений государственных структур с религиозными конфессиями внутри страны. Однако следует всегда помнить, что не все законы, особенно на местном уровне, соблюдались в Российской империи, о чем может свидетельствовать большое количество жалоб с мест, направляемых в различные департаменты МВД, занимающиеся меж-конфессиональной политикой.
Материалы делопроизводства. Их составляют документы архивного фонда РГИА Санкт-Петербурга. Нами использовались следующие фонды: 821 - Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД; 822 - Римско-католическая духовная консистория МВД; 826
- Канцелярия митрополита римско-католических церквей в России; 1170 - Комитет по делам Царства Польского при Госсовете; 1268 - Кавказский комитет; 1270 - Комитет по делам Царства Польского; 1284 - Департамент общих дел МВД; 1282 - Канцелярия министра внутренних дел; 1022 - Личный фонд А. В. Петрова, столоначальника департамента духовных дел иностранных исповеданий.
Больше всего материала заимствовано из ф. 821, где изучены 8 описей (1-3, 6, 8-11), которые затрагивают все три интересующие нас исповедания7. Этот фонд составляет Департамент духовных дел иностранных исповеданий, который неоднократно менял наименование и подчиненность. С 18.07.1803 по 25.07.1810 - Экспедиция государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства Департамента МВД; с 25.07.1810 по 24.10.1817 и с 06.08.1880 по 16.03.1881 - самостоятельное центральное ведомство-Главное управление духовных дел разных исповеданий (с 06.08.1880г. - иностранных); с 24.10.1817 по 15.05.1824 - Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства духовных дел и народного просвещения; с 15.05.1824 по 02.02.1832-Отделение духовных дел Министерства народного просвещения; с 02.02.1832 по 06.08.1880, с 16.03.1881 по 05.08.1917
- Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД; с 05.08. по 26.11.1917-Министерство исповеданий*.
С 25.07.1810 ведомство было разделено на три отделения: 1 -е - заведовало делами римско-католического, греко-униатского и армяно-католического исповеданий. 2-е - вело дела армяно-григорианского и протестантского исповеданий, занималось духовными делами магометан, иудеев и ламаистов. 3-е - вело ссудные и счетные дела. С 24.10.1817 департамент разделили на четыре отделения. Интересующими нас исповеданиями, католиками российско-подданными, ведало 2-е отделение, магометанами и иудеями-4-е. С 20.12.1834департамент опять разделили натри отделения: 1 -е - занималось делами римско-католической духовной коллегии, а 4-е - иудеями и магометанами. Такое деление в департаменте сохранялось вплоть до 1917 г.9
По интересующим нас исповеданиям департамент ведал всеми отношениями католиков, подданных Российской империи, с Римской курией, назначал и увольнял членов Римско-католической духовной коллегии и других духовных чинов (эти изменения утверждал император), назначал в кафедральные капитулы прелатов и каноников, утверждал начальников монашествующих орденов, управляющего главной семинарией, рассматривал жалобы на епархиальных архиереев, открывал новые епархии и приходы католического исповедания. Департамент утверждал и членов консисторий магометанского исповедания, награждал духовных лиц знаками отличия, возводил в духовное достоинство, решал дела, связанные с иудейским исповеданием, осуществлял надзор за общинами караимов и надзор за комиссией о вакуфах в Симферополе. В компетенцию департамента входило устройство духовных учебных заведений иноверных конфессий, создание первичных духовных территориальных образований, постройка и ремонт церквей, монастырей, мечетей, больниц и богоделен, составление ведомостей о доходах и расходах церковного имущества.
В делах этого фонда собраны документы по управлению римско-католической церковью в России, мусульманам (тогда их называли магометане) и иудаистам: евреям-раввинистам и караимам на территории Российской империи. Первые три описи этого фонда посвящены взаимоотношениям римско-католической церкви в России и Царстве Польском с государственными органами. В основном это отчеты губернаторов западных регионов России о состоянии дел в католических общинах на вверенных им территориях. Большое место занимают и ежегодные отчеты о состоянии Могилевской архиепархии, а также материалы и «всеподданнейшие» отчеты по департаменту для министра внутренних дел, переходу из православия и других конфессий в католицизм, и наоборот. Вторая опись затрагивает те же вопросы, но уже в рамках Царства Польского. Спецификой дел этой описи является явное преобладание материалов по утверждению православия в польских землях, русского языка и истории России в католических духовных семинариях. Третья опись содержит дела о репрессивных мерах по отношению к католическому духовенству Российской империи за участие в восстании 1862-1863 гг., а также личные дела высшего католического духовенства.
