ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-398-404
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Гульзода Улугбековна Файзиева
Студентка Ташкентского Государственного педагогического Университета
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются психологические аспекты толерантности, история развития концепции толерантности, ее психологическое принятие в нашем народе, ее значение в жизни индивида,нетерпимость, толерантность воспитанности. Большое внимание уделяется современному пониманию феномена толерантности. Эмпатия и коммуникативная толерантность являются отличительными характеристиками толерантной личности. Толерантность -норма упорядочивает социальные правила поведения, выработанные человечеством.
Ключевые слова: толерантность; толерантная личность, этническая (межэтническая) толерантность; коммуникативная толерантность; эмпатия; интолерантность;
ABSTRACT
The article examines the psychological aspects of tolerance, the history of the development of the concept of tolerance, its psychological acceptance in our people, its importance in the life of an individual, intolerance, tolerance and good breeding. Much attention is paid to the modern understanding of the phenomenon of tolerance. Empathy and communicative tolerance are the hallmarks of a tolerant personality. Tolerance is the norm that orders the social rules of behavior developed by humanity.
Keywords: tolerance; tolerant personality, ethnic (interethnic) tolerance; communicative tolerance; empathy; intolerance;
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-398-404
ВВЕДЕНИЕ
История понятия «толерантность» начинается в эпоху религиозных войн. Первоначальное значение этого понятия - вынужденная терпимость. Это компромисс, на который пошли католики и протестанты. Позднее, в либеральном сознании эпохи просвещения вновь возникло данное понятие, но его смысл изменился - теперь оно означало согласие, или принцип согласия.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
В 1733 году, в «Философских письмах», Вольтер утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование. В 1763 году, в «Трактате о веротерпимости» данная идея вновь явилась основной. Просветительская деятельность учёных возымела действие в умах общественности и результатом стало принятие в 1789 году во Франции Декларации прав человека и гражданина. Именно этот документ стал предвестником всех современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году, и провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимодействии между народами и государствами [4].
В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества. Среди качеств, необходимых для формирования толерантного человека, им были обозначены духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение [8].
Этимология термина «толерантность» восходит к латыни, где tolerare означает «переносить», «выдерживать», «терпеть». Нетрудно заметить, что латинские значения этого понятия включают необходимость прилагать волевые усилия для того, чтобы быть толерантным. Широкое же распространение понятие толерантности получило благодаря своей английской интерпретации, где «tolerance» наряду с терпимостью, означает также «допущение». Проблема термина толерантность обусловлена, помимо прочего, различиями в его понимании разными народами. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-398-404
взглядов». В китайском языке толерантность означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Наиболее широкий спектр значений слова толерантность отражён в арабском языке, где термин «толерантность» может пониматься как «снисхождение», «прощение», «терпение», «сострадание», «благосклонность», «расположенность к людям». В русском языке толерантность, в обыденном понимании, чаще всего ассоциировалась с понятием терпимость, которое, в свою очередь, означает «умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным» [6, 2223].
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Однако понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе. В такой интерпретации понятие «толерантность» не связано с искусственным подавлением своей неприязни посредством волевого усилия, а напротив, предполагает желание понимать и накапливать опыт взаимодействия с новым, необычным объектом.
В связи с относительной новизной и недостаточной разработанностью этой тематики психологи по- разному подходят к проблеме толерантности.
Российский исследователь Н.А. Асташова, например, толерантность подразделяет на несколько уровней. Толерантность - ценность понимается как своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир. Толерантность - принцип означает возведение толерантности в статус внутреннего убеждения, определяющего характер деятельности человека. Толерантность - норма упорядочивает социальные правила поведения, выработанные человечеством. Высочайшим уровнем проявления толерантности автор считает толерантность-идеал. Отмечая толерантность как идеальное проявление, личность получает образец, являющийся универсальным стимулом к толерантному поведению [1].
Другие исследователи рассматривают толерантность как внутреннюю установку. Академику В.А. Тишкову принадлежит такое определение: «Толерантность - это не врожденное или индивидуальное свойство, а постоянное и направленное усилие на конструирование и осуществление
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-398-404
определенных личностных и общественных ценностей и норм поведения. Общественная толерантность есть сумма индивидуальных толерантностей, когда личность культивирует в себе установку на самоограничение, согласие и сотрудничество и когда общество всячески поощряет эту установку, особенно через образование и педагогику толерантности» [7, с.261].
