ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-486-491
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ
ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Гульмира Рифовна Тожибоева
Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института
Ташкентской области [email protected]
Эльвина Реветовна Бекирова
Студентка Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской
области
Зульфина Айтбаева
Студентка Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской
области
АННОТАЦИЯ
В статье акцентируется важность формирования навыков педагогического сотрудничества будущего специалиста. Раскрываются цели развития навыков сотрудничества которые способствует проявлению у будущего учителя начальных классов взаимодействия, компетентности, ответственности, творческой реализации. Анализируются роль интерактивных технологий в развитии навыков педагогического сотрудничества.
Ключевые слова: интерактивный, интерактивные технологии, взаимообучение, личность студента, будущий учитель начальных классов, компетентность, педагогическое сотрудничество.
DEVELOPMENT OF COOPERATION SKILLS IN STUDENTS ON THE BASIS OF
INTERACTIVE LEARNING
ABSTRACT
The article emphasizes the importance of developing the skills of pedagogical cooperation of a future specialist. The goals of the development of cooperation skills are revealed, which contribute to the manifestation of interaction, competence, responsibility, and creative realization in the future primary school teacher. The role of interactive technologies in the development of pedagogical cooperation skills is analyzed.
Keywords: interactive, interactive technologies, mutual education, student personality, future primary school teacher, competence, pedagogical cooperation.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-486-491
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проводятся радикальные реформы для развития системы высшего образования. Указ Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № ПФ-5847 «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» был принят с целью определения приоритетных направлений системного реформирования общего среднего и внешкольного образования в Республике Узбекистан, поднятия на качественно новый уровень духовно-нравственного и интеллектуального развития подрастающего молодого поколения, внедрения в учебно- воспитательный процесс инновационных форм и методов обучения.
В частности, необходимо вывести содержание высшего образования на качественно новый уровень, наладить систему подготовки высококвалифицированных кадров, которые внесут достойный вклад в устойчивое развитие социальной сферы и экономики, найти место на рынке труда. Во всем мире растет потребность в обучении компетентных учителей, их профессиональном развитии, мотивации их работы[1].
Определяющим для личностно-ориентированного обучения является социокультурный диалог в системе "педагог - студент" на основе ее понимания, принятия и признания.
Активно способствуют этому интерактивные методы обучения. Благодаря заложенным в их суть самостоятельную деятельность и групповые взаимодействия, они могут быть полезными и перспективными для педагога и студентов. Теоретической основой введения интерактивных методов обучения должны быть системный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к построению дидактических процессов, а также инвариантность процесса обучения, урока как конкретной формы существования процесса усвоения знаний и метода обучения[2].
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Интерактивные методы обучения является частью личностно-ориентированного обучения, способствуют профессиональному развитию будущих специалистов.
Tepмин "интерактивный" пришел из английского и имеет значение "взаимодействующий". Существуют разные подходы к определению интерактивного обучения. Одни ученые определяют его как диалоговое обучение: "Интерактивный - означает способность взаимодействовать или
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-486-491
находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером)», другая группа исследователей говорит : «Интерактивное обучение не является совершенно новым, ведь подобные подходы были очень распространенными в школе начала 20 века (лабораторная и бригадная формы обучения 20-х годов).
Методы интерактивного обучения можно разделить на две большие группы: групповые и фронтальные. Первые предусматривают взаимодействие участников малых групп (на практике от 2 до 6-ти человек), вторые -совместную работу и взаимообучение всего коллектива.
Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько моделей обучения:
1) пассивная - студент выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
2) активная - студент выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т.д.);
3) интерактивная - взаимодействие, равноправное партнерство.
Использование интерактивной модели обучения предусматривает
моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Все технологии интерактивного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить:
• творческие задания;
• работа в малых группах;
• обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);
• использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
• социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-486-491
• изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
• тестирование;
• разминки;
• обратная связь;
• дистанционное обучение;
• обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
• разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);
• тренинги [2].
Основные методические принципы интерактивного обучения:
— тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий (разработка глоссария);
— всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной деятельности, в которой студент выполняют различные ролевые функции;
— поддержание со всеми студентами непрерывного визуального контакта;
— выполнение на каждом занятии одним из студентов функции модератора (ведущего), который инициирует и ориентирует обсуждение учебной проблемы (преподаватель в данном случае выступает в качестве арбитра);
— активное использование технических средств, в том числе раздаточного и дидактического материала в виде таблиц, слайдов, учебных фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется изучаемый материал;
— постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных групп студентов;
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-486-491
— оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых положений учебной программы;
— интенсивное использование индивидуальных заданий (домашние контрольные задания самодиагностического или творческого характера);
— организация пространственной среды - «игрового поля», которое должно способствовать раскрепощению студентов;
— проигрывание игровых ролей с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей;
— обучение принятию решений в условиях жесткого регламента времени и наличия элемента неопределенности в информации.
Организация инновационного обучения включает:
— нахождение проблемной формулировки темы, целей и вопросов занятия;
— подготовку учебного пространства (специализированные аудитории, учебные лаборатории и т.п.) к диалогу, к активной работе;
— формирование мотивационной готовности студента и преподавателя к совместным действиям в процессе познания;
— создание специальных (служебных) ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
— выработку и принятие правил равноправного сотрудничества для студентов и преподавателя;
— использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;
— оптимизацию системы оценки процесса познания и результатов совместной деятельности;
— развитие общегрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа.
ОБСУЖДЕНИЕ
Особая ценность интерактивного обучения в том, что студенты учатся эффективной работе в коллективе. К сожалению, даже они часто не имеют этих навыков (это заметно, когда идет подготовка к какому-то мероприятию: сначала все претендуют на роль лидера, а когда доходит до реального продуктирования идей и их воплощения в жизнь, коллектив становится пассивным - все ждут указаний «сверху»). Слабоорганизованный «коллектив»
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 6 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 DOI: 10.24412/2181-1385-2021-6-486-491
изначально пассивен, лидера приходится назначать «сверху», обязательно активизируются "непокорные". То есть происходит отторжение нормального процесса распределения ролей, взаимодействия, принятия решения и их выполнения. Проблема в том, что студентов не научили сотрудничать друг с другом. Навыки сотрудничества будут полезными и постоянно применяемыми в дальнейшей педагогической деятельности. При правильном, спланированном и систематическом применении интерактивных методов эту проблему можно решить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интерактивные технологии применяемые для развития сотрудничества способствуют:
во-первых, положительной взаимозависимости - члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому;
во-вторых, непосредственному взаимодействию - члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом;
в-третьих, индивидуальной ответственности - каждый должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные не должны выполнять чужой работы.
В ходе совместной работы студенты осваивают навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий. При использовании технологии интерактивного обучения поддерживается атмосфера оживленного общения.
REFERENCES
1. Тожибоева Г.Р., Жабборова О.М., Нигметова Х.Ё.- Инновационная школьно-лабораторная деятельность в развитии профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов на основе личностно-ориентированного подхода. Zamonaviy uzluksiz ta'lim sifatini oshirish: innovatsiya va istiqbollar, Xalqaro miqyosidagi ilmiy-amaliy konferensiya materiallari -177стр.
2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/241396 -interaktivnye-metody-obuchenija-na-urokah-teh.