УДК 342.5 ББК 67.3
РОЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ДУХОВНЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ВЕРОИСПОВЕДНОЙ СФЕРЕ
НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ШИНГАРЕВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Департамента духовных дел иностранных исповеданий, который являлся структурным подразделением МВД и осуществлял государственную политику в области контроля над не православными исповеданиями.
Ключевые слова: государственная религиозная политика, МВД, Департамент духовных дел иностранных исповеданий, неправославная конфессия.
Annotation. The article is devoted to the Department of Religious Affairs of Foreign Confessions, which is a structural unit of the Ministry of Interior and public policies in the control of non-Orthodox confessions.
Keywords: state religious policy, Department of the Interior, Department of Religious Affairs of Foreign Confessions, nonOrthodox denominations.
В современной России религия вновь стала одним из важных факторов общественной и политической жизни. Современное развитие российского государства предполагает демократическое решение религиозного вопроса: возможность гражданам свободно определить свою конфессиональную принадлежность. В то же время, в Российской Федерации отсутствует федеральный государственный орган, который бы занимался контролем соблюдения религиозными объединениями законодательства. Однако, так было не всегда. Во второй половине XIX в. российское правительство, решив упорядочить правовое положение инославных исповеданий, возложило на Министерство внутренних дел разработку правил, регулирующих статус неправославных конфессий, а также поручило ему осуществлять контроль за их деятельностью и соблюдением российского законодательства. Однако, Святейший Синод стал требовать закрепить надзор за иностранными исповеданиями за ним. В частности, член Синода В.И. Шемякин считал, что: «ино-
верцы и инородцы должны составить особое ..., отдельное ведомство» Синода. «Министерство иноверных исповеданий, — писал он К.П. Победоносцеву в 1885 г., — сосредоточивало бы в руках обер-прокурора Святейшего Синода и лютеранство с католичеством, и магометанство с язычеством и все инородческие школы и семинарии»1. Такого же мнения придерживался чуть раньше и Александр II, высказав это, министру внутренних дел П.А. Валуеву2. Однако, П.А. Валуев полагал, что политика ограничений Синода в отношении иноверных исповеданий не соответствует расширению свободы вероисповедания3.
Таким образом, органом, отвечающим за проведение в жизнь правительственной политики в области неправославных конфессий, стал Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД. Возглавлял Департамент директор, в подчинении которого находился вице-директор, а также постоянный штат чиновников по особым поручениям, в задачи которых входил постоянный сбор информации о со-
стоянии и деятельности иностранных конфессий на территории Российской империи. В штат Департамента зачислялись также отдельные духовные лица иностранных исповеданий в качестве постоянных или временных консультантов. В состав Департамента входили следующие отделы: ф Общий отдел, который вел все делопроизводство и выполнял функцию приемной Директора;
ф Секретарская часть: осуществляла подбор и расстановку кадров Департамента, вела переписку с другими ведомствами, архивную работу; Счетный отдел: ведал всеми вопросами статистики, учета, анализа, финансово-хозяйственной деятельности Департамента и подчиненных ему органов, в том числе выплатой денежного содержания, пенсий, пособий, командировочных расходов и т.д.;
Секретный отдел: занимался сбором секретной информации, разработкой и проведением тайных операций как внутри страны, так и за рубежом;
ф Католический отдел: ведал духовными делами Римско-католического и армяно-католического исповеданий в империи; ф Лютеранский отдел: ведал духовными делами
всех протестантских конфессий; ф Армяно-григорианский отдел: курировал армянскую григорианскую церковь; ф Магометанский отдел: ведал духовными делами
мусульман империи; ф Еврейский отдел: курировал все вопросы, связанные с жизнью еврейских общин в империи; ф Буддийский и Языческий отдел: осуществлял руководство духовными делами калмыков и бу-рят-ламаитов, курировал вопросы, связанные с жизнью язычников на всей территории империи.
Государство «ранжировало» инославные конфессии: 1) признанные государством конфессии; 2) непризнанные государством, но терпимые исповедания, 3) преследуемые государством «по причине безнравственного характера» учения и секты4. Таким образом, вслед за господствующей Православной церковью шла Евангелическо-люте-ранская церковь и Евангелическо-реформатская, затем Армяно-григорианская, Армяно-католическая
и Римско-католическая церковь. За христианскими «инославными» конфессиями по объему льгот и привилегий следовали «иноверные»: общины евреев-караимов, мусульман-суннитов, мусульман-шиитов, евреев-талмудистов, ламаитов (калмыки и буряты). Признанными, но лишенными привилегий являлись протестантские общины шотландских и базельских сектантов, меннонитов и баптистов, сибирские шаманисты и язычники-самоеды. Терпимыми, но не признанными законом до 1905 г., были русские старообрядцы и некоторые секты. Преследуемыми являлись «изуверские» секты (скопцы, хлысты) и некоторые «толки» старообрядчества. В соответствии с «Уставами духовных дел иностранных исповеданий» и «Сводом учреждений и уставов управления духовными делами иностранных исповеданий, христианских и иноверных», определялся правовой статус каждой конфессии, действующей на территории российского государства, ее структура, права и обязанности духовенства5.