Для понимания толерантности как установки исследователями выделены основные психологические компоненты толерантности:
Эмпатия - способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, понимание человека на уровне чувств, проникновение в переживания другого человека;
Коммуникативная толерантность - характеристика отношения личности к людям, отражающая степень переносимости личностью неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков окружающих [6, с.39].
Эмпатия и коммуникативная толерантность являются отличительными характеристиками толерантной личности.
Выделяют следующие характеристики, определяющие психолого-этические аспекты человеческого поведения. Это: гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру; рефлексивность, как глубокое знание личностных особенностей; гибкость, подразумевающая умение принимать решения, исходя из обстоятельств; вариативность -многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных обстоятельствам решений; перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир. Отличительными чертами толерантной личности считаются также уверенность в себе, самообладание, чувство юмора [2, с.77-79].
Рассматривая толерантность как отношение, другие авторы дают понятию своё определение. «Толерантность - это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образы жизни, характеры поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» [3, с.4-5]. При этом понятие толерантности делится на естественную и проблемную. Естественной называется толерантность при отсутствии оснований для негативной реакции. Проблемной - толерантность, несмотря на наличие оснований для интолерантности. Проблемная толерантность, в свою очередь, подразделяется на четыре разновидности:
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-398-404
Толерантность подчинения, определяющая толерантное отношение к лицу, находящемуся выше по иерархической лестнице; Толерантность выгоды, определяющая толерантное отношение к источнику материальных благ; Толерантность умысла, определяющая толерантное отношение с целью достижения собственной цели; Толерантность воспитанности, определяющая толерантное отношение исходя из установки, связанной с воспитанием индивида, желанием «сохранить лицо» [3].
Рассматривая толерантность в сфере межэтнических отношений, необходимо учитывать острую проблему различий в культурной и религиозной сферах жизни конкретных этносов. Культурные ценности создавались каждым этносом на протяжении длительного периода времени и во многих случаях постулировались как единственно возможный путь для существования этнической группы. Само по себе недоверие к группе, принадлежащей к другой, отличающейся, культуре уже может явиться препятствием на пути к сотрудничеству, а расхождения в фундаментальных принципах и взглядах и вовсе способны привести к открытому конфликту.
Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [6]. Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.
Из данного определения следует, что негативный образ иной культуры порождает интолерантность и дискриминацию по этническому признаку. Из данного определения следует также, что человек, негативно воспринимающий свою собственную культуру, не подходит к определению толерантного.
В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных. Толерантность как отношение порождает отношение доверия, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, а также радость, общительность, дружелюбие. Соответственно интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции - гнев, досаду, злобу, злость.
Для понимания толерантности, как объекта исследования, определены критерии, создающие основу для межэтнической и межкультурной толерантности в обществе: равные возможности доступа к социальным благам;
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-398-404
взаимное уважение; равные возможности для участия в политической жизни; законодательная защита и сохранение культурной самобытности и языков; возможность следовать своим традициям для всех культур в обществе; свобода вероисповедания; отказ от негативных стереотипов в отношении любых культур [3].
В 1995 году Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности» провозгласившей, что толерантность - это «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире». И далее: «Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что толерантная личность - это не тот, кто наделен каким-то одним положительным качеством, это индивидуум, обладающий всеми ими в полной мере. Толерантность подразумевает восприятие объектов вне стереотипов и вне оценки, а межэтническая толерантность подразумевает, в свою очередь, безоговорочное уважение личности к иной этнической культуре, к её особенностям и традициям и исключает, как и сама толерантность, сравнение и оценку объектов толерантности.
REFERENCES
1. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н.А.Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст.- 2-е изд., стереотип. / Изд.-во МПСИ; - М, 2003. - С. 74-84
2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум - М, 2003. - 168 с.
3. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Изд.-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-398-404
4. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности / М.Н.Губогло // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд., стереотип. / Изд.-во МПСИ; - М, 2003. - С. 106-133.
5. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. М.: МГУ, 2001. -56 с.
6. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. М.: Изд.-во РУДН, 2002. - 296 с.
7. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 1997. - 532 с.
8. Фокин В.А. Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: методическое пособие в помощь организаторам детского движения. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. 235 с.