Научная статья на тему 'Актуальные направления системы научного и медицинского обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации и резерва'

Актуальные направления системы научного и медицинского обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации и резерва Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
534
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
спортивная наука / спортивная медицина / многолетняя спортивная подготовка / детско-юношеский спорт / тренировочные нагрузки. / sports science / sports medicine / long-term sports training / children’s and youth sports / training loads.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Квашук Павел Валентинович, Г Н. Семаева

В статье выполнено обобщение современных взглядов на развитие научных основ системы спортивной подготовки в России. Сформулированы приоритетные направления прикладных научных исследований в детскоюношеском спорте и медицинского обеспечения системы подготовки спортивного резерва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual directions of the system of scientific and medical support of training of elite and reserve athletes

The article summarizes modern views on the development of the scientific foundations of the system of sports training in Russia. Priority directions of applied scientific research in children’s and youth sports and medical provision of the sports reserve preparation system are formulated.

Текст научной работы на тему «Актуальные направления системы научного и медицинского обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации и резерва»

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНОГО И МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И РЕЗЕРВА

П.В. КВАШУК, Г.Н. СЕМАЕВА, ФБГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России»

Аннотация

В статье выполнено обобщение современных взглядов на развитие научных основ системы спортивной подготовки в России. Сформулированы приоритетные направления прикладных научных исследований в детско-юношеском спорте и медицинского обеспечения системы подготовки спортивного резерва.

Ключевые слова: спортивная наука, спортивная медицина, многолетняя спортивная подготовка, детско-юношеский спорт, тренировочные нагрузки.

Abstract

The article summarizes modern views on the development of the scientific foundations of the system of sports training in Russia. Priority directions of applied scientific research in children's and youth sports and medical provision of the sports reserve preparation system are formulated.

Keywords: sports science, sports medicine, long-term sports training, children's and youth sports, training loads.

В настоящее время не вызывает сомнения, что развитие спорта высших достижений, системы подготовки спортивного резерва, спортивного отбора невозможно без полноценного научного и медицинского обеспечения [1, 2, 3, 4].

Анализ опыта стран - лидеров олимпийского движения свидетельствует о широком проникновении в систему спортивной подготовки и высококвалифицированных, и юных спортсменов самых разнообразных направлений науки (теории и методики спортивной тренировки, педагогики, психологии, медицины, биомеханики, социологии, информатики, управления и др.).

Например, в программных документах Министерства спорта Великобритании и Британской Олимпийской Ассоциации в числе основных направлений стратегии олимпийской подготовки на ближайшие годы на первом месте стоит спортивная наука и спортивная медицина, а также профессиональное развитие ученых и спортивных врачей. Столь же остро необходимость резкого повышения роли спортивной науки и медицины в подготовке спортсменов обозначена в программных документах по развитию олимпийского спорта в Канаде, Норвегии, Китае, Японии, Италии, Франции и др. [5, 6].

Не случайно эти два понятия, а именно спортивная наука и спортивная медицина, стоят рядом, но также очевидно, что они не являются тождественными. Взаимодействие спортивной науки и медицины диалектическое, так как основной вектор направлен на изучение спортивной деятельности и многочисленных производных, связанных с воздействием спорта на организм человека.

По нашему глубокому убеждению, нельзя изучать двигательную деятельность в экстремальных условиях тренировок и соревнований, особенности построения и содержания тренировочного процесса, применение

огромных нагрузок в жестких тренировочных режимах без участия специалистов спортивной медицины. Также невозможно понять причины возникновения патологических состояний, травм и профессиональных спортивных заболеваний, не представляя особенностей многолетней спортивной подготовки и соревновательной деятельности в разных видах спорта.

Основу методологии исследования напряженной тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена составляет комплексное применение методов контроля, обеспечивающих получение совокупной информации об эффективности этой деятельности.

Номенклатура параметров и методов измерения в спорте предусматривает их систематизацию по подсистемам контроля: педагогического, биомеханического, медико-биологического, биохимического, психологического. По этой причине создается впечатление, что направленность исследования определяется исключительно применяемыми методами, однако это далеко не так.

Приведем пример показателей и методов измерения (контроля) унифицированных по группе циклических видов спорта (табл. 1).

