Научная статья на тему 'ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТИПАМ РУССКОЙ НАУЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУПП ВУЗОВ'

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТИПАМ РУССКОЙ НАУЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУПП ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный материал / учебная программа / учебный предмет / грамматический минимум / educational material / curriculum / academic subject / grammatical minimum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д С-б Файзуллаев, Саломат Эркамовна Рустамова

В данной статье мы придерживаемся концепции содержания образования, где мы выделяем три уровня формирования содержания образования и основные положения функционально-смыслового подхода к типологии речи согласно концепции содержания общего образования можно рассматривать как уровень учебного предмета, определяющего то содержание, которое должно быть на уровне учебного материала, который предполагает совокупность содержания некоторой деятельности по усвоению программного содержания за определѐнный срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF THE CONTENT OF EDUCATIONAL MATERIAL ACCORDING TO THE TYPES OF RUSSIAN SCIENTIFIC MONOLOGUE SPEECH FOR STUDENTS OF FOREIGN LANGUAGE GROUPS OF UNIVERSITIES

In this article, we adhere to the concept of the content of education, where we distinguish three levels of formation of the content of education and the main provisions of the functional-semantic approach to the typology of speech according to the concept of the content of general education can be considered as the level of the academic subject that determines the content that should be at the level of educational material , which assumes the totality of the content of some activity for the assimilation of program content for a certain period.

Текст научной работы на тему «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТИПАМ РУССКОЙ НАУЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУПП ВУЗОВ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1429-1436

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТИПАМ РУССКОЙ НАУЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУПП ВУЗОВ

Д. С-Б. Файзуллаев

К.п.н., профессор Чирчикского педагогического института Ташкентской области

Саломат Эркамовна Рустамова

преподаватель Чирчикского педагогического института Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В данной статье мы придерживаемся концепции содержания образования, где мы выделяем три уровня формирования содержания образования и основные положения функционально-смыслового подхода к типологии речи согласно концепции содержания общего образования можно рассматривать как уровень учебного предмета, определяющего то содержание, которое должно быть на уровне учебного материала, который предполагает совокупность содержания некоторой деятельности по усвоению программного содержания за определённый срок.

Ключевые слова: учебный материал, учебная программа, учебный предмет, грамматический минимум.

SELECTION OF THE CONTENT OF EDUCATIONAL MATERIAL ACCORDING TO THE TYPES OF RUSSIAN SCIENTIFIC MONOLOGUE

SPEECH FOR STUDENTS OF FOREIGN LANGUAGE GROUPS OF

UNIVERSITIES

ABSTRACT

In this article, we adhere to the concept of the content of education, where we distinguish three levels of formation of the content of education and the main provisions of the functional-semantic approach to the typology of speech according to the concept of the content of general education can be considered as the level of the academic subject that determines the content that should be at the level of educational material , which assumes the totality of the content of some activity for the assimilation of program content for a certain period.

Keywords: educational material, curriculum, academic subject, grammatical minimum.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1429-1436

ВВЕДЕНИЕ

Вопросам отбора содержания учебного материала, связанного с будущей специальностью студентов, уделяется в настоящее время не должное методическое внимание. Если даже уделено какое внимание, это в основном с точки зрения основной цели исследования и решаемых им задач, не основываясь на методологических, в частности, общенаучных исследованиях по вопросам теории общего образования. Все это приводит к большому разнообразию классификаций, принципов, критериев отбора материала без научно-обоснованной концепции конструирования содержания образования на разных уровнях обучения.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Ещё в свое время академик В.Виноградов писал, что кроме практических целей обучения в иноязычных группах существует «стратегическая цель» то есть связанная с будущей специальностью студентов.

В Чирчикском государственном педагогическом институте Ташкентской области в прошлом учебном году была предпринята попытка составления учебного пособия по русскому языку для студентов биологического направления со словником по биологии. Пособие прошло апробацию успешно, но к сожалению, на других факультетах занятия проводится традиционно.