Римско-католическое исповедание рассмотрено и в 6-й описи ф. 821. Она посвящена делам о колонистах протестантского и католического исповедания. 22 мая 1879 г. по Высочайшему повелению дела о колонистах передали из министерства государственных имуществ в Департамент духовных дел иностранных исповеданий. Основная цель - следить за сборами крестьян-собственников (колонистов) на содержание римско-католического и евангелистско-люгеранского духовенства, преимущественно в колониях немцев и чехов, а также шведов и поляков, проживающих в Саратовской, Самарской, Таврической, Херсонской, Екатеринослав-ской губерниях и в Бессарабской области.
8-я опись ф. 821 посвящена иудейскому и магометанскому исповеданиям и охватывает период с 1833 по 1914 г. Основная масса дел, касающихся иудейского исповедания, - это отчеты губернаторов. Начиная с 565-го дела этой описи ф. 821 идут материалы, касающиеся евреев-караимов. Рассматриваемые вопросы управления караимами и отличия караимского исповедания от раввинистского.
С 594-го дела и до конца 8-й описи ф. 821 затрагиваются проблемы, связанные с мусульманским (или как тогда указывалось «магометанским») исповеданием. Основные проблемы - это: борьба с панисламизмом и пантюркизмом, управление духовными делами магометан различных регионов России, рассмотрение жалоб мусульман, вопросы перекрещивания, внедрение русского языка в исламское богослужение, количество мусульманского населения и мечетей по различным губерниям (ежегодные отчеты), ограничения на контакты с единоверцами за границей.
9-я опись ф. 821 содержит данные о комиссии и комитете о евреях, иногда называемом раввинской комиссией. Ее учредили 18 мая 1848 г. в составе председателя и 6 членов. В ее компетенцию входило по поручению МВД рассмотрение вопросов к правилам и обрядам еврейского вероучения и деятельности раввинов, а также о браках евреев. Комиссия по устройству быта евреев была образована при Департаменте исполнительной полиции МВД 5 декабря 1870 г. для решения вопросов правового, экономического и бытового положения евреев. 19 октября 1881 г. комиссия была упразднена в связи с учреждением комитета о евреях. К нему переходили все дела комиссии, а также разработка мер по прекращению погромов и пересмотру законов, касающихся иудеев. 4 февраля 1883 г. все ее дела были переданы Высшей комиссии для пересмотра действующих о евреях в империи законов.
10-ю опись ф. 821 составляют документы общего отдела Департамента духовных дел иностранных исповеданий, в которых рассматриваются вопросы об органах управления иностранными исповеданиями. Основная их масса затрагивает отношения с католическим населением Российской империи, где особое место уделено положению в Царстве Польском и организации отношений католиков - подданных России и Римской курии. В документах начала XX в. много материалов по разработке правил отношений между конфессиями в преддверии введения закона о веротерпимости. 11-я опись ф. 821 полностью посвящена «всеподданнейшим» докладам министра внутренних дел по Департаменту духовных дел иностранных исповеданий начиная с 1829 по 1917 г.
Описи 125 и 138 ф. 821 рассматривают проблемы католического исповедания в России. 138-я опись содержит материалы секретного отдела Департамента духовных дел иностранных исповеданий и затрагивает прежде всего отношения с Римом. 133-я опись охватывает период с 1910 по 1917 г. и относится к иудейскому и магометанскому исповеданиям. Наиболее продуктивна 150-я опись этого фонда: она дает сведения по всем трем интересующим нас исповеданиям. Основную массу материалов этой описи представляют отчеты и докладные записки чиновников Департамента духовных дел иностранных исповеданий по организации управления духовными делами католиков, мусульман и иудеев в Российской империи с 1828 по 19170 г. В 145-й описи ф. 821 представлены атласы по иностранным исповеданиям, прежде всего данные о населении, исповедующем католицизм и иудаизм.
С ф. 821 тесно связан личный фонд Александра Васильевича Петрова (ф. 1022), который с 1893 г. находился на службе в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий МВД в качестве помощника руководителя раввинской комиссии в чине титулярного советника. В 1897 г. А.В. Петров - помощник столоначальника, а с августа 1898 г. - столоначальник в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий и заведующий архивом (до 28 мая 1905 г.); с 1904 г. - старший столоначальник департамента духовных дел иностранных исповеданий. Он принимал активное участие в проведении реформ веротерпимости, которые были обнародованы в апреле 1905 г. именным Высочайшим указом. Основные документы фонда составляют делопроизводственные материалы о пересмотре законов об иноверцах и разработке стройной системы документов по вопросам религии и веротерпимости в России.