Обязанности Секретного отдела Департамента духовных дел иностранных исповеданий во внешнеполитической сфере состояли в выявлении и пресечении нежелательных, с точки зрения государственных интересов, связей инославных конфессий с их зарубежными центрами и общинами. Так, в 1866 г. при русской дипломатической миссии в Ватикане Департаментом была учреждена должность агента по римско-католическим делам6. Агентами Департамента являлись различные лица, в том числе получившие впоследствии широкую известность. Например, с 1891 по 1897 гг. агентом по римско-католическим делам являлся будущий министр иностранных дел А.П. Извольский, написавший исследование по истории католицизма в России и за рубежом7. В качестве примера деятельности Секретного отдела можно привести наблюдение за контактами иерархов армяно-григорианской церкви с армянскими диаспорами в Европе и Аме-рике8. Полученные сведения использовались при подборе кандидатов на должности иерархов, вплоть до должности «католикоса всех армян», а также при решении вопросов об их смещении9. В конце ХГХ в. особое внимание Секретного отдела было сосредоточено на связях российских мусульман с заграни-цей10. При этом использовались сведения, получаемые от лиц, изучавших регионы Ближнего Востока
№ 10 / 2015
Вестник Московского университета МВД России
55
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
или от командированных туда Министерством иностранных дел империи11.
Во внутриполитической области деятельность Департамента была обширной и разнообразной. Он собирал сведения об отношении населения к своему духовенству, к русским, правительству и местным властям, о негативных тенденциях, которые могли создать угрозу государственной и общественной безопасности. Полученная информация анализировалась и докладывалась правительству и лично им-ператору12.
Необходимо отметить, что Департаментом решались вопросы перехода из одного вероисповедания в другое с учетом существующего законодательства и интересов государственной религиозной политики. Так, категорически запрещался переход из православия в любое иное вероисповедание, кроме отдельных случаев браков лютеран с православными. При переходе в иное исповедание предпочтение отдавалось христианским конфессиям (однако, переходу из протестантства в католичество создавались препятствия, в то время как переход из католичества в протестантство поощрялся). Запрещался переход из любого христианского исповедания в нехристианское.
Таким образом, к началу ХХ в. деятельность Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД Российской империи охватывала практически все существовавшие в империи неправославные вероисповедания, кроме русского старообрядчества и сектантства, наблюдение за ко-
торыми осуществлялась Департаментом полиции МВД.
1 В.И. Шемякин — К.П. Победоносцеву. 22 марта 1885 г. // РГИА. Ф. 1574.
2 См.: МихайловаН.В., Журов А.Н., Колыхалов Д.В., Шингаре-ва Н.В. Разработка и реализация законодательства о веротерпимости и свободе совести во второй половине XIX в. — феврале 1917 г. (историко-правовое исследование). М., 2008.
3 Дневник П.А. Валуева. М., 1961. Т. II. С. 196. Запись 24 марта 1867 г.
4 См.: Лукьянов С. Департамента духовных дел иностранных исповеданий. // Журнал Совета министров внутренних дел СНГ. М., 2012.
5 Свод Законов Российской Империи. СПб., 1857. Т. XI. С. 7—171.
6 Агент получал от Департамента жалование и значительные суммы на «секретные расходы». Он собирал информацию о деятельности римской курии, особенно касающуюся ее связей с католическим духовенством в России. Обмен полученными сведениями осуществлялся по дипломатическим каналам через МИД (ЦГИА СПб. Ф.821. Оп.10.Д.178. Л.1-127; Д.180. Л.1-112; Оп.138. Д.7. Л.1-477; Оп.138. Д.18. Л.1-228; Оп.138. Д.43. Л.1-58; Д.54. Л.1-215; Д.50. Л.1-137).
7 ЦГИА СПб. Ф.821. Оп. 10. Д. 179. Л. 1-12.
8 ЦГИА СПб. Ф.821. Оп.138. Д.71. Л.1-104.
9 Там же. Оп.138. Д.76. Л.1-114.
10 Департамент изучал возможности влияния «протурецкой» пропаганды на российских мусульман. В 1866 г. Департамент запретил паломничество в Мекку мусульманским духовным лицам Казанской губернии в связи с «обнаружившимся среди поволжских татар стремлением переселиться под видом паломников в Турцию». (ЦГИА СПб. Ф.821. Оп.8. Д.1175. Л.1-11).
11 Департаментом изучались записки и мемуары лиц, побывавших в странах Ближнего Востока, например, записка драгомана Азиатского Департамента МИД Гамагова о паломничестве в Мекку, исследование известного востоковеда Э.Э. Ухтомского «Мекка в политическом и религиозном отношении» (ЦГИА СПб. Ф.821. Оп.8. Д.1174. Л.1-90, Л.91-114).
12 См.: Шингарева Н.В. Роль МВД Российской империи в разработке и реализации законодательства о веротерпимости и свободе совести во второй половине XIXв. — феврале 1917 г.: Историко-правовое исследование Дисс. ... к.ю.н. М., 2006.
Основы гражданского права. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Н.Д. Эриашвили, Р. А. Курбанова. Изд-во ЮНИТИ, 2015.
В учебнике изложены основные положения гражданского права. Раскрыты источники, принципы и субъекты гражданского права. Определена система вещных прав. Рассмотрены общие положения об интеллектуальной собственности; об обязательственном праве, а также отдельные виды обязательств. Отдельный раздел посвящен общим положениям наследственного права.
Для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».
ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
УЧЕБНИК