Научная статья на тему 'Отбор юных пловцов на основе метода исследования нервно-мышечной реакции'

Отбор юных пловцов на основе метода исследования нервно-мышечной реакции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ДЕТИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ЛАТЕНТНОЕ ВРЕМЯ МЫШЕЧНОЙ РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шаратских Анна Юрьевна

Важным аспектом в подготовке спортивных кадров является проблема спортивного отбора. Выявление предрасположенности детей к определенному виду спортивной деятельности, позволит тренерам ДЮСШ более целесообразно распределять их по направлениям спортивной деятельности, а, следовательно, быстрее добиваться спортивных результатов и сохранять контингент в процессе многолетней спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young swimmers’ selection based on the method of neuro-muscular reaction research

The important aspect of the sports personnel training is the issue of sports selection. Identifying the predisposition of children to a particular sport activity will allow the coaches of the CYSS (Children’s and Youth Sports School) to distribute children, to achieve sports results and to keep the contingent in the process of long-term sports training faster and more expediently.

Текст научной работы на тему «Отбор юных пловцов на основе метода исследования нервно-мышечной реакции»

культуры. - 2011. - № 9. - С. 73-77.

REFERENCES

1. An Jing. (2009), "Chinese principles of sports education of tennis players", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, Issue 86, pp. 103-107.

2. Gui Yulong and Zhang Xiaoquan (2017), "Assessment of technical readiness of young tennis players with use of The International Number of the Player — ITN", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 65-69.

3. Ivanova, G.P. and Jemai Shekeeb (2009), "Means of technical and tactical and physical preparation of tennis players of team of Tunisia in the conditions of collecting", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 56, No. 10, pp. 51-55.

4. Plotny, A.R., Dubrovina, O.I. and Korotkova, E.A. (2011), "Pedagogical maintenance and self-control of activity of tennis players", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 73-77.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.03.2018

УДК 797.21

ОТБОР ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНО-

МЫШЕЧНОЙ РЕАКЦИИ

Анна Юрьевна Шаратских, старший преподаватель Педагогический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск

Аннотация

Важным аспектом в подготовке спортивных кадров является проблема спортивного отбора. Выявление предрасположенности детей к определенному виду спортивной деятельности, позволит тренерам ДЮСШ более целесообразно распределять их по направлениям спортивной деятельности, а, следовательно, быстрее добиваться спортивных результатов и сохранять контингент в процессе многолетней спортивной подготовки.

Ключевые слова: спортивный отбор, дети, тестирование, латентное время мышечной реакции.

YOUNG SWIMMERS' SELECTION BASED ON THE METHOD OF NEUROMUSCULAR REACTION RESEARCH

Anna Yurievna Sharatskikh, the senior teacher, Pedagogical College of Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

The important aspect of the sports personnel training is the issue of sports selection. Identifying the predisposition of children to a particular sport activity will allow the coaches of the CYSS (Children's and Youth Sports School) to distribute children, to achieve sports results and to keep the contingent in the process of long-term sports training faster and more expediently.

Keywords: sports selection, children, testing, latent time of muscular reaction.

За последние десятилетия наука сделала огромный прорыв в появлении большого количества различных методик и способов тестирования на выявления функциональной, физической, психологической и др. видов подготовленности. К сожалению, многие информативные методики, не доступны для массового применения, т.к. являются дорогостоящими и трудоемкими.

Спортивной ориентацией для отбора являются рекомендации учителя физической культуры, тестирование уровня физического развития, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности. Это многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если

на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.

Проблема спортивного отбора состоит в том, что каждый отдельно взятый ребенок индивидуален, и не всегда может вписаться в рамки общепринятых методов.

Поэтому задачей нашего исследования является подобрать методику отбора, основываясь на данных информативных методов научных исследований.

Одним из наиболее эффективных способов оценки функционального состояния нервно-мышечной системы является электромиография. Это метод основан на регистрации и качественно-количественном анализе различных видов электрической активности нервов и мышц [1].

Основным свойством центральной нервной системы (ЦНС), наряду с возбуждением и торможением, является скорость проведения возбуждения. Данный показатель характеризует общее состояние нервной системы и показывает, насколько быстро осуществляются процессы, приводящие к ответной реакции организма на какой-либо стимул [1].

Осуществление произвольных движений проходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств - при участии волевого усилия. Поэтому психомоторные особенности человека - это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных качеств.