При написании статьи мы использовали 4 описи -4, 5, 11 и 12 ф. 822 римско-католической духовной коллегии МВД. Они включают в себя дела по организации и реорганизации католической коллегии и консисторий этого исповедания на территории Российской империи,
журналы и протоколы заседаний коллегии, отчеты о визитах в костелы и монастыри римско-католического исповедания. Католикам посвящен и ф. 826 Канцелярии митрополита римско-католических церквей в России при МВД. Интерес представляют 1-я и 3-я описи, рассматривающие состояние приходов римского исповедания и ограничительные меры правительства против пропаганды католицизма. Два фонда посвящены специально управлению Царством Польским после подавления восстаний соответственно 1830 и 1863 гг. (Комитет по делам Царства Польского и ф. 1170 - Комитет по делам Царства Польского при Государственном совете). Дела содержат материалы по ужесточению политики в отношении католического духовенства и требований к функционированию католических монастырей на территории Царства Польского. 2-я опись ф. 1282 объединяет дела, показывающие политику правительства в польских землях, прежде всего по отношению к католицизму, после обоих восстаний. Основная их масса направлена на усиление ограничительных мер в отношении деятельности католических монастырей и духовенства. Особое внимание обращено на максимальное снижение их контактов с римским двором и распространение своего влияния на новые регионы и слои населения. Дополняет ф. 1284 оп. 190, охватывающая период с 1875 по 1917 г. и затрагивающая национальную политику в западных губерниях. Дела преимущественно рассматривают всевозможные ходатайства лиц католического и, намного реже, магометанского исповедания по вопросам приобретения земельной собственности.
Управлению мусульманами на Северном Кавказе и вероисповедальным вопросам посвящен ф. 1268 оп. с 10 по 25 Кавказского комитета с 1859 по 1882 г. Основную массу оп. 26 составляют журналы заседаний Кавказского комитета с 1860 по 1882 г., где рассматривалась самая широкая палитра вопросов, касающихся действия российских властей на Кавказе.
В качестве делопроизводственных материалов использовался также ф. 1282 канцелярии министра внутренних дел (оп. 224). Большинство дел, охватывающих период с 1893 по 1917 г., посвящено всевозможным ходатайствам лиц иудейского исповедания по поводу проживания их вне черты оседлости, а также аренде и приобретению земли.
Таким образом, делопроизводственные материалы составляют основу источниковой базы и дают возможность в полной мере раскрыть научную проблему работы.
Публицистические материалы. Публицистика призвана выражать мнения какой-либо социальной группы по общественно-значимой проблеме. Нас интересует исследование материалов, опубликованных в газетах и журналах по одной теме. Для этого необходимо, во-первых, в качестве минимальной единицы изучить то или иное периодическое издание во время его выхода при каком-либо одном редакторе. На протяжении всего периода существования дореволюционной периодики велика была роль издателя и редактора, которая часто совмещалась в одном лице. Поэтому изучение того или иного периодического издания следует начинать с изучения личности издателя, понимания целей, которые он преследовал. Особое внимание надо уделить причинам смены издателя. Нередко с приходом нового издателя кардинально менялось направление периодического издания. Во-вторых, при обращении к отдельным материалам учитывалась цель создания текста. В-третьих, необходимо проанализировать взаимоотношения издания с цензурой (после реформы 1865 г. часть изданий была свободна от предварительной цензуры).
Если разбирать издания периодической печати по трем исповеданиям, то следует указать на следующие моменты. Католическая печать существовала только в Царстве Польском и издавалась небольшими тиражами на латинском и польском языках. Поэтому основной части широкой аудитории в России она была недоступна и эффект ее воздействия ограничивался выше означенным регионом и только определенными слоями населения.
Мусульманской печати до 1905 г. практически не существовало. Только после указа о веротерпимости и «мусульманского пробуждения» появились соответствующие издания в
Среднем Поволжье, Башкирии, Крыму. Их создавали и поддерживали в финансовом отношении представители предпринимательских кругов местных национальностей, большинство из них исповедовали ислам. Они носили преимущественно общественно-политическую направленность, где не последнее место занимало усиление влияния ислама на все стороны жизни мусульманских регионов.
Особняком стояли издания, которые выпускали сторонники иудаизма. Еврейская печать в Российской империи появилась на рубеже XVIII - XIX вв. сначала в районах черты оседлости, а затем и в столичных городах. Основная масса таких изданий приходилась на вторую половину XIX - начало XX в.10 На этом фоне выделялись два издания, которые являлись главными для еврейской печати: 1) учено-литературный и политический ясурнал «Восход» и 2) еженедельное издание «Рассвет». В этих и других изданиях еврейской печати публиковались материалы, которые касались различных сторон жизни русских евреев.