В нашей работе мы придерживаемся концепции содержания образования, где мы выделяем три уровня формирования содержания образования:

1. Уровень общего теоретического представления, где содержание фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (связах между элементами) и общественных функциях передаваемого обучаемым социального опыта в его педагогической интерпретации.

2. Уровень учебного предмета, где развернуто представление об определенных частях содержания через функцию каждого учебного

3. Уровень учебного материала, здесь даются конкретные, подлежащие усвоению учащимися, фиксированные в учебниках, пособиях, сборниках задач и тому подобное. Элементы состава содержания, входящие в курс обучения определенному предмету.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1429-1436

Основные положения функционально-смыслового подхода к типологии речи согласно концепции содержания общего образования можно рассматривать как уровень учебного предмета, определяющего то содержание, которое должно быть на уровне учебного материала, который предполагает совокупность содержания некоторой деятельности по усвоению программного содержания за определённый срок.

Как известно, учебный материал фиксируется в учебниках, пособиях и др. средствах обучения, в связи с чем будет целесообразно рассмотреть основные требования, предъявляемые к ним. Анализ существующих теорий учебника и выделенных в них принципов его построения позволил определить десять основных принципов построения учебника:

1)реализация в учебнике всех компонентов содержания образования;

2)отражение в единстве содержания и аппарата его усвоения;

3)учет закономерностей восприятия письменного текста;

4)отражение в учебнике логики построения программы;

5)дифференциация способов развертывания материала в зависимости от типа учебных предметов, ведущей дидактической единицы содержания образования, вида, функции и направленности предъявления знаний;

6)систематичность и системность развёртывания материала;

7)отражения целостности и системности ведущей дидактической единицы;

8)дидактическая выявленность воспитывающего и развивающего потенциала учебного материала;

9)системообразующие функции учебника в комплексе средств обучения;

10)доступность учебника без посредства деятельности учителя.

В рамках этих требований учебный предмет рассматривается как единство содержательного и процессуального блоков, которые и должны быть заложены в учебнике. Поскольку для учащихся на настоящий день не подготовлено и не издано учебника по новой программе, в которой предусматривается изучение типов русской речи, мы попытаемся рассмотреть данное содержание на уровне учебного предмета и учебного материала, который отражается в учебнике.

Следовательно, необходимо разработать следующие компоненты содержательной структуры учебного материала по функциональным типам русской речи:

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1429-1436

1. Информация (знания). 2. Способы деятельности, подлежащие осуществлению в ходе превращения их в навыки и умения. 3. Опыт творческой деятельности. 4. Содержание эмоциональной и оценочной деятельности.

Рассмотрим подробнее каждый компонент этой структуры. Информация (знания) фиксируется в основном в виде различных текстов, а также внетекстовых структурных компонентах учебника. Разрабатываемый нами материал рассчитан, прежде всего, на преподавателя, на то, чтобы восполнить его знания о функциональных типах русской речи.

Под редакцией В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М.Педагогика 1987.

ОБСУЖДЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ

Для учащихся необходима другая логика построения учебного материала, выделение в нем наиболее значимых практических знаний, их презентация в соответствии с дидактическими принципами построения учебного материала.

Практическая направленность процесса обучения русскому языку понимается нами как развитие речевой деятельности учащихся в процессе изучения предусмотренных программой языковых фактов, взаимосвязь коммуникативных и образовательных целей обучения повышает его эффективность, следовательно, учащимся необходимы те сведения по функциональным типам русской речи, которые позволят им конструировать и воспринимать тексты, принадлежащие к тому или иному типу, то есть тот круг знаний, который, по выражению Л.В.Щербы, и составляет круг практической грамматики русского языка. Для установления его объема в пределах рассматриваемого нами аспекта русского языкознания необходимо исходить также из принятых в современной методике принципов (критериев) отбора грамматического материала при обучении русскому языку как второму родному, в частности, при отборе грамматического материала при формировании навыков чтения, так как обучение типам русской речи мы связываем с обучением чтению научной литературы.