В группу психомоторных качеств входят следующие показатели: время одиночного движения, время реагирования на сигнал (ЛВ), частота движения. Между проявлениями каждого из этих качеств в различных условиях имеется связь.

Латентное время (ЛВ) - время нервно-мышечного пути между появлением сигнала (раздражением рецептора) до развития возбуждения в исполнительном органе; Время, в течение которого человек отвечает двигательной реакцией на внешний стимул, называется латентным периодом (ЛП), то есть, иными словами, латентный (скрытый) период - это время прохождения нервного импульса от рецептора до мышцы.

По данным исследования Янкаускаса Й.М. (1972). во время роста ребенка длительность латентного времени мышечной реакции (далее ЛВМР) укорачивается и наибольшего укорачивания достигает в возрасте 17 лет, что характерно для испытуемых обоего пола [3].

Что касается латентного времени напряжения (ЛВН) и латентного времени расслабления (ЛВР), то в период от 4 до 22 лет эти показатели укорачиваются более чем в 2 раза. Время расслабления мышц у женщин короче, чем у мужчин. Эти изменения носят индивидуальный характер и зависят от возраста, пола и стажа двигательной деятельности [3].

Изучая координированное управление элементами двигательного аппарата нельзя не сказать о таком важном показателе как частота движений.

По данным исследований Фрейдберг (1946), Гончаров (1953), Букреева (1955) и др. У детей на протяжении периода обучения в школе происходит увеличение максимальной частоты движений, которое несколько замедляется в старшем возрасте.

Об этом свидетельствуют и данные исследований «Возрастные и половые особенности развития двигательной функции и влияние на нее физических упражнений» Янка-ускас Й.М. (1972). По его данным частота движений с возрастом повышается неравномерно и носит индивидуальный характер. В 12 лет частота элементарных движений у девочек выше чем у мальчиков, а в остальные периоды это превосходство теряется. Среди лиц, занимающихся спортом, темп движений выше у представителей мужского пола и достигает самых высоких показателей в 17 летнем возрасте. У спортсменок темп движений несколько ниже, но продолжает увеличиваться и в 22 года. Способность к длительному удержанию максимального темпа движений выше у представительниц женского пола и увеличивается с возрастом и повышением спортивной квалификации [3].

Исходя из этого мы видим, что двигательный аппарат претерпевает значительные изменения в процессе становления человека. После рождения продолжается развитие всех

функций и систем организма, а ведущая роль в этом процессе принадлежит высшим отделам ЦНС, которая определяет направление изменений. В связи с этим необходима разработка и научный подход к организации процесса физического воспитания и спортивной тренировки, соответствующий особенностям растущего организма и периодам сензитив-ности развития тех или иных качеств.

Выбор спортивной деятельности, определяемый физическими и психологическими особенностями, зависит и от способов восприятия и оценки времени и пространства. Характеристики временных и пространственных свойств человека коррелируют со многими физиологическими, психофизиологическими и психологическими характеристиками, формируя индивидуально-типологические особенности и определяя стратегию поведения. В настоящее время фактор времени выделяют наряду с такими важными физиологическими характеристиками как величины максимального потребления кислорода и профиль функциональной асимметрии как генетический маркер спортивной одаренности.

Исследования проводились с октября 2014 по февраль 2015 на базе МАОУ ДО г. Иркутска Дворец спорта для детей и юношества "Юность" в группе начальной подготовки, всего обследован 21 ребенок: 14 мальчиков, 7 девочек в возрасте 8-9 лет.

Задачей исследования было определить ЛВМР у обучающихся плаванию в условиях ДЮСШ в группах начальной подготовки.

Латентное время произвольного напряжения и расслабления определяли при помощи цифрового электрокардиографа и ноутбука. Отведение мышечной активности осуществляли с помощью поверхностных электродов площадью 1 см2 и межэлектродным расстоянием 2-4 см [2].

Методика «Простая зрительно-моторная реакция» (ПЗМР): обследуемому последовательно предъявляются световые сигналы красного цвета. При появлении сигнала необходимо как можно быстрее напрячь мышцу и удерживать напряжение до появления повторного сигнала, после второго сигнала испытуемый расслабляет мышцу. Измерения проводились на трехглавой мышце плеча поочередно правой и левой руки, с каждым испытуемым по 3 теста: до тренировки, после разминки и после тренировки; при этом в каждом тесте 13-15 измерений произвольных напряжений и расслаблений мышцы. На экране анализировали следующие параметры: амплитуду, частоту, структуру, а также время напряжения и расслабления мышц. Далее вычисляли расчет полученных средних величин, их минимального и максимального значений в вариационном ряду определяемых показателей, сравнение различий между средними величинами определялась по 1 критерию Сть-юдента. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом, поэтому кроме исследования ЛВМР, мы использовали Теппинг-тест, который позволяет определить свойства нервной системы по психомоторным показателям. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой.