К началу XX в. львиная доля публикаций относилась к вопросам упразднения черты оседлости и уравнения в правах иудеев с другими слоями населения. К изданиям еврейской печати, так же как и к остальным, применялась цензура. Вопрос истории правительственной цензуры еврейских книжных и периодических изданий и история политики самодержавия в отношении еврейской печати подробно изучен в монографии Д. А. Эльяшевича.11 История цензуры еврейских изданий рассматривается им с момента ее учреждения в Риге в 1797 г. и по конец февраля 1917 г. В центре внимания автора находятся не только проблемы организации этого вида цензуры, ее персональный состав и повседневная деятельность, но и закономерности развития взглядов российской власти на еврейскую культуру в целом. В монографии обосновывается понятие цензуры как одного из важнейших инструментов политики властей в еврейском вопросе, дается периодизация истории цензуры еврейских изданий, освещаются ранее не известные страницы истории еврейского типографского дела в России. Монография снабжена списком цензоров еврейских изданий, документальными приложениями, алфавитными указателями периодических изданий. Интерес представляет и работа У.Г. Иваска, которая дает развернутую картину еврейской периодической печати в России.12
Отдельно следует выделить публицистические статьи, которые носили антисемитский характер. Они печатались в основном в газетах «Киевлянин», «Гражданин», «Биржевые ведомости», «День».13 В них, как правило, затрагивался ряд вопросов экономической, общественно-политической, бытовой и религиозной жизни евреев-иудаистов, где имелись, по мнению авторов, отклонения от действующего законодательства и общепринятых для основной части Российской империи правил поведения. В ответ на это в еврейской периодической печати появлялись статьи-исповеди, авторами которых обычно выступали сами евреи.14
Общие вопросы ознакомления читателей с интересующими нас исповеданиями публиковали журнал МВД «Северный архив», «Православное обозрение», «Русский вестник», «Исторический вестник», «Русская старина» и «Вестник Европы».15 Все материалы в них носили научно-популярный характер. Местные издания знакомили только с теми исповеданиями, которые были представлены на их территориях. Они касались особенностей богослужения и быта того или иного инославного исповедания. Как правило, это относилось к народам, исповедующим ислам.16
Таким образом, публицистические материалы составляют важную часть источниковой базы работы. К концу XIX в. определилась основная функция публицистики - выражение общественного мнения и структурирование'общества. Поэтому, анализируя публицистический материал, мы можем проследить формирование и изменение настроений в российском обществе по вопросам конфессиональной политики.
Статистика. Статистика интересует нас прежде всего как вид исторического источника. Статистика отличается от учетной документации в первую очередь тем, что статистичес-
кие данные собираются для выработки управленческих решений вплоть до долговременной политики в той или иной сфере. Учетная же документация обычно обеспечивает реализацию уже принятых решений. В первой половине XIX в. преобладали учетные системы. Статистика была представлена главным образом статистическими приложениями к губернаторским отчетам. Новый этап в развитии отечественной статистики начался в 1860-х годах с образования Центрального статистического комитета МВД. Несколько позже появилась земская статистика. Нас интересует прежде всего демографическая статистика. Основное место занимает здесь
I Всероссийская перепись населения, проведенная 28 января 1897 г. Любопытны отчеты по проведению переписи в губерниях и областях населения мусульманского, католического и иудейского исповедания. Такие материалы представлены в обзорах, сводах статистических данных, сборниках сведений и др.17
До проведения всеобщей переписи 1897 г. встречаются статистические описания отдельных регионов Российской империи, как правило, недавно или вновь присоединенные и по вдгорым у простого обывателя слишком мало сведений. Авторы таких работ восполняют этот пробел.18 Следует указать и на такой интересный источник, как атласы. Мы использовали атлас по вероисповеданиям населения Западного края.2" Активно привлекались к работе и энциклопедические данные по различным аспектам статистики.21
Из всех групп статистик нас интересовали две: статистика, собираемая отдельными ведомствами, и статистика Центрального статистического комитета. Статистические данные позволили установить численность населения интересующих нас конфессий, их разбросанность по территории страны, источники существования, а также демографическую ситуацию в каждой из конфессий на территории Российской империи.
Источники личного происхождения. В качестве источников личного происхождения в работе рассмотрены следующие: дневники, частная переписка (эпистолярное наследие), мемуары-автобиографии и мемуары современников описываемых событий. Самый значительный пласт этого вида источников составляют мемуары (иногда в их число включают дневники и частную переписку). Они представляют ценность с точки зрения фактологической стороны рассматриваемых событий, хотя оценка событий почти всегда субъективна. Следует также различать мемуары-автобиографии и мемуары современников описываемых событий (или мемуары - современные истории).22 Их главное отличие состоит в различных первичных социальных функциях.
Мемуары-автобиографии ставят целью установление связей мемуариста с современной ему исторической эпохой. Таким мемуарам характерен произвольный отбор информации в соответствии с индивидуальными представлениями мемуариста, они преследуют чаще всего внутрифамильные цели, так как предназначены непосредственно потомкам из числа родственников. Целью мемуаров - современные истории, является индивидуальная фиксация общественно значимых событий переживаемой автором эпохи.
В процессе работы мы имели дело с мемуарами, которые касаются еврейской и мусульманской проблем в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. К мемуарам -современным историям можно отнести целый пласт воспоминаний представителей еврейской интеллигенции в России.23 Все эти мемуары объединяет анализ проблем, касающихся жизни иудейского населения в районах черты еврейской оседлости и столичных городах. Заметим, что почти все воспоминания вышли уже в советское время: 20-30-е годы XX в. Это не случайно: в них дается крайне негативное восприятие российской действительности XIX- начала XX в.