На практике подавляющее большинство исследований спортивной подготовки связано с изучением внешней стороны физической нагрузки, регулированием ее величины (объем, интенсивность) и определением внутренней стороны физической нагрузки, т.е. изучением реакций функциональных систем организма, которые происходят под воздействием внешней нагрузки.

Очевидно, что наибольшую информативность научных исследований может обеспечить только комплексное применение методов всех основных подсистем контроля спортивной деятельности.

Таблица 1

Показатели и методы исследования (измерения), унифицированные по группе циклических видов спорта и подсистемам контроля (педагогического, биомеханического, медико-биологического, биохимического и психологического)

Показатель контроля Метод исследования (измерение)

Подсистема педагогического и биомеханического контроля

Время прохождения дистанции, отдельных отрезков дистанции Хронометрия, фотохронометрия, видеосьемка

Средняя скорость прохождения дистанции Хронометрия, спидометрия

Темп (частота) движений Биомеханическая скоростная видеосъемка

Ритм движений

Длина «шага» Биомеханическая скоростная видеосъемка

Число двигательных циклов на заданном отрезке Биомеханическая скоростная видеосъемка

Физические параметры внешней тренировочной нагрузки (путь, пройденный за тренировку; путь, пройденный в микроцикле подготовки и т.д.) Дистанциометрия, ОР8-навигация

Мгновенная скорость (ее динамика) на дистанции Тахокорпометрия, спидометрия, биомеханическая скоростная видеосъемка

Линейные перемещения ОЦТТ и его звенья в цикле Биомеханическая скоростная видеосъемка

Угловые перемещения в суставах (тазобедренных, коленных, голеностопных, локтевых) Гониометрия

Усилия при опорных взаимодействиях Динамометрия, тензометрия

Усилия на элементах весла (лодки), на элементах велосипеда и другого спортивного инвентаря

Параметры свойств внешней среды, коэффициент трения скольжения лыжи о поверхность лыжни, сила лобового сопротивления (воздушной среды, водной среды) Динамография, моделирование. Продувка моделей спортсмена и инвентаря в аэродинамической трубе

Подсистема медико-биологического контроля

Частота сердечных сокращений (ЧСС) Пульсометрия

Ритм работы сердца (период R-R) Статистический (спектральный) анализ сердечного ритма

Артериальное давление (АД): в норме и при нагрузке (СД, ДД) Сфигмоманометрия, артериальная осциллография

Биопотенциалы сердца (амплитуда, частота); продолжительность фаз (зубцов ЭКГ) Электрокардиография

Параметры сократительной функции миокарда Эхокардиография

Изменение кровенаполнения печени Реография

Параметры анатомических структур сердца (объем полостей сердца, масса миокарда, толщина миокарда желудочков и др.) Ультразвуковая эхокардиография (ЭХОКГ)

Объем сердца Рентгенография

Минутный объем крови (МОК) Поликардиография, тетраполярная реография

Систолический объем крови (мл)

Показатели внешнего дыхания: частота дыхания (ЧД), максимальная вентиляция легких (МВЛ), мощность вдоха и выдоха Пневмотахометрия Спирометрия Пневмотахометрия

Показатели легочного объема: максимальное потребление кислорода (МПК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), минутный объем дыхания (МОД) Газометрия Спирометрия Пневмотахометрия

Окончание табл. 1

Показатель контроля Метод исследования (измерение)

Параметры нервно-мышечного аппарата

Тонус мышц (твердость, упруго-вязкие свойства, эластичность) Миотонометрия, сейсмоэлектрометрия

Биопотенциал мышц (ЭМГ): амплитуда, частота Электромиография

Латентное время напряжения и расслабления мышц (ЛВН, ЛВР) Электромиография

Антропологические параметры: масса мышечной и жировой ткани тела, линейные размеры тела, общая масса тела Антропометрия

Пробы и тесты

Ортостатическая проба: изменение ЧСС, изменение АД Пульсометрия, сфигмоманометрия

Велоэргометрический тест-проба со ступенеобразным повышением мощности нагрузки до отказа от работы Эргометрия (велоэргометрия)

Общая физическая работоспособность (ФР) с помощью велоэргометрического теста-пробы PWC170 Эргометрия (велоэргометрия)