Сознательный путь формирования грамматических навыков чтения представляет собой направленный, разворачивающийся по четкой программе процесс формирования навыков различения, структурирования и синтезирования слов, словосочетаний, предложений. Сознательный путь формирования грамматических навыков основывается на определенном

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1429-1436

минимизированном объеме грамматических знаний, отражающих особенности того или иного стиля русского языка.

Функциональный характер отбора грамматического минимума, цели обучения, условия обусловливают принципы отбора грамматического минимума для чтения. В качестве основных при отборе грамматических явлений выступают принципы частности и необходимости, согласно которым в пассивную грамматику (грамматику для чтения) включаются те явления изучаемого языка, которые отмечены значительной частотностью употребления, а также явления, без знания которых отношения слов в предложениях и сами предложения поняты быть не могут. Исключение избыточных явлений из минимума проводится на основе критериев прозрачности, сопоставительности, функциональности, воспроизводимости. Данные принципы и критерии разработаны для отбора грамматического минимума на уровне слов, словосочетаний и предложений. Грамматический материал типов речи охватывает также и более сложные структуры, также как СФЕ, абзац, но в целом данные критерии могут быть применены и к отбору грамматического материала по типам русской монологической речи, с поправкой на характерность фактов для научного стиля речи, так как особенности каждого типа сообщающего монолога проявляются на уровне лексики, морфологии, синтаксиса, а также на уровне связного текста (лингвистики текста). Если интерпретировать требования к учебнику для первого компонента его содержания - информации и соотнести их с критериями отбора грамматического материала, можно выделить следующие критерии определения объема содержания по типам русской морфологической речи для учащихся национальных групп:

1. Систематичность и системность учебного материала.

2. Соответствие принципу коммуникативной направленности обучения.

3. Характерность для таких подстилей как учебная и научно-популярная литература, на основе которых проводится изучение особенностей русской научной речи.

4. Содействие развитию интеллектуальной деятельности обучаемых.

5. Доступность для усвоения, как с помощью преподавателя, так и без

него.

Содержание учебного материала по функциональным типам русской речи может рассматриваться как часть фундаментальной теории (русской лингвистики) и при ее изложении учащимися должны соблюдаться

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1429-1436

следующие требования: 1) отражение целостности фундаментальной теории; 2) соотнесенность частной теории с общими положениями фундаментальной теории. С учетом всех перечисленных требований общую структуру содержания материала по функциональным типам монологической русской научной речи можно представить следующим образом:

1. Общее представление о типах русской научной речи на основе функционально-смыслового подхода.

2. Описание как тип русской монологической речи. Определение, структуры, языковые средства оформления, жанры.

3. Повествование как тип речи. Определение, структура, разновидности, противопоставление описанию, система лексических, грамматических и экспрессивно-эмоциональных стилистических средств выражения мысли.

4. Рассуждение как тип речи. Определение, отличие от описания и повествования, структура, средства оформления, разновидности. Сведенное в таблицу основное содержание по типам русской научной монологической речи позволит преподавателям уяснить основные ключевые моменты темы, объем и последовательность презентации материала, определить характер дидактического материала для каждого типа речи, дающего возможность для их сопоставления. Предлагаемая последовательность изучения типов речи обусловлена как системными отношениями между ними (логикой фундаментальной науки), так и дидактическими принципами обучения, в частности, таких как доступности, системности, научности, от простого к сложному, от известного к неизвестному и т.д. описание наиболее характерно для научно-технических текстов, в нашем случае для текстов учебников по спецдисциплинам, повествование в скрещивании с описанием часто встречаются в научно-популярной литературе, рассуждение характерно для обеих подвидов. Но рассуждение как тип речи, во-первых, характеризуется более сложной и разнообразной синтаксической структурой, во-вторых, требует определенной языковой и специальной подготовки для понимания логики и вывода, требует большей напряженности интеллектуально-познавательной деятельности читающего. В связи с чем и предлагается для изучения после описания и повествования, которые также могут входить, а отдельные структурные элементы рассуждения.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1429-1436