Несколько особняком стоят мемуары С.Д. Урусова.24 Он был назначен губернатором Бессарабской области после кишиневского погрома евреев в апреле 1903 г. В своих мемуарах он уделяет много внимания еврейскому вопросу в Бессарабской губернии, рассматривая его с
либеральных, умеренных позиций. К мемуарам-автобиографиям можно отнести воспоминания Я.Л. Тейтеля.25 Мемуары-автобиографии затрагивают в основном вопросы, связанные с личной жизнью их автора, поэтому посвящены вопросам службы, отношениям в семье, личным бытовым моментам. Автор таких мемуаров не пытается запечатлеть общую историческую хронику современных ему событий, чем несравненно обедняет повествование об эпохе. В результате мемуары - современные истории оттесняют в XIX в. мемуары-автобиографии, которые в итоге оказываются представленными лишь биографиями творческих деятелей, преимущественно науки и искусства.
Другую значительную группу мемуаров представляют работы, связанные с решением мусульманской проблемы в России. Фактически все мемуары в той или иной степени связаны с событиями Кавказской войны.26 Особо следует сказать о воспоминаниях А. Руновского, который был приставлен к Шамилю после его пленения и перевода в Калугу.27 Все это позволяет говорить, что события Кавказской войны XIX в. стали одним из важнейших событий отечественной истории этого периода. Интересны и воспоминания полковника Т. Лапинского, командира полевого отряда, который перешел на сторону горцев и воевал с российскими войсками под именем Таффик-бея.28 Это чрезвычайно редкое и необычное явление для того времени. Не случайно, что его мемуары вышли большим тиражом только в 1995 г.
Специально следует остановиться на описаниях мусульманских земель Поволжья, Уральского и Кавказского края, сделанных М. Невзоровым и Я. Потоцким29 в конце XVIII - начале
XIX в., перед покорением Кавказа. Они обратили внимание на особенности поведения горцев, которые во многом оправдались во время Кавказской войны. В 90-е годы XIX в. вышли воспоминания А.З. Валиди о противоборстве мусульманского населения Средней Азии российскому владычеству в этом регионе.30
К жанру источников личного происхождения можно отнести дневники, переписку и письма. Среди них следует назвать переписку известного историка еврейского народа С.М. Дубнова и одного из лидеров кадетской партии М.М. Винавера.31 Интерес представляют и письма Г.Р. Державина, члена Сената и президента Коммерц-коллегии, написанные им после посещения Минской губернии для выяснения крайне тяжелого материального положения белорусского крестьянства.33 Во многом эти письма послужили составлению «Положения об устройстве евреев» 1804 г. Журнал «Библиотека для чтения» в 1848 г. опубликовал дневник русского солдата, который провел почти год в плену у горцев. В нем много зарисовок из повседневной жизни кавказских народов, говорится об их вере и боевом искусстве.34
Таким образом, использование источников личного происхождения позволяет познакомиться с бытом населения, что входит в понятие «повседневная история». Это практически невозможно увидеть при рассмотрении других видов источников.
Summary
The author of the article analyses 5 types of historical sources: the state laws, the documents of office work, the statistics, the publicist writing and the sources of personal origin (as a rule it's memories - contemporary history). The base of these sources are formed the materials of Russian state historical archive in Sankt-Petersburg. Such sources base is rather enough for the creation of major science work (monograph) on such theme.
1 О подчинении всех церквей и монастырей римско-католической веры архиепископству сего исповедания, учрежденному в Могилеве (ПСЗРИ. Т. XXI (1781-1883 гг.). Ст. 15326); О запрещении проповеди иезуитов в Санкт-Петербурге и Москве и высылке их из обеих.столиц (там же. Т. XXXIII (1815 г.). Ст. 26032); О высылке иезуитов за пределы России и впредь не впускать ни под каким видом и наименованием (там же. Т. XXXVII (1820 г.). Ст. 28198); О наказании настоятелей монастырей и монахов за обращение православных в римско-католическую веру (там же. Т. V (1830 г.). Ст. 3908); О приводе к присяге на верность службе духовных лиц римско-католического исповедания при определении в настоятели монастыре (там же. Т. VII. (1832 г.). Ст. 5319); Воспрещение иноверному духовенству приобретать в крепостное владение людей греко-римского исповедания
(там же. Т. XX (1845 г.). Ст. 9770а); Порядок цензуры рукописных проповедей, произносимых в римско-католических церквах (там же. Т.ХХУИ (1853 г.). Ст. 27017); Назначение особого духовного лица и подчинение ему всех латинских капелланов, состоящих при войсках, расположенных в Царстве Польском (там же. XXXVII (1853 г.). Ст. 27326); Порядок сношения с Римским папой по духовным делам римско-католического исповедания (там же. Т.ХІЛІ (1867 г.). Ст. 44547); О сношениях римско-католических епархиальных властей со Святейшим Престолом через посредство МВД (там же. Т.Х (1890 г.). Ст. 53390а) и др.