Тестирование на тредбане со ступенеобразным повышением нагрузки (за счет увеличения скорости или угла наклона бегущей ленты) до отказа от работы Хронометрия, спидометрия, тахометрия

Подсистема биохимического контроля

Молочная кислота в крови Лактометрия

Мочевина в крови в норме Биотест

Кислотно-щелочное равновесие (КЩР) до нагрузки, после нагрузки на тредбане рЯ-метрия

рСО2 - напряжение углекислого газа в крови

Глюкоза в крови Гемометрия, биотест

Глицерин

Неэстрифицированные жирные кислоты (НЕЖК)

Пируват

Креатинин

Кортизол

Тестостерон

АЛТ

АСТ

Специальные параметры контроля: параметры гормонального статуса, обеспеченность витаминами, иммунологический контроль уровня иммунореактивности организма на основных этапах подготовки Комплексное определение реакций В- и Т-систем иммунитета

Подсистема психологического контроля

Время простой реакции Хронорефлексометрия

Квазиустойчивая разность биопотенциалов (лоб - ладонь): частота, амплитуда Мультиметрия, вольтметрия

Критическая частота слияния световых мельканий (КЧССМ) Частотометрия

Кожно-гальваническая реакция (КГР): частота, амплитуда Вольтметрия, патенциометрия

Электрическое сопротивление кожи (ЭКС) Биометрия

Тремор: амплитуда, частота Виброметрия, сейсмометрия

Физическое самочувствие, активность, настроение ФСАН-метод многофакторного шкалирования

Ритмо-темповая чувствительность Темпометрия

Чувство времени, реакция антиципации РДО

Таким образом, можно утверждать, что на современном этапе развития теории и методики спорта, а также медико-биологических дисциплин, связанных с изучением спортивной деятельности и влиянием ее на организм человека, наиболее значимые научные результаты могут быть получены в исследованиях, методология которых предусматривает интеграцию исследовательских методов.

В полной мере принцип комплексного применения методов реализован в процессе научно-методического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации для оценки эффективности их тренировочного процесса.

Так, разработка рациональных вариантов построения и содержания тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, предполагает исследование его эффективности в течение продолжительных временных интервалов. С этой целью применяется широкий комплекс исследовательских методов. В частности изучаются:

• особенности объема и структуры тренировочной нагрузки, средств и методов выполнения тренировочных упражнений;

• эргометрические и функциональные показатели работоспособности, выявляются критические точки мощности нагрузки (АП, АнП и др.), показатели энергообеспечения, реакции на нагрузку кардиореспираторной системы, показатели внешнего дыхания и газообмена, лактата крови и др.;

• силовые, скоростно-силовые характеристики различных мышечных групп (регистрируются максимальная сила, взрывная сила, дифференциальные и интегральные показатели и др.);

• состояние информационно-аналитических структур ЦНС, вегетативной НС, нервно-мышечного аппарата (регистрируются возбудимость и лабильность ЦНС, вегетативная устойчивость, электрическая активность мышц, скорость произвольного сокращения и расслабления мышц и др.);

• фракционный состав тела, состояние опорно-двигательного аппарата (регистрируются весоростовые показатели, объем жировой и мышечной массы тела, стоматоскопические и др.).

Комплексный подход, реализуемый в процессе научно-методического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации, в реализации научно исследовательских проектов в рамках НИР профильных НИИ, лабораторий и кафедр вузов нельзя не признать значительным достижением отечественной спортивной науки. Вместе с тем сегодня мультидисциплинарные исследования спортивной деятельности становятся редкостью, утрачены навыки интерпретации научных результатов, полученных на основании комплексного применения исследовательских методов. Такое положение вне малой степени сложилось из-за формального деления направленности научных исследований в спорте на педагогические, медико-биологические, психологические по приоритету применяемых методов. Что без сомнения огра-

ничивает возможности системного анализа взаимосвязей между предметами и явлениями спортивной деятельности и формированием теоретического мышления исследователей.

В этой связи рациональная организация научных исследований спортивной (олимпийской) подготовки должна предусматривать:

- подчинение спортивной науки и спортивной медицины решению прикладных задач спортивной подготовки;

- формирование эффективной организационно-управленческой модели спортивной подготовки на основе междисциплинарных связей;

- систематизацию знаний и достижений в сфере спортивной науки и спортивной медицины для практической реализации в подготовке спортсменов высокой квалификации и резерва.