Рисунок 1 - Результат анализа свойств нервной системы у обучающихся плаванию в условиях ДЮСШ в группах начальной подготовки

Как показано на рисунке 1: выявлено 11 человек со слабой нервной системой, 7 человек со средне-слабой нервной системой и 3 человека с нервной системой средней силы, сильная нервная система не выявлена.

Таблица 1 - Изменение показателей ЛВН и ЛВР у обучающихся плаванию в условиях ДЮСШ в группах начальной подготовки 1-го года обучения_

№ Тесты Правая рука Левая рука

Сентябрь Февраль t Р Сентябрь Февраль t р

1 До тренировки ЛВН 0,34±0,8 0,39±0,18 -0,98 Р <0,05 0,38±0,12 0,33±0,2 1,52 Р <0,05

2 До тренировки ЛВР 0,54±0,23 0,51±0,26 0,49 Р <0,05 0,6±0,28 0,45±0,09 2,3 Р <0,01

3 После разминки ЛВН 0,33±0,1 0,35±0,14 -0,59 Р <0,05 0,34±0,09 0,33±0,04 0,54 Р <0,05

4 После разминки ЛВР 0,48±0,19 0,51±0,22 -0,39 Р <0,05 0,54±0,26 0,49±0,08 0,82 Р <0,05

5 После тренировки ЛВН 0,35±0,08 0,34±0,16 0,21 Р <0,05 0,32±0,07 0,33±0,05 -0,16 Р <0,05

6 После тренировки ЛВР 0,58±0,28 0,43±0,15 2,04 Р <0,05 0,59±0,27 0,51±0,12 1,2 Р <0,05

Наблюдение за показателями простой сенсомоторной реакции у обучающихся плаванию в условиях ДЮСШ в группах начальной подготовки первого года обучения указывает на информативность указанных показателей. Мы можем сделать вывод о нестабильности НС детей, что видно на рисунке 1, где преобладает слабая НС. ЛВМР у детей за период исследования значительно не изменилось, о чем свидетельствуют данные таблицы 1, и, пока, не поддается тренировке, а значит зависит от возраста и индивидуальных особенностей испытуемых. Необходимо отметить, что исследование было проведено на 35 обучающихся, но были отобраны дети, способные реагировать на сигнал и удерживать напряжения. Часть детей в данном возрасте не способна справиться с тестом простой сен-сомоторной реакции, а, следовательно, не смогут пройти спортивный отбор, что указывает на информативность методики.

Наше исследование подтверждается данными литературы, что после рождения продолжается развитие всех функций и систем организма, включая ЦНС - которая определяет направление изменений. В связи с этим необходима целенаправленно воздействовать на процесс развития тех или иных качеств растущего организма в соответствии с периодами сензитивности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федоров, В. Л. Особенности произвольного напряжения и расслабления мышц в зависимости от пола и возраста / В. Л. Федоров, Й.М. Янкаускас // Теория и практика физической культуры.

- 1972. - № 1. - С. 41-45.

2. Шаратских, А.Ю. Особенности произвольного напряжения и расслабления мышц / А.Ю. Шаратских, Д. А. Завьялов // «Восток-Россия-Запад». Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта : материалы Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2011. - Том II. - С. 280-285.

3. Янкаускас, Й.М. Возрастные и половые особенности развития двигательной функции человека и влияние на нее физических упражнений : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Янкаускас Й.М.

- Москва, 1972. - 27 с.

REFERENCES

1. Fedorov, V.L. and Yankuauskas, J.M. (1972), "Features of voluntary tension and relaxation of muscles depending on sex and age", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 41-45.

2. Sharatskikh, A.Yu. and Zavyalov, D.A. (2011), "Features of voluntary tension and muscle relaxation", "East-Russia-West" Modern problems and innovative technologies in the development ofphysical culture and sports: Materials of the International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, Part II, pp. 280-285 p.

3. Yankuauskas J.M. (1972), Age-related and sexual characteristics of the development of the motor function of a person and the influence ofphysical exercises on it, dissertation, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.