2 Акты и грамоты об устройстве и управлении римско-католической церкви в империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849.; Белоголов И. Акты и документы, относящиеся к устройству и управлению римско-католической церкви в России. Пг., 1915. Т. 1 и др.
3 Казнь за обращение православных в магометанскую веру (ПСЗРИ. Т. I (1649 - 1675 гг.). Ст. 109); О допущении татар магометанского закона, жительствующих особыми деревнями в разных губерниях, строить мечети и о переселении их из тех деревень, где большая часть поселян приняла православную веру, (там же. Т. XIV (1754 - 1757 гг.). Ст. 10597); Положение о Таврическом магометанском духовенстве и правах оного, (там же. Т.VI (1831 г.) Ст. 5033); Предоставление рассмотрению гражданского начальства поступков магометанского духовенства, не подлежащих рассмотрению Магометанского духовного начальства, (там же. Т.Х (1835 г.). Ст. 8669); Штаты Оренбургского духовного собрания и Таврического духовного правления, (там же. Т. XI (1836 г.). Ст. 8780); О правах живущих в России магометан на дворянское достоинство, (там же. Т.ХУ (1840 г.). Ст. 13304); Форма клятвенного обещания для магометан, поступающих в военную службу (там же. Т. XXXVII (1862 г.). Ст. 38514а); О порядке замещения должностей Оренбургского муфтия и членов Оренбургского Магометанского духовного собрания (там же. Т.Х. (1890 г.). Ст. 6512) и др.
4 Во всех присоединенных от Польши местах приписать Евреев к кагалам и положить в поголовный сбор (ПСЗРИ. Т. XIX (1770 - 1774 гг.). Ст. 13865, п. 1); Определение прав Евреев в России, касательно их подсудности, торговли и промышленности (там же. Т. XXII (1784 - 1788 гг.). Ст. 16391); С Евреев, записавшихся по городам в мещанство и купечество, взыскивать подати в двойном размере, по сравнению с христианами, (там же. Т. XXII (1789 - 1796 гг.). Ст. 17224); Положение об устройстве Евреев (там же. Т. XXVIII (1804 - 1805 гг.). Ст. 21547); Устав рекрутской повинности и военной службы Евреев с наставлениями для гражданских начальников, (там же. Т. II. (1827 г.). Ст. 1330).; Положение о Евреях (там же. Т.Х. (1835 г.). Ст. 8054); Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению с уничтожением еврейских кагалов (там же. Т. XIX (1844 г.). Ст.
18546) и др. - В законодательных актах ПСЗРИ слово «еврей» записывалось с большой буквы и было тождественно понятию «иудей», а не обозначало принадлежность к национальности.
5 Вашкевич В.В. Сборник узаконений, касающихся евреев. Составлен по распоряжению Высочайше учрежденной Высшей комиссии для пересмотра действующих о евреях в Империи законов. СПб., 1886; Гессен И.В., Фридштейн В.З. Сборник законов о евреях с разъяснениями по определениям Правительствующего Сената и циркулярам. СПб., 1904; Документы и материалы по истории противу-еврейских беспорядков 1881 -1883 гг. Вып. 1. СПб., 1884; Левин Э.Б. Сборник ограничительных законов и постановлений о евреях по 1 июля 1902 г. СПб., 1902; Свод узаконений о евреях с изменениями, последовавшими по 15 октября 1884 года и разъяснениями из решений Правительствующего Сената и министерских циркуляров, составил Е.Левин. СПб., 1885 и др.
6 Увольнение Таврических Евреев, именуемых караимами, от положенных на всех вообще Евреев двойных податей (ПСЗРИ. Т. XXIII (1789-1796 гг.). Ст. 17340); О привилегиях Евреям-караимам жить и заниматься в г. Троки (там же Т. IV (1829 г.). Ст. 3136); Положение о Таврическом Караимском духовенстве, (там же. Т. XII (1837 г.). Ст. 9991); О кандидатах на должность гахама Караимского духовенства в Таврической губернии и в г.Одессе. (там же. Т. XIV (1839 г.). Ст. 12206); Дозволение караимам в Таврической и других губерниях принимать на услужение христиан, (там же. Т. XIV (1839 г.). Ст. 12963); О новой форме присяги для караимов (там же. Т. XVII (1842 г.). Ст. 15199) и др.
’Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). Ф.821. Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД. Оп 1 (1810 - 1901 гг.) - католическое исповедание в России; Оп.2 (1855 -1911 гг.) - католическое исповедание в Царстве Польском;. Оп. 3 (1828 - 1917 гг.) - католическое исповедание в России и Царстве Польском; Оп. 6 (1799 - 1879 гг.) - протестантское и католическое исповедание (о колонистах этих исповеданий); Оп. 8 (1833 - 1914 гг.) - иудейское и магометанское исповедание; Оп. 9 (1857- 1914 гг.) -раввинские комиссии. Комитет о евреях; Оп.Ю (1825 - 1917 гг.) - общий отдел. Об органах управления иностранными исповеданиями; Оп. 11 (1828 - 1917 гг.) - всеподданнейшие доклады министра внутренних дел по Департаменту духовных дел иностранных исповеданий; Оп.125 (1800 - 1910 гг.) - римско-католический отдел Департамента духовных дел иностранных исповеданий; Оп.133 (1841 - 1917 гг.) - иудейский и магометанский отдел Департамента духовных дел иностранных исповеданий; Оп.145 (1890 - 1913 гг.) -атласы народонаселения Западного края по исповеданиям; 0п.150 (1828-1917 гг.) - католическое, иудейское и магометанское исповедание департамента духовных дел иностранных исповеданий.
"Высшие и центральные государственные учреждения России 1801 - 1917 гг. Т.2. СПб., 2002. С.36.
9 Там же. С.37.
10 Будущность: еженедельное издание (издатель - С.О.Грузенберг). СПб., 1899-1904 гг; Вестник русских евреев; еженедельная газета (изд. А.И.Цедербаум и А.-И.М.Гольденблюм). СПб., 1878-1879 гг; Восход: журнал учено-литературный (ред.и изд. А.ЕЛандау). СПб., 1881-1899 гг., с № 8 1899 г. -редактор М.Г.Сыркин. СПб., 1899-1906 гг; Еврейская библиотека: исторический литературный сборник (изд. А.Е.Ландау, Г.А.Ландау). СПб., 1871 - 1902; Рассвет: орган русских евреев, еженедельное издание (ред. А.О.Цебербаум и А.И.М.Гольденблюм. СПб., 1879-1884 гг. С мая 1880 по ноябрь 1880 г ред. - Г.И.Богров и Я.Л.Розенфельд; с ноября 1880 г. - Я.Л.Розенфельд; Русский еврей: еженедельное издание (ред. Л.Я.Берман, с № 41 1883 г. -Л.О.Кантор). СПб., 1879-1884 гг.
11 Эльяшевич Д.А. Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797-1917: СПб.; Иерусалим, 1999.
12 Иваск У.Г. Еврейская периодическая печать в России. Материалы для истории еврейской журналистики. Таллинн, 1935.
13Источники финансового благополучия евреев// Гражданин. 1889. №286; Ильши Р. Скромная заметка о трусости евреев вообще, русских евреев в особенности и об отвращении последних к почетному званию воина / / Биржевые ведомости. 1863. № 43; О способах уклонения от воинской повинности среди евреев (Речь городского головы)// Киевлянин. 1883. № 51; О новых мерах против уклонения евр!еев от воинской повинности// Санкт-Петерб. ведомости. 1886. № 148; О политических мотивах недопущения евреев во внутренние губернии России // День. 1870. № 49 и др.
14 Розенфепьд Я.Л. По поводу одного распоряжения финляндского сената (о выселении евреев из Финляндии) // Рассвет. 1881. № 5; Блюменфельд Г. Экономическая деятельность евреев на юге России// Восход. 1881. № 9; Дубнов С.М. История хасидского раскола// Восход. 1891. Кн.1; Вопль души иудейской// Будущность. 1902.; Витте С.Ю. Еврейский вопрос при введении питейной монополии; Всеподданнейший доклад // Еврейская старина. 1915. № 8 и др.
15Евреи-караимы// ЖМВД 1843. Ч. 1 № 2; Евреи и христиане и их взаимные отношения в средние века// Православное обозрение. 1884. № 2: Еврейское земледелие в 16 губерниях (Статистические данные)// Новороссийский телеграф. 1887 JV? 3689, Виленский вестник. 1887. № 64; Исследование о евреях-караимах// Северный архив. 1827. 4.26; Попов А. Последняя судьба польской политики в России// Вестник Европы. 1868. Т.1; Рассказы А Н.Голицына о Александре I и его времени// Русская старина. 1884. Т. 41. № 1-3; Щебальский П.К. Католичество в России при Екатерине и после нее// Русский вестник. 1863. № 10; 1864. № 8; Из татарских современных обычаев// Одесский вестник. 1882. № 75 и др.
16Заметки о религии киргизов // Акмолинские областные ведомости. 1880. № 45; Из религиозно-нравственной жизни киргизов внешней Букеевской орды// Астраханские епархиальные ведомости. 1890. № 8, № 11; Сибирские татары// Тобольские губернские ведомости. 1861. № 35-45; Татарский вопрос// Неделя. 1871. № 26 и др.