Совместную научную деятельность представителей спортивной науки, тренеров и спортивных врачей необходимо концентрировать на комплексных исследованиях по следующим направлениям: 1) управление спортивной подготовкой на основе совершенствования физической, технической, тактической, функциональной, психологической подготовленности спортсменов; 2) профилактика травматизма и спортивных заболеваний; 3) разработка эффективных средств и методов восстановления и реабилитация спортсменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе подготовки спортивного резерва приоритетными направлениями, требующими пристального научного внимания спортивных педагогов и врачей, являются:

> разработка средств и методов долгосрочного прогнозирования спортивной одаренности и отбора юных спортсменов на этапах многолетней спортивной подготовки;

> разработка противопоказаний для спортивной подготовки по состоянию здоровья, учитывая возраст начала спортивной специализации, объемы нагрузок и широкие диагностические возможности современной медицины;

> разработка рациональной системы спортивных соревнований, регламентирующих целевую направленность тренировочного процесса и уровень допустимых тренировочных нагрузок с учетом возрастных особенностей и темпов биологического развития юных спортсменов;

> дальнейшая разработка проблем индивидуально ориентированного тренировочного процесса наиболее перспективных юных спортсменов.

В заключение хотелось бы отметить, что, не смотря на разные предметные области исследовательской деятельности, научно-методические и спортивно-медицинские исследования часто имеют близкую целевую направленность - научное обоснование закономерностей спортивной тренировки и характера адаптации организма спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Решение научных задач, лежащих в плоскости научных интересов разных областей знания, априори предполагает интеграцию методов и инструментальных методик исследования, а также усилий специалистов разного профиля.

Литература

1. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва [Текст] / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М.: Изд-во Советский спорт, 2005. - 232 с.

2. Шустин, Б.Н. Концептуальные основы подготовки сборной команды России к Олимпийским играм [Текст] / Б.Н. Шустин // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 10. - С. 28-31.

3. Квашук, П.В. Система подготовки спортивного резерва в Российской Федерации и за рубежом [Текст]: Учебное пособие / П.В. Квашук, И.Н. Маслова, Г.Н. Семаева., ФГБОУ ВПО «ВГИФК». - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. - 222 с.

4. Клешнев, В.В., Турецкий, Г.Г. Сравнение систем организации прикладной спортивной науки в России и Австралии [Текст] / В.В. Клешнев, Г.Г. Турецкий // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 11. -С. 59-63.

5. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. Отечественный и зарубежный опыт: история и современность [Текст] / В.Н. Платонов - М.: Изд-во «Советский спорт», 2010. - 310 с.

6. Oakley, B. The production of Olympic champions: International perspectives on elite sport development systems / B. Oakley, M. Green // European Journal for sport Management. - 2001. - No. 8 (Special Issue). - Pp. 83-102.

References

1. Nikitushkin, V.G. Organizational and methodological foundations for the preparation of a sports reserve [Text] / V.G. Nikitushkin, P.V. Kvashuk, V.G. Bauer. - M.: Sovetskiy sport, 2005. - 232 p.

2. Shustin, B.N. Conceptual framework for the preparation of the Russian national team for the Olympic Games [Text] / B.N. Shustin // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. -2003. - No. 10. - Pp. 28-31.

3. Kvashuk, P.V. The system of preparation of the sports reserve in the Russian Federation and abroad [Text]: Textbook / P.V. Kvashuk, I.N. Maslova, G.N. Semaeva, FGBOU VPO "VGIFK". - Voronezh: Nauchnaya kniga, 2015. - 222 p.

4. Kleshnev, V.V. Comparison of the systems of organization of applied sports science in Russia and Australia [Text] / V.V. Kleshnev, G.G. Turetsky // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2000. - No. 11. - Pp. 59-63.

5. Platonov, V.N. Sports of the highest achievements and preparation of national teams for the Olympic Games. Domestic and foreign experience: history and modernity [Text] / V.N. Platonov. - M.: Sovetskiy sport, 2010. -310 p.

6. Oakley B. The production of Olympic champions: International perspectives on elite sport development systems / B. Oakley, M. Green // European Journal for sport Management. - 2001. - No. 8 (Special Issue). -Pp. 83-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.