Общее представление о типах русской монологической речи должно включать в себя понятия: текст, монолог, монолог-побуждение и монолог-сообщение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку пособия по русскому языку для студентов с узбекским языком обучения еще не изданы, преподавателя необходимо вооружить знаниями по функциональным типам русской монологической речи и перевести эти знания на уровень учебного материала. Какой путь изберет преподаватель для презентации этих знаний - индуктивный или дедуктивный, каком уровне проблемности - это будет решаться в соответствии с конкретными педагогическими условиями. Мы не предлагаем здесь варианты такого изложения, так как их нельзя отрывать от целостной композиции всего учебника, уровня учения и преподавания, методического аппарата и направленности всех средств обучения русскому языку, т.е. нельзя разрывать систематичности и системности не только на уровне информации (знаний), но и на уровне процессуальном, деятельностном, методическом.

REFERENCES

1. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Под.ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М. «Педагогика», 1987

2. Учебное пособие для студентов химико-биологического факультета. (Изучаем язык специальности) составители проф. Д.С-Б.Файзуллаев, Юлдашева Ф.М. 2019г.

3. interneturok.ru

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorve-oblegchat-rabotu-uchitelya/

4. Учебно-методический кабинет Источник: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/

5. Грамота.ру

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/

6. Рустамова, С. Э. (2020). Применение технологии полного усвоения знаний в высшем образовательном учреждении. Academic research in educational sciences,

(3).

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-1429-1436

7. Рустамова, С. Э. (2021). МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Academic research in educational sciences, 2(4), 1603-1612.

8. Razhabova, I. T. (2021). THE STUDY OF TWO-SPECIES VERBS IN GROUPS WITH A FOREIGN LANGUAGE OF INSTRUCTION. Academic research in educational sciences, 2(4), 1992-1997.

9. Badalova, B. (2020). Lesson Competition Element in Russian. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research, 6(5), 535-537.

10. Бадалова, Б. Т. (2019). Литература как метод преподавания иностранного языка. Молодой ученый, (6), 197-198.

9. Badalova, B. (2020). Modern Methods of Teaching Russian and Uzbek as a Foreign Language to Students. Science and Education, 1(Special Issue 2).

10. Juraboyev, В. B. (2020). Nemis tilini o'qitishda kommunikativ yondashuv. Science and Education, 7(7), 215-220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Joraboyev, B. B. O. (2021). Using authentic materials on english lessons. Academic research in educational sciences, 2(2).

12. Joraboyev, B. (2020). Nemis tilida juft otlar va ularning o' zbek tilida ifodalanishi. Science and Education, 1(Special Issue 4).

13. Журабоев, Б. (2020). Мотивированные люди для удовлетворения своих собственных потребностей. Academic research in educational sciences, (3).

14. Juraboyev, B. B. U. (2021). Problems and solutions for online teaching and learning of foreign languages. Academic research in educational sciences, 2(Special Issue 2).

15. Samarova, S. (2018). Forming Creative Vision of Person as Universal Method Enhancing Creativity. Eastern European Scientific Journal, (6).

16. Samarova, S. R. (2019). Methods and technologies for the development of creative thinking of pupils. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 7(10), 37-43.

17. Samarova, S. R., & Mirzayeva, M. M. (2020). The problem of the formation of creative abilities of students in foreign psychology. An International Multidisciplinary Research Journal, 10(5), 1937-1943.

18. Рахманова, М. К. (2019). Ёшларнинг маънавий тарбиясида кадимги Урта Осиё маънавий-маданий меросининг ахдмияти. "Глобаллашув шароитида ватанпарварлик тарбиясининг маънавий-маърифий технологиялари" республика илмий-амалий конференцияси, 206-209.

19. Рахманова, М. К. (2019). Изучение стратегии обучения. Приориоритетные векторы развития промышленности и сельскогохозяйства материалы II международной научно-практической конференции, 7, 95-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.