17 Обзор Дагестанской области за 1891 год. Темир-Хан-Шура, 1892 (и так каждый год до 1915 г.); Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. T.III.: Бессарабская область// Там же. T.LXII: Дагестанская область// Там же. T.LXVIII: Терская область СПб., 1905; Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков 1886 г. Тифлис, 1893, Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1-Х. Тифлис, 1869-1881; Географические и статистические сведения о Царстве Польском. СПб., 1863 и др.
18 Всероссийская перепись 1916 г. Терская область. Поселенные итоги. Владикавказ, 1917; Всероссийская перепись 1917 г. Дагестанская область// Тр. Дагестанск.стат. управления. Махачкала, 1924. № 1-6.
19 Зубов П. Картины Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях. Ч.Ш. СПб., 1935; Защук А. Материалы для географии и статистики России: Бессарабская область. СПб., 1862.
20 Атлас народонаселения Западного края по вероисповеданиям. СПб., 1863.
21 Еврейская энциклопедия: свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. В 16 т. М., 1991.
22 Термин заимствован у авторов учебника: Источниковедение. М., 1998. С.472. Он принят также в англоязычной и французской историографии.
23Гаркави В.О. Отрывки воспоминаний. СПб., 1813; Грузенберг О.О. Вчера: Воспоминания. Париж, 1938; Дубнов С.М. Книга жизни: Воспоминания и размышления: Материалы для истории моего времени. В 3 т. Рига, 1939, Дейч Л.Г. За полвека. Пг., 1922. Т.1. 4.1; 1923. Т.1. Ч.2.; Клячко Л.М. За кулиспми старого режима. (Воспоминания журналиста). Л., 1927. Т. 1, Левен таль Н. Накануне хождения в народ. М., 1927; Мандельштам ЛМ Из записок первого еврея-студента в России (1839 -1840) // Пережитое, I СПб., 1910; СлиозбергГ.Б. Дела минувших дней: записки русского еврея. В 3 т. Париж, 1933-1934; Спектор И. В. Из пережитого: Пасха; Девятое Ава: Очерки. Екагеринос-лав, 1917 и др.
24 Урусов С.Д. Записки губернатора. М., 1907.
25 Тейтель Я.Л. Из моей жизни: За 40 лет. Париж, 1925.
26Абдурахман ал-Газигумули. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля, Калуга, 1281 г.х. М., 2002; Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. С картами и планами. Казань, 1850; Вердеревский Е.А.
Кавказские пленницы или плен у Шамиля. М., 1857; Даргинская трагедия. 1845 г. (Воспоминания). СПб., 2001; Ермолов А.П. Записки. Ч. 1-2. М., 1865; Розен Р.Ф. Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. II История, география и этнография Дагестана ХУШ-Х1Х вв.: Архивные материалы. М., 1958; Руновский А. 1)Знакомство с Шамилем/ / Военный сборник. Т.Х. № 11. СПб., 1859; 2)Шамиль (Из записок пристава при военнопленном)// Военный сборник. Т.Х1. № 2. 1860; 3) Семейство Шамиля// Военный сборник. Т.ХШ. № 5; 4) Канлы в немирном крае (Выдержки из дневника пристава при Шамиле)// Военный сборник. Т.Х1У № 7. СПб., 1860; Саййид Абдурахман Китаб аил-тазкира (Книга воспоминаний: Публикация рукописи XIX в. по истории Дагестана и Чечни // Наш Дагестан. 1994. № 167, 168, 172, 173 и др.
37РГИА. Ф. 1268. Оп. 10. Д. 197.
28 Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских; описания очевидца Т.Лапинского (Теффик-бея), полковника и командира полевого отряда в стране независимых кавказцев. Нальчик, 1995.
29 Невзоров М. Путешествие в Казань, Вятку, Оренбург в 1800 г. 4.1. М., 1803; Потоцкий Я. Путешествие в Астраханские и Кавказские степи (1797-1798 гг): главы из книги историка// Новый журнал. 1997. № 1.
10 Валиди А.-З. Воспоминания. Кн. 2. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культуры. Уфа, 1998.
31Дубнов СМ. В полосе ликвидации: Переписка между С.М.Дубновым и М.М.Винавером (1921-1925 гг.)// Вестник Еврейского университета. 2000. № 3.
32Державин Г.Р. Мнения об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обуздания корыстных промыслов евреев о их преобразовании и о прочем// Второе акад. изд. соч. Державина. Т.7. СПб., 1878.
33Дневник русского солдата, бывшего110 месяцев в плену у чеченцев// Библиотека для чтения. 1848. Т.88. С.71-102; т. 89. С.21-48.
и Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т. 1-2. Тифлис, 1907.
35 Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859.
кХаныков Н. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843.
Статья поступила в редакцию 27 мая 2004